На что можно потратить деньги садака
На что можно потратить деньги садака
Также есть категория путников – тех, которые находятся в пути или которым надо вернуться домой. Такому человеку можно уделять из закят определенную долю.
Те же самые пути расходования будут для закят аль-фитр.
Этот вид закят касается каждого из нас, мы его платим в месяц Рамадан. Он тоже не расходуется для строительства мечети или издательства книг и прочего, а дается только бедным мусульманам и тем категориям людей, о которых мы говорили.
Вот этот момент нужно подчеркнуть, потому что некоторые думают, что закят можно расходовать на любое благое дело. Конечно, когда речь идет о расходовании, мы должны начать с близких родственников.
Всевышний Аллах сказал:
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». (2:215)
И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Подаяние неимущему это только подаяние, а оказание помощи родственнику это две вещи – подаяние и поддержание родственных связей (таким образом, человек, оказывающий помощь нуждающемуся родственнику, получит две награды)».
Но закят категорически запрещается давать тем, кого ты сам обязан содержать – отцу, матери, жене детям. Некоторые ученые включают сюда даже дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. Здесь мы говорим о закят, а не о садака. Но, предположим, ситуация такова, что мой отец в долгах. Я обязан его содержать, но долги выплачивать не обязан. Тогда я имею право тратить закятные деньги на выплату этого долга. Также в эту категорию попадает жена. Я не имею право давать закят своей жене, потому что обязан ее содержать. Но жена не обязана меня содержать. Поэтому, если она из тех, кто выплачивает закят, а я являюсь одним из тех, кому положено получить закят, она может выплачивать закят мне.
Правда ли, что садака спасает от 70 видов несчастий?
Милостыня имеет огромное влияние на жизнь верующего. Институт садака также имеет большое значение для общества. Оно воспитывает в обществе дух братства, чувство взаимопомощи и поддержки нуждающихся в трудных жизненных ситуациях.
Помимо того, что человек, раздающий садака, помогает нуждающимся, милостыня стирает его грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Вдобавок к этому всё то, что расходует верующий на благотворительность и нужды бедняков, Всевышний Аллах возвращает ему в многократном размере, как Он обещал в Священном Коране:
مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً
(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём, то есть чистосердечно потратит своё имущество на пути Аллаха, чтобы Он вернул ему, увеличив его награду многократно?». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Бакара: 245)
Также Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню ради довольства Аллаха женщины давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, эти благодеяния будут увеличены, им будет дана благородная награда – Рай». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Хадид: 18)
В Священном Коране милостыня названа прекрасным займом. Как мы знаем, человек, дающий своё имущество взаймы, ничего не теряет, а человек, который даёт Всевышнему взаймы, не только ничего не теряет, но и приобретает.
То, что мы даём в качестве милостыни, Всевышний Аллах в Коране называет долгом, который мы даём Ему, и Он обещает вернуть нам этот «долг» в многократном размере в этом мире или в качестве награды в мире ином.
Таким образом, Всевышний Аллах обещает огромное вознаграждение тем верующим, которые раздают милостыню нуждающимся, бедным и обездоленным. Однако они получают вознаграждение за это садака, если они расходовали своё имущество ради довольства Аллаха, а не ради получения компенсации или благодарности от людей.
Милостыня, как и все эти благодеяния, должна быть совершена искренне, от всей души, с намерением обрадовать тех, кому даётся садака, и с надеждой на довольство Всевышнего. А за те расходы, которые мы понесли не ради довольства Всевышнего или с другими мирскими целями, мы не получим награду и, возможно даже, впадём в грех.
Ангелы ежедневно молятся за тех, кто раздаёт милостыню
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ العِبَادُ فِيهِ إلاَّ مَلَكانِ يَنْزلاَنِ، فَيقُولُ أحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أعْطِ مُنْفقًا خَلَفًا، وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تلَفًا
«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!”, – а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» (Бухари, 1442; Муслим, 1010)
За тех, кто даёт садака, ангелы делают дуа, а ангелы, как известно – это верные слуги Аллаха, которые не совершают грехов и дурных поступков, поэтому их мольбы принимаются Всевышним. Поистине, в этом большая милость Аллаха для тех, кто раздаёт милостыню.
Если человек раздаёт садака, это указывает на искренность его намерений и показывает, что эти расходы верующий несёт только ради довольства Всевышнего Аллаха, с надеждой получить Его награду.
Садака защищает от 70 видов несчастий
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصَّدَقَةُ تَمنَعُ سَبعينَ نَوعاً مِن أنواعِ البَلاءِ، أهوَنُها الجُذامُ والبَرَصُ
«Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа и лепра». (Аль-Хатиб, «Тарих Багдад»)
Помимо этого, в сборниках хадисов приводится множество достоверных высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о великих наградах за раздачу милостыни.
Садака – это одно из благих деяний, вознаграждение за которые при определённых условиях не прекращается даже после смерти верующего.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за покойника». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Конечно, это не относится ко всем садака. Умерший будет получать награду только за ту милостыню, которая и после его смерти продолжит приносить пользу людям. Покойному также будет записываться вознаграждение за милостыню, которую раздают родственники за его душу.
Примерами такой непрерывной милостыни является строительство мостов, дорог, водопроводов, мечетей, медресе и других общественно полезных объектов. Необязательно, чтобы на непрерывное садака были израсходованы большие средства, даже одно дерево, посаженное ради довольства Аллаха, считается садака джария, если оно приносит пользу людям.
У всех верующих, которые принимали участие в строительстве этих объектов, книги деяний не будут закрыты, и им за это садака будет записываться вознаграждение, пока оно будет приносить людям пользу.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Садака — милостыня в Исламе
Слово садака происходит от арабского корня слова «садк» (истина). Его буквальный смысл – это расходование из своих владений и способностей на пути Всемогущего Аллаха.
«И те терпеливые, которые стремятся к лику (довольству) Своего Господа, и совершают молитву, и расходуют из того, что мы дали им тайно и публично, и предотвращают зло добром – тем уготована Последняя обитель.» (Ар-Раад: 22)
Что такое садака в Исламе
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень часто напоминал верующим о важности совершения благих поступков по отношению к другим.
Хадис про садака
Однажды он обратился к своим последователям с такими словами:
«Каждый мусульманин должен давать садака».
На что люди спросили: «О Посланник Аллаха! Если кому-то нечего дать, что он будет делать?»
Он (мир Ему) сказал: «Он должен работать своими руками и приносить себе пользу, а также давать милостыню (от того, что он зарабатывает).»
Люди далее спрашивали: «Если он не может сделать даже этого?»
Он (мир ему) ответил: «Тогда он должен помочь нуждающимся, которые обращаются за помощью.»
Тогда люди спросили: «Если он не может этого сделать?»
Он (мир ему) ответил: «Тогда должен делать одобряемое, и держаться подальше от порицаемого. И это будет рассматриваться как благотворительные дела.» (Бухари)
Этот хадис про садака разъясняет, что каждый акт благопристойности – это садака. Поэтому ни один поступок, приносящий пользу тому или иному человеку, не должен считаться несущественным. Даже такое простое действие, как приветственная или ободряющая улыбка – это тоже своего рода благотворительность. Или убрать с дороги камень, чтобы об него не споткнулся другой человек – тоже садака.
Таким образом Ислам разъясняет, что благотворительность – это понятие, которое включает гораздо больше, чем просто траты из определенной доли богатства. Она не ограничена каким-то конкретным условием, кроме намерения совершать его ради довольства Создателя.
Преимущества садака
Самое большое из преимуществ садака заключаются в том, что это дело, совершаемое ради довольства Аллаха.
Господь говорит в Священном Коране:
«Кто же даст Аллаху хороший заем, чтобы он умножил его для него во много раз? Это Аллах удерживает и дарует изобилие, и к нему вы будете возвращены.» (Аль-Бакара: 245)
Также за любое доброе дело верующему полагается награда:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает [награду], кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий.» (Аль-Бакара: 261).
Награда за расходование средств на пути Всемогущего Господа настолько велика, что ее сравнивают с размножением семени, которое в конечном итоге приводит к получению сотен зерен спустя некоторое время. Это означает, что человек получает невообразимое количество наград и благословений от Создателя Вселенной за один акт садака.
Кроме того, награда за благодеяние для других людей, которыми они смогут пользоваться долгие годы, будет продолжаться записываться и после смерти человека. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), говоря о высоких преимуществах оказания помощи бедным, сказал:
«Когда человек умирает, его труды заканчиваются, за исключением трех: постоянной благотворительности, знания, приносящего пользу, и праведного ребенка, который молится за него.” (Муслим)
Виды садака
Также садака разделяют по времени их совершения:
Как правильно давать милостыню
Существуют определенные правила для садака:
Если нарушено хотя бы одно из этих правил, то человек не получает награду за свой поступок.
Доброта – это неотъемлемая часть человеческой природы. Мусульманин испытывает внутреннее удовлетворение, совершая добродетельные поступки, например, одалживая деньги бедным, помогая калеке в пути и т. д. Такие акты доброты и сострадания являются причиной того, что общество становится сплоченным и более внимательным по отношению к слабым и обездоленным.
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А на счет вопроса откладывание денег, для того чтобы принести жертвоприношения Аллаху, то это, прекрасно. Великое поклонения, которая совершается в год один раз, почему же не принять участия в этом и получит награду Аллаха? Лучше откладывать денег на это великое поклонения, чем откладывать его на другие мирские вещи. Конечно, если хватает зарплаты семье и еще немного остается от зарплаты, то почему же не откладывать деньги на это великое поклонения?
Дела оцениваются по намерению. Как пришло это от пророка (саллаллаху алейхи уа саллам). А цель этого намерения – отличить обыкновенные дела от поклонения, так же, как отличить поклонения от других поклонений.
Отличить обыкновенные дела от поклонения, как например: человек кушает еду из-за сильного желания и все. А другой человек кушает, подчиняясь приказу Всевышнего Аллаха, когда Он сказал: «Ешьте и пейте» Аль-Араф,31. Или человек совершает омовение водой, охлаждаясь и все, а другой же совершает омовение водой от осквернения. У первого человеко – обыкновенное дело. А у второго – поклонения. Поэтому если человек осквернился, затем спустился в море для того, чтобы охладиться, после чего совершил молитву, то намаз его не правильный. Поскольку должно быть намерение. А он не намеревался на поклонение, а намеревался на охлаждение.
Поэтому сказали некоторые ученные: « Поклонение небрежного – привычка. А бытовые дела внимательного – поклонения».
Поклонение небрежного – привычка, например: небрежный стал, совершил омовение и помолился и все, он это делал из-за привычки.
Бытовые дела внимательного – поклонения, например: человек кушает подчиняясь приказу Аллаха. Или человек в день Жум’a надел наилучшую одежду, потому что день Жум’a. А другой человек надел наилучшую одежду, подражая пророку (саллаллаху алейхи уа саллам). Это – поклонение.
Больше награды будет за садака нуждающемуся родственнику
Закят для родителей
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” См. “аль-Мудауина” 1/344.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!” См. “аль-Умм” 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.
Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.
Можно ли отдать закят мужу?
По мнению большинства ученых, жена имеет право раздать закят своему мужу, если тот нуждается, поскольку она не обязана обеспечивать его материально. Это мнение подтверждается хадисом, переданным аль-Бухари со слов Абу Саида аль-Худри. В нем сообщается, что Зейнаб – жена Абдуллаха б. Масуда – пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: “О пророк Аллаха! Сегодня ты приказал раздавать милостыню, а у меня есть принадлежащие мне украшения, которые я решила пожертвовать в пользу нуждающихся, но Ибн Масуд говорит, что он и его дети имеют на это больше прав, чем другие”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Ибн Масуд прав, ибо твой муж и дети действительно имеют больше прав на это!”.
Можно ли отдать закят свекрови, сыну, брату, сестре?
Если они, родные входят в категорию, которой положен закят, то им дать его будет ближе. Так говорил шейхуль-Ислам ибну Теймия, рахимахуЛлах, в “маджму’уль-фатауа”, 25/93.
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили о том, может ли женщина свой закят дать своему сыну, и из ответа шейха было: “… но закят можно давать братьям, и сестрам”
Можно ли давать закят должнику?
Должники входят в категорию тех людей, которым полагается закят.
Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; на пути Аллаха; и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Покаяние 9: 60).
Шейх абдуРрахман ас-Са’дий в тафсире к этому аяту написал:
“…К шестой категории относятся должники, которые делятся на две группы. В первую группу входят люди, которые израсходовали материальные средства для того, чтобы примирить препирающиеся стороны. Например, если между двумя людьми возник конфликт, и мусульманин выступил посредником между ними, сделав пожертвования в пользу одной из сторон или в пользу обеих сторон, то он имеет право компенсировать свои расходы из средств закята, даже если является богатым и обеспеченным человеком. Это предписание ниспослано для того, чтобы мусульмане, примиряя людей, проявляли решимость. Во вторую группу входят люди, которые взяли деньги в долг для удовлетворения собственных нужд и не способны вернуть долг. Они имеют право получить пожертвования, достаточные для возмещения их долгов.”
Можно ли отдать закят досрочно по частям?
Выплата закята по частям относится к досрочной выплате, о чем есть несколько хадисов.
Передают, что ‘Али, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что аль-‘Аббас попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешить ему выплатить обязательное пожертвование досрочно, и он разрешил ему это. Этот хадис передали ат-Тирмизи (678) и аль-Хаким. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан).
Имам ат-Тирмизи, передав этот хадис, добавил, что некоторые ученые считали ненужным выплачивать закят досрочно, среди них – Суфьян ас-Саури. Но подавляющее большинство ученых позволили это, среди них – аш-Шафии, Ахмад и Исхак.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Благотворительность в исламе: достоинство раздачи милостыни
Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.
Виды садака
1. Материальная милостыня
Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:
«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)
2. Оказание помощи
Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.
Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:
— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;
— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;
— непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».
От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).
В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».
То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.
Правила раздачи садака
1) Милостыню следует раздавать скрыто
При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:
«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)
В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.
Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.
2) Активно раздавать в Рамазан
Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).
Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.
3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом
Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).
Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».
Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).
Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.
Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.
4) Не скупиться на милостыне
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).
5) Нежелательно заниматься попрошайничеством
Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).
Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.
Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).
Достоинства милостыни
«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)
Дуа за садака
Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:
Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»
Когда садака не принимается
Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Здравствуйте. Вынуждена просить помощи на лечение и на продукты. Я осталась одна. Сейчас болею поэтому деньги уходят на лечение. Из за болезни я не работаю уже 4 года. Диагноз долихосигма. Мучают сильные спазмы особенно по ночам из-за этого не могу уснуть. Нужны лекарства от спазмов, для желчного, от анемии, от поджелудочной. Поэтому вынуждена просить о помощи. Пенсию я не заработала и инвалидность мне не назначали. Т к с таким заболеванием не дают. Я вынуждена просить помощи. Живу одна поддержать некому. Не замужем детей нет. Растут долги за ком услуги. Прошу Вас помогите кто чем может 🙏 Диагнозы все могу выслать если кто сомневается.
Хотела дать садака,не взяли. На душе так плохо стало. Оставила деньги на видном месте и ушла. Я не правильно сделала?!