На что должны быть направлены педагогические задачи при обучении музыке
Задачи, цели и методы музыкального воспитания
Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.
Как музыка влияет на ребенка?
Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:
Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.
Методы и приемы музыкального воспитания
Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.
Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.
Наглядный | Словесный | Практический |
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению). | Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими). | Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот. |
Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.
Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки в начальной школе.
Однако требования ФГОС к музыкально-эстетическому развития личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального образования в младших классах. Как же реализовать данные требования конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после четырех лет изучения музыки в начальной школе.
Прежде всего, правильно спланированная система уроков музыки, должна способствовать развитию личности ребенка. В частности, самореализации в области творческих возможностей, готовности к самовыражению в области искусства, формированию ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.
Ознакомление с мировым искусство (в данном случае, с яркими примерами музыкального творчества) формирует те свойства и характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной), патриотическое мировоззрение, понимание истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе, активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.
Основной спецификой музыкального образования в младших классах прежде всего является формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности. Подобранные в современных программах музыкальные произведения – русские и зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют этому.
Возможность совершенно различной и весьма специфической деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся.
Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении младших школьников на уроках музыки:
— формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;
— знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;
— ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.
При обучении музыке, особенно в начальной школе, задачи – образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно соблюдаться.
На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития, коммуникативного и социального развития.
— духовное развитие личности;
— формирование личностного отношения к искусству;
— формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;
— формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;
— развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.
— развитие целостного восприятия картины мира;
— развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;
— умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);
— приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;
— развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)
— приобретения навыков общения в диалоге;
— формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);
Одним из важных показателей эффективности уроков согласно требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Подробные определения данных понятий даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в своей работе настоящие педагоги-профессионалы всегда уделяли значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений и навыков, который отнесены во ФГОС к метапредметным результатам. Однако они впервые выделены в отдельное направление педагогической деятельности в российской педагогике. Подробнее о них мы еще будем говорить на Лекции №3.
Рассмотрим некоторые предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки, которые должны показать учащиеся к окончанию младшей школы.
— развитие интереса к различным видам искусства;
— формирование художественного вкуса;
— умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;
— понимание музыкального произведения, как способе выражения внутренних переживаний личности;
— четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;
— знание основных закономерностей музыкального искусства;
— элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности;
— готовность применять приобретенные знания во внеурочной и внешкольной творческой деятельности;
— участие в конкретных видах художественной деятельности (в спектаклях, литуратурно-музыкальных композиций, пение в хоре, участие в творческих фестивалях, конкурсах и т.д.)
— умение оценивать произведения различных видов искусства;
— ориентирование в многокультурном разнообразии;
— участие в культурной жизни класса, школы, города и т.д.;
— способность к воплощению творческих замыслов, понимание их целей и выбор путей решения проблем;
— использование знаковых, символических и речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач;
— умение применять различные логические приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);
— умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия;
— участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
— умение воспринимать окружающий мир в его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.
— сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— умение реализации музыкально-творческого потенциала;
— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения (Консультация для педагогов)
Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый общий план психического развития ребёнка.
Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развития его высших психических функций, регуляции и поведения. Известно, что гармония личности ребёнка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, «единства интеллекта и аффекта», как писал Л. С. Выготский. Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, так как по определению современного музыкознания, музыка – это не что иное, как модель человеческих эмоций (В. В. Медушевский). Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но также познавательной и нравственной сфер, и особенно, формирует творческую личность.
К числу основных музыкальных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, можно отнести формирование у детей системы музыкальных способностей, начал музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным в отношении становления музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей. Упущенное в этом возрасте невосполнимо.
Решить все эти задачи музыкального воспитания в детском саду может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в области музыкальной психологии и педагогики, а также обладающий практическими методиками музыкального и общего развития детей дошкольного возраста.
Решая огромный объём задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель является уникальным, единственным в своём роде специалистом в дошкольном воспитании.
Система музыкальности представляет собой сложное образование и состоит из многих музыкальных способностей. Каждая музыкальная способность тоже представляет собой многокомпонентную структуру.
Система музыкальности развивается покомпонентно, от простых ко всё более сложным составляющим. Существуют общие возрастные закономерности её становления и огромный разброс индивидуальных различий между детьми. Всё это должен учитывать в своей практической работе музыкальный руководитель.
Средневозрастные значения развития той или иной способности характеризуют большинство детей группы детского сада, и педагоги, в основном, ориентируются на них. Известно, что индивидуальные показатели музыкального развития детей иногда превосходят средневозрастные или, наоборот, оказываются более низкими. Очень важной и специальной задачей педагогов – не упустить не только отстающих, но и музыкально одарённых детей из своего поля зрения в работе с дошкольниками.
Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. В детском саду традиционно остаётся пять основных видов музыкальной деятельности. Их становление связано не только с развитием у детей музыкальных способностей, но и приобретением необходимых навыков и умений, специфичных для каждого вида деятельности. Методикой их формирования также должен владеть музыкальный руководитель.
Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет педагогу свои требования.
Проведение слушания музыки требует от педагога профессионального владения музыкальным инструментом для «живого» художественного исполнения музыки и музыковедческих знаний, позволяющих анализировать его. Музыкальный руководитель должен быть тонким психологом и педагогом, чтобы правильно определить индивидуальные способности каждого ребёнка «читать музыкальные произведения», а также подвести ребёнка к адекватному восприятию художественного образа.
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям требуют от педагога не только знания закономерностей музыкального и двигательного развития дошколят, но и умения владеть своим телом. Важно научить детей свободному, раскрепощённому исполнению естественных движений; поставить танцы, вдохновить на музыкально-творческие этюды.
Пение – один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков. Музыкальному руководителю нужно владеть своим собственным певческим голосом, знать возрастные и индивидуальные вокальные возможности детей, методические приёмы хоровой и индивидуальной работы; должен обладать вокальным слухом, который необходим для определения природного типа певческого голоса каждого ребёнка и для коррекции певческого звука в процессе вокальных занятий.
Индивидуальные и хоровые занятия позволяют сохранить здоровье певческого аппарата детей, помогают научить их петь нефорсированно, звонко и легко, а также выразительно и музыкально.
Организация детского оркестра требует от музыкального руководителя не только умения научить детей играть на всех имеющихся детских музыкальных инструментах и объединить их в ансамбли и оркестр. Детей нужно научить играть по слуху. Игра по слуху развивает у них всю систему музыкальных способностей, помогает становлению инструментальной импровизации. Овладение этой методикой включает как индивидуальную работу, так и работу в ансамбле и оркестре.
Музыкальная игра-драматизация. Этот вид детской деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь и музыкальный руководитель становится режиссером музыкального спектакля. Он должен уметь грамотно построить мизансцены, выбрать исполнителей ролей, объединить в спектакле различные виды деятельности.
Работа с детьми во всех этих видах деятельности предполагает творческих подход педагога к содержанию и методам занятий.
Музыкальный руководитель как педагог проводит с детьми на музыкальных занятиях большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается более эффективной, чем прямое, формальное, скучное обучение и назидание.
В это же время ежедневно, регулярно музыкальный руководитель должен проводить занятия за инструментом для поддержания формы и овладения новым музыкальным репертуаром, а также работой с воспитателями и родителями.
Кроме того, музыкальный руководитель играет не последнюю роль в подготовке и проведении праздников и мероприятий для коллектива детского сада. Словом, от того, какой это человек, насколько он интересен и талантлив, во многом завит музыкальное и общее развитие детей, атмосфера и радость в детском саду.
Очень важным моментов работы музыкального руководителя является выбор программы, по которой будет проводиться работа в учреждении. Необходимо обратить внимание на научную обоснованность программы, её нацеленность на всестороннее е гармоничное развитие детей, высокую художественность предполагаемого музыкального репертуара, на возможность музыкального творчества.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке, которая должна сочетаться с народной и лучшей современной музыкой.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слух, нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребёнка. К сожалению, её всё чаще начинают использовать в детском саду в угоду моде и вкусам части родителей. Под эту музыку в культивируемых шоу дети воспроизводят не свойственные их возрасту, часто просто вульгарные движения, подражая эстрадным звёздам с экрана телевизора. Под эту музыку в её вокальном «фанерном» варианте дети часто поют, пытаясь перекричать запредельную громкость, надрываясь и рискуя потерять голос.
Педагоги и родители должны сделать всё, что максимально оградить детей от пагубного влияния такой музыки и такого её использования, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку.
Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания остаётся вопрос о праздниках в детском саду. Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя подготовке к ним, муштре детей, всю работу по музыкальному развитию, абсурдно. К сожалению, такая практика, существовавшая многие годы, и существует до сих пор.
Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей и, конечно же, отношение их к музыке и музыкальным занятиям. Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем циклом индивидуальных диагностических обследований детей и наблюдений за ними на занятиях.
Диагностика музыкальных способностей – один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада. При проведении диагностики у ребёнка определяются уровни развития каждой из музыкальной способностей, что позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые её звенья, и грамотно построить работу по гармонизации этой системы.
Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее изучить детей и выявить степень продвижения в конце каждого учебного года. Кроме того, диагностика позволяет выявить показатели продвинутости каждого ребёнка в целом, а также в том или ином виде музыкальной деятельности.
Данные диагностики оцениваются только самим педагогом с учётом возрастных закономерностей развития способностей. К примеру, интонирование, которое служит одним из показателей развития звуковысотного слуха, в дошкольном детстве проходит ряд этапов: от чистого интонирования 1-2 звуков песни у большинства детей 4го года жизни до чистого интонирования мелодии в целом у многих детей 7го года жизни. Если дети младшей и средней групп поют не очень чисто, но достигают средневозрастного уровня развития интонирования, это закономерно и говорит о хорошей работе музыкального руководителя.
При этом каждый педагог знает, что есть индивидуальные различия между детьми. И если один ребёнок превосходит своих сверстников по каким-либо показателям, это не значит, что музыкальный руководитель не сумел «дотянуть» до такого же высокого уровня всю группу. Способности не могут быть одинаковыми исходно и не могут одинаково развиваться.
Методические службы требуют проведения диагностики каждые полгода и считают, что только одинаково высокие итоговые показатели у всех детей свидетельствуют о хорошей работе педагога. Это не так. Циклы диагностических занятий целесообразно проводить один раз в год, в апреле – мае. Лишь во второй младшей группе – два раза: в начале учебного года, так как часть детей не посещала детский сад, и педагог их совсем не знает; и в конце года.
Возвращаясь к праздникам в детском саду, в результате многочисленных дискуссий решений «сверху» и предложений практики было установлено проведение 3х праздников в год. Это: осенний праздник, Новый год, 8-е марта. В подготовительной к школе группе ещё выпускной. Однако реально, чаще всего по инициативе заведующих, которые считают, что музыканты работают с минимальной нагрузкой, проводится гораздо больше праздников и, как правило, в форме концертов детей для взрослых. Иногда за 9 месяцев учебного года проводится 12 и более праздников. В результате вся работа по музыкальному воспитанию и развитию детей сводится к подготовке к праздникам.
Праздники в детском саду можно проводить в самых разных формах. Можно организовать концерт взрослых для детей, концерт бывших воспитанников детского сада, которые учатся в музыкальной школе; интегрированное тематическое занятие, занятие-концерт, посвящённое, например, знакомству с каким-либо инструментом симфонического оркестра; занятие-концерт с использованием видео- и аудиозаписей, на котором дети услышат музыку великого композитора и т. д. Важно, чтобы подготовка к праздникам не подменяла планомерной работы по музыкальному и общему развитию детей, формированию у них музыкальных способностей, а естественно вытекала из неё.
Во многих детских садах России проводятся православные праздники. Это храмовые и домашние праздники верующих людей. Детские сады посещают дети разных вероисповеданий, а также дети из верующих и неверующих семей, поэтому можно провести ознакомительное занятие, ознакомить детей с содержанием православного праздника, музыкой, иконами, но не праздник. Это позволит избежать двойной идеологии и познакомить детей с явлением человеческой истории и православной веры. Жизнь ребёнка в искусстве состоит не из одних праздников, но у профессионального музыкального руководителя даже самые серьёзные занятия проходят легко, радостно и приятно. Дети даже не замечают, что их чему-то учат. Для того, чтобы так работать, надо быть готовым к каждому занятию: играть, читать, думать, стараться строить занятие так, чтобы происходило не только музыкальное, но и общее развитие каждого ребёнка, чтобы во всех видах музыкальной деятельности присутствовало творчество, развивались творческие способности детей.
Решать все задачи в условиях, когда музыкальный руководитель работает со многими группами, очень сложно. Поэтому ему всегда необходима помощь и поддержка со стороны заведующей, методиста, воспитателей и других специалистов детского сада, а также родителей воспитанников. И тогда работа с детьми будет по-настоящему развивающей, приносящей пользу и радость.
Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Цели и задачи развития детей дошкольного возраста «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО» Цели и задачи развития детей дошкольного возраста в образовательной.
Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.
Комплексное занятие совместно логопеда и музыкального руководителя для детей-инвалидов дошкольного возраста Конспект совместного комплексного занятия логопеда и музыкального руководителя для детей-инвалидов дошкольного возраста «Путешествие в Африку».
Консультация для педагогов «Организация театрально-игровой деятельности в группах дошкольного образовательного учреждения» В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк.
Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем» Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников.
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.
Отчёт о современных технологиях в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу.
Проектная деятельность в музыкальном воспитании детей. Проектная деятельность в музыкальном воспитании детей. Проект «Рядом с детством невозможно стареть», посвященный Дню дошкольного работника.
Сценарий городского музыкального фестиваля для детей дошкольного возраста «Бал в музыкальном королевстве» СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Бал в музыкальном королевстве» Автор-составитель: Гурина Т. В. музыкальный.