На что направлена деятельность субъектов политики

Тема 3. Социальные компоненты политической власти. Политическая элита

Цель показать реализацию политической власти как способ обеспечения интересов различных социальных сил.

Задачи:

Оглавление

Политические интересы и отношения

Понимание политической власти не может быть полным без осмысления принципов и способов ее использования различными социальными силами и впервую очередь политической элитой общества, т. е. социальных аспектов власти. Все это прежде всего обнаруживается в политической деятельности.

Политическая деятельность — это особая, специфическая сфера общественной деятельности. В самом общем виде она представляет собой совокупность действий общественных групп (классов, социальных слоев, наций и др.) в реализации своих политических интересов по завоеванию, использованию и удержанию власти.

Движущими мотивами политической деятельности, ее внутренними источниками выступают:

Политическая деятельность охватывает постановку принципиальных, научно обоснованных задач, перспективных и ближайших целей, которые должны быть достигнуты на определенном этапе, с учетом реальных возможностей их достижения.

Она предполагает выработку методов, форм и направлений деятельности организаций, с помощью которых поставленные задачи и цели могут быть достигнуты оптимальным образом.

Как уже было отмечено ранее, политическая власть есть специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить в жизнь свою политическую волю. Она реализуется через механизм власти и политики. В его функционировании особая роль принадлежит субъектам политики и власти. Именно посредством их деятельности происходит реализация политических интересов, осуществляется власть и политика в обществе. Этими соображениями и определяется теоретическая и практическая актуальность темы.

Человек взаимодействует с окружающим миром с учетом своих желаний, определенных потребностей и интересов. Французские мыслители одни из первых попытались объяснить общественную жизнь, исходя из потребностей и интересов людей. Они пришли к выводу, что понять смысл политики и государственной деятельности невозможно без изучения интересов и потребностей общества.

В предельно широком плане интересы выражают существующие общественные отношения, в том числе и политические. Не случайно Г.В. Плеханов видел источник и движущую силу человеческой деятельности и социальной активности людей в интересе. «Интерес, — писал он, — вот источник, вот двигатель всякого социального творчества».

В политике интересы выступают как определенные цели, достижение которых осуществляется в ходе политической деятельности. В обобщенной форме политические интересы могут быть представлены как осознанные ценности, мотивирующие политическое поведение тех или иных социальных групп и служащие для них отправным моментом для формирования политики. На основе изучения этих интересов можно понять характер, суть деятельности классов, отдельных слоев общества, прогнозировать развитие общественных событий, тенденций, процессов.

Понятие «интерес» — в политологической литературе имеет различную трактовку. Так, например, в словарях русского языка Даля, Ушакова, Ожегова «интерес» интерпретируется как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, вечному, полезному или кажущемуся таким. Но при всей множественности его значений просматривается общий смысл понятия «интерес» — иметь значение для индивида, социальной группы, класса, общества в целом.

Сущность и структура политических интересов

Интересы выступают как единство объективного и субъективного. С одной стороны, содержанием интереса являются объективные потребности развития людей, выражающие условия их общественного бытия. То, что обязательно, необходимо для жизни и развития общества, человека, для удовлетворения их жизненных потребностей и нужд, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес — это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение субъекта всем необходимым для его существования и развития.

С другой стороны, интерес — это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, их более или менее точное и правильное осознание, которое проявляется в избирательности, целенаправленности субъектов интереса. Поскольку сознание человека выражает интерес, то воплотить его возможно только через деятельность.

Обобщая вышесказанное, можно определить интерес как избирательное отношение социальных групп или личности к объекту в силу его жизненной значимости и привлекательности. Жизненная значимость (осознается она или нет) отражает потребность в определенных условиях жизни и деятельности, а привлекательность превращает эту объективную потребность в субъективный интерес.

В структуре интереса можно выделить следующие основные моменты:

а) социальное положение субъекта или совокупность его практических связей с обществом;

б) степень осознания субъектом своего положения в обществе;

в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса;

г) само действие, которое представляет собой утверждение субъекта в объективном мире.

Интересы выполняют существенные функции в жизни общества. Прежде всего они составляют основу деятельности людей, их нравов и представлений. Французский философ К. Гельвеций подчеркивал, что загадка человека может быть вполне разгадана с помощью интереса. Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса.

Интересы выступают как движущая сила, побудительные мотивы человеческих поступков. Зачастую интересы олицетворяют предметы, объекты с которыми человек связывает свои представления о счастье, смысле жизни. С помощью интересов, если они совпадают, люди объединяются между собой в социальные группы, образуют слои, классы, вступают в различного рода отношения.

Интересы как объективные отношения общества, социальной группы, личности к условиям общественной жизни и наличным потребностям по своему содержанию и структуре являются сложным образованием. В зависимости от сферы действия и социального носителя их можно классифицировать: экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, военные, религиозные; общественные, классовые, групповые, личные, государственные, партийные; ультралевые, левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые, ультраправые. Все они активно взаимодействуют между собой и вместе с тем обладают относительной самостоятельностью и характеризуются специфическими чертами.

Политические интересы занимают особое место в общественной жизни. Для них характерны следующие особенности.

Аналогичный процесс сочетания материальных интересов с классово-политическими можно увидеть на примере любого современного общества, в том числе и нашей страны. В процессе осуществления глубокой экономической реформы активно формируются новые классы (предприниматели, арендаторы и др.), которые все больше проявляют себя как активная политическая сила со своими экономическими и политическими интересами. Для защиты своих интересов они формируют свои организации, союзы и поднимают вопрос о государственно-правовом закреплении их статуса в обществе, т. е. их классовый интерес становится политическим интересом.

Важно также заметить, что в политический процесс люди включаются объективно, т. к. личные интересы всегда воплощаются в классовые, а общие интересы, независимо от воли людей, приобретают самостоятельность по отношению к отдельным личностям, принимая при этом обособлении форму всеобщих. Объективная природа политического интереса обусловлена в конечном счете тем положением, которое занимает субъект в системе социально-политических отношений и в структуре экономического строя общества.

Политический интерес есть осознание объективных возможностей реализации большими общественными группами (прежде всего классами) своих коренных интересов посредством государственной власти. Процесс завоевания, укрепления, усовершенствования политической власти, является непосредственным объектом политического интереса. Опосредованным же его объектом являются все другие общественные отношения.

В последующем для господствующих классов политический интерес стабильно заключается в удержании в своих руках политической власти и сохранении привилегированного положения в обществе. Не изменился он и в настоящее время. Однако в условиях высокоразвитой политической культуры, образованности широких масс господствующим классам приходится тщательно маскировать свои политические интересы. За многие века ими всесторонне отработан механизм удержания власти.

Что же касается угнетенных классов, то на протяжении многолетней борьбы с эксплуататорами у них не существовало классового сознания, осознанного политического интереса. Лишь не многие руководители народных восстаний осознавали значение борьбы за власть. Угнетенный народ вел борьбу, как правило, против тяжелых условий жизни.

Содержанием общественного интереса всегда является развитие производительных сил и производственных отношений как материальной основы социального прогресса. У класса, интересы которого не противоречат тенденции общественного развития, политический интерес совпадает с общественным и обеспечивает поступательное движение к высшим формам организации общественной жизни, к большим возможностям человека реализовать себя как личность. Такое совпадение делает класс действительно революционным, хотя по своей сути он может быть эксплуататорским. Классы, исчерпавшие свой потенциал, напротив, стремятся сохранить старые формы, позволявшие им занимать господствующее положение в обществе. Они действуют вопреки назревшим потребностям общественного развития. Их политический интерес, естественно, противостоит общественному и закономерно тормозит прогрессивное развитие общества.

С превращением класса в реакционный его политический интерес оказывается в противоречии с общественным прогрессом. Тем самым ранее прогрессивный класс превращается в реакционный. Совпадение политического и общественного интересов не единственное условие включения социальной группы в механизм общественного прогресса. Тот или иной политический интерес может быть реализован только через активную деятельность людей.

Таким образом, интересы выражают активное, специфически человеческое отношение к действительности. Под воздействием интересов отношение человека к миру приобретает определенную устремленность на тот или иной объект. Поэтому интерес является той внутренней пружиной, которая движет человеческими поступками. Политические интересы являются основой политики. По словам Г. Моргентау, «идея интереса есть сама сущность политики». И в политике всегда необходимо разыскивать интересы того или иного класса, социальной группы.

Наряду с коренными интересами существуют временные интересы, как их еще называют «интересы минуты». Учитывать временные интересы очень важно при осуществлении политологического анализа. Но не они определяют в конечном счете ход социальных процессов, т. к. не являются определяющими. При анализе общественных процессов необходимо эти отношения переводить на язык общих для всего класса интересов. Кроме этого, следует учитывать, что между интересами людей и их деятельностью существует необходимая взаимосвязь. Формами проявления политических интересов людей являются позиция, поведение людей, т. е. то, что определяет характер политических отношений в обществе.

Политические отношения

Общественные отношения, как известно, делятся на две большие группы: материальные и идеологические. Материальные отношения — это производственные отношения, которые складываются независимо от воли и сознания людей и совокупность которых образует экономическую структуру, базис общества. Идеологические отношения — это отношения, которые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей и осмысливаются ими. Политические отношения относятся к числу идеологических отношений, т. к. формируются под непосредственным влиянием тех политических идей и взглядов, которые свойственны различным слоям общества. Но это вовсе не значит, что они существуют только в сознании. Политические отношения существуют реально, вне сознания, как особый вид общественных отношений, в которых люди находятся постоянно. В этом их отличие от политической идеологии, которая существует только в сознании людей.

Политические отношения, как и другие отношения в обществе, проявляют себя как взаимодействие интересов определенных классов и социальных групп. Следуя своим интересам, субъекты политики, хотят они того или нет, выступают носителями политических отношений. Эти отношения как форма связи отражают положение политических субъектов относительно друг друга в процессе политической деятельности. Положение их определяется в зависимости от того, в каких отношениях находятся их интересы — совпадают они или не совпадают, являются антагонистическими или неантагонистическими.

По сравнению с другими видами отношений в обществе политические отношения обладают определенной спецификой.

Политические отношения — это отношения между большими группами людей, возникающие по поводу осуществления государственной власти и управления обществом. Это главное, что отличает их от других общественных отношений и составляет сущность. По количеству субъектов политики они могут быть двухсторонними и многосторонними.

Как следует из данного определения, в политические отношения вступают между собой не отдельные физические лица, а классы, партии, общественные организации, движения, союзы и т. п. На международной арене между государствами, коалициями также существуют политические отношения. Однако они являются производными, вторичными и третичными по отношению к внутренним политическим отношениям. В конечном счете их существо определяется внутриполитическими отношениями, и они направлены на решение задач, возникающих в том или ином обществе.

На современном этапе общественного развития политические отношения занимают центральное место в системе идеологических отношений и оказывают на них определяющее влияние в силу их властного характера. Поэтому политические отношения в обществе являются объектом пристального внимания со стороны классов и государств и всегда регламентируются правовыми средствами.

В зависимости от характера политических интересов классов и социальных групп могут существовать различные состояния и формы политических отношений.

Политические отношения в зависимости от совпадения или не- совпадения отношений могут находиться в состоянии политического соперничества (борьбы) или политического сотрудничества. Это два крайних состояния политических отношений. В действительности же в политической жизни общества часто возникают промежуточные состояния, например состояние борьбы с элементами сотрудничества; временные соглашения по каким-то вопросам; совместимые действия классов в решении конкретной задачи. Состояние политической борьбы, как правило, имеет место в отношениях между классами-антагонистами, между партиями, борющимися за власть, между политическими движениями, организациями с противоположными политическими интересами.

Политическое сотрудничество характерно для политических отношений между классами и социальными группами, интересы которых по коренным проблемам общественной жизни совпадают. В этом случае такое сотрудничество носит устойчивый характер. В то же время политическое сотрудничество может возникать на определенном этапе развития общества как временное явление для достижения какой-то политической цели. Чаще всего оно характерно для отношений между партиями или движениями.

Отношения политического соперничества или сотрудничества в каждой стране имеют конкретное содержание в зависимости от особенностей политической обстановки и политической культуры народа.

Это видно на примере современной политической жизни нашего государства, свидетельствующей о существующем многообразии политических интересов и отношений. С одной стороны, происходит процесс формирования политических блоков, партий, движений со своими конкретными интересами, а с другой — идет активный процесс установления между ними политических связей, союзов, идет процесс как объединения, так и размежевания, в зависимости и от обстановки, и от политических интересов. Между отдельными же партиями идет острая и бескомпромиссная борьба за власть.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что политические отношения можно определить как форму политических связей между субъектами политики, складывающуюся на основе совпадения или несовпадения их политических интересов, и проявляющихся в состоянии политической борьбы или политического сотрудничества.

Исторический опыт показывает, что формы политических отношений как способ взаимодействия классов и социальных групп в осуществлении государственной власти могут быть различными. Прежде всего они проявляются в форме господства и подчинения. Такая форма характерна для диктаторских, тиранических режимов осуществления власти в обществе с антагонистическими противоречиями.

На определенных этапах истории развития общества политические отношения в форме господства и подчинения выступают как объективная необходимость. Общество, основанное на непримиримых антагонистических противоречиях, не могло нормально функционировать по-другому, особенно на ранних периодах истории. Отношения господства и подчинения являются отражением противоположного положения классов и социальных групп в обществе. Господствующим в обществе всегда выступает класс, владеющий средствами производства. Именно этому классу и принадлежит власть. Неимущие классы, лишенные средств материального производства, вынуждены подчиняться, т. к. другого способа существования у них просто нет. Чтобы существовать и добывать себе необходимые жизненные блага, они должны работать на своего социального противника и тем самым обогащать его еще больше. Такое положение и является экономической основой отношений господства и подчинения, которое еще дополняется политическим и идеологическим подавлением.

Другой формой политических отношений является социальное партнерство между различными классами и социальными группами. Например, социальное партнерство как определенная политика имело место в отношениях между буржуазией и другими социальными группами развитых капиталистических государств в послевоенное время. В этом партнерстве ведущая роль отводилась буржуазии как имущему классу. Главная цель его заключалась в том, чтобы заинтересовать трудящихся в высокоэффективном труде, расцвете предприятия, в получении высоких прибылей. Естественно, что заработная плата при этом увязывалась с размером прибыли предприятия.

Одним из проявлений партнерских отношений было участие работников предприятий в выработке путей повышения производительности труда, в распределении доходов предприятий, проведении социальных мероприятий и др. Таким способом у представителей рабочего класса складывалось представление об их непосредственном участии в управлении предприятиями, о демократичности, гуманности существующего социального строя. Именно на этой почве и возникали идеологические концепции о народном, демократическом капитализме.

Отличительная особенность данной формы политических отношений по сравнению с предыдущей заключается в том, что здесь главный акцент делается на экономические и идеологические рычаги влияния на социальные группы.

Еще одной современной формой политических отношений в различных государствах выступает консенсус (согласование). Консенсус может иметь место между имущими и неимущими классами и социальными группами. Господствующие классы всегда умело согласовывают политические действия между собой. Однако, в современных условиях политика консенсуса, или соглашения, стала характерной для отношений между буржуазией и другими слоями народа. Она возникла под влиянием объективных и субъективных причин, и прежде всего в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях современной научно-технической революции. Кроме того, в современных демократических государствах на основе высокой политической культуры населения и высокого уровня развития демократических традиций сформировались новые более цивилизованные механизмы разрешения возникающих противоречий, исключающих крайние формы борьбы между классами, социальными группами.

Научно-техническая революция потребовала от господствующего класса согласования его политического интереса с интересами других слоев и на этой основе развития политических отношений в обществе. Чтобы удовлетворить экономический интерес буржуазии в условиях научно-технической революции, необходим качественно новый, заинтересованный, высокоинтеллектуальный и высококвалифицированный труд, необходимо изменить форму собственности и преодолеть, хотя бы частично, отчуждение работников от собственности и управления. В современных демократических государствах в этом направлении осуществляются соответствующие мероприятия. В значительной мере в этом заинтересованы и широкие массы наемных работников, т. к. создается реальная возможность для улучшения их материального положения. Таким образом, складывается своеобразный экономический союз между классами, который является материальной основой для согласования политических интересов.

Вот почему идея консенсуса — это не чей-то подарок кому-то, а объективная потребность современного этапа развития демократического общества. Консенсусные политические отношения в то же время означают довольно высокий уровень развития демократии, выросший на новой экономической основе. Анализ форм политических отношений показывает, что в их развитии четко проявляются две довольно противоречивые тенденции.

С одной стороны, тенденция к сохранению в политических отношениях между классами формы «господство—подчинение». В классическом виде эта форма проявилась наиболее четко в рабовладельческом обществе, т. к. необходимо было удерживать в повиновении рабов, по численности в десятки раз превосходивших рабовладельцев, и полностью не заинтересованных в своей деятельности и положении. В последующем, по мере развития общества и совершенствования политической системы, форма «господство—подчинение» полностью не исчезла, в том числе и в консенсусных отношениях, и присутствовала в скрытом виде, закамуфлированном демократическими институтами. Даже на современном этапе в развитых государствах, в которых широкие массы активно участвуют в управлении, общее руководство процессами все же осуществляет буржуазия и, таким образом, занимает господствующее положение в обществе.

С другой стороны, все больше обнаруживает себя тенденция к достижению единства в политических отношениях. Объективной основой этой тенденции служит потребность в дальнейшем развитии производительных сил общества. Быстрый прогресс в их развитии возможен только на основе процессов социализации и интернационализации. А это обусловливает постоянное сближение экономических и, следовательно, политических интересов классов, социальных групп внутри общества.

Кроме того, политическая культура общества в настоящее время достигла высокого уровня развития, люди осознанно смотрят на происходящие процессы в обществе и уже не хотят быть простыми винтиками в общественном механизме. Они активно выступают за непосредственное участие в политической жизни общества, требуют учитывать их политические интересы. Таким образом формируются объективная и субъективная основы для достижения единства в политических отношениях.

Однако это единство не означает полного единомыслия и единодействия. В реальной действительности такого не было и в перспективе не может быть, т. к. единство всегда предполагает с диалектической точки зрения различия. Речь идет о гармонии политических интересов различных социальных групп общества. А гармония, по выражению античного философа Гераклита, существует там, где есть разнообразие.

Политическая деятельность. Субъекты политики

Реализация политических интересов посредством политических отношений принадлежит субъектам политики и власти, при этом степень их влияния, возможностей и способов воздействия на общественную жизнь различна.

Из сказанного вытекает, что различные субъекты политики неравноценны. Неоднозначную по существу и форме роль выполняют в политике классы, слои, народы, государство, политические партии, профсоюзы, различные общественные движения, политические лидеры, рядовые граждане. Различен также уровень субъективности сил, действующих на одном и том же уровне. Например, есть более сильные и более слабые социальные группы, более или менее влиятельные политические лидеры и т. д.

Субъекты политики классифицируются следующим образом.

Первичными субъектами политики являются большие социальные группы как организованные целостности, объединенные общностью интересов и устремлений. Невозможна политика, которая, учитывая интересы всех слоев общества, не отдавала бы предпочтения интересам какого-то слоя.

Вторичными субъектами политики являются различные силы (институты, их органы, малые группы, представительские коллективы, личности), реализующие интересы и волю больших социальных групп, играющие существенную роль в политике в меру своей способности служить какому-либо классу, социальному слою, группе и пользоваться их поддержкой.

Первичные субъекты подразделяются на основные субъекты, к которым относятся общественные классы, большие социальные группы, являющиеся основными в данном обществе, а также субъекты неосновные, имеющие второстепенное или даже маргинальное значение. Они могут играть бoльшую или меньшую роль только на фоне борьбы или сотрудничества основных классов общества, в соответствии с соотношением сил между ними, т. е. играть определенную роль в раскладе основных политических сил.

Среди вторичных субъектов следует различать непосредственных и посреднических субъектов.

Посреднические субъекты — институты и органы государства, политические организации как представители больших социальных групп.

Непосредственные субъекты — малые группы, действующие в рамках организаций либо неформально, группы лидеров и управленцев (правящие круги), политические лидеры, действующие либо от имени организаций, либо самостоятельно.

Процессы дезинтеграции, происходящие в различных общественных группах и слоях, расколы в политических партиях, банкротства политических лидеров и другие подобные явления показывают, что более важные субъекты могут утратить свое значение, а производные субъекта приобрести его и уравняться с ним.

Первичные субъекты. Большие социальные группы являются первичными субъектами политики, поскольку их внутренняя и взаимная связь, обособление, самоопределение, самоорганизация и консолидация составляют предпосылку для возникновения политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы обрисовывают потенциальное поле политики, сферу конфронтации и сотрудничества, функции и границы власти. Без выраженной ими потребности было бы невозможно эффективное функционирование политических партий, их стратегии, программ, лидеров, организационных форм, методов деятельности.

Реальным подтверждением этого служит судьба лишившихся общественной опоры организаций и политиков.

Именно воля и поддержка большой социальной группы как целого является условием и источником способности определенных институтов к принятию решений, правлению и политическому руководству, т. е. первичным субъектом власти являются господствующие классы и социальные группы.

Вторичные субъекты. Большие социальные группы реализуют свои интересы опосредованно — через вторичные субъекты власти. Вторичные субъекты являются производными (в отношении первичных) как в смысле генетическом (т. к. появились как реакция на потребности определенных групп), так и в функциональном (т. к. выполняют служебную и исполнительную роль в отношении больших социальных групп). В процессе своей деятельности они различаются разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности.

Среди вторичных субъектов политики и власти выделяют прежде всего органы государства и политические партии (организации). Они посредничают в установлении и поддержании связей между большими социальными группами, слоями и т. д. и индивидами. Именно благодаря им индивиды и малые группы ощущают свою связь с большой общностью. И именно через эти институты они способны осуществлять властное воздействие на других членов собственной или чужой общности.

Личность как субъект политики

Непосредственными субъектами политики и власти являются ма лые группы и коллективы, звенья и ячейки общественных организаций и политических институтов, а также личности (индивиды), которые реализуют процесс управления различными сторонами общественной жизни непосредственно, располагая различными средствами власти.

Политическая активность и политическое влияние различных личностей неодинаковы.

Можно выделить несколько типов политических ролей личности:

Понятие правящей элиты. Политическая элита и элита власти

Безусловно, среди непосредственных участников политики выделяются правящие круги.

Это особый тип непосредственных субъектов политики. Это они вырабатывают цели деятельности, принимают решения о формах и средствах действия, приводят в движение людские ресурсы, а также сами принимают участие в осуществлении политических действий.

Можно выделить четыри вида общественных групп — непосредственных субъектов политики, выполняющих в той или иной форме правящие функции.

Это выдвинутая волей больших общественных групп немногочисленная группа лиц, облеченная доверием и определенными полномочиями. Легитимируются они особым мандатом, т. е. определенным уровнем действенной поддержки общественных групп, общественной обязанностью исполнять определенные обязанности, достигать определенной цели в определенное время.

Каждый из центров имеет свою определенную сферу влияния и определенные цели, обязанности и направления большего или меньшего радиуса действия и т. д.

Руководящие центры часто отождествляются с формализованными институтами (органами государственной власти, администрации, исполнительными и контрольными органами политических партий и т. д.). Зачастую, однако, формальные и неформальные структуры власти не совпадают. (Например в выборном руководящем органе бывают течения, которые монополизируют либо ограничивают влияние другой группы).

В составе формализованных руководящих центров можно выделить неформальный узкий круг «тесного руководства», могут возникнуть также внутренние сферы влияния (фракционные, групповые и т.д.).

Наконец, внутренние различия в руководящих центрах могут возникнуть благодаря влиянию извне (возникающего из определенных обязательств части руководства).

В компетенцию руководящих центров входят следующие функции (в отношении тех групп, интересы которых они призваны исполнять):

Большое внимание в политологии уделяется исследованию политических элит и элит власти. Слово «элита» происходит от французского elite — лучший, избранный. Впервые оно было употреблено для обозначения верхушки капиталистического общества итальянским социологом Г. Моской в книге «Правящий класс».

Различные теории элит изложены в работах В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса.

Политическая элита — это часть организационного класса, осознавшая свои интересы и собственную исключительность, либо социального слоя, которая наиболее активно и влиятельно определяет способы и условия реализации интересов большой социальной группы как целого.

Элиту способна воспроизвести такая общественная группа, которая достигла определенного уровня политической субъективности.

В современных обществах в состав политической элиты входят, как правило, высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Обеспечение этим кадрам высокого общественного статуса (материальный комфорт, престиж и т. д.) способствует их непосредственной заинтересованности в упрочнении правящего класса.

В свою очередь, тщательный отбор и объединение лучших представителей этих кругов, создание им привилегированных условий для выполнения профессиональных обязанностей позволяют правящей группе достичь действительного превосходства в умении анализировать и прогнозировать развитие общества, разрабатывать и внедрять новые решения.

Наряду с наиболее влиятельными экономическими и административными кругами, руководителями средств массовой информации элиту образуют также члены семей влиятельных лиц.

Они в целом исключены из процесса прямого и регулярного принятия решений по общественным проблемам, но заинтересованы в результатах основных направлений и в методах реализации политики, оказывают сильное закулисное влияние.

Механизм личных и семейных связей, протекций, негласных обещаний и т. д. может оказать сильное воздействие на способ функционирования элиты.

В состав политических элит входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, однако являются неформальным источником распоряжений и давления, играя роль серых кардиналов. Нередко им принадлежит последнее слово в определении политической стратегии и тактики.

Следует отличать элиты политические, которые в новое время выделяются во всех классах, обладающих субъективностью, от элит власти, представляющих исключительно интересы господствующего, правящего класса.

Элиты власти, в том числе политические элиты, традиционно формировались в среде самого класса, как правило, из наилучших (занимающих наиболее значительное материальное и общественное положение), наиболее представительных лиц данного класса.

Из этого правила формирования состава элит есть два исключения. Первое — это известная закономерность перехода части идеологов и политиков одного класса на службу другому классу — новому, прогрессивному. Второе — это устойчивый механизм пополнения элит лицами из числа классов, находящихся в зависимости, в целях лучшей селекции представителей правящего класса и отягощения негативной селекцией противостоящих классов.

Функции элиты

К сожалению, историческая практика пока что не дала нам примеров гармонического развития политических отношений между важнейшими субъектами политики и власти. Тот политический опыт, который имел место до недавнего времени в нашей стране, тоже оказался неубедительным. Фактически гармонично развитых политических отношений, несмотря на различные политические заявления, у нас не было. Они жестко регулировались со стороны партийно-государственного аппарата, который фактически осуществлял власть от имени народа, рабочего класса и делал все, чтобы не допустить их в сферу властных отношений. Очевидно, можно ожидать гармоничных отношений в будущем, когда будут осуществлены в нашем обществе экономические и политические реформы.

Коренной политический интерес всех членов общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеют учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Расширение спектра интересов предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляются их учет и реализация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *