На что делятся акцент ппфп
Профессионально-прикладная физическая культура
8.1. Общая характеристика ППФП
В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.
Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.
Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).
При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.
Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.
Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.
8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.
Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).
Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.
После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.
Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.
На что делятся акцент ппфп
2.7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов
В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
— формировать необходимые прикладные знания;
— осваивать прикладные умения и навыки;
— воспитывать прикладные физические качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.
Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.
Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.
При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».
В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.
Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.
Формы ППФП во внеучебное время следующие:
— секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;
— самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;
— соревнования по прикладным видам спорта.
Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов
Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
— формы (виды) труда специалистов данного профиля;
— условия и характер труда;
— режим труда и отдыха;
— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыхавлияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.
2.7.3. Средства ППФП студентов
Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:
— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
— прикладные виды спорта;
— оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
— вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.
Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.
Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.
Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.
Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.
Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).
При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.
Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.
Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.
Лекция 10. Тема 10. Планирование ППФП
Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности
Организация, формы ППФП студентов в вузе
Основная цель и задачи, средства ППФП
Вам предлагается ознакомиться с использованием средств физической культуры, спорта и туризма для лучшего освоения своей будущей специальности, для повышения работоспособности в период обучения.
ППФП – одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачи которых – повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.
ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном рекреационного характера (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).
Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных процессов.
Бакалавр – в большинстве зарубежных стран первая учёная степень в системе высшего многоступенчатого образования, присваиваемая по завершению четырёхлетнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.
Бакалавриат– система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования.
Целью ППФП является направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психически и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности, формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми условиями труда. ППФП обеспечивает развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.
Задачи ППФПпризвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:
— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);
— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Средства ППФП. Основными средствам ППФП служат физические упражнения,
соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения имеют значительное преимущество в сравнении с трудовыми движениями. Средства ППФП распределяются по группам и их направленности: развитие профессионально важных физических способностей; воспитание волевых и психических качеств; формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видах спорта, как лёгкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм, специальные упражнения на различных видах тренажёров и тренажёрных устройствах, специализированные полосы препятствий. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. При подборе средств ППФП указываются: условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стеснённой позе); характер труда (определяется долей умственной и физической нагрузки); виды труда (физический, умственный, смешенный);
В целом направленность и реализация социально-прикладной вузовской физической культуры осуществляется в виде простых компонентов – профессионально-прикладной физической подготовки. Эта подготовка формируется средствами физического воспитания путём применяемых прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений, навыков, которые помогают готовить студента к производственной деятельности, а также применять их в сфере науки, педагогического труда и учёбе в вузе. Необходимо при этом придерживаться общей теоретической модели соотношения объёмов общих и специально-прикладных средств физического воспитания.
Физическая культура является частью культуры всего человечества; гуманизирующие функции её огромны. Также как и вузовская среда, она помогает формировать личность студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие определённых сторон – свойств будущего специалиста на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого предоставлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.» (М. Я. Виленcкий, 1997). На практике такой специалист должен обладать привлекательностью и большим потенциалом социальной отдачи не только в профессиональной среде, но и в быту.
ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе. В процессе учёбы необходимо использовать так называемую «производственную гимнастику», а при прочтении лекционных курсов – «физкультминутку». Особенность обучения в вузе характеризуется своеобразной занятостью студентов. Недельный бюджет времени студентов колеблется от 50 до 65 часов в зависимости от специфики обучения будущей профессии. В среднем первый курс тратит за день 11 часов, второй – 8-9 часов, третий 8,5 часов. Это объективно связано с процессом адаптации (М. Я. Виленский, 1993). В период зачётной сессии умственные нагрузки используются на 30-50% больше, чем обычно, а в экзаменационный – возрастают почти в два раза. Это позволяет отнести студентов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых – «умственный и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций» (Н. А. Мусиелов, Л. Н. Нифонтова, 1984).
К формам занятий со студентами по ППФП в вузе, то они могут быть примерно такие: академические учебные занятия; производственная гимнастика; гимнастика; лёгкая атлетика; лыжный спорт; занятия в период учебной практики; самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя; спортивно-прикладные соревнования; туристические походы; лыжные переходы.
Все виды форм занятий по ППФП в вузе планируются на факультетах вуза с учётом профессии и графика учебных занятий. Контроль осуществляется администрацией вуза. Основное назначение производственной гимнастики – повышение эффективности деятельности (учебной и трудовой). Производственная гимнастика производится в следующих формах: 1) это вводная гимнастика – используется для сокращения периодов вхождения в работу за счёт ускорения физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 физических упражнений и рассчитан на проведение его в течении 5-8 минут в начале учебного или рабочего дня. 2) физкультурная пауза – используется для снижения утомления и сохранения на необходимом уровне работоспособности в процессе учебных занятий или труда. Комплекс состоит из 5-7 физических упражнений и проводится в течении 5-7 минут в период, непосредственно предшествующий наступлению утомления. 3)физкультурная минутка – относится к малым формам активного отдыха, проводится в течении 1-2 минут и состоит из 2-3 физических упражнений, может быть общего и локального воздействия. Используется при всех видах деятельности, даже в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях работы. В физкультурных минутах общего воздействия первое упражнение обычно связано с распрямлением спины, отведением плеч назад, т.е. выполняется потягивание, но оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что вызвано санитарно-гигиеническими условиями работы. Во втором упражнении рекомендуется выполнять наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. В третьем – маховые движения. В Ф.М. локального воздействия потягивание может отсутствовать – сразу выполняется упражнение направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Обычно используются упражнения на расслабление, т.к. активное расслабление способствует лучшему кровообращению мышц, создаёт возможность быстрее и полнее восстанавливать их работоспособность и снять развивающееся в них утомление. Чаще всего физкультминутки выполняются индивидуально, по мере необходимости.
Администрация вуза, учитывая исходный уровень физического развития обучаемых студентов, разрабатывает документы планирования, комплектует подгруппы, устанавливает индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели. В дальнейшем ведётся проверка и оценка физической подготовленности студентов. Оценка также ведётся по степени выполнения программных требований по физическому воспитанию и специальным функциональным пробам, разработанным медиками. На основе данных педагогического и врачебного контроля вносят коррективы в содержание и методику ППФП студентов.
Каждая профессия предъявляет человеку специфические требования, которые обусловлены не только особенностями выполнения трудовой деятельности, но и её условиями. Целый ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм неблагоприятных факторов. По этому и придаётся большое значение ППФП для студентов сталкивающихся со спецификой обучения в вузе на том или ином факультете. Одна только общая физическая подготовка не может гарантировать специальную физическую подготовленность студента.
Основные важные качества, необходимые и определяющие ППФП будущего специалиста по направлениям подготовки примерно такие:
· Специалисты по информационным технологиям – устойчивость и переключаемость внимания, скорость перерабатываемой информации, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции, статическая выносливость мышц туловища;
· Работники сферы обслуживания – координация и быстрота движения кистей рук, подвижность суставов кистей рук, общая и скоростная выносливость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями;
· Врачи и ветеринары – ловкость, развитая выносливость, пространственная ориентация, быстрота и точность движений и вестибулярная устойчивость, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции. Хорошая координация рук, выносливость и подвижность суставов.
· Педагоги – наблюдательность, эмоциональная устойчивость, общая выносливость, ловкость, гибкость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями.
· Лингвисты и историки – эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимание и восприятие, быстрота движений, статическая выносливость мышц туловища, устойчивость к холоду.
· Математики, физики, химики и биологи – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимательность, быстрота движений, устойчивость к холоду, навыки передвижения, эмоциональная устойчивость.
· Артисты и художники – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимание, быстрота реакции, эмоциональная устойчивость, координация и быстрота движений кистей рук, подвижность суставов кистей рук.
Все перечисленные качества и прикладные навыки вырабатываются на академических уроках по физкультуре, в спортивных секциях и на соревнования с учётом профиля профессии. Каждое направление подготовки имеет свою специфику. Например, дадим характеристику профессионально-подготовительной подготовки студентов-экономистов:
· широкий спектр знаний и умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальные качества широкого диапазона, высокий уровень культуры и достаточно мотивированная потребность к определённым видам двигательной активности;
· профессиональная деятельность в недостаточно проветриваемых помещениях, сидя, при недостаточном освещении и резких переходах от работы с экраном компьютера к бумажным документам;
· непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контакторов;
· по энергозатратам деятельность характеризуется как лёгкий физический труд, основная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперёд, дыхание поверхностное, мышцы шеи и плечевого пояса, спины напряжены;
· возбуждение на протяжении многих часов приводит к дезорганизации процессов торможения и возбуждения, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на общем состоянии организма.
Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов, а также носа, ушей и горла. Нижние конечности, долгое время согнутые в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются нагрузкам. Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.
Чтобы решить поставленные задачи в ППФП необходимо занятия по физвоспитанию строить в форме комплексных и специализированных уроков, выполняя упражнения типа зарядки, а также соревнований и других массовых самостоятельных занятии неурочного характера (однодневные и многодневные туристические походы, лыжные переходы, проплывы). Профессиональные способности делятся на основные и дополнительные. Основные это те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями. Дополнительные способности – существенные, но не обязательные, они могут заменяться другими компонентами.
Контрольные вопросы и упражнения для самопроверки:
1.Дать определение профессионально-прикладной физической подготовке.
2. Раскрыть основные задачи профессионально-прикладной физической культуры и формы занятий по этому виду подготовки.
3. Назовите средства, применяемые в профессионально-прикладной подготовке студента.
10.1. Планирование ППФП.
10.2. Педагогический контроль ППФП.
10.3. Система многоступенчатого образования.
Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет) должны носить характер кондиционной тренировки. При определении их содержания необходимо учитывать возрастные изменения организма, включая гетерохронное возрастное снижение физических качеств.