На чем заработал рокфеллер
Джон Рокфеллер. Как он заработал свои миллиарды (11 фото)
Джон Рокфеллер со своим братом Вильямом прибыл в США в начале 1860-х гг. После скитаний по стране он поселился в Кливленде (штат Огайо). На первых порах 22-летний Джон зарабатывал себе на жизнь мелкой торговлей хлебом, мало удовлетворявшей честолюбивого и предприимчивого молодого человека. К концу 1860-х гг. первые успехи пионеров нефтяного дела достигли Кливленда. Поддавшись общему настроению, Джон с головой окунается в новое и перспективное дело.
Незадолго до этого (в 1859 г.) полковник Э. Дрейк обнаружил в Пенсильвании нефть, которая неожиданно потекла из оврагов, изломов речных берегов, из-под фермерских сараев и домов. Становление нефтяного производства началось очень бурно. Страна вновь пережила потрясение, близкое знаменитой калифорнийской «золотой лихорадке». В нефтеносные районы устремились молодые и энергичные люди, жаждавшие быстрого обогащения. Это движение принесло на своих волнах и Дж. Рокфеллера. С этого момента началась карьера этого человека, имя которого вскоре стало известно всему миру.
Добычу, связанную с огромными расходами и риском, Рокфеллер решил переложить на плечи других людей. К 1870 г. в США насчитывалось около 250 предприятий, занимавшихся переработкой нефти, между которыми шла беспощадная война за овладение рынком сбыта. Первой задачей на пути к лидерству Рокфеллера стала расправа с конкурентами. В разрешении этой задачи он достиг завидных результатов. В борьбе со своими конкурентами он пользовался не только понижением цен и продажей нефтепродуктов, часто себе в убыток, но и запугиванием, шантажом, подкупом и обманом. Он начал широко применять систему продажи нефтепродуктов непосредственно потребителю. Результаты не заставили себя долго ждать: последовало массовое разорение мелких нефтепромышленников, торговцев и многочисленных комиссионеров, не сумевших устоять против возросшего напора Рокфеллера.
Его имя еще не было широко известно, но соприкасавшиеся с ним люди отмечали его огромную энергию и необычайную, не знавшую никаких преград силу воли. Для достижения целей он не брезговал никакими средствами, не останавливаясь перед нарушением закона, подкупом чиновников, подлогом, а то и просто мошенничеством. Когда для разорения конкурентов необходимо было снижать цены, Рокфеллер шел на огромные убытки и доводил их до предельно низкого уровня. Но когда соперников не было, он продавал нефтепродукты по очень высоким ценам, не считаясь с интересами потребителей.
В своей деятельности Рокфеллер избегал операций, связанных с каким бы то ни было риском. Он стремился проводить операции, которые заранее обеспечивались высокой прибылью. Для полного подчинения себе нефтяного рынка, однако, оказалось недостаточно овладеть перерабатывающими и торговыми предприятиями. Дело в том, что транспортировка нефтепродуктов из районов добычи к перерабатывающим пунктам, а оттуда к местам ее потребления из-за сложности и дороговизны ее перевозки железнодорожным транспортом резко увеличивала стоимость нефти. Поэтому с самого начала своей деятельности Рокфеллер большое значение придавал транспорту, стремясь овладеть всеми средствами перевозки и перекачки нефти или подчинить их себе.
До возникновения и роста нефтепроводного транспорта США нефть в основном перевозилась железнодорожными компаниями. Рокфеллер заключил с ними соглашение с целью обеспечить себя льготными перевозочными тарифами. Крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия Standart Oil были связаны с тремя главными железнодорожными компаниями, возглавлявшимися Вандербильтом, Скотом и Джуэтом. Эти дороги, связывавшие заводы Рокфеллера с рынками сбыта, вели между собой ожесточенную конкуренцию за привлечение выгодных клиентов. Будучи частными и совершенно самостоятельными, они, согласно законам США, были обязаны одинаково относиться, не давая предпочтения, ко всем товаропроизводителям. Однако Рокфеллеру удалось добиться от них существенных льгот для своей компании, поскольку в условиях того времени стоимость перевозки нефтепродуктов в несколько раз превышала их производственную стоимость.
Понятно, что при таком положении малейшие транспортные льготы ставили Standart Oil в исключительно выгодное и преимущественное положение. В результате переговоров с тремя дорогами Рокфеллер заключил с ними договор, согласно которому железные дороги обязывались удвоить тарифные ставки, компания Рокфеллера оплачивала грузы по старым ставкам, разница в тарифных ставках поступала в пользу рокфеллеровской компании, все дальнейшие изменения тарифных ставок должны были согласовываться с Рокфеллером.
Понижение стоимости железнодорожного тарифа сразу дало Рокфеллеру перевес над конкурентами. Этот договор являлся образцом нарушения закона о равенстве тарифов для всех грузоотправителей; понимая всю беззаконность договора и не желая подвергать компанию риску, Рокфеллер совместно с главными участниками Standart Oil основывает South Improvement Company («Южная компания усовершенствования»), которая и заключила с железными дорогами этот тарифный договор.
Договоры были оформлены очень умело, и участники сделки держали их в секрете, т. к. в случае их оглашения они независимо от уголовной кары рисковали подвергнуться суду Линча. Имея возможность приостановить отправку грузов своих конкурентов, Рокфеллер становился диктатором на нефтяном рынке, мог ставить любые условия своим конкурентам.
В кратчайшие сроки соперники Рокфеллера были прижаты, и им не оставалось другого выбора, как слиться со своим более сильным конкурентом, уступить свое имущество и права за полцены или прекратить деятельность своих предприятий. За три месяца существования South Improvement Company большинство кливлендских заводов совершенно разорились или за бесценок были скуплены Рокфеллером. Через 6 месяцев Рокфеллер овладел 20% всей нефтеочистительной промышленности США. Столь быстрый успех вызвал подозрение.
В 1872 г. членам комиссии, учрежденной Торговой палатой США, удалось пролить немного света на это негласное соглашение. Но как только началось следствие, оно тут же было немедленно прекращено. Конгресс штата приказал расследовать дело, но в то же время действовала некая таинственная сила, приказывавшая прекратить следствие. Однако, несмотря на противодействие, тарифное соглашение стало достоянием гласности. Для нефтепромышленников, не связанных со Standart Oil, оно было полной неожиданностью. Практические результаты сделки оказались настолько ошеломляющими, что вызвали бурю негодования в самых различных слоях общества.
Независимые производители нефти и нефтеочистители объединились в союзы. К выражению негодования был привлечен народ. На заговорщиков обрушилась печать. По улицам Нью-Йорка, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда прошли демонстрации, во время которых разбрасывались «черные списки» с именами участников преступного сговора. Дело приняло серьезный оборот, железнодорожные компании не выдержали: на совместном совещании железнодорожных фирм с нефтепроизводителями 1 марта 1872 г. договор был расторгнут.
В результате многочисленных протестов, поступивших в законодательное собрание штата Пенсильвании и Конгресса США, 6 апреля 1872 г. общество South Improvement Company было распущено. Созданная правительством США специальная комиссия признала: «Не подлежит никакому сомнению, что важнейшим фактором могущества Standart Oil были незаконные скидки с железнодорожных тарифов». Но, несмотря на вопиющие нарушения, Рокфеллер вышел сухим из воды. Уже в этот период его деятельности, наряду с ростом финансовой мощи, Рокфеллер оказывал огромное влияние на правительственные круги посредством систематических подкупов правительственных чиновников, газет и т. д.
Так закончилась знаменитая железнодорожная эпопея. Но решающим в усилении финансового могущества Рокфеллера, приведшего к почти полному овладению Standart Oil американским нефтяным рынком, являлся захват им нефтепроводной сети. Начало нефтепроводного строительства в США относится к 1860-м гг. В 1865 г. был построен первый нефтепровод. К 1874 г. их насчитывалось уже около 20. Эти нефтепроводы были рассчитаны на транспортировку нефти на короткие расстояния. До 1873 г. Рокфеллер не принимал участия в сооружении нефтепроводов. Но после провала авантюры с железными дорогами он обратился к сооружению новых и захвату уже работавших нефтепроводов.
Произошла перемена ролей. В этих условиях ему стало выгодно поддерживать на дорогах высокие тарифы, чтобы окончательно разорить своих конкурентов. Для этой цели он платил железным дорогам определенный процент за нефть, которую его компания перекачивала по своим нефтепроводам. Эта сделка была выгодна ее участникам, но гибельно отразилась на конкурентах Рокфеллера, заставив последних объединиться в «независимые фирмы» и предпринять постройку крупнейшего в то время нефтепровода длиной почти 200 км от промыслов севера-запада до Нью-Йорка. Строительство нефтепровода было завершено летом 1879 г. Рокфеллер, не веривший в успех этого дела, изменил вскоре свое мнение.
Началась война между Standart Oil и «независимыми компаниями». Чтобы расправиться с конкурентами, Рокфеллер приступил к сооружению огромных нефтепроводов от нефтепромыслов до крупных городов, таких как Филадельфии, Нью-Джерси, однако «независимые» не сдавались. Расправиться с ними он решил с помощью покупки их акций, не останавливаясь ни перед какими ценами. Очень скоро ему удалось приобрести влияние на дела «независимых». Одновременно с этим Рокфеллер скупает нефтеперерабатывающие заводы, обслуживавшие эту компанию. Благодаря всем этим акциям «независимые» стали терять покупателей. После 4-летней ожесточенной борьбы их сопротивление было сломлено. Они капитулировали, войдя в состав Standart Oil.
С этого времени утвердилось монопольное положение Рокфеллера в нефтепроводном хозяйстве США. Чтобы удержать свое господствующую роль, он не допускал своих конкурентов к строительству новых нефтепроводов: он покупает земельные участки, по которым «независимые» намечали прокладку нефтепроводов, вступил в соглашение с отдельными компаниями и предприятиями, скупая их акции и снижая тарифы на перекачиваемую на его нефтепроводах нефть, для давления на конкурентов он оказывал влияние на железные дороги, которые запрещали прокладку нефтепроводов на их территориях.
В 1906 г. под влиянием антимонопольного движения, многочисленных публикаций конгресс издал закон о передачи нефтепроводов в общественное пользование и об одинаковых для всех ценах за перевозку нефти. Рокфеллер с присущей ему ловкостью обходил этот закон, всячески сопротивляясь его проведению в жизнь. Только в 1914 г., когда борьба против крупных монополий в США усилилась, Standart Oil, хотя и не окончательно, но все же капитулировала, сохранив все же решающие позиции в нефтепроводном транспорте.
Наряду с нефтепроводной сетью компания Рокфеллера монополизировала почти весь нефтеналивной транспорт США. Тоннаж ее наливной флотилии составлял в 1933 г. 2057 тыс. тонн, тогда как танкерный флот двух крупнейших мировых нефтяных концернов «Ройял Дейтч Шелл» и «Англо-Першен Ко» насчитывал 2618 тыс. тонн. Обладая мощным нефтеналивным флотом, Standart Oil контролировала не только экспортные, но и импортные потоки США.
Монополизм компании в установлении цен на нефтепродукты, не считаясь с интересами потребителей, обусловил резко враждебное отношение к ней со стороны населения. Эта группа и особенно ее глава Дж. Рокфеллер снискали себе лютую ненависть тысяч мелких и средних собственников и рабочих, разоренных его методами борьбы с конкурентами. Вместе с ростом финансового могущества Рокфеллера росла ненависть со стороны практически всех слоев американского общества. Все это способствовало популярности в обществе антитрестовских законов. Эти требования находили поддержку и у властей. За 1889-1892 гг. в ряде штатов была издана серия антитрестовских законов.
Казалось, поединок между Рокфеллером и Рузвельтом завершился победой первого, но в 1907 г. создается следственная комиссия во главе с Келлаганом, которой был собран огромный обвинительный материал, что дало основание Верховному суду пересмотреть свое решение. Осенью 1911 г. он принял решение, несмотря на яростное сопротивление Рокфеллера, о роспуске Standart Oil. В результате постановления эта группа была разделена на 11 совершенно самостоятельных обществ, действовавших на определенной территории со строго определенными функциями.
Атмосфера всеобщей ненависти, окружавшая Дж. Рокфеллера, побудила его взяться за создание своего пристойного имиджа в глазах общественности. Прежде всего он взялся за печать. Скупая ряд крупнейших американских газет и газетных агентов, Рокфеллер стал возвещать всему миру «о великих деяниях величайшего из людей Америки». Огромные суммы расходовались Рокфеллером на всевозможные благотворительные организации и поддержку религиозного движения и политических организаций.
Джон Дейвисон Рокфеллер умер в 1929 г., оставив о себе, несмотря на значительные пожертвования, сделанные им в конце жизни, не слишком добрую память у американцев.
Главный в семье Как Рокфеллер придумал зарабатывать на нефти и стал первым долларовым миллиардером планеты
Основатель знаменитой династии Джон Рокфеллер-старший один из первых осознал значение нефти для мировой экономики и сделал на этом бешеное состояние. Он создал Standard Oil — прообраз нефтяного гиганта под названием ExxonMobil, экс-глава которой Рекс Тиллерсон еще недавно был государственным секретарем США. Компания ведет деятельность по всему миру, включая Россию, не боясь при этом попасть под санкции. На пике своего влияния и спустя 150 лет со дня основания компании семейный фонд Рокфеллеров заявил о желании прекратить инвестиции в нефтегазовую отрасль, включая вложения в «родной» ExxonMobil. 8 июля 2019 года исполняется 180 лет со дня рождения первого в мире долларового миллиардера Джона Рокфеллера. В связи с этим «Лента.ру» повторно публикует историю великой бизнес-империи, созданной Рокфеллером. (Впервые текст был опубликован в мае 2018 года.)
Маменькин сынок
Патриарх семьи Рокфеллеров Джон Дэвисон Рокфеллер родился в штате Нью-Йорк 8 июля 1839 года и прожил почти 98 лет. Благодаря его деловой хватке, усердию и долголетию семья сколотила первое в мировой истории миллиардное состояние. С поправкой на инфляцию, капитал Рокфеллера-старшего на момент его смерти оценивался более чем в 300 миллиардов долларов. Биограф Аллан Невинс в своей книге «Джон Рокфеллер. Промышленник и филантроп» отмечает самообладание, холодную расчетливость и поразительную работоспособность бизнесмена.
«Я был весьма уравновешенным и серьезным парнем», — вспоминал Джон Рокфеллер в старости. В этом плане он не был похож на своего отца Уильяма — яркого, жизнерадостного весельчака, балагура и любителя женщин. Уильям был лесорубом, затем купил собственную ферму, но не утруждал себя тяжелой работой, предпочитая ввязываться в сомнительные авантюры: объявлял себя «знаменитым специалистом по раковым болезням», исчезал куда-то на долгое время, возвращался разодетый с породистыми лошадьми или без гроша в кармане.
Будущий миллиардер пошел в мать, которая верила в пользу упорного труда и строгой бережливости на грани скупости. Она принадлежала к одной из баптистских общин и была чрезвычайно религиозна. Благодаря ее воспитанию Джон Рокфеллер всегда делал пожертвования баптистской церкви, даже когда работал мелким клерком и экономил на обедах. В редкие моменты общения с семьей папаша буквально натаскивал детей на торговлю, обманывал и обдирал их до нитки, желая таким образом подготовить отпрысков к взрослой жизни.
Джон Дэвисон Рокфеллер
В Джоне авантюрность отца слилась с рационализмом и методичностью матери. Он не получил качественного образования — Уильям был против поступления сына в университет. Умения считать и вести бухгалтерские книги, по мнению отца, было достаточно, чтобы заниматься бизнесом. И немудрено — страна, подгоняемая духом стяжательства миллионов американцев, развивалась бешеными темпами: строились железные дороги, сталелитейные заводы, только что затихла золотая лихорадка в Калифорнии. Немецкий социолог Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» писал об этом времени: «Стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает в США характер безудержной страсти, подчас близкой спортивной». Джон Рокфеллер вступил в эту гонку в 16 лет, начав работать клерком в конторке, занимавшейся перевозкой грузов. Уже через три года вместе с партнером он основал собственную компанию по комиссионной торговле зерном, мясом и фуражом. Укреплению бизнеса помогла Гражданская война. В отличие от брата Фрэнка, Джон в армию не пошел, а продолжал зарабатывать. Благодаря военным поставкам «Кларк энд Рокфеллер» стала солидной фирмой с большим доходом.
Без друзей и партнеров
В конце 1850-х годов в Пенсильвании пробурили первую в США нефтяную скважину. Буквально через несколько лет страну накрыл нефтяной бум — вспыхнувшая война Севера и Юга ухудшила торговый баланс Соединенных Штатов, и экспорт нефти превратился в важный источник дохода страны. Первоначально «Кларк энд Рокфеллер» занималась перевозкой сырой нефти и керосина, но растущие объемы рынка привлекли внимание партнеров.
Добыча считалась рискованным делом, а вот ее переработка была более стабильным бизнесом, поэтому компаньоны построили и запустили нефтеперегонный завод, утверждает Аллан Невинс. Очень быстро побочный бизнес перерос комиссионную торговлю сельхозпродуктами. Нефтяное подразделение компании было выкуплено Рокфеллером у партнеров на аукционе, отмечает Невинс. Торги начались с 500 долларов, но стороны не хотели уступать, цена достигла рекордных 72 тысяч долларов. Рокфеллер, уже твердо веривший в большое будущее нефти, без колебаний предложил 72,5 тысячи долларов — по тем временам большие деньги. Обескураженные компаньоны подняли руки. «Я всегда указываю на день разрыва с ними как на начало своего жизненного успеха», — позже вспоминал бизнесмен. Так в 26 лет Джон Рокфеллер стал владельцем собственного нефтяного бизнеса. С помощью подкупа, интриг и угроз набожный «дьякон», как называли его знакомые, добился от железнодорожных перевозчиков скидок на перевозку нефтепродуктов и приступил к захвату контроля над рынком.
Рождение спрута
В то время керосин, который производили из нефти многочисленные небольшие компании, был разным по составу и качеству. В 1870 году Рокфеллер с партнерами основали компанию Standard Oil, которая скупала сырье у нефтедобытчиков и перерабатывала по строго унифицированному стандарту. В начале деятельности Standard Oil контролировала десятую часть нефтеперерабатывающей промышленности США и управляла нефтеперегонными заводами, производством бочек, целой флотилией танкеров и сетью складов. В эти ревущие годы Рокфеллер последовательно разгромил всех соперников в войне тарифов на перевозку нефтепродуктов по железной дороге и пережил несколько обвалов цен. Не чурался набожный бизнесмен откровенного бандитизма и нанимал гангстеров для нападений на нефтепроводы конкурентов.
Через десять лет Standard Oil уже контролировала транспортировку и переработку более 90 процентов «черного золота» в стране. Так из первозданного хаоса свободной торговли выкристаллизовалась первая американская монополия что, конечно же, не могло не раздражать общественность. Негативный эффект подогревали публикации в прессе. В 1902 году журналист Ида Тарбелл выпустила «Историю Standard Oil Company». Она считала, что каждый шаг по сооружению этого монстра сопровождался обманом, принуждением или подкупом, «которые подрывали моральные устои американского бизнеса». Негатив в адрес империи Рокфеллера вынудил федеральное правительство принять ряд антимонопольных законов, а в 1911 году Верховный суд постановил разделить Standard Oil на 38 компаний. Впрочем, роспуск почти не вызвал какого-то разительного усиления конкуренции, новые компании просто поделили рынки. «Standard of Indiana долгое время старалась не соваться на территорию Standard of Ohio и наоборот», — пишет Невинс.
Джон Рокфеллер в старости
Фото: Scherl / Globallookpress.com
Рокфеллер-старший вышел победителем из нефтяной войны, но его образ (во многом стараниями конкурентов) стал символом алчности, безжалостности и коррупции. Для того чтобы войти в высшее общество, просто денег недостаточно, необходимы репутация и относительно доброе имя, ради чего нефтяной магнат занялся благотворительностью. На его деньги были основаны знаменитый Чикагский университет, медицинский институт (впоследствии Рокфеллеровский университет) в Нью-Йорке и Фонд Рокфеллера. Последний до сих пор выделяет деньги на развитие искусства и научные программы. В целом Джон Рокфеллер-старший потратил на благотворительность половину своего миллиардного состояния.
Собраться в клан
В жизни немало историй об утекающих, как вода сквозь пальцы, состояниях. Американцы в таких случаях говорят: «Четвертое поколение ходит в одной рубашке». Американский адвокат Джеймс Хьюз-младший в своей книге «Богатство семьи: как сохранить человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы» так описывает цикл «из грязи в князи — и обратно»: первое поколение семьи «копается на картофельном поле», не имеет качественного образования, но благодаря упорному труду, жесточайшей экономии и удаче сколачивает состояние. Второе поколение учится в университетах, носит модную одежду, строит особняки и попадает в высшее общество. Представители третьего поколения — классическая «золотая молодежь»: они растут в роскоши, практически не работают и разбазаривают доставшиеся от отцов и дедов деньги. Наконец, четвертое поколение вновь «копается в картофельном поле».
Внуки Джона Рокфеллера-старшего
Фото: Marty Lederhandler / AP
Для управления капиталом и активами семьи Рокфеллер-младший основал специальный офис, в который могут обратиться заинтересованные в эффективном управлении капитала родственники. Ему же принадлежит идея семейных собраний, когда все члены клана ежегодно съезжаются в фамильное поместье. В любой системе управления семьей первостепенную роль для жизнеспособности и долговечности играет подтверждение этой системы каждым последующим поколением и желание этого поколения участвовать в управлении семьей, отмечает семейный адвокат Джеймс Хьюз-младший. Регулярные обсуждения общих вопросов гарантируют эффективную работу выбранной Рокфеллером системы управления. Его практические методы распределения ролей в семье и привлечение сторонних консультантов взяты на вооружение многими другими богатейшими семьями мира, в которых действуют аналогичные системы управления.
Позитивная роль неожиданного решения Джона Рокфеллера-старшего, который не стал принуждать сына к работе в семейном бизнесе, не совсем очевидна, ведь именно прямой родственник обычно продолжает дело, начатое отцом. Однако Рокфеллер-старший понял, что гораздо выгоднее будет раскрыть потенциал сына в том, что ему действительно по душе — в управлении семьей и филантропии. С ним согласен и адвокат Хьюз-младший: «Я убежден, что готовность отца позволить сыну устремиться к счастью по собственному пути — одно из самых удачных решений с точки зрения долговременного сохранения капитала».
Великий глобализатор
Решение отца Джон Рокфеллер-младший фактически превратил в семейное правило — он побуждал своих детей искать себе дело по душе. В итоге отпрыски семьи в третьем поколении довольно успешно занялись политикой, международным банковским делом и инвестициями в перспективные индустрии. Самый честолюбивый внук Джона-старшего — Нельсон — ярким, активным характером пошел в прадеда Уильяма. По его заказу мексиканский художник Диего Ривера в 1932-1933 годах создавал стенную роспись строящегося в Нью-Йорке Рокфеллер-центра.
Однако сотрудничество левака с денежным мешком закончилось скандалом: на фресках Ривера изобразил развлекающихся буржуев, один из которых был очень похож на основателя рокфеллеровской империи. Этого творцу показалось мало, и героями композиции стали Ленин, а также Троцкий, Энгельс и Маркс, держащие красное знамя с призывом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!» Нельсон Рокфеллер потребовал заменить революционера лицом «неизвестного человека», но Ривера отказался и фреску уничтожили. В 1960-х годах Нельсон стал губернатором штата Нью-Йорк, затем вице-президентом, но свою заветную мечту — занять пост президента Соединенных Штатов так и не осуществил.
Фото: D. Pickoff / AP
Нельсон Рокфеллер был постоянным членом Бильдербергского клуба — неформальной ежегодной конференции самых влиятельных бизнесменов, политиков и глав ведущих средств массовой информации. Конспирологи называют членов клуба «тайным всемирным правительством». Постоянным членом клуба был и родной брат Нельсона — Дэвид. Усилиями Дэвида Chase Manhattan Bank стал первым американским банком, получившим лицензию в СССР. С 1960-х годов банкир и глобалист по убеждениям Дэвид Рокфеллер постоянно появлялся на территории Советского Союза, а затем и России. Как и многие из его предков Дэвид был известен своей благотворительной деятельностью. Он пожертвовал более 100 миллионов долларов своей альма-матер — Гарвардскому университету. Тем не менее, его демонизированный образ стал символом глобальной угрозы политическим и экономическим институтам всего мира. Дэвид Рокфеллер скончался в марте 2017 года в возрасте 101 года. В прошлогоднем рейтинге миллиардеров Forbes Рокфеллер занял 581-е место с состоянием 3,3 миллиарда долларов.
В начале мая 2018 года в нью-йоркском Рокфеллер-центре на торгах Christie’s прошел благотворительный аукцион, на котором было выставлено личное имущество, семейные реликвии, коллекция произведений искусства, собранная несколькими поколениями Рокфеллеров. Нынешний глава Rockfeller family office, сын Дэвида Рокфеллера, Дэвид Рокфеллер-младший заявил, что средства от продажи пойдут на благотворительность.
Весной 2018 года венчурная компания Venrock Associates, основанная на деньги Рокфеллеров, заявила о своем интересе к криптовалютным стартапам. После этих сообщений криптовалюты немедленно подорожали, возможно, могущественная семья решила переключиться с нефти на что-то более современное.