На что лучше снимать портреты
Как фотографировать портрет
Артем Кашканов, 2020
С каким фокусным расстоянием снимают портреты?
Никто не запрещает фотографировать портрет на более широкоугольный объектив или, наоборот, на телевик. Но имейте в виду, что широкоугольник вынуждает фотографировать с более близкого расстояния, отчего лицо на фотографии получается излишне выпуклым, а на заднем плане в кадре может оказаться много лишнего. При съемке с телеобъективом лицо напротив будет казаться более плоским и «круглым», чем на самом деле.
С какого расстояния фотографировать портрет?
Роль фона
Как размыть фон на портрете?
Какие настройки камеры нужно установить, чтобы фон на фотографиях был размытым?
Начнем с того, что далеко не все камеры на это способны. Любительские компактные камеры (мыльницы) и смартфоны не способны обеспечить «честное» боке и часто оно заменяется программным размытием, результат которого может быть не предсказуем. У фотокамер с матрицами размером от дюйма и больше эта возможность есть, причем чем больше размер сенсора, тем больше возможности управлять резкостью и разымтием.
Итак, чтобы максимально размыть задний план нужно сделать следующее:
1. Увеличить фокусное расстояние. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше зона ГРИП, соответственно, тем сильнее размытие объектов вне этой зоны.
С какими настройками фотографировать групповой потрет?
Куда наводить резкость при съемке портрета?
Правила кадрирования при портретной съемке
Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.
По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.
По кадрированию вам поможет памятка от Akry.
Естественный свет в портретной фотографии
Считается, что лучше если свет будет падать с «узкой» стороны. Если же наоборот, свет падает с «широкой» стороны лица, оно может казаться более круглым. Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону. лучше если модель будет смотреть в сторону света. Мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.
В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.
Высота точки съемки
Заключение
Тем не менее, я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Как правильно снимать портреты?
Следуйте советам из статьи, а после усовершенствуйте снимки в программе ФотоМАСТЕР!
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Как правильно снимать портреты:
подробное руководство для новичков
Портрет на первый взгляд кажется весьма незамысловатым жанром. Что тут сложного – поставь человека перед камерой, попроси улыбнуться и щёлкни затвором. Заблуждение! Портрет требует от фотографа определённого мастерства и умения учитывать технический и психологический аспекты съёмки. В этой статье разберём, как снимать портреты на уровне профи и превращать каждый кадр в маленький шедевр. Пройдёмся по всем этапам, начиная с настроек камеры и заканчивая постобработкой.
Этап №1. Тщательная подготовка
В первую очередь определитесь с задумкой – где, кого и как вы хотите снимать. Это важно, поскольку для каждой разновидности портретного фото будут свои особенности.
Уличная фотосессия открывает безграничные возможности в подборе локаций. Вариант отлично подойдёт как для классического, так и для художественного портрета. Для съёмок на улице важно знать несколько правил.
1. Учитывайте время суток
Снимать лучше на рассвете (1-3 часа после подъёма солнца) или в предзакатное время суток. Утром вы получите угловое освещение и преимущественно холодные оттенки в кадре, на закате – тёплые яркие цвета и ровный свет. Зимой выигрышное время для фотосессии – вторая половина дня. Избегайте съёмок в полуденное время. Если это невозможно, старайтесь увести модель в тень или используйте отражатель.
Естественный свет при съёмке на улице – ваш главный инструмент
2. Выбирайте удачные локации
Фон на портретах должен быть максимально нейтральным. Важно исключить появление в кадре «фотографического мусора» – машин, проводов, столбов, дорожный знаков (если, конечно, речь идёт не о стилизованном портрете в урбанистическом пейзаже). В качестве фона сойдёт любая растительность, улочка или попросту стена или забор.
На улице можно без труда найти удачный фон для съёмок портрета
3. Соблюдайте технические особенности
Настройка фотоаппарата для съёмки портрета – индивидуальный ритуал каждого фотографа. Кто-то предпочитает JPEG и пользуется автонастройками, а кто-то снимает в RAW и регулирует параметры вручную. Но, независимо от пристрастий, есть ряд моментов, которые нужно знать. Откройте диафрагму на максимум, чтобы добиться размытого фона и низкой глубины резкости. Так вы сделаете акцент на лице модели более явным.
Чтобы изображение получилось чётким и несмазанным, подойдёт выдержка 1/200, 1/250. Светочувствительность или ISO лучше сделать минимальное – 100 (для некоторых моделей камер меньше).
Для фотосессии в студии требуется больше оборудования, чем для уличной. Пусть нежелание возиться с осветительными приборами не станет для вас поводом игнорировать студийные съёмки! Работа в помещении не только позволяет работать независимо от погодных условий, но и способствует большей свободе и раскрепощённости модели.
Работать с несколькими осветителями одновременно вовсе не страшно!
Вы можете работать как с однотонным светлым или тёмным фоном, так и в полностью обустроенном интерьере. И в том и другом случае важнейшую роль играет освещение.
В арсенал студийного фотографа входят:
Старайтесь подходить к выбору осветительного прибора осознанно. Понимая, какой эффект даёт та или иная лампа, вы сможете экспериментировать со схемами освещения и получать действительно оригинальный результат.
Грамотно расположив осветители, можно добиться эффектного светотеневого рисунка
Съёмка портрета в студии предъявляет особые требования к параметрам камеры. Выдержка может колебаться от 1/120 до 1/200. ISO обычно выставляют на минимальное значение, однако, показатель светочувствительности в 200 тоже будет допустимым. А вот диафрагму лучше оставить чуть прикрытой: f/1.8 – f/3.0 будут оптимальными. Если вы арендуете студию, обязательно изучите её до начала фотосессии. Сделайте несколько пробных кадров. Так вы сможете точнее подогнать параметры камеры под имеющиеся условия.
Для качественной съёмки одиночных портретов в студии не стоит использовать длиннофокусные объективы (выше 85 мм). Причина проста – в помещении, где вы снимаете, может не хватить пространства для того, чтобы снять модель общим или даже средним планом.
Заранее подготовьте место – у вас должно хватить пространства, чтобы расположить всех. На улице это могут быть не слишком тенистые парки, архитектурные сооружения с большими лестницами. В студии потребуются стулья, кресла, скамейки, а также один или несколько октобоксов, чтобы равномерно осветить всю группу.
Необходимо обсудить с участниками стиль и цвет одежды, которую они наденут на съёмки. Попросите их отказаться от слишком ярких цветов, чтобы снимок не получился аляповатым. Можете использовать гардероб моделей как интересную «фишку» и предложить всем одеться в определённом стиле или цвете.
Главное при съёмке нескольких человек – сохранить единство группы
Для съёмки нескольких человек лучше использовать объективы со стандартным фокусным расстоянием (35-50 мм). Широкоугольные модели могут исказить фигуры участников, которые расположены ближе к камере. Малая глубина резкости на групповых портретах недопустима, так как лица на заднем плане или по бокам могут получиться размытыми. Обязательно прикройте диафрагму: оптимальными будут значения f/4.0-f/5.0.
Среди профессионалов распространён небольшой трюк, как снимать групповые портреты и получать в итоге идеальный снимок, где каждый смотрится безупречно. Фотографы намечают общую композицию кадра и расстановку людей, снимают небольшими группами, а после – соединяют кадры на фотомонтаже.
Если вариант не подходит, используйте режим серийной съёмки и делайте по 2–3 кадра. Это даст вам возможность выбрать самое удачное изображение и, при необходимости, скрыть недочёты при монтаже, используя материал с соседних кадров. Например, если одна из моделей прикрыла глаза или отвернулась.
Этап 2. Работа с моделью во время съёмки
Чтобы передать на снимке характер, вам нужно побыть немного психологом. Общайтесь с человеком на равных, обсудите сторонние темы, поинтересуйтесь, чем он увлекается, попытайтесь понять, что за личность перед вами.
Общение во время съёмок – ключ к созданию выразительного характерного портрета. Почувствовав, какой темперамент у вашей модели, вы сможете с выгодой использовать это. Флегматичные, спокойные люди идеально смотрятся в томных задумчивых образах, тогда как сангвиники, подвижные и позитивные, идеальны для создания динамичных и весёлых кадров.
Если наладите контакт с моделью, считайте, что выполнили половину работы!
Крайне важно при съёмке соблюдать правила кадрирования и позирования.
Помните об этих правилах, однако не позволяйте им стеснять вас. Вы можете свободно экспериментировать с ракурсами, с закрытыми и открытыми позами, углом падения света и с источниками освещения в целом.
Ищите необычные способы запечатлеть модель в кадре
Этап №3. Обработка портретов в редакторе
Чтобы кадр получился безупречным, порой недостаточно знать только то, как правильно снимать портрет. Важно понимать, как грамотно его обработать. Одни снимки требуют только базовой цветокоррекции, а другие — серьёзной ретушёрской работы. И в том и в другом случае потребуется мощный редактор, который даст возможность оперативно и эффективно преображать кадры. Как раз к такому софту относится ФотоМАСТЕР.
Автоулучшение, кадрирование, тонкая настройка цветового баланса, кисти для тщательной ретуши и фильтры для моментальной обработки – софт позволяет устранить недостатки и усовершенствовать кадры в короткие сроки. Остановимся подробнее на опциях, без которых не обойдётся ни один фотограф-портретист.
Улучшите состояние кожи модели на портрете в один клик
Перейдите к ручным настройкам, чтобы получить больше контроля над результатом. Вы сможете разгладить кожу, скорректировать тон, добиться выразительного взгляда и белоснежной улыбки, просто перемещая ползунки.
При желании скорректируйте внешность модели на фото вручную
Если вас не устраивает задний план на портрете – не проблема. ФотоМАСТЕР поможет заменить фон буквально за минуту. Обведите модель с помощью специальной кисти, обозначьте участки со старым фоном – и софт автоматически удалит его. Вам останется лишь уточнить границы фигуры и загрузить новый задник.
Разместите модель на новом, более гармоничном и интересном фоне
ФотоМАСТЕР – просто находка для любителей поэкспериментировать с оформлением фотографии. Программа включает несколько десятков фильтров, которые добавят атмосферности в любой портретный кадр. Световые и цветовые эффекты, стилизации под старую плёнку, тонирование и виньетирование – примените понравившийся вариант, настройте его интенсивность и сохраните результат.
Сделайте снимок атмосфернее, применив фильтр из коллекции программы
Овладев этими тонкостями, вы будете получать потрясающие портреты, которые придутся по душе тому, кто на нём изображён. Превратите фотографирование из рутины в творческий процесс! Придумывайте новые способы оригинально запечатлеть человека на снимке и не забудьте установить ФотоМАСТЕР, чтобы довести фото до совершенства.
Как снять эффектный портрет на смартфон
Содержание
Содержание
Зачем использовать портретный режим? Какой выбрать объектив: обычный или телевик? Настраиваем камеру, строим композицию, управляем светом и располагаем модель. Расскажем про основы мобильной съемки, чтобы вы могли сделать хорошие фотографии, на которые будет приятно посмотреть и не стыдно поделиться с друзьями.
Настроим камеру
Перед тем, как мы перейдем к художественным приемам и практике, давайте разберемся с настройками камеры. Поскольку это не руководство по эксплуатации смартфона, мы не будем рассматривать всевозможные настройки, а затронем лишь необходимую часть, касающуюся нашей темы.
Интерфейс вашего приложения для съемки может отличаться от интерфейса приложения автора статьи, но во многом они схожи, поэтому поиск упомянутых функций не должен вызвать сложности.
Первым делом после запуска приложения убедитесь, что:
Далее идем в «Настройки камеры» и ищем там опцию, отвечающую за активацию HDR. Проверьте, чтобы она была включена. Это обеспечит более насыщенные и прорисованные снимки.
Затем включаем отображение вспомогательной сетки во время съемки. Она поможет в построении композиции кадра.
После того, как мы выйдем из настроек, на экране появится та самая сетка в виде четырех линий. На готовых снимках ее видно не будет.
Если вы не смогли найти эти параметры, возможно, ваше приложение их не поддерживает. На помощь может прийти альтернативное приложение. Если и оно не решило проблему — ничего страшного. Это лишь технические улучшалки и вспомогательные инструменты, делать атмосферные портреты можно и без них.
На смартфоне автора статьи имеется три объектива: широкоугольный, обычный и телеобъектив. На них и будут сделаны все снимки в этой статье. Вдобавок будет несколько сравнительных фотографий, сделанных зеркальной фотокамерой. С ними мы и сравним полученный результат.
Изучаем основы: термины, ракурсы, фокусы, приемы композиции
Приступая к практике, мы немного окунемся в теорию. Она поможет с построением идеального кадра.
Что такое портрет и каким он бывает
Определимся с терминами. Портрет — это изображение человека, которое передает его визуальные характеристики. Есть несколько форматов портрета: головные, погрудные, поясные, по бедра, поколенные и ростовые. Портрет необязательно изображает одного персонажа — они бывают и групповыми. В фотографии все точно так же.
Кстати говоря, на передачу характера персонажа повлияет в том числе и уровень высоты объектива по отношению к модели, а еще так можно подчеркнуть детали или скрыть недостатки. Например, снимая ростовой портрет снизу, можно визуально удлинить ноги модели. Если снимать портрет сверху, то лицо модели будет казаться более узким.
На что обращать внимание при съемке
Точка фокусировки
Одним из главных элементов портрета являются глаза. Глаза всегда должны быть в резкости. Недопустимы промахи фокусировки, из-за которых резкость оказывается на ушах или волосах, а глаза при этом останутся размытыми.
Если фотографируете одного или нескольких человек в полный рост, следует обращать внимание на то, чтобы все герои кадра были в резкости одновременно. Пусть не получится сделать максимально резким взгляд всех героев, но это лучше, чем замылить отдельных людей или вообще всех. Такое может случиться, если точкой фокусировки неожиданно стал фон.
Многие современные смартфоны умеют в автоматическом режиме определять верную точку фокусировки, но иногда случаются промахи. Не спешите нажимать на кнопку спуска затвора, пока не убедитесь, что резкость установлена на желаемом объекте. Чтобы помочь смартфону быстрее сфокусироваться, достаточно тапнуть пальцем по экрану там, куда нужно навести фокус.
Композиция и как ее построить
Правильно выстроенная композиция — это половина успеха в фотографировании. Ее построение — отдельный процесс, который нужно тщательно продумывать. Суть заключается в том, чтобы максимально гармонично расположить все объекты относительно друг друга и получить наиболее выразительный кадр.
Вот четыре популярных геометрических приема построения композиции в фотографии:
Правило третей
Этот прием основан на правиле золотого сечения. Кадр мысленно делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Для того, чтобы упросить поиск этих точек, активируйте в настройках сетку, о которой мы говорили в самом начале статьи. В результате получается четыре точки на пересечениях этих линий. В этих точках и следует размещать главные объекты, поскольку глаза зрителя начинают изучать изображение именно с этих позиций.
Правило диагоналей
Кадр мысленно расчерчивается диагональными линиями. Не всегда эти линии идут строго из угла в угол. Выбирая точку съемки или раскладывая реквизит, нужно добиться того, чтобы объекты располагались параллельно воображаемым диагоналям. Тогда снимок обретет динамику.
Правило равновесия
Снимок должен быть сбалансирован или, другими словами, уравновешен. Самый простой способ добиться равновесия — представить под снимком точку опоры. Мысленно расположите ее по центру и представьте, что фото на нее опирается так, чтобы получилась своеобразная «качелька». Оцените количество элементов слева и справа: не перевешивает ли какая-то сторона. При правильном расположении ключевых и вспомогательных объектов фото не должно «заваливаться» на какую-либо из сторон.
Правило линейной перспективы
Суть этого приема композиции заключается в уходящих вдаль и/или сходящихся в одной точке линиях. Такой способ придает снимку объем за счет того, что ближние объекты кажутся больше, а дальние — меньше.
Укрощаем освещение
Хорошее освещение — залог успеха в фотосъемке. Чем меньше света, тем менее качественным получится фото. И наоборот. Игра света и тени позволяет придавать снимкам объем и отделять объекты от фона и друг друга. Контролируя освещение, вы допустите меньше ошибок и получите качественные снимки. Но при неумелом использовании игра света и тени может испортить фотографию.
Вот несколько рекомендаций, как этого избежать:
Тем не менее, в некоторых случаях вспышка может понадобиться. Например, когда вы фотографируете модель, а источник света располагается над ней. Реальной проблемой могут стать фото, которые делают в середине дня, когда солнце находится в зените. Из-за расположения солнца появляются жесткие тени под бровями (в области глаз) и под кончиком носа. Можно попытаться это исправить, используя встроенную вспышку: она зальет темные участки небольшим количеством света.
Учим модель позировать
Постановочную фотосъемку оставим за пределами нашей статьи. Искусственное позирование часто придает модели не слишком естественный вид и портит фото. В конце концов это навык, которым не каждому дано обладать. Тем не менее, есть пара рекомендаций, которые помогут запечатлеть желаемое.
Убираем лишнее: включаем портретный режим, достаем телеобъектив, используем цифровой зум
В современных смартфонах часто есть специальный режим съемки — «Портрет». Он имитирует результат съемки зеркальной/беззеркальной фотокамерой со сменным объективом. О какой имитации речь и в чем ее смысл? При помощи искусственного интеллекта устройство определяет главный объект и его контур. Все, что находится за пределами контура, будет размыто, а то, что внутри, окажется в резкости.
Таким образом, получается имитация боке (размытия). Этот эффект обычно получали при съемке на «большие» фотоаппараты, где размытием можно управлять (делать его больше или меньше) за счет такого параметра (и не только), как диафрагма.
В смартфонах добиться подобного результата пока невозможно. При съемке портрета объектив с диафрагмой F/1.8 на смартфоне не даст такого же результата, как объектив с таким же значением на зеркальной камере.
Именно поэтому был придуман портретный режим. В некоторых смартфонах он имитирует работу с глубиной резко изображаемого пространства за счет увеличения / уменьшения размытия и выдает снимок «почти как на зеркалках». Первоочередная цель его применения — отделить главный объект от всего остального.
Еще одним способом сделать интересный портрет будет применение телеобъектива. Иногда его называют zoom-объективом. Его фокусное расстояние больше (длиннее), чем в стандартном, поэтому мы получим оптический эффект, увеличивающий объект. Съемка на объективы с длинными фокусными расстояниями позволяет:
Применение ультраширокоугольного объектива даст обратный результат.
Если ваш гаджет не имеет на борту телевика, выйти из положения позволит цифровой zoom. Перед его применением убедитесь, что в настройках выставлено максимальное стандартное разрешение снимка. Учтите, что высокие разрешения (от 64 Мп и более), не всегда будут давать лучший результат. Подробнее узнать об этом можно в данной статье.
Во время съемки приблизьте объект до желаемого размера, сохраняя баланс между результатом и качеством изображения, а затем сделайте снимок.
Помните, что цифровой (не путайте с оптическим) зум работает в ущерб качеству: при приближении изображение либо программно растягивается до заданного в настройках разрешения, либо программно обрезается, и у получаемого снимка разрешение уменьшится. В обоих случаях изображение станет менее качественным.
Механизм работы цифрового зума идентичен операции кадрирования — обрезанию уже готовой фотографии на этапе постобработки. Кстати говоря, с помощью кадрирования можно уже на этапе обработки фото «прозуммировать» снимки, снятые без цифрового увеличения. Не забывайте при этом о базовых правилах построения композиции. Тогда можно легко превратить, например, поколенные портреты в поясные.
Фотография — это искусство, а камера — инструмент, о тонкостях использования которого пишут объемные книги и инструкции, но не у каждого найдется время на чтение. Изучив некоторые приемы, вы сможете выйти на новый качественный уровень и делать больше удачных снимков. И если поймете, что это вам действительно интересно, тогда можно переходить к вдумчивому чтению тех самых книг и инструкций.