На что направлена деятельность конструирования
Конструирование — продуктивный вид деятельности.
Елена Синько
Конструирование — продуктивный вид деятельности.
h4].Конструируем весело, увлекательно, развиваясь![/h4] Конструирование – продуктивный вид деятельности, в процессе которого ребенок развивается всесторонне. Это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ребенок может воздействовать на мир, познавая законы его развития.В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Расширяется словарный запас у детей, развивается детская индивидуальность, воспитываются волевые качества, произвольность таких психических процессов, как внимание, восприятие, утверждает чувство собственного достоинства. Формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать умение правильно ориентироваться в пространстве. Это способствует воспитанию у детей умения доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности.
В младше – средней дошкольной группе ребята очень любят конструировать: создавать разнообразные постройки и модели из разных видов конструктора, имеющих разные способы крепления. Группа оснащена строительным материалом от мелких деталей «Лего» до крупногабаритных модульных блоков. Дети в течение дня обязательно сооружают постройки, фантазируют, исправляют, неоднократно перестраивают их во время игры,
дополняют и даже восстанавливают очень быстро. Строительные игры доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы. А нашей задачей является научить детей воплощать свои замыслы, искать решения, не боясь ошибок!
Е. В. Синько, воспитатель младше – средней дошкольной группы.
Детское конструирование. Конструирование, как вид детской деятельности, относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного.
Фотоотчет «Детское конструирование» Человеку трудно жить без любви, надёжных друзей, но по-моему, всё-таки главное в жизни — это работа, любимое дело. Мы все испытываем ощущение.
Конспект продуктивной деятельности с детьми. Конструирование поделки из бумаги «Стул с сидящим человечком» Назначение: для игры, макета, конкурса, подарка. Цель: продолжать учить детей работать с бумагой; учить вырезать по выкройке; раскрашивать.
Конструирование «Мебель для матрешек» Художественно-эстетическое развитие (конструирование) младшая группа Тема: Мебель для кукол» (стол, стул, диван) Цель: Формирование у детей.
Конструирование «Мост» Цель: формировать умение создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями, учить анализировать эти условия и на основе.
Конструирование у детей. Конструирование – это создание определенного предмета из различного материала. Для конструирования, чаще всего используют строительный материал,.
Методическое обеспечение развития конструктивно-модельной деятельности по теме «Зоопарк» (конструирование по образцу) Содержание 1. Календарно-тематический план ОО «Художественно-эстетическое развитие» (на материале решения задачи: развитие конструктивно-модельной.
НОД (конструирование) «Домик для зверей» ТЕМА: Конструирование. «Домик для зверей» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить навык постройки домика из строительного материала путём прикладывания.
Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка». Тип проекта: творческо-продуктивный (оформление в виде праздника). Срок реализации проекта: 1неделя. Участники проекта: дети младшей группы,.
Технологическая карта организованной учебной деятельности (Математика. Конструирование) Топ (группа):Средняя «В» Трбиеші (воспитатель): Кенешева НО Білім беру блімі (образовательная область): «Познание».
Детское конструирование и формы его организации.
Детское конструирование и формы его организации.
Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер дети создают несколько конструкций, объединённых одним сюжетом. Как известно, источник замысла это окружающая жизнь, еёбогатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего мира у большинства детей с задержкой психического развития,поверхностное: схватываются в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводятся в практической деятельности. Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по своему передавать в конструкциях, поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла. Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования, их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Итак, конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации. Наиболее известные, такие,как:
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ. Разработано А. Н. Миреновой.Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала.
Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности. Значит, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ, предложенное Н. Н. Поддьяковым,носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты,анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Earn детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника.Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее.Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).
7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. Выделено Н. Н. Поддьяковым.Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.
Автор реализовал продуктивную идею каркасного конструирования в экспериментальном обучении строительству домиков разной формы, путём соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих конфигурации оснований. В результате дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком, но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции. Задачи такого типа, как доказывает автор, играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. И это важно. Однако, на наш взгляд, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования, не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Строительный материал радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин,Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребёнка?
— это вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;
— формирует умение предвидеть будущий результат;
— воспитывает самостоятельность, творческое развитие;
— развивает пространственное мышление;
— даёт толчок обогащению речи.
Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРЫ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА.
Как сохранить интерес к конструированию из кубиков?Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни (гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов)
— изменить пространственные условия (построй так, чтобы окна выходили на эту дорожку)
— выполнить постройку на основе чертежа схемы или по фотографии и по представлению
— поощрять творчество, индивидуальный стиль.
Постепенно ребёнок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а Нам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Ребёнок будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы и появится общая тема для обсуждения, а так же понимания друг друга.
Конструируют малыши Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, зарание.
Перспективный план по ручному труду Перспективный план занятий по ручному труду в подготовительной группе. Цикл занятийСентябрь. «В саду и огороде» 1. «Осенний.
Конструктивная деятельность: виды, цели, методика
Основные понятия
Конструктивная деятельность – деятельность индивида, направленная на определенный, заранее известный результат, который будет отвечать заранее определенным требованиям. Конструирование развивает умственные, нравственные, эстетические, трудовые способности человека.
Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: коновал — это.
Моделируя, младшие школьники учатся не только различать предметы по внешним признакам, но и совершать различного рода действия. В процессе конструктивной деятельности школьник помимо внешнего восприятия разбирает предмет на части, образы и детали.
Детское и взрослое
Конструирование может вызвать некоторые трудности у ребенка. Здесь можно найти некую связь с художественно-технической деятельностью взрослых и конструктивной деятельностью в подготовительной группе и школе. Им присуще направление результатов своих усилий на достижение определенной цели. Для достижения целей конструирования взрослый заблаговременно придумывает определенный план, подбирает подходящий материал, техники исполнения, оформление, правильную последовательность действий. Подобный алгоритм также есть и в конструктивной деятельности подготовительной группы и школьников. Решаемые задачи похожи. Результаты конструирования у детей зачастую применимы к игре. Во многих педагогических трудах говорится о том, что различные моделирующие действия, совершаемые ребенком в детстве, готовят его ко взрослой деятельности, созданию культуры. Таким образом, конструктивная деятельность в старшей группе и у школьников по методам близка к более осмысленной взрослой деятельности. И хоть моделирующие методы взрослых и детей похожи, результаты деятельности кардинально различаются. Контроль конструктивной деятельности в подготовительной группе крайне положительно сказывается на общем развитии детей.
Вам будет интересно: Что такое стрела: лексика и этимология слова
Техническое и художественное моделирование
Конструктивная деятельность в старшей группе и школьного периода поделена на два типа: техническое и художественное конструирование. Они взаимосвязаны и сконцентрированы на моделировании реально существующих объектов, а также воспроизведении различных сказочных, музыкальных и сценических образов. Моделируется как художественная, так и техническая часть объекта: крыша здания, окна и двери, палуба корабля и т. д.
К техническому типу конструктивной деятельности в старшей группе и школе можно отнести конструирование:
Целью конструктивной деятельности художественного типа является не столько точная передача структуры передаваемых образов, сколько выражение своего отношения к ним, передача характера с помощью такого приема, как «нарушение» пропорций, а также изменения цвета, фактуры и формы. Чаще всего конструирование художественного типа выполняется из бумаги или из природного материала.
Если цель конструктивной деятельности технического типа у взрослых зачастую имеет практический мотив, то в детском моделировании цель абсолютно другая. Группа детей может строить модель зоопарка. Но когда приходит время завершения, интерес к этой деятельности заметно теряется. Чаще всего с достижением цели дети младшего и школьного возраста теряют всякий интерес к завершенной деятельности. В данном случае деятельность завораживает ребенка гораздо больше, чем сам конечный результат. Но именно в художественном конструировании как нельзя более полно отражен базовый смысл конструктивно-технической деятельности. Даже если поделка неинтересна детям с практической стороны, то во время ее создания он делает ее максимально пригодной для дальнейшего применения. Основные принципы воспроизведения продукта конструирования абсолютно такие же, что и в самом конструировании.
Особенности изобразительного моделирования
Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания. В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден. Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений. Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.
Вам будет интересно: История Вологды: основание города, мосты, улицы, памятники, фото
Материалы для моделирования. Бумага
Конструктивная деятельность в старшей подгруппе детского сада выполняется, в основном, из бумаги, картонных коробок, катушек от ниток и других материалов. Этот вид деятельности требует больших энергозатрат, нежели обычные игры.
Детям даются бумажные и картонные квадратики, прямоугольники, круги и т. д. Предварительным этапом перед изготовлением игрушки является заготовление выкройки, проработка деталей и украшений. Необходимо досконально проверить все разрезы и только потом приступить к изготовлению игрушки. Ребенок должен уметь измерять, использовать ножницы и иголки. Это гораздо более сложный процесс, чем обычная конструктивная деятельность в подготовительной группе, состоящая из создания игрушек из уже готовых форм. Различные части коробок, катушек и прочих используемых в этом случае материалов представляет собой так называемый полуфабрикат. Если вы научите детей видеть и составлять из различных деталей единое целое, то таким образом вы разовьете у ребенка тактическое и стратегическое мышление, да и к тому же он научится создавать интересные игрушки из подручных материалов.
Если ребенок в конструировании использует бумагу, то он знакомится с такими понятиями, как угол, сторона, плоскость. Дошкольники учатся сгибать, разрезать, выгибать, деформировать бумагу и тем самым получать из нее совершенно новые образы. Моделируя различные геометрические фигуры и фигурки животных, людей, дошкольники учатся составлять композиции и различные комбинации поделок. Дошкольники приобретают навык изготовления различных поделок из коробков спичек с помощью различных сочетаний и соединений. С помощью этих процессов дети приобретают совершенно новые для себя навыки и умения.
Сочетание теории и практики в моделировании
В многочисленных исследованиях таких российских педагогов, как Д. В. Куцаков, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеева, которые посвящены конструированию в детских учреждениях, огромная роль отводится именно поделкам из бумаги. Как говорят эти замечательные педагоги, изготовление поделок из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников, а также улучшению глазомера и сенсомоторики в целом.
В наше время доподлинно известно, что конструктивная деятельность в группах детских садов или начальных классах, особенно изготовление поделок из бумаги и картона, способствует улучшению деятельности мозга и положительно влияет на работу обоих полушарий у дошкольников и младших школьников, что повышает их общий уровень интеллекта, развивает такие качества, как внимательность, восприимчивость, воображение, логическое мышление. Мышление становится более творческим, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Познавательная деятельность и моделирование
Вам будет интересно: История Вологды: основание города, мосты, улицы, памятники, фото
Дошкольников и младших школьников зачастую увлекает и вдохновляет на конструктивную деятельность окружающий их мир: разнообразие флоры и фауны, явления социума, различная художественная и учебная литература, всевозможные виды деятельности, в особенности игровая. Но, к сожалению, дети воспринимают мир очень поверхностно в силу своего возраста: они стараются воспроизвести в своей деятельности исключительно внешнюю, понятную им сторону окружающих явлений и предметов.
Большое значение имеет также и эмоциональная окраска деятельности ребенка, благодаря которой он будет использовать различные материалы, создавать оригинальные модели с еще большим удовольствием. Связь конструктивной деятельности в средней группе детского сада и младшей школе с повседневной жизнью, с включенными в нее различными видами разнообразной деятельности делает конструирование невероятно интересным, наполненным различными эмоциями и позволяет быть не столько видом деятельности, сколько способом самовыражения. Не стоит игнорировать эту все сильнее проявляющуюся потребность у детей.
Побочные эффекты конструирования
Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.
Проблемы при моделировании
Без надлежащего обучения, правильной работы педагога и без работы с часто встречающимися проблемами занятия конструированием будут неполными. К самым частым проблемам при конструировании, требующими проработки, можно отнести:
Если не проработать эти задачи, то, скорее всего, результат детского конструирования не удовлетворит ни педагога, ни ребенка.
Откуда ребенок берет вдохновение?
Детей зачастую вдохновляет окружающий их мир: различные предметы вокруг, происшествия социума, художественная литература, различная деятельность, в первую очередь игровая, а также та, которую они выполняют сами. Но чаще всего младшие школьники и дошкольники воспринимают мир довольно поверхностно: они успевают захватить только внешние признаки явлений, которые пытаются воспроизвести в конструктивной деятельности. Чтобы ребенок развивался более полно и всесторонне, необходимо научить его видеть суть явлений и предметов, а не только их оболочку.