На что кулигин употребил бы деньги
Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)
Самый первый человек, с которым мы знакомимся в пьесе «Гроза» — Кулигин, человек пятидесяти лет, относящийся к сословию мещан. По профессии он механик, также самостоятельно выучился на часовщика. Но в душе он романтик и поэт.
Кулигин – это человек, с которым можно разговаривать буквально на разные темы. Он умный, начитанный, отзывчивый, готовый всегда помочь или поделиться советом. Любит читать, размышлять о жизни, цитирует великих писателей.
Он – настоящий неисправимый мечтатель. Кулигин любит природу, относиться к ней бережливо. Так мы можем наблюдать, с какой нежностью он рассказывает о Волге, о том, что в течение многих лет любуется её красотой, неповторимостью и все не может налюбоваться. Он готов на многое ради благополучия окружающих людей. Страстно желает прожить жизнь не просто так, а оставить после себя какой-то след. Так, по ходу пьесы мы узнаем, что он хочет изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Но как бы странно это не звучало, то потратить этот миллион он желает на благо общества, на нужды людей, а не на свои собственные. Он стремиться познавать что-то новое, покорять новые горизонты. Хочет внести в свой город что-то нужное, например, установить громоотвод или солнечные часы.
Кулигин ценит и любит свободу и не любит несправедливость. Всегда излагает свои мысли прямо, не позволяя себе говорить неправду и всячески изворачиваться от ответа, что говорит об его внутреннем стрежне. Он любит поговорить, чего сам и не скрывает.
Герой отличается от всех остальных жителей Калиново. Окружающие снисходительно к нему относятся, считают его человеком, отличным от них самих. Ведь его окружение не стремится к новизне, все погрязли в своей собственной жестокости и лицемерии. Жители города – это лживые, подлые и завистливые люди, поэтому Кулигин сразу выделяется на фоне остальных, привлекая к себе внимание. Но в то же время, они не делают Кулигина изгоем, не враждуют против него. Связано это с тем, что по природе своей Кулигин очень гибкий человек, что позволяет ему найти общий язык буквально с каждым человеком. Он ведет себя очень тактично, тем самым поступает довольно мудро. Не держит ни на кого обиду, не судит всех по себе. Понимает, что у каждого есть свои как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому каждый человек уникален и неповторим. Таким образом, он не навязывает свое мнение другим, но и не отказывается от него.
Образ и характеристика Кулигина
Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.
Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.
Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.
Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.
Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.
Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.
Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.
В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.
Популярные сочинения
Сочинение 4
Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.
В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться. Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному. В этом городе бедных и богатых все решает власть денег
Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде. За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города. Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы. Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.
Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом. В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов. Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.
В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о жестоких нравах, царящих в городе, выступает в защиту бедняков, но он не вступает с ними в борьбу, действует больше обличениями. Он, к сожалению, не может изменить жизнь в городе, потому что сила не на его стороне. По складу своего характера Кулигин не борец, а прекраснодушный мечтатель.
Кулигин в пьесе противопоставлен автором жителям Калинова. Он разоблачает жестокие нравы, царящие в городе, и является носителем авторской позиции в отношении социальных и общественных проблем того времени.
Мировоззрение Кулигина
Кулигин является представителем «новых взглядов». Он прогрессивен и готов к чему-то новому. Постоянно что-то изобретает и пытается внедрить в жизнь что-нибудь новое, что сделает жизнь всего города удобнее и проще. То, как он относится к миру, то как и что он думает, не совпадает с мировоззрением остальных жителей города. Он читает много книг, но это не делает его консерватором, а скорее наоборот, дает возможность размышлять, двигаться вперед, быть прогрессивным и смелым на возникновение и воплощение различных идей. Он привык жить не только для себя. Это тоже отличает его от большинства жителей города, для которых странно и дико то, что кто-то хочет сделать доброе дело на благо народу, а не только ради собственных интересов.
Белая ворона
В Калинове интересующий нас герой — белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза» характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои «темного царства» несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.
Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе «Гроза».
В пьесе «Гроза» А. Н. Островского описывается жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Главный акцент этого произведения поставлен на определении «темного царства», которое олицетворяет богатых помещиков, не имеющих над собой начальников. Вот оттого-то и процветают в этих местах самодурство и невежество.
Прежде чем приступить к теме «Характеристика Кулигина в пьесе «Гроза», стоит отметить еще и то, что почти каждый житель этого городка, зная всякую несправедливость, никогда не решится открыто высказать свое мнение.
Мечтатель
Итак, нас интересует характеристика Кулигина. В пьесе «Гроза» говорится о том, что этот местный изобретатель обладает многими положительными качествами. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечтательность. Когда Борис предлагает ему написать в стихотворной форме жизнь в Калиновке, тот отказывается. Здесь проявляется его нерешительность. Если главная героиня в протест кинулась в Волгу, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.
Рассуждая о теме «Островский, «Гроза». Характеристика Кулигина», мы понимаем, что как никто другой может находить с людьми общий язык. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.
Разговор Кулигина с Борисом
Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, «пьянства» и «разврата темного». Герой возмущен устоями «темного царства», однако сразу же произносит после гневной речи: «Ну, да Бог с ними!», как будто отступаясь от сказанных слов.
Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его «живого проглотят», и сетует на то, что ему и так достается за его речи.
Знание людей, которое проявляет Кулигин
Образ Кулигина в пьесе «Гроза» характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.
Именно этот герой вытащил из Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.
Сочинение про Кулигина
Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.
Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.
Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.
Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!…». Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем — резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина — главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.
Несколько интересных сочинений
Самое краткое содержание драмы
Главные события в пьесе «Гроза» Николая Островского происходят вокруг Катерины Кабановой. Она и считается героиней произведения. Истинная роль Кулигина проявляется не сразу, а постепенно. В самом начале он выглядит почти обычным жителем провинциального города Калинова, который стоит на Волге. В результате же автор именно через мещанина-механика доносит до читателей и зрителей свои мысли.
Для того чтобы глубже понять характер персонажа, необходимо вспомнить содержание пьесы.
Вот оно в самом кратком формате:
Если не рассматривать условия жизни в городке, общую атмосферу в нем, то произведение не выходит за рамки семейной драмы, о чем говорили и некоторые современники автора. Но если смотреть на вещь как на сатиру, то оценить ее можно и по-другому.
Об этом, в частности, писал критик Пальховский. Сатирический взгляд на жизнь и присущ обычному механику, который все видит и все подмечает.
Просьба, обращенная к Дикому
Стоит отдать Кулигину должное за то, что он с упорством и одновременно учтивостью просит Дикого дать деньги на материалы. Они ему нужны, чтобы установить на бульваре солнечные часы «для общей пользы».
Кулигин, к сожалению, натыкается лишь на невежество и грубость со стороны этого человека. Тогда герой пытается хотя бы на громовые отводы уговорить Савелия Прокофьича, поскольку частым явлением в городе являются грозы. Не добившись успеха и в этом деле, Кулигин не может больше ничего сделать, кроме как, махнув рукой, уйти.
Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)
В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем — порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди – жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.
Ценитель красоты
В теме «Гроза». Характеристика Кулигина» надо отметить, что главный герой — тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «из-за Волги с лугов пахнет цветами и небо, какое чистое…», он жалеет о том, что этого городские люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина так же чувствует ее.
Дальше Кулигин говорит, что бедные люди день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются между собой. Он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или северного сияния — ими нужно восторгаться и оценивать как удивительное природное явление.
Изобретатель
Он мечтает изобрести перпетуум-мобиле, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечего». Себя он называет «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей на солнечные часы, которые хочет сделать в парке. А потом говорит ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и туповатый помещик не желает расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры оказались бесполезными. Однако удивляешься почтительности, терпеливости и упорству Кулигина вести разговоры с Диким, до которого, правда, достучаться ему так и не удалось.
Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза»: описание в цитатах
Кулигин. Художник С. В. Герасимов |
Кулигин является одним из второстепенных персонажей драмы «Гроза» Островского.
Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» Островского: описание в цитатах
Краткая характеристика Кулигина
«. пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. «
«. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать. » (Кабаниха о Кулигине)
«. Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет. «
«. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите. «
«. Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. «
«. А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. «
«. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. » (Кулигин дает совет Тихону)
«. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита. «
«. Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости. «
«. все-таки украшение – для глаз оно приятней. «
«. Я было хотел все это стихами изобразить. «
«. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания. «
«. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать. «
«. Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают. «
«. Борис. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?
«. Какие такие там у тебя громовые отводы. «
«. я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. «
«. ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. «
«. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы. «
«. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?
Критика об образе Кулигина
Это был цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» Островского, описание героя в цитатах из драмы.
На что кулигин употребил бы деньги
Александр Николаевич Островский
(Драма в пяти действиях)
Савел Прокофьич Дико́й, купец, значительное лицо в городе [1].
Борис Григорьич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дико́ва.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.
Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней.
Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кулигин. Восторг! А ты: «нешту!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!
Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!
Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!
Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.
Шапкин (Кудряшу). Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.
Те же, Дико́й и Борис.
Дико́й. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Дико́й. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?
Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Дико́й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)
Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.
Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.
Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.
Кулигин. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.
Борис. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?
Кулигин. Ну, как не знать!
Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.
Борис. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.
Кулигин. С каким же, сударь?
Борис. Если мы будем к нему почтительны.
Кулигин. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.
Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
Кудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нйшто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?
Борис. Ну, да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!»
Кулигин. Значит, сударь, плохо ваше дело.
Борис. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была – и представить страшно.
Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают?
Кулигин. Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?
Борис. Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно.
Кудряш. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.