На что делится обществознание

Обществознание

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]

См. также

Ссылки

Примечания

ОбществознаниеИзучаемые наукиФилософия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психологияИстория дисциплиныОбществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.)МетодистыА. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. АверьяновКонкурсыВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Полезное

Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:

обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь

обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка

обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений

обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

Источник

Теория по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Источник

На что делится обществознание

Что такое обществознание?

Ни одна наука не может дать целостное, завершённое знание о человеке и обществе. Это в состоянии сделать только комплекс наук. Науки, которые занимаются изучением человека и общества, называются общественными.

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Как видите, в каждой из этих тем речь идёт о человеке. Именно человека, а значит, и вас изучает обществознание. В этом новом школьном курсе будет важна любая информация о вас.

Вам следует постоянно соотносить свою жизнь с тем, что изучается на уроке, делиться своими наблюдениями с одноклассниками и учителем. Вы должны быть готовы к тому, что вам придётся вести беседы, участвовать в диспутах, проводить опросы, писать сочинения.

Уроки обществознания представляют собой процесс накопления знаний об обществе. Поэтому вас следует постепенно начинать интересоваться тем, что происходит в вашем районе, городе, стране, мире. Для этого надо читать, смотреть или слушать новости, делать по ним небольшие сообщения. Проявляя интерес к тому, что происходит в обществе и государстве, человек воспитывает в себе патриота и гражданина.

Как работать с учебником?

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Работаю с информацией

Вам необходимо уметь находить информацию в разных источниках, извлекать её не только из текста учебника, но и из произведений литературы, искусства, схем, фотографий. Именно поэтому в учебнике вы найдёте цитаты, отрывки из стихотворений, песен, репродукции картин, таблицы и другие источники информации.

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Любую информацию необходимо уметь соотносить со своим личным опытом, оценивать: а как это происходит у меня и моих знакомых, хорошо это или плохо, насколько это для меня важно. анализируя и сопоставляя, вы научитесь лучше понимать себя и окружающих людей.

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

В жизни мы всегда взаимодействуем с большим количеством людей. С кем-то из них нам легко, а с кем-то трудно, с кем-то приятно, а с кем-то не очень. Большинство задач человек не может выполнить один, поэтому важно научиться общаться и работать с разными людьми, выполнять часть общей работы, нести ответственность за свой вклад в общее дело. вы должны уметь отстаивать свои взгляды, а если надо, идти на компромисс (уступать).

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Мой социальный опыт

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Моя творческая мастерская

На что делится обществознание. Смотреть фото На что делится обществознание. Смотреть картинку На что делится обществознание. Картинка про На что делится обществознание. Фото На что делится обществознание

Современный мир очень сложен, и он быстро меняется. человеку трудно успеть за научными открытиями и техническими изобретениями. Для того чтобы и не отстать, и не надорвать силы, надо быть очень организованным человеком. Необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься с портом, уметь пла нировать своё день, чередовать различные виды деятельности.

Источник

Обществознание. Вся теория ДЛЯ ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 1. «Общество».

Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.
Общество в узком смысле:

· круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).

· исторический этап в развитии человечества (рабовладельческое, феодальное общество)

· общность происхождения (дворянское общество).

· население одной страны (российское, американское общество).

Признаки общества:

· наличие территории, на которой происходят взаимодействия;· наличие индивидов, наделённых разумом, волей, сознанием;· различные взаимодействия между индивидами и группами;

· наличие социальной структуры: общностей, социальных институтов, норм, организующих и регулирующих жизнь общества;

· самодостаточность, способность самостоятельно регулировать происходящие в обществе процессы;

· социокультурное единство: единство языка, истории, традиций, культуры, осознание принадлежности к данному обществу и др.

Функции общества:

· репродуктивная (рождение новых челнов);

· социализирующая (становление личности);

· производственная (создание благ);

· регулирующая (наличие органов власти, норм);

· распределительная (распределение результатов труда);

· идеологическая (наличие идеологии, направляющей деятельность членов общества);

· культурно — транслирующая (создание и передача духовных ценностей).

Общество – система, так как состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем – сфер общества.

Сфера общества включает в себя:

· виды человеческой деятельности;

· отношения между людьми.

Сферы общества:

· экономическая – создание материальных благ (производительные силы, производственные отношения);

· политическая – отношения власти и подчинения, регулирование сфер общества (государство, партии, общественно-политические движения);

· социальная – устройство общества, группы, взаимодействия между ними (нации, народности, различные социальные группы);

· духовная – создание, освоение, использование духовных благ (религия, мораль, искусство, образование и др.)

Общество – динамическая система, то есть постоянно изменяющаяся, развивающаяся, находящаяся в движении.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры социальных институтов по сферам общества.

· Экономическая: производство, рынок, собственность.

· Политическая: государство, органы власти, партии, армия, суд.

· Социальная: семья, здравоохранение.

· Духовная: школа, вуз, церковь, учреждения культуры.

Структура социальных институтов:

· социальные роли и статусы,

· учреждения, выполняющие функции,

Признаки социальных институтов:

· круг субъектов, взаимодействующих в рамках социальных институтов;

· наличие социально значимых функций,

· наличие норм, предписаний, необходимых для выполнения функций,

· наличие определённой организации;

Факторы развития общества – это то, что движет им, влияет на него.Объективные факторы – не зависящие от воли и желания людей:- природные катаклизмы,

— природно — климатические условия,

— противоречия в обществе.

Субъективные факторы – обстоятельства, происходящие по воле и желанию отдельных людей, групп, приводящие к изменениям в обществе:

— деятельных отдельных личностей,

— деятельность отдельных групп (например, партии),

— деятельность народных масс, творящих историю.

Направления развития общества. Прогресс – это движение вперёд от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Виды прогресса:

Современные критерии прогресса (то есть признаки, явления, позволяющие судить об изменениях в обществе как позитивных):

· развитие производства, экономики в целом;

· рост благосостояния, жизненного уровня людей;

· уровень демократизации общества, сформированности основ гражданского общества;

· уровень нравственности, духовности людей;

· уровень развития образования, науки, культуры — духовной сферы общества;

· продолжительность жизни людей;

· уровень свободы человека, закреплённой законодательно, и др.

Противоречивость общественного прогресса:

· достижения прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству;

· прогрессивные явления в одной сфере могут привести к негативным последствиям в другой;

· прогресс в одной стране может привести к регрессу в другой;

· позитивные явления в настоящем могут привести к негативным последствиям в будущем.

Регресс – это движение от более совершенного к менее совершенному, ухудшение в развитии общества.

Признаки регресса в обществе:

· кризисные явления в экономике, спад производства;

· снижение уровня жизни людей;

· посягательства на демократию, решения силовыми, насильственными методами;

· падение нравственности, культуры, образованности, бездуховность;

· сокращение жизни людей, увеличение детской смертности;

· ухудшение демографической ситуации, сокращение рождаемости;

· рост заболеваемости, в том числе и хроническими болезнями;

· сокращение уровня свободы людей;

· ослабление страны в целом, ухудшение её международного положения.

Пути развития общества. Эволюция – процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Революция это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций.

По времени протекания:

кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)

По сферам протекания:

технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)

социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

— в отдельной стране

Реформа – это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ.

По влиянию на ход исторического развития:

регрессивные приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

— экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)

— социальные (создание условий для достойной жизни людей)

политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Альтернативный путь развития общества – это один из возможных вариантов его развития.

Модернизация — совершенствование, улучшение чего-либо отдельно, какой-то сферы жизни общества или вообще общества в целом.Существуют следующие стороны модернизации:

экономическая (например, промышленная революция)

социальная (например, вытеснение сословий классами)

политическая (становление многопартийности, возникновение демократических институтов общества)

— духовная (формирование нового духовного облика человека, возрастание и изменение роли науки в обществе)

Есть ещё одно значение данного слова — это переход от традиционного общества к индустриальному. Именно в этом смысле на ЕГЭ часто предлагают вопрос о модернизации. Имейте это в виду.

Инновация — конкретное нововведение, внедряемое в той или иной сфере общества.

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:- классовые

На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.Первая классификация цивилизаций

Локальные цивилизации общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.

Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Линейно-стадиальные цивилизации.

Вторая классификация цивилизаций.

Западная цивилизация.

· рациональное сознание, разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов — людей, не верящих в Бога.

· Рациональное и в то же время противоречивое восприятие мира.

· Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы. Стремление подчинить себе природу.

· В политической сфере — правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм, принцип разделения властей.

· Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

· В социальной сфере — развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.

· Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

· Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

· Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.

· Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.

Восточная цивилизация.

· Эмоциональное восприятие мира, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.

· Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.

· Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

· Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

· Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

· Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.

· Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

· Приоритет системы подчинения личности обществу.

· Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Формация — это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Базис это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Пять типов формаций по К. Марксу:

Типы общества.Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

· Натуральное сельское хозяйство

· Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.

· Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.

· Ручные орудия труда

· Зависимость от природно-климатических условий

· Медленное внедрение в экономику инноваций.

· Уровень жизни основной массы населения невысокий.

· Господство церкви и армии

· Власть наследственная, источник власти — воля Божья.

· Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

· Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.

· Зависимость положения от социального статуса.

· Основные ячейки общества — семья, община

· Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.

· Нормы, обычаи, верования.

· Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.

· Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.

· Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.

· Преобладание устной информации над письменной.

Цель общества: приспособление к природе.

· В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.

· Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика.

· Стандартизация —это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.

· Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство

· Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.

· Рост доходов населения.

· Возрастает роль государства.

· Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.

· Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования

· Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата.

· Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.

· Секуляризация сознания. Появление атеистов.

· Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.

· Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.

· Господство массовой культуры.

Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.

Постиндустриальное – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

· Основа производства- информация.

· На первый план выступает сфера услуг.

· Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.

· Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.

· Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

· Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.

· Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.

· Высокий уровень и качества жизни людей.

· Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.

· Закон, право — не на бумаге, а на деле.

· Демократия. Демократия «консенсуса».

· Стирание классовых различий.

· Рост удельного веса среднего класса.

· Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности

· Ликвидация социальной поляризации.

· Стирание классовых различий.

· Свобода совести и вероисповедания.

· Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.

· Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.

· Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.

· Наличие разных видов культуры

Цель общества: антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности :

дописьменные,

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Общество и природа.Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Черты сходства природы и общества:

· являются динамическими системами

Черты различия природы и общества:

1.Природа может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.

Общество тесно связано с природой, не может без неё существовать.

2.Природа развивается по независящим от воли и желания людей законам.

Общество развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.

3.Природа не способна творить культуру, общество творит культуру.

Взаимодействие общества и природы.

Влияние природы на общество.

Позитивное:

· является средой, где живёт человек;

· природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.);

· источник средств производства;

· природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается(теория «вызова-ответа» Тойнби).

Негативное:

· способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития;

· способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.);

· разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).

Влияние общества на природу.

Позитивное:

· охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы;

· обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера;

· создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.;

· охрана животного и растительного мира (« Красная книга»).

Негативное:

· загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

· применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.Причины глобализации.

· Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.

· Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.

· Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.

· Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.

Формы глобализации.

· Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).

· Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН).

· Духовная (туризм, диалог культур).

Последствия глобализации.

Позитивные.

· Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.

· Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.

· Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.

· Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.

Негативные.

· Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.

· Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.

· Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.

· Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.

· Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

Глобальные проблемы – это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба.Причины возникновения глобальных проблем.

· Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.

· Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.

· Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)

· Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Признаки глобальных проблем.

· Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.

· Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.

· Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.

· Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.

· Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами.

· Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов).

· Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.

· Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка).

· Проблема международного терроризма.

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

· Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе).

· Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.

· Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом).

· Рациональное использование мирового океана и космоса.

· Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

· Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость).

· Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа).

· Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах).

· Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий).

Пути решения глобальных проблем.

· Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.

· Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.

· Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.

· Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *