На что можно пожаловаться в органы опеки

Как успешно пожаловаться в органы опеки: 3 способа подачи жалобы

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

Маленькие дети – граждане государства. С тем лишь отличием от взрослых, что не могут самостоятельно защищать свои нарушенные права. Одно из основных – воспитание в семье и должное отношение к себе, забота. Если родители или опекуны злоупотребляют своими правами по отношению к ребенку, не занимаются воспитанием, не обеспечивают надлежащий уход – это поводы жаловаться в органы опеки.

По каким основаниям можно жаловаться в органы опеки

Таблица 1. Причины для обращения

КудаПовод
Отдел опеки и попечительства

Обращение граждан (соседей, родственников) и представителей учреждений (детских садов, школ, поликлиник) с жалобами на ненадлежащее выполнение матерью, отцом или опекуном обязанностей по воспитанию и содержанию детей
ПолицияСовершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, требующих немедленного реагирования (например, отец жестоко избивает малыша)
ПрокуратураВ случае нереагирования органа попечительства на ранее направленную жалобу по поводу неблагополучной семьи, а также обжалование бездействия сотрудников полиции при наличии в их адрес обращения по вопросу несовершеннолетнего

Обязанности и ответственность отдела по надзору за несовершеннолетними

Основными задачами органов попечительства применительно к детям являются:

О функциях данного органа в следующем ролике:

За незаконные действия или бездействие, причинившие вред, должностные лица учреждения несут ответственность согласно российскому законодательству. Также они обязаны реагировать на сообщения о том, что несовершеннолетний находится в опасности. В противном случае на отдел можно жаловаться в надзирающие органы, например, в управление образования или прокуратуру.

По общему правилу срок для подготовки и направления ответа заявителю составляет 30 суток. Если проблема не решена, бездействие прокуратуры можно обжаловать.

Поводы для написания жалобы

Наиболее распространенные причины для обращения в учреждение по работе с несовершеннолетними следующие:

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

Рис. 1. Изъятие малыша как радикальный способ его спасения.

Структура письменной жалобы

Таблица 2. Что пишем в обращении

Внимание! Дополнительная информация поможет заявителю не попасть в неловкое положение, когда доводы его жалобы вдруг не подтвердятся (пример: представители опеки приехали по сигналу, а у ребенка все нормально, семья положительная, в доме чисто, все необходимое из вещей и продуктов питания имеется).

В качестве образца обращения можно использовать следующий документ.

Можно адресовать жалобу не только в орган попечительства, но одновременно и в другую инстанцию. Например, на имя уполномоченного по правам ребенка. Это ускорит рассмотрение обращения и послужит гарантией, что его внимательно изучат и примут надлежащие меры.

Анонимное обращение

Порой автор обращения не хочет указывать свои данные. Анонимная жалоба в органы опеки будет рассмотрена, если содержит сведения о непосредственной угрозе здоровью или жизни несовершеннолетнего, совершаемом или уже совершенном противоправном деянии. В остальных случаях обращение останется без исследования и ответа.

Что делать, если пришли по лживому доносу

Часто встречаются случаи, когда представители попечительства навещают вполне благополучную семью по чьему-либо звонку или обращению. Причем такой сигнал содержит заведомо недостоверную информацию. Как быть такой семье?

При возникновении такой неприятной ситуации, когда лица из учреждения уже на пороге дома, нужно помнить несколько пунктов:

Последние варианты особо предпочтительны, если сотрудники опеки уже с порога начинают вести себя хамски, угрожают забрать несовершеннолетнего, не слушают мать (отца, опекуна), повышают голос и прочее.

Способы обращения

Можно выделить 3 способа подачи жалобы:

Рассмотрим их немного обстоятельней.

Позвонить

Высказать необходимую информацию можно, если позвонить непосредственно в отдел опеки и попечительства, который обслуживает район проживания несовершеннолетнего. Либо если есть угроза жизни и здоровью ребенка, нужно совершить звонок в полицию.

Через Интернет

Отправить жалобу с помощью Интернета в отдел опеки можно, зная адрес электронной почты. Подать онлайн-обращение в данные учреждения пока нельзя.

Можно воспользоваться способом подачи онлайн-жалобы в контролирующие органы. Даже если не знаешь, какая конкретно прокуратура обслуживает нужный район. Так, это можно сделать на официальном сайте Генпрокуратуры. К Уполномоченному по правам ребенка в РФ можно обратиться на портале http://deti.gov.ru/.

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

Рис. 2. Форма обращения на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам несовершеннолетних.

Написать

Письменное обращение адресуется в отдел опеки того района, в котором проживает ребенок. Жалобу можно подать лично через приемную данного учреждения либо направить заказной почтой.

Нормативная основа

Нижеследующий перечень регламентирует основы деятельности органов опеки:

Источник

Как правильно обратиться в органы опеки с жалобой?

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

На органы опеки и попечительства, согласно ст. 24 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», возлагается обязанность защищать права детей и следить за выполнением родителями своих обязанностей.

Случается, что родители или лица, их замещающие, уклоняются от своего долга по содержанию и развитию ребенка, злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Ребенок, оказавшийся в беде, в силу возраста не может им противостоять и даже просить помощи. В этой ситуации неравнодушные граждане могут обратиться в отдел опеки с жалобой на нерадивых родителей.

Рассмотрим, как правильно обратиться с жалобой в органы опеки.

Когда можно обратиться в органы опеки с жалобой

Закон устанавливает право граждан обращаться в органы опеки с заявлением о нарушениях прав ребенка (ст. 122 СК РФ), свидетелями которых они стали.

Обратиться с жалобой могут:

А также любые граждане, которые стали свидетелями нарушения детских прав.

На родителей ребенка

Для обращения с жалобой на родителей правомерными являются следующие обстоятельства:

Могут быть и другие причины, главное не остаться в стороне и помочь ребенку, обратившись в орган опеки.

На жену

Обычно после развода дети остаются с матерью. Бывший муж имеет право встречаться с ребенком, участвовать в его воспитании. При сохранении между бывшими супругами добрых отношений, проблем с детьми не возникает, но если они разошлись со скандалом, то обязательно будут ущемлены права и ребенка, и его отца. Бывший муж вынужден обратиться с жалобой в отдел опеки на жену.

Причинами для обращения с жалобой на жену может быть следующее:

Орган опеки обязан рассмотреть жалобу и принять меры по защите интересов несовершеннолетнего. В самых тяжелых ситуациях в судебном порядке определяется место жительства ребенка с отцом или лишение жены родительских прав.

Как подать заявление в органы опеки

Если гражданин убежден, что в отношении несовершеннолетнего совершаются противоправные действия, то заявление в органы опеки можно подать следующим образом:

В особых случаях сообщить о нарушении детских прав можно через медицинское, образовательное или социальное учреждение.

Лично

Личное обращение — наиболее эффективный способ подачи жалобы. Хотя оно исключает анонимность и ставит «под удар» заявителя (в случае агрессивно настроенных родителей), зато дает возможность убедиться, что факты будут изучены и по ним примут решение.

Такая форма обращения неоценима в случаях, когда обстановка в семье становится реально опасной для ребенка. Во время личного обращения можно выйти за рамки бумажного носителя и более полно раскрыть ситуацию, чтобы добиться быстрого результата.

Родственник несовершеннолетнего может получить еще и консультацию от специалистов по вопросам изъятия ребенка из неблагополучной семьи или лишения матери и отца их статуса родителей.

Через сайт

При современной компьютеризации, можно обратиться с жалобой по интернету. Нужно авторизоваться на сайте местной администрации и заполнить форму обращения. Анонимность в этом случае сохранить не удастся, так как по закону заявления без данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, направленные по интернету, не будут приняты на всех уровнях власти.

При надлежащем оформлении, жалоба будет рассмотрена в установленные законом сроки и заявитель получит письменный ответ официальных органов.

Важно! Через сайты «Госуслуги» или МФЦ подать заявление нельзя.

Анонимно

Сотрудники отдела рассматривают не только на авторизованные, но и на анонимные заявления. Если заявителю угрожает опасность со стороны преступных родителей, он может обратиться в органы анонимно:

Звонок по телефону – наиболее быстрый способ пожаловаться в орган опеки, когда требуется немедленное вмешательство. Гражданин может набрать горячую линию местного органа власти и рассказать о случившемся. Диспетчер передаст полученное заявление в отдел опеки. По фактам инспекторы государственного органа проведут проверку, но при этом не смогут назвать заявителя.

Телефонный звонок, с одной стороны, позволяет обеспечить анонимность и избежать неприятностей от родителей опекаемого, с другой стороны, не надежен, не дает отследить результат жалобы, так как не предусматривает обратной связи.

Можно изложить сведения в письме. Жалоба будет доставлена в опеку и рассмотрена. Но письмо идет долго и при срочности это не подходит. Также, при отсутствии адреса, заявитель не узнает исход обращения.

Письменное уведомление с указанием обратного адреса станет альтернативой личного посещения отдела опеки и гарантией ответного письма органов.

Для того, чтобы жалоба была принята и внесена в реестр нужно:

Жалоба будет рассмотрена, даже если письмо составлено неверно.

Образец жалобы

Правила подачи жалобы в орган опеки:

Заявитель не может требовать привлечения к ответственности. Отдел опеки только проводит проверку и изъятие несовершеннолетнего.

Образец жалобы должен содержать:

Ответственность за ложную жалобу

С помощью органов опеки, соседи или разведенные супруги сводят счеты и разрешают свои конфликты. При этом безосновательно обращаясь в отдел опеки, жалобщик сам нарушает права детей, потому что проверка опеки может навредить психике ребенка.

Законодательство не предусматривает ответственности за обращение, в котором сведения не подтвердились. Граждане, у которых была проведена напрасная проверка имеют право обратиться с заявлением на клевету. Правда, результат будет не значительный и никаких последствий закон не предусматривает.

Нужно помнить, что в следующий раз органы опеки могут не принять к сведению подтвержденные нарушения и тем самым не смогут помочь ребенку.

Законодательство призывает граждан заявлять о жестоком обращении и других нарушениях прав ребенка в органы попечительства. Неравнодушный человек может оформить свое заявление в виде письменного обращения. Если специалисты не принимают документ по причине ненадлежащего оформления, необходимо получить правовую помощь юриста.

Источник

Что делать, если подозреваешь соседей в жестоком обращении с ребенком?

В России более двух миллионов детей до 14 лет ежегодно страдают от домашнего насилия со стороны близких родственников — мам, пап, бабушек, дедушек, братьев или сестер. Соседи, которые зачастую становятся невольными свидетелями происходящего, сталкиваются со множеством вопросов: стоит ли вмешиваться в дела семьи? Не окажется ли, что их участие только навредит? Не заберет ли тогда опека ребенка из семьи?

«Такие дела» выяснили, как предлагают действовать в таких случаях благотворительные организации и сами органы опеки.

Смерть от истощения и горы мусора

С начала 2019 года произошло несколько резонансных случаев, когда погибли или пострадали маленькие дети, оставленные без присмотра на несколько дней.

В конце января в Санкт-Петербурге от истощения умер годовалый мальчик. Его мать ушла из дома на несколько дней и намеренно оставила ребенка без еды и воды. Ранее ее лишили родительских прав на старшего сына 14 лет. Последний раз органы опеки проверяли семью в 2017 году. В Кирове 20 февраля в одной из квартир города нашли тело трехлетней девочки. Мать на неделю заперла ее дома одну без еды и перекрыла краны с водой. Соседи рассказали журналистам, что девочка не раз оставалась дома одна, но в полицию или в органы опеки они не обращались.

10 марта в Москве сотрудники МВД и МЧС спасли пятилетнюю девочку из квартиры, заваленной мусором. Ее также оставила на несколько дней мать. Девочка была истощенной, в грязной одежде, не разговаривала, а в шею ей вросла пластиковая резинка. Спецслужбы вызвали соседи, которые услышали громкий плач ребенка. 8 апреля в Мытищах подмосковные органы опеки забрали у местной жительницы четверых детей — у троих из них не было свидетельств о рождении, потому что мать родила их прямо в квартире. Оказалось, что семья жила в антисанитарных условиях и питалась объедками с помойки, которые приносила бабушка. За помощью в органы опеки вновь обратились соседи, потому что давно не видели детей на улице.

Как заметить, что с ребенком плохо обращаются дома?

Первое, что сразу должно привлечь внимание соседей к ребенку, — грязная и неопрятная одежда, припухшие, заспанные или заплаканные глаза и другие признаки запущенности, перечислила президент межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок» Лариса Лазарева. У детей, страдающих от домашнего насилия, часто бывают дурные привычки, они реже смеются, хуже успевают в школе. Это могут заметить не только соседи по дому, но и учителя в школе.

Но опять же, подчеркнула эксперт, плохой внешний вид ребенка — не повод приходить к однозначному выводу, что родители жестоко с ним обращаются. Возможно, семья просто попала в тяжелую жизненную ситуацию.

«Для начала можно по-доброму расспросить самого ребенка, все ли хорошо дома. Нужно помнить, что совсем маленькие дети, бывает, фантазируют, поэтому важно не перегнуть палку, общаясь с ними», — отметила Лазарева. Она также добавила, что тревожным сигналом должны стать ожоги, синяки и следы побоев на теле ребенка. Но и здесь нужно разграничивать — синяки могут быть и от того, что ребенок занимается спортом, просто гиперактивен, часто падает и ударяется.

В любом случае игнорировать свои подозрения нельзя, ведь исход ситуации во многом зависит от включенности окружающих. «Мы мало реагируем на окружающий нас мир. И в случаях, когда мы не обращаем внимания на проблемы и не хотим помочь — может, из страха быть свидетелями или из равнодушия — происходят всякого рода жестокости», — напомнила директор «Аистенка».

Что делать, если появились подозрения в жестоком обращении с ребенком?

Если человеку кажется, что соседи жестоко обращаются со своим ребенком или детьми, в первую очередь ему нужно попытаться лично узнать ситуацию семьи и предложить помощь, считает Лариса Лазарева. К примеру, продолжительный плач ребенка не всегда значит, что ему причиняют боль.

«У нас был показательный случай. Ко мне за советом пришла наша специалист-психолог. Ребенок ее соседей снизу плакал по ночам три дня подряд, и она не знала, как поступить в такой ситуации. Я предложила сначала просто зайти к ним и узнать, может, нужна какая-то помощь. Оказалось, что мама ребенка попала в больницу, а папа и бабушка остались с грудничком на руках и переводили его с грудного вскармливания на смеси. У малыша просто болел животик, поэтому он и плакал, особенно ночью, — рассказала директор „Аистенка“. — В итоге наша сотрудница объяснила им, как лучше переходить с грудного вскармливания на смеси, дала другие небольшие советы, дала координаты организации, и все было решено».

Если семья находится в сложной ситуации, можно установить с ней коммуникацию, предложить помощь или хотя бы узнать, нуждается ли она в ней, советует Альшанская. Например, предложить детские вещи, игрушки или же время от времени присматривать за ребенком, если мама воспитывает ребенка одна и ей сложно справится с ним самой.

ТОГДА У НЕЕ НЕ ВОЗНИКНЕТ ИСКУШЕНИЯ ОСТАВИТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО В ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ

«Соседи могут содействовать через очень простые виды помощи, которые не унижают [человека]. Главное — предлагать эту помощь в каком-то необидном, уважительном виде. Но это оказывается самым сложным, потому что мы очень разобщены и в многоквартирных домах живем, как будто в лесу», — сказала Альшанская.

«Такие дела» также обратились за комментарием об алгоритме действий в такой ситуаций в органы опеки. Начальник отдела опеки и попечительства администрации Пресненского района Москвы Светлана Комкова рекомендует соседям не выяснять обстоятельства самостоятельно, а сразу звонить в социальную службу.

«Оценить самостоятельно, есть угроза для ребенка или нет, сразу сложно, нужно звонить в органы опеки», — считает Светлана Комкова. — А мы уже будем решать, есть проблема или нет. В случае, если жестокое обращение все-таки имеет место, мы сможем вовремя оказать помощь ребенку. Чем раньше мы начнем помогать, тем лучше. Мы обязаны приехать и проверить, даже если в семье все окажется благополучно, а дети просто громко топали наверху«.

Когда нужно звонить в полицию или органы опеки?

Если жильцам дома известно, что ребенок подвергается физическому насилию в семье, продолжила президент «Аистенка» Лариса Лазарева, это повод обратиться в правоохранительные органы и органы опеки и попечительства по месту жительства. У некоторых ведомств для этого есть специальные каналы связи:

«Телефон доверия» МВД РФ 8 (800) 222-74-47;

Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ 8(800)707-79-78;

«Единый социальный телефон» 8 (800) 3008-100;

В Москве работает единый номер «051» — телефон горячей линии, с которой обращения также переадресуются в органы опеки.

«Бывает так, что соседи, особенно, если они имеют дело с дебоширами, боятся звонить в полицию под своими именами. Обратиться в органы можно анонимно. Я сама несколько раз делала такие звонки за других людей, которые не хотели раскрывать свои личности. На такие обращения тоже должны реагировать», — рассказала эксперт.

Светлана Комкова подтвердила ТД, что социальные службы обязаны реагировать по первому звонку и рассматривать любые обращения, в том числе и анонимные. «И это не значит, что органы опеки придут и заберут ребенка из семьи, — заявила она. — Сейчас работа социальных служб по всей стране настроена на то, чтобы посмотреть, есть ли ресурсы в семье для исправления тяжелой ситуации. Да, бывает, что родители не пускают нас в квартиру и не хотят общаться. Но мы все равно продолжаем работать с этой семьей и объяснять взрослым, что им эта работа необходима».

Начальница отдела опеки заметила, что в 80-90% случаев жестокое обращение родственников с детьми становится следствием употребления алкоголя или наркотиков. Но даже такие случаи, как отметила она, для них не повод сразу забирать ребенка. Сначала социальные службы пытаются найти более гуманные способы решить проблему, «но если для ребенка есть риск нахождения в этой семье, мы должны его минимизировать».

Что делать, если жалоба осталась без внимания?

Если же правоохранительные органы реагируют не сразу или реагируют, но не предпринимают никаких мер, не нужно стесняться вызывать их второй и третий раз и, если потребуется, писать жалобы. «Назойливое внимание соседей тоже может спасти ситуацию», — отметила Елена Альшанская.

Директор «Аистенка» добавила, что в случае несвоевременного отклика органов опеки можно обратиться напрямую в министерство образования либо социальной политики своего региона, в котором есть ведущий отдел опеки и попечительства.

Президент фонда «Волонтеры в помощь детям — сиротам» Елена Альшанская заметила: им поступали жалобы, что вмешательство органов опеки и полиции не всегда помогает. «И будем честными, на это есть основания. Уже были ситуации, когда никто не помогал или ситуация оборачивалась против соседей, обратившихся за помощью, или самих детей, — рассказала она. — Например, [сотрудники социальных служб] при детях, которые проговорились соседям о сексуальном насилии со стороны отчима, опрашивали родителей, а при родителях — детей. Понятно, что ребенок в такой ситуации будет все отрицать».

Кроме того, случаются и ситуации, когда детей забирают из семьи не из-за того, как с ними обращаются родители, а из-за того, в каких условиях они живут. Как пояснила Елена Альшанская, жилищные условия могут не иметь никакого отношения к насилию, но так устроено законодательство: единственный документ, который обязаны заполнить органы опеки — акт обследования жилищно-бытовых условий. Это и приводит к странному перекосу от защиты детей от насилия к проверке условий проживания.

Задача общества — менять текущую ситуацию: помогать семьям, защищать детей и вносить поправки в несовершенное законодательство, заключила эксперт.

Источник

Проверка жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего органами опеки

Согласно Семейному Кодексу РФ, родители и официальные опекуны обязаны обеспечить ребенку благополучные условия для его жизни и развития. Контроль за соблюдением этих норм осуществляет орган опеки и попечительства.

Когда опека идет проверять семью

Органы опеки имеют право инспектировать семью в следующих случаях:

Основания обращения

Для написания заявления в органы опеки должны существовать следующие основания:

Кто имеет право обратиться

Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

Ответственность за обращение

Ответственности за подачу заявления в исполнительные органы не предусмотрено законодательством, однако, на заявителя может быть подано ответное ходатайство о привлечении к уголовной ответственности за клевету. Статья 128 УК РФ предусматривает в этом случае наказания в виде штрафа до 5 млн. рублей или обязательных работ до 480 часов. Мера пресечения выбирается исходя из последствий клеветы.

Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Порядок обращения в органы опеки

Обратиться с жалобой в органы опеки можно тремя способами: передать заявление лично по месту проживания, отправить заказное письмо по почте России, сделать анонимный звонок по телефону. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ подать ходатайство может как индивид, так и группа лиц.

При составлении заявления нужно придерживаться основных требований к оформлению документов:

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

Сроки рассмотрения

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

Порядок действий после получения жалобы

В течение трех дней после подачи заявления уполномоченные лица должны проверить все приведенные в документе сведения о неподобающем уходе за ребенком.

Далее ООП выносит решение о мерах воздействия на родителей или опекунов. В случае необходимости привлекают родителей к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности: ООП оповещает об этом прокуратуру, после чего дело может быть передано в суд.

Имеют ли право органы опеки забирать детей из-за звонков соседей

Порядок лишения родительских прав описан в ст. 70 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Согласно данному нормативному акту, данная мера пресечения рассматривается с участием прокурора и ООП, а выносить решение может суд.

Но даже в этом случае ООП обязаны соблюсти три условия: акт об отобрании должен быть подписан главой муниципалитета, прокуратура оповещается в течение трех дней, в недельный срок подается заявление в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Ответственность родителей

В зависимости от характера нарушения родительских обязанностей и прав ребенка официальные представители или родители ребенка могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть фото На что можно пожаловаться в органы опеки. Смотреть картинку На что можно пожаловаться в органы опеки. Картинка про На что можно пожаловаться в органы опеки. Фото На что можно пожаловаться в органы опеки

Важно понимать, что привлечение к ответственности не освобождает родителей или официальных представителей ребенка от обязанности по уходу за ребенком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *