На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

Занятия ФЭМП с детьми 4–5 лет «Что должен знать и уметь?»

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике Любовь Мерзлякова
Занятия ФЭМП с детьми 4–5 лет «Что должен знать и уметь?»

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

Ребенка в возрасте 4-5 лет понемногу необходимо подготавливать к школе. Математика один из базовых предметов в школе, успеваемость по этому материалу может повлиять на достижения в других предметах в дальнейшем.

Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?

Ребенок четырех-пяти лет должен:

-Знатьэлементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

-Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.

-Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.

-Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.

-Знать и различать время суток и времена года.

-Учиться правильно писать цифры.

-Уметь сравнивать: что больше, что меньше, а что поровну.

-Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий.

Методы и периодичность проведение занятий с малышами.

Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.

Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ.Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:

-согласованность действий и слов.

Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях.Этот метод требует наличия демонстрационного материала:

-живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;

Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.

Что поможет дошкольникам в изучении математики?

Учитывая методы преподавания математики дошкольникам,помогают:

-детские игры с математической тематикой;

-демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);

-упражнения в тетрадях и т. д.

Для достижения этих целей, мною были созданы и разработаны дидактические игры.

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей,.

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математикеКонсультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: «что должен уметь ребенок 3 лет». Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математикеКонсультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года» Педиатры отмечают, что развитие у каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Умения его совершенствуются с каждым днем,.

Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математикеРодительское собрание в старшей группе «Что должен знать ребенок 5–6 лет» Цель. Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет; моделировать перспективы взаимодействия на новый учебный год; повысить.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Источник

Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

Здравствуйте, мои дорогие и любимые читатели. С вами Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю обсудить тему точных наук для малышей. А именно математику. Вы часто спрашиваете, что должен знать ребенок 4 лет по математике и не рано ли ему познавать столь серьезное учение? На самом деле математические азы в таком возрасте – это не что иное, как помощь в освоении окружающего мира, ориентировании в пространстве. То есть величины и их количество необходимы ребятам для того, чтобы иметь представление об устоявшемся укладе жизни взрослых, а вовсе не потому, что педагоги готовят своих воспитанников к научной карьере.

Сколько дней в неделе? Чем отличается круглое печенье от квадратного? Какая ложечка больше: чайная или столовая? Какой стул выше: детский или взрослый? И как разделить ягоды или конфеты между друзьями поровну? Для взрослой сформировавшейся личности – это простые вопросы, о которых мы даже не задумываемся, просто знаем и понимаем их суть. Но для ребенка они представляют целую науку с математическими корнями. Поэтому изучение математики в возрасте 4-х лет необходимо, тем более освоение ее детьми младшей дошкольной группы соответствует программе ФГОС. Посему мне остается только объяснить, как правильно должны проводиться занятия с малышами, чтобы их результаты приятно удивили.

С чего предлагают начать авторы-педагоги?

Для начала давайте обратимся к готовым пособиям, которые могут быть полезными, как воспитателям, так и заботливым родителям. И если вы не знаете с чего начать, то лучше познакомиться со сценариями занятий по математике для детей в возрасте 3-х – 4-х лет автора В.П.Новиковой. Пособие понятно и интересно рассказывает о сложении и вычитании для детей, а также учит решать элементарные задачи в соответствии с ФГОС.

Этот же автор предлагает раздаточный материал для занятий по математике в детском саду. В комплект входит 10 картонных листов с иллюстрациями и материалами для математических игр.

В противовес указанному автору, хочу предложить вам весьма занимательный материал для упражнений по математике в детском саду. Мне, например, очень понравился. Много интересных идей и увлекательных игр предлагает Михайлова-Свирская Л.В. Материал преподносится в игровой форме, а ведь только так можно приобщить малыша к новому нелегкому учению.

Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?

Конечно же, восприятие детьми различной информации, связанной со счетом и прочими величинами начинается за долго до 4-х летнего возраста. Когда малышу исполняется 1, 2 или 3 годика вы вставляете ему соответствующее количество свечек во вкусный торт. Считать можно елочные игрушки, которыми вы украшаете новогоднее дерево, подарки, столовые приборы. Самая простая сервировка стола – это вообще кладезь знаний для дошкольника младшей группы детского сада. Кто бы мог подумать, да? Во-первых, кроха запоминает порядок действий (сперва расставить тарелки, затем ложки и вилки и т.д.), во-вторых, он может сосчитать, сколько членов семьи будут обедать за столом (мама – это раз, папа – это два, сын или дочь – это три). В соответствии с числом обедающих малышу нужно поставить на стол тарелки, ложки, вилки, кружки или разделить тот же праздничный торт на необходимое количество гостей.

Таким образом, четырехлетний ребенок должен:

Родителям и воспитателям ДОУ при этом следует запастись терпением, ведь дошкольник не всегда понимает, почему счетпроисходит так или иначе, путает временные понятия, да и количественные тоже. Именно поэтому занятия по математике должны происходить, что называется в теплой и непринужденной обстановке. Говоря детским языком – лучше всего знания усваиваются малышами во время игры.

Учимся и используем развивающие игры

Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».

Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!

Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:

Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.

Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.

На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!

К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!

На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!

Источник

Математическое развитие детей четвёртого года жизни

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Математическое развитие детей четвёртого года жизни

Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2- 3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз.

Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10-12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятия

Обучение детей в младшей группы носит наглядно-действенный характер. Наглядным материалом для этой цели служат игрушки, мелкий дидактический материал, изображения предметов, таблицы с изображенными на них совокупностями предметов в достаточно большом количестве, меньшем (мало, несколько), единичных предметов, сгруппированных по общему признаку.

Используемый в обучении наглядный материал постепенно усложняется: от действий с игрушками и предметами дети переходят к выполнению действий, с геометрическими фигурами. Это дает возможность выделить количественные отношения, решить задачи первоначальной подготовки детей к дальнейшему обучению.

Также используются «Счетные цветные палочки Кюизенера «.

В качестве дидактического материала используют «Логические блоки Дьенеша».

Педагог в процессе обучения использует вопросы, выражения, отражающие количественные изменения, оценку, которые в конкретной ситуации в ходе выполнения практических действий доступны и понятны детям: «Сколько?», «Как узнать, поровну ли?», «Возьми столько же», «Проверь, здесь столько же, сколько там?», «Возьми мало», «Одинаково по количеству», «Постучи в домик столько же раз, сколько хлопков ты слышал», «Убери лишнее», «Сделай поровну», «Накладывали», «Прикладывали», «Расставили парами» и др. Дети понимают смысл этих выражений, выполняют задания, представленные в словесной форме. Эти же выражения педагог применяет при обобщении детских ответов, выделении способов осуществления практических действий. На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Смотреть картинку На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Картинка про На что направлена активность ребенка в 4 года в математике. Фото На что направлена активность ребенка в 4 года в математике

В дочисловой период обучения дети осваивают различные действия с совокупностями: образование множества предметов, дробление на составные элементы, выделение из них отдельных предметов, группировка по свойству, характеризующему данное множество, определение принадлежности или непринадлежности элемента к данному множеству, нахождение количества предметов, адекватного предъявленному образцу, осуществление количественного анализа предметов окружения, сравнение совокупностей предметов.

В НОД, прежде всего, следует приучать детей овладевать умением образовывать множество, подбирая предметы по указанному признаку. Например, предлагается задание взять всем детям по одному предмету и положить на стол, в корзину, на поднос и т. д. По этому заданию дети должны взять по одному красному кубику (из заранее приготовленных), принести, сказать, сколько предметов принес каждый из них, отметить качественный признак. Педагог при этом должен выяснить вопрос о количестве предметов («Сколько?»), их названии и качественных признаках (красные кубики), способе получения совокупности (каждый из детей, все принесли по одному).

Дети образовывают множества из разнообразных элементов с последующим дроблением их на отдельные части. Педагог отмечает при этом постепенность увеличения или уменьшения совокупности. Дети приносят по одному кубику из имеющихся кубиков двух-трех цветов (красные, синие, зеленые). Педагог сопровождает действия детей словами, помогающими им осмыслить изменение множества в результате последовательного увеличения или уменьшения: «Вова взял один кубик, да Галя взяла еще один, остается кубиков все меньше и меньше».

При образовании совокупности предметов по заданию педагога или дроблении их на отдельные части детей надо приучать отвечать на вопрос «сколько?», называя предметы, их качественные признаки, лишь затем разрешить взять их в руки. Совокупность предметов специально подбирается по количеству детей или так, чтобы остался один предмет. Воспитатель спрашивает детей, есть ли предметы или сколько осталось (один), поскольку предметов у каждого, обращаясь при этом индивидуально к каждому ребенку.

В подобных игровых упражнениях постоянно уточняется состав группы (предметов), действия по увеличению, уменьшению, образованию совокупности.

В дальнейшем, с целью выработки умений самостоятельно группировать предметы, выделять признак, следует предлагать детям из множества выбирать предметы по признаку (найди, возьми та кой же). Из множества шаров, однородных по цвету, но разных по размеру, а затем и разного цвета и размера выбрать все большие, выбрать только красные, большие синие шары и т. д.

Дети в такой ситуации определяют численность каждого из множеств: «Много», «Много больших и маленьких машин», «Много больших машин и маленьких тоже много». Здесь им предлагается определить, можно ли «объект» отнести к имеющейся группе предметов, объяснить это (по тем же основным признакам: цвет, форма, размер).

Даются задания: принести такой же мяч, выбрать два одинаковых кубика по цвету и размеру. В ходе подобных упражнений у детей формируется первичное представление о сходстве и аналогии по какому-нибудь свойству.

Желательно, чтобы все задания детям были мотивированными. Следует показывать необходимость образования или разбиения совокупности.

В процессе упражнений необходимо научить детей воспринимать, различать и определять словами один и много количество звуков, движений.

Совокупности, определяемые детьми как «много», различны по количеству. Поэтому вслед за усвоением умения различать понятия «много» и «один» детей обучают различению групп предметов большей или меньшей численности (много или мало). Выделяются три предмета в сравнении с десятью, пять в сравнении с двенадцатью предметами, и дети убеждаются в относительности значения слов мало, много.

Детям предлагаются для сравнения предметы (игрушки или их изображения) в количестве 1, 3 и 9. Они располагаются на расстоянии по группам (качественные особенности при этом не играют роли). Сравнительный анализ идет в следующем направлении. Сначала дети называют, каких предметов всего один, каких много. Затем педагог обращает их внимание на совокупность в три предмета и предлагает сравнить ее с совокупностью, где предметов много.

Формированию представлений о множестве способствуют практические упражнения и задания по отбору и раскладыванию предметов в группы (мало, много, один).

Более сложными для детей являются упражнения по выделению и распознаванию количества предметов в специально подготовленной обстановке (на столах, полках, в шкафах, ограниченном участке комнаты).

В дальнейшем предлагается выделить эти совокупности в обстановке комнаты, участка, около дома, улицы, на основе непосредственного восприятия, а затем и по представлению.

Хорошую упражняемость в различении количественных отношений обеспечивает выполнение детьми поручений педагога: привести много зайцев и одного мишку; найти, где лежит мало карандашей и много тетрадей; принести один стул и несколько (мало) кукол и т. д.

Одной из главных задач в обучении детей второй младшей группы является освоение ими практических приемов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, поэлементного сравнения множеств конкретных предметов путем наложения одного на другое, а также поэлементного приложения одного множества к другому. Дети овладевают при этом умением определять численность множества и выражать ее с помощью слов, отражающих количественные отношения.

Формирование у детей представлений об отношениях «равенства» и «неравенства» начинается с обучения их умению определять равночисленность множества и отражать это в речи: столько, столько же, сколько и; поровну, одинаково по количеству. Затем дети овладевают умением выявлять неравно численность множеств: больше, меньше; меньше, чем. В дальнейшем с целью закрепления знаний дети упражняются в установлении и определении равенства и неравенства в разнообразных игровых и бытовых условиях.

Вариативность упражнений обеспечивает понимание детьми значения вопроса «сколько?». В ответе на вопрос должны быть (представлены результаты сравнения двух групп предметов по количеству входящих в них предметов: «столько же» или «больше, чем» («меньше, чем»).

Наиболее простым приемом сравнения является наложение. Для обучения детей этому приему установления соответствия используются карточки с нарисованными предметами, а впоследствии и с геометрическими фигурами в количестве 3—б штук, а также игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд, так как на данном этапе обучения иное расположение предметов затрудняет их адекватное воспроизведение. На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов.

Наглядный материал подбирается для занятий таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев 1 морковкой, посадить бабочек на цветы, надеть на кукол платья и т. д.

В ходе подобных упражнений раздаточный материал подбирается в большем количестве, чем это требуется для воспроизведения. Предметы ставятся (накладываются) так, чтобы изображенное на карточках не закрывалось полностью. Это необходимо для усвоения смысла, сравнения, развития элементов самоконтроля.

При показе способа наложения следует обращать внимание детей на необходимость при выполнении задания соблюдать направление слева направо, раскладывать предметы правой рукой, одновременно придерживая карточку левой. Такой способ действий закрепляется в многократных самостоятельно выполняемых детьми действиях с раздаточным материалом.

За усвоением понятий «столько же», «столько, сколько» следует задать детям вопрос «поскольку. ». Ответ «поровну. » подчеркивает обобщение предметов по количеству независимо от их качественных и пространственных признаков.

В тех случаях, когда дети хорошо усвоили прием наложения, они обычно быстро усваивают и прием приложения. Для обучения можно использовать карточки с двумя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Наложив предметы на изображения, отметив соответствие, педагог последовательно сдвигает вниз каждый из них, подкладывая под изображение. Можно пользоваться специальными карточками, на которых нижняя полоса расчерчена на квадраты, что предупреждает ошибки.

Те же приемы (наложение и приложение) используются при ознакомлении детей с отношением неравенства: «больше, чем», «меньше, чем», причем сравниваемые множества отличаются только одним элементом.

Первичное чувственное представление о соответствии элементов двух множеств и способах его установления формируется под влиянием обучения: показа практического действия в сочетании со словом, выполнения его детьми. В дальнейшем дети могут выполнять задание лишь на основе словесной инструкции (взять столько же). Переход к выполнению задания по чисто словесной инструкции осуществляется постепенно.

Усвоение приемов наложения и приложения способствует тому, что внимание детей все более отвлекается от самих предметов и фиксируется на отношениях «равенства» и «неравенства».

Сравнение групп по численности сопровождается выявлением признаков предметов. От сравнения предметов одного вида (красные и синие квадраты) следует переходить к сравнению не только по предметному, но и пространственному признаку (верхняя и нижняя полоски, справа и слева).

В таких разнообразных упражнениях предметы одного вида 1 могут быть представлены в разных количествах (поровну, больше, 1 меньше), что способствует формированию у детей обобщенных представлений.

Необходимо показать детям прием сравнения с помощью образования пар.

Учитывая, что восприятие совокупности предметов у маленьких детей тесно связано с их пространственным расположением, одной из задач обучения является дифференциация количественных и пространственных отношений, формирование представлений о независимости количества от несущественных признаков. Равенство по численности дети должны научиться воспринимать независимо от формы, расположения предметов, занимаемой ими площади, используя при этом различные приемы непосредственного сравнения.

Овладение детьми умением сравнивать предметы поэлементно делает возможным обучение самостоятельному воспроизведению их по образцу. Итак, в младшем дошкольном возрасте, в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приемами сравнения (наложение, приложение, составление пар), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну». На этой основе формируется умение выделять качественные Ей количественные признаки множеств предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приемами сравнения (наложение, приложение, составление пар), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну». На этой основе формируется умение выделять качественные и количественные признаки множеств предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *