На что идут накладные расходы в смете
Что входит в состав накладных расходов
Любая предпринимательская деятельность предусматривает расходы. Тратиться приходится на разноплановые процессы и покупки: нужные для производства продукции, обслуживания оборудования, на закупку сырья, упаковку, транспортировку. А также на управленческие процессы, не говоря уже о заработной плате. Такая многофакторность затрат говорит о необходимости их классификации и раздельного учета.
Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.
Что такое накладные расходы
Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.
Самым верным определением накладных расходов было бы «все остальные». Этот тип затрат не выделяется отдельной статьей в Налоговом кодексе РФ, естественно, там не прописана и их структура. При бухучете их также невозможно однозначно дифференцировать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом закреплен перечень накладных расходов только в отраслях строительства и медицины. Все остальные предприятия должны определять накладные расходы самостоятельно, закрепляя это в своей учетной политике.
Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.
Зачем учитывать накладные расходы
Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.
ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства.
Что входит в накладные расходы
Косвенные издержки можно приблизительно распределить по 4 основным группам:
Где нужно указывать накладные расходы
Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.
Эти данные обычно отмечаются:
Параметры распределения накладных расходов
ВАЖНО! Рекомендации по распределению накладных расходов от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:
ПРИМЕР РАСЧЁТА. ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.
Порядок расчета накладных издержек
Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:
ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.
Законодательные лимиты относительно накладных расходов
Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.
Строительные накладные расходы
В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.
Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:
К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.
Медицинские накладные расходы
Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:
За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.
ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.
Какой процент накладных расходов от прямых затрат?
Состав затрат на производство
Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:
Посмотрите, какие расходы называет накладными советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилин И. О. Бесплатно получите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите к точке зрения чиновника.
Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:
Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:
В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.
О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».
Структура прямых и накладных расходов по статьям
Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:
Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:
Образец приказа об утверждении накладных расходов вы можете найти в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого документа.
Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.
Расчет процента накладных расходов от прямых затрат
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.
Нормирование накладных расходов
Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.
Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:
В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.
Итоги
Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).
Игры строителей: как не переплатить подрядчику?
Эксперт практики «Финансовый контроль в строительстве» КСК групп
Определяем сметную стоимость: как избежать финансовых потерь и налоговых доначислений при строительстве
Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой. Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем.
На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта.
По опыту экспертов КСК групп, первоначальный бюджет строительства всегда увеличивается в ходе проекта. В среднем он возрастает на 25–30%, в ряде случаев – на 100%. К чему это приводит?
Во-первых, если расходы «надуманные» – это финансовые потери. Вам никто не вернет деньги, которые вы заплатили за воздух. Во-вторых, если расходы невозможно подтвердить документально, возникают налоговые риски. Инвестор и заказчик могут получить доначисления на сумму до 50% от размера необоснованного увеличения бюджета строительства.
Чтобы этого не случилось, нужно контролировать подрядчика. Ниже поговорим о том, из чего складывается сметная стоимость, как правильно составить смету и как строители завышают бюджеты, манипулируя цифрами.
Что скрывает подрядчик: как завышается размер прямых затрат в смете?
Сметная стоимость строительства состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.
Прямые затраты – это строительные материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих и строителей. То есть это затраты на ресурсы, необходимые для строительства. Стоимость материалов, деталей и конструкций включает в себя затраты на их приобретение и доставку на склад или стройплощадку.
Подрядчик использует строительные материалы как механизм завышения бюджета строительства: в сметах указывает завышенный объем, не соответствующий проекту, в стоимость материала закладывает дополнительные расходы по транспортировке, «накручивает» двойной НДС (в сметной строке и по ее итогу).
Компания – производитель кондитерских изделий решила построить склад для хранения продукции. Перед заключением договора с подрядчиком фирма предоставила сметную документацию экспертам КСК групп для анализа. В разделе «Дождевая канализация» были заложены асбестоцементные трубы диаметром 500, 300 и 125 мм. Эксперт проверил количество и стоимость труб: стоимость была завышена на 40% от рыночной стоимости, а количество увеличено на 30% от проектных данных. После корректировки удалось сократить издержки на 3 млн рублей на этом небольшом участке работ.
Как правило, оптовые поставщики предоставляют подрядчикам скидки (в среднем – 30%). Правда, подрядчик эту скидку в смете не отражает.
Помимо стоимости материалов, в прямых затратах учтены расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов: оплата труда машинистов, перебазировка машин в период строительства, подготовка к эксплуатации и амортизационные отчисления.
Подрядчик имеет право экономить на строительных работах или материалах, если это не вредит качеству. На практике все наоборот: недобросовестный подрядчик нарушает технологии и берет с заказчика дополнительные деньги.
Строительство производственного комплекса – подготовительные и земляные работы стоимостью 38 млн руб. (объем котлована – 45 000 куб. м). Подрядчик заявил, что 10% от общего объема рытья котлована будет осуществляться ручным способом (стоимость – более 11 млн руб.). Дешевле сделать это с помощью техники. Служба технического надзора КСК групп снизила процент ручного труда до 1% (1 млн руб.). Таким образом, заказчик сэкономил 10 млн руб.
Последнее, что входит в прямые затраты, – это трудовые ресурсы, то есть оплата труда рабочих и строителей.
Тонкости расчета: экономим до 10% от накладных расходов
Накладные расходы нужны для того, чтобы организовать работы. Согласно «Методическим указаниям по определению накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004)», в состав накладных расходов включены затраты на административно-хозяйственное обслуживание сотрудников подрядчика, на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и другие расходы.
Как определить размер накладных расходов? Есть отраслевые укрупненные нормативы накладных расходов, которые зависят от сферы выполнения работ. Сметная документация составляется по сметно-нормативным базам (ФЕР, ТЕР, ТСН и т. д.). Для строительства промышленного объекта (завода) накладные расходы составляют 106%, для жилого дома – 112%. Такой способ учета накладных расходов не отражает фактические затраты подрядчика и применяется только при составлении инвесторских смет. При расчетах между заказчиком и подрядчиком по фактическим данным применяют проценты накладных расходов по видам работ.
В коммерческих сметах накладные расходы прописываются в итогах смет. Подрядчики «любят» прописывать накладные расходы, начисляя их на все позиции по смете, то есть на стоимость работ и стройматериалов вместе. Однако такие расходы определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда.
Торговая компания приобрела нежилое помещение. Для его ремонта пригласила подрядчика, который позиционировал себя как лакшери-компания в отрасли.
В смете на черновые работы у подрядчика консультанты обнаружили следующее:
– прочие работы – 250 000,00 руб.;
– огнетушители, аптечки – 100 000,00 руб.;
– накладные расходы – 15% на все позиции, включая материалы.
Но по МДС 81-33.2004 огнетушители, аптечки входят в состав накладных расходов как временные приспособления и устройства. Они были исключены из сметы, так же, как и накладные расходы на материалы: этот вид расходов применяется только к работам. Это помогло сэкономить 670 тыс. руб. от общей суммы в 6 млн руб.
Как правильно рассчитать сметную прибыль
Сметная прибыль идет на развитие производства и материальное стимулирование работников. В нее включаются затраты на налог на прибыль, налог на имущество, на модернизацию оборудования и реконструкцию объектов основных фондов, на премии для работников.
Сметная прибыль определяется так же, как и накладные расходы. Есть только одно отличие: у сметной прибыли свои нормативные проценты, они меньше, чем у накладных расходов. Если смета составляется по нормативным базам ФЕР, ТЕР или ТСН, то укрупненно принимается единый процент сметной прибыли – 65%. На процент не влияет, промышленное это строительство или жилое.
Важно помнить, что если условия работ отличаются от общепринятых (например, работы в подземных тоннелях, сварка труб под водой, строительство на склонах гор), а средств для покрытия расходов подрядчика стало не хватать, то по согласованию рекомендуется разработать и принять индивидуальный размер сметной прибыли.
Не экономьте на контроле подрядчиков – обойдется дороже
Из сложившейся практики инвестиционно-строительной деятельности разработана структура сметной стоимости строительства, на основе которой заранее определяют размеры будущих капиталовложений:
– расходы на оплату труда рабочих – 15–25%,
– стоимость материалов – 45–55%,
– расходы на эксплуатацию машин – 8–10%;
Теперь вы знаете, как поэтапно решить задачу финансирования строительного проекта: от определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат и до определения сметной стоимости объекта строительства.
Структура сметной стоимости, определяющая размеры капиталовложений.
Но никто не застрахован от воровства со стороны подрядчика. Надежный способ предотвратить это – финансовый и технический контроль. Проверяйте сметную документацию на правильность указания работ и их объемов, сравнивайте, соответствуют ли выполненные объемы работ объемам в проектно-сметной документации. Контролируйте соблюдение требований СНиП по вопросам качества и сроков строительно-монтажных работ. И главное – оценивайте каждую норму договора подряда. В нем не должно быть лазеек, которые помогут подрядчику завысить бюджет.
Если затруднительно делать это силами штатных сотрудников, рекомендуем создать специализированный производственно-технический отдел в вашей компании, привлечь стороннюю службу технического надзора на время строительства или внешних консультантов для финансового контроля в строительстве. Не платите подрядчику больше, чем нужно! Обращайтесь к профессионалам. Эксперты КСК групп помогут вам проконтролировать исполнение подрядчиком своих обязательств, снизить финансовые и налоговые риски.
На что идут накладные расходы в смете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 декабря 2020 г. № 812/пр «Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства» (документ не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2016, № 47, ст. 6673), приказываю:
утвердить прилагаемую Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Министр | И.Э. Файзуллин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2021 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21.12.2020 № 812/пр
Методика
по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
I. Общие положения
II. Разработка нормативов накладных расходов
5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.
6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.
7. Определение нормативов накладных расходов по видам работ для Территории осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок и составляющих федеральных единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом влияния ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат накладных расходов, величина которых зависит или не зависит от ФОТ.
8. Особенности формирования нормативов накладных расходов по видам работ для РКС и МПРКС, связанные с экономико-географическими и природно-климатическими условиями таких районов и местностей, учитываются посредством применения к нормативам накладных расходов для Территории корректирующих коэффициентов, рассчитанных как отношение общеотраслевых показателей накладных расходов, сформированных для территории, относящейся к МПРКС, и отдельно для территории, относящейся к РКС, к среднеотраслевому показателю величины накладных расходов для Территории с учетом структуры сметных прямых затрат по видам работ.
9. Определение коэффициентов, применяемых к нормативам накладных расходов по видам работ в соответствии с пунктами 25 и 27 Методики, связанных с необходимостью исключения пропорционального увеличения сумм накладных расходов из-за роста ФОТ ремонтно-строительных работ, стоимость которых определяется с использованием ГЭСН, увеличением количества работников административно-хозяйственного персонала и повышенной амортизацией основных средств при строительстве особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, осуществляется на основании расчетов, выполненных с использованием соответствующих величин ФОТ, фактических данных, полученных от строительных организаций, сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, документов в области технического регулирования и стандартизации, содержащих требования к выполнению работ при строительстве особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства.
III. Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ
10. Нормативы накладных расходов по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают затраты строительных организаций на административно-хозяйственные расходы, обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы, указанные в пунктах 11-14 Методики.
11. Административно-хозяйственные расходы включают следующие затраты:
а) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:
работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);
линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;
б) страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию административно-хозяйственного персонала;
в) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков по открытию и ведению счетов, исполнению платежных поручений (за исключением оплаты процентов за пользование кредитами, займами), включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы);
г) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2019, № 39, ст. 5375). Расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
д) расходы на установку программных средств, эксплуатацию и сервисное обслуживание компьютерной техники строительной организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых на договорной основе специализированными организациями;
е) расходы на переплетные и типографские работы и услуги, эксплуатацию и сервисное обслуживание оргтехники;
ж) расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги), а также расходы, связанные с платой за использование земли;
з) расходы на оплату юридических, информационных, лицензионных и патентных услуг (расходов), получение патентов в федеральном органе исполнительной власти;
и) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;
к) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации;
л) расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
м) расходы на канцелярские товары, приобретение бланков учета, отчетности и других документов, периодических печатных изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы;
о) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
п) расходы, связанные со служебными поездками административно-хозяйственного персонала в пределах места нахождения организации;
р) расходы на содержание и эксплуатацию служебного транспорта строительной организации, включая:
оплату труда с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, обслуживающих служебный транспорт;
стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа и ремонта автомобильной резины, технического обслуживания служебного транспорта;
расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение и тому подобное), арендную плату за гаражи и места стоянки транспортных средств, амортизация (износ) и расходы на все виды ремонта служебного транспорта и гаражей;
с) расходы на наем служебного транспорта (арендные платежи, включая лизинговые);
т) расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации;
у) расходы на возмещение затрат, связанных с переездом на работу в другую местность административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный транспорт, в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2014, № 14, ст. 1547);
ф) расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы на право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями, а также иные аналогичные платежи и сборы;
наем жилого помещения;
х) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленных частью 9 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2019, № 30, ст. 4149) случаях, публикацию и иное раскрытие другой информации, а также расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения в установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6043; 2013, № 27, ст. 3463) случаях;
ц) амортизация (аренда) основных средств, предназначенных для обслуживания административно-хозяйственного персонала, за исключением затрат на амортизацию (арендную плату) по мобильным инвентарным временным зданиям и сооружениям, учтенным нормативами ВЗиС;
ч) представительские расходы, учитываемые в порядке и размерах в соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации;
ш) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ и услуг;
щ) расходы по набору работников, включая услуги специализированных организаций по подбору персонала;
э) другие административно-хозяйственные расходы, включая оплату услуг по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией работ и услуг.
12. Расходы на обслуживание работников строительства включают следующие затраты:
а) расходы на обучение и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников в соответствии с пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации;
б) страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию рабочих, занятых в строительной отрасли, в том числе на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов;
в) расходы на санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников:
амортизация (арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт), за исключением затрат на амортизацию (арендную плату) и текущий ремонт мобильных инвентарных, а также приспособленных титульных временных зданий и сооружений (с учетом их оснащения, включая оборудование, мебель и хозяйственный инвентарь), учтенных нормативами ВЗиС;
содержание санитарно-бытовых помещений: расходы на оплату труда (с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников) уборщиц, дежурных слесарей, электриков и другого обслуживающего персонала, расходы на отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги, а также соответствующие предметы гигиены;
содержание помещений и инвентаря, предоставляемых как медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на строительной площадке или на территории строительной организации, так и предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовой коллектив: расходы на отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги, а также на топливо для приготовления пищи;
расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных статьей 163 и главой 34 Трудового кодекса Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями или долевое участие по их содержанию;
г) расходы на технику безопасности, улучшение условий работы и охраны труда и снижение профессиональных рисков при исполнении работниками обязанностей:
износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых работникам специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты;
стоимость бесплатно выдаваемых работникам в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях смывающих и (или) обезвреживающих средств, молока и других равноценных продуктов, лечебного-профилактического питания и иных средств, продуктов, предоставление которых работникам строительства предусмотрено законодательством Российской Федерации;
затраты, связанные с приобретением аптечек для оказания первой помощи, санитарно-бытовым обслуживанием и медицинским обеспечением работников;
затраты на оборудование кабинетов по охране труда, включая приобретение нормативных документов, информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов по охране труда и технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний, а также улучшению условий труда работников;
затраты по обучению работников безопасным методам и приемам выполнения работ;
страховые платежи (взносы) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;
затраты на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации;
затраты на проведение специальной оценки условий труда работников в соответствии с главой 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2019, № 52, ст. 7769);
прочие расходы на реализацию мероприятий по технике безопасности, улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков при исполнении работниками обязанностей, за исключением расходов, относимых к капитальным вложениям.
13. Расходы на организацию работ на строительных площадках включают следующие затраты:
а) износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных (ремонтно-строительных) работ, работ по монтажу и капитальному ремонту оборудования, пусконаладочных работ и не относящихся к основным средствам;
б) износ и расходы, связанные с возведением, сборкой, ремонтом, содержанием и эксплуатацией, перемещением и разборкой временных (нетитульных) зданий и сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся:
приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;
складские помещения и навесы при объекте строительства, за исключением складских помещений и навесов на строительной площадке, предназначенных для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для нужд данной стройки;
душевые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих и приема пищи;
настилы, стремянки, площадки, вышки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;
сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;
мобильные пункты (посты) мойки и очистки колес транспортных средств;
леса и подмости, не предусмотренные сметными нормами, подвесные люльки, заборы и ограждения (за исключением учтенных нормативами ВЗиС), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, противопогодные укрытия, сварочные палатки, укрытия при производстве буровзрывных работ;
временные разводки от разводящих сетей инженерно-технического обеспечения в пределах рабочей зоны (внутри зданий и сооружений, а также территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений);
затраты, связанные с приспособлением временных зданий и сооружений вместо строительства указанных выше нетитульных временных зданий и сооружений;
в) амортизация (арендная плата), расходы на проведение всех видов ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт), а также на перемещение производственных приспособлений и оборудования, не включенных в сборники сметных норм и учитываемых в составе собственных и арендуемых основных средств;
г) содержание пожарной и сторожевой охраны:
расходы на оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и пожарную охрану;
канцелярские, почтовые, телефонные, телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;
расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и средств индивидуальной защиты;
амортизация (арендная плата), расходы на проведение всех видов ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт) и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения;
д) расходы, связанные с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления, включая расходы на услуги проектных, технологических и других организаций по инженерно-техническому сопровождению и организации производства, нормированию труда, а также внедрению передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий;
е) расходы, связанные с подготовкой и освоением новых производств, цехов и агрегатов, изобретательством, рационализаторством и техническим усовершенствованием (за исключением расходов, относимых к капитальным вложениям);
ж) расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ: на оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизация (арендная плата), износ, расходы на все виды ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от заказчика строительства геодезической основы;
з) расходы по проектированию производства работ: оплата труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников подрядных организаций, занятых разработкой проектов производства работ, и их содержание, а также оплата услуг проектных организаций по составлению проектов производства работ и осуществлению инженерно-технического сопровождения;
и) расходы на проведение строительного контроля подрядчиком при осуществлении строительства, за исключением видов строительного контроля, стоимость которого учтена сметными нормами, и на содержание производственных лабораторий, в том числе:
на оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников подрядчика, осуществляющих строительный контроль при строительстве, и работников производственных лабораторий;
амортизация (арендная плата, износ), расходы на проведение всех видов ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий;
стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, за исключением расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и подобные сооружения), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство;
на экспертизу и консультации;
на оплату услуг, оказываемых производственным лабораториям другими организациями;
прочие расходы подрядчика на проведение строительного контроля;
к) расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве подземных горно-капитальных работ;
л) расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок:
на устройство дорожек, мостиков и другие работы, связанные с благоустройством территории строительных площадок, уборку и очистку территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров (с вывозкой мусора), оплату труда работников с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию и другие расходы;
на электроэнергию (в том числе от временных электростанций), осветительные приборы и лампы, оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию дежурных электромонтеров и другие расходы, связанные с освещением территории строительства;
м) расходы по подготовке объектов капитального строительства к сдаче, включая расходы:
на оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию дежурных слесарей-сантехников и электромонтеров, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон;
на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов;
по вывозу со строительной площадки строительного мусора, образующегося в процессе производства работ (за исключением строительного мусора, образованного при производстве внутриплощадочных подготовительных работ после сноса (демонтажа) строений), после окончания строительства объекта;
на отопление в период сдачи объектов;
н) расходы по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений при строительстве линейных объектов в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в сметных ценах на эксплуатацию машин и механизмов, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки).
14. Прочие накладные расходы включают следующие затраты:
а) амортизация нематериальных активов;
б) расходы на рекламу в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации;
в) уплачиваемые некоммерческим организациям взносы, вклады и иные обязательные платежи, являющиеся обязательным условием для осуществления деятельности подрядных организаций;
г) налоги, сборы, государственные пошлины, платежи и другие обязательные отчисления, включаемые в себестоимость продукции;
д) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;
е) затраты на мероприятия по аттестации рабочих, оборудования, строительных и расходных материалов, допускные испытания по видам работ, обеспечивающих исполнение обязательных условий допуска к производству отдельных видов работ;
ж) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
и) платежи, осуществляемые подрядными организациями, за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в целях обеспечения хозяйственной деятельности подрядных организаций;
к) расходы (формирование резервов предстоящих расходов) на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
IV. Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам
15. Нормативы накладных расходов по видам работ, приведенные в приложении к Методике, не учитывают затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, указанные в пунктах 16-17 Методики.
17. Расходы, учитываемые в главе 9 «Прочие работы и затраты» ССРСС:
а) затраты по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если общественный транспорт не обеспечивает их перевозку и отсутствует возможность организовать перевозку с использованием специальных маршрутов пассажирского транспорта, а также дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с уполномоченными органами местного самоуправления средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на перевозку соответствующими видами транспорта;
б) затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
в) затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на другие стройки, определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
г) дополнительные затраты, связанные с использованием для строительства объектов капитального строительства студенческих отрядов;
д) затраты на обеспечение безопасности строящихся объектов, требования к которой устанавливаются нормативными правовыми актами и связаны в том числе с обеспечением безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и прочими случаями, требующими привлечения специализированных организаций, подразделений военизированной (усиленной) охраны и специального инженерного обеспечения, расходы на гражданскую оборону в период строительства, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
е) затраты, связанные с проведением специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, энцефалитным клещом, гнусом, мероприятия по предотвращению распространения вирусных инфекций и другие мероприятия), определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
ж) расходы на командировки рабочих, привлекаемых для выполнения работ, определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения, в том числе расходы, связанные с содержанием очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, очисткой сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, за размещение, утилизацию и обезвреживание отходов строительного производства, в том числе экологически опасных, другие аналогичные расходы;
и) затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии, в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств, определяемые в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН;
к) затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Применение нормативов накладных расходов
18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.
19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
20. Выбор нормативов накладных расходов осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 6 таблицы, приведенной в приложении к Методике, с учетом территории строительства.
21. Определение накладных расходов производится путем начисления норматива накладных расходов по каждому виду работ (в соответствии с применяемыми сметными нормами или разработанными на их основе единичными расценками, включая отдельные составляющие таких расценок) по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) с последующим указанием суммы начисленных накладных расходов по итогам разделов (при наличии) локального сметного расчета (сметы) и в целом по итогу локального сметного расчета (сметы) по формуле (1):
— накладные расходы по i-му виду работ по соответствующей позиции локального сметного расчета (сметы), рублей;
— размер средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, в составе сметных прямых затрат по отдельной позиции локального сметного расчета (сметы), рублей;
— норматив накладных расходов по i-му виду работ согласно таблице, приведенной в приложении к Методике, в процентах.
22. Размер средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, в составе сметных прямых затрат по отдельной позиции локального сметного расчета (сметы) определяется по формуле (2):
— размер средств на оплату труда рабочих-строителей или пусконаладочного персонала по i-му виду работ, определенный по сметным нормативам, внесенным в ФРСН, по соответствующей позиции локального сметного расчета (сметы), рублей;
— размер средств на оплату труда машинистов по i-му виду работ, определенный по сметным нормативам, внесенным в ФРСН, по соответствующей позиции локального сметного расчета (сметы), рублей.
23. В случае если сметными нормами предусмотрены несерийные строительные машины, затраты по которым учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» ССРСС, то в соответствующей строке накладных расходов, определяемых в соответствии с пунктами 21 и 22 Методики, таких позиций локального сметного расчета (сметы) дополнительно учитываются накладные расходы, исчисляемые от ФОТ рабочих, осуществляющих управление такими строительными машинами (за исключением инженерно-технических работников, осуществляющих организацию и (или) руководство производственным процессом, а также обслуживающего персонала, непосредственно не участвующего в управлении несерийной строительной машиной), определенного на основании коммерческих предложений соответствующих юридических лиц на сроки временной эксплуатации или аренды несерийных строительных машин, указанные в коммерческих предложениях, с учетом продолжительности работы таких машин, установленной в проектной и (или) иной технической документации, с применением нормативов накладных расходов, приведенных в приложении к Методике, для соответствующего вида работ.
24. В составе нормативов накладных расходов на пусконаладочные работы учитываются затраты, связанные с эксплуатацией производственного оборудования (контрольно-измерительных приборов, стендов для испытаний, электронной вычислительной техники и тому подобное), используемого при производстве пусконаладочных работ, за исключением затрат на эксплуатацию передвижных испытательных лабораторий, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) на пусконаладочные работы отдельной строкой, в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
25. В случае отсутствия ГЭСНр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам накладных расходов для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) применяется коэффициент 0,9.
26. Коэффициент, указанный в пункте 25 Методики, не применяется:
при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное);
при капитальном ремонте объектов производственного назначения.
27. При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным и технически сложным, к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении к Методике, применяются коэффициенты, рассчитанные на основании фактических затрат строительных организаций:
в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электрических станций);
в размере 1,09 (для объектов атомных электрических станций).
28. Коэффициент, указанный в абзаце втором пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы:
по устройству земляных, бетонных и железобетонных, каменных, металлических и деревянных конструкций, гидроизоляции при строительстве гидротехнических сооружений, а также монтажу оборудования гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений, указанным в пунктах 30-35 и 64 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
по строительству и монтажу оборудования тоннелей и метрополитенов, указанным в пунктах 23 и 63 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
по монтажу оборудования предприятий черной и цветной металлургии, указанным в пунктах 58 и 59 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
29. Коэффициент, указанный в абзаце третьем пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании атомных электрических станций, указанным в пунктах 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
30. Значения нормативов накладных расходов, указанные в таблице, приведенной в приложении к Методике, применяются в сметной документации, составленной с использованием сметных норм и разработанных на их основе соответствующих единичных расценок и их отдельных составляющих (с учетом раздела VI «Прочие работы» таблицы, приведенной в приложении к Методике).
Приложение
к Методике по разработке и применению нормативов
накладных расходов при определении сметной
стоимости строительства, реконструкции,
капитального ремонта, сноса объектов капитального
строительства, утвержденной приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 21.12.2020 № 812/пр
Нормативы
накладных расходов по видам работ
Обзор документа
Установлены правила разработки и применения нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитальных объектов.
Нормативы разрабатываются расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ.
В частности, учитываются административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках.