На что можно потратить подотчетные деньги организации
Как выдать средства подотчет, сдать Авансовый отчет
Рассмотрим в статье следующие вопросы:
Это наличные деньги работнику на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно распорядительного документа (приказа руководителя) фирмы (ИП) или письменному заявлению подотчетного лица.
Деньги в ПОДОТЧЕТ
Два изменения в кассовом Порядке с 19.08.2017
Согласно пункта 6.3. Указания ЦБ РФ № 3210-У для выдачи денежных средств работнику средства в подотчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя. Расходный кассовый ордер оформляется согласно распорядительного документа (приказа руководителя) фирмы (ИП). Или письменному заявлению работника. Составленному в произвольной форме и содержащему надпись о сумме наличных денег и о сроке. На который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату выдача денежных средств под авансовый подотчет. Есть сроки выдачи денег под отчет. На что можно выдать деньги? Сотрудник может потратить сумму только на конкретные цели. Которые прописаны в заявлении или приказе. Ознакомьте сотрудника с приказом под подпись.
Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок контроля за хозяйственными операциями, в том числе за выдачей денег подотчетным лицам, определяет руководитель организации. Поэтому именно он обычно ограничивает список сотрудников. Которые имеют право получать деньги под отчет. Для этого руководитель может издать приказ.
Не делайте список сотрудников, имеющих право получать деньги подотчет, частью приказа об учетной политике. Если список подотчетников утвердить отдельным документом, то его можно будет изменить в любое время. Вносить же изменения в учетную политику можно только в строго ограниченных случаях (ч. 6 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Для обеспечения правильности учета, достоверности информации и контроля при расчетах с сотрудниками, получившими деньги под отчёт утвердите » ПОЛОЖЕНИЕ о расчетах с подотчетными лицами «
Приказ о выдаче подотчетных сумм образец 2022
Сотрудник может потратить сумму только на конкретные цели. Прописанные в приказе. Ознакомьте сотрудника с приказом под подпись.
ИНН 4308123456, КПП 430801001, ОКПО 98756423
полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)
о выдаче подотчетных сумм из кассы
В целях приобретения канцелярских принадлежностей ПРИКАЗЫВАЮ:
Выдать Е.В. Иванову из кассы сумму 10 000 (Десять тысяч) руб. на срок пять календарных дней.
Ответственным за исполнение приказа назначить главного бухгалтера А.С.Петрову.
Директор __________ А.В. Мюллер
С приказом ознакомлен(а):
________ Е.В. Иванов
________ А.С. Петрова
Какие санкции возможны, если выдать подотчётные деньги на год?
Приказ об утверждении сроков выдачи денег под отчет и представления авансового отчета (образец заполнения)
2. Размер средств, выдаваемых в подотчет директору, законодательно не регламентирован.
3. Подотчетное лицо при наличных расчетах с поставщиками должно соблюдать лимит — не более 100000 рублей по одному договору.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ выдачи ДЕНЕГ в ПОДОТЧЕТ
1. Получить письменное заявление подотчетного лица или приказ руководителя
Только при наличии таких документов организация вправе оформить расходный кассовый ордер (п. 6.3 Указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).
Заявление пишется в произвольной форме. Но должно обязательно включать. Сумму аванса; срок выдачи; на что выдать деньги; визу руководителя; дату составления. Заявление можно составить в печатном виде. А можно написать от руки.
На каждого подотчетника не обязательно оформлять отдельный приказ
В одном документе может быть указано несколько подотчетников.
Распорядительный документ (приказ) должен содержать следующие сведения.
Рекомендуется проверит отчитался ли сотрудник по предыдущим авансам. Для проверки можно воспользоваться анализом счета 71. Если на текущую дату по сотруднику есть дебетовое сальдо по подотчету. Выдавать деньги снова не рекомендуется, но и не запрещено! Выдавать наличные на хознужды можно. Даже если сотрудник не погасил задолженность по прошлому авансу. Требование о том, что сотрудник должен сначала отчитаться за предыдущий аванс. Убрали из подпункта 6.3 указания Банка России № 3210-У.
3. Оформить выдачу денег, проводки подотчета
На основании завизированного руководителем заявления или приказа кассир организации должен оформить расходный кассовый ордер согласно правил бухгалтерского учета, указать назначение аванса. Образец заполнения.
Дебет 71 Кредит 50 — выданы из кассы деньги под отчет.
Подотчетному лицу можно перечислить деньги на карточку — зарплатную или корпоративную (письмо Минфина России от 25.08.2014 № 03-11-11/42288). В платежном поручении следует указать назначение платежа: под отчет на хозяйственные нужды, под отчет на командировку и т. п. В заявлении сотрудник должен указать просьбу перечислять подотчетные деньги на его личную карту, указав реквизиты.
Дебет 71 Кредит 51 — с расчетного счета перечислены деньги под отчет на личную карточку сотрудника.
Расчеты по корпоративным картам ведутся с помощью счета 55. Деньги ставятся под отчет лицу только в момент снятия им средств с карты в банкомате.
4. Проконтролировать срок использования подотчетных сумм
Срок, на который выдаются денежные средства, прописывается в заявлении. Подотчетное лицо должно сдать авансовый отчет и/или вернуть полученные деньги (остаток) в течение трех рабочих дней после срока, указанного в заявлении ( п. 6.3 Указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У), или возвращения из командировки (п. 26 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
Если нарушить сроки представления авансового отчета, ИФНС может начислить работнику НДФЛ, посчитав выданную сумму доходом ( п. 8 письма Минфина РФ, ФНС РФ от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
Сроки выдачи средств под отчет на различные нужды можно закрепить в приказе по предприятию. На хозяйственные нужды срок отчета по полученным суммам можно установить любой.
5. Утвердить авансовый отчет
Подотчетным лицом отчитаться за израсходованные деньги можно с помощью авансового отчета. К авансовому отчету нужно приложить все подтверждающие затраты документы — товарные чеки, накладные, акты, счета-фактуры и т. д. Остаток денег нужно вернуть в кассу предприятия. Если работник потратил часть личных денег, после проверки отчета ему возместят перерасход.
Нужно ли соблюдать лимит наличных расчетов при расходовании сотрудником подотчетных средств
Да, нужно. Но только если эти средства выданы для расчетов по договорам организации или предпринимателя. Потому, что, когда подотчетными наличными сотрудник оплачивает от своего имени оказанные лично ему услуги, лимит расчетов не применяют. Такой подход применяют, например, к тратам в командировке. Например, на наличные расходы сотрудника по оплате мини-бара в гостинице или химчистки за счет организации лимит не действует.
Нужно ли применять ККТ, если организация покупает товар через подотчетника
Нет, не нужно. Сотрудник, который получил деньги в подотчет, действует по поручению организации. Таким образом, получается, что фактически два юридических лица совершают один расчет, который следует оформлять одним чеком. Этот чек формирует продавец. Подтверждают это письма Минфина от 05.09.2018 № 03-01-15/63182, от 20.08.2018 № 03-01-15/58956, ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566, УФНС по г. Москве от 14.08.2018 № 17-15/176342.
Как Подотчетные суммы перечислять сотруднику с расчетного счета на его личную банковскую карту?
Как заполнять платежки при выдаче денег под отчет: разъяснения Центробанка
При переводе денег на банковский счет работника под отчет (или в счет возмещения ему перерасхода по авансовому отчету) указывать код вида дохода в платежке не требуется. Об этом сообщил Центробанк в письме от 10.07.20 № 45-1-2-ОЭ/10700.
Деньги под отчет не обязательно выдавать из кассы
Подотчетные суммы, в т.ч. на покупку бензина, можно выдать работнику не только наличкой, но и перевести по безналу на его «зарплатную» карту.
Для этого в учетной политике организации предусмотрите такой порядок расчета с подотчетниками. Например, пропишите, что «все расчеты по подотчетным суммам проводятся либо через кассу, по кассовому ордеру, либо с использованием личных карт сотрудников».
В унифицированном бланке авансового отчета по форме АО-1 предусмотрена только одна форма выдачи подотчетных сумм – наличными деньгами. Поэтому организация вправе применять самостоятельно разработанную форму авансового отчета, предусмотрев в ней иные способы выдачи денег, а не только наличными. Потому что с 2013 года для организаций негосударственного сектора бланки, утвержденные ранее Госкомстатом России, не являются обязательными к применению. Однако эти изменения не коснулись кассовых и банковских документов. Принимая решение использовать свои бланки, следует убедиться, что каждая представленная на утверждение руководителю форма — старая или обновленная — в итоге имеет все семь обязательных реквизитов. Их перечень установлен в статье 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В любом случае ответственности за перечисление подотчетных денег сотрудника на ту же банковскую карту, на которую перечисляется его зарплата, не установлено. К числу кассовых нарушений (нарушения порядка работы с наличными деньгами и ведения кассовых операций) перечисление подотчетных сумм на зарплатную карту не относится (ст. 15.1 КоАП РФ).
Часто материальные ценности приобретают подотчетные лица организации. Выдать деньги в подотчет можно из кассы предприятия. А безопасно ли оплачивать товары и услуги с корпоративной карты или с личной карты сотрудника? Учет таких операций и их налоговые последствия рассмотрим в этой статье.
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ по подотчету, авансовому отчету
Подотчет проводки и счет
Проводки на дату выдачи денег под отчет
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
---|---|---|---|
Отражена выдача денежных средств под отчет из кассы | 71 | 50-1 | Расходный кассовый ордер |
Отражено перечисление денежных средств на банковскую карту работника под отчет | 71 | 51 | Выписка банка по расчетному счету |
Проводки на дату утверждения авансового отчета
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
---|---|---|---|
Отражена оплата, произведенная подотчетным лицом за товары, работы, услуги | 60 и др. | 71 | Авансовый отчет |
Признаны расходом суточные за время нахождения в командировке | 20 (91-2 и др.) | 71 | Авансовый отчет |
Проводки на дату окончательного расчета по выданным подотчетным суммам
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
---|---|---|---|
Выплачен перерасход по авансовому отчету из кассы | 71 | 50-1 | Расходный кассовый ордер |
Перерасход по авансовому отчету перечислен на банковскую карту подотчетного лица | 71 | 51 | Выписка банка по расчетному счету |
Возвращен в кассу неизрасходованный остаток подотчетных сумм | 50-1 | 71 | Приходный кассовый ордер |
Неизрасходованный остаток подотчетных сумм перечислен с банковской карты подотчетного лица на расчетный счет организации | 51 | 71 | Выписка банка по расчетному счету |
Еще одна распространенная ситуация. Работник по поручению руководства купил, к примеру, канцтовары на свои деньги. Затем средства работнику, разумеется, возвращаются. Но как в этом случае оформить операцию и авансовый отчет?
В рассматриваемой ситуации можно оформить авансовый отчет. Это не будет являться нарушением. В этом случае по графе «Получено из кассы» проставляется ноль, сумма личных денежных средств, потраченных работником, отражается по графе «Израсходовано», а в графе «Перерасход» указывается сумма, которую необходимо возместить работнику.
А в какие сроки работодатель обязан вернуть деньги своему сотруднику? Сразу скажем, что никаких обязательных сроков на этот случай в законодательстве не установлено. Поэтому компании их устанавливают самостоятельно.
Обратите внимание: за опоздание с выплатами работнику положена компенсация в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Это прописано в ст. 236 ТК РФ. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. При этом обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Можно ли физику-подрядчику выдать наличные под отчет?
Теоретически нет никаких ограничений. Об этом же пишет Центробанк в Письме ЦБ РФ от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859.
Ведь договор подряда, заключенный с физлицом, относится к договорам гражданско-правового характера, а наличие такого договора позволяет выдавать деньги под отчет.
Но если вы не хотите присваивать статус подотчетника физику-подрядчику, то вы вправе выдавать таким людям наличные по РКО с формулировкой «на исполнение такого-то договора». В Указании (Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У) не сказано, что наличные расходы, связанные с ведением деятельности юрлица, могут оплачиваться исключительно путем выдачи денег под отчет – в нем просто установлены правила для случая, когда такие расходы оплачиваются через выдачу денег под отчет.
Но все же будет нелишним добавить в договор с подрядчиком пункт, где будет приведен перечень расходов за счет организации, необходимых для исполнения договора, и где будет сказано, что деньги могут выдаваться исполнителю из кассы. И в РКО делайте ссылку именно на этот пункт договора.
Подотчетные лица рассчитываются по безналу с помощью личной карты, несмотря на то что изначально получили на расходы наличные деньги.
О совершении операции путем безналичного расчета свидетельствуют отчетные документы. ФНС считает, что можно принять к учету расходы, оплаченные картой (письмо ФНС от 22.06.2011 № ЕД-4-3/9876).
Вы не забыли, что при перечислении денежных средств на личные банковские карты сотрудников для оплаты хозяйственных нужд (товаров, материалов) в приказе об учетной политике организации следует предусмотреть положения, определяющие порядок расчетов с подотчетными лицами посредством их личных банковских карт (письмо Минфина РФ от 25.08.2014 № 03-11-11/42288).
В графе «Покупатель» товарного чека, БСО написано «Частное лицо»
Если подотчетное лицо не попросит продавца оформить документы на организацию, продавец в графе «Покупатель» напишет «Частное лицо». Можно ли учесть такую накладную в расходах?
В целях уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщики вправе учесть подобные накладные. Расходы в целях налогообложения принимаются при соблюдении условий п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Реквизит «Покупатель» не относится к обязательным реквизитам. Поэтому отсутствие этого реквизита или указание в наименовании покупателя «Частное лицо» не препятствует принятию расходов по накладной.
Работник купил ТМЦ за свой счет и принес чеки. Как возместить эти расходы?
Налоговые органы по-разному оценивают подобные ситуации. В одних случаях считают работника подотчетным лицом, в других — расценивают операцию как приобретение у сотрудника имущества.
Одним из возможных вариантов может быть заключение с сотрудником договора поручения (ст. 971 ГК РФ). В этом случае организация поручает сотруднику найти и приобрести определенные ТМЦ с заданными характеристиками и обязуется компенсировать сотруднику понесенные расходы по приобретению этого имущества.
Существует ли максимальная сумма, которую можно выдать подотчетному лицу? На какой срок допустимо выдавать подотчетные средства?
Законодательно не установлено лимита денежных средств, которые могут быть выданы в подотчет сотруднику. Также не установлен и единый максимальный срок использования подотчетных сумм.
Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У регламентирует только порядок оформления выдачи подотчетных средств (наличие заявления с указанием суммы и сроков), а также содержит требование о том, что подотчетное лицо обязано в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Предприятие вправе самостоятельно установить лимиты выдаваемых сумм и максимально возможные сроки. При этом возможно установление разного размера сумм и разного срока для разных категорий сотрудников (в зависимости от занимаемой должности и назначения выдаваемых подотчетных средств). Для этого предприятие разрабатывает и утверждает внутренние локальные акты.
Ошибки в отчете и как их исправить
Авансовый отчет должен утвердить руководитель. Только по документу с его визой можно учитывать расходы. Но если директор утвердит отчет с ошибками, сумму подотчета инспекторы признают доходом работника, доначислят НДФЛ и взносы. Судьи могут поддержать налоговиков (определение ВС РФ от 09.03.16 № 302-КГ16-450).
Бывший работник не вернул подотчетные средства: начислять ли НДФЛ и взносы?
Задолженность по подотчетным суммам не является для физлица экономической выгодой и не относится к его доходу (определение ВС РФ от 21.04.16 № 306-КГ16-3205). Если подотчетные суммы не израсходованы работником, либо израсходованы не полностью, они образуют задолженность физлица перед организацией и подлежат возврату (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.13 № А55-15647/2012).
А налогооблагаемым доходом невозвращенные подотчетные средства признаются в следующих случаях:
Таким образом, если работодатель решил не взыскивать с бывшего работника упомянутые суммы (простить долг), они рассматриваются как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений. Соответственно, такие выплаты должны облагаться НДФЛ и страховыми взносами.
Универсальный бланк Авансового отчета
Новый бланк авансового отчета
Таблица на оборотной стороне отчета тоже не нужная.
Данные о предыдущем авансе — остаток или перерасход. Они позволяют сразу видеть, есть ли непогашенные обязательства между вами и сотрудником.
Информацию о приложениях, то есть о подтверждающих документах, товарных чеках, также лучше оставить. Ведь такие бумаги — важная и неотъемлемая часть отчета. Без них вы попросту не подтвердите расходы. Смотрите, например письмо УФНС России по г. Москве от 19 июля 2012 г. № 17-15/64647.
Как отразить в учете организации удержание из заработной платы работника своевременно не возвращенного им остатка подотчетной суммы, выданной на командировочные расходы?
Заполнить, распечатать авансовый отчет онлайн
Заполнить и распечать форму АО
Расходы подотчетных лиц: НДС по кассовым чекам, выдача денег «задним» числом и отсутствие отчетов
Какие реквизиты должны содержаться в кассовом чеке, выдаваемом подотчетному лицу, приобретающему товары, работы и услуги в пользу организации?
Обязательные реквизиты кассовых чеков приводятся в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
С 1 июля 2019 года данный перечень был дополнен реквизитами, которые указываются при расчетах с подотчетными лицами, действующими от имени организаций (Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ). К таким реквизитам относятся:
При этом полномочия подотчетника должны подтверждаться доверенностью, выданной организацией. Без такой доверенности продавец вправе оформлять чеки без указания сведений о покупателе.
Может ли организация учесть в составе своих расходов затраты по кассовым чекам, выданным подотчетнику как физлицу, то есть без реквизитов организации-покупателя?
Да, может. Расходы организаций, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Сам по себе чек подтверждает только факт несения расходов, а их обоснованность подтверждается дополнительными документами (в том числе авансовыми отчетами).
При этом отсутствие в чеке реквизитов покупателя не свидетельствует о его фиктивности. Такой чек подтверждает расходы на общих основаниях. Требование об обязательном указании в чеке реквизитов покупателя было введено в действие только с середины 2019 года. До этого момента доходы организаций без каких бы то ни было проблем подтверждались чеками, не содержащими данных реквизитов.
Поэтому на основании чеков, выданных подотчетнику как обычному физлицу, то есть без указания реквизитов самой организации, произведенные затраты могут быть включены в состав учитываемых при налогообложении прибыли расходов.
При этом наряду с кассовым чеком, который, как мы уже сказали, подтверждает лишь факт самой оплаты, у организации должны присутствовать и документы, которые подтверждают обоснованность произведенных расходов.
Такими документами могут являться в том числе авансовый отчет работника и распоряжение работодателя о выделении в подотчет денежных средств для приобретения, скажем, стройматериалов или канцелярских принадлежностей.
Можно ли учесть в составе расходов затраты подотчетного лица, предоставившего вместо кассового чека только товарный чек?
Да, это возможно. В настоящее время ряд организаций и ИП освобождены от обязанности применять ККТ при расчетах с клиентами (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Соответственно, вместо кассовых чеков в целях подтверждения расчетов они выдают покупателям другие документы. В частности, товарные чеки и квитанции.
В свою очередь товарный чек является одним из первичных документов, на основании которых покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи.
Причем ст. 493 ГК РФ прямо устанавливает, что договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека.
То есть товарный чек является законной альтернативой кассовому чеку и подтверждает факт осуществления расходов на равных с ним основаниях (письмо Минфина от 16.08.2017 № 03-01-15/52653).
Любой ли товарный чек, представляемый подотчетным лицом, может подтверждать расходы организации?
Нет, не любой. Товарный чек в целях подтверждения расходов организации должен содержать все реквизиты, указанные в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. К таким реквизитам относятся:
При отсутствии какого-либо из вышеуказанных реквизитов товарный чек не будет считаться надлежащим документальным подтверждением состоявшегося расчета. Соответственно, учесть расходы по такому чеку организация не сможет (письмо Минфина от 06.05.2015 № 03-11-06/2/26028).
Может ли компания выдавать авансы подочетникам «задним числом»? Например, когда подотчетник за свой собственный счет покупает что-то для нужд организации и потом приносит в бухгалтерию кассовые чеки и авансовый отчет.
Нет, так делать нельзя. Выдача денег под отчет осуществляется до совершения самих расчетов. Деньги выдаются на основании распоряжения работодателя либо по письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме.
Данное заявление должно содержать запись о сумме наличных денег, сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату (п. 6.3 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). Выдача денег подотчетнику «задним числом» законодательством не предусмотрена.
Сотрудник не получал денег под отчет, но произвел за свой счет расходы в интересах организации (купил офисные принадлежности). Может ли организация возместить работнику эти затраты и учесть их в составе своих расходов?
Да, может. Только в этом случае оформляется не выдача наличных денег под отчет («задним числом»), а именно компенсация расходов работника на приобретение товаров для нужд организации.
При обоюдном согласии сторон подобные сделки считаются совершенными в интересах организации, а расходы на возмещение работникам понесенных расходов разрешается учесть в целях налогообложения прибыли (ст. 183 ГК РФ).
Для компенсации сотрудник должен написать на имя руководителя организации соответствующее заявление (служебную записку) и приложить к нему отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие осуществленные расходы. Такими документами могут выступать, в частности, накладные, кассовые и товарные чеки.
Далее руководитель организации издает приказ о выплате работнику денежной компенсации/возмещения. Все приобретенные таким образом материальные ценности должным образом приходуются, а их стоимость списывается в расходы.
Чтобы дополнительно обезопасить себя от возможных претензий налоговиков, возможность приобретения ТМЦ сотрудниками за свой счет с последующим возмещением за счет средств работодателя можно закрепить в учетной политике. Также можно выдать части сотрудников доверенности на совершение такого рода сделок.
Сотрудник не отчитался по ранее выданным ему деньгам на приобретение ТМЦ. Можно ли ему выдать под отчет новую сумму денежных средств? Не повлечет ли это штрафов по ст. 15.1 КоАП РФ?
Да, можно. Это не будет считаться нарушением и не повлечет никаких штрафов. По действующим правилам наличие у работника задолженности по выданным организацией подотчетным средствам не является препятствием для выдачи ему под отчет новых денег. Поэтому деньги могут выдаваться работнику без представления авансового отчета по ранее полученным средствам (указание ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У).
Главное в этой ситуации, чтобы сотрудник представил авансовый отчет не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который ему были выданы наличные деньги под отчет (п. 6.3 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).
Между тем, накапливать в течение продолжительного времени значительные долги по подотчетным средствам явно не стоит. Налоговики могут посчитать такие действия выплатой подотчетнику материального дохода и доначислить на подотчетные суммы НДФЛ и страховые взносы. Тогда отстаивать свою правоту организации придется в суде.
Можно ли получить вычет по НДС по приобретенным ТМЦ на основании кассового чека (с выделением суммы налога), представленного подотчетным лицом?
Нет, нельзя. По общему правилу вычет НДС производится на основании счетов-фактур выставленных продавцами, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, а также документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Исключение из общего правила предусмотрено в отношении вычетов НДС по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы по найму жилых помещений в период служебной командировки работников.
Вычеты НДС по таким расходам производятся на основании БСО, оформленных на командированного работника с выделением суммы НДС отдельной строкой (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Поэтому при отсутствии счетов-фактур принять к вычету суммы НДС на основании кассовых чеков, полученных подотчетниками при приобретении ТМЦ, нельзя (письма Минфина от 26.02.2020 № 03-07-09/13555, от 26.11.2019 № 03-07-11/91521).