На что делится государство

Основные признаки государства

На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

К внешним функциям государства относятся:

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Источник

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Теории происхождения государства

Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Функции государства

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters

    На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

    Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

    Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

    Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

    На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

    Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

    Источник

    На что делится государство

    Формы государственного территориального устройства

    На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

    Понятие формы государств

    Формы государственного устройства

    М. Монтень

    Унитарное государство

    Признаки унитарного государства

    Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

    Наличие единой конституции;

    Единая система органов государственной власти;

    Единая финансовая система;

    Единая система законодательства.

    Федерация

    Признаки федерации

    Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

    Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

    Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

    Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

    На что делится государство. Смотреть фото На что делится государство. Смотреть картинку На что делится государство. Картинка про На что делится государство. Фото На что делится государство

    Конфедерация

    Признаки конфедерации

    Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

    Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

    Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

    Источник

    Государство, его функции

    Признаки, функции, формы государства

    Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

    Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

    Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

    Можно представить признаки государства и по другому основанию:

    Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

    Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

    Факторы образования государства

    При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

    Первая группа — экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

    Вторая группа — социальные факторы. Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

    В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

    Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

    Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

    К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

    Познакомимся с основными формами государства.

    Монархии, их виды

    Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

    Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

    Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

    Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

    Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

    Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

    Республика и ее формы

    Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

    Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

    Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

    Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

    Форма правления в Российской Федерации

    В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

    Современное государственное устройство. Унитарная государственность

    Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

    Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

    Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

    Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

    Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация. Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

    Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

    Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

    Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

    В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

    Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

    Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

    Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

    Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
    Государство – главный институт политической системы.
    Основные признаки государства:
    1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
    2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
    3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
    4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
    5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
    6) обязательность членства в государстве;
    7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
    8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
    Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

    Функции государства
    внутренниевнешние
    1. Регулирование экономики
    2. Регулирование социальных отношений
    3. Охрана общественного порядка
    4. Правотворчество
    5. Защита основ конституционного строя
    6. Идеологическая деятельность
    1. Развитие сотрудничества со странами мира
    2. Защита страны от внешних нападений
    3. Защита государственных интересов на международной арене

    Форма государства
    форма правленияформа устройстваполитический режим
    Монархия
    – абсолютная (Саудовская Аравия);
    – дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
    – парламентарная (Великобритания);
    – сословно-представительная (XV–XVIII вв. в России).
    Республика
    – президентская (США);
    – смешанная – ответственность правительства перед президентом и парламентом – (Россия);
    – парламентская (ФРГ, Италия)
    1) унитарное государство (Франция,Китай);
    2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
    – территориальная (США);
    – территориально-национальная (Россия);
    3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
    1) демократический (развитые современные страны);
    2) недемократические:
    – тоталитарный – всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
    – авторитарный – допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

    Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *