На что направлена экономическая политика государства
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
На что направлена экономическая политика государства
I. Экономическая политика
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития и рост инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития Стороны относят:
обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных секторах экономики;
превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях;
модернизацию традиционных секторов экономики;
обеспечение структурной диверсификации экономики;
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечение защиты прав собственности;
совместную работу по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны;
снижение избыточных административных барьеров в экономике, содействие снижению уровня коррупции, создание эффективной институциональной среды;
формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности;
развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, поддержку инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.
Для достижения указанных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Содействовать модернизации экономики, диверсификации ее структуры, переходу к инновационной модели развития, созданию условий для устойчивого экономического роста путем совершенствования государственной экономической политики, включая:
создание системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, рассмотрение хода реализации стратегических документов развития, включая государственные программы Российской Федерации, в том числе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, и «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 1414-р, и подготовки при необходимости предложений по их корректировке;
повышение эффективности государственного управления и бюджетных расходов;
повышение конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированное развитие промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрение эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, сокращение зависимости российской экономики от импорта потребительских и инвестиционных товаров, расширение мер государственной поддержки определенных в стратегических документах приоритетных секторов экономики, а также малого и среднего предпринимательства как фактора экономического роста и развития конкуренции, в том числе стимулирование условий закупки товаров, работ, услуг естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение доступности недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса;
создание высокопроизводительных и модернизацию существующих рабочих мест;
содействие реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части увеличения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
улучшение инвестиционного и делового климата, совершенствование важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышение эффективности функционирования институтов развития;
учет интересов Сторон в рамках интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, связанных с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с формированием Евразийского экономического союза;
адаптацию экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации, расширение инструментов поддержки отечественного бизнеса на зарубежных рынках и технологического обмена, мониторинг реализации мер по поддержке уязвимых секторов экономики и их корректировка в случае необходимости;
развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса;
обеспечение опережающего развития инфраструктуры;
защиту и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;
повышение эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
стимулирование энергосбережения, модернизацию системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:
анализ возможности реализации дополнительных мер, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, развитие человеческого капитала;
проведение оперативного мониторинга доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентности российских товаров и снижение импортозависимости;
проведение анализа практики применения нормативной правовой базы, регулирующей осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом контракта;
проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций.
1.3. В рамках дальнейшего совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны Стороны принимают на себя следующие обязательства:
участвовать в системе государственного стратегического планирования и контроля;
рассматривать основные параметры среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны в увязке с документами государственного стратегического планирования;
анализировать результаты реализации решений в сфере государственного стратегического планирования;
обеспечивать в соответствии со стандартным порядком участие объединений работодателей (предпринимателей) и объединений профсоюзов в проведении всех видов экспертизы, в том числе экспертизы в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти.
1.4. Стороны в рамках обеспечения развития конкурентной среды, повышения уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики и ликвидации избыточных административных барьеров обязуются:
осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р, и оценку влияния мероприятий на рынок труда, разрабатывать предложения по повышению эффективности государственной политики в сфере развития конкуренции;
осуществлять мониторинг регулирования основных социально значимых рынков и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны;
проводить консультации о возможности создания системы критериев локализации производства по видам деятельности на размещаемых в Российской Федерации организациях зарубежных фирм;
обеспечивать оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение избыточных временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;
проводить анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.
1.5. Стороны исходят из необходимости проведения эффективной и сбалансированной бюджетной политики, направленной на развитие и повышение качества человеческого потенциала, модернизацию и формирование новой структуры экономики, создание потенциала будущего роста. В связи с этим стороны принимают на себя следующие обязательства:
проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, по основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1), в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;
учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;
осуществлять анализ реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
1.6. Отмечая, что тарифная и ценовая политика должны быть согласованы с динамикой денежных доходов населения и способствовать снижению темпов инфляции, Стороны принимают на себя обязательства:
проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства;
рассматривать вопросы о государственном контроле соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
участвовать в общественной экспертизе инвестиционных программ естественных монополий;
рассматривать вопросы о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства с учетом занятости населения в целом в Российской Федерации и обеспечения экономического роста при установлении на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и определении объемов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, по итогам рассмотрения вышеуказанных вопросов в случае необходимости проводить обсуждение направлений совершенствования законодательства;
рассматривать вопросы формирования новых и совершенствования существующих механизмов привлечения в развитие транспортной, энергетической, коммунальной и иной инфраструктуры внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов.
1.7. Стороны считают, что эффективная налоговая политика должна основываться на принципе социальной справедливости и стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест. Стороны принимают на себя обязательства:
рассмотреть возможность введения необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума с учетом необходимости компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц;
содействовать снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места, реализующих социально значимые проекты;
провести анализ существующих стимулов и механизмов поддержки инвестиционной активности организаций;
обеспечить дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования;
рассмотреть вопрос о возможности расширения использования заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость без банковской гарантии;
подготовить предложения по решению проблем уклонения от уплаты налогов, включая практику размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли.
Стороны обязуются рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.
Управление финансами
2.3. Финансовая политика
Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Основными целями и задачами финансовой политики являются:
Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.
Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.
Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.
Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.
Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.
Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.
Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.
Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.
В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Структурное направление экономической политики. Основные направления экономической политики государства. Инструменты реализации экономической политики
4. Экономическая политика государства
Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.
Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.
Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.
Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.
Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.
Цели экономической политики. Цели экономической политики реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.
Экономическая политика государства осуществляется административно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) методами. Применение инструментов экономической политики может оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.
Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.
Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» (Е у х )
определяет, на сколько процентов изменится значение цели У i при изменении инструмента xi на 1%.
При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг признания» (промежуток времени, необходимый для осознания политиками насущности соответствующей проблемы регулирования); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государственных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосредственного воздействия инструмента на цель).
При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулирования целесообразно отказаться.
Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабилизации экономики или их роль должна заключаться в приспособлении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).
В пользу активного характера экономической политики приводятся следующие аргументы. Для периодов спадов характерны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики могут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.
Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.
Поскольку результаты экономической политики проявляются лишь через определенный промежуток времени, для успешной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обычно распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляются бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вариантов программы.
Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы, методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многие другие факторы.
Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмешательства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.
70-е годы называют переходным периодом. Закончился «золотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизилась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Восточно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных принципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во многих развитых странах возникла серьезная переоценка человеческих и природных издержек промышленного роста, активизировались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространялись социальные цели регулирования (защита потребителей, трудовые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.
Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие страны существенно перестраивают свои отношения между государством и экономикой, включая реформу регулирования, уменьшение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь актуализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дискредитировали их модели экономического менеджмента, базирующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государственном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда развитых стран от Японии и Азиатских стран.
Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулирования, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реализации общей цели.
Таким образом, по мере совершенствования общества, с изменениями в структуре производства, сдвигами в материально-технической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни общества происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реализацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регулирования, а скорее как адекватное определенному этапу экономического развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.
Этот процесс идет по следующим направлениям:
последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики;
резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени; решение сложных социальных проблем, таких как комплекс взаимоотношений между трудом и капиталом, социальное партнерство;
уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах становления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа.
В странах с переходной экономикой государственное вмешательство должно не только регулировать рынки, но и способствовать их созданию, поскольку права собственности не стабильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.
В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства являются: невозможность агрегирования общественных предпочтений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламентская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «политической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирования» и другие.
Поэтому современное теоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поиска стратегий эффективного его воздействия на экономические процессы. Важными факторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.
К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления.
В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (этатический).
По мнению Кейнса, только экономика полной занятости может считаться равновесной и эффективной. Причиной безработицы Кейнс считает недостаток так называемого «эффективного спроса», который коренится в психологии людей, в их склонности к сбережению. (Кейнс сформулировал психологический закон, суть которого заключается в следующем: с ростом доходов увеличивается потребление, но в не той степени, как увеличивается доход ). Компенсировать этот недостаток необходимо путем проведения активной бюджетно-налоговой политики и кредитной политики. В этот же период представители институционально-социальной школы обосновывают необходимость проведения активной социальной политики государства, антимонопольного, правового регулирования экономической деятельности.
Возрастание роли государства в 30-х годах XX века объясняется концепцией больших экономических циклов (циклов Кондратьева). На 30-е годы приходится начало четвертого большого экономического цикла. Происходит бурное развитие многих отраслей, определивших современную экономику: сельскохозяйственное машиностроение, общее машиностроение, автомобилестроение, другие, что потребовало развития инфраструктуры (строительство дорог, портов, систем связи). Выдвинутая П. Самуэльсоном и Р. Масгрэйвом концепция «общественных благ» доказывала, что именно государству необходимо осуществлять предложение целого ряда товаров, которые важны для экономики страны в целом, т.к. сам рынок в отдельности не в сотоянии обеспечить данные товары в необходимом объеме. У частного сектора нет абсолютно никаких стимулов осуществлять производство «общественные блага», т.к. их потребляют все без исключения, независимо от того, оплачивают они их или нет.
В основу расширения роли общественного сектора в таких сферах, как здравоохранение, образование, наука, транспорт, подготовка кадров и других, легла концепция «экстерналий». Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор или путем законотворчества.
Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что из-за больших масштабов некоторых видов деятельности или проектов требуются такие ресурсы и знания, которые могут быть сконцентрированы и мобилизованы только правительством. Для осуществления деятельности частного сектора нужна информация, имеющаяся только в общественном секторе (то есть если бы не было государства и соответствующих органов, то издержки частного предпринимателя по сбору и обработке информации значительно бы превышали потенциальную пользу от нее).
В 80-х годах большинство стран начинает проводить экономические реформы, включающие:
Экономические реформы направлены, на поощрение предпринимательской активности и преодоление социального иждивенчества. Практика всех стран показала, что условием экономического прогресса является рыночное саморегулирование. В то же время ни в одной стране экономика не функционирует без воздействия государства.
Исторический опыт показал, что «альтернативы экономике как демократическому регулируемому рыночному хозяйству нет » (Я. Певзнер, российский экономист), что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему (Г. Беккер, американский экономист), в том числе и к человеческому поведению, к действиям государства.
Однако государственное принуждение не может быть единственной основой согласования интересов и действий граждан. Последние через механизм согласования, лоббирования и другое могут воздействовать на решения, принимаемые законодателями и правительством. Отдельные решения могут формироваться под воздействием «групп давления». Следовательно, решения государства могут быть неэффективными, не соответствовать долговременным интересам общества, что объясняется рядом причин.
Таким образом, государство призвано не подменять рынок, а сосредоточить усилия на повышении эффективности всех рынков с помощью следующих мер:
Государство должно стимулировать конкурентное поведение, борясь с монополизмом и поощряя увеличение числа участников рынка, поддерживая малое предпринимательство, венчурный (рисковый) бизнес.
При этом могут использоваться прямые и косвенные формы экономической политики. К формам прямого регулирования можно отнести:
К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства.
Основные направления экономической политики государства:
Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики.
Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум). Спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся. В условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.
Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:
Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.
Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.
Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере. Совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.
Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.
По оценкам экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и для этого есть некоторые предпосылки. Прошлый год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2009г. продемонстрировали ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.
Экономисты отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.
Однако, без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.
Истоки формирования экономической политики
Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.
Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.
Содержание и направления экономической политики
На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:
Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:
Субъекты экономической политики
Субъектами экономической политики могут выступать :
Инструменты реализации экономической политики
Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.
Классификация методов экономической политики
Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы :
Административные меры
Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Экономические меры
К экономическим мерам относят:
Институциональные меры
Различными вариантами распространения институциональных форм являются :
Применение методов реализации экономической политики
Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры ».
Примечания
Предназначение счета 70 при ведении аналитического учета заключается в.