На что направлена адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура

Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и психическим развитием детей.

Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:

— способность преодолевать физические и психологические барьеры;

— потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ жизни;

— осознанное отношение к своим силам;

— способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

— желание улучшать свои личностные качества;

— стремление повысить умственную и физическую работоспособность;

— компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.

Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой.

Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования.

Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных задач:

— коррекционная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков, умений, физических качеств;

— развитие чувства ритма, темпа, координация движений;

— развитие эмоциональной сферы;

В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной составляющей также является и формирование самооценки детей, их социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом.

Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития, развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное состояние.

Для достижения наилучших результатов, в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-нения, но и игровой стретчинг.

Таким образом, условно можем выделить следующие осново-полагающие принципы организации занятий АФК:

— комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение игрового стретчинга;

— индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;

— дифференциацию процесса обучения и др.

Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:

Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:

— преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным несовершенством;

— профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата;

— формирование правильной осанки;

— повышение эластичности мышц, улучшение координации движений;

— повышение выносливости, работоспособности, старательности;

— развитие творческого потенциала, способности работать в команде;

— совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве и др.

Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма.

Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.

Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов:

Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкальноритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:

1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его де-формации):

2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются):

— выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять снача¬ла голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.

3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):

выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола.

Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений игрового стретчинга:

— наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;

— доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;

— систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;

— индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья;

— закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.

В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие основные правила:

1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;

2) использование ритмичной музыки;

3) перевоплощение в различные образы;

4) спокойное дыхание и ровная осанка;

5) плавное выполнение упражнений;

Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей зачастую и скучные, физические упражнения.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Основными ее задачами являются укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам.

Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.

Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.

В ГКУ СО МО «Истринском СРЦН» в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями реализуется программа адаптивной физической культуры (АФК) «Фитнес для всех». Программа направлена на формирование физического, умственного и морально—волевого развития личности воспитанника. Развитие каждого воспитанника в течение всего времени реабилитации исходя из возрастно-половых особенностей, степени освоенности физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря можно определить как его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальное коррекционно-развивающее перспективное планирование.

В процессе адаптивного физического воспитания решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм ребенка является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.

Регулируя динамику физических нагрузок, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка, возможно, обеспечить преемственность в развитии основных физических качеств, соблюдая дидактические правила «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному».

Структура АФК в реабилитационном центре.

Реакреационные занятия в течении дня

Специальные занятия, коррекционно-развивающей направленности

Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

Утренняя гигиеническая гимнастика

Коррекционная гимнастика (ходьба, бег, лазание, ползание, переползание, метание, упражнения с предметами, с элементами акробактики и др.)

Оздоровительные прогулки, ходьба босиком по массажной дорожке.

Прогулки (с подвижными играми, катанием на самокатах, на санках)

Ритмическая гимнастика, ритмопластика.

Индивидуальные и малогрупповые занятия АФК.

Подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, игры с мячом, игры-задания.

Самостоятельная двигательная активность.

Элементы восточных систем релаксации, дыхательных гимнастик.

В рамках программы «Фитнес для всех» с воспитанниками Центра проводятся групповые и индивидуальные занятия. была проведена работа по реабилитации и достигнуты следующие результаты: у воспитанников наблюдается повышение уверенности в себе, улучшилась динамическая координация, ориентировка в пространстве и скоростно-силовые способности, мелкая моторика противопоставление пальцев рук, зрительно-моторная координационная, наблюдается укрепление мышечного корсета.

Источник

Что такое адаптивная физическая культура

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть фото На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть картинку На что направлена адаптивная физическая культура. Картинка про На что направлена адаптивная физическая культура. Фото На что направлена адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть фото На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть картинку На что направлена адаптивная физическая культура. Картинка про На что направлена адаптивная физическая культура. Фото На что направлена адаптивная физическая культура

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть фото На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть картинку На что направлена адаптивная физическая культура. Картинка про На что направлена адаптивная физическая культура. Фото На что направлена адаптивная физическая культура

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Общие методические принципы:

Специальные методические принципы:

Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.

Источник

Почему важно проводить занятия по адаптивной физической культуре?

Адаптивная физическая культура предназначается для восстановления и сохранения здоровья у людей, страдающими от устойчивых нарушений жизнедеятельности, а также для интеграции их в социальную среду. У адаптивной и общей физкультуры есть существенные отличия.

Так, первая предназначается для инвалидов или людей с ограниченными возможностями, вторая же подходит для всех слоев населения.

Адаптивная физкультура отличается от общей, по этой причине применяется только к пациентам со стойким нарушением здоровья. В методологии различают следующие главные функции общеразвивающей физической культуры:

Функции адаптивной физической культуры

Основная цель, которая стоит перед государством, заключается в борьбе с брокерами в психике инвалидов, предотвращающими возможность полноценно принимать жизнь и понимать необходимость личного вклада в развитие социума. Для этого предусмотрены спортивно-оздоровительные меры.

Главные задачи, которые стоят перед АФК:

Помимо этого, АФК предназначена для пропаганды среди людей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни. Речь идет о занятиях адаптивным спортом, правильном питании, режиме отдыха, труда, а также гигиене.

Нередко адаптивная физкультура становиться той возможность инвалидов, которая поможет им стать полноценным членом социума. При занятиях и соревнуясь с людьми, у которых похожие проблемы, человек способен реализовать себя как индивид, полноценно развиваться, добиваться определенных успехов и научиться взаимодействовать в обществе.

Источник

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Содержание

Общие сведения

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Предпосылки создания

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности «адаптивная физическая культура».Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Отдельные дисциплины

На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть фото На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть картинку На что направлена адаптивная физическая культура. Картинка про На что направлена адаптивная физическая культура. Фото На что направлена адаптивная физическая культура

…при сердечно-сосудистых заболеваниях

. при детском церебральном параличе

Подготовка кадров

Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.

В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

Задачи

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

Источник

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Определение понятия, целей, задач, видов и функций адаптивной физической культуры. Современные теории и принципы данного вида физкультуры. Основные компоненты адаптивной физической культуры.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.12.2016
Размер файла37,1 K

На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть фото На что направлена адаптивная физическая культура. Смотреть картинку На что направлена адаптивная физическая культура. Картинка про На что направлена адаптивная физическая культура. Фото На что направлена адаптивная физическая культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики АФК, физической реабилитации и оздоровительных технологий

на тему: АДАПТИВНА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

по дисциплине: «Физическая реабилитация»

Выполнила: Велиева Ленура Муслимовна

Проверила: Коваль С.Я.

1. ПОНЯТИЕ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»4

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА

3. ТЕОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

4. ЦЕЛИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

5. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

6. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

7. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

8. ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.

адаптивный физический культура интегративный

1. ПОНЯТИЕ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА

Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.

3. ТЕОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

4. ЦЕЛИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека.

Поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их.

5. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

Адаптивная физическая культура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:

— осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

— способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

— компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

— способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

— потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

— осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

— желание улучшать свои личностные качества;

— стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др

· улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;

· направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;

· предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;

· возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;

· возвращение в общество профессиональных кадров;

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющийся недостаток, корректировать, если это возможно, основной его дефект. Причем, чем раньше будет замечен тот или иной дефект, тем больше вероятность его коррекции.

В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.). И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы (решения профилактических задач).

В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи

К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.

1. Формирование понятия о здоровом образе жизни

2. Формирование навыков здорового образа жизни

3. Формирование представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях

4. Формирования понятия физической культуры как феномена общей культуры человека

5. Формирование адекватной возрасту двигательной базы

Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:

· создание условий для правильного физического развития;

· коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).

· Формирование положительных компенсаций

· Коррекция дефектов развития

Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта. Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.

В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаных:

1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.

2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).

3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.

6. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

— адаптивное физическое воспитание (образование). Направлено на формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

— адаптивный спорт, направлен прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;

7. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *