На что делится параграф в учебнике
Разделы, параграфы, пункты
Основная текстовая часть пояснительной записки делится на разделы. В заголовке раздела указываются его номер и название, например: 5. Разработка алгоритмов. После номера ставится точка, после точки — один пробел, после пробела — название раздела без кавычек. Допустимы два варианта оформления названия раздела: все название прописными буквами или только первая буква прописная, остальные строчные. В заголовке раздела не используются слово «раздел» и сокращение «разд.».
Разделы «Введение», «Заключение», «Библиографический список» не нумеруются.
Каждый раздел начинается с новой страницы. При этом рекомендуется предыдущую страницу заполнять текстом не менее чем на одну четверть.
При ссылке в тексте пояснительной записки на раздел указывается сокращение «разд.» и после одного пробела — номер раздела, например: разд. 5.
Раздел может при необходимости делиться на параграфы. В заголовке параграфа указываются: номер раздела, в котором содержится параграф, номер параграфа в этом разделе, название параграфа, например: 5.2. Схемы алгоритмов. Номера раздела и параграфа разделяются точкой, после номера параграфа ставится точка, после точки — один пробел, после пробела — название параграфа без кавычек. В названии параграфа только первая буква прописная, остальные строчные. В заголовке параграфа не используются слово «параграф» и знак §.
Каждый параграф начинается на текущей странице.
При ссылке в тексте пояснительной записки на параграф указывается знак §, затем после одного пробела — номер раздела, в котором содержится данный параграф, и после точки — номер параграфа в этом разделе, например: § 5.2.
Параграф может при необходимости делиться на пункты. В заголовке пункта указываются: номер раздела, в котором содержится параграф, номер параграфа в этом разделе, номер пункта в данном параграфе, название пункта, например: 5.2.3. Схема алгоритма обработки данных. Номера раздела, параграфа и пункта разделяются точкой, после номера пункта ставится точка, после точки — один пробел, после пробела — название пункта без кавычек. В названии пункта только первая буква прописная, остальные строчные. В заголовке пункта не используются слово «пункт» и сокращение «п.».
Каждый пункт начинается на текущей странице.
При ссылке в тексте пояснительной записки на пункт указывается сокращение «п.», затем после одного пробела — номер раздела, в котором содержится параграф, который входит в этот пункт, после точки — номер параграфа и после точки — номер пункта в данном параграфе: например: п. 5.2.3.
В конце заголовков разделов, параграфов, пунктов точка не ставится.
При записи заголовков разделов, параграфов, пунктов в несколько строчек не допускается перенос слов; в конце строки в заголовке не могут быть предлоги и союзы — они должны находиться в начале следующей строки.
Нельзя переносить заголовок раздела, параграфа, пункта на другую страницу.
Между заголовком раздела, параграфа, пункта и текстом должно быть расстояние, равное одной строке. Такое же расстояние должно быть между двумя соседними заголовками, например между заголовками раздела и параграфа.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 39 | Нарушение авторских прав
Значение слова «параграф»
1. Часть текста внутри главы, раздела книги, статьи, имеющая самостоятельное значение, отмечаемая обычно знаком § с порядковым номером. Первый параграф устава.
[От греч. παράγραφος — знак нового раздела текста]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Параграфы используются например в правилах, наставлениях, уставах, программах и т. п.
ПАРА’ГРАФ (парагра́ф устар.), а, м. [от греч. paragraphō — приписываю, присоединяю]. Мелкое подразделение текста в главе книги, в статье, обозначаемое обыкновенно знаком §. || Самый этот знак §.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пара́граф
1. мелкое подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое обычно специальным знаком § ◆ Открывайте учебники, найдите нужный параграф и принимайтесь за работу. Дарья Донцова, «Доллары царя Гороха», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ниже приводятся несколько самых первых строк книги и полностью её заключительный параграф; весь текст, пребывающий в книге между этими двумя её кусками, заменён многоточием в угловых скобках. В. А. Успенский, «Нестандартный анализ», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. собственно такой знак
3. правило, наставление, изложенное в каком-либо разделе устава, программы и т. п. ◆ Параграф 11 части «Б» позволяет государствам ― членам ММО принимать меры, отличающиеся от рекомендуемых, но не снижающих уровень безопасности. «Правовые аспекты борьбы с терроризмом на море» (2004) // «Зарубежное военное обозрение», 24 мая 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тогда он стал долго и нудно доказывать, что я обязана подчиняться, в договоре есть специальный параграф: в случае невыполнения условий фирма имеет право взыскать убытки по суду. Борис Хазанов, «Циклоп», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он произвел операцию, хотя тем самым, оказывается, нарушил параграф 27 Положения о полицейском надзоре. Павел Нилин, «Интересная жизнь», 1969–1980 г. (цитата из НКРЯ)
4. прогр. область памяти, объём которой кратен 16 байтам ◆ Сегменты адресуют память с точностью до параграфа — фрагмента памяти в 16 байт. В. И. Грызлов, Т. П. Грызлова, «Турбо Паскаль 7.0», 2000 г. ◆ Операнд в памяти должен быть выравнен на границу параграфа (кратную 16). В. И. Юров, «Assembler. Специальный справочник», 2005 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: несхожий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Памятка Как составить план параграфа
Как составить план параграфа.
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Как работать с текстом учебника.
1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.
5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)
6. Кратко перескажите параграф.
Последовательность действий при проведении анализа.
Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.
1. Внимательно изучите объект в целом.
2. Разделите объект на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.
Последовательность действий при проведении сравнения.
Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:
1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:
а. Признаки сходства
б. Признаки различия
Памятка
«Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка
«Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Памятка
«Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона
Памятка
«Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
1. Изучи внешние признаки явления.
2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.
4. Найди связь с другими явлениями.
5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
6. Рассмотри использования явления в практике.
Памятка
«Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка
«Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка
«Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка
«Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
Памятка
«Как проводить наблюдение»
1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Основная часть. Текст делится на главы, главы – на параграфы
Текст делится на главы, главы – на параграфы. Построение глав, их очередность зависят от логики изложения. Смысловая последовательность является непременным условием научного исследования. Каждая глава должна отличаться такими подзаголовками, которые при прочтении позволяют судить о логике изложения, являясь своеобразным сигналом смысловой цепочки. Естественно, что один параграф вытекает из другого, одна глава – из другой. Их названия не должны повторять название работы. Каждая из глав и каждый параграф завершаются краткими выводами – конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов пишется Заключение. Первую главу обычно строят как историографическую в том случае, если история вопроса достаточно велика и выходит за рамки Введения. Она посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области журналистики, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще эта проблема до настоящего момента и если рассматривалась, то как?».
В обзоре литературы решаются следующие задачи:
· обозначается место, которое занимает выбранная проблема среди других проблем журналистики;
· обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимающих авторами ранее попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; выявляются степень изученности, новизна проблемы;
· освещается теоретическая значимость проблемы;
· демонстрируется способность ориентироваться в литературе по данной теме.
Необходимо выстроить расположение, продумать логику изложения материала. Эту логику можно позаимствовать у известного ученого, ссылаясь на него. Логику можно задать и самостоятельно. Это значит подчинить материал последовательности своей мысли, своего видения проблемы, освещать чужие взгляды со своей собственной позиции, идеи, точки зрения, которая с доказательностью развернется в следующих главах. В этом случае работа будет отличаться оригинальным, творческим подходом. Логика обзора отражает логику последующего изложения в ВКР.
Главам, параграфам принято давать содержательные названия. Раздел, содержащий обзор литературы, необходимо озаглавить так, чтобы было понятно, о чем конкретно в нем пойдет речь. Обзор источников может содержаться в первой главе, но в названии главы словосочетание «литературный обзор» не употребляется, например: «Проблема журналистского расследования как творческого метода в историко-критическом освещении».
Если обзор литературы вошел во Введение, то первая глава работы может быть теоретической, связанной с проблемами специфики публицистического и журналистского творчества (проблемы эффективности и действенности СМИ и др.), с особенностями поэтики (жанра, стиля, образности и т. д.) или другими проблемами в соответствии с темой, материалом, задачами работы. В любом случае теоретическая обоснованность должна проявляться во всей работе. Каждая из глав отличается аналитическим подходом, сочетающим наблюдения предшественников и свои собственные. Первая глава обычно не превышает 30% всей работы.
Следующая глава – практическая, в которой проблема рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений журналистики. Эта глава должна отличаться доказательностью. Практическая глава – главная в исследовании: все предыдущие части ВКР являются подготовкой к ней – изучение истории, теории вопроса проводится для того, чтобы применить это изучение в конкретном, практическом анализе материала, в самостоятельном раскрытии проблемы. Объем этой части составляет 50–60% общего объема работы.
Изложение материала в дипломном исследовании должно включать элементы хронологии, поскольку обычно приходится изучать современные явления, имеющие свою историю. Важно помнить, что оглавление ВКР, цель которого – раскрытие логики мысли в исследовании, выстраивается в зависимости от поставленной проблемы, цели и задач, от формулировки темы.
По оглавлению можно предварительно судить об актуальности исследования, глубине анализа, широте изучения вопросов темы, её особенностях, поэтому его построению и формулировке следует уделить самое серьезное внимание.
Учебник «История России», 8 класс. Параграф 5
Параграф 5. РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ПРИ ПЕТРЕ I.
Вопросы в тексте параграфа
Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?
Каждой реформе должно быть в свое время. Они должны отвечать духу времени и обеспечивать реализуемость и эффективность решения тех или иных задач. Естественно, не все реформы устраняли несовершенства в различных сферах в нашей стране, а некоторые существенно ухудшали жизнь людей. Но в то время, в условиях абсолютизма царской власти проведенные Петром реформы были необходимы и своевременны. Реформы Петра стали важным шагом для перехода России на новый виток развития. Без них развитие пошло бы по другому пути.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т.е. был главным органом исполнительной власти. Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел. В-третьих, если высшим управленческим государственным органам даны такие широкие полномочия в принятии решений, то государству требовались и контролирующие органы. Так, Пётр создал прокуратуру и фискальные органы, которые следили за различными нарушениями законности в государственных учреждениях.
Многое было сделано и для повышения эффективности управления обширными территориями России. С целью укрупнения и усиления централизованной власти территория России сначала была разделена на 8 губерний, а потом на 50 провинций, а провинции – на дистрикты. Губернии стали выполнять роль лишь военных округов. Во главе провинции стоял воевода, во главе дистрикта – земский комиссар. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, а во всем остальном подчинялись Сенату.
Что такое Боярская дума? Кто в нее входил?
Боярская дума – это высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии. Этот совет стал преемником княжеской думы в новых условиях существования Русского государства в конце XIV века. Самостоятельной роли боярская дума не играла и действовала всегда вместе с царем, составляя таким образом единую верховную власть. Боярская дума просуществовала до начала XVIII века, когда Пётр I заменил ее новым органом государственного управления – Сенатом.
Что такое приказы? Когда они появились?
Приказы – это орган управления в Русском царстве. Приказы заведовали определенным направлением государственных дел. Первые приказы появились на рубеже XV-XVI веков при Иване III. При Василии III слово «приказ» как орган управления впервые встречается в исторических документах. А при Иване Грозном к середине XVI века устанавливается целая система приказного управления с более чем 80 приказами, основной каркас которой сохранился до начала XVIII века. В 1718-1721 годах громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий (прообразом министерств).
Почему на Украине существовал особый порядок управления?
Украина всегда была проблемной территорией с высокоактивным населением, сильным казацким войском и непредсказуемыми гетманами. В памяти еще были предательства гетманов и метания то под крыло Польши, то Османской империи, то Швеции, то России. Тем не менее контроль за этой территорией был важен для России, поэтому все взаимоотношения строились на условиях договора с гетманским казачеством. При вступлении Украины под защиту России казакам были предоставлены отличные условия, мало ограничивавшие их свободы и дающие большие выгоды. Однако, Украина оставалась как бы самостоятельным государством в государстве. Для вхождения в состав России полноправной территориальной единицей требовалось введение системных элементов централизованного управления. Но это нельзя было сделать сразу без волнений со стороны украинского казачества. Поэтому до 1722 года на Украине имел место особый режим местного самоуправления.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чем заключалась реформа органов центрального управления?
Как мы знаем с середины XVII века в России сословно-представительская монархия постепенно меняется на абсолютную монархию. Земские Соборы перестали созываться в полном составе с 1653 года. Боярская дума утратила свою значимость, поскольку Пётр I не доверял боярам. Приказная система управления была плохо слажена, громоздка и неэффективна – целые сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие такого единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так стремился Пётр I.
Таким образом, мы видим, что боярство утратило свои позиции, но начало набирать силу дворянство, которое видело укрепление своих позиций в усилении самодержавия. Кроме того, руководящая аристократия оказалась неспособна к решению проблем, стоявших перед страной. Эти обстоятельства стали одной из главных причин реформы государственного аппарата.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т.е. был главным органом исполнительной власти. Сенат комплектовался не по принципу знатности, а по принципу компетентности, заслуг и близости к царю. В отличие от Боярской думы Сенат занимался не только законодательством, но распределением поручений, контролем их исполнения, а также разрешением споров и установлением наказаний. Он фактически служил для помощи государю в управлении страной, поскольку совмещал в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел. Несмотря на кажущуюся большую свободу в принятии управленческих решений, деятельность коллегий строго регламентировалась. Да и подчинялись они Сенату. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
В-третьих, если высшим управленческим государственным органам даны такие широкие полномочия в принятии решений, то государству требовались и контролирующие органы. Так, Пётр создал прокуратуру и фискальные органы. Глава прокуратуры (генерал-прокурор) руководил Сенатом и осуществлял контроль за деятельностью Сената. Фискалам же вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в других государственных учреждениях.
2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?
Для понимания ответа на этот вопрос вспомним, чем поместье отличается от вотчины. Поместье – земельное владение, предоставлявшееся за воинскую или государственную службу с конца XV века. Владельцев поместий называли помещиками или дворянами. Поместье давалось только при условии службы дворянина государю, это владение было временным, обыкновенно пожизненным, и не передавалось по наследству. Вотчина же являлась наследственным владением и принадлежала боярам.
Но такие различия меду поместьями и вотчинами не могли быть вечными. Дети дворян обычно шли по стопам отцов и служили государству. Со временем это стало чуть ли не их обязанностью. А если сын дворянина служат государству, как и его отец, то и поместье, данное отцу целесообразнее оставить сыну дворянина. Получается, что появление у поместий признаков вотчин в части передачи их по наследству, было неизбежно. И Указ о единонаследии только юридически закрепил то, что уже произошло. С тех пор боярство и дворянство были уравнены в правах.
Данным указом Пётр I не только узаконил передачу поместных владений по наследству, но и постановил, что поместье нельзя отчуждать или делить между наследниками. Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном (не обязательно старшим), вынуждало других его братьев исправно служить на государственной службе, а именно «искать чинов и рангов».
3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?
Главными целями реформы местного самоуправления было создание необходимых условий:
4. Что нового было введено в управление городами?
Первоначально в соответствии с реформой самоуправления города могли выйти из подчинения воевод и провести выборы собственных представителей в органы управления. При этом горожане должны были согласиться на двойные налоги. Далеко не все города с энтузиазмом восприняли такие нововведения. Поэтому, условие о повышении сборов в два раза было отменено, а выборы становились обязательными для всех городов. Реформа проходила хаотично и бессистемно, а другие реформы зачастую просто сводили на нет уже введенные изменения. Так, например, начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговые сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.
Лишь после окончания Северной войны Петру I получилось уделить внимание реформам местного самоуправления. В 1720 году он издает указ о создании Главного магистрата. По этому указу во всех городах должны были быть созданы выборные магистраты с определенными регламентами их работы. Города были разделены на разряды, а горожане – на категории и гильдии.
5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего еще Петру I»
Прапорщик – это звание в сухопутных войсках. На флоте ему соответствует звание мичмана (низший обер-офицерский чин), оно появилось в 1716 году, а в табель о рангах попало в 1732 году уже после смерти Петра I. Поэтому, даже служа в звании мичмана при Петре I, нельзя было получить наследственное дворянство.
Думаем, дополнительно следует уточнить вопрос получения наследственного дворянства в соответствии с табелем о рангах при Петре I, потому что в учебнике допущены недосказанности. При Петре I все военные чины, входящие в табель о рангах (даже самый низкий – 14-й) получали личное и наследственное дворянство.
Вот выдержка из указа Петра I 1722 года: «Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеописанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне».
Гражданские и придворные чины получали личное дворянство с 14-го ранга, а наследственное – с 8-го. В дальнейшем табель о рангах менялся и получение наследственного дворянства с 1845 года (при Николае I) стало возможно только с 8-го ранга у военных, и с 5-го – у гражданских.
Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 году.
В 1708 году территория России была разделена на 8 губерний:
Составьте по данному документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.
Глупо было бы полагать, что Петр I всю жизнь придерживался одного и того же недельного графика. Но из исторических документов известно о трех составленных Петром I расписаний занятий по дням недели. Так, по расписанию 1721 года, по завершению Северной войны, Пётр большую часть своего времени посвящал сочинению Адмиралтейского регламента. Этому занятию отводилось время с понедельника по четверг. Естественно, нельзя сказать, что Пётр весь день корпел за регламентом. Его дневной распорядок дня был довольно насыщен и разнообразен для государя. Подъем в пятом часу утра, ранний утренний доклад кабинет-секретаря, завтрак. Уже в шесть утра Пётр отправлялся осматривать ход строительных работ города или в Адмиралтейство, проверяя выполнение указаний предшествующего дня. Время после обеда и дневного сна отводилось как раз работе над документами. А вечера Пётр любил проводить либо в гостях, либо в личной токарной мастерской.
Итак, продолжая рассматривать первый недельный график, отметим, что пятницу Пётр отводил для работы в Сенате. Несмотря на то, что Сенат фактически мог заменить самодержца по текущим вопросам, присутствие Петра требовали множество вопросов. Утренние часы субботы отводились редактированию «Истории Северной войны», которую Пётр собственноручно писал, так сказать, по «горячим следам». Утро воскресенья посвящалось дипломатическим делам. В этом же графике мы можем увидеть пометку о возможных отклонениях от принятого распорядка: «А когда река станет, тогда ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».
В январе 1724 года Петр составил новое расписание. Обстоятельства к этому времени изменились: Адмиралтейский регламент уже был готов, работа по написанию «Истории Северной войны» тоже приближалась к концу, и в распорядке появились новые пункты. Присутствию в Сенате Петр отводил вечер понедельника и утро вторника. Новым в распорядке было участие в работе суда в среду и четверг. Утро пятницы предназначалось рассмотрению дел в Адмиралтействе.
В третьем расписании, полностью не сохранившемся, которым царь намеревался руководствоваться с 10 ноября 1724 года, преимущественное внимание уделялось Сенату. О делах, «которые время терпят», надлежало докладывать накануне дня заседания Сената, а по неотложным делам — «всегда время».
В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Единственным выгодоприобретателем данного Указа о единонаследии было государство. Конечно, этим указом Пётр заботился о том, чтобы охранить знатные дворянские фамилии от обнищания и разорения, но мы то понимаем, что, если у дворянина есть голова на плечах, он не «разбазарит» свое поместье. Поэтому для дворян этот указ был лишь еще одним ограничением, но не должен был вызвать особого недовольства. Вот дети дворян имели все основания быть недовольными таким указом. Теперь только один из братьев и сестер помещика мог вступить в наследство недвижимым имуществом, а все остальные лишались сытой и спокойной жизни, поскольку, чтобы добиться влияния и богатства им теперь приходилось учиться и служить, причем служить с самых низших должностей, своим трудом и умениями добиваясь почета.
Теперь объясним, почему выгодоприобретателем было государство. Во-первых, крупные, нераздробленные поместья обеспечивали регулярные отчисления налогов. Если дворянин разорялся, то налогов с его поместья взять уже было нельзя. Во-вторых, как мы уже упомянули выше, Пётр хотел заставить дворян служить государству. И этот Указ подталкивал дворян к службе.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Как можно объяснить интерес кого-то к чему-то, кроме как словом «нравится»? Петру с детства нравились корабли. Они олицетворяли личную свободу в бескрайнем просторе моря. Конечно, можно сказать, что Пётр I стремился сделать Россию великой морской державой, а для этого нужен мощный флот, и это была бы правдой. Но никакие государственные интересы не могут объяснить заинтересованности Петра в самоличном проектировании кораблей. Достаточно ведь было дать указание тысячам подчиненных построить флот, но Пётр хотел все делать сам. Поэтому мы склоняемся к личной заинтересованности Петра в кораблестроении.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
Мы несколько расширили таблицу, не ограничиваясь перечисленными в параграфе реформами.
Реформа государственного управления | Вместо Боярской думы и приказов создан Сенат и Коллегии. За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов и генерал-прокурора. |
Военная реформа | Армия становится регулярной на основе рекрутского набора. Все солдаты должны получить подготовку в специальных школах. Обеспечение единообразным вооружением и амуницией. Созданы оружейные заводы и учреждения снабжения. Создан военный флот. |
Табель о рангах | Документ, в соответствии с которым все государственные (светские, придворные и военные должности) разделялись на ранги. Документом обуславливались правила обращения, правила перехода от одного ранга к другому, правила присвоения личного и наследственного дворянства. |
Налоговая реформа | Введены целевые налоги и налоги на продажу соли, алкоголя, дёгтя, на наличие бани, на ношение бороды, на дубовые гробы и т.д. Проведена ревизия населения. На основании этой ревизии введена подушная подать. |
Образовательная реформа | Открывались инженерные, математические, горные, медицинские и навигационные школы. С 1714 года открывались бесплатные цифирные школы для всего населения. Также создавались гимназии и Академия наук. Дети дворян обязательно должны были получать образование. При Петре I Россия перешла к новой письменности. Вместо старославянских букв и цифр были приняты гражданский шрифт и арабские цифры. |
Реформа административно-территориального устройства и городская реформа | Изменилось административно-территориальное деление государства. Сначала были выделены 8 губерний, затем 50 провинций. Реформа должна была централизовать власть в регионах. В управлении городами также произошли изменения. Был создан такой орган как Ратуша, а потом и Главный магистрат, а также выборные городские магистраты. |
Промышленная и торговая реформа | Был принят комплекс законов и преобразований в сфере промышленности с целью развития мануфактурного и добывающего производства. Для промышленной и торговой реформы Петра I были свойственны меркантилизм (накопление капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, сокращение экспорта сырья и увеличение экспорта готовой продукции) и протекционизм (высокие импортные пошлины на конкурирующие с отечественными товарами, государственные субсидии внутренним производителям, помощь с рабочими силами в виде приписных крестьян). |
Религиозная реформа | Упразднено патриаршество и введен государственный орган церковного управления – Синод. Теперь всеми делами церкви заведовал светский чиновник – обер-прокурор, а главой церкви стал сам император. Кроме того, Пётр I разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных религиозных конфессий. |
Указ о престолонаследии | Указ отменял все предыдущие правила наследования трона России. Теперь монарх сам решал, кому отдать престол. Самое удивительное, что Пётр так сам и не решил, кому отдать престол. |
Указ о единонаследии | Указ запрещал дробить недвижимое имущество дворянских поместий, а также отчуждать его. Таким образом Пётр хотел добиться сохранения дворянских поместий сильными и богатыми для регулярных налоговых поступлений. Также вынудил дворянских детей, не получивших недвижимого наследства, добиваться богатства и славы путем учебы и службы. |
2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.
Именно поэтому Пётр I озаботился метрологической реформой. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Кроме того, метрологической реформой Петра были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении – футы и дюймы. Это позволяло, к примеру, самим строить корабли по иностранным чертежам, а также заказывать строительство своих кораблей за рубежом.
Метрологическая реформа Петра I положила начало дальнейшему развитию метрологии в России. Так, основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением эталонных угловых единиц, единиц времени и температуры. В 1736 году созданная Комиссия весов и мер изготовила эталонный медный аршин, деревянную сажень, и русский эталонный фунт в виде бронзовой золоченой гири, узаконенной в качестве первичного образца русских мер веса. Этот фунт почти 100 лет оставался единственным эталоном в стране.
3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.
Итак, для сравнения нам необходимо определить параметры, которые мы будем сопоставлять. Для рассмотрения системы государственного управления мы возьмем:
Для сравнения предлагаем взять Великобританию начала XVIII века.
Россия XVIII века после реформ Петра I:
Великобритания XVIII века (после 1707 года произошло объединение Англии и Шотландии и появилось новое название – Великобритания):
Запоминаем новые слова