На что направлен спорт инвалидов адаптивный спорт
На что направлен спорт инвалидов адаптивный спорт
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О порядке обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физкультуры и спорта см. Приказ Минспорта России от 24.08.2015 N 825.
4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
С 01.01.2023 в ч. 7 ст. 31 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 5 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 7 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона
Человек, который поддержит: для чего нужен инклюзивный спорт
Спорт — один из немногих способов физической и социальной реабилитации для людей с инвалидностью. В том числе тех, кто из-за особенностей развития остается недееспособным даже во взрослом возрасте. Круг их общения, как правило, ограничен собственной семьей. Инклюзивный спорт не только позволяет им найти сферу, в которой они могли бы реализоваться, но и дает возможность взаимодействовать с обычными людьми. Обычные же спортсмены, которые участвуют в юнифайд-соревнованиях, поддерживая партнера с особенностями развития, могут получить новые профессиональные возможности. «Известия» поговорили с теми, кто занимается развитием этого направления в регионах.
«Сказал, что надо брать»
Артему 18 лет. У него есть медали и юношеский разряд по плаванию. На одном вдохе он может проплыть под водой сразу 25 м. В 2018 году Артем из родного Новосибирска ездил на всероссийские соревнования в Казани и привез оттуда бронзу.
Еще у Артема синдром Дауна — и несколько лет назад его не брали ни в какие секции, даже в коррекционной школе.
— Он ходил в школу, там были кружки, но с таким диагнозом никуда не принимали. Куда я ни обращалась, везде отказ, — вспоминает мама Артема Надежда.
В 2015 году на реабилитации они познакомились с руководителем местного Центра адаптивной физической культуры и спорта Дмитрием Седовым — он рассказал им, что есть адаптивный спорт, которым могут заниматься люди с инвалидностью, и порекомендовал привести мальчика в бассейн при одной из городских больниц. Надежда с Артемом приехали туда. Даже там тренер с ним работать не хотела — слишком тяжелый был диагноз: «Но Дмитрий Владимирович сказал, что надо брать». И Артема взяли.
С этого момента, говорит она, Артем стал меняться на глазах: «Он был действительно очень тяжелый, а стал собраннее, дисциплинированнее. И у меня жизнь поменялась — а то мы всё дома и дома, а так стали ездить на соревнования, жизнь стала интереснее».
За время занятий плаванием Артем успел поездить с соревнованиями по области. «Мы были и в Карасуке, и в Мошково. И в Черепаново ездили, — перечисляет его отец Валерий. — В Казани мы вообще жили в деревне Универсиады. Администрация Татарстана такие там праздники устраивала, возили нас везде, дети перед нами выступали».
Через год после того, как Артем попал на плавание, он пришел еще в одну секцию, на занятия юнифайд-баскетболом. Это игра, во время которой людям с ограниченными возможностями помогают обычные игроки. В отличие от адаптивного спорта здесь у них есть возможность общаться и с самыми обычными людьми, которые становятся их партнерами.
— Ему нужен человек, который его поддерживает — он всегда ему отдает пас на площадке, в такие моменты, чтобы Артем мог себя проявить, — объясняет тренер секции, в которой занимается Артем, Мария Толстова.
Вместе с ним занимаются еще около 50 человек. С баскетболистами Артем на большие соревнования не ездит, зато вполне успешно участвует в соревнованиях в городе. Вместе они ходят в походы и делают собственные, не связанные со спортом, проекты. Для большинства это одна из немногих возможностей для самореализации и социализации. Как и для их родителей.
«Баскетбол чувствую, как скрипку»
Тренеру Артема Марии Толстовой 26 лет. Сама она в прошлом профессиональная баскетболистка. «Как музыкант чувствует скрипку, так я чувствую баскетбол», — говорит она о себе. Она играла в новосибирском клубе и параллельно училась в педагогическом вузе на социального работника. В 19 лет Мария получила травму колена, и карьеру в большом спорте пришлось оставить.
После операции она пришла в свой клуб на реабилитацию. Занятия проводил Дмитрий Седов, предложивший ей остаться и работать с детьми с ментальной инвалидностью. Сначала она помогала на добровольных началах — вела одну секцию по баскетболу. А потом осталась работать в центре.
— Потому что их [людей с инвалидностью] огромное количество, мы в обычной жизни даже не представляем, насколько их много, потому что возможность куда-то выходить у них только сейчас возникла, — говорит она.
Сам Дмитрий, по его словам, один из немногих людей, кто пришел в адаптивный и инклюзивный спорт «не по несчастью». «Обычно ведь как бывает — рождается, например, ребенок с инвалидностью, и человек меняет профессию, чтобы понять, как с ним работать, чтобы больше быть с ним». Сам он, по его словам, пошел по другим соображениям — выбирай трудные пути и на них ты не встретишь конкурентов.
— Я вел занятия по плаванию с ребятишками, и туда стали приводить инвалидов. Это был 98-й год. И я первый раз вообще обнаружил, что инвалиды существуют и что у них есть потребность заниматься, — рассказывает он.
Потом по программе, посвященной решению молодежных проблем, попал на двухнедельную стажировку в США. В департаменте образования одного из штатов, которые посещала группа, им рассказали про инклюзию. Дмитрий воодушевился, вспоминает он, был уверен, что приедет в Новосибирск, расскажет и там «наступит рай»: «Но, естественно, я рассказал, меня никто не услышал, ну и я тогда сам решил действовать».
Сначала организовывал тренировки самостоятельно, потом возглавил городской Центр адаптивной физической культуры в Новосибирске и стал региональным президентом Специальной Олимпиады, объединяющей спортсменов с интеллектуальными нарушениями по всему миру.
Специальная Олимпиада была создана в США в конце 1960-х, сегодня она объединяет около 5 млн «особенных» спортсменов, около 1 млн тренеров, волонтеров и юнифайд-партнеров из 170 стран. Ближайшие Игры в начале 2022 года пройдут в России — их будет принимать Казань.
Развитием инклюзивного спорта он занимается последние 20 лет. И только сейчас, признается, приближается к тому, чего когда-то хотел достичь за четыре месяца.
«Вечные дети»
Первые тренировки, говорит Мария Толстова, морально давались очень тяжело: «У меня были занятия с 11 утра до часу дня. Потом я приезжала домой, ложилась спать и уходила в ночь — я тогда этого даже не понимала, но настолько всё это было для меня затратно эмоционально».
Поворотным моментом стали новогодние соревнования. На них участникам раздавали настоящие медали. Одну из них получил ее воспитанник с расстройством аутистического спектра (РАС) Валерий — ему на тот момент было 54 года.
— Он ко мне подошел, этот Валерий, и говорит: «Мария Викторовна, это настоящая медаль?» — «Настоящая». — «Не шоколадная?» — «Нет». И он так прижал ее к сердцу и говорит: «Моя первая медаль! Вот зачем я жил!» — вспоминает она. — Для нас это обычное дело — медаль и медаль. У меня 70 штук лежит, но я им такого значения не придавала. Но если для нас спорт — это часть жизни, то для людей с особенностями развития это может быть всей жизнью.
В жизни людей с ограниченными возможностями здоровья спорт — едва ли не единственная возможность социализироваться и реализоваться, подтверждает Дмитрий Седов. Самыми незащищенными, по его мнению, являются люди с ментальными расстройствами. Если человек, лишенный ног, но интеллектуально сохранный, сможет позаботиться о себе, если у него есть протез или коляска, то человек с ментальной инвалидностью сам позаботиться о себе не сможет — если родители умрут, он останется абсолютно беззащитным. Даже собственную организацию в отличие от слепых или глухих они создать не смогут. «Это вечные дети, и их много, — говорит Дмитрий Седов. — Порядка 10–15% в любом социуме проживает таких людей, с разной степенью заболевания. В Новосибирской области их около 40 тыс. человек».
— В России ребенок с синдромом Дауна, который посещает общеобразовательную школу или детский сад, — всё еще редкость, а не норма. На спортивных секциях дети и подростки учатся коммуникации не просто один на один. Они учатся быть командой, и это сильно их сближает, — подтверждают в фонде «Синдром любви».
По результатам опроса, проведенного фондом в прошлом году (опрос был посвящен адаптивным видам спорта), двое из трех детей с синдромом Дауна имеют низкий уровень физической активности и не имеют никаких физических нагрузок, кроме естественных. При этом чем крупнее город, тем больше возможностей может быть у ребенка, однако больше половины (57%) родителей могут быть не информированы о них. Около 40% участников опроса также отметили, что просто не имеют возможности возить туда детей или считают недоступными из-за высокой стоимости.
При этом если у детей есть возможность посещать школы, в том числе коррекционные, записываться в секции или ходить на дополнительные занятия, то у взрослых такой возможности нет. Они достигают совершеннолетия и оказываются предоставлены сами себе. Как и их родители.
— Вот, например, Артем. Он ходит в школу, но ему сейчас исполнилось 18, и у него сразу освободится очень много времени, — говорит Мария.
Артем тренируется почти каждый день, подтверждает его мама Надежда. Пока остановиться решили на плавании и баскетболе — чтобы «не распыляться».
Сейчас в баскетбольной группе — люди в возрасте от восьми до 56 лет, около 60% детей и 40% взрослых. И такое распределение, говорит Мария, было почти с самого начала.
Кроме того, юнифайд-спорт дает новые возможности и обычным спортсменам, обращает внимание Дмитрий Седов: «Благодаря юнифайд-спорту человек получает возможность ездить на соревнования, в том числе поехать на ту же Специальную Олимпиаду за рубеж. Далеко не все профессиональные спортсмены в своей собственной карьере могут достичь этого уровня».
— Для меня юнифайд-стритбол и баскетбол — это некая свобода, которую мы не получаем в нашей обычной жизни, — рассказывает Кристина, в прошлом профессиональная баскетболистка, которая в качестве волонтера участвует в отдельных встречах центра. — Ты можешь быть тем, кто ты есть, и тебя никогда не осудят. И только там ты начинаешь понимать, как это ценно. Я понимаю, конечно, что мы очень помогаем им, но они в ответ невероятным образом помогают нам.
Родительские и интернатские
Спорт для людей с инвалидностью существовал и в советское время, однако был ориентирован на завоевание медалей на соревнованиях. Кроме того, тогда таких детей чаще всего сразу забирали в интернаты. Дети, воспитывавшиеся в семьях, почти не имели к доступа к занятиям спортом. Такая практика сохранялась достаточно долго и после распада СССР.
— У меня было такое, что я приходил в Минсоцразвития, мне говорили, что интернатовские дети — это наши, а все остальные — это не наши, — вспоминает Дмитрий Седов.
Но и родителям объяснить, в чем преимущество таких занятий, тоже было нелегко.
— Если сейчас закрыть все парикмахерские на 10–15 лет, а потом резко их открыть, вряд ли все резко побегут стричься. С инвалидами то же самое — когда я предлагал им этот ключ к реабилитации, пусть не физической, но социальной, они не знали, не понимали, что это такое, — рассуждает он.
Начинали, по его словам, «только самые отчаянные». Сейчас возможностей больше — только в Новосибирске родители детей с особенностями развития могут посещать несколько бассейнов, гимнастику, танцы, тхэквондо, перечисляет Надежда. Баскетбол часто становится «перевалочным пунктом» — родители могут привести туда ребенка и уже затем определить, какие занятия подойдут ребенку больше, говорят тренеры. Но и сейчас, несмотря на сарафанное радио, не все родители готовы воспользоваться имеющейся возможностью.
— Мы, конечно, рассказываем друг другу, переписываемся в чатиках. И я сталкиваюсь с родителями, которые говорят, что нет-нет-нет, мне его из дома лишний раз вытащить огромная проблема, мы никуда не пойдем, — говорит мама Артема Надежда.
Больше свободы появилось и у тех, кто хочет развивать инклюзивный спорт, говорит Мария: «Это очень легко, когда ты обладаешь знаниями, куда идти и что делать».
Приходят в эту сферу и крупные благотворители — так, в июне Дмитрий Седов и его воспитанники посетили восемь городов России в рамках «Школы баскетбола», организованной компанией «Сибур» в партнерстве со Специальной Олимпиадой.
В Воронеже, Тольятти, Томске, Нижневартовске, Перми, Тобольске, Дзержинске и Благовещенске они в том числе проводили открытые уроки, показывая, как можно работать с детьми с особенностями развития, рассказывали о возможностях юнифайд-движения и провели несколько матчей. Спрос на такой спорт есть, уверена Мария Толстова: «Когда мы ездили по городам, было много вопросов о том, что делать, как можно организовать группы. Можно прийти к президенту Специальной Олимпиады и сказать, мол, я хочу открыть группу, что мне можно сделать. Они смогут что-то посоветовать».
Федеральное законодательство тоже вполне позволяет эффективно работать в этой сфере тем, кто к этому готов, отмечает Дмитрий Седов. Проблема, по его словам, заключается скорее в отношении к людям с инвалидностью со стороны чиновников среднего уровня, которые принимают решения на местах, и многих бизнесменов. Оно мало меняется с годами.
— Они это делают ненамеренно. Они это делают по незнанию. Они видят мир определенным образом. Они понимают, что власть — это ресурс. А ресурс — это «мы лучшие». А значит, инвалиды худшие. В результате появляется позиция «мы не будем помогать неудачникам», — объясняет он.
Чтобы юнифайд-движение развивалось, потребуется и развитие инфраструктуры, и решение кадрового вопроса, поскольку специалистов, способных работать с детьми с особенностями развития интеллекта, в России — единицы, а встроиться в плотное расписание имеющихся спортивных центров часто бывает нелегко, отмечает директор по обеспечению поддержки бизнеса в регионах присутствия «Сибура», председатель комиссии по развитию корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Торгово-промышленной палаты Станислав Каспаров. Однако прежде всего необходимо изменить отношение к таким людям в обществе, согласен он.
— Чтобы изменить это отношение, необходимо просвещение на уровне государства, которое будет начинаться с семьи, где воспитываются дети без особенностей, — перечисляет он. — Нужна просветительская работа на всех уровнях власти, в первую очередь на муниципальном. Необходимо работать с тренерами, показывать и доказывать, что возможности детей с особенностями часто не настолько сильно отличаются от возможностей спортсменов без особенностей, как общество привыкло думать.
Поддерживать людей с инвалидностью нужно не только из соображений милосердия, напоминает Дмитрий Седов: их благополучие означает в том числе благополучие их родителей, бабушек и дедушек, из которых во многом и состоит наше общество. Объяснить это людям, по его мнению, вполне возможно, пусть не сразу, а за счет планомерной просветительской работы.
Однако его цель заключается не только в том, чтобы сделать спорт доступным. «Я борюсь за то, чтобы не было таких центров, как у меня, чтобы эти мальчишки и девчонки шагали в обычные спортивные школы», — заключает Дмитрий Седов.
Адаптивный спорт
Содержание
Адаптивный спорт [ править | править код ]
С. П. Евсеев Департамент науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Россия
Представлены классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом, принципы, виды, система организации и проведения медицинской и спортивно-функциональной классификаций.
Выделены и описаны тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.
В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.
Важную роль в решении этой проблемы играет адаптивный спорт.
Особенности, задачи, функции и направления развития адаптивного спорта [ править | править код ]
Особенности адаптивного спорта [ править | править код ]
Адаптивный спорт предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (ампутации конечностей, травмы спинного мозга, повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции. Отличительными чертами адаптивного спорта являются следующие.
В качестве основной установки деятельности в адаптивном спорте выступает стремление к максимально возможному достижению, к рекорду. Ключевым здесь является слово «рекорд», понимаемое в широком смысле: вначале повышение собственных показателей и показателей сверстников из учреждения, в котором обучаются занимающиеся адаптивным спортом, затем установление рекорда региона, страны, континента и мира.
Именно эта установка на рекордное достижение является главным отличием адаптивного спорта от других видов адаптивной физической культуры. Если занятия адаптивным спортом начинаются в раннем возрасте, эта установка проявляется у тренера (иногда родителей детей) и лишь в процессе формирования личности ребенка становится главным звеном его потребностно-мотивационной сферы.
Отличительной чертой адаптивного спорта является обязательность соревнований | процедуры сопоставления достижений различных людей; процедуры публичной, строго регламентированной соответствующими правилами. Без соревнований спорт вообще невозможен, так как именно здесь определяются и утверждаются рекордные достижения атлетов.
Цели и задачи адаптивного спорта [ править | править код ]
Для самих занимающихся основная цель участия в адаптивно-спортивной (учебнотренировочной и соревновательной) деятельности состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей спортивной культуры.
Демонстрация выдающихся достижений спортсменов-инвалидов, особенно если им удается установить рекорды мира или Паралимпийских игр, является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании не только у инвалидов и лиц с устойчивым ограничением физических возможностей, но и у здоровых людей, ведущих пассивный образ жизни, имеющих вредные привычки.
Конкретизация целей адаптивного спорта позволяет уточнить его основные задачи, которые решаются в контексте коррекционной, компенсаторной и профилактической работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:
Одним из определяющих условий для успешного решения перечисленных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования спортивной направленности на детей-инвалидов и детей с устойчивыми ограничениями физических возможностей. Имеется в виду обеспечение возможностей для детей-инвалидов заниматься в детско-юношеских спортивных школах и подобных учреждениях: как за счет открытия специализированных детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, так и включения отделений адаптивного спорта в обычные детско-юношеские спортивные школы.
Основные функции адаптивного спорта [ править | править код ]
Стремление к максимальному результату, необходимость выполнять предельные и околопредельные нагрузки предполагают самое пристальное внимание к развитию всех морфофункциональных систем организма и его психических свойств. Это, безусловно, выводит в число наиболее приоритетных для адаптивного спорта развивающую функцию.
Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной реализации технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной подготовки спортсмена, самым тесным образом связано с образовательной функцией. В отличие от обычных спортсменов, лица, занимающиеся адаптивным спортом, должны овладеть огромным объемом знаний о рациональном построении спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузок, тактики ведения спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функциональной подготовленности и т.д. и т.п., причем с учетом всех своих проблем: особенностей дефекта и его влияний на все перечисленные факторы, своего класса в спортивно-функциональной классификации, особенностей соревнований по правилам гандикапа (с форой).
Все это становится возможным при наличии четко выраженной потребности в самоактуализации, сформированных мотивах и ценностных ориентациях, как отражение внутренних установок и желаний людей к столь сложному и напряженному процессу самосовершенствования. Поэтому ценностноориентационная функция играет в адаптивном спорте важную роль.
Воспитательные воздействия, оказываемые на занимающихся адаптивным спортом тренером-преподавателем, родителями, способствуют формированию соответствующих внутренних установок и желаний. Как уже отмечалось, очень важен пример людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем и добивающихся выдающихся достижений в адаптивном спорте и соответствующего признания в обществе, включая присвоение им спортивных разрядов и званий, правительственных наград, денежных вознаграждений. Данные примеры убедительно подтверждают существенную роль воспитательной функции в адаптивном спорте. Причем именно в этом виде спорта необычайно велика роль самовоспитания.
Многообразие и исключительная сложность задач, решаемых в адаптивном спорте, приводит к выводу о большей значимости в этой разновидности спорта творческой функции. Здесь без творчества невозможно разработать и освоить индивидуальную спортивную технику и тактику, приспособленные к дефекту, сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям; сконструировать и изготовить вспомогательные технические средства и тренажеры для обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей; подобрать оптимальные для конкретного состязания нагрузки и программу эффективных лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий и т.п.
Очень важно подчеркнуть, что в творческом процессе решения перечисленных проблем должны принимать участие не только сам спортсмен и тренер-преподаватель по конкретному виду адаптивного спорта, но и врач, психолог, физиотерапевт и другие специалисты в этой сфере. Кстати говоря, именно врач, работающий в адаптивном спорте, является ответственным за реализацию профилактической функции.
Адаптивный спорт представляет собой уникальные возможности для социализации и социальной интеграции. Например, в системе дополнительного образования ребенку с отклонениями в развитии предоставляется возможность выбора, исходя из своих задатков и склонностей, вида адаптивного спорта, занятие которым возможно только при наличии желания занимающегося. Все это раскрепощает детей, позволяет отвлечься от своих проблем, с головой погрузиться в творческую деятельность, постоянно взаимодействуя и контактируя со здоровыми сверстниками, тренерами, зрителями, работниками учреждений дополнительного образования, спортивных клубов инвалидов и другими людьми. Поэтому интегративная функция в адаптивном спорте столь заметна и важна.
Основные направления развития адаптивного спорта [ править | править код ]
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
1) лица с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей;
2) лица, отнесенные медицинской классификацией к категории «прочие» (лица с анкилозами, артритами или артрозами больших суставов, болезнью Бехтерева, синдромом Барре-Гуилайна с постоянным парезом (параличом) рук, врожденными повреждениями опорно-двигательного аппарата (ар-трогруппоз), хондродистрофией (недоразвитостью), дисмелией, фокомелией (если не отнесены к ампутантам), обширным идиопатическим сколиозом или позвоночным анкилозом и др.);
3) лица с церебральными параличами (с нарушениями мозговой двигательной системы, в частности, с последствиями детского церебрального паралича);
4) лица с повреждениями спинного мозга (с последствиями травм позвоночника и спинного мозга);
В отличие от SOI, организация INAS-FID предлагает лицам с умственной отсталостью тренироваться и участвовать в соревнованиях, используя существующую модель спортивных соревнований для здоровых спортсменов-олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев (см. рис. 2). INAS-FID является членом Международного паралимпийского комитета, проводит свои чемпионаты мира по отдельным видам спорта, ее члены принимали и будут принимать участие в Паралимпийских играх (за исключением игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 г., Афинах в 2004 г., в Турине в 2006 г., в Пекине в 2008 г. и в Ванкувере в 2010 г.).
Таким образом, современное состояние адаптивного спорта в мире требует введения еще одного основания для разделения направлений адаптивного спорта на группы (классы). Этим основанием (классификационным признаком) является модель соревновательной деятельности, реализуемая в том или ином направлении адаптивного спорта.
Исходя из принятой модели соревновательной деятельности (или организации соревнований и награждении победителей), все направления (виды) адаптивного спорта разделяются на две крупные группы:
Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте [ править | править код ]
Соревнование является функциональным и структурным ядром спорта, без которого он теряет свою сущность, смысл, специфику. Соревнование, которое реализуется в соревновательной деятельности, выполняет ряд функций, главными (первичными) из которых являются определение победителя и призеров состязаний, фиксация рекорда, выявление иерархии мест (ранга) участников состязаний.
Традиционная модель [ править | править код ]
Главной целью, конечным результатом адаптивного спорта являются социализация и социальная интеграция инвалидов и лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья.
Именно в этом случае, с их точки зрения, происходит реальное включение человека
с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальные группы и свойственные им отношения. При этом, например, для организаторов паралимпийского движения принципиальными являются также вопросы использования тех же спортивных сооружений, мест проживания спортсменов-инвалидов (например, Олимпийская деревня, преобразующаяся в этом случае в Паралимпийскую), питания, получения медицинской помощи, проведения досуга; участие в торжественных церемониях награждения победителей с поднятием флага страны, открытия и закрытия игр и т.д. и т.п., которые имеют место у здоровых спортсменов, например, на Олимпийских играх. Более того, даже ставится вопрос о совмещении по времени Олимпийских и Паралимпийских игр, которые в настоящее время проводятся поочередно | вначале Олимпийские, а через две-три недели Паралимпийские игры.
Модель (систему) соревновательной деятельности, используемую в настоящее время здоровыми спортсменами, назовем традиционной моделью соревнований. Отметим отличительные черты этой модели.
Во-вторых, важнейшей функцией соревнований, особенно крупных, международных, на основе традиционной модели является также регистрация с последующим утверждением рекорда, абсолютно лучшего результата вообще или регионального, национального, данных соревнований и других уровней. Это, кстати, предъявляет повышенные требования к средствам и службам обеспечения соревнований (например, требования к точности регистрирующей результат соревнований аппаратуры, требование определения скорости ветра в некоторых легкоатлетических дисциплинах и т.п.).
Группа аспектов, связанных с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности, также имеет в традиционной ее модели свои особенности.
Однако традиционная модель соревновательной деятельности, существующая в настоящее время в спорте здоровых спортсменов, полностью используется спортсменами-инвалидами в рамках паралимпийского, сурдлимпийского движений и программы работы с лицами, имеющими поражения интеллекта, осуществляемой Международной спортивной организацией INAS-FID. Даже имеющие принципиальное значение, особенно для паралимпийских видов спорта, медицинская и спортивнофункциональная классификации не меняют существа этой модели. После распределения спортсменов-инвалидов на классы, уравнивающие их возможности в борьбе за победу, в силу вступает традиционная модель соревновательной деятельности с определением победителей и проигравших, ранжированием участников состязаний, фиксацией рекордов и соответствующей социальной оценкой спортивных результатов и достижений спортсменов. Сама же процедура классифицирования спортсменов-инвалидов на функциональные группы (классы) рассматривается в качестве аналога распределения здоровых спортсменов, например, на весовые категории, которые применяются в борьбе, боксе, тяжелой атлетике и некоторых других видах спорта.
Но в адаптивном спорте применяется и другая, более гуманная модель соревновательной деятельности.
Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады [ править | править код ]
Нетрадиционная модель соревнований была специально разработана для лиц с поражением интеллекта. По мнению ее разработчиков, она существенно уменьшает негативные стороны традиционной модели, является более гуманной и в большей степени подходит для лиц с интеллектуальными недостатками. Самыми важными отличительными чертами этой модели являются следующие.
Главная (первичная) функция нетрадиционной модели соревнований, так же, как и традиционной, предполагает определение победителей и призеров состязаний. Однако при этом фактически отменяются процедуры их окончательного ранжирования от лучшего до худшего и фиксации рекордов. В нетрадиционной модели среди участвующих в соревнованиях специальных спортсменов не может быть проигравших. Каждый из них участвует в церемонии награждения, оказывается на пьедестале и обязательно получает награду. С этой целью все участники соревнований разделяются по результатам предварительных состязаний на так называемые дивизионы (правило дивизионирования), количество спортсменов или команд, в которых должно быть не более восьми и не менее трех. При этом уровни подготовки (физические способности и технические навыки) участников соревнований одного дивизиона не должны отклоняться более чем на 10% (правило 10%).
Процедура разделения участников соревнований по программе Специальной олимпиады на дивизионы является центральным (ключевым) звеном всей системы их организации. Эта достаточно сложная процедура имеет целый ряд своих особенностей и нюансов. Она запускается после предварительного разделения участников состязаний по полу и возрасту, после чего достаточно типична ситуация, когда разница в уровнях подготовки специальных спортсменов столь велика, что трудно подобрать даже трех участников соревнований (минимальное количество для образования дивизиона), удовлетворяющих правилу 10% В этом случае могут быть расширены рамки возрастной группы или отдельные спортсмены включены в дивизионы вообще вне зависимости от возрастной группы для их участия в соревнованиях любого масштаба и уровня.
Весьма непросто распределить участников соревнований по дивизионам в таких видах спорта, где результат фиксируется не в объективных, а в субъективных показателях (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и конный спорт), а также в командных видах спорта.
Самая простая процедура дивизионирования возникает тогда, когда большое количество спортсменов имеет примерно одинаковый уровень подготовки (разница в результатах в пределах 10%). В этом случае количество дивизионов определяется делением количества участников на восемь.
Таким образом, в модели соревнований Специальной олимпиады полностью исключается обязательное выявление иерархии мест (ранга) каждого участника на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему, что характерно для традиционной модели соревнований. Здесь ранжирование осуществляется только внутри дивизионов, и делается все, чтобы исключить негативную оценку тех, кто оказался за чертой медалистов (церемония награждения, вручение наградных лент и др.). В соревнованиях Специальной олимпиады все участники получают награды, а количество комплектов медалей равняется количеству дивизионов, что дает шанс получить золотую медаль даже тем лицам, физические кондиции которых значительно ниже соревнующихся в других (более сильных) дивизионах.
Подобная организация соревнований снимает также проблему фиксации рекордов, главным из которых считается прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата. Ясно, что у представителей и победителей более слабых дивизионов абсолютный показатель результата будет значительно ниже, чем у представителей и победителей более сильного дивизиона. Поэтому нет смысла это подчеркивать, чтобы не уменьшать радость у обладателей медалей и наград более слабых дивизионов.
Принципиальное отличие нетрадиционной модели соревновательной деятельности состоит и в ее функциях, связанных с социальной оценкой спортивного результата и достижений специальных спортсменов. Прежде всего здесь введен строгий запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов, а также отменен денежный взнос за участие в соревнованиях.
В качестве подтверждения данного факта приведем определение цели Специальной олимпиады, сформулированной в Официальных специальных олимпийских летних спортивных правилах: «Основная цель Специальной олимпиады: помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях».
Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта.
Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом [ править | править код ]
Пр облема классификации атлетов, занимающихся адаптивным спортом,является одной из важнейших в этом виде деятельности, принципиально влияющей на спортивный результат и, самое главное, на место, которое займет тот или иной участник в иерархии мест конкретного соревнования в своем спортивно-функциональном классе. Другими словами, ошибки лиц, осуществляющих классифицирование спортсменов, могут привести к несправедливому выигрышу или, наоборот, проигрышу состязаний, к потере медали того или иного достоинства.
Необходимо констатировать, что существующие в настоящее время в адаптивном спорте классификации нельзя признать совершенными и окончательно разработанными, многие вопросы требуют более глубокого обоснования, практической проверки и совершенствования.
Принципы классификации в адаптивном спорте [ править | править код ]
К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения являются основанием для требования одновременного участия в состязании инвалидов с различной степенью тяжести поражений (в тех видах адаптивного спорта, где учитывается тяжесть поражения).
Виды классификаций [ править | править код ]
В адаптивном спорте используются два вида классификации. В литературе существует много названий этих видов.
Наиболее точными по смыслу являются следующие названия: 1) медицинская;2) спортивно-функциональная.
Медицинская классификация предусматривает распределение лиц с ограниченными возможностями здоровья на классы (группы) или выделение в отдельный класс (группу), исходя из наличия у них оставшихся структурных и (или) функциональных возможностей или, что по процедуре выявления то же самое, исходя из степени (тяжести) поражения.
Между МКБ-10 и МКФ (так же как и между медицинской и спортивно-функциональной классификациями) имеются частичные совпадения. Обе классификации начинаются с систем организма. Нарушения относятся к структурам и функциям организма, которые обычно являются составляющими «процесса болезни» и в связи с этим используются в качестве факторов, формирующих «болезнь», или иногда как причины для обращения за медицинской помощью, в то время как в МКФ они рассматриваются как проблемы функций и структур организма, связанных с изменением здоровья.
Так, например, у двух индивидов (спортсменов) с одинаковым заболеванием (повреждением) могут быть различные уровни функционирования (различные спортивнофункциональные классы, особенно в различных видах спорта), и, наоборот, два индивида с равным уровнем функционирования (одинаковым спортивно-функциональным классом) необязательно имеют одинаковые изменения здоровья.
Следовательно, совместное использование классификаций МКБ-10 и МКФ, равно как и медицинской, и спортивно-функциональной, повышает достоверность информации.
Система организации и проведения медицинской классификации [ править | править код ]
Медицинская классификация в адаптивном спорте не имеет прямого отношения к существующей МКБ-10 или, например, действующей в России классификации инвалидов на I,II и III группы для определения степени потери функциональных возможностей и трудоспособности, а также размеров социальных выплат. Медицинская классификация в адаптивном спорте, которую в этой связи очень часто называют спортивно-медицинской, ориентирована на распределение инвалидов на группы или выделение их в одну группу именно с позиции возможности участия в спортивной, соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.
Поэтому критерии выделения в группы (классы) или одну группу (класс) лиц с ограниченными возможностями здоровья определяют международные спортивные организации инвалидов, которые осуществляют и общее руководство развитием того или иного вида адаптивного спорта.
В паралимпийском движении это:
В сурдлимпийском движении критерии медицинской классификации для спортсменов с поражением слуха утверждает Международный спортивный комитет глухих (CISS).
В паралимпийском движении (за исключением лиц с нарушением интеллекта, участвующих в программах INAS-FID) процедуру классификации осуществляют так называемые международные медицинские классификаторы, имеющие соответствующий сертификат, подтверждающий их права в этой области.
В сурдлимпийском движении констатацию потери слуха удостоверяют медицинские работники.
Людей с отклонениями в умственном развитии (с нарушением интеллекта) для участия в программах INAS-FID и SOI отбирают специалисты или уполномоченные организации, утвержденные действующим законодательством тех стран, которые делегируют спортсменов для участия в этих программах.
Наиболее сложной процедурой, вызывающей много вопросов и критических замечаний, является медицинская классификация лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, участвующих в соревнованиях по паралимпийской программе. Критические замечания касаются прежде всего существующих медицинских критериев разделения спортсменов на классы и, самое главное, использования этих классов для последующей спортивно-функциональной классификации.
В некоторых видах паралимпийского адаптивного спорта разработаны собственные спортивно-функциональные классификации, не опирающиеся на медицинские классификации «ампутантов», «спинальников», «церебральников» и «прочих». Такие классификации используются в плавании, конном спорте, настольном теннисе, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, баскетболе в колясках. В них распределение спортсменов на классы осуществляется исходя из ограничений для конкретного вида адаптивного спорта и в значительно большей степени соответствует идеям Международной классификации функционирования (МКФ).
Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации [ править | править код ]
Система спортивно-функциональной классификации действует только в паралимпийском движении, причем только для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В отличие от медицинской классификации ее совершенствование и ответственность за разделение спортсменов на отдельные классы возлагаются на Исполнительный комитет Спортивной ассамблеи (ИКСА) по конкретному паралимпийскому виду спорта, где представлены соответствующие специалисты, сертифицированные для этого вида деятельности. Эти специалисты, опираясь на соответствующие данные медицинской классификации, и формируют классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта.
Вся трудность проведения спортивнофункциональной классификации по конкретному паралимпийскому виду спорта состоит в том, что осуществляющие ее специалисты при формировании классов, включающих в себя (например, в таких медалеемких паралимпийских видах спорта, как легкая атлетика и др.) представителей всех четырех групп лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата («ампутантов», «церебральников», «спинальников» и «прочих»), вынуждены использовать критерии, разработанные далее двумя различными организациями (IWAS, CP-ISRA) и в недостаточной степени согласованы между собой.
В последние годы все более отчетливо проявляется тенденция объединения на соревнованиях представителей различных спортивно-функциональных классов в одну группу, в которой они ведут борьбу за один комплект медалей, с присвоением спортсменам форы (преимущества), выраженной в процентах.
Введение системы гандикапа в процентах особенно характерно для зимних видов спорта (лыжные гонки, горнолыжный спорт и др.). Причем в соответствии с правилами Международного паралимпийского комитета спортсмены из разных спортивно-функциональных классов объединялись в одну группу (класс) в тех случаях, когда в одном классе на конкретную дистанцию заявлялось меньше заранее определенного количества спортсменов (в одном классе). Решение по объединению классов в одну группу (класс) в каждом случае принимается ИКСА по виду спорта на первом совещании представителей команд после завершения официальной спортивнофункциональной классификации. Система применения процентов, например, в лыжных гонках могла модифицироваться в соответствии с состоянием трассы, а также с учетом типа поражения спортсменов, техники лыжных ходов, длины дистанции и др.
Система гандикапа в процентах существенно осложняет борьбу за медали, количество комплектов которых в этом случае уменьшается. В настоящее время система гандикапа в процентах все более активно внедряется в соревнования по паралимпийским видам спорта, что приводит к уменьшению количества комплектов медалей и повышению конкуренции.
Еще проще ситуация состоит с глухими спортсменами и спортсменами с поражением интеллекта (умственно отсталые), где детальная дифференциация на классы по степени (уровню) поражения вообще не проводится.
Разделение спортсменов на дивизионы, осуществляемое в программах соревнований по правилам Специальной олимпиады, нельзя относить к процедуре классифицирования, как это используется в адаптивном спорте, поскольку здесь вообще не рассматривается медицинская и спортивно-функциональная характеристика атлетов в связи с их дефектом.
Поэтому процедуру дивизионирования логичнее трактовать как предварительное (до основных соревнований) определение уровня подготовки атлетов. Причем осуществляемое не только (и даже не столько) с целью уравнивания их шансов на победу, сколько с целью увеличения количества комплектов медалей для награждения участников состязаний.
Основные группы лиц, занимающихся адаптивным спортом [ править | править код ]
Существует много классификационных признаков для разделения спортсменов, занимающихся адаптивным спортом, на те или иные группы (классы). Два из их уже были рассмотрены при классификации основных направлений развития адаптивного спорта. Это вид заболевания, инвалидности (нозологической группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует. По этим основаниям могут быть разделены не только основные направления развития адаптивного спорта, но и сами спортсмены.
В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражением зрения, опорно-двигательного аппарата (которые, в свою очередь, делятся еще на четыре группы), слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по пересадке тканей и органов (трансплантанты); имеющие заболевания органов дыхания, например астму и др. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.
Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющим провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто — нет, является наличие у человека так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются различные критерии минимального уровня поражения:
а) минимальная форма гемиплегии или квадриплегии, позволяющая бегать без асимметрии; б) плохо выраженное заболевание руки или ноги; в) могут иметь место физические недостатки в легкой форме с отсутствием координации движений;
г) спортсмен должен доказать реальный и объективный функциональный физический недостаток (если ненормальность может быть выявлена только детальной неврологической проверкой и вряд ли явно проявляется в процессе классификации и не очевидно, что воздействует на выполнение движений, то атлет не допускается до соревнований);
б) данный человек имеет задержку в развитии когнитивных (познавательных) функций, что может быть определено стандартизированными показателями (например, коэффициент интеллектуальности IQ) или иными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитии когнитивных функций; в) наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких, как отдых, работа, независимая жизнь, самона-правленность или забота о себе).
Однако люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участие в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.
4. Следующий классификационный признак, позволяющий разделить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту.
К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
У лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от вида патологии выделяется различное количество классов:
В спортивных играх для незрячих спортсменов (например, в голболе) во время соревнований всем игрокам закрываются глаза темными очками, чтобы все игроки были в равных условиях.
5. В зависимости от того, является ли тот или иной дефект постоянным (например, ампутация конечности, некоторые виды слепоты и т.п.) или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы: а) те, кто должен проходить периодическое переосвидетельствование (переклассификацию); б) те, кто имеет постоянный класс.
Таковы основные группы спортсменов, занимающихся адаптивным спортом.
В завершение раздела отметим, что в качестве магистрального направления совершенствования процедуры классификации в адаптивном спорте необходимо выделить более широкое использование таксономической теории и философии и принципов Международной классификации функционирования (МКФ)
ПАРАЛИМПИЙСКОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ [ править | править код ]
Паралимпийское движение [ править | править код ]
В настоящее время основным направлением развития адаптивного спорта в мире является паралимпийское движение.
Это объясняется следующими факторами:
Совершенно очевидно, что в наблюдающихся сегодня тенденциях интеграции различных видов адаптивного спорта паралимпийское движение будет играть главную роль, выступать в качестве системообразующего фактора, того ядра, стержня, вокруг которого и будут осуществляться интеграционные процессы.
Использование традиционной модели соревновательной деятельности позволяет утверждать, что теоретической основой спортивной подготовки атлетов в паралимпийском движении должна быть достаточно хорошо разработанная для здоровых спортсменов теория спортивной тренировки. Однако использование основных ее положений должно осуществляться с учетом особенностей лиц, занимающихся адаптивным и, в частности, паралимпийским спортом.
Специальное олимпийское движение [ править | править код ]
«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке».
Клятва спортсменов на Специальных олимпиадах
Этому способствовали следующие обстоятельства:
С такой ориентацией специального олимпийского движения связаны его основополагающие установки (принципы):
Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, Международная организация Специальной олимпиады (SOI) разделяет на две категории: официальные виды спорта; национально-популярные виды спорта.
К официальным видам спорта, утвержденным Советом директоров SOI, относятся:
Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных видов спорта, но включаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной олимпиады.
Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национально-популярного вида спорта необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям. Такими критериями являются:
а) в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям должно быть представлено официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта;
б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;
в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп членов семей спортсменов, специализированных агентств и т.д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной олимпиады;
г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан Консультативный комитет по данному виду спорта;
д) признание данного вида спорта должно содействовать круглогодичному проведению соревнований и тренировок, что является основной деятельностью Специальной олимпиады, и создаст дополнительные
значимые возможности для людей с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т.д.
Международная организация Специальной олимпиады (SOI) определяет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспечивают соблюдения минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов необоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.
Программа «объединенный спорт» [ править | править код ]
Общие положения программы [ править | править код ]
Все участники (спортсмены Специальной олимпиады и партнеры) должны иметь сходные возраст и способности. Спортсменам нужно обладать необходимым уровнем навыков для того, чтобы заниматься определенным видом спорта.
Программа «Объединенный спорт» разработана для каждого вида спорта Специальной олимпиады. Вопросы проведения соревнований регулируются Официальными спортивными правилами Специальной олимпиады. Все ее положения и правила применяются в отношении спортсменов Специальной олимпиады и партнеров в равной степени, за следующим исключением: партнерам необходимо составить заявку на участие в программе «Объединенный спорт», включающую их медицинские данные, освобождение от финансовой ответственности и информацию общего характера.
Официальные награды Специальной олимпиады по программе «Объединенный спорт» вручаются как спортсменам этой олимпиады, так и партнерам в соответствии с установленным порядком применения специальных олимпийских наград.
Роль тренеров [ править | править код ]
Тренер — человек, от которого в наибольшей степени зависит успех команды «Объединенного спорта». От него зависит, насколько хорошо будет подготовлена команда, насколько будет силен командный дух. Тренер должен хорошо знать особенности своего вида спорта и Официальные спортивные правила Специальной олимпиады, умело применять знания на практике.
Прежде чем начать работать с командой «Объединенного спорта», тренер должен пройти соответствующий учебный курс. За консультацией можно обратиться в местное отделение Специальной олимпиады.
Тренер должен заботиться о том, чтобы все члены команды посещали тренировки регулярно. Необходимо составлять планы тренировочных занятий, куда бы входили разминка, отработка элементов спортивных навыков, опыт участия в соревновании и заключительные упражнения. Тренировки должны проходить как минимум один раз в неделю по полтора часа. Кроме того, можно составлять для всех членов команды планы индивидуальных тренировок дома.
До выступлений в соревнованиях на местном уровне команды «Объединенного спорта» должны пройти как минимум восьминедельный курс тренировок.
Формирование состава команд [ править | править код ]
Команды «Объединенного спорта» выступают лучше всего тогда, когда все члены команды имеют схожий уровень спортивного мастерства. Помощь в определении уровня способностей участников оказывает «Система оценки спортивного мастерства», применяемая Специальной олимпиадой.
Принимать участие в программе «Объединенный спорт» готов не каждый спортсмен. Участие в командных видах спорта требует понимания принципов выступления в команде, стратегии команды и правил, а также определенного уровня мастерства.
Все члены команды должны иметь одинаковый статус. Не рекомендуется включать в команду родителей или других людей, работающих со спортсменами: члены команды считают их своими руководителями.
Школьная программа [ править | править код ]
Создавая команду «Объединенного спорта» в школе, важно привлечь к участию преподавателей, в первую очередь учителей физкультуры, знающих возможности учащихся. При наборе учащихся важно подчеркнуть, какую пользу приносит участие в программе, и закрепить за программой в школе почетный статус.
Партнерами могут стать и учащиеся, желающие связать свою дальнейшую жизнь со специальным образованием или адаптивной физической культурой. Эти учащиеся могут не быть квалифицированными спортсменами, однако из них, как правило, получаются отличные тренеры.
В заключение отметим, что для тех, кто разделяет концепцию Международной специальной организации INAS-FID, организующей соревнования среди лиц с поражениями интеллекта по традиционной модели соревновательной деятельности, занятия по программе «Объединенный спорт» могут рассматриваться как своеобразная ступенька адаптации данной категории занимающихся и их продвижения к более сложной модели соревнований.
Основная цель программы:
Международная организация Специальной олимпиады разработала примерный план занятий в школе по программе «Специальная олимпиада — приСОЕдиняйтесь!». В ходе первого занятия рекомендуется разъяснить детям сущность задержки умственного развития, рассказать о Специальной олимпиаде. Затем рассмотреть такое понятие, как стереотип. Дети должны научиться уважать личность в каждом человеке, избегать приверженности стереотипам.
Завершая занятия, попросите ребят написать дома сочинения «Моя цель» с помощью родителей или других членов семьи. В сочинении можно рассказать, чем готов помочь подростку в достижении его цели тот или иной член семьи.
Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями [ править | править код ]
Программа тренировки двигательной активности (ПТДА) лиц с тяжелыми поражениями интеллекта не относится к адаптивному спорту, но является важной частью философии Специальной олимпиады, стремящейся оказать помощь всем людям независимо от уровня их подготовленности с помощью целесообразно организованной двигательной активности. Поэтому здесь будет дана самая краткая информация об этой программе.
ПТДА предназначена для людей, имеющих самые серьезные недостатки в развитии, неспособным участвовать в соревнованиях по официальным видам спорта Специальной олимпиады из-за физической неспособности производить необходимые движения и/или неспособности соблюдать правила (из-за проблем в поведении и/или мышлении).
Эта программа основывается на демонстрации наилучших личных достижений и не предполагает соревнования с другими участниками; ее правила и спортивное оборудование модифицированы и приспособлены к потребностям и возможностям каждого отдельного участника.
Используются задания трех уровней:
В качестве примеров двигательных заданий для участников ПТДА можно привести следующие: поднятие головы, перекат тела в положении лежа, несколько перекатов, ползание (в положении лежа на животе), переход (перешагивание) через гимнастическую скамейку, собирание предметов, катание мяча перед собой, броски и ловля мяча, переход к стойке на коленях, нанизывание колец на стойку, преодоление дистанции 5 м, прыжок, переброс мяча над препятствием и т. п.
При систематическом использовании программы тренировки двигательной активности удается добиться прогресса личных достижений даже у лиц с тяжелой формой умственного поражения.
Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте [ править | править код ]
Проблема интеграции и дифференциации различных категорий населения, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, как в рамках одной страны, так и в масштабах какого-либо континента и всего мира, является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития человеческого общества. Важнейшей плоскостью данной социально-геополитической проблемы является круг вопросов, связанных с взаимодействием именно таких категорий населения, как здоровые лица и инвалиды.
В таких видах социальной практики, как обучение, лечение, профессиональная деятельность, реабилитация, рекреация инвалидов, существуют два полярных и множество промежуточных подходов.
Поиск оптимальных вариантов решения проблемы сосуществования здоровых людей и инвалидов привел к появлению большого количества промежуточных вариантов. Например, обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и проживание дома; размещение специальных (коррекционных) классов в обычных общеобразовательных школах; проживание в детском доме-интернате и обучение в обычной общеобразовательной школе и т.д. и т.п.
В экономически развитых странах подсчитано, что вложения в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. Уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается численность людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за ослабевшими родственниками и инвалидами, более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Резко снижается также социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая атмосфера в обществе.
Как показывает международный опыт, спорт является важнейшим средством воспитания личности инвалида, ее социализации и интеграции в среду здоровых людей. Для спортсменов-инвалидов участие в тренировочном процессе, особенно в соревнованиях, это прежде всего преодоление своей изоляции, возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоционально-волевую сферу спортсменов, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна.
Таким образом, адаптивный спорт (спорт инвалидов) не только оказывает благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсмена, но является к тому же еще и прекрасным средством поднятия уровня качества жизни в тех условиях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью.
В настоящее время тенденции интеграции спорта здоровых людей и инвалидов проявляются в том, что Паралимпийские игры проводятся в той же стране, в том же городе и на тех же спортивных объектах, где проходили Олимпийские игры. Обсуждаются вопросы о возможности совмещения этих крупнейших международных соревнований во времени. Однако сегодня это практически невозможно с организационной и экономической точек зрения.
Все указанные выше примеры относились непосредственно к соревновательной деятельности. Что же касается учебно-тренировочного процесса, то здесь тенденция интеграции проявляется в большей мере. Имеется много примеров, когда олимпийцы и паралимпийцы тренируются вместе — в одном бассейне, в одном спортивном зале.
Однако одновременно с интеграционными процессами наблюдается и дифференциация адаптивного спорта и спорта здоровых людей. Одним из примеров такой тенденции является выход из паралимпийского движения неслышащих и плохо слышащих спортсменов. Инвалиды данной нозологической группы участвуют во Всемирных играх глухих (Сурдлимпийских, или «Тихих играх»), а также в соревнованиях менее высокого ранга.
Тенденции дифференциации проявляются в усилении внимания специалистов к проблемам совершенствования спортивно-медицинской классификации, ужесточении требований к спортсменам, претендующим на ту или иную группу или тот или иной класс в паралимпийских соревнованиях. Такие же тенденции прослеживаются в специальном олимпийском движении и в распределении специальных спортсменов на так называемые дивизионы, в которых группируются примерно одинаковые по силам спортсмены.
Читайте также [ править | править код ]
Глоссарий [ править | править код ]
Адаптивный спорт — спорт для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийский спорт, сурдлимпийский спорт и специальный олимпийский спорт.
Паралимпийский спорт — спорт для лиц: с ампутациями конечностей; с церебральным параличом; с поражением спинного мозга (колясочников); с поражением зрения. На основе этого спорта развивается паралимпийское движение.
Библиография [ править | править код ]
Веневцев С. И. (2004). Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод, пособие. М.: Советский спорт. [Характеристика адаптивного спорта для лиц с нарушениями интеллекта.] Губарева Т. И. (2000). Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. М.: ФОН. [Характеристика роли спорта в реализации гуманистически ориентированной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.]
Евсеев С. П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В. Г. (2000). Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. М.: Советский спорт. [Анализ проблем материально-технического обеспечения в адаптивном спорте.] Евсеев С. П., Шапкова Л. В. (2000). Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт. [Учебное пособие для студентов, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» и «Адаптивная физическая культура».]
Жиленкова В. П. (2001). Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. [Характеристика организационных основ адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.] Курдыбайло С. Ф., Евсеев С. П., Герасимова Г. В. (2003). Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. М.: Советский спорт. [Характеристика форм и видов классификации в адаптивном спорте.]
Подвижные игры для детей с нарушением в развитии/Под ред. Л. В. Шапковой. (2001). СПб.: Детство-Пресс. [Излагаются подвижные игры для детей с нарушением в развитии.]
Столяров В. И., Губарева Т. И. (1997). Новые формы культурно-спортивной работы с инвалидами на основе проекта «СпАрт»: Учебно-методическое пособие для студентов и слушателей РГАФК. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК. [Характеристика новых форм и методов спортивной работы на основе проекта «СпАрт» применительно к лицам с ограниченными возможностями.]
Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. (2003). М.: Советский спорт. [Излагается общие теоретические и методические принципы физической культуры и спорта, которые важно соблюдать и в адаптивном спорте.]
Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник/Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. (2005). М.: Советский спорт: В 2 т.Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. [Детальное изложение истории, теории и методики адаптивного спорта.]
Auxter D., Pyfer J., Huettig С. (2005). Principles and methods of adapted physical education and recreation. 10th ed., New York: McGraw-Hill. [Изложение основных принципов и методов адаптивного физического воспитания и рекреации.]
Council of Europe. (1995). European Charter for Sport for All: disabled persons. Strasbourg. [Раздел Европейской хартии спорта для всех, посвященный инвалидам.]
DePauw Karen. (2000). Adapted Physical Activity. ICSSPE. Vade Mecum. Directory of sport science. 2nd Edition, p. 11-21. [Краткая информация по различным вопросам теории адаптивной физической активности, в том числе о публикациях и журналах.] Doll-Tepper Gudrun. (1998). Adapted Physical Activity. ICSSPE. Vade Mecum. Directory of sport science. First Edition, p. 6-9. [Краткая информация по различным вопросам теории адаптивной физической активности, в том числе о публикациях и журналах.] Sherril С. (1988). Adapted physical activity, recreation and sport: crossdisciplinary and lifespan, 5th ed. Boston, Mass.: WCB/McGraw-Hill. [Междисциплинарный анализ проблем адаптивной физической активности, рекреации и адаптивного спорта.]
Tweedy S. М. (2002). Theory and the ICF: Foundations for Unifical Disability Athletics Classification Adapted Physical Activity Quarterly, № 2/April, p. 220-238. [Излагаются теоретические основы классификации в адаптивном спорте.]
Основной круг научных интересов в последние 15 лет сфокусирован на решении проблем теории и методики адаптивной физической культуры и, особенно, теории и методики адаптивного спорта.
Автор более 500 публикаций (в том числе 15 патентов), большая часть из которых посвящена вопросам адаптивной физкультуры и профессионального образования в области физической культуры и спорта.