На что направлен опытный проект
На что направлен опытный проект
Исследовательские работы и проекты
Виды и типы исследовательских работ и проектов
В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.
Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.
Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).
Типы исследовательских работ и проектов учащихся
2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.
Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.
3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.
Виды исследовательских работ и проектов учащихся
В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие учащихся:
1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.
2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.
Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.
Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.
4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.
5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.
6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.
7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.
Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Виды и типы исследовательских работ, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Виды и типы исследовательских работ и проектов«:
Виды и типы исследовательских работ
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
ольга жернакова
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Сроки релизации: декабрь- январь 2017-2018г.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
-Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
-Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
— Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развития.
3. Сформированы основы диалектического мышления.
4. Углублены знания, предусмотренные программой.
5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
6. Сформированы коммуникативные навыки.
7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
10. У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
11. У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
— предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
— содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
— основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
— предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
— формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
— предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
— обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
— предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
— предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
— предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
— предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».
В уголке экспериментирования имеются:различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.
Оборудование уголка безопасно для детей и хранится в удобных для пользования контейнерах.
Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения. 3 этап – заключительный.
Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования.
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Работа с родителями:
-ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;
-беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей»,«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
-ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
-Обмен опытом
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
— Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах», «Есть ли у воды форма?»Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
— Опыты «Почему снег мягкий», «Как снег превращается в воду»
Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
— Опыт «Солнечные зайчики»Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
— Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.
— Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства»Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.
— «Увеличительные стекла»Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность;
— «Испытание магнита»Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.
-Словесные игры: «Как на ёлке снег» «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
— Дидактические игры «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
—(Музыка) Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
— Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности;
— Народные хороводные игры: «Метелица», «Что нам нравится зимой». П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снежки-пушинки».
— Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам»
— Игры со снегом: «Постройка снеговиков и крепости»
— Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух», «Выбери нужное», «Где снежинки?»
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Козлова Алена Николаевна
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам».
…дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Так писал А. Эйнштейн. Но иногда эксперименты детей бывают очень безжалостными. Учитывая это очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры. Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят эксперименты.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Знания, полученные в непринуждённой игровой форме, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь. Ведь для их получения используются методы сравнения, анализа, наглядности. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности. Особое интеллектуально активное эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать свою собственную точку зрения, доказывать её правоту.
Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности с дошкольникамив своей группе я его разделила на три этапа:
На констатирующем этапе были проведены диагностики по отношению детей к экспериментальной деятельности по методикам:
1. Методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора.
Дети занимаются разными видами деятельности:
4. Детское экспериментирование;
5. Труд в уголке природы;
6. Конструирование из разных материалов.
Вывод:по итогам анализа результатов можно определить что:
• на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (43 балла,
• на втором месте конструирование из различных материалов (22 баллов,
• на третьем месте изобразительная деятельность (20баллов,
• на четвертом чтение книг (16 баллов,
• на пятом месте труд в уголке природы (12 баллов,
• на шестом месте детское экспериментирование (10 баллов).
2. Дидактическая проективная методика «Сахар» (Л. Н. Прохорова)
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось.Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»
Если ребенок отвечает, что сахар растаял,следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар?».
Результаты проведения проективной методики «Сахар» на констатирующем этапе
Уровень развития Результат
Вывод: умение детей анализировать показали средний, низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа подвели нас, к необходимости в организации работы по повышению у детей интереса к экспериментальной деятельности и повышения их уровня мыслительного процесса.
Для реализации выявленных проблем констатирующего этапа на формирующем этапе мною была поставлена цель: формирование и развитие познавательных способностей и творческого потенциала детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Исходя из цели,поставили задачи:
• Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведение опытов и экспериментов.
• Развивать у детей познавательные способности, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Стимулировать активность детей для решения проблемных ситуаций.
• Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, развитие коммуникативных навыков.
Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:
I. Подготовительный этап.
III. Обобщающий этап.
На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования мною были созданы в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволило бы ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную)активность:
• Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
• Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
• Создание в группе комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
• Преобразование предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Фиксики»,состоящую из нескольких зон:
• методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;
• центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочные персонажи – Фиксики
Фиксики – друзья детей.
Они – руководители лаборатории.
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
• Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
• Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);
• Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки);
•Прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др., пилки, зеркала;
• Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);
• Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);
• Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
Есть в уголке экспериментирования материалы,которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды);
«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
«Свет и цвет. Звук» (спичечные телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука);
«Магнетизм» (разные магниты, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.
Зона – центр «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто.
Надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться
Посещать центр «Хочу всё знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов.
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
На подготовительном же этапе внедрения экспериментирования очень важно разработать перспективное планирование исследовательской деятельности. Существует большое количество методических разработок и рекомендаций современных исследователей, на которых можно опираться при планировании работы по организации исследовательской деятельности:
-Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. ;
-Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой;
-Н. В. Исакова. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментирование.
-Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование.
При планировании я основывалась на принципы, на которые опирается вся работа по организации исследовательской деятельности:
•Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами);
•Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);
•Динамичности (развитие от простого к сложному);
•Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);
•Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);
• Измерение успеха (оценка деятельности).
При планировании работы со старшими дошкольниками нужно учесть, что работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях,каждая из которых включает в себя подразделы:
Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений мы дополнили уголок природы комнатными растениями, начали вместе с детьми создавать коллекции растений (по родовым понятиям, по лекарственным свойствам). Мы оформили паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как воспитателям не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ).
3. материал и их свойства
Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне).
В содержание детской экспериментальной деятельности я включила:
— экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
— познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
— демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
Содержание опытно-экспериментальной деятельности у нас построено исходя из трех блоков педагогического процесса.
-специально-организованное обучение («Час самостоятельности», проводимый один раз в неделю);
-совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения за объектами или явлениями природы на прогулке, организация досуга с проведением интересных опытов);
-свободная самостоятельная деятельность детей (лабораторные работы, проводимые детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями)
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.
Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
С детьми я планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации,игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения».
В блоке организованного обучения планируется образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение знаний, полученных детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы с взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Образовательная деятельность по экспериментированию строится на совместном творчестве педагога и детей. Оно стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием проводят опытыс объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др.,любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками.На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? и т. п. Дети проводят опыты в «Лаборатории» и в «Уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования.
В нашей группе проходят занятия «Маленькие исследователи», результативность которых по развитию исследовательской деятельности показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому в планирование работы по организации исследовательской деятельности старших дошкольников необходимо включать работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования (поощрение экспериментирования, формирование в детях мотива, связанного с внутренними желаниями узнавать новое, помощь ребёнку в экспериментировании своим участием). Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской деятельности детей, практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций по проведению простейших опытов с детьми, привлечение к созданию энциклопедий, фотоальбомов.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
Для популяризации детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах и в сетевых сообществах интернета. В целях обобщения опыта работыпо детскому экспериментированию я провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух».
В нашей группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
На заключительном этапе работы было проведено повторное исследование такими же методами, что и на констатирующем этапе.Цель: определение эффективности формирующего этапа работы на основании анализа результатов повторного обследования.
Результаты сравнительного исследования по методике «Выбор деятельности» на констатирующем и заключительном этапе
В таблице видно, что в структуре детских предпочтений выбор детей преобладает детское экспериментирования 43балла, что на 30 баллов больше, чем на констатирующем этапе.
Дидактическая проективная методика «Сахар» проводилось с целью выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы после формирующего этапа.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты таблица.
Результаты сравнительного исследования проективной методики «Сахар» на констатирующем и заключительном этапе
Уровень Констатирующий этап Заключительный этап
В таблице 9 видно,что составил:
Высокий уровень – 14 человек результат составил (66%, что на 46% больше чем на констатирующем этапе;
Средний уровень – 7 человек результат составил (34%, что на 18% меньше чем на констатирующем этапе;
Низкий уровень – 0 ребенок, результат составил (0%, что на 28% меньше чем на констатирующем этапе.
Подводя итоги работы, я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения знаний, умений и навыков.
Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.