На что делится обществознание в 10 классе
Содержимое публикации
Краткий курс теоретического материала по обществознанию.
Раздел «Научное познание мира».
Познание – это процесс поиска истины. Это отражение и воспроизведение действительности. Каждый человек участвует в этом процессе. В результате люди получают знания о мире.
Чувственное (ощущения; восприятия.)
Рациональное(выявление закономерностей; построение умозаключений.)
Знание – проверенный практикой результат познания действительности.
1. житейское – основано на здравом смысле. Ориентировано на повседневное поведение.
2. научное – достоверное обобщение фактов (в виде формул, графиков, схем и т.д.)
3. практическое – овладение вещами, преобразование мира.
4. рациональное – отражение реальности. Связано с логическими понятиями.
5. иррациональное – предметом являются эмоции, страсти, переживания и т.д.
6. художественное – отображение мира и человека в нем. Строится на образах.
7. личностное – зависит от особенностей человека.
История воззрений на общество.
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными общественными процессами и механизмами взаимодействия двух и более людей.
Платон(427-347 гг. до н.э.)– автор первого труда об обществе «Государство».
Платон мысленно строит идеальное государство, которое могло бы предотвратить многочисленные несправедливости.
Платон считал, что в идеальном государстве должно существовать разделение общества на слои –
Низший (ремесленники и крестьяне).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)-ученик Платона, один из величайших философов Античности. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (где имеется ввиду лишь польза для некоторых).
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) считал, что в идеальном государстве должно существовать разделениеобщества на слои –
В Средние века (3-15 вв) основой всего считался Бог и божественная воля.
В 15 – 17 веках наука стала выходить из-под контроля Церкви.
Поворот к подлинно научным знаниям произошел в 17-18 веках.
Основа общества – социальная иерархия, т.е. разделение общества на богатых, бедных и средние слои.
Направлены на удовлетворение социальных потребностей.
Цивилизация и общество. Цивилизация России.
Мы часто слышим понятие «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Но то же это?
Много тысяч лет они развивались одинаково:
Была одинаковая структура;
Приёмы трудовой деятельности;
Быт и духовная культура.
Но сегодня общества находятся на разных уровнях развития (Европа и Африка).
Термин появился в середине 19 века в Европе.
Тогда считали, что КУЛЬТУРА=ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Но со временем их стали разделять.
Сегодня «Цивилизация» имеет более 100 определений.
1)историческая эпоха (античная, средневековая, современная);
2)географическое место (локальные, региональные. Глобальные. Например, восточная западная цивилизация);
3)религиозные цивилизации (христианская, мусульманская и т.д.);
4)степень развития общества (вершиной считают современную цивилизацию).
Уровень грамотности населения;
Степень развития культуры;
Теория культурно-исторических типов(Автор- Данилевский Н.Я.)
Задание— прочитать определение термина «культурно-исторический тип» (с.33)
Похоже ли это понятие на понятие «цивилизация»?
Черты цивилизации определяют:
Географическая среда (природа);
Система ведения хозяйства;
Менталитет – образ мышления.
Раздел «Развитие общества».
Развитие современного общества.
Современное общество—Это высшая точка развития человеческого общества.
Охватывает небольшой отрезок времени (последние 200-300 лет).
Стадии развития человеческого общества:
Общество охотников и собирателей;
Глобализация— исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единое целое.
Создание политических и военных блоков (НАТО)
Коалиции правящих групп («Большая семерка»)
Континентальные объединения (Европейский союз)
Это ещё и глобальное разделения труда между странами.
Глобальные проблемы человечества :
Энергетика и сырьё ;
Мирное освоение космоса ;
Освоение мирового океана;
Преодоление отсталости развивающихся стран.
Ядро (самые развитые страны. Например, Западная Европа, Япония, США);
Полупериферия (активно развивающиеся страны. Например, Бразилия);
Периферия(страны, отстающие от других по многим показателям).
Первый мир – развитые страны Запада;
Второй мир – бывшие и современные социалистические страны;
Третий мир – неразвитые страны.
Теория «золотого миллиарда».
К концу третьего тысячелетия на Земле должно остаться не более 1 млрд.человек.
Причина- нехватка ресурсов.
Останется только население наиболее развитых стран (около 1 млрд. человек).
Раздел «Рыночная экономика».
Рыночная экономика. Рыночное общество.
Э. называют способ организации деятельности людей, направленный на создание благ.
Блага– всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
это ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
Виды факторов производства:
Труд (способности человека);
Земля (природные ресурсы);
Капитал (здания, станки)
Производительность–объем благ, который удается получить от единицы вида ресурсов за определенный промежуток времени.
Человеческие потребности безграничны.
Возможности природы – нет.
Поэтому возникает нехватка каких – либо товаров.
Ограниченность – недостаточность объема ресурсов.
Ограниченность труда связана с тем, что количество трудоспособных жителей строго фиксировано.
Ограниченность земли определяется географией и наличием природных ресурсов в стране.
Ограниченность капитала – тем, каково развитие экономики страны, каким оно было ранее (эффективное или нет).
Владелец капитала получает доход в виде прибыли.
Прибыль – повышение выручки от продаж над общей суммой затрат.
Стоимость – денежная сумма, которая уплачена при покупке товара.
Выбирая один из вариантов использования ресурсов, люди теряют возможность использовать их по-иному. То есть любой выбор имеет свою цену.
Цена выбора (или альтернативные затраты) – ценность для человека наиболее предпочтительных из благ).
Главные вопросы экономики:
Что и в каком количестве производить?
Каким образом производить?
При ограниченном количестве ресурсов приходится выбирать, на производство каких товаров потратить блага.
Эволюция капитализма. Отношения между трудом и капиталом.
Эпохой первоначального накопления капитала в Европе считается время с середины XV века до середины XVIII века. В это время происходил рост торговли, а также изобретение и развитие обслуживающих её институтов (векселя, банки, страхование, акционерные общества).
С XV века в Англии начинается процесс обезземеления крестьян (огораживания), несколько позднее подобные процессы произошли в Германии и других странах Западной Европы, вследствие чего множество сельских жителей переселялись в города, увеличивая там предложение труда.
Уже в XIV веке в городах Италии возникли первые мануфактуры.
К XVIII веку они стали распространённым явлением во всей Западной Европе. Но возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков.
Владельцы мануфактур и банкиры становились капиталистами, которые формировали новый правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать.
Союзы рабочих стали организоваться тайно. В конце XVIII и первой половине XIX века недовольство рабочих своим положением приводило к многочисленным стачкам и беспорядкам, сопровождавшимся грабежами и разрушением.
Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм (империализм ).
Серьёзным ударом по мировой капиталистической системе стал мировой экономический кризис конца 1920-х-начала 1930-х годов.
В 40-50-е годы в наиболее развитых странах наступила эпоха научно-технической революции, в результате которой происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Доля сферы услуг в ВВП начинает преобладать над промышленностью.
Конец 1970-х — начало 1980-х годов ознаменовался кризисом идей социального государства в Великобритании и США, где возобладали тэтчеризм и рейганомика.
Раздел «Производитель на рынке»,
Производитель на рынке. Предпринимательство и бизнес.
Производство– процесс создания разных видов экономических продуктов.
Инфраструктура рыночной экономики.
Рыночная и командная экономика.
Раздел «Политическая система общества».
Политическая система общества. Политическая власть.
Власть возникла вместе с человеком. Первоначально власть коренилась в табу — запрете делать человеку что-либо.
Власть и влияние существуют везде, где есть устойчивое объединение людей — в семье (дети — родители), в производственном коллективе (руководитель организации, учреждения — подчинённый).
ТЕОРИИ происхождения государства, общества и права:
Теологическая теория – Бог создал всё ;
Патриархальная теория –государство – подобие семьи, где глава – отец народа;
Договорная теория – государство продукт соглашения между
Теория насилия – государство возникло в результате воздействия сильных народов на слабые;
Материалистическая теория – всё –результат развития экономики;
Психологическая теория – человек стремится к подобным себе;
Расовая теория – исходит из деления людей на «высшую» и «низшую» расы (Гитлер).
Политическая жизнь общества.
Политический режим — система методов осуществления государственной власти, тип взаимодействия государства и личности.
Демократические (свобода, наличие прав у народа);
Недемократические (ограничение прав и свобод народа).
Сущность и организация государства. Местное самоуправление.
Условия политической жизни.
Государства по форме правления:
Республика(президентская, парламентская, смешанная);
Демократия (свобода, власть народа);
Тоталитарный режим (власть одной партии);
Авторитарный режим (власть одного государственного лидера).
Формы организации государства:
Раздел «Политическая жизнь общества».
Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.
Референдум– всенародное голосование (для решения важных вопросов. Например, по поводу принятия Конституции).
12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.
Участвовать же в референдуме или голосовании могут только граждане РФ, достигшие 18 лет.
Гражда́нство Росси́йской Федера́ции — устойчивая правовая связь человека с Российской Федерацией, выражающаяся в наличии и осуществлении их взаимных прав и обязанностей.
Основания приобретения гражданства России:
1) По рождению (филиация).
2) Натурализация. Приём в гражданство РФ по заявлению.
В гражданство РФ по личному заявлению принимаются лица, ранее имевшие гражданство России.
4)Принятие в гражданство при его выборе в результате изменения Государственной границы Российской Федерации(оптация).
5) Следование ребенка гражданству родителей.
Ребенок приобретает гражданство РФ в результате приобретения его родителями.
Основания для прекращения гражданства России:
1) Выход из гражданства РФ.
2) Обратная оптация.
Выбор другого государства при изменении Государственной границы Российской Федерации.
3) Изменение гражданства родителями.
Бипатрид –человек, имеющий гражданство двух стран.
Апатрид – человек, не имеющий гражданства.
Субъекты политической жизни.
Политическая партия — это организованная группа людей, разделяющая общую политическую программу, и стремящаяся законным путём прийти к власти.
Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партия» употреблял ещё Аристотель.
В России партии появились в начале 20 века.
Раздел «Закон и право».
Происхождение права, его формы и структура.
Право — система общеобязательных правил поведения, которое устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживаются силы государственного принуждения.
Система права, существующая сегодня в Европе, называется Римское право.
Наивысшего развития законотворчество достигло в Древнем Риме.
Теория происхождения права.
1- Теологическая теория — вера в Богов (Иран, Пакистан)
1- реалистическая теория — « кто сильнее тот и прав».
В основе российского права лежат следующие основополагающие принципы:
–принцип равенства людей.
Правосудие в современной России.
Высший арбитражный (Экономические преступления).
Суды общей юрисдикции;
Военные (флотские) окружные суды – это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.
Осуществляет рассмотрение тяжких и особо тяжких уголовных дел в составе профессионального судьи и 12 народных представителей, именуемых присяжными заседателями.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение.
Правонарушение. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в Конституции страны, а государство обязано их предоставить и защитить.
Ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.
Правоспособность – это способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность–это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.
Раздел «Социальная система общества».
Социальная стратификация и мобильность.
Страта = общественная группа.
Основанием служит лестница доходов.
Социальная стратификация – расслоение, разделение общества на группы, в зависимости от уровня доходов и образования.
Главные критерии положения в обществе:
Семья- это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.
Основные признаки семьи:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
Длительное проживание мужчины и женщины без оформления своих отношений в ЗАГСе – фактический брак (или сожительство);
Венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на законных основаниях –церковный брак;
Зарегистрируемый в ЗАГСе на законных основаниях – гражданский брак.
Для вступления в брак необходимо:
Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;
Добровольное согласие вступающих в брак.
Существуют полигамные и моногамные браки.
При моногамии в состав семьи входит пара.
Раздел «Социальное взаимодействие».
ПОВЕДЕНИЕ— совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение может быть индивидуальным и коллективным (массовым).
КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.
КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борьба за дефицитные ценности (блага).
Конфликты и протестное движение.
Социальные конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
СУБЪЕКТЫ конфликтов – его участники.
ПРЕДМЕТ конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.
ЦЕЛЬ конфликта: достижение собственного интереса за счет интересов других.
Социальный контроль и норма.
Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
На человека в процессе социализации влияет общество, его семья, друзья.
Если Вы хотите получить социальное одобрение – соблюдайте общественные нормы.
Но не всегда то, что мы делаем, одобряется другими.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (или девиантное)- то, которое не вписывается в нормы традиционной общественной морали.
Делинквентное поведение – преступное.
Раздел «Культура и духовная жизнь»
Культура. Мораль. Этические основы культуры.
Культура— весь материальный и духовный мир, созданный человеком.
Культурология– наука, изучающая культуру.
Мораль – нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом.
Мора́ль– способ регуляции поведения человека в обществе, основанный на общественных нормах.
«Общественная мораль» —принятая определенным обществом, как правило.
Культура. Этика. Биоэтика.
Этика – это наука о морали.
Одно из направлений современной этической мысли – биоэтика.
БИОЭТИКА – это направление, рассматривающее проблемы в новейших областях медицины.
Счастье, удовольствие, гедонизм.
Крайняя форма гедонизма- культ потребительства.
Одна из форм гедонизма- авантюризм.
Наслаждение может быть поощряемо обществом, если оно превращается в двигатель творчества, искусства, науки.
Например, деятельность актеров, художников, поэтов.
Справедливость и равенство.
это древнейшие социальные идеи и идеалы человечества, они проходят сквозь всю его историю
Раздел «Внутренний мир и социализация человека».
Элементы человеческой психики и сознания.
Психика. Сознание. Подсознание.
З.Фрейд. «Я», «Оно», «Сверх-я».
Структура человеческой психики.
Пси́хика(от др.-греч. ψυχή — «дыхание», «душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Темперамент. Типы темпераменктов.
Влияние общества на личность.
Индивидуальность –особые черты, выделяющие одного человека среди других. Личность. Особенности личности.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50»
Пр. от «___» _________2014 г.
учебного курса по обществознании для 10 класса
учителя истории первой категории
Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 час в неделю.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
II . Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса .
В результате изучения обществознания ученик должен:
— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
— тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
— особенности социально-гуманитарного познания;
— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
— анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
— извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
— оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
— совершенствования собственной познавательной деятельности;
— критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
— решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
— оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
— реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются :
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;
III . Календарно-тематический план
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Раздел 1. Общество и человек
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
Тема 3. Духовная культура.
Тема 4. Экономическая сфера
Тема 5. Социальная сфера
Тема 6. Политическая сфера.
Календарно -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Общество и человек (16ч.)
Тема 1. Общество (4ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Продолжить формирование чёткого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей.
Общество, государство, страна.
Узкий и широкий смысл понятия «общества»
Учить высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.
Тест на выбор одного ответа.
Общество и природа. Общество и культура.
Продолжить формирование у учащихся представления о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия.
Объяснять сущность сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах. Уметь работать в группах.
Устный опрос, проблемные задания.
§ 1 (стр. 10-16), вопросы 5-8
Общество как сложная динамическая система. Социальные институты.
Сформировать представления учащихся об обществе как сложной динамической системе.
Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития.
Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.
Тест на выбор нескольких ответов.
Устный опрос в форме диспута, проверка д/з в форме фронтального опроса.
Закрепить знания учащихся по теме «Общество».
Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.
Работа с документом
Устный опрос, проблемные задания.
Стр. 27, эссе по выбору
Тема 2. Человек. (12ч.)
Дать учащимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества.
Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение
Работа с документом
Задание на выбор верных суждений.
§ 3 (стр.27-31). Подготовка сообщений на тему следующего урока
Познакомить с основными науками, объектом изучения которых является человек.
Иллюстрация ответа конкретными примерами.
Задания на установление соответствия. Анализ документа.
§ 3 (стр. 31-33). Задание стр. 35
Человек как духовное существо.
Помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм.
Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности, знать понятия
Работа с документам составление таблицы
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.
Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Классификация объектов по критериям
Опрос в форме диспута.
Деятельность – способ существования людей.
Дать представление о деятельности человека и её многообразии.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.
Знать понятия, уметь характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы.
Составление схемы «Потребности человека»
Опрос в форме диспута.
Сформировать представления учащихся о многообразии форм человеческой деятельности, о природе сознания и особенностях его формирования.
Виды деятельности: творческая, трудовая, игра, учебная. Соотношение деятельности и общения.
Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания.
Решение познавательных задач
§ 5 (стр. 50-53). Вопросы стр. 54
Способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие путей познания.
Знать понятия, уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания.
Работа с документом
Истина и ее критерии.
Дать учащимся представление об особенностях научного познания, истины и её критерии.
Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.
Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.
Групповые письменные задания по карточкам.
Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний.
Познакомить учащихся с многообразием форм человеческих знаний.
Социальное и гуманитарное знание.
Уметь анализировать текст документа по вопросам.
Человек в системе социальных связей.
Сформировать устойчивое представление учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности.
Знать связь свободы и необходимость. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность».
Анализ таблицы, решение познавательных задач
Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности
Продолжить формирование чёткого представления у учащихся о месте человека в системе социальных связей, о процессе социализации личности и выборе форм жизнедеятельности.
Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Умение анализировать таблицу стр. 77, делать необходимые выводы.
Анализ документа стр. 75
§ 7 (стр. 71-75), вопросы и задания.
Общество и человек.
Закрепить знания учащихся о человеке и его мире.
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы, отвечать на вопросы.
Контрольная работа по уровням сложности.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. (38ч.)
Тема 3. Духовная культура. (8ч.)
Культура и духовная жизнь общества.
Способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы её виды.
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.
Знать понятия темы, уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и уметь объяснять сущность культурного наследия
Анализ источников социальной информации
Задания по карточкам.
§ 8 (стр. 78-82). Вопросы стр.89.
Продолжить работу по формированию у учащихся чётких представлений о культуре и духовной жизни общества.
Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.
Таблица «Функции культуры»
Тест со свободными ответами.
§ 8 (стр. 82-88, документ стр.88).
Наука и образование.
Дать учащимся представление о науке как виде познания и сфере жизни общества.
Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное.
Знать понятия, уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать, что представляет собой образование как институт общества, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней
Тест на восстановление соответствия
Наука и образование.
Дать представление учащимся о роли образования и его принципах.
Правовые основы школьного образования.
Решение проблемных задач.
Тест на восстановление соответствия данных формулировок понятий (терминов) их значению.
Вопросы и задания к § 9.
Сформировать представления учащихся о морали от возникновения её до наших дней.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Знать понятия, особенности мировых религий, уметь определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме.
Отработка заданий группы «В»
Составление схем и таблиц
§ 10 (стр. 100-106). Вопросы 1-4
Дать представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Составление таблицы «Мировые религии»
§ 10 (стр. 106-111). Вопросы 5-6, задания
Искусство и духовная жизнь.
Сформировать представления учащихся об искусстве как форме человеческой деятельности.
Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Уметь анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России.
Работа с документом, стр. 123-124
Схема «Искусство и его формы»
Образные задания творческого характера.
Закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества.
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Тестирование по теме.
Тема 4. Экономическая сфера. (4 ч.)
Роль экономики в жизни общества
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики.
Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни.
Задания с выбором одного ответа.
Опрос в устной форме.
§ 12 (стр. 125-130). Вопросы 1-3
Структура экономики. Экономические системы
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества.
Производство, потребление, распределение. Фирмы, рынок – основные институты современной экономики
Работа с документом (стр. 135)
Решение творческих задач.
§ 12 (стр. 130-135). Вопросы 4-7
Дать учащимся представление о сущности и структуре экономической культуры.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике
Работа с документом (стр. 149)
Устный опрос. Составление памятки «Этический кодекс предпринимателя»
§ 13. Вопросы и задания к параграфу
Проверить качество и прочность знаний учащихся.
Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работы с текстом учебника, выделяя главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Тестирование по разным уровням сложности.
Тема 5. Социальная сфера. (14 ч.)
Социальная структура общества.
Сформировать представление учащихся о сущности социальной системы общества.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения.
Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, пояснять на примерах, как принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей, анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий.
Составление схемы «Социальная структура общества»
Социальная структура общества.
Способствовать систематизации знаний учащихся о социальной структуре общества.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов.
Анализ документа, стр. 160
Социальные отношения и взаимодействия.
Дать представление о социальных связях, отношениях и взаимодействии, конфликтах на производстве: их видах и типах.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт
Уметь определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности.
Социальные аспекты труда, культура труда
Дать представление о социальных аспектах труда.
Определение измерение богатства. Источники дохода класса богатых. Средний класс. Социальные аспекты труда. Культура труда. Неравенство, богатство и бедность.
Анализ документа, стр. 171
Решение проблемных задач
Повторение «Социальные взаимодействия»
Повторение изученной темы
Знать понятия темы, уметь анализировать информацию, выполнять тестирование.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль.
Приводить примеры по видам социальных норм.
Составление таблицы «Виды социальных норм».
Дать учащимся представление о девиантном поведении.
Умение составлять таблицу «Виды социальных норм».
Задания с выбором нескольких ответов. Анализ документа, стр. 182
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
Можно ли победить преступность?
Дать учащимся представление о преступности – самом опасном проявлении отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения.
Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
Отношения между национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государствами.
Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей
Эссе на тему: «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления»
§ 17 (стр. 184-188). Документ, стр. 193
Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Сформировать представления об этносоциальных конфликтах, их типах, путях урегулирования.
Этноцентризм и национальная нетерпимость.
Дать представление о семье, её функциях.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи.
Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.
Анализ документа, стр.205
§ 18. Вопросы, стр. 206
Дать представление о семье, её функциях.
Выполнение проблемных заданий
Социальное развитие и молодёжь.
Сформировать представление учащихся о социальных процессах в современной России и молодёжи как социально-демократической группе.
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы, знать какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи.
Анализ документа, стр. 216
§ 19. Вопросы, задания, стр. 217
Анализировать, делать выводы, решение тестов
Тема 6. Политическая сфера. (12 ч.)
Дать представление о политической сфере и политических институтах.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия.
Знать какие существуют формы проявления влияния в обществе, уметь пояснять, что такое власть, ее виды, анализировать конкретные ситуации, связанные с борьбой за власть.
Анализ документа, стр. 227-228
Политические институты и отношения.
Раскрыть сущность политических отношений и политической власти. Сформировать представление учащихся о структуре политической системы.
Анализ заданий группы «В» по данной теме
Государство как политический институт и его функции.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Знать, что такое политическая система, признаки и функции государства, уметь их анализировать. Уметь давать разъяснения слову «государство» употребляемому в различных значениях. Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности.
Составление схемы «Политическая система»
Сформировать представление учащихся о политических режимах как способах осуществления политической власти.
Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента.
Анализ документа, стр. 239
Сформировать представление учащихся о гражданском обществе и правовом государстве, принципе разделения властей.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества, правового государства
История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права.
Знать основные понятия темы, что представляет собой институт «гражданства», уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, анализировать взаимоотношения государства и общества.
Выполнение заданий на соотнесение понятий.
Составление кластера «Правовое государство»
Анализ документа, стр. 250
Опрос в форме диспута.
§ 22. Эссе «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Средства массовой коммуникации, их роль в повседневной жизни общества.
Раскрыть роль СМИ в жизни общества.
История СМИ, значение СМИ в жизни общества.
1.Знать основные положениятемы.
2.Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Тренировочные задания группы В
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
§ 22 Стр 248-249, эссе по выбору.
Демократические выборы и политические партии. Партийные системы.
1.Знать типологию политических партий и их сущность.
Многопартийность и партийные системы.
Знать типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем.
Работа с документом, стр. 260-261
§ 23 (стр. 256-259), вопросы с.261.
1.Знать, что представляет собой система демократических выборов.
2.Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной выборной системы.
Избирательная система. Типы избирательных систем Политическое участие.
Задания на определение соответствия
§ 23 (стр. 252-256), подобрать материалы из СМИ по теме
Участие гражданина в политической жизни.
1.Знать, что представляет собой голосование, референдум и коков их механизм.
2.Уметь объяснить сущность активного и пассивного избирательного права.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората.
Уметь высказывать свою точку зрения и работать в группах.
Анализ материала из СМИ по теме
Политическая культура, ее типы.
1.Уметь анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.
2.Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.
Политические предпочтения людей. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни страны.
Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права, анализировать свои и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.
Работа с документом, стр. 270
Политическая сфера. Повторительно-обобщающий урок
Закрепить знания учащихся по теме.
Знать основные положения главы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал, для решения познавательных задач.
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
Раздел 3. Право. (12ч.)
Тема 7. Право как особая система норм. (12 ч.)
Право в системе социальных норм.
Углубить знания учащихся о сути и признаках права, помочь выявить специфику права в системе социальных норм. Расширить знания о системе права, ее основных элементах.
Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
1.Знать, чем отличаются подходы к определению права.
2.Уметь объяснить, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
3.Роль системы права в регулировании общественных отношений.
Анализ документа, стр. 282
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
§ 25 (стр. 273-276). Вопросы к параграфу
Система права. Нормы права.
1.Знать, что общего между моралью и правом.
2.Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.
Анализ схем, таблиц.
Дать научное представление об основных источниках права, раскрыть соотношения различных видов нормативных актов, углубить понимание особого положения конституции, как главного источника права.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
1.Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права.
2.Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.
Анализ документа, стр. 293
Составление схемы «источники права».
Правоотношения и правонарушения.
1. Разъяснить сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности.
2. Раскрыть важнейшие признаки правоотношений.
Что такое правоотношения.
Знать определение основных понятий темы,
определять особенности правонарушений.
Уметь объяснить различия между проступком и преступлением.
Уметь называть главные черты юридической ответственности.
Анализ документа, стр. 304
Составление таблицы «виды юридической ответственности»
Система судебной защиты РФ.
Что такое правонарушения. Юридическая ответственность.
Выполнение заданий на соотнесение понятий.
Современное российское законодательство. Конституционное право
Уметь объяснить основные цели судебной системы.
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право.
Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права, определять сходство и отличие проступка от преступления
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные.
Задания на выбор одного правильного ответа.
Основы административного, гражданского права.
Объяснить основные черты и специфику отраслей российского права.
Административное право. Гражданское право.
Работа с документом, стр. 316
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
Основы трудового, семейного права.
Разъяснить отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Познакомить с основами семейного права.
Трудовое право. Семейное право.
Основы уголовного, экономического права.
Разъяснить сходство и различие проступка от преступления.
Уголовное право. Экологическое право.
Тренировочные задания группы «В» по теме
Творческое задание дискуссия по теме «Существуют ли правонарушения не опасные для общества».
Предпосылки правомерного поведения.
1.Объяснить, что такое правосознание и охарактеризовать его основные элементы.
2.Разъяснить взаимодействие права и правосознания.
3.Объяснить, что такое правомерное поведение и его признаки.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения
Эссе по теме «Правомерное поведение»
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
§ 29, с.318-320,вопросы с.327
Объяснить, что такое правовая культура и охарактеризовать её основные элементы.
2.Разъяснить взаимодействие права и правовой культуры.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения
Выполнение заданий на соотнесение понятий.
§ 29, с.321-325,задания с.327
Право как особая система норм (повторение)
Повторить и обобщить материал по теме.
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
Заключительные уроки (4 ч.)
Общество в развитии.
1.Разъяснить, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития.
2.Объяснить,что такое процесс глобализации.
3.Расширить знания об основных глобальных проблемах современности.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблемы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.
Анализ документа, стр. 340
Общественный прогресс, его формы.
Решение проблемных задач
Анализ материалов, выполнение проблемных заданий
I V. Содержание программы учебного предмета
Раздел 1.Общество и человек.
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в системе социальных связей . Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Раздел 2. Основные сферы жизни.
Тема 3. Духовная культура.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4 Экономическая сфера.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера.
Социальная структура Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура
Тема 6. Политическая сфер.
Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическая культура
Тема 7. Право как особая система норм.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
индивидуальный устный, фронтальный опрос;
самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
написание эссе; составление кластера, синквейна
VI . Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2011г.
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2011
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2011
Литература для учащихся:
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2011г.