На что была похожа комната желткова
Желтков Гранатовый браслет (образ, характеристика)
Образ Желткова
Характеристика главного героя является центральной в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова, полное имя которого неизвестно (предполагается, что его звали Георгием, так как в своих письмах и бумагах он подписывается инициалами Г. С. Ж), можно понять, что истинная любовь существует на самом деле, она может быть безответной и беспощадной, пережить подобное довольно сложно, независимо от времени или эпохи. Работает Желтков чиновником и всю свою жизнь безответно любит Веру Шеину, которая уже долгое время замужем.
Внешность и поведение главного персонажа из анализа произведения:
Из текста рассказа понятно, что главному герою от 30 до 35 лет, он небогат и обладает плохим вкусом, поэтому ему сложно преподносить подарки, не пышущие роскошью. Мечтал Желтков о светлой любви и возможности находиться с любимой женщиной. Работал герой чиновником в контрольной палате, но ранее ему доводилось трудиться в казенном учреждении. Другие персонажи говорят о нем как о чудесном человеке, именно так отзывается о Георгии женщина, сдававшая ему комнату. Честный и искренний, он неспособен был лгать, обманывать. Также в тексте упоминается, что у Желткова есть брат.
Характеристика
Желтков был чудесным человеком.
Воспитанный, тактичный, скромный. За годы, что он снимал квартиру, стал для хозяйки жилплощади почти родным сыном.
Своей семьи у мужчины не было
. Жил очень скромно, не позволяя себе никаких излишеств. Зарплата мелкого чиновника была невысока, особо не разгуляешься.
«Я сразу угадал в вас благородного человека…»
. Искренний. На таких, как он всегда можно положиться. Не подведет, не обманет. Не способен на предательство.
. Любимый композитор Бетховен.
Дом и комната героя
Место жительства главного героя позволяет в полной мере понять, насколько бедно он жил. Проживает персонаж в неизвестном городе в многоэтажном доме по Лютеранской улице. Жилье было старым, ветхим и довольно затхлым. Лестница всегда была оплевана жильцами, из подвала доносился запах грызунов, кошек и керосина, расходящийся по площадке. В тексте упоминается сосед Желткова по имени Василий Львович (жил на два этажа ниже).
Темная площадка перед входом в квартиру была мрачной, Николаю Николаевичу (брату Веры) постоянно приходилось зажигать спички, чтобы попасть в замочную скважину. Комнату Желтков снимает у пожилой сероглазой женщины в очках, она предложила ему проживание в помещении слева по коридору. Маленькая квадратная комнатка напоминала собой корабельную каюту, о чем напоминали миниатюрные округлые окна. В комнате есть небольшая узкая кровать, широкий просторный диван, который укрыт стареньким текинским ковром, посередине располагается стол, накрытый цветастой скатертью.
История любви персонажа
Изображается автором Желтков и его любовь довольно трагично и безнадежно. Его чувства к героине длятся уже восемь лет. Однажды он увидел Веру в цирке, после чего начинает любить женщину. Он утверждает, что не встречал никого подобного ей. Не надеясь на взаимность, любовные отношения перерастают для Георгия в невыносимое бремя, которое он отказывается нести в одиночестве. О своих пламенных чувствах он рассказывает женщине в письмах, с ней он делится так своими мечтами, оставаясь максимально вежливым.
Когда Вера не была еще замужней барышней, Желтков писал ей письма, надеясь получить ответ. Свои письма он называет глупыми и бессмысленными. Тайно главный герой следит за женщиной, знает обо всех местах, где она бывает. Его рассказы не похожи на сочинения, а на послания преследователя. Фанатичная любовь на грани сумасшествия заставляет писать об этом героине повести, указывая точно ее местонахождение, одежду и прочие детали.
В одном письме Желткова к Вере в «Гранатовом браслете» автор указывает, что смысл его жизни заключается в громадном счастье — любви, посланной Всевышнем ему, к главной героине. Он не считает себя маньяком, преследующим женщину. Просто для него не существует других интересов, помимо Веры. Ему все равно, что происходит в политическом мире, науке или философии.
Даже муж Веры утверждал, что Желтков не был сумасшедшим, он просто беззаветно любил его супругу. Для него самые дорогие вещи те, к которым прикасалась любимая женщина, например, украденный им платок, который героиня оставила на стуле во время бала, или записка с прошением оставить ее в покое.
Популярные сочинения
Затишье и подарок для Веры
Будучи княгиней, Вере Шеиной не полагалось по статусу общаться с подобными Желткову людьми, помимо этого, его навязчивая любовь настолько сильно раздражала женщину, что она принимала его за сумасшедшего, вместо проявления великодушия и принятия чувств главного героя. Он никогда не мог подарить ей дорогой подарок. Единственной ценностью Георгия был гранатовый браслет, принадлежавший его прабабушке. Все особенности украшения можно перечислить в одном списке:
Тяжело переоценить значимость такого ценного украшения для Желткова. Именно его он решает презентовать после некоторого затишья своей возлюбленной на именины. Только Вера Шеина успела оправиться от маниакального преследования тайного поклонника, ведь на время он пропал и перестал писать, как ей доставляют таинственный подарок. Такое действие воздыхателя не на шутку разозлило брата главной героини.
Он решает пойти к Желткову, чтобы выяснить отношения и попросить его прекратить преследование княгини. Сама Вера также просит преследователя оставить ее в покое, покинуть город. Последней просьбой Георгия была мольба хотя бы остаться в пределах города, чтобы изредка наблюдать за любимой, но она просто сказала, что устала от этой истории. Телефонный разговор разбил сердце герою, высказывание возлюбленной стало для него непоправимым ударом. Он отказывался принимать жестокую реальность и отказываться так просто от смысла всей своей жизни, но никого не винил, просто не мог жить, не видя Веру.
Жилищные условия главного героя
Ключевой характеристикой Желткова в «Гранатовом браслете» Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.
Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в «Гранатовом браслете» как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.
И сердце то уже не отзовется
Все кончено… И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя.
А. И. Куприн — оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни народа. Верность традициям, влияние Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, воздействие творческих идей М. Горького определили своеобразие художественной прозы Куприна, его место в литературном процессе начала века.
Писателям, творчество которых формировалось в годы революционного подъема, была особенно близка тема «прозрения» простого русского человека, жадно ищущего правду в социальной жизни. Поэтому в центре произведений неизменно оказывается маленький человек, средний интеллигент-правдоискатель, а основной темой является буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и влекущая за собой опошление взаимоотношений людей» Закономерно в такой ситуации обращение к одной из вечных тем — теме любви. Обращается к теме любви, как к одной из загадок бытия, и А. Куприн.
Вслед за «Олесей» (1898) и «Поединком» (1905) в 1910-е годы из-под его пера выходит своего рода «трилогия» о любви, которую образуют произведения «Суламифь», «Гранатовый браслет» и «Яма» (в последнем изображена антилюбовь). Любовь для Куприна — спасительная сила, оберегающая душу человека от разрушительного влияния цивилизации; феномен жизни, нежданный подарок, озаряющий жизнь среди обыденной реальности и устоявшегося быта. Но любовь в его произведениях сопряжена с идеей смерти.
Герои Куприна чаще всего погибают, столкнувшись с миром жестокости, бездуховности и общепринятой обывательской морали современного мира.
Смыслом и содержанием жизни главного героя рассказа «Гранатовый браслет» стала великая, но, к сожалению, неразделенная любовь. Г. С. Желтков — молодой человек приятной наружности, служащий контрольной палаты. Он музыкален, наделен чувством прекрасного, тонко чувствует и умеет разбираться в людях. Несмотря на свою бедность, Желтков имеет «родословную», диван у него покрыт «истертым прекрасным текинским ковром».
Но главная его ценность — «семь лет безнадежной и вежливой любви». Объект его преклонения — старшая дочь покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, жена предводителя дворянства в г. К., Вера Николаевна Шеина. Она вышла замуж по любви за друга детства, теперь же испытывает к мужу «чувство прочной, верной, истинной дружбы». И сама Вера Николаевна, и окружающие считают ее брак счастливым. Вера Николаевна наделена «аристократической» красотой. Она привлекает «своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
Героиня — чувствительная, тонкая натура, обладающая многими талантами. Но на чувства Желткова Вера не отвечает. Она воспринимает его внимание, его письма и подарок гранатового браслета как нечто ненужное, к тому же нарушающее привычное размеренное течение жизни. Княгиня привыкла серьезно относиться к жизни. Она трезво оценивает материальное положение семьи и старается «помочь князю удержаться от полного разорения «, во многом отказывает себе и экономит в домашнем хозяйстве. У Шеиных широкий круг знакомых, и для княгини Веры очень важна репутация, она боится выглядеть смешной или нелепой. Самого же поклонника «со смешной фамилией Желтков» она считает «безумцем», который «преследует ее своею любовью», и даже однажды письменно просит его «не утруждать ее больше своими любовными Излияниями». Любовь нашего героя непонятна княгине и кажется обременительной.
Для Желткова же вся жизнь заключается в Вере Николаевне. Его ничто более не интересует: «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Сердце Желткова всегда около любимой, у ее ног, «каждое мгновение дня заполнено» Верой Николаевной, мыслью и мечтами о ней. Но любовь Желткова — «не болезнь, не маниакальная идея». Он полюбил Веру «потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее… и нежнее». Эта великая любовь — подарок небес, «громадное счастье». Это любовь, «которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить», — пишет он, испытывая к любимой женщине «благоговение, вечное преклонение» и безграничную благодарность уже за одно то, что она существует. Княгиня же, сама о том не подозревая, больно ранит Желткова, подталкивает к самоубийству словами: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». А ведь он просил о такой малости: «остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза».
Прощание с Верой Николаевной для героя равносильно прощанию с жизнью. Но, прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и «даже уверен», что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит его. И действительно, после смерти Желткова, прощаясь с ним, она понимает, что утратила что-то важное и очень ценное, что «большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет», «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Потрясенная этим осознанием, Вера просит пианистку сыграть что-нибудь, не сомневаясь в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил Желтков. Й когда она слушала «это исключительное, единственное по глубине произведение», «душа ее как будто бы раздвоилась». Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего человека: «Да святится имя Твое» …
Музыкальная тема «Аппассионаты» утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. «Молитва о любви» проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, «рассказала» музыка великого композитора. Как видим, взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтичное чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открыло путь к прекрасному перерождению другой. Ведь каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной».
Всего несколько страниц, несколько строк из письма, а перед нами прошла жизнь человека. Реальная ли жизнь? Реален ли образ главного героя?
По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов в Париже стареющий А. Куприн вызвал на дуэль собеседника, который позволил себе усомниться в правдоподобии фабулы «Гранатового браслета». Куприн редко в своем творчестве прибегал к чистому вымыслу. Все его произведения реалистичны, основаны на реальных событиях, личных впечатлениях от встреч с людьми, от разговоров. Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники». В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.
Образ Желткова реален. Реален потому, что на свете, вопреки мнению генерала Аносова, все еще существует любовь, которой не касаются «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы», и существуют мужчины, способные «к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию». Хочется верить, что и в современном мире возможно светлое, человечное чувство, безоглядная, «безнадежная и вежливая», рыцарская, героическая любовь; любовь сильная и чистая, любовь, которую Бог посылает избранным, «как громадное счастье». Такая любовь, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость». Но такая любовь не может, не должна заканчиваться фатальным исходом. Зачем умирать? Нужно жить, зная, что ты просто рядом, в одном городе, в одной стране, на одной планете с человеком, которого любишь, и от этого жизнь наполняется смыслом и становится прекрасной.
Несмотря на трагический финал» рассказ Куприна оптимистический, жизнеутверждающий, потому что в «Гранатовом браслете» автор, наверное, сильнее и ярче, чем в других произведениях, воспевает вечные ценности жизни, душевную силу и чистоту, благородство и способность на жертву во имя любви. И, конечно, саму любовь — самое возвышенное и прекрасное из всех человеческих чувств.
Загадочная смерть
Весть о кончине тайного поклонника поражает Веру, которая понимает, что ей не удалось познать сумасшедшую любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошедшую стороной мимо нее. Она вспоминает пророческие слова генерала Аносова, который говорит о вечности чувств, и кладет под шею самоубийцы благоухающий цветок, жалея, что даже не знала, как звать сумасшедшего, преследовавшего ее на протяжении 8 лет.
Подробная характеристика основного персонажа повести «Гранатовый браслет» и описание позволяют каждому читающему человеку понять, что существует великое чувство, толкающее на сумасшедшие поступки. Тема рассказа раскрывает образ Желткова как доброго, терпеливого человека, способного на верность, любовь к одной женщине, самопожертвование, с трагической судьбой.
Внешняя характеристика героя
Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.
Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны — генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.
Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»: портрет, описание внешности и характера
Желтков. «Гранатовый браслет». Художник В. Якубич |
Господин Желтков является одним из главных персонажей повести «Гранатовый браслет» Куприна.
В этой статье представлен образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет», портрет героя, описание его внешности и характера.
Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»
Полное имя Желткова не указано. Судя по всему, его зовут Георгий:
«. в письмах подписывался Г. С. Ж. »
«. Потом пан Ежий побежал до телефона. » (Ежий / Ежи (Jerzy) – польское соответствие имени Георгий)
Внешность Желткова:
«. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. »
«. Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы. »
«. Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине. »
«. И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо. «
Желтков служит чиновником в контрольной палате:
«. чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. »
«. Однажды он обмолвился, что служит в каком‑то казенном учреждении маленьким чиновником. «
У Желткова слабый голос:
«. Войдите, – отозвался слабый голос. «
У Желткова красивый почерк:
«. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно‑каллиграфическим почерком. «
У Желткова есть брат:
«. у него есть брат, так он упросил, чтобы его похоронить по‑христианску. «
Дом и комната Желткова
Желтков живет в многоэтажном доме на улице Лютеранской (название города не указано в повести):
«. Вера Николаевна оставила свой экипаж за две улицы до Лютеранской. »
«. Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры. «
Желтков снимает комнату у пожилой женщины:
«. На его звонок отворила дверь полная седая сероглазая женщина в очках. »
«. Первая дверь налево. «
Комната Желткова выглядит так:
«. Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле‑еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают‑компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью. «
История Желткова и Веры
«. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…»
«. семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. «
«. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. «
«. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета. «
«. Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. «
«. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что‑то меня вознаградить. «
«. Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. » (мнение мужа Веры о Желткове)
«. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, – о, как я ее целовал, – ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…»
«. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. «
«. этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. «
«. либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры. «
«. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее»..»
«. потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили. Мы никакого внимания не обратили. В семь часов он всегда пил чай. «
«. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое. «
«. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова. «
В этой статье представлен образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет», портрет героя, описание его внешности и характера.