На что больше всего жертвуют деньги
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Как россияне участвовали в благотворительности в год пандемии: результаты исследования
БФ «КАФ» выпустил исследование «Частные пожертвования в России» за 2020 год. В материале «Филантропа» — главные выводы исследования.
Как помогали в год пандемии?
Половина взрослого населения России (51%) совершали добрые дела под влиянием пандемии COVID-19. Наиболее распространены были помощь и финансовая поддержка членам семьи, друзьям, людям, проживающим рядом (22%). Каждый четвертый (26%) жертвовал деньги в благотворительные и общественные организации.
Помогают ли больше, чем обычно?
Каждый десятый россиянин (10%) отдал благотворительным организациям больше, чем обычно. Каждый восьмой (12%) жертвовал на решение новых или иных проблем в результате пандемии, каждый двадцатый (5%) переориентировал свои пожертвования на поддержку благотворительных организаций, которые непосредственно борются с пандемией.
Сколько людей участвуют в благотворительности
43% жертвовали деньги на благотворительность или оказывали спонсорскую поддержку за последние 12 месяцев перед опросом.
При этом общая доля взрослых россиян, которые приняли участие хотя бы в одном виде благотворительной активности, снизилась с 2019 года с 67% до 58%.
Снижение произошло в основном за счет значительного сокращения пожертвований церквям и другим религиозным организациям, которые были закрыты для посещений.
Как именно жертвуют
Люди стали делать больше пожертвований онлайн, чем наличными деньгами.
Доля жертвующих наличные деньги значительно снизилась в 2020 году — до 33%, при этом 44% жертвовали онлайн. Пандемия способствовала закреплению этой тенденции, каждый второй респондент (49%) отметил, что избегал использования наличных денег из-за вируса. Половина людей (51%) сейчас говорят, что они никогда не носят или редко носят наличные деньги в наши дни.
На что жертвуют?
Авторы исследования спросили доноров, на какие проблемы они пожертвовали деньги за последние 12 месяцев и четыре недели.
Поддержка детей (сирот, тяжелобольных детей, детей с инвалидностью) — по-прежнему наиболее популярное направление для частных жертвователей в России. Его поддерживает каждый второй респондент (52%). Показатель немного снизился по сравнению с прошлыми периодами (в 2019 году — 59%, в 2018 году — 57%, в 2017 году — 58%). Снижение обусловлено изменением в пожертвованиях женщин:
в 2019 году 61% женщин помогали детям, а в 2020-м — 52%.
Другими наиболее популярными направлениями поддержки уже три года остаются помощь бедным (29%) и поддержка религиозных организаций (28%).
Женщины более склонны жертвовать на защиту животных, чем мужчины (29% по сравнению с 17%). Помощь животным также популярна среди молодых людей: 41% доноров в возрасте 18–24 лет и 34% в возрасте 25–34 лет поддерживают решение этой проблемы и только 13% доноров 45 лет и старше.
Доноры в возрасте 45 лет и старше более склонны поддерживать церковь и религиозные организации, чем молодые люди в возрасте 18–24 лет (36% против 15%).
Несмотря на пандемию COVID-19, доля людей, поддерживающих медицинские исследования (3%) или медицинские организации (8%), значительно не изменилась.
Почему люди совершают пожертвования?
Самыми популярными причинами, мотивирующими доноров совершать пожертвования, являются небезразличие к проблеме (38%) и желание помочь тем, кому повезло меньше, чем им (34%). Оба значения значительно отличаются от показателей 2019 года (45% и 42% соответственно). Следующими наиболее популярными мотивами делать пожертвования являются уверенность, что все должны участвовать в решении социальных проблем (28%), осознание, что возможно что-то изменить (27%), благотворительность оставляет у них хорошее чувство.
Все перечисленные мотивации не изменились по сравнению с 2019 годом.
Примерно 1 из 20 доноров делал пожертвование именно из-за пандемии COVID-19 (6%). И почти никто не отметил, что совершает пожертвования из-за налоговых льгот (1%). Причины, мотивирующие совершать пожертвования на благотворительность, не различаются у мужчин и женщин. Однако значительно больше мужчин, чем женщин, отметили, что делают пожертвования, потому что этого ожидает общество (7% против 2%).
На мотивации влияет возраст доноров. Например, гораздо больше молодых людей (18–24) отметили, что занимаются благотворительностью, чтобы показать пример другим, по сравнению с людьми 55+ (5%). Люди старше 45 лет более склонны жертвовать на благотворительность из религиозных соображений, чем люди моложе 45 лет (22% и 12% соответственно).
В 2020 году почти не обнаружилось различий в мотивах жертвовать на благотворительность среди людей с разными доходами.
Люди с годовым доходом семьи менее 300 тысяч рублей, как и люди с доходом более 1,5 миллиона рублей, хотят помогать тем, кому повезло меньше, чем им самим.
Доноры с доходом от 750 тысяч рублей до 1,5 миллиона помогают потому, что им небезразлична проблема (45%).
Какие эмоции были у людей в год пандемии?
У многих людей пандемия вызвала тревогу и беспокойство по поводу финансов.
Более половины (55%) заявили, что в результате пандемии их семейный доход снизился, причем у каждого пятого (21%) произошло значительное снижение. Около трех четвертей (77%) обеспокоены доходом своей семьи в ближайшие 12 месяцев.
Как люди относятся к НКО?
В 2019 году был отмечен значительный рост числа людей, которые считали, что НКО оказывают положительное воздействие на местном, национальном и международном уровне по сравнению
с 2018 годом. В 2020 году показатели вернулись на уровень 2018 года.
Значительно меньше людей отметили, что НКО оказывают положительное воздействие на местные сообщества (53% в 2019 году и 45% в 2020 году), на Россию в целом (63% в 2019-м, 52% в 2020-м), на международном уровне (57% в 2019-м, 51% в 2020-м).
Уменьшение доли респондентов, считающих, что НКО оказывают положительное влияние, не было вызвано увеличением числа тех, кто считает, что они вообще не оказывают никакого воздействия или оказывают отрицательное воздействие. Большинство отметили, что не знают, какое влияние оказывают НКО на местном уровне (16% в 2019 году, 23% в 2020-м), на национальном уровне (14% в 2019-м, 21% в 2020-м) или на международном уровне (19% в 2019-м, 24% в 2020-м).
Женщины по-прежнему более позитивно оценивают влияние благотворительных организаций, чем мужчины.
Люди в возрасте 18–44 лет склонны более позитивно оценивать влияние НКО на местном уровне (53%), чем люди старше 45 лет (37%).
Стали ли больше доверять НКО?
Общий уровень доверия к НКО упал по сравнению с прошлым годом. Сейчас все меньше людей согласны с тем, что национальные благотворительные организации (32% в 2019 году; 27% в 2020 году) или международные благотворительные организации (36% в 2019 году; 31% в 2020 году) заслуживают доверия. Более молодые люди с большей вероятностью согласятся с тем, что благотворительные организации заслуживают доверия; 45% людей в возрасте от 18 до 24 лет и 38% людей в возрасте от 25 до 34 лет считают международные благотворительные организации заслуживающими доверия по сравнению с 27% взрослых в возрасте старше 35 лет.
Значительно меньше респондентов предпочитают жертвовать на местные нужды, чем в предыдущие годы; примерно каждый второй (48%) согласился с этим в 2019 году и только двое из пяти (41%) согласились с этим в 2020 году.
Это падение поддержки местных нужд больше всего произошло среди людей в возрасте 25–34 лет. Также снизилось количество людей, готовых поддерживать местные организации, среди лиц в возрасте 55 лет и старше.
Тем не менее более двух из пяти (44%) респондентов согласны с тем, что большинство благотворительных организаций усердно работают для достижения положительных результатов для своих бенефициаров.
Несмотря на общее снижение уровня доверия, в целом существует положительное мнение о работе международных благотворительных организаций: больше респондентов (39%) не согласны с тем, что международные благотворительные организации приносят больше вреда, чем пользы, соглашаются с этим 16%.
Что люди думают о поддержке НКО со стороны бизнеса и правительства?
Большинство людей признают ценность работы благотворительных организаций в пандемию: 66% считают, то правительство должно сотрудничать с ними.
56% считают, что правительству следовало сделать больше для поддержки НКО и 54% также согласны с тем, что правительство должно вмешаться и предложить финансовую поддержку благотворительным организациям, которым грозит закрытие из-за пандемии.
Также большинство россиян (55%) считают, что бизнесу следовало сделать больше для поддержки сообществ в России во время пандемии.
Изменилась ли гражданская активность?
В исследовании респондентам был задан вопрос о том, в каких других видах общественной деятельности и гражданской активности они участвовали. Доля участвующих хотя бы в одном из перечисленных вариантов активностей упала по сравнению с прошлым годом с 49% до 41%.
Хотя COVID-19, вероятно, в некоторой степени повлиял на это снижение, следует отметить, что показатель продолжает снижаться с 2018 года, когда эта доля составляла 53%.
Подписание петиции — наиболее популярная форма гражданского участия, но показатель снизился значительно за два года — с 36% в 2018 году до 26% в 2020-м. Участие в общественных слушаниях — второй наиболее распространенный вид активности, но участие упало с 21% в 2018 году до 17% в 2020-м.
Как будут жертвовать в следующем году?
Люди готовы жертвовать больше на благотворительность в следующем году, если у них будет больше денег. Несмотря на то что эта причина остается наиболее распространенной, доля давших такой ответ снизилась с 60% в 2019 году до 53% в 2020-м. Следующим по значимости стимулом является точное понимание того, на что будут потрачены их пожертвования, но снова процент ответивших так снизился с 2019 года (56%) до 44% в 2020-м.
Личные просьбы о помощи являются стимулами для 21% опрошенных, 18% хотят иметь больше информации, в том числе видеть прозрачность в секторе НКО/благотворительности, 17% хотят знать больше об НКО / благотворительной организации и их деятельности, для 17% важно иметь чувство большей уверенности в своих личных доходах и обстоятельствах.
Женщины более склонны считать, что для того, чтобы жертвовать больше на благотворительность, нужно иметь больше собственных денег (57%), а мужчин с таким мнением — 48%. Показатели по таким ответам снизились по сравнению с 2019 годом (63% женщин и 56% мужчин).
Выводы исследования
«Данные нашего исследования в полной мере отражают реалии жизни ковидного 2020 года. Неуверенность в завтрашнем дне и экономические проблемы многих людей выразились в том числе в снижении размера пожертвований. И хоть эти данные, в отличие от предыдущих лет, не показывают желаемого нами роста, они свидетельствуют о том, что благотворительность в России пустила прочные корни и, несмотря на все сложности пандемии, наши соотечественники сформировали культуру взаимопомощи, без которой пережить коронавирус было бы гораздо сложнее». Мария Черток, директор БФ «КАФ»
Русская версия исследования публикуется в рамках программы « Обними «цифру»» при поддержке ЕС в России.
Благотворительность в России
Сегодня на благотворительность жертвуют мало, но ситуация улучшается. Популярность набирают специальные благотворительные проекты.
Среди россиян ответственность за свою семью разделяют 99% опрошенных. Но при переходе на более высокий уровень абстракции участие практически исчезает — ответственность за то, что происходит в нашей стране, ощущает на себе лично 38%. А вот среди тех, кто занимается благотворительностью, эта доля достигает 75%.
Почему люди вообще помогают другим
Ситуация в России меняется к лучшему с каждым годом: сегодня о благотворительности говорить вслух не стыдно. Директор фонда CAF Россия Мария Черток считает, что растет внимание к самым непопулярным темам: правозащите, помощи бездомным, развитию местных сообществ или поддержке научных исследований.
По данным опроса CAF 47% россиян делают благотворительные пожертвования потому, что их волнует проблема, на решение которой можно повлиять деньгами или личным участием. Еще 43% хотят поддержать тех, «кому повезло меньше, чем им самим». 33% испытывают хорошие чувства, делая доброе дело.
Кто и сколько жертвует на благотворительность в России
Британский благотворительный фонд CAF выпустил мировой рейтинг частной благотворительности 2019 года [1]. За десять лет существования рейтинга Россия поднялась со 138 места на 110-е, в среднем же за 2010-е годы она заняла 117-е место. В юбилейном опросе собраны ответы 1,3 млн респондентов из 126 стран за все десять лет работы исследователей.
Позиция страны в этом рейтинге зависит от трех показателей: денежные пожертвования в благотворительные организации, работа в качестве волонтера и оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку.
Первое место в рейтинге заняла Мьянма, второе — Индонезия, третье — Кения. Новая Зеландия сохранила место в четверке лидеров, но ее рейтинг упал на 2%. Второй год подряд рост индекса благотворительности демонстрирует Африка.
ВЦИОМ провел исследование [2]: за последние десять лет россияне стали активнее участвовать в благотворительности. 32% опрошенных ответили, что помогали другим в течение пяти лет: переводили деньги на счета, в благотворительные фонды или передавали вещи в детдома и дома инвалидов. Статистика обнадеживающая: за десять лет число благотворителей выросло в восемь раз.
Кто жертвует на благотворительность?
В 2017 году 69% опрошенных ВЦИОМ делали пожертвования — в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга. В августе 2017 года НИУ ВШЭ сообщил, что в целом в России около 62,5 миллиона человек старше 18 лет имеют опыт пожертвования денег на благотворительность, а еще 32 миллиона когда-либо были волонтерами, то есть работали без вознаграждения.
Исследование фонда «Подари жизнь» [3] составило портрет российского благотворителя. Наибольшая доля жертвователей приходится на поколение 30−40-летних. 80% благотворителей имеют высшее образование и столько же — постоянную работу. Общие семейные доходы 75% благотворителей позволяют не испытывать трудностей в том, чтобы одеть и прокормить свою семью, и дают возможность делать пожертвования без существенного урезания бюджета.
Кому жертвуют в России?
Самые частые случаи благотворительности — поддержка детей, религиозных организаций и помощь бедным. Поддержка окружающей среды, инвалидов и других «непопулярных направлений» растет.
По числу пожертвований лидирует церковь (13%). 7% поддерживали благотворительные фонды и организации, помогающие детям и старикам, 4% — жителей Донецка и Луганска, 4% — приюты для животных и экологические организации. Гражданские, правозащитные и культурные организации поддерживали по 1% россиян.
Граждане чаще давали милостыню незнакомцам на улицах (27%), чем помогали деньгами своим родственникам (20%), друзьям и коллегам (9%) или же малознакомым людям в трудной ситуации (7%). В том или ином виде адресную помощь оказали 51% россиян.
И мужчины, и женщины в первую очередь помогают детям. Наибольшее участие люди проявляют по отношению к детям-сиротам, затем к тяжелобольным детям, потом к детям с инвалидностью.
Меньше всего россияне поддерживают научные исследования, правозащитников и проекты, связанные с помощью психически больным людям. Каждое из этих направлений получает помощь всего от 1% опрошенных.
Как жертвуют на благотворительность в России?
Россияне могут непосредственно участвовать в благотворительности и помогать через фонды. Вдобавок существует корпоративная помощь, меценатство и фандрайзинг. Но в массе мы по-прежнему предпочитаем оказывать помощь адресно, нежели действовать через профильные организации.
Людям проще откликнуться на конкретный призыв о помощи: пожертвовать деньги в фонд на борьбу со СПИДом не так приятно, как помочь конкретному ребенку и узнать об успешной операции.
По данным «Левада-центра» [4], россияне чаще подают милостыню на улицах, чем жертвуют в фонды и общественные организации. Самыми распространенными способами благотворительности в России оказались милостыня (24%), смс или платный звонок (16%), сбор средств наличными для соседей, знакомых и погорельцев (13%), а также сбор мелочи в магазинах и торговых центрах (13%).
Ежемесячное автоматическое списание средств в пользу благотворительной организации — пока наименее распространенный способ пожертвований, которым пользуется только 2% опрошенных. За ним следуют членские взносы (3%) и программы пожертвований на работе (4%). Руководители, сотрудники и волонтеры благотворительных фондов постоянно говорят о том, что именно ежемесячные (пусть и скромные пожертвования) дают организации возможность планировать свою работу, увеличивать объем оказываемой помощи и в принципе существовать.
Сколько жертвуют на благотворительность?
По данным исследования «CAF Россия» [5], число россиян, жертвовавших НКО в 2016 году, выше — пожертвование совершил каждый второй, общая сумма составила 143 млрд руб. При этом уровень пожертвований в религиозные организации выше, чем в светские (37% и 23% соответственно).
По данным CAF, доля корпораций в общем объeме оказываемой в России благотворительной помощи составляет около 75%. Крупные российские компании тратят на социальные нужды до 10−12% прибыли.
Рост частных пожертвований со стороны среднего класса — самый выдающийся успех за последние десять лет. Другое важное достижение — развитие местной филантропии, а также создание фандрайзинговых благотворительных фондов. Сегодня в России работают около 140 тыс. некоммерческих организаций.
Сфера профессиональной благотворительности в России все еще плохо развита. Семь из десяти опрошенных ВЦИОМ не назвали ни одной благотворительной организации, а термин «фандрайзинг» (сбор пожертвований) оказался незнаком 92% населения.
Законодательная среда тоже сдерживает филантропию в России. Юридические лица, принимающие участие в благотворительной деятельности, не имеют налоговых льгот. В списке причин недоверие к НКО, отсутствие профессионализма в НКО и в фондах, нестабильная экономическая ситуация и новизна благотворительного сектора.
Согласно исследованию, в среднем за раз россияне переводят 722 руб. — на 13% больше, чем в 2016 году. При этом на благотворительность переводят больше — в среднем 965 руб., а на краудфандинг меньше — 643 руб. Чаще россияне жертвуют деньги частным лицам — общая сумма переводов за январь—ноябрь выросла на 33%.
История благотворительности в России
В средние века благотворительностью занимались братства. Братские приюты назывались шпиталями и принимали тех, кто не мог зарабатывать на жизнь своим трудом. Царь Иван Грозный вывел благотворительность на уровень интересов государственной политики. Он издал законы, направленные на оказание помощи нуждающимся, создал богадельни, финансируемые за счет государственной казны и пожертвований частных лиц.
Традицию детских домов заложил царь Михаил Федорович Романов. В 1635 году он пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче, были созданы специальные приказы, занимавшиеся заботой о бедных. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, стариков и даже пьяниц. Их свозили в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.
Воспитательное общество благородных девиц основала супруга Павла I императрица Мария Федоровна в 1796 году. Она продолжила дело Екатерины II- так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России. Учреждения помогали детям, инвалидам, вдовам и престарелым.
Коллекционер и меценат Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар городу Москве в августе 1892 года. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Через год состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
В СССР стать благотворителем мог каждый, кто купил марку за 10 или 30 копеек. Средства шли на помощь и развитие Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Всероссийского общества спасения на водах и других. Ответственность за решение всех социальных проблем была возложена на государство, потому отдельные благотворительные организации были не нужны.
Зарубежные благотворительные фонды и гранты попали в Россию в начале 1990-х годов: Фонд Форда, Фонд Макартуров, британский благотворительный фонд CharitiesAidFoundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Они поддерживали ученых, музыкантов и художников. Также в России начали действовать международные благотворительные организации — Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест.
Специальные благотворительные акции в России становятся популярнее
Щедрый вторник
Международный день благотворительности #ЩедрыйВторник [6] впервые прошел в России в 2016 году. В нем участвовали звезды шоу-бизнеса, актеры, политики, компании, НКО и частные лица. «Щедрый вторник» поддержали в 124 населенных пунктах от Калининграда до Владивостока, где организовали более 1,5 тыс. событий, а на сайте акции зарегистрировались более 900 партнеров.
По данным Яндекса, объем пожертвований онлайн вырос за последний год в два раза. «Ситибанк» удвоил 5 тыс. пожертвований фонду «Дети-бабочки». «Мегафон» и фонд «Искусство, наука и спорт» организовали бесплатные кинопоказы фильмов с тифлокомментариями для слепых и слабовидящих людей в 15 городах России.
Число пожертвований в день акции увеличилось в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом, общая сумма пожертвований, собранных в день акции через инструменты сервиса для благотворительности и краудфандинга, выросла в два раза по сравнению с 2016 годом.
«Результаты второго года инициативы позволяют говорить о мощном отклике людей на призыв #ЩедрогоВторника — делать добрые дела вместе и вслух. 28 ноября благотворительность была повсюду — на федеральных телеканалах и в местных СМИ, в кафе и театрах, в институтах и детских садах, в кругу семьи и среди коллег. Теперь главное — сделать щедрым не только вторник, но и любой день в году», — говорит Мария Черток, директор фонда поддержки и развития филантропии CAF
#УлыбаюсьПомогаю
Компания SPLAT и Фонд Хабенского провели благотворительную акцию «УлыбаюсьПомогаю». Участники акции помогали подопечным Фонда, делясь своей улыбкой и добрым пожеланием в социальных сетях. За каждое фото или видео с улыбкой и хештегом #улыбаюсьпомогаю компания SPLAT перечисляла в Фонд 10 руб. Пожелания участников дошли до детей в виде открыток, которые были распечатаны и доставлены прямо в больницу.
Компания SPLAT также удваивала суммы, которые пользователи перечисляли по SMS на короткий номер 7535 с текстом «УлыбаюсьПомогаю». Первыми участниками акции стали актер Константин Хабенский и телеведущий Иван Ургант, которые почистили зубы в эфире шоу «Вечерний Ургант». По итогам акции удалось собрать более 1 млн руб. В акции участвовали 100 тыс. человек.
Благотворительная новогодняя акция во «Вконтакте»
Социальная сеть «ВКонтакте» проводила новогоднюю благотворительную акцию с 25 декабря 2018 года по 15 января 2019 года [7]. Пользователи соцсети поздравляли друг друга с помощью новогоднего подарка — анимированного щенка Спотти. Его отправили больше 100 тыс. раз.
Соцсеть взяла на себя все операционные расходы. В 2017 году «ВКонтакте» запустила направление по работе с благотворительными организациями. Официально зарегистрированные социально-ориентированные НКО c верифицированной страницей в «ВК» могут подавать заявки, чтобы бесплатно воспользоваться инструментами социальной сети для продвижения сообществ.
Собрано 2,1 млн руб. для фондов:
#Добрые_крышечки
В конце декабря 2016 в Москве стартовала благотворительная акция #Добрые_крышечки [8] в пользу подопечного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» [9]. За полгода участники акции собрали три миллиона пластиковых крышек от упаковок сока и воды. На 170 тыс. руб., полученных за вторсырье, фонд «Волонтеры в помощь детям—сиротам» приобрел инвалидную коляску для трехлетнего Андрея.
Это работает так: пластиковые крышечки от бутылок и пакетов собираются в различных пунктах приема и на базах партнеров. Собранные крышечки отправляются на завод по переработке вторсырья «ЭкоТехнологии», а деньги за вторсырье идут на благотворительные цели. Например, если собрать один грузовик пластика весом 8 т, можно получить необходимую сумму на инвалидную коляску для ребенка. В общей сложности это 4 млн крышечек (1 кг — около 500 штук), цена одной крышки — 7 копеек, а 1 т пластмассы — около 25 тыс. руб.
Популярность «крышечного» движения обеспечивает то, что это простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом помогает и экологии, и нуждающимся людям — на протезы, инвалидные коляски и дорогостоящее лечение.
Почему важно регулярно жертвовать в фонд
Превалирование адресных переводов над пожертвованиями в фонды говорит о том, что благотворительным организациям надо активнее объяснять важность именно системной помощи.
Отсутствие веры людей в эффективность собственного небольшого вклада — всем не помочь, в пожертвовании маленькой суммы нет смысла — говорит о запросе на социальное подтверждение того, что поведение человека, жертвующего деньги на благотворительность, является одобряемым.
«Чем хороша или плоха адресная помощь? Как индикатор того, что люди отзывчивы, выручают друг друга, — это хорошо. Но с точки зрения лечения не симптомов, а причины болезни — это нехорошо. Есть некоммерческие организации, привлекающие пожертвования как раз на адресную помощь детям и взрослым. А есть организации, которые работают над тем, чтобы проблема решалась не только для отдельных людей, но системно. И вот поддерживать такую работу значительно более рационально для общества в целом. Хотя понимание приходит не сразу — и, как говорят результаты исследований, в российском обществе пока еще не пришло», — говорит Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь».
Не поощрять мошенников в интернете. Главная проблема частных пожертвований в том, что использование денег или других приобретенных благ остается на совести получателя. Для мошенников это бизнес: они пишут жалостливый призыв о помощи, находят в поисковике фото больного ребенка и продвигают пост. Можно попросить сканы документов или чеков на покупку лекарств, но и эти доказательства могут быть поддельными.
Влиять системно и глобально. Другая проблема в том, что прямая помощь спонтанная. Вы прочли просьбу о помощи, перевели 500 рублей и на этом посчитали проблему решенной. Возможно, ваши деньги помогут одному ребенку, но в стране есть еще тысячи с такой же проблемой. Фонды умеют решать проблемы системно: они знают, у кого есть проблемы и кому сейчас нужна помощь. Напрямую вы не договоритесь с клиникой о льготном лечении знакомого, а фонд сможет.
Поддерживать работоспособность фонда. Люди неохотно переводят деньги на уставные цели фонда. Сотрудники фонда тратят все свое рабочее время на благотворительность — за что-то же им нужно жить. Вдобавок порой фонды решают срочные проблемы за счет уставных денег, а уже потом собирают на цель. Это похоже на самокредитование, к которому вынуждены прибегать фонды, потому что помощь всегда нужна еще вчера. Чем больше уставных денег, тем больше таких «кредитов» по карману фонду. Вы поддерживаете работоспособность фонда, когда жертвуете на уставные цели.
Увеличивать влияние фонда. Чем больше денег у фонда, тем более сложные проблемы он способен решать. Влиятельные фонды могут влиять на причину возникновения проблемы. Например, помочь инвалидам найти работу или найти родителей детям из приютов.
Помогаете планировать цели. Плохо, когда помощь в фонды спонтанная. Допустим, вы однажды перевели 10 тыс. руб. и забыли о благотворительности на месяцы или годы. Лучше переводить 500 руб. в месяц, потому что регулярность важнее, чем сумма. Регулярные денежные переводы позволяет фондам прогнозировать поток входящих денег и брать на себя обязательства по решению большего количества проблем.
Многочисленные примеры и статистика говорят о том, что люди все чаще совершают добрые дела в пользу других. Более половины россиян, которые жертвуют деньги, отдают до 500 руб., в том числе 24% из них — не более 100 руб. Женщины жертвуют деньги чаще, но меньшие суммы, чем мужчины. Главная сфера пожертвований в России — здоровье и медицина, на втором месте — религия и помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Чтобы помогать регулярно, выберите хороший фонд. Хороший фонд — это тот, в котором вы лично уверены.