На чем зиждился успех самозванства лжедмитрия i
Новое в блогах
Лжедмитрий I: какие реформы самозванец планировал провести в России
Все историки писали бы, что он – подлинный сын Ивана Грозного
Кульминацией всеобщего признания стала встреча царя со своей матерью, царицей-инокиней Марфой (Марией Нагой). В присутствии десятков тысяч людей Марфа узнала своего повзрослевшего сына, которого лишилась четырнадцать лет назад, и Богом поклялась народу в том, что он – истинный Дмитрий.
Спустя год набат разбудил Москву в самый день царской свадьбы. Подосланные Василием Шуйским и другими боярами смутьяны выкрикивали старые лозунги пропаганды Бориса Годунова – что Дмитрий не тот, за кого себя выдаёт, а самозванец, расстрига Гришка Отрепьев. Сам Василий Шуйский объявил народу, что раньше признал самозванца царём только, чтобы сохранить себе жизнь. Однако теперь как на духу признаётся, что солгал, и сам Бог свидетель, что называющий себя царём Дмитрием – самозванец.
Дело закончилось известно чем. Того, кого ещё вчера все прилюдно – от патриарха до холопа – величали царём, убили, труп его сожгли, прах запихали в пушку и выстрелили. Посему и в наше время невозможна генетическая экспертиза останков Лжедмитрия, и о том, кем он был на самом деле, можно без толку фантазировать сколько угодно.
Но боярский мятеж – штука такая, которая могла и не удаться. Лжедмитрий знал о заговоре, но не придавал ему значения. Легко представить такую ситуацию, что самозванец всё-таки принял бы превентивные меры, арестовал и казнил заговорщиков. Ведь ещё раньше Василий Шуйский находился в его руках и даже был приговорён к смерти. Однако по необъяснимой мягкости сердца самозванец даровал ему жизнь, заменив казнь ссылкой, а по случаю своей свадьбы простил своего соперника и вернул его в Москву, себе на погибель.
Лжедмитрий, наверное, думал, что такой его жест подтвердит в глазах людей законность его статуса: ведь природному царю некого бояться. Однако добился обратного эффекта: московиты, привыкшие к жестокостям Ивана Грозного, восприняли милосердие нового царя как признак слабости и неуверенности в себе.
Предположим, что Лжедмитрий поступил бы в соответствии с народными ожиданиями «грозы царской» и удержался на престоле. Понятно, что уже только в наше время можно было бы проверить, находился он в родстве с прежними царями или нет. И то, если бы власти допустили такую экспертизу. Четыре столетия школьники учили бы историю, в которой чудесно спасшийся царевич Дмитрий при всенародной поддержке вернул себе московский трон.
Общепризнанная династия Рюриковичей правила бы Россией ещё невесть сколько времени. А какой тогда могла быть Россия? Шаги и заявления самозванца за год его правления позволяют сделать некоторые предположения такого рода.
Внутренняя политика
В первую очередь, Россия избежала бы разорений и потерь Смутного времени. Действительно, какая могла быть борьба за власть, если на троне снова – законная династия?
Кем бы ни был Лжедмитрий, он находился под сильным влиянием западноевропейской культуры и хотел приобщить к ней Россию, как и Пётр Великий сто лет спустя. Он не раз объявлял боярам, что желал бы, например, завести в России университет. Кстати, он не первый вынашивал такую мысль – аналогичный план был ещё у Бориса Годунова. Ещё Годунов отправил представителей знатной молодёжи на обучение за границу. Смутное время привело к национальной реакции, и эта практика, едва начавшись, прервалась на 70 лет. При Лжедмитрии она осуществлялась бы без перерыва. Россия приходила бы во всё более тесное общение с Западной Европой.
Это уже начало происходить в год правления Лжедмитрия. Новый царь издал указ о свободном въезде в Российское государство и выезде из него, как для иностранцев, так и для царских подданных. Он также разрешил полную свободу предпринимательства и внешней торговли людям всех рангов и званий.
Самозванец был щедр к войску и прост в общении с народом. «Вопреки обычаям прежних царей, – писал историк Николай Костомаров, – которые после сытных обедов укладывались спать, Димитрий, пообедавши, выходил один пешком в город, заходил в разные мастерские, толковал с мастерами, осматривал их работы, говорил ласково со встречными. Такого рода неслыханная прежде доступность царя в обращении с подданными соблазняла тех, у кого укоренилось понятие, что чем лицо важнее, тем оно должно быть неповоротливее». В этом описании мы как будто видим Петра Великого.
Костомаров упоминал также о том, что Лжедмитрий говорил о преобразовании государственного аппарата Московского царства. В частности, он собирался завести вместо Боярской думы – Сенат, куда назначал бы людей не родовитости, а по личным способностям.
Внешняя политика
Образцом для Лжедмитрия была польская армия, которая тогда, действительно, превосходила московскую. Став царём и укрепившись у власти, умный самозванец начал бы военную реформу, увеличивая количество регулярных полков, заводя на польский манер гусарские, драгунские и рейтарские части. В течение всего 17 столетия русская армия двигалась со скрипом в этом направлении, вынужденная обстоятельствами. Лжедмитрий начал бы эту реформу целенаправленно и на несколько десятилетий раньше.
Лжедмитрий начал именоваться в своих грамотах к иноземным государям «императором». По-видимому, борьба за признание нового титула русского государя стала бы важным содержанием международной политики Лжедмитрия. И если, в конце концов, Россия в начале 18 века добилась такого признания, уже после смерти Петра Великого, когда на троне были женщины, то почему это не удалось бы при жизни Лжедмитрия? Ведь ему было всего 22 года, когда он вступал на престол.
Существенным элементом повышения международного престижа России стала бы война с Турцией. Для этого царь сколачивал коалицию с Австрией, Польшей и Венецией. Сумел бы он это сделать или нет, но завоевание Азова и Крыма было его неотъемлемой целью. Таким образом, Лжедмитрий собирался начать борьбу за выход к Чёрному морю. Что касается выхода к Балтике, то у России он тогда был – от устья Нарвы до устья Невы. Это в Смутное время Россия его утратила.
Из великих русских историков Костомаров и Сергей Соловьёв отмечали в программе Лжедмитрия большое сходство с преобразованиями Петра Великого. Таким образом, если бы таковые осуществились на столетие раньше, без потрясений Смутного времени, без разорительных восстаний, бушевавших в России на протяжении всего 17 века, без церковного Раскола, то наша страна могла значительно раньше и меньшей ценой сделаться супердержавой.
Но это, конечно, если бы не возникло каких-то новых непредвиденных осложнений.
Правление Лжедмитрия 1
Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.
История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.
Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?
Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.
История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.
Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек
Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:
Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.
Начало похода на Россию
Карта движения Лжедмитрия
Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.
Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши
В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.
Въезд самозванца в Москву
20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.
8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.
Конец правления Лжедмитрия 1
Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.
Лжедмитрий I
Предпосылки появления самозванца на московском престоле
С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.
Предпосылки Смуты (1598–1613 гг.):
Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;
Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.
Так появилась благодатная почва для слухов о чудом спасшемся «добром царевиче Дмитрии».
Личность Лжедмитрия I
Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем (царём) Дмитрием Ивановичем или императором Димитрием, правил с 1 июня 1605 г. по 17 мая 1606 года.
Версии происхождения Лжедмитрия
О происхождении личности авантюриста историки спорят и сегодня, большинство считают, что он — сын обедневшего дворянина Отрепьева из Галича. Приняв постриг и покочевав по монастырям, Григорий оказался в «элитном» Чудовом монастыре в Москве, в котором ему поручили переписывать книги и рукописи.
По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием.
Среди польских библиографов бытуют две версии:
Лжедмитрий при польском дворе и его связь с семьёй Мнишек
Имея честолюбивые планы и сбежав в Польшу, Отрепьев, назвавшись спасшимся царевичем Дмитрием, получил поддержку польских аристократов и католической церкви в борьбе за «возвращение» русского престола.
Началось его «знакомство» с Польшей со службы у князя Вишневецкого. Лжедмитрий смог убедить польского короля Сигизмунда III и своего патрона Адама Вишневецкого в своём божественном происхождении с помощью золотого креста Марии Нагой (выкраденного у неё, по версии историков).
Познакомившись с родственником Вишневецкого — Юрием Мнишеком и влюбившись в его дочь Марину, будущий царь готов был принять католицизм и идти «отвоёвывать» свой престол. Меркантильные Мнишеки встали на его сторону.
Чтобы доказать свою лояльность к польскому королю, Лжедмитрий принял католичество, пообещав семье Мнишеков отдать исконно русские города Псков и Новгород, а также Чернигов и Северскую землю.
Поход в Россию
Юрий Мнишек, при поддержке польского короля Сигизмунда III, собрал 4 тысячи человек для похода на Москву.
Несмотря на неблагоприятные условия, армия лже-царя смогла покорить Чернигов, а также Новгород-Северский (обороной заведовал фаворит Бориса Годунова боярин Пётр Басманов, позднее перешедший на сторону Лжедмитрия и погибший вместе с ним). Во время вынужденного «сидения» в Путивле будущий государь не терял время даром: он принимал польских и русских священнослужителей, рассылал грамоты к боярам, готовил почву для своего восшествия на престол.
Почувствовав поддержку москвичей, Дмитрий 20 июня 1605 г. торжественно въехал в Кремль, по пути собирая «почести» как от простого люда, так и от дворян.
В течение 1603–1604 гг. Лжедмитрий:
В конце 1604 г. при поддержке польских и литовских войск Лжедмитрий вступил на территорию Российского государства в районе Чернигова. Его поддержали крестьяне и горожане, а также большая часть царской армии.
Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I
Возвращение из ссылки опальных бояр, возвращение им земель и «заигрывание» со знатью.
Свобода передвижения по стране и за её пределы, чего не было при прежних правителях.
Учреждение денежных и земельных окладов для поместного дворянства за счёт ущемления прав монастырей.
Подготовка к войне с турками.
Увеличение налогов по всей стране (за исключением южных областей), что привело к началу волнений.
Поиск союзников на Западе для войны со Швецией, не увенчавшийся успехом,так как «царь» не выполнил обещаний перед Польшей и Папой Римским (вместо обещанных русских Земель расплачивался с польским королём деньгами и не ввёл католицизм).
Борьба с казнокрадством.
Расширение состава Думы за счёт высшего духовенства.
Привлечение поляков на русскую службу, в том числе учреждение личной гвардии для охраны царя, состоящей из поляков, игнорировавших всё исконно русское, что вызывало недовольство и осуждение в царском окружении.
Заговор и убийство Лжедмитрия I
К лету 1606 г. обстановка в стране накалилась. Зимой по Москве прокатились слухи о самозванстве царя. Был схвачен и допрошен монах из Чудова монастыря, клявшийся, что царь – это Гришка Отрепьев, однако, прямых доказательств не было.
Князья Василий Шуйский, Голицын, Куракин и другие, недовольные политикой самозванца, подталкивали народ к бунту. Недовольные вменяли царю в вину несоблюдение церковных постов, пренебрежение к русским обычаям, ношение иностранной одежды, женитьбу на полячке Марине Мнишек.
Число заговорщиков, обиженных Лжедмитрием, росло.
8 января 1606 г. было совершено первое покушение на царя, которое провалилось, а заговорщиков толпа растерзала.
8 мая 1606 г. Лжедмитрий женился на польской панне Марине Мнишек и короновал ее. Казна была опустошена дорогими подарками и свадебными торжествами. Огромное количество польских гостей, пренебрежение русскими традициями, мародёрство и самоуправство иностранцев во время свадебных торжеств, стали последней каплей, привёдшей к убийству Лжедмитрия.
Дмитрия предупредили о готовящемся заговоре, но он не поверил слухам.
17 мая 1607 г. Отрепьева убили, а над телом надругались – сожжёнными останками царя заправили пушку и выстрелили в сторону ненавистной Польши.
Итоги правления
Лжедмитрий I — первый самозванец, занявший русский престол почти на год.
Плюсы и минусы правления Лжедмитрия 1
После смерти Бориса Годунова трон России остался без царя. Наряду с этим, страна переживала тяжелые времена. Голод в результате неурожайных годов, тяжелое экономическое положение, социальный разлад в стране. Все это не способствовало мирной жизни и развитию государства. Эти факторы вкупе со странной смертью Дмитрия Ивановича породили нашествие самозванцев, выдающих себя за погибшего царевича. Расцвело Смутное время. Первый авантюрист не заставил себя долго ждать. Уже в июне 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву.
Лжедмитрий I
Первый самозванец в череде желающих заполучить Российский трон. Правил Россией всего 11 месяцев. Выдавал себя за спасшегося сына Ивана Грозного. Считается, что настоящее имя Лжедмитрия Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря. Свой поход на Москву он начинает в 1604 году с польско-литовским отрядом. Чтобы получить поддержку иностранных войск, Лжедмитрий принимает католическую веру и обещает ввести католичество на Руси в случае успеха предприятия. Находясь в Польше, влюбляется в Марину Мнишек. Дает слово ее отцу, что, став царем, даст ему 1 млн золотом и подарит Марине Новгород и Псков. После смерти Годунова и свержения с трона его сына Федора, большая часть российского войска переходит на сторону самозванца. Это дает Лжедмитрию I возможность занять Московский трон. 30 июня 1605 года происходит его венчание на царство. За время правления не было достигнуто каких-либо серьезных изменений в государственном строе. Небольшой срок правления и расхождения во взглядах с населением не дали правителю внести значительные изменения в уклад страны. Судить о политике самозванца очень сложно.
Положительные итоги правления Лжедмитрия I
Лжедмитрию любой ценой необходимо было заручиться поддержкой народа и знати, чтобы удержаться на троне. Поэтому придя к власти, он активно начал продвигать новшества, которые должны были, по его мнению, улучшить жизнь страны.
Эти многочисленные меры должны были привести к укреплению позиций Лжедмитрия на троне. Однако большинство мероприятия имели обратный эффект.
Отрицательные итоги правления Лжедмитрия I
Итоги
Лжедмитрий I был первым в череде самозванцев, желающих заполучить Российский трон. Его царствование закончилось заговором в результате которого его жестоко убили. Такова расплата за попытку обмануть народ.
Попытки Лжедмитрия I завоевать доверие людей были неудачными из-за серьезных ошибок, допущенных с самого начала.
Лжедмитрий любил шумные развлечения, позволял себе пренебрежительно относиться к традициям русского народа. Угрожал ввести чужую веру и раздарить русские земли иностранцам. Это настроило народ против самозваного царя. В его действительную принадлежность к царской крови мало кто верил. Все это подготовило благодатную почву для организации восстания. Этим воспользовался Василий Шуйский. И вскоре после свадьбы с Марией Мнишек Лжедмитрий I был убит. Трон остался без правителя.
Лжедмитрий I: все, что нужно знать о «Гришке Отрепьеве»
Методические материалы по теме
Совсем не факт, что это был Отрепьев
Версия о сбежавшем из Чудова монастыря расстриге Гришке Отрепьеве была высказана впервые Борисов Годуновым — а значит, это изначально самая субъективная версия из всех. В течение нескольких лет, в зависимости от своих планов, бояре то поддерживали ее, то опровергали — но никаких фактов, указывающих на то, что это именно Отрепьев, нет. Скорее наоборот — есть косвенные свидетельства того, что это не он. В частности, эту позицию защищает Ключевский.
Был ли он действительно выжившим царевичем Дмитрием?
Есть только один иностранный источник, свидетельствующий о том, что Дмитрий — действительно сын Ивана Грозного. Об этом говорит в своих записях только Жак Маржерет — в прошлом сподвижник Генриха Наварского, в период смуты — один из трех телохранителей Дмитрия. По правде сказать, этого источника недостаточно. Есть аргументы в пользу того, что Лжедмитрий сыном Ивана Грозного не был: доподлинно известно, что царевич Дмитрий страдал эпилепсией, а у Лжедмитрия ни одного припадка не было засвидетельствовано, к тому же у него ровная и правильная форма черепа — а у эпилептиков всегда неправильно сформирована затылочная кость.
При этом, многих историков поражала фанатичная вера Лжедмитрия в то, что он действительно сын Ивана Грозного. Об этом свидетельствует множество эпизодов — когда он одной своей уверенностью усмирял взбунтовавшихся казаков, вел себя уверенно и смело, со слезами на глазах вошел в Москву — и, надо сказать, став царем, не забывал блюсти интересы государства, как истинный помазанник. Так сыграть нельзя: надо быть не циничным самозванцем, а убежденным, уверенным в своей правоте человеком.
Так кто же он тогда?
Кто его воспитывал? Кто внушил ему такую уверенность, что он — царский сын и законный наследник? Здесь очевидных версий нет, зато есть много догадок. Почти наверняка здесь большую роль сыграли Романовы, об этом говорит поведение Филарета Романова в ссылке в период начала смуты. По свидетельствам очевидцев, до 1604 года он был очень удручен, все время плакал и говорил только о том, как бы бог прибрал его бедных детей, оставшихся без помощи и надежды. Но как только появились на Киевщине новости о появлении выжившего царевича Дмитрия, Филарет внезапно воспрял духом: стал смеяться непонятно над чем, шпынять братьев и обещать им, что «они его еще узнают». И в самом деле, едва став царем, Лжедмитрий сразу возвращает из опалы Филарета и всю его семью, делает самого Филарета ростовским митрополитом.
Итак, мы можем предполагать, что Лжедмитрий имел отношение к Романовым. Но точных фактов, увы, не прослеживается: очевидно, как только на престол взошел Михаил Федорович Романов, были предприняты решительные меры, чтобы раз и навсегда уничтожить источники, говорящие о связи Лжедмитрия с ныне царствующей династией, и саму мысль об этом предать забвению.
Воцарение Лжедмитрия I в Кремле — это не начало польской интервенции
Лжедмитрий не был ставленником Речи Посполитой, это миф: дело в том, что Речь Посполитая — страна с выборной ограниченной монархией, позицию государства определял в большей мере сейм. А сейм принял решение не оказывать поддержки Лжедмитрию и поддерживал Бориса Годунова. Дмитрий получил помощь лично от короля Сигизмунда III: как частное лицо он дал ему денег, а как король — предоставил частную армию. Считать Сигизмунда выразителем воли всего польского государства — неверно.
Воцарение Лжедмитрия прошло вовсе не силами польской армии
Сигизмунд дал Лжедмитрию не так уж много войска: Лжедмитрий перешел границу Руси с армией в 2000 поляков и 2000 запорожских казаков, но уже на смоленщине его войско стало расти: к Дмитрию примыкали представители всех сословий — дворяне, стрельцы, бояре, русские казаки, беглые крестьяне. В какой-то момент его войско составляло уже 30-40 тысяч человек — отнюдь не интервентов. Да и зверское убийство сына Годунова, кстати уже практически коронованного, было совершено не польскими солдатами, а москвичами. С июня 1605 года Лжедмитрий занимает престол, сохраняется централизованная власть, на какой-то момент даже возникает иллюзия затухания войны.
Если вы работаете по углубленному уровню: увлеченным детям полезно почитать, что пишет о Лжедмитрии Ключевский. Он дает о политике Дмитрия достаточно положительные отзывы: никакой национальной катастрофы, никакой угрозы для государственности, напротив! Пожалуй, верен тезис о том, что у монарха нет национальности, есть только приверженность и преданность государству. А кто он по крови — не так важно.
Что хорошего сделал Лжедмитрий?
В рамках короткого промежутка времени, когда Лжедмитрий I был правителем, он был как царь не так уж плох. По словам Ключевского, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в России». Однако, по всем параметрам Лжедмитрий I был весьма необычным русским царем. Он пытается прекратить борьбу сословий, но не силой, а по принципу «всем сестрам по серьгам». Сохраняет все права за боярской думой Бориса Годунова; заговорщиков-Шуйских, приговорив к смерти, затем прощает и возвращает назад в думу; для дворян проводит новые поместные раздачи и увеличивает срок сыска беглых крестьян; Новгородскую землю на 10 лет освобождает от налогов; всем крестьянам из своей армии дает свободу и разрешение на поселение. Эта политика имела один серьезный недостаток: она была затратна, так что государственная казна быстро опустела, Лжедмитрию пришлось одалживаться у духовенства и тем самым снискать новых недоброжелателей, помимо бояр старой думы во главе с обиженным Василием Шуйским.
Несколько слов о Василии Шуйском
Что в конце концов погубило Лжедмитрия I?
Конечно, не одни только интриги Шуйского. Общее внутреннее недоверие элиты новому царю связано было с тем, что он в чем-то был продолжателем Годунова, а в чем-то, пожалуй, предвестником Петра I. Он предлагал учиться у Европы, открыто общаться с иноземцами, перенимать опыт — а для российского общества того времени все это было сродни еретическим призывам. Как и Борис Годунов, он не был марионеткой, предпочитал принимать самостоятельные решения (а это никогда не по нраву Думе). Есть свидетельства о том, что телохранители Лжедмитрия (источник — хроника Конрада Бусова) постоянно предостерегали царя, что бояре готовят заговор, но Лжедмитрий только отмахивался.
Но последней каплей, пожалуй, стали его нерешенные вопросы с королем Сигизмундом III и как следствие — отсутствие поддержки с его стороны. После воцарения в Кремле Лжедмитрий расплатился с польской армией, которую отпустил назад, в Речь Посполитую, и с Мнишеками, которые тоже оказали ему большую поддержку. А вот своих обязательств перед Сигизмундом он не выполнил: не вернул долгов и не отдал ему Смоленска. Король немедленно начал провозглашать, что «царь ненастоящий». Предложения Лжедмитрия объединить силы на борьбу с общим врагом, крымскими татарами, король отверг. В результате, боярская дума, умело «подогрев» народ слухами, свергла Лжедмитрия с престола в 1606 году, и новым царем стал Василий Шуйский — кстати говоря, действительный последний Рюрикович, которому удалось взойти на российский престол.