На что крепится педаль велосипеда
Как снять и поставить педали на велосипеде
Возникла ситуация, что необходимо открутить педали с велосипеда, но как это правильно сделать Вы не знаете. Давайте рассмотрим, как выполнить эту операцию быстро и просто.
Когда может потребоваться снять велосипедные педали
Особенность педалей в том, что они имеют симметричные резьбы.
На каждой из них обязательно должна стоять метка: какая левая, а какая правая. Обычно это английские буквы L – Left (левая) и R –Right (правая) соответственно для левой и правой педали.
Левая педаль всегда изготавливается с левой резьбой. Это значит, что она закручивается против часовой стрелки, а откручивается по часовой стрелке.
Сделано это для того, чтобы при кручении педалей во время движения велосипеда они не откручивались.
Каким инструментом снимают педали
При использовании разводного ключа обязательно обратите внимание на его толщину. Дело в том, что расстояние между креплением педали и шатуном не большое, и не каждый разводной ключ туда пролезет. Некоторые типы таких ключей выпускают с тонкими губками, которые можно использовать. Рожковые или специальные педальные ключи отлично подходят для такой операции.
Как снять педали
Если резьба на оси «прикипела» к шатуну и не снимается
Логичнее попробовать разогреть это место строительным феном или мощным паяльником. При работе с феном нагревайте именно место соединения оси и шатуна и следите за температурой корпуса педали, особенно если она пластиковая.
Разогревать это место открытым огнем точно не стоит.
Как поставить педаль на велосипед.
Хочется сразу осветить один вопрос, время от времени возникающий у некоторых велолюбителей. Связан он с совместимостью резьбы на педалях и шатунах и разными стандартами, принятыми в современном велосипедостроении и в советское время. Дело в том, что резьба на современных педалях не подходит под резьбу, нарезанную в советских шатунах. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье » Совместимость резьбы на педалях и шатунах велосипеда «.
Если с этим вопросом у Вас все в порядке, рассмотрим как ставить педаль в шатун.
Еще один маленький совет.
Как проверить педаль
Желательно перед каждой поездкой проверять состояние педалей, их затяжку, отсутствие люфта и состояние корпуса. Можно просто ногой встать не нее, а затем, крутанув, посмотреть и послушать, как она крутится на оси. Если нет визуального биения и лишних звуков – все нормально, можно ехать.
Помните, если во время движения педаль выкрутится, сломается или потеряется, вряд ли Вы уже сможете куда-то ехать, да и риск получить при этом травму достаточно велик.
Дополнительно о педалях можно почитать в статье
Видео о замене педалей велосипеде.
Как устроен велосипед и из чего состоит – схема с названием деталей
Велосипед – практичное и по большей части универсальное средство передвижения. Это экономичный и удобный вид транспорта, который давно обосновался в городе, сельской местности и далеко за пределами дорог. Достаточно широко используется велосипед и в спортивных соревнованиях.
О его достоинствах можно говорить много. Однако стоит выделить очевидное преимущество – примитивность конструкции. Она проста и интуитивно понятна, поэтому велосипед популярен среди такого количества людей. Но его устройство не ограничивается рулем, колесами, рамой и педалями.
Из каких частей состоит велосипед
«Анатомия» велосипеда имеет много общего с устройством автомобиля – все рабочие узлы и механизмы крепятся на несущей конструкции. Наглядно об устройстве двухколесного транспорта свидетельствует схема «Строение велосипеда». Из рисунка понятно, что все механизмы и основные узлы держатся на раме велосипеда.
А теперь расскажем более подробно о каждой детали.
Это ромбовидный каркас, собранный из нескольких составляющих:
Передние трубы «сшиты» между собой в рулевой стакан, нижняя и подседельная труба вместе с перьями – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. Нынешний ассортимент велосипедов обусловливает классификацию рам:
Что касается материала изготовления, то здесь на данный момент можно выделить в общей сложности два варианта: алюминий (бюджетный и наиболее распространенный) и карбон (самый дорогой и износостойкий).
Седло
Здесь следует сразу обратить внимание на то, что правильно говорить именно «седло», а не «сиденье». Дело в том, что второй вариант подразумевает глубокую посадку человека, когда масса тела полностью распределяется по поверхности. На седло велосипеда приходится лишь частичная нагрузка. Во время движения масса тела должна равномерно распределяться между рулем, педалями и седлом.
При выборе следует ориентироваться на высоту подседельного штыря. Что касается болезненных ощущений в области паха, то они могут возникнуть после длительного отсутствия опыта езды на велосипеде. Предпочтение следует отдавать седлам анатомической формы от известных производителей.
Эта часть состоит из двух элементов: горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. Руль бывает:
Вынос руля (может быть жестким и регулируемым) соединяет трубку с рулевым штырем. Это достаточно важный элемент велосипедной конструкции, к выбору которого нужно относиться со всей серьезностью. Неправильно подобранный вынос существенно увеличивает нагрузку на велосипедиста, а также влияет на некоторые технические моменты.
Рулевая колонка – неотъемлемый элемент системы велосипеда, который отвечает за вращение велосипедной вилки в головной раме. Бывает двух типов:
Первый вариант считается устаревшей и дешевой конструкцией, для монтажа и демонтажа которой понадобится разводной ключ. Безрезьбовые рулевые колонки встречаются в большинстве современных моделей – вилка легко вставляется и фиксируется в трубе рулевой рамы.
Грипсы
Это насадки на ручки руля. Данный элемент значительно повышает уровень комфорта во время езды, обеспечивая надежный хват. Грипсы бывают пластиковыми и резиновыми. Изготавливают их также из геля, пены, кожи, силикона или полиуретана. Предпочтение следует отдавать прочным изделиям, которые даже при намокании позволят уверенно держать руль.
Вынос руля
Он определяет расстояние руля от рамы – чем дальше его удаленность, тем более горизонтальное положение принимает велосипедист. Обсуждаемая деталь крепится к регулировочной трубе.
Шифтеры
Это один из элементов, отвечающих за переключение передач. Шифтеры, или манетки крепятся к рулю велосипеда. Их состояние определяет четкость смены одной передачи на другую.
Передний переключатель скоростей
Неприхотливая в обслуживании и износостойкая деталь, которая передает сигнал о переключении скорости с шифтера посредством тросика. Механизм перекидывает цепь между звездочками передней кассеты.
Задний переключатель скоростей
Механизм отвечает за безупречную смену скоростей. Он перекидывает шестерни задней кассеты. Это достаточно деликатная деталь, которая открыта всем «прелестям» плохой погоды: влаге, грязи, пыли и т.д. Поэтому ее состоянию нужно уделять много внимания.
Тормоза
Тормозная система велосипеда – важнейший узел, от состояния которого зависит безопасность велосипедиста и других участников дорожного движения. Наиболее распространенными являются:
Последний тип сегодня встречается крайне редко. Ободные представлены зажимными устройствами с колодками, которые оказывают давление на ободья, тем самым замедляя движение велосипеда. Дисковые состоят из закрепленного на втулку диска, привода и калипера, к которому крепятся тормозные колодки – этот тип является наиболее эффективным и распространенным. Дисковые тормоза не зависят от геометрии обода, они обеспечивают большую поверхность торможения и меньший ход колодки.
Колеса
Вот уж без чего нельзя представить велосипед. Они являются легкими, но прочными конструкциями, включающими:
Рассмотрим каждый элемент колеса более детально.
Велосипедная втулка
Она состоит из оси, подшипников и шайб. Втулка формирует и удерживает крутящий момент. Внутреннее устройство обсуждаемого заднего элемента гораздо сложнее, чем переднего, поскольку эта деталь отвечает за раскручивание колеса.
Обода
Это металлическое кольцо, которое крепится к втулке через спицы. Особенности геометрии обода вкупе со степенью натяжения спиц определяют устойчивость колеса к механическим повреждениям и силовым нагрузкам.
Ободья чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава, спицы – из легких металлов с хромовым напылением.
Это гармоничный тандем камеры и покрышки. Первая представлена полым изделием из резины, которое накачивается воздухом до определенного уровня давления. Связь с «внешним миром» обеспечивается посредством ниппеля, через который происходит закачивание воздуха.
Покрышка или внешняя часть шины характеризуется наличием бортов, боковин и контактной части (протектора), которая соприкасается с поверхностью земли. Типы покрышек:
Есть специфические шины с грунтозацепами по краям. На них вполне комфортно передвигаться по асфальту, но при езде по рыхлым поверхностям – равных им нет.
Педали
С их помощью усилие от ног передается на шатуны, каретку и передние звезды. Различают несколько типов педалей:
Сегодня производители предлагают достаточно много вариантов исполнения педалей для велосипеда, поэтому каждый сможет индивидуально подобрать изделие, отвечающее всем требованиям.
Трансмиссия
Это ключевой механизм велосипеда, без которого он просто не поедет. Составляющие части:
За счет каретки обеспечивается свободное вращение. Ее узел находится в нижнем стакане рамы и является соединительным элементом для пары шатунов и передних звезд.
«Здоровью» трансмиссии велосипеда следует уделять повышенное внимание. Регулярный осмотр, чистка и смазывание элементов должны стать рутиной велосипедиста.
Заключение
Схема велосипеда на самом деле является достаточно простой конструкцией с небольшим количеством деталей и элементов. Но именно слаженная работа всех составляющих обеспечивает комфортное и безопасное катание. Зная, как устроен велосипед, вы сможете без труда ориентироваться в ассортименте запчастей и составляющих.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Как установить и снять педали: 10 советов начинающим велосипедистам
Установить и снять педали довольно просто, но есть несколько приемов, которые сделают простую работу еще проще. Вот так это выглядит:
Нужно помнить, что резьба на левой и правой педалях разная. У правой педали она привычная — чтобы прикрутить такую педаль, ее нужно поворачивать по часовой стрелке. Педаль для левой стороны велосипеда, наоборот, затягивается против часовой стрелки, иначе она бы откручивалась во время езды.
Что потребуется:
Определимся с типом оси педали
1. Обычно на педалях проставлена маркировка — L или R, то есть педаль для левой или для правой ноги и, следовательно, соответствующая резьба.
Пара педалей Shimano 105 SPD-SL с отметками на осях: L для левой и R для правой.
2. Смажьте резьбу. Это важно, иначе резьбовое соединение между осью и шатуном будет ржаветь. Тонкий слой смазки — и не случится так, что со временем резьба педалей как будто срастется с шатуном.
3. Для затягивания и снятия педалей на осях есть либо лыски под гаечные ключи, либо гнезда для шестигранного ключа, либо и то, и другое. Не используйте для педалей ключи для регулировки конусных подшипников!
Практически для всех современных педалей подходят ключи на 15 мм, но во многих педальных ключах также предусмотрена выемка на 9/16 дюйма для педалей старого образца.
4. Если потребуется шестигранный ключ, то на 6 мм или 8 мм. Для некоторых педалей подходит только шестигранник. Можно затягивать педали с помощью шестигранного ключа из мультитула.
Установка педалей
5. Итак, левая педаль затягивается против часовой стрелки.
Слегка смазав резьбу левой педали, вставьте ее в резьбу левого шатуна. Убедитесь, что они не перекошены друг относительно друга, и вращайте ось против часовой стрелки, пока первый виток войдет в зацепление свободно и легко. Далее вкручивать педаль лучше пальцами, но можно и ключом, легонько. Не налегайте на ключ — если требуются большие усилия, значит резьба перекосилась.
Если вы хотите пофасонить, то, наоборот, удерживайте ось, а шатун поворачивайте по часовой стрелке.
6. Если резьба нарезана не очень качественно, возможно, несколько последних оборотов потребуется провернуть ключом. Не переусердствуйте, затягивая педали. Они не требуют затяжки сильнее, чем можно добиться с помощью карманного мультитула.
На длинный рычаг педального ключа налегают, когда снимают косо установленные или приржавевшие педали. Для замены смазанных и установленных должным образом это ни к чему.
7. Правую педаль прикручиваете, поворачивая ось по часовой стрелке (или шатун — против часовой).
Снятие педалей
Длинный рычаг педального или шестигранного ключа может оказаться полезным, для того чтобы освободить застрявшие педали. Напомним, что смазанная перед установкой резьба поможет избежать таких хлопот.
8. Чтобы снять педали с шатунов обычно требуется применить немного больше усилий, чем при установке. Здесь как раз пригодится длинный педальный или шестигранный ключ.
9. Когда снимаете левую педаль, шатун поверните к передней части велосипеда (на 9 часов, если смотреть сбоку), поместите ключ на ось или в ось (смотря какой ключ используется) — рукоятка инструмента направлена к задней части велосипеда — и резко нажмите на нее вниз, чтобы ослабить резьбу.
10. Для правой педали повторите примерно то же самое. Поверните шатун в сторону переднего колеса, но немного ниже горизонтали — часа на 4. Когда ключ приставлен к педали, его рукоятка должна быть направлена в сторону заднего колеса.
Как устроен велосипед
11 mins Автор: Михаил Скворцов 2472
Двухколесный велосипед – удобное, практичное и полезное транспортное средство, которое прочно обосновалось и в городе, и в сельской местности. Помимо прямого назначения, велик широко используется в различных видах спорта. Общая конструкция идентична, если сравнивать простой городской байк, шоссейник или кросс-кантри. Простое устройство велосипеда, однако, не ограничено лишь описанием «колеса, руль, седло, педали» и включает в себя ряд тонкостей. В этой статье подробно остановимся на составных частях байка и поясним назначение каждой из них.
На чем держится велосипед
Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.
Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:
Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.
Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:
Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.
Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.
Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.
Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.
Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.
Из чего состоят колеса
Велосипедные колеса – прочные и легкие конструкции, которые дают движение и за счет вращения удерживают раму в вертикальном положении. Традиционно велосипед имеет задний привод, то есть заднее колесо – толкающее, а переднее – ведомое и отвечает за управление.
На рисунке показано, из чего состоит классическое велоколесо. Устройство простое и почти не изменилось со времен своего основания.
Втулка – центральная часть, состоит из оси, подшипников и шайб. Основное назначение – задание и удержание крутящего момента. На задние втулки закрепляются трансмиссионные звездочки. Внутреннее устройство сложнее, чем у передних, так как втулка участвует непосредственно в раскручивании колеса. На дорожных моделях, помимо этого, в задние втулки интегрирован тормозной механизм. Планетарные задние втулки имеют скрытый механизм переключения скоростей.
Обод – круглое кольцо, которое закрепляется к втулке через спицы. Геометрия обода в сочетании с натяжением спиц определяет устойчивость колеса к повреждениям и динамическим нагрузкам. Ободья для велосипедных колес изготавливают из алюминия, спицы – из легких сплавов с хромовым напылением. Традиционно головки-регуляторы натяжения спиц находятся у ободьев, но существуют и «перевертыши», которые настраиваются на втулке.
Шины состоят из камеры и покрышки. Камера – полое резиновое изделие, которое накачивается воздухом до нужного давления. С «внешним миром» она связана ниппелем, через него воздух закачивается внутрь шины. Неплохо также узнать, какими бывают велониппели и чем они различаются. Для защиты камеры от остриев головок спиц поверх внутренней части обода накладывается резиновый флиппер.
Покрышка – внешняя часть шины и состоит из бортов, боковин и контактной части – протектора. В зависимости от предназначения велосипеда, устанавливаются различные типы покрышек:
Видимость колеса в темноте в лучах света дает катафот – оранжевая вставка на спицы. В связи с требованиями по безопасности движения катафотами оснащаются колеса всех велосипедов.
Система управления и амортизация
К основному элементу устройства велосипеда относится рулевой узел. Он включает в себя несколько составляющих:
Велосипедная вилка служит соединительным узлом для руля и переднего колеса. Устанавливается в передний стакан рамы при помощи штока. Руль вставляется непосредственно внутрь вилки, а колесо закрепляется на ушках ног – дропаутах.
Для того чтобы вилка могла свободно вращаться при поворотах, внутри стакана устанавливается рулевая колонка. Она состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и фиксирующих колец. Чашки могут быть запрессованы или накручиваться на внутреннюю резьбу стакана (на дорогих профессиональных моделях). Подшипники делятся на закрытые промышленные и насыпные шариковые. Кольца надеваются на шток вилки, который фиксируется в рулевой колонке.
Руль велосипеда состоит из горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. По форме рули разделяют на:
Вертикальный шток руля имеет на конце разводник, который фиксирует трубу в вилке при закручивании гайки.
Вынос – деталь, которая определяет расстояние руля от рамы и крепится к регулировочной трубе. На разных моделях ставятся жесткие и регулируемые выносы. Простые велосипеды дорожного типа выносом не оснащаются. Удаленность руля влияет на посадку: чем он дальше, тем больше велосипедист принимает горизонтальное положение.
Седло зафиксировано в центральной трубе рамы подседельным штырем. Регулировка высоты позволит подобрать оптимальную посадку. Ширина седел различается в зависимости от типа велосипеда: на дорожных моделях они шире, чем у МТБ и шоссейных. Седла могут различаться по форме и длине. Снизу они подпружинены или оснащаются демпферами.
Амортизация – способность гасить колебания и смягчать ударные нагрузки. Традиционно амортизационная система находится в передней вилке, а такие велосипеды носят название хардтейлов.
Амортизация состоит из пружины и демпфера. В зависимости от используемых компонентов, вилки разделяются на несколько типов (пружина/демпфер):
Регулировка параметров вилки: длина хода (Preload), скорость отбоя (Rebound) и блокировка. Вилки без амортизации называются жесткими и ставятся на шоссейные и дорожные модели.
В дополнение к стандартной амортизации, на горные велосипеды устанавливают задний амортизатор, который сглаживает колебания рамы. Велосипеды с двумя амортизаторами называются двухподвесами.
Устройство трансмиссии и велосипедных тормозов
Трансмиссия – это то, без чего велосипед не поедет. Достаточно сложный узел, в его состав входит большая часть механизмов:
Кареточный узел расположен в нижнем стакане рамы, служит соединительным узлом для шатунной пары и передних звезд. Каретка обеспечивает свободное вращение без проворачивания за счет фиксированных подшипников и сквозной оси на них. Разделяется на два типа: с открытыми подшипниками и картриджная, где весь механизм скрыт внутри корпуса.
Шатуны – детали для соединения каретки с педалями. Могут иметь два варианта крепления: шлицевое и квадратное. Двусоставные, или парные, шатуны идут комплектом с передней звездой (звездами на скоростные модели), закрепленными на правом шатуне.
Педали – опоры для ног, через которые усилия передаются на шатуны, каретку и передние звезды. В зависимости от сферы применения различают несколько видов:
Задние трансмиссионные звезды скоростного велосипеда крепятся к втулке заднего колеса. На одну переднюю звезду приходится 2-3 задние. Маленькие звезды отвечают за высокие, а большие звезды – за низкие передачи.
Соединительным звеном между передними и задними звездами служит цепь: на велосипеде используется блочная модель Галля. Переброс цепи осуществляется с помощью переключателей, которые управляются манетками на руле. Манетки делятся на два типа – барабанные и рычажные. С переключателями их соединяют приводные тросы.
На синглспиде отсутствуют переключатели, передняя и задняя звезда в единственном экземпляре, цепь короче.
Тормоза – самая важная система, без которой велосипед выкатывать строго запрещено. Современные тормозные системы для велосипедов различных классов:
Ободные тормоза представляют собой зажимные устройства с колодками, воздействуют на ободья колес, замедляя их вращение. Клещевые модели имеют одно крепление, за счет движения рычага скобы сближаются, а при ослаблении раздвигаются обратно. Клещи ставятся на место закрепления крыльев. Используются как дополнительные тормоза на синглспидах и на шоссейных велосипедах.
V-brake работает по такому же принципу, но скобы находятся в закрепленном состоянии: к вилке для переднего, к перьям – для заднего тормоза. V-brake обладают большей точностью и силой торможения по сравнению с клещевыми.
Дисковый тормоз состоит из закрепленного на втулку диска (тормозная поверхность), калипера и привода – рычага и тросика. На калиперах закрепляются тормозные колодки, которые прижимаются к диску при нажатии ручки. Точность дисков выше, чем у V-brake благодаря большей поверхности торможения, меньшему ходу колодки и независимости от геометрии обода. По типу привода дисковые тормоза делят на механические и гидравлические.
Барабанно-втулочные тормоза порядком устарели, но продолжают активно устанавливаться на дорожные модели. Барабан спрятан в задней втулке и приводится в соприкосновение с колодками нажатием педалей назад. Чтобы втулка не прокручивалась, встроен специальный стопорный механизм. Эффективность торможения низкая в сравнении с ободными и дисковыми аналогами, но для односкоростных дорожников лучшего варианта не придумать.
Заключение
Велосипед – довольно обширный механизм, и состоит из большого количества узлов. При эксплуатации важным показателем является исправное состояние каждого из них. Теперь, когда знаем, как устроен велосипед, можно заниматься диагностикой, ремонтом и обслуживанием запчастей.