На что идут налоги граждан россии
На что уходят наши налоги: 7 статей расходов
Бюджет России формируется из наших налогов. С них платят и зарплату врачам, и премии чиновникам. К сожалению, мы не можем выбрать, кому достанутся наши налоги.
Узнали из новостей, на что правительство собирается потратить деньги из бюджета в ближайшие два года.
5 млрд рублей
11,1 млрд рублей
95 млрд рублей
325 млрд рублей
1,38 млрд рублей
9,8 млрд рублей
498,6 млн рублей
более 300 000 читателей
Никто не любит платить налоги, но платить их надо. Разобрались, как платить меньше, чтобы вами не заинтересовался инспектор.
«5 млрд рублей потратили на премии чиновникам в регионах, которые показали хорошие результаты работы в 2019 году»
Я, наверное, не заметил. А в каком регионе хорошие результаты?
Георгий, хороший результат это победа Единой России на выборах:)
> потратили на закупку для 19 органов власти лицензий программы «Мой офис»
А можно было просто бесплатно установить OpenOffice, результаты бы не изменился.
Grigory, на бесплатном софте денег не отмоешь.
Grigory, еще вариант: софт из Америки пристально следит что печатает в Ворде чиновница Елена Сергеевна:
https://journal.tinkoff.ru/gov-people/
Георгий, код OpenOffice-а открыт, любой программист в мире может проверить, следит он или нет. А вот код Моего офиса закрыт, но зато у него есть официальная бумажка, где написано, что он ничего плохого не делает. Фактически, именно за нее государство и заплатило 757 млн. руб. Вот и думаете, стоило оно того или нет.
Как мы делим доход с государством
На что мы отдаем часть зарплаты
Помимо НДФЛ физические лица платят налоги на имущество, транспорт и землю. О них мы расскажем в следующих статьях
Что такое НДФЛ и кто его платит
НДФЛ — это налог на доходы физических лиц, то есть ваши. В основном государству полагается 13% с доходов. Но есть исключения. Например, если вы собрали все крышечки «Кока-колы» и выиграли 5000 рублей, НДФЛ может составить 35%.
Обычно все расчеты по НДФЛ ведет ваш работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за вас. Вы получаете на руки зарплату уже за вычетом этого налога. А все хлопоты по начислению и выплате налога берет на себя бухгалтер фирмы.
крайний день подачи декларации за предыдущий год
Если работодатель забыл удержать налог или если у вас нет налогового агента, уплатить налог и отчитаться за доходы придется самостоятельно. Вы обязаны подать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3- НДФЛ не позднее 30 апреля следующего года.
Когда считать и платить НДФЛ самостоятельно
Куда уходит НДФЛ
Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней. То есть в федеральный, бюджет субъекта, города и района в совокупности.
Бюджет — это список расходов и доходов. Сколько денег Россия и ее субъекты планируют получить и на что хотят их потратить. Основной источник доходов любого бюджета — налоговые отчисления.
Каждый субъект, город и район утверждает свой бюджет. Они принимаются друг за другом: сначала федеральный, затем бюджет субъекта и дальше ниже.
Согласно статьям 56 и 61 бюджетного кодекса большая часть НДФЛ — 85% — поступает в бюджет субъекта, то есть в Москву, Петербург, Севастополь, республики, края и области. Остальные 15% распределяются в местные бюджеты. То есть, например, 85% всех поступлений НДФЛ Москва оставляет у себя, а 15% отдает в Мосрентген, Воскресенск и Троицк.
доля НДФЛ в бюджете Москвы на 2015 год
Сколько и на что вы отдаете
Вот как эти деньги будут распределены в 2018 году
Выводы
« НДФЛ — не единственный налог и не единственный наш платеж в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы поголовно платим НДC. У государства много каналов сбора налогов, но сегодня мы говорим именно о НДФЛ.» — почему пост о налогах и выплатах пишет юрист, а не бухгалтер или экономист? Как можно вообще свалить все в одну кучу и нести в народные массы такой бред? Кого автор подразумевает под формулировкой «мы платим в пользу государства»? НДФЛ и социальные отчисления платят разные субъекты трудовых отношений из разных источников. НДФЛ — это налог на все доходы физического лица. Их платит работник/физлицо из своих доходов, как правильно отмечено, в случае с зарплатой, за него удержанием с зарплаты и переводом в соотвествующие органы бюджета занимается работодатель, но суть есть суть — плательщик — физлицо, источник — его доход. Пенсионные, социальные и медицинские отчисление оплачивает из своих источников работодатель. И эти средства выплачиваются не в пользу государства, как НДФЛ, а в пользу работника в соответствующие фонды!
Куда идут налоги: основные статьи расходов и анализ их исполнения в России
Любое предприятие ведет учет своих доходов и расходов. Без этого легко можно оказаться в ситуации, когда деньги закончились, а покупать сырье и платить зарплату надо. Деньги поступают от покупателей на расчетный счет или в кассу, а потом они тратятся на нужды бизнеса. Точно такой же механизм действует и на самом большом предприятии – государстве. Основная статья доходов – это налоги. Они приходят в кассу, которую называют бюджет, а оттуда расходуются на государственные цели. В статье рассмотрим, куда идут налоги в России, на что потратили деньги в 2020 г. и собираемся потратить в 2021 г.
Какие налоги платит население и бизнес
Думаю, что нет смысла обсуждать, зачем мы платим налоги государству. Ответ банальный и одинаковый для всех стран мира – на наши деньги содержится старая и строится новая социальная инфраструктура (школы, больницы, детские сады, дороги, мосты и пр.), оплачивается труд работников некоммерческих предприятий (так называемых бюджетников), обеспечивается обороноспособность страны, охрана окружающей среды и т. д. Отличается сам механизм сбора, размер налоговых отчислений и долевое распределение средств по статьям расходов.
Кратко опишу, какие налоги платят юридические и физические лица в России, и куда поступают собранные деньги. Различают:
Перечисленные виды налогов и сборов можно посмотреть в Налоговом кодексе РФ (глава 2). Налоговые отчисления поступают в бюджеты разных уровней, каждый в своей пропорции. Например, транспортный налог в размере 100 % приходит в бюджет субъекта РФ, а подоходный налог с зарплаты работающих граждан и других видов получаемых доходов – только в размере 85 %. Куда и сколько надо перечислять установлено в Бюджетном кодексе (статьи 50, 56 и 61).
Соответственно, от планируемых поступлений различные уровни власти верстают свои бюджеты: расписывают статьи доходов и расходов. Есть дотационные регионы, которые не могут за счет собранных налогов выполнять свои региональные обязательства, поэтому получают дотации из центра (например, Ивановская область, где я живу). Есть регионы-доноры, которые самостоятельно себя обеспечивают (например, Москва).
Основные направления расхода налоговых поступлений
Основные расходные статьи бюджетов согласно Бюджетному кодексу (статья 69):
Любой человек может изучить открытую часть федерального бюджета на текущий и на 2 последующих года. Публикуется на официальном сайте Минфина, называется этот документ “Бюджет для граждан”. Именно в нем можно в цифрах посмотреть статьи доходной и расходной частей. А в следующем году сравнить их с фактическими данными в документе об исполнении бюджета.
Кроме того, информацию о доходах и расходах в открытом доступе публикуют региональные власти. Например, по Москве ее можно найти на сайте “Открытый бюджет города Москвы”, а в Ивановской области на сайте областной администрации.
Региональные власти могут тратить собираемые налоги на:
Расходы бюджета в 2020 г. и анализ их исполнения
Посмотрим, куда планировали направить наши деньги в рамках федерального бюджета в 2020 г. и насколько выполнили план по итогам года.
На что и сколько должны были потратить
На основе инфографики из презентации Минфина я составила таблицу доходов и расходов, которые планировало Правительство в 2020 г.
Доходы | Расходы | ||
Статья | Сумма, млрд ₽ | Статья | Сумма, млрд ₽ |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | 5 979,3 | Социальная политика | 5 004,1 |
Вывозные таможенные пошлины | 1 726,1 | Национальная оборона | 3 087 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку | – 329,1 | Национальная экономика | 2 658,4 |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) | 95,9 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 430,4 |
НДС | 7 492,4 | Общегосударственные вопросы | 1 557,4 |
Налог на прибыль организаций | 1 210,3 | Здравоохранение | 1 027,9 |
Акцизы | 1 085,7 | Межбюджетные трансферты общего характера | 1 010,2 |
Ввозные таможенные пошлины | 656,3 | Образование | 912,5 |
Прочие | 2 462,4 | Обслуживание государственного и муниципального долга | 897 |
Охрана окружающей среды | 343,8 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 260,8 | ||
Культура, кинематография | 144,4 | ||
Средства массовой информации | 94,8 | ||
Физическая культура и спорт | 74,7 |
На первый взгляд видно, что больше всего денег уходит на социальную политику – 5 004,1 млрд ₽. Но совокупные расходы на оборону и безопасность составляют 5 517,4 млрд ₽. Несмотря на то, что рост расходов на здравоохранение был заложен в 50 %, эта статья заняла скромное 6-е место с затратами в 5 раз меньше, чем на оборонку.
Удивительное дело с ЖКХ. Расходы на него уменьшили на 17,7 %. Видимо, мы полностью ликвидировали изношенность коммуникаций и прочей жилищно-коммунальной инфраструктуры. Только трубы напротив моего дома регулярно говорят об обратном.
Как выполнили план
Мы рассмотрели план расходов на 2020 г. Есть и отчет о его выполнении по ссылке. Первоначально планировали потратить 19 503,3 млрд ₽. Но по итогам 2020 г. затраты выросли на 4 339,2 млрд ₽. Правда, освоить получилось на 4,3 % меньше.
Наибольшую долю в объеме расходов составили межбюджетные трансферты (39 %), закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (18 %) и расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов власти и казенных учреждений (14 %).
Выделены деньги на реализацию 43 государственных программ, которые объединили в 5 направлений:
Доходы и расходы бюджета в 2021 г.
2021 год в самом разгаре. Давайте посмотрим, на что пойдут деньги в этом году, в том числе собранные в виде налогов с граждан и бизнеса. Воспользуемся инфографикой от Минфина.
Сколько планируем получить
Обратите внимание, что мы делим все доходы на 2 категории:
Государство стремится к снижению доли первых, но пока на ближайшие 3 года заложено увеличение. В прошлом году Минфин делал график снижения зависимости нашего бюджета от нефтегазовых доходов с 2018 г. В этом году такого графика нет.
Доходы | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
Нефтегазовые | 28,7 % | 31,9 % | 33,4 % | 33,6 % |
Ненефтегазовые | 71,3 % | 68,1 % | 66,6 % | 66,4 % |
В 2021 г. запланировали получить:
Появилась новая статья доходов – НДФЛ в части налога на доходы от депозитов и дополнительных поступлений за счет повышения ставки с 13 до 15 % на доходы свыше 5 млн ₽.
Куда потратим деньги
По сравнению с 2020 г. мы сократили расходы на социальную политику, здравоохранение, ЖКХ, национальную экономику, оборону и некоторые другие статьи, которые и так были в конце списка. Сильно нарастили затраты на обслуживание долга и охрану окружающей среды, незначительно – на образование.
Год еще не окончен, поэтому фактических результатов исполнения бюджета пока нет. Но картина не радует. Я почти нигде не вижу увеличения расходов, кроме национальной безопасности, охраны окружающей среды и образования. Это печально.
Заключение
Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет. Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней. Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.
Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?
Бесит, что наши налоги уходят неизвестно куда
Этот текст написал читатель Т—Ж. Сопереживайте или ругайте. Чтобы стать героем следующего выпуска, заполните эту форму.
Бесит, что я плачу налоги и не получаю ничего взамен, даже не знаю, на что они расходуются.
У нас с партнером стабильный развивающийся бизнес. Компания небольшая, но все сотрудники оформлены официально, все получают белую зарплату. Мы полностью платим все налоги за сотрудников и налоги на бизнес, и ни рубля не уходит «налево». В 2019 году ежемесячные налоговые отчисления нашей компании перевалили за 300 тысяч рублей. Еще раз: треть миллиона рублей мы ежемесячно платим государству. Хотелось бы разобраться за что.
Недавно мы с женой перевели дочку из обычной школы в гимназию. В ее бывшей школе директорский произвол: учителя бегут, за год может смениться 3—4 учителя по предмету, некоторые предметы преподаются с огромными пропусками. В гимназию дочь устроили с большим трудом: классы переполнены, в каждом по 33—34 человека. Из-за этого и нагрузка на учителей повышенная, и дисциплина хромает.
Автомобиль жены повредил сосед по парковке. Вызвали ГИБДД, приехавшие сотрудники нагло отказывались оформлять ДТП, мотивируя тем, что одна из машин колесом стояла на газоне, поэтому это якобы не их юрисдикция, а участкового. ДТП оформили только после того, как я зарегистрировал жалобу по телефону 112 и записал звания и ФИО приехавших сотрудников, пообещав на следующий день подать жалобу на их бездействие в прокуратуру.
Был приступ сильной боли в животе, напился обезболивающих и вызвал скорую. Приехали через час, отвезли в больницу, посадили на ободранную кушетку и сказали ждать. Врача ждал больше трех часов. За это время боль прошла — подействовали обезболивающие. Решил дождаться из принципа: хотелось посмотреть, за что же я плачу налоги и как работает наша бесплатная медицина. Все, что врач смог предложить для лечения, — выдать таблетку ношпы, оформить больничный и положить меня в страшный стационар.
Много таких историй могу рассказать не только я, но и любой житель нашей страны.
Мои друзья и знакомые часто не понимают, зачем мы вообще платим налоги. Их же разворуют!
Так вот дилемма: если мы не будем платить, то есть фактически будем воровать налоги, чем же мы будем отличаться от тех, кто их ворует в другом количестве и на другом уровне? Видел такую статистику: четверть осужденных в нашей стране — бывшие предприниматели, а получить срок за неуплату налогов ни я, ни мой партнер не хотим. К тому же налоговая начисляет недоимку со штрафами, в нашем случае это будут миллионы рублей — проще платить по 300 тысяч ежемесячно.
Если бы эти деньги распределял я лично, сделал бы гораздо больше полезного. Я регулярно помогаю домам престарелых, оказываю адресную помощь больным детям, ну и в принципе, если вижу, что человеку реально нужна материальная помощь, — помогаю. Пока комментаторы обсуждали моральные качества Полины из статьи Т—Ж «Как я выживаю одна с ребенком», я перевел ей деньги на две самые нужные для нее вещи из ее виш-листа.
Раньше я радовался по следующим соображениям: из моих налоговых отчислений ремонтируются дороги, строятся школы, платятся пенсии, в больницы завозят новое, качественное оборудование, а разворовываются нефтедоллары, которые Россия получает в обмен на энергоресурсы. К сожалению, эта мантра помогает мне все меньше и меньше.
Город, где все это происходило и происходит, специально называю в конце, чтобы была очевиднее глубина безобразия. Это Санкт-Петербург.
Бесит! Читатели — о вещах и явлениях, из-за которых они впадают в ярость
Куда уходят наши налоги
Как устроена федерация
Основная проблема в управлении большой страной — информация. Если все решения принимаются централизованно, то у центра должна быть информация о том, как живет и чего хочет население на всей территории. И пока мы не оказались в цифровой утопии (или антиутопии), собирать такую информацию централизованно очень и очень дорого. А без информации вы рискуете недополучить налоги, потому что не знаете реальные доходы на территориях. Другая проблема — вы рискуете недопроизвести общественные блага (так экономисты называют услуги населению от государства), вызвав тем самым недовольство граждан.
Ответ на эту проблему — федеративная система государства: создание субнационального (регионального) уровня власти, принимающего решения на меньшей территории. Такая система более эффективна просто потому, что у региональной власти больше информации о подконтрольной территории. Они знают, сколько можно собрать налогов и что нужно взамен предоставить населению. Это одна из основных причин существования федеративных систем, сформулированная Фридрихом Хайеком еще в 1945 году.
Кроме доступности информации федеративные системы хороши еще вот чем: люди могут «голосовать ногами» — уезжать с территорий, где им не нравится соотношение уплаченных ими налогов и полученных общественных благ, эту идею выдвинул Чарлз Тибу в 1956 году. Плюс к этому, выбирая регион для жизни, люди с одинаковыми предпочтениями будут жить на одной территории. Если вы хотите получать очень хорошее государственное образование и готовы за это платить высокие налоги, то вы выберете территорию вместе с такими же людьми. Те, кто не готов платить высокие налоги, но готов вести детей в частную школу, выберут другой регион. Но для этого необходимо разнообразие в налоговой нагрузке на разных территориях, то есть регионы должны иметь возможность устанавливать собственные налоги и их величину, а также выбирать уровень предоставления общественных благ. Ну а люди должны обращать внимание на уплаченные налоги и полученные взамен блага от государства. Иначе выгоды от федерализма будут недополучены. Но это в теории.
Как это работает в России
У нас существует три уровня власти: федеральная (министерства, аппарат правительства, президент и администрация президента), региональная (губернаторы, главы республик и автономных областей), местная (мэры городов, главы муниципальных районов). И между ними распределены права и обязанности. Обратимся к тем, которые относятся к налогообложению. Права на получение налогов и изменение налоговых ставок установлены Бюджетным кодексом. В изменении налоговых ставок региональный и местный уровни власти ограничены. Чтобы получить больше налоговых доходов, власти вынуждены проводить политику, способствующую увеличению базы, с которой собирается налог. Это создает стимулы властям к экономическому развитию подконтрольных территорий.
Например, в росте доходов населения в первую очередь заинтересованы региональный и местный уровень власти. Поскольку поступления от НДФЛ (налога на доходы физических лиц, те самые 13%) делятся между региональным бюджетом (70%) и местным бюджетом (30%). Хотя налог федеральный, о чем знают бухгалтеры из Налогового кодекса, его поступления питают бюджеты региона и города. И уклонение от уплаты этого вида налога (серая зарплата) больнее всего бьет по региональному бюджету. Федеральные власти с этих доходов ничего не получают. Так стоит ли ждать от них мер, способствующих увеличению доходов населения, если это никак не отразится на поступлении в федеральный бюджет?
Другой важный для регионального бюджета вид налоговых поступлений — налог на прибыль организаций. Его платят только компании, получившие положительную прибыль, и большая его часть поступает также в региональный бюджет (85%), а оставшееся в федеральный бюджет (15%). Уклонение и от этого вида налога приносит недополучение доходов именно регионального бюджета. НДФЛ и налог на прибыль составляют больше половины доходов регионального и местного бюджетов. Поэтому если в регионе и городе плохие дороги, здравоохранение, образование, то, возможно, региональным властям просто не на что их строить, потому что зарплаты «серые», а бизнес «не получает прибыли».
На что живет федеральный бюджет
Больше половины доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы (даже в бюджетной классификации вот так отдельно выделяются), они состоят из НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и вывозных пошлин (от экспорта нефти и газа). Поэтому в России так беспокоятся о цене на нефть и газ: от высоких цен выигрывают не только добывающие компании, но и федеральная власть. Экономические исследования показывают, что наличие возможности получать нефтегазовую ренту искажает стимулы власти (в научной литературе есть даже специальный термин — ресурсное проклятие). В таких условиях не работает «голосование ногами»: от того, что вы уедете (или перестанете платить налоги), федеральный бюджет не станет получать меньше денег. Один из способов борьбы с искаженными стимулами — вводить правила распределения нефтегазовых доходов (так называемые бюджетные правила), то есть ограничивать самих себя в расходных аппетитах. В России бюджетные правила используют, благодаря им был сформирован Фонд национального благосостояния. Но, как мы утром выходного дня переводим будильник, чтобы поспать подольше, так и федеральные власти отменяют или корректируют бюджетные правила, чтобы потратить побольше. Из налоговых доходов для федерального бюджета значимыми являются поступления НДС (налог на добавленную стоимость) со всей страны. Это тот самый налог, который мы платим при каждой покупке, его сумму указывают в чеке.
Распределение доходов по уровням бюджета помогает отвечать на вопрос, кто кого кормит. Например, поступления НДС из Москвы, наибольшие среди регионов, кормят Россию потому, что решения по их расходованию принимают не власти г. Москвы, а федеральные. С другой стороны, налог на прибыль крупных корпораций платится по месту нахождения головного офиса, что приводит к концентрации поступлений от налога на прибыль в Москве, даже если корпорация работает по всей России. И в этом смысле Россия кормит бюджет города Москвы. Но если говорить о перераспределении доходов, неизбежно возникает тема межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты — это деньги, которые по сути просто так переходят из федерального бюджета в региональный. Есть и трансферты внутри регионов: от региональной власти в местные бюджеты (но этот вопрос мы не будем затрагивать). Трансферты бывают трех видов: дотации — совсем без условий расходов, субсидии — их можно тратить только на определенные федеральной властью расходы, субвенции — только на ограниченный список расходов и пропорционально получаемой группе населения. Система распределения трансфертов неравномерна: есть регионы, доходы которых на 60–80% состоят из трансфертов. То есть их налоговые доходы несопоставимы с тем, сколько они получают из федерального центра. Логично, что в таких регионах нет стимулов развивать налоговую базу, гораздо выгоднее это время потратить в кабинетах Москвы, уговаривая федеральных чиновников на дополнительные трансферты.
Регионы-доноры
К обеспеченным регионам часто применяют понятие «регионы-доноры», подразумевая, что они из своего кармана достают деньги и передают бедным регионам. Это некорректно. Регионы-доноры, по определению, — регионы, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но они вполне могут получать и получают другие виды дотаций и субсидий.
Можно ли говорить, что население таких обеспеченных регионов, как Санкт-Петербург, Москва, Татарстан, «кормит» бедные регионы, живущие на трансферты? Отчасти, и в очень ограниченных масштабах: в «общий котел» идет неравномерно уплаченный регионами НДС, 15% уплаченного налога на прибыль и некоторые акцизы, которые в абсолютном выражении больше у более богатых регионов. Но все-таки система трансфертов призвана распределить нефтегазовые доходы федерального центра в большей степени, чем забрать деньги у «богатых» регионов и отдать «бедным».
Можно ли говорить, что обеспеченные регионы недополучают трансферты, потому что у них есть собственные средства? Да. При распределении трансфертов федеральная власть учитывает возможности регионов «прокормить» себя, поэтому преимущественно помогает тем, кто без трансфертов не справится. Такая система искажает стимулы региональных властей: если при увеличении налоговых поступлений (которого глава региона добился, привлекая бизнес, настраивая условия для его развития) федеральный центр снижает поступление трансфертов на ту же сумму, то зачем стараться?
Проблемы системы
Так реализует ли российский вариант системы федерализма выгоды, которые были описаны в начале статьи? Пока нет. Регионы практически не могут менять налоговую нагрузку (только через налоговые льготы на налог на прибыль, но ими очень мало кто пользуется, опасаясь внимания от налоговых органов). И расходы региона во многом контролируются федеральными властями. Регионы значительно зависят от трансфертов, распределяемых федеральным центром, а некоторые трансферты (субсидии) выдаются целенаправленно на определенные расходы. Указы президента (например, поднятие заработной платы учителей) также создают ограничения на расходы. Введенные нормативы бюджетных услуг противоречат возможности вариации предоставляемых общественных благ. Глава региона, может, и рад бы починить дороги, но не на что: все расписано.
Так что же можно сделать, чтобы это все как-то заработало более эффективно? Начать с малого. Экономисты любят теоретические модели, которые объясняют, почему в реальности мы наблюдаем неэффективность. Так вот, большинство моделей в рамках исследования федерализма говорят о «неведении» населения: если жители не знают фактического соотношения уплаченных налогов и полученных общественных благ. Тогда модель повторяет реальность: неэффективно расходуются трансферты, избираются не самые способные политики.
И вот здесь как раз можно что-то сделать: посчитать, сколько налогов реально платит ваша семья (не забыть НДС); изучить расходы бюджета (например, в 2019 году на оборону и национальную безопасность расходуется 14%, а на образование 10%); глянуть, что покупают министерства в госзакупках; посмотреть доходы и расходы школы, в которой учатся дети; ну и заглянуть в бюджеты вашего региона и города. И тогда мы будем более осознанно принимать решения, которые влияют на жизнь в регионах.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Сноб» и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. В год 80-летия факультета молодые ученые делятся своими исследованиями по самым актуальным проблемам современной экономической науки. Смотрите видеоверсию беседы выпускницы 2017 года Ирины Филипповой с шеф-редактором «Сноба» Сергеем Цехмистренко здесь.
Больше текстов о политике, экономике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь