На что можно потратить карманные деньги
На что дети тратят карманные деньги
Жители городов-миллионников выдают детям в возрасте 4–15 лет 787 млн рублей на карманные расходы в неделю. Такие результаты показало исследование «Платежные терминалы, электронные кошельки, стиль жизни и медиапредпочтения детей», проведенное аналитической компанией Ipsos Comcon и российского платежного сервиса QIWI.
Согласно опросам, проведенным среди 3,2 тысячи детей и 3,2 тысячи мам, карманные деньги получают 63% тинейджеров. В 94% случаев деньги выдают родители, в 46% — бабушки и дедушки, в 5% — брат или сестра, 6% детей-респондентов зарабатывают самостоятельно.
Сумма карманных денег увеличивается по мере взросления ребенка. Так, в 4–6 лет большинство распоряжаются 178 руб. в неделю, в 7–9 лет — 289 руб., в 10–12 лет — 352 руб. и в 13–15 лет — 507 руб.
Почти половина опрошенных (47%) тратят деньги на жвачку, конфеты и другие сладости; 34% — на газировку, соки; 33% — на кафе; 33% — на мороженое, чипсы и сухарики; 17% — на походы в кино, парки и другие развлечения; 9% — на оплату мобильного телефона; 7% — на игрушки; 6% — на подарки; 5% — на журналы и комиксы; 4% — на косметику, украшения, книги, оплату интернета; 3% — на игры и приложения для компьютера или телефона. 26% детей покупают то, что рекламируется по телевидению, в интернете или в общественных местах.
Согласно опросам, проведенным в 2016 году аналитическим центром НАФИ, среди 1,6 тысячи человек в 40 регионах России деньги на карманные расходы выдают 86% подростков. Однако, как отмечают специалисты, родители редко уделяют время развитию финансовых компетенций у детей.
«Чем раньше у ребенка появляются карманные деньги, тем быстрее у него разовьются навыки ответственного обращения с финансами, — отмечает Елена Луценко, руководитель образовательной программы QIWI FINTEEN.
По ее словам, современные дети уже в раннем возрасте соприкасаются с интернетом и виртуальным миром. Для них все более актуальны и привычны карманные деньги на банковских картах или в электронных кошельках. Используя такие форматы, родители сами могут научить своих детей азам финансовой грамотности. Например установить лимиты сумм ежедневных операций, настроить пин-код, объяснить, как оплачивать покупки в интернете.
«Современные платежные технологии в виде мобильных приложений обладают огромным количеством функций по планированию бюджета, отслеживанию статей затрат, переводам членам семьи и друзьям, накоплению на цели. Освоив их на раннем этапе жизни, у ребенка будет больше уверенности и знаний, как распоряжаться личными финансами при вступлении во взрослую жизнь, будет больше опыта по формированию сбережений на индивидуальные цели и меньше импульсивных трат», — добавила Елена Луценко.
В 2015 году Россия заняла 10-е место среди 18-ти ведущих стран и экономик мира по уровню финансовой грамотности 15-летних школьников. Американские подростки опередили россиян на одну позицию. Первое место досталось учащимся из Шанхая.
Как установили специалисты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), лишь 11% российских школьников не достигли основного (второго) уровня финансовой грамотности — когда дети различают наиболее распространенные финансовые продукты и термины и способны принимать простые решения по расходам в привычных ситуациях. Для сравнения: в США с этим не справляются 22% школьников, в ряде провинций Канады — 13%.
Как мы отдали подросткам деньги
И они не стали наркоманами
«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! — говорила мне старшая дочь. — Мам, дай денег!»
Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе « себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» — и так далее.
Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.
Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.
Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.
Сколько мы даем и на что
В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.
Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.
Валюта
Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.
Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.
Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.
Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.
Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.
Итоги первого месяца
1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.
В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.
В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.
Наши впечатления за 4 месяца
Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.
Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.
Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.
За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.
Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.
Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.
Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».
Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».
Как подростки тратят карманные деньги
Дети получают от родителей небольшие суммы, которые не всегда тратятся по назначению. Подразумевается, что деньги будут потрачены на школьные обеды, безделушки, посиделки в кафе с друзьями. Но что обычно приобретают подростки на полученные карманные деньги?
Статистика разных стран
В каждой стране существуют свои традиции, сколько давать ребенку на карманные расходы. Сумма зависит от того, какой доход в семье, а также род ители сами устанавливают планку финансовых поступлений подростку.
Сколько карманных денег дают детям в разных странах (по результатам статистических данных американской компании TNS ):
Основным источником дохода у подростков являются, конечно же, родители или родственники. Старшеклассники, как правило, стараются найти подработку, чтобы иметь собственный доход.
Подростки из разных стран тратят полученные деньги по-разному. Например, европейских подростков родители учат экономить, поэтому они обычно откладывают часть суммы. Школьники из России, Украины, Беларуси часто тратят все, что получили.
Куда уходят карманные деньги
Современные мальчики и девочки предпочитают тратить деньги в интернет-магазинах. Подростки из разных стран приобретают модную одежду, обувь, аксессуары в интернете. Старшеклассники стараются отложить часть карманных денег, чтобы приобрести новый гаджет: мобильный телефон, планшет, ноутбук. Естественно, собирать приходится долго, поэтому обычно родители добавляют недостающую сумму из семейного бюджета. Девочки тратят карманные деньги на украшения, косметику, бижутерию.
Такое поведение может свидетельствовать о том, что ребенок не ценит труд родителей, не знает цену деньгам, либо суммы уходят на запрещенные препараты (алкоголь, никотин и т.д.). Возможно, вашему сыну нравится девочка, и он покупает ей подарки, чтобы привлечь внимание. В любом случае, нужно поговорить с сыном или дочерью и выяснить, какой мотив движет к неоправданным тратам.
Нужны ли карманные деньги
Если правильно организовать финансовые поступления, они станут не баловством, а инструментом, который научит человека пользоваться деньгами. Этот навык важен для дальнейшей жизни, ведь взрослый человек должен уметь грамотно распределять поступающие суммы.
Родители, которые выступают против финансирования детей, считают, что карманные суммы разбалуют подростков. Дети не будут знать цену деньгам и потратят их на ненужные безделушки или вредный фаст-фуд. А еще подростки быстро привыкают, что родители их финансируют, и могут шантажировать этим, например, будут требовать денежное вознаграждение за хорошие оценки.
Мамы и папы, которые регулярно снабжают сыновей и дочерей карманными суммами, говорят, что собственные деньги научат подростков грамотно ими распоряжаться. Они смогут откладывать часть суммы на серьезную покупку, научатся экономить и не разбрасываться купюрами. Также немаловажно, что подросток, которому не дают карманных денег, будет чувствовать себя неуверенно среди друзей. У подростка может развиться комплекс неполноценности, когда друзья будут совершать покупки, а он будет скромно стоять в стороне.
Родителям нужно обсуждать с детьми финансовые вопросы, учить, как правильно распоряжаться деньгами и, конечно же, подавать пример. Ведь если мама или папа бездумно тратят боль шие суммы на ненужные вещи, подростки наверняка будут копировать их поведение.
Какие цели преследуют родители, выдавая карманные деньги
Еженедельная сумма, которую получает от взрослых подросток – это не награ да за хорошее поведение или учебу. Ребенок сам решает, на что он потратит полученные деньги, и не должен отчитываться перед взрослыми. Не стоит контролировать каждую покупку, иначе смысл еженедельного финансирования пропадает. Подросток получает определенную сумму, и он должен принять решение, на что ее потратить, либо отложить, чтобы накопить на покупку дорогой вещи. Так человек учится распоряжаться финансами, и этот навык пригодится ему в дальнейшей, взрослой, жизни.
Какую сумму выделять на карманные расходы
Родители должны сами решить, сколько денег давать подростку. Многое зависит от семейного дохода, но даже если мама или папа имеют приличный заработок, не нужно выделять крупные суммы де тям. Примерно определите, куда сын или дочь смогут потратить карманные деньги. С подростком можно договориться заранее, что он будет самостоятельно оплачивать школьные обеды, проездной, часть канцелярских принадлежностей для уроков. Ребенок почувствует свою значимость, ведь он непосредственно участвует в распределении семейных финансов.
Что нужно знать родителям
Отношение к деньгам может быть разным, но задача родителей – научить детей грамотно распоряжаться собственными финансами. Это поможет в дальнейшем правильно ра спределять полученные средства и избежать многочисленных финансовых проблем.
Карманные деньги: стоит ли давать ребенку, сколько и на что
Карманные деньги – это хорошо или плохо? Узнаем все плюсы и минусы и разберем советы для умелого обращения детей с финансами.
Все начинается с детства. В том числе и отношения с деньгами. Чтобы, повзрослев, человек не тратил время на проработку финансовых проблем с психологом, а строил планы на будущее, нужно учить его обращению с личными средствами с ранних лет.
Например, те, кто бегал за хлебом в детстве, копил на свои мечты, во взрослой жизни более умело планируют семейный бюджет.
Если понял, как устроены финансы, еще в малом возрасте – будешь спокойно тратить, зарабатывать и копить, став взрослым и самостоятельным.
Аргументы против
Не все родители одинаково поддерживают идею средств на карманные расходы.
Такие опасения имеют место быть, ведь родители зарабатывают на жизнь своим трудом, чтобы предоставить отпрыскам все необходимое.
Но самое важное здесь – подойти к вопросу с умом. Действительно, подкидывать рандомные суммы, не объяснять сути вещей, ругать за любые траты – плохо. А проводить разъяснения и учить реальной жизни с ранних лет – хорошо, и это подтверждают психологи.
Аргументы за
Родители закладывают в детях фундамент их будущего отношения к миру.
Тема финансов в некоторых семьях бывает табуирована. Как, например, отношения. Якобы сам вырастет и со всем разберется – все же и так понятно. Однако действует правило: чем более открыто вы об этом говорите, без собственных страхов и внутренних сомнений, тем проще дети к этому относятся и не обрастают чужими установками.
Если малыш будет понимать, что еда и игрушки не берутся из ниоткуда; что деньги нужно зарабатывать; что их можно копить и приумножать – он усвоит базовые принципы и в будущем будет уверенно обращаться с финансами.
Обучать детей финансовой грамотности, а не тащить все на себе – легче для родителей.
При этом родителям и самим следует понимать, что открытая для всей семьи тема финансов сделает их жизнь проще. Раскроем тезис подробнее.
Родитель должен обеспечить свое чадо всем необходимым для жизни – это факт. Но когда дочери покупают две футболки, а она просит десять; сын просит спортивную форму из Nike, а не из «Декатлона»; второклассник выпрашивает новый iPhone – никакие родительские нервы не выдержат. Да и не должны.
Если маме или папе некомфортно разбираться с детскими «хотелками», можно смело поручить их ребенку, выдавая ему средства на карманные расходы.
Благодаря личному бюджету ребенок:
Благодаря карманным деньгам ребенок получает опыт и становится самостоятельным, а родители облегчают свою жизнь.
С какого возраста давать карманные деньги детям
По закону дети с шести лет могут совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно. То есть отправлять их за молоком – вполне нормально.
С 5-6 лет они способны осознать, что такое деньги. С возрастом понимание растет. Чтобы когда-нибудь вести с ними разговоры об инвестициях, начните с малого.
Расскажите, что можно купить в магазине. Объясните деление товаров на категории. Например, что в продуктовом магазине есть отдел с хлебом, овощами, бакалеей, мясом. А в магазине техники – с телефонами, холодильниками.
Познакомьте малыша с купюрами. Найдите их схожесть и отличия. Попробуйте посчитать монетки. Соберите нужную сумму на какой-нибудь товар из имеющихся купюр или, наоборот, научите делать размен.
Покажите ценность вещей. Допустим, хлеб стоит 30 рублей, а автомобиль – миллион.
Вообразите, что вы покупаете гостинцы бабуле, идете в поход или пополняете домашний холодильник. Подумайте, что нужно купить, какая сумма на это понадобится, составьте список. Можно воплотить игру в жизнь и сделать реальный список с настоящим походом в магазин и самостоятельной сверкой по списку.
Попросите малыша продать вам что-то. Пусть он расскажет вам про преимущества товара, убедит совершить покупку. Так он сможет лучше понять, как именно работает сфера продаж. Этот психологический прием используют даже взрослые – вспомните хотя бы фильм «Волк с Уолл-стрит».
Лучше начинать знакомство с деньгами с наличных. Да, они редко используются в современном мире, но именно так можно показать наглядно физическое существование денег.
Продолжить изучать финансовую грамотность можно при помощи настольных игр. Например, «Монополии».
Сколько и на что давать
Какую сумму выделить на карманные расходы?
Выбирая, сколько денег давать на карманные расходы, исходите из расчетов, на что этого должно хватить.
Кто-то выдает деньги на мелкие радости, а кто-то – на одежду, канцтовары, косметику.
Не стесняйтесь поинтересоваться у родителей друзей или одноклассников, сколько дают им, чтобы ваше чадо не чувствовало себя ущемленным или не было излишне «богатым» на фоне других. Следите и за уровнем собственного комфорта. Не стоит выдавать большие суммы в ущерб семейному бюджету.
С какого возраста выдавать карманные деньги?
Психологи рекомендуют давать тем, кто помладше, небольшие суммы один-два раза в неделю. А тем, кто постарше, – раз в месяц. Это позволит подросткам изучить долгосрочное планирование. Например, подготовит старшеклассников к студенческой жизни.
Карманные деньги – личные для ребенка, он может тратить их как и на что захочет. Ваша задача – мягко научить его управлять финансами.
Будьте готовы к тому, что он может совершить ошибки. Купить что-то бесполезное, отдать деньги друзьям, чтобы завоевать их доверие, или просто потерять. Все это – цена опыта. Пусть лучше он случится в детстве в масштабах пары сотен рублей, чем в будущем в масштабах сотен тысяч и миллионов.
Мир движется вперед огромными шагами. Некоторые родители не боятся даже дать ребенку эмансипацию, позволив ему стать самозанятым или индивидуальным предпринимателем.
Стоит ли поощрять ребенка деньгами?
Не рекомендуется поощрять финансово то, что ребенок должен делать и так. Например, учебу или работу по дому. Ведь это его обязанность как члена семьи. Свои обязанности все выполняют бесплатно, действуя из других побуждений и ценностей.
А вот научить его нестандартным вещам и наградить за это можно. Предоставьте ребенку возможность взять на себя то, для чего обычно в семье обращаются к платным специалистам – например, помыть машину или вычесать собаку.
Контроль расходов ребенка
Многие родители боятся, что дети купят на карманные средства что-то запрещенное – алкоголь или сигареты. Здесь можно посоветовать только доверие. Ведь найти «запрещенку» можно даже не имея личных средств. Большую роль здесь играет не жесткий контроль, а отношения внутри семьи.
Если и контролировать расходы, то делать это незаметно, без давления. Сделать это проще, если у ребенка есть банковская карта. Сейчас многие банки выпускают специальные карты для детей с особыми функциями и приложениями.
«Халвенок» – карта от Совкомбанка для детей от 6 до 18 лет.
Благодаря ей родители могут:
А ребенок в свою очередь может:
Классная фишка – игровая механика. Благодаря ей родители могут ставить задачи и назначать вознаграждение. Например, помыть автомобиль – 500 рублей.
А чадо может намекать на свои желания через специальную копилку. Тогда родителям не придется гадать, что подарить на Новый год или день рождения.
Подробнее про детские банковские карты: зачем они нужны, как и когда их оформить, – читайте здесь.
Советы
Если вы договорились выдавать средства в определенные дни, не нарушайте договоренности.
В детстве у меня были накопления. Однажды родители попросили дать им в долг тысячу рублей и не вернули ее. Я до сих пор об этом помню – это было обидно и нечестно.
Ваша пунктуальность позволит ребенку усвоить, что даже простые устные соглашения должны соблюдаться. А еще избавит его от излишней тревожности.
Купите копилку, кошелек или помогите завести карту и объясните, как ей пользоваться.
Копилка и кошелек позволяют наглядно увидеть, как доходы растут и уменьшаются. А банковская карта позволит скорее освоить современные технологии.
Объясните, что на большие цели можно отложить накопления в копилку, завести цель в мобильном приложении банка или открыть вклад. Расскажите, как работают кешбэк, акции и скидки, инвестиции.
Подробнее о том, как стать миллионером, мы рассказывали в этой статье.
Расскажите, что часть личных средств можно отправить на благотворительность. Например, накопленный кешбэк, остатки с округления трат или ежемесячный донат на небольшую сумму. Так можно помогать животным, природе или людям в трудной жизненной ситуации.
В самом начале мы говорили, что открыто объяснять, как работают финансы, – хорошо. Но не стоит детально погружать его во все взрослые проблемы. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, а не бояться, что ему чего-то не хватит. Во взрослом состоянии это может повлечь за собой чувство страха: что человеку чего-то недодали, что у других всегда лучше и больше.
Да, скорее всего однажды он потеряет деньги или спустит все на ерунду (на ваш взгляд). Постарайтесь вместе сделать выводы, чтобы эта история стала для него бесценным опытом.
Не забывайте, что именно на ошибках учатся!
Карманные деньги: как правильно с ними обращаться
И почему важно серьёзно относиться даже к небольшим суммам
Большинство школьников ещё не зарабатывает деньги, но уже тратит. Наличные и электронные средства поступают в виде карманных денег и подарков. Кто-то тратит всё без остатка, кто-то копит, а некоторые осознанно учатся управлять своими деньгами. Уметь распоряжаться личными финансами необходимо каждому, кто хочет жить в достатке и свободно выбирать профессию и досуг. Вместе с экспертом разбираемся в том, что делать уже сейчас для финансового успеха во взрослой жизни.
директором по коммуникациям, «Сравни ру»
Планируйте бюджет вместе с родителями
Многие родители подростков обсуждают с ними бюджет и считают своих детей достаточно грамотными в вопросах финансов. Опрос ВЦИОМ в 2017 году показал, что каждый пятый старшеклассник хотел бы знать больше об управлении деньгами. Обсуждать расходы и доходы семьи — один из лучших способов научиться решать финансовые задачи. Если родители только информируют вас о своих решениях, предложите наделить вас совещательным голосом.
Старшеклассник способен не только обсуждать бюджет, но и находить решения реальных задач. Например, если семье нужно снизить расходы на содержание питомца, школьник может узнать о скидках на корм и более дешёвых, но качественных услугах ветеринара.
Некоторые родители ошибочно считают, что школьнику рано забивать голову «взрослыми проблемами». Научиться пользоваться деньгами с умом нельзя на краткосрочных курсах. Лучше проанализировать первые ошибки в 15 лет, когда родители готовы подстраховать, чем в 25, когда нужно полностью нести ответственность за свою жизнь.
Обсуждение бюджета поможет вам понять, почему родители выделяют именно такую сумму на карманные расходы, и при каких условиях она может увеличиться.
«Тот, кто не научился планировать бюджет, постоянно испытывает нехватку денег. Он нервничает, зависит от работодателя и часто боится уйти с нелюбимой работы и оказаться на мели. В конечном счёте такие люди рискуют прожить жизнь совсем не так, как хотелось бы. Чтобы более свободно выбирать сферу деятельности, формат отдыха и место для жизни, нужно иметь накопления — финансовую «подушку безопасности»».
Возьмите на себя часть расходов
В младших классах ученики покупают сладости, игрушки, а некоторые часть денег откладывают, например, на планшет. В средней и старшей школе подростки платят за телефон, покупают косметику, подарки, канцелярию и кое-что из одежды. Чтобы сделать шаг вперёд и научиться ответственно пользоваться деньгами, нужно взять одну из статей расходов под свой контроль.
Мамам и папам бывает сложно полностью доверить ребёнку покупку школьных принадлежностей или пополнение гардероба, но это полезный опыт для всей семьи. Попросите взрослых посчитать, сколько денег в среднем в месяц уходит, например, на интернет, подарки друзьям или покупку вашей обуви. После этого попросите выдать вам эту сумму и позволить самостоятельно принимать решения. Через 4 недели или раньше, если деньги внезапно закончатся, обсудите результаты эксперимента и решите, на каких условиях продолжать его.
И взрослому, и вам может быть страшно, что вы купите некачественный товар или потеряете деньги, но риск — часть финансового менеджмента. Неношенную обувь после покупки можно вернуть в течение двух недель, а в случае потери денег вам придётся найти решение: заработать, сэкономить или походить ещё сезон в старых кедах. В любом случае полная ответственность за конкретную строчку семейного бюджета поможет «прокачать» финансовую грамотность.
«Если родители не торопятся посвящать школьника в долгосрочные планы, ему следует спросить об этом. Полезно уже в 13-14 лет понимать, в какой форме родители собираются помогать ребёнку в будущем. Например, кто-то готов оплачивать сыну или дочери аренду квартиры в период студенчества, другие надеются, что ребёнок переедет в общежитие, но готовы оплачивать текущие расходы».
Научитесь откладывать деньги
Вести учёт
Управлять можно тем, что удаётся посчитать, поэтому эксперты советуют фиксировать все поступления и траты. Можно вести записи и в бумажном блокноте, можно — в мобильном приложении, где статистика отображаетя автоматически, а данные представлены в форме диаграм.
Если карманных денег мало, ведение учёта может показаться бессмысленным, ведь и так всё ясно: дали 100 рублей на проезд и 40 на булочку — на то они и ушли без остатка. В этом случае статистика доходов и расходов поможет в разговоре с родителями аргументировать, почему вам нужно больше денег. Научиться пользоваться деньгами, когда они полностью уходят на проезд и обед в столовой, затруднительно.
Учёт более щедрых карманных начислений покажет, какие статьи расходов преобладают, и вы сможете оптимизировать их. Например, если телефон и интернет «съедают» больше, чем вам хотелось бы, стоит пересмотреть список платных услуг и покупок в приложениях.
Придерживаться уровня расходов
Даже при регулярных карманных поступлениях школьники иногда получают неожиданные приятные бонусы: выигрыш в лотерею, денежная награда за участие в олимпиаде, подработка, подарок к празднику. Несмотря на внезапный доход следует придерживаться своего привычного уровня трат.
«Главная идея финансового менеджмента — чётко понимать свой бюджет и следить, чтобы доходы не превышали расходы».
Пользоваться финансовыми приёмами
Чтобы выбрать среди известных методов накопления или придумать свой, нужно попробовать разные варианты.
Можно взять за основу идею 4 конвертов: отложить в копилку 10-20% от ежемесячных поступлений, а остальное разделить на количество недель в текущем месяце. Например, в феврале школьник получил 1100 рублей: 100 из них нужно отложить, а 1000 разделить на 4 конверта по 250 рублей и тратить в неделю только эту сумму.
Другой принцип называется «7 кувшинов»: все поступления нужно распределить по видам расходов и так же отложить примерно 10% для накоплений. Количество и названия кувшинов можно определять самостоятельно. Главное — придерживаться запланированного бюджета и не вытаскивать из «кувшина»-копилки деньги на кино и мороженое. Например, старшеклассник получает в месяц 2400 рублей: 10% сразу откладывает в неприкосновенный запас, остаётся 2400-240=2160 рублей. Допустим, 20% ученик помещает в подарочный «кувшин» — это ещё 480 рублей, а остальное 2160-480=1680 тратит.
Некоторые совмещают два метода планирования бюджета: например, откладывают в копилку и на подарки, а остальное делят на 4 конверта — каждый для недельных трат. Так, если у школьника остаётся 1680 рублей, то в каждом конверте окажется 420 рублей для развлечений или сладостей в неделю.
В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно исчезает.
Здорово, если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено.
Находить дополнительные источники дохода
Если хочется накопить на крупную покупку, нужно разделить её стоимость на среднюю сумму ежемесячного дохода. Так вы примерно поймёте, сколько времени придётся копить. Чтобы ускорить процесс, стоит сократить некоторые статьи расходов и найти возможность подзаработать.
В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно исчезает.
Здорово, если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено.
Начните тратить с умом
Пользоваться списком покупок
Обычно список помогает не забыть купить необходимое, но он также способен удержать вас от ненужных приобретений. Удобно пользоваться списком в приложении: можно синхронизировать его на устройствах всех членов семьи и в режиме реального времени отмечать, что куплено, а чего не хватает.
Расплачиваться наличными
Банковские карты — современный и удобный инструмент. При этом контролировать расходы проще, имея живые деньги в кошельке. Финансовый эксперт и писатель Дэйв Рэмси рассказывает о результатах исследования, в котором при оплате картой посетители кафе тратят на 42-178% больше, чем клиенты с наличкой. Психологически проще расстаться с деньгами на счёте в банке, поскольку их движение незаметно. Лучше хранить деньги на карте, а перед походом в кино, кафе или магазин снимать запланированную сумму.
Выдерживать паузу
Для мелких покупок полезно обдумать решение в течение 10 секунд: «Действительно ли стоит купить сейчас этот батончик/брелок на кассе?». Над крупными приобретениями стоит размышлять в течение месяца.
Углубите знания в области финансов
Мы включили в список проверенные десятилетиями бестселлеры по управлению деньгами и несколько современных пособий, выпущенных издательством «Альпина Паблишер».
📗 Идеи книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона легли в основу разных пособий по управлению финансами. На примере ситуаций из жизни древних торговцев автор рассказывает о правилах использования денег.
📘 «Думай и богатей» Наполеона Хилла впервые издана в 1937 году. Более 80 лет книга входит в число бизнес-бестселлеров и рассказывает, как добиться успеха в любом деле.
📗 В книге «Kakebo» отражена японская система ведения семейного бюджета. Она помогает разобраться, почему не хватает денег, и содержит практичный инструмент учёта семейных финансов — «Паспорт kakebo».
📙 Авторы Гэри Бельски и Томас Гилович предлагают читателям ответить на вопросы и найти решения в различных ситуациях, а затем анализируют их. Книга «Психологические ловушки денег» поможет разобраться с шаблонами неэффективного мышления и научиться принимать рациональные решения.
📗 В «Основах финансовой грамотности» инвестор Артём Богдашевский рассказывает, как учитывать расходы и получать пассивный доход с помощью облигаций.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter