На что направлен умк татарча сйлшбез говорим по татарски
УМК как средство обучения детей основам татарского языка для русскоязычных и русского для татароязычных детей
Выступление на педсовете на тему :
«УМК –как средство обучения детей основам татарского языка для русскоязычных и русского для татароязычных детей».
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г. г. «Килчк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческими группами, созданными Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики,творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны:
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;
3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телд сйлшбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны, Зариповой Зифы Мирхатовны;
Главной задачей освоения учебно-методических комплектов является обучение детей правильно и красиво говорить (формирование грамматического строя речи, фонетического и лексического уровней языковой системы, развитии связной речи).
Показ слайдов. (что входит в УМК)
В средней группе-67,старшей-107,подготовительной группе-167 слов. (показ слайдов).
В нашем детском саду работает программа УМК. УМК-это не только использование словесных методов,а также практическая работа в индивидуальных тетрадях. Используются в работе аудиодиски (мультфильмы,музыкальные сказки,аудиоуроки на татарском языкедля каждой возрастной группы).
Провелась выставка наглядного материала,показаны способы использования игр при закреплении пройденного материал
Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.
Презентация творческого проекта по изучению татарского языка «В цирке. Циркта» подготовительная группа Данный проект направлен на быстрое восприятие и изучение татарского языка русскоязычных детей. Изучая еще один язык – татарский у детей.
Электронное образование Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Карабашский детский сад общеразвивающего вида №2 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423229,Республика Татарстан, Бугульминский район, пгт. Карабаш, ул. Гагарина, д. 6 |
Телефон: | 8(85594)5-07-57 |
E-Mail: | liliya-fashutdinova@mail.ru / Dsad.BugLeis@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | Карабашский детский сад №2 |
Руководитель: | Шарифуллина Лилия Мизгатовна |
Год основания учреждения: | 1991 |
У нас учатся: | 108 воспитанников |
У нас учат: | 13 педагогов |
Татарча сөйләшәбез \ говорим по татарски
Внедрение новых УМК по обучению детей государственным языкам
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ
В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Кил ә ч ә к», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Планируется, что в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр республики поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков.
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке « Ә кият иленд ә ”для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
В каждом выпуске ведущая программы, веселая и заводная Гульчачак, вместе с симпатичными героями, в увлекательной игровой форме знакомит маленьких зрителей с новыми словами, культурой и традициями татарского народа. Важнейшими элементами программы являются интерактивные развивающие задания, которые вовлекают в тематические игры как детей в студии, так и малышей у телеэкранов, что способствует развитию речи, словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности.
В телепередачах использованы новые развивающие образовательные технологии изучения татарского языка как средства общения. Хронометраж программы — 10 минут, что соответствует оптимальной продолжительности просмотра телепередачи, рекомендованной детскими специалистами. Программа подготовлена по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан при содействии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.
Смотрите новую программу « Ә кият иленд ә » с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи « Ә кият иленд ә » на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детским песнями.
Я ң а укыту-методик комплектлар хакында с ү з алып барганда, без татар гаил ә л ә ре ө чен рус телен һә м рус гаил ә л ә ренд ә ге балалар ө чен татар телен ү зл ә штер ү не эффектив ит ә торган заманча ә сбаплар турында с ө йлибез. Барлык балаларны ң да ике телне д ә яхшы бел ү е м өһ им.
Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;
3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телд ә с ө йл ә ш ә без», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны;
«Изучаем русский язык» С.Гаффарова
Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.
Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.
Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.
Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем ө ем” (для средней группы), “Уйный-уйный ү с ә без” (для старшей группы), “М ә кт ә пк ә илт ә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
«Туган телд ә с ө йл ә ш ә без»
Ф.Хазратова, З.Ш ә р ә фетдинова, И.Х ә бибуллина
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспи¬тания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телд ә с ө йл ә ш ә без». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.
УМК “Туган телд ә с ө йл ә ш ә без” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето». Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.
«М ә кт ә пк ә ч ә яшьт ә гел ә р ә лифбасы: авазларны уйнатып»,
В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.
Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «М ә кт ә пк ә ч ә яшьт ә гел ә р ә лифбасы: авазларны уйнатып».
Состав учебно-методических комплектов (УМК):
I. Материалы для обучения
1. Рабочие тетради для детей
2. Методические рекомендации и пособия для воспитателей
II. Материал для формирования языковой среды
1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи,
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка
§ Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)
§ Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов
§ Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача « Ә кият иленд ә » (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30)
§ Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий)
§ Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык
Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык:
4. Как львенок и черепаха пели песню
6. Винни-Пух идет в гости
7. Винни-Пух и день забот
8. Котенок по имени Гав № 1
9. Котенок по имени Гав № 2
10. Котенок по имени Гав № 3
11. Трое из Простоквашино
12. Каникулы в Простоквашино
13. Зима в Простоквашино
16. Двенадцать месяцев
17. Малыш и Карлсон
18. Карлсон вернулся
Анимационные сюжеты (до 3-х минут):
1. Ә йд ә дуслашыйк
2. Качышлы уйныйбыз
3. Шалкан ә кияте буенча
4. Безне ң кунаклар
5. Т ә мле кибетенд ә
6. Азат кунак чакыра
7. Карусельга с ә ях ә т
8. Уенчыклар ү пк ә л ә де
9. К үң елле уеннар
10. Акбай һә м Мияу ма җ аралары
11. Уйный-уйный саныйбыз
12. К үң елле ял ит ә без
Аудиозаписи для детей дошкольного возраста:
§ Ә йд ә гез танышыйк
§ Алия кунакка килг ә н
§ Уйныйбыз да, саныйбыз да
Создание мультипликационных фильмов
на татарском языке:
§ Алтын б ө ртекл ә р
§ Т ө лке бел ә н каз
§ К әҗ э белэн сарык
§ Чукмар бел ә н Тукмар
§ Сертотмас ү рд ә к
Перечень УМК по обучению детей двум государственным языкам:
1.УМК для детей 4-7 лет «Татарча с ө йл ә ш ә без» (Говорим по-татарски), Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г. и др.
2. УМК для детей 2-7 лет. «Туган телд ә с ө йл ә ш ә без» обучение родному (татарскому) языку, Хазратова Ф. В.
3.УМК «Изучаем русский язык» (Материалы для изучения русского языка татароязычными детьми), Гаффарова С. М.
4.УМК для детей 6-7 лет «М ә кт ә пк ә ч ә яшьт ә гел ә р ә лифбасы», Шаехова Р. К.
УМК для детей 4-5 летI.
I. Материалы для обучения
I I. Материал для формирования языковой среды
1. Сборники детских художественных произведений для
воспитателей и родителей
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
УМК для детей 6-7 лет
I. Материалы для обучения
II. Материал для формирования языковой среды
1. Сборник детских художественных произведений для воспитателей и
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
Материалы для изучения русского языка татароязычными детьми
I. Материалы для обучения
II. Материал для формирования языковой среды
1. Сборник детских художественных произведений для
воспитателей и родителей
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
3. Комплекты видеоматериалов (учебные мультфильмы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан.
Тема: «Особенности работы по обучению русскоязычных
Сафиуллина Гельфиза Габдрашитовна.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
1.Пособие для воспитателей:
5.Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.
Содержание УМК состоит из трёх проектов:
Средняя группа (4- 5 лет) – “Минем өем” (Мой дом).
Старшая группа (5- 6 лет) – “Уйный-уйный үсәбез” (Растем играя).
Подготовительная группа (6- 7 лет)– “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги).
Каждому проекту разработаны по 60 конспектов НОД.
Средняя группа “Минем өем” (Мой дом) –
Аудиоматериал – 64 трэка;
Анимационные сюжеты – 11;
Рабочая тетрадь – 17 заданий;
Активные слова + речевой образец – 62 (было 178 слов);
Активные слова: әти, әни, кыз, малай, мин, исәнмесез, сау булыгыз, исәнме, эт, песи, әйе, юк, сау бул, әби, бабай, әйбәт, ипи, алма, сөт, чәй, рәхмәт, мә, тәмле, кил монда, утыр, бир, аша, эч, туп, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, хәлләр ничек, уйна, пычрак, чиста, ю, бер, ике, өч, дүрт, биш (49 слов).
Пассивные слова: утырыгыз, бу кем?, кем юк?, син кем?, кем анда?, басыгыз, ал, ничә? нинди? (13 слов).
Проект “Минем өем” состоит из следующих тем:
Старшая группа “Уйный-уйный үсәбез” (“Растем играя”) –
Аудиоматериал – 63 трэка;
Анимационные сюжеты – 15;
Рабочая тетрадь – 19 заданий;
Активные слова + пассивные слова – 45 (было 236 слов);
Активные слова: кишер, нинди, баллы, ничә, суган, бәрәңге, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, кыяр, кәбестә, кызыл, сары, яшел, кирәк, юа, нәрсә кирәк, аш, ботка, кашык, тәлинкә, чынаяк, зәңгәр, күлмәк, чалбар, ки, сал, йокла, бит, кул, өстәл, урындык, карават, яратам, бар (38 слов)
Пассивные слова: бу нәрсә? хәерле көн, нәрсә бар? күп (7 слов).
Проект “Уйный- уйный үсәбез” состоит из следующих тем:
Шәхси гигиена- Личная гигиена
Өй җиһазлары- Мебель
Бәйрәм “Туган көн” – Праздник “День рождение”
Бәйрәм “Сабан туй” – Праздник “Сабантуй”
Используются слова, словосочетания проекта “Минем өем”.
Подготовительная группа “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги) –
Аудиоматериал – 71 трэка;
Анимационные сюжеты – 19;
Рабочая тетрадь – 20 заданий;
Активные слова + пассивные слова – 60 (было 146 слов);
Активные слова: син кем, хәерле көн, тычкан, бу кем? бу нәрсә? нишли?, йоклый, утыра, ашый, эчә, нишлисең?, ашыйм, эчәм, уйный, уйныйм, утырам, барам, кая барасың?, син нишлисең?,сикер, сикерәм, сикерә, йөгерә, төлке, йөгер, йөгерәм, чәк-чәк, өчпочмак, яшь, бүре, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, чана, шуа, шуам, бие, бии, биим, ак, кара, җырла, җырлыйм, зур рәхмәт, китап укый, рәсем ясыйм, укыйм, дәфтәр, нәрсә яратасың? (пассивное слово)
Объём словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным оособенностям дошкольника. Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.
Бурганова Р.А., Юсупов Ф.Ф. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
Зарипова З.М. НРК в процессе обучения и воспитания. – Наб. Челны, 2000.
На что направлен умк татарча с?йл?ш?без говорим по татарски
Автор: Чернова Людмила Николаевна
Организация: МБДОУ Пестречинский детский сад №3 «Солнышко»
Населенный пункт: РТ, Пестречинский район, село Пестрецы
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил.
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. А одной из главных целей является цель научить детей правильно и красиво разговаривать на родном и русском языках. Также познакомить детей с традициями и обычаями народов Приволжья. И чтобы дети были заинтересованы в этом, я создала лэпбук «Волшебная книга», содержащий сборник дидактических игр.
Актуальность этой работы: Несмотря на то, что в РТ введен «Закон о государственных языках в РТ и других языках в РТ» отмечается низкий уровень усвоения татарского языка в образовательных учреждениях РТ. Дети дошкольного возраста не успевают освоить тот словарный минимум, который предполагался. На основании инструктивного письма Министерства образования и науки РТ от 6.02. 2012 года за №1279/12 в рамках реализации «Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г. г» творческой группой разработаны новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий. На основании этого письма внесены изменения в деятельности аттестуемого педагогического работника, где будет учитываться знание двух государственных языков. Руководителям ДОУ рекомендовано организовать курсы по обучению русскоязычных воспитателей татарскому языку, создать языковую среду в группах с целью более качественного усвоения словарного минимума по татарскому языку. Этим и определяется актуальность темы самообразования. Однако отмечается недостаточность дидактических игр на закрепление словарного минимума во всех группах.
— обогащать и активизировать словарь детей,
— развивать внимание, память, мышление, связную речь,
— воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения,
— развивать навыки порядкового счета,
— воспитывать целеустремленность в достижении конечного результата,
— воспитывать интерес к татарскому языку,
— закрепление лексического минимума по обучению детей татарскому языку, предусмотренного учебно-методическим комплектом,
— формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке,
— повторить знакомые слова, учить произносить их правильно,
— закрепить умение различать и правильно называть цвета.
У каждой игры есть отдельная папка, с поставленными целями и написанными правилами игры.
Например: игра «Чудесная корзина».
На столе перед детьми 5 овощей (морковка, помидор, картошка, лук, огурец). Воспитатель сообщает, что их все можно назвать одним словом «овощи». Дети повторяют название овощей. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: «Сколько овощей лежит на столе?», «Где растут овощи?», «Какого цвета помидор?» и т. д. Воспитатель кладет один овощ на стол, другой в корзинку и просит рассказать детей, где лежат овощи. Дети рассказывают: «Помидор лежит в корзинке, лук на столе» и т.д. Цели игры – закрепить названия овощей и их признаки, повторение цифр, уметь задавать и отвечать на такие вопросы как «Что нужно?», «Какой?», «Сколько?».
С целью развития сенсорного восприятия, создана игра «Правильно выбирай цвета», главная задача которой – это развивать умение различать и называть основные цвета на татарском языке (кызыл, зәңгәр, яшел, сары), развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, развивать речь детей и усидчивость. Ребенку предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, назвать цвет на татарском языке. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.
Через дидактические игры «Кто что любит», “Помогаем маме”, “Что лишнее” закрепляем названия овощей и продуктов, определяем их признаки (большой, маленький) и находим обобщающее слово.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет снесорное воспитание детей, развивает познавательные процессы. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расшерения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке.
В процессе работы с детьми я также уделяю внимание этнокультурным региональным компонентам. Примером является дидактические игры «Одень куклу в национальную одежду», «Найди пару», «Укрась салфетку и национальную одежду», «Найди и назови», через которые дети не только знакомятся с национальными орнаментами, но и лучше запоминают их названия.
Использование предметно-действенной технологии в рамках обучения детей татарскому языку не только развивает речь, но и расширяет кругозор ребенка и позволяет ему в дальнейшем применять средства творческого развития в самостоятельных занятиях для оптимизации социально-личностного состояния, повышения интеллектуальной работоспособности. Практико-ориентированное языковое развитие оказывает стимулирующее влияние на формирование произвольного внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникабельности, и любознательности.
Цель методических разработок лэпбука – закрепить материал по УМК «Говорим по-татарски» в игровой форме, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Поддержание интереса в татарскому языку, к декоративно-прикладному искусству, обеспечение гармоничного, личностного развития детей, их успешной социализации в обществе и создание условий для овладения детьми системой знаний и умений по развитию речи, обучение татарской речи, направленной на выявление потенциала ребенка в рамках учебно-методического комплекта «Татарча сөйләшәбез» («Говорим по-татарски») и ЭРС.
Лэпбук решает задачи доверительно-партнерских отношений между детьми и воспитателем, обогащение воспитательных умений, умение работать в тесном контакте со сверстниками, развитие творческих и созидательных способностей в создании языковой среды с помощью авторского лэпбука.
Данный лэпбук создан таким образом, чтобы привлечь внимание детей и для их интересного изучения. Каждая дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
3. В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 2009
5. Исаева Р.С. Методическое пособие «200 игр»
6. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
7. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре − М.: Просвещение, 2009
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва, 2007 г.
9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2006 г.
10. Зарипова З. М., Исаева Р. С., Кидрячева Р. Г. и др. УМК для детей 4-7 лет
11. Хазратова Ф. В. УМК для детей 2-7 лет «Туган телдә» обучение родному (татарскому) языку.
12. Шаехова Р. К. УМК для детей 6-7 лет «Мәктәпчә яшьтәгеләр әлифбасы»