На что направлена экспериментальная деятельность образовательной организации
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
Информация об изменениях:
4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в соответствии с установленной сферой ведения. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
На что направлена экспериментальная деятельность образовательной организации
Модернизация российского образования и развитие системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации предполагают проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Под экспериментальной деятельностью понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям государственной политики в области образования.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов (ч. 1 комментируемой статьи). Как это следует из самого определения такой деятельности, она осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ:
— Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»[2];
Нормативные правовые акты, регулирующие экспериментальную деятельность в образовании, принимаются также на уровне субъекта Российской Федерации (Приказ Департамента образования г. Москвы от 24 июня 2005 г. № 339 «Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы»[5], Решение Коллегии департамента образования Тверской области от 27 октября 2005 г. № 18 «О проведении эксперимента по созданию сельских образовательных округов и базовых школ»[6], Распоряжение Правительства Рязанской области от 21 мая 2012 г. № 212-р «Об организации проведения эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[7]и т. д.) и муниципального образования (Постановление главы муниципального образования «Юргинский городской округ» (Кемеровской области) от 8 июля 2009 г. № 1102 «О проведении эксперимента по установлению нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования»[8], Постановление мэра города Новосибирска от 8 мая 2007 г. № 337 «Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке в муниципальной системе образования города Новосибирска»[9] и т. д.).
В этих правовых актах определяется порядок перевода государственных и муниципальных образовательных организаций в режим экспериментальной площадки, статус экспертных советов и отдельных экспертов, контролирующих экспериментальную деятельность образовательной организации, и т. д.
Наряду с экспериментальной деятельностью, предметом законодательного регулирования в комментируемой статье является инновационная деятельность в сфере образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[10], под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. В том же Законе содержится и определение инновационной деятельности, под которой законодатель понимает деятельность (научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов[11], а также на создание инновационной инфраструктуры[12] и обеспечение ее деятельности.
В комментируемой статье закреплены:
а) цели инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования;
б) формы инновационной деятельности в сфере образования: инновационные проекты и программы;
в) участники инновационной деятельности в сфере образования: организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения;
г) принципы осуществления инновационной деятельности:
— при реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом;
— федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;
— в целях создания условий для инновационной деятельности организации, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для развития системы образования, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками.
Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, а также сам перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются Минобрнауки России: Приказ Минобрнауки России от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»[13].
В упомянутом нормативном акте определяется, что федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру российского образования.
Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение:
— новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
— новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
— методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
— новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях;
— новых институтов общественного участия в управлении образованием;
— новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Федеральные площадки могут осуществлять также иные виды инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
В целях управления деятельностью инновационных площадок Минобрнауки России создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. В него входят представители Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Координационный орган готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах и программах; представляет Минобрнауки России предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками и т. д.
Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Минобрнауки России на основе предложений координационного органа.
В свою очередь, координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов или программ. Экспертиза осуществляется организацией, которую Минобрнауки России определяет на конкурсной основе.
Порядок признания организаций, действующих в сфере образования, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например:
— Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 сентября 2012 г. № 601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы»[14] (этим приказом было утверждено «Положение о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы»);
— Постановление Правительства Ленинградской области от 12 сентября 2014 г. № 419 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования Ленинградской области организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками Ленинградской области»[15];
— Приказ Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2015 г. № 34 «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики»[16] (этим приказом были утверждены: «Порядок осуществления инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики», «Положением о республиканской инновационной площадке», «Порядком представления инновационного образовательного проекта (программы)») и т. д.
Научная статья «Организация опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра менеджмента в образовании
Организация опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования
Выпускная квалификационная работа
слушателя Института дополнительного профессионального образования, обучающегося по ДПП профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент», профилю «Менеджмент в образовании»
Смысловой Галины Фёдоровны
д-р соц.н., доцент ____________ «___»__________ 20__г. / Н.В. Акинфиева/
1. Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях образования
2. Организация работы
3. Содержание и формы ОЭР
4. Классификация видов ОЭР
5. Научное руководство ОЭР в образовательных учреждениях
6. Программа опытно-экспериментальной работы МОУ «СОШ с. Вязовка»
Татищевского района Саратовской области
Список использованных источников и литературы …. ………….…. 35
Приложение. План реализации эксперимента.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
Но при этом в школе необходимо умелое и грамотное руководство всей опытно-экспериментальной деятельностью педагогов и их воспитанников.
О необходимости руководства творческой деятельностью учителей говорил В.А. Сухомлинский: «Искусство руководства общеобразовательной школой в том и заключается, чтобы учителей начальных классов и учителей средних и старших классов объединяли единые педагогические убеждения, чтобы индивидуальное творчество, а без него немыслим творческий коллектив, текло неиссякающими ручейками в единый поток коллективного мастерства, коллективного опыта, коллективной заботы о знаниях учеников» [170, т. 3, 24]. И, обращаясь к руководителям школы, продолжал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» [там же, 73].
Подтверждение этой мысли находим у Ш.А. Амонашвили: «Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, чтобы кто-то вроде завуча, вроде директора нашел в нем его «искру Божию» и постоянно, однако с осторожностью и заботливо, раздувал ее. Тогда обязательно возгорится в нем пламя» [6,329].
В опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в общеобразовательных классах школы.
Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но является необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития.
Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях образования
ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условии согласования с органами управления образованием.
Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальное и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами, утвержденными методическим советом школы, периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.). [2, с. 1]
Целесообразность, актуальность, новизна, научная обоснованность и обеспеченность ОЭР становится предметом экспертизы, осуществляемой экспертными советами. Общее научное руководство и координация ОЭР в школе осуществляет методический совет, работающий на основе Положения, утвержденного директором.
Опытно-экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, школьные методические объединения, экспериментальные группы и др.).
Педагоги-исследователи собираются на совещания (не реже двух раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, ыступления на научно-практических конференциях разного уровня. Руководство опытно-экспериментальной работой осуществляет экспертный совет школы, в который могут входить представители педагогической общественности: учителя, классные руководители, руководитель образовательного учреждения и другие специалисты. Экспертный совет избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря. [2, с. 3]
Экспертный совет рассматривает в течение одного месяца заявки от учителей школы на участие в опытно-экспериментальной работе; принимает решение о целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус школьной экспериментальной площадки (ШЭП) на основании квалифицированной экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по обеспечению эксперимента. Заключения экспертной комиссии является основанием для приказа директора образовательного учреждения.
Задачи экспертного совета:
1) обеспечивать быстрое реагирование педагогического коллектива на изменение педагогической ситуации, направлять деятельность на поиск путей и механизмов оптимизации учебно-воспитательного процесса в соответствии с практическими потребностями образовательного учреждения;
2) разрабатывать план опытно-экспериментальной работы в школе, анализировать его выполнение;
3) утверждать на основании заключения экспертной комиссии школьные экспериментальные площадки, темы и программы исследований творческих коллективов, индивидуальных поисков;
4) контролировать ход выполнения, сроки и результаты проводимых исследований, заслушивать отчеты руководителей и участников экспериментов;
5) координировать деятельность творческих групп в соответствии с целями и задачами инновационных преобразований школы;
6) проводить организационную работу по оказанию консультативной помощи педагогическим работникам, предоставлению необходимых рабочих материалов, подбору научных руководителей, литературы;
7) привлекать специалистов для рецензирования и внешней экспертизы авторских работ;
8) создавать условия для реализации программ научных исследований, внедрения в практику успешно завершившихся экспериментов;
9) информировать учителей о научных достижениях в различных отраслях знаний, передовом педагогическом опыте, основных направлениях развития профессиональной сферы деятельности;
10) вносить предложения администрации школы о поощрении учителей за практический вклад в разработку актуальных проблем, обеспечивающих инновационный характер развития образовательного учреждения. [2, с. 4]
Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях не реже одного раза в четверть, может созываться также по ходатайству 35 % его членов в течение одной недели после поступления заявления секретарю. Совет принимает решения открытым голосованием большинством голосов (2/3 списочного состава членов совета).
Заявка на организацию школьного эксперимента должна содержать:
обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;
программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;
формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, план проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.
Прекращение деятельности школьной экспериментальной площадки производится в случае завершения эксперимента или получения негативных результатов, оформляется приказом директора образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.
Содержание и формы ОЭР
Опытно-экспериментальная работа заключается:
1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжирование и исследование проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению;
2) в разработке и реализация целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создание учебно-методического комплекса;
3) в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала;
4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях;
5) в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в опытно-экспериментальной работе;
6) в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;
7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности. [2, с. 6]
Классификация видов ОЭР
Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы.
По характеру решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР может быть: фундаментальным исследованием, прикладным исследованием, разработкой, внедрением инновационного педагогического опыта в практику работы образовательного учреждения.
По составу авторов-исполнителей: индивидуальная и коллективная ОЭР.
По характеру мотивации: инициативная (по инициативе самого образовательного учреждения), заказная ОЭР.
По уровню объекта исследований эксперимента в структуре педагогической системы: системные, модульные или локальные исследования (изменения).
По компоненту педагогической системы, избранному в качестве объекта исследование эксперимента: цели образования, его содержание, технологии образования, организация образовательной деятельности, и т.д.
По степени актуальности: достаточно актуальная, актуальная, высокоактуальная. По длительности исследования: оперативная, среднесрочное исследование, длительная. По экспериментальной базе исследования: ОЭР на малой экспериментальной площадке (1-2 класса), ОЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов), ОЭР на базе общешкольной площадки.
Финансирование опытно-экспериментальной работы ОЭР в образовательных учреждениях всегда связана с некоторым риском. Ответственность за ее возможные негативные последствия распределяются между учредителями и исполнителями в соответствии с уровнем их компетенции. Полную ответственность за инициативную ОЭР несут учредитель и руководитель образовательного учреждения совместно с авторами и ответственными исполнителями.
Разрешения на эксперимент дают органы управления образованием разных уровней в рамках своей компетенции на основе рекомендаций соответствующих экспертных советов.
Руководство образовательного учреждения является административным руководителем и ответственным исполнителем ОЭР и несет ответственность за рациональное и эффективное использование ресурсов и финансовых средств, отпущенных на производство ОЭР.
Научное руководство ОЭР в образовательных учреждениях
Работа научного руководителя в образовательном учреждении организуется в постоянной или временной основе. Научный руководитель, работающий на постоянной основе, принимается на должность научного сотрудника образовательного учреждения. Временная работа научного руководителя организуется на основе договора или соглашения.
определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;
организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;
знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;
передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР. [2, с. 7]
В обязанности руководителя образовательного учреждения входит:
издание приказа (распоряжения) об организации ОЭР, об участниках ОЭР, об отчетности научному руководителю конкретных исполнителей, а так же создание необходимых для проведения ОЭР условий. Научный руководитель совместно с исполнителями ОЭР планирует их работу, формирует конкретные задания, контролирует ход и качество их выполнения, оказывает при необходимости консультативную и методическую помощь.
Исполнители ОЭР предоставляют научному руководителю результаты своей работы, зафиксированные в установленной им форме для дальнейшей обработки и включения их в итоговые материалы ОЭР. Научный руководитель предоставляет в экспертный совет по его требованию организационно-техническую документацию и отчеты о ОЭР, а также при необходимости обеспечивает доступ членов Совета на экспериментальные площадки.
Экспертный совет дает заключение о соответствии характера проводимой работы требованиям методологии педагогических исследований, при необходимости вырабатывает рекомендации по совершенствованию оцениваемой работы или вносит предложение в Управление образования о ее продолжении или прекращении.
Научный руководитель ОЭР несет должностную ответственность перед руководством образовательного учреждения: за качество программы ОЭР, обоснованность выбора предлагаемых для ее реализации средств и методов, а так же за своевременное и качественное выполнения научно-исследовательским коллективом намеченной программы ОЭР, качество полученных результатов.
Научный руководитель, кроме того, несет моральную ответственность: за возможные негативные последствия ОЭР для учащихся, за соблюдение норм педагогической и научной этики в ходе ОЭР, уважение авторских прав членов исследовательского коллектива, за корректность использования результатов ОЭР в образовательном учреждении.
Программа опытно-экспериментальной работы МОУ «СОШ с. Вязовка»
Татищевского района Саратовской области
Тема опытно-экспериментальной работы.
Формирование системы развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся в условиях перехода на ФГОС.
База опытно-экспериментальной работы.
МОУ «СОШ с.Вязовка» Татищевского района Саратовской области.
В школе функционирует библиотека, где находится большой фонд учебной, периодической и художественной литературы.
В школе один компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет.
Спортивный зал и тренажеры, спортивная площадка.
Все более актуальной в настоящее время становится проблема одаренности. Современное общество нуждается в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
В школе ведется определенная работа с детьми, направленная на развитие их творческих способностей, мобильности, социальной значимости в обществе. Обучающиеся школы посещают кружки по интересам, факультативные занятия.
С целью повышения интереса к предмету и качества знаний обучающихся проводятся предметные недели, школьные предметные олимпиады.
Новым шагом в работе с одаренными детьми стало участие обучающихся и педагогов в дистанционных олимпиадах.
Но все эти мероприятия носят локальный характер, Вся деятельность с одаренными детьми в школах разрознена, не четко структурирована, она осуществляется различными индивидуальными и коллективными субъектами, иногда параллельно, дублируя друг друга. В процессе управления работой с одаренными детьми доминирует организационная функция, а аналитическая и координационная представлены фрагментарно.
Вместе с тем, проведенный анализ позволил обобщить проблемы, главной из которых является отсутствие системности в организации сопровождения развития одаренных детей, в том числе:
не определены ведущие направления в этой деятельности;
слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
недостаточна мотивационная поддержка работы с одаренными детьми;
не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных ^обучающихся, отсутствует мониторинг их продвижения в социуме и районе;
не создана информационная база сопровождения одаренных детей в школе и филиалах.
Основные теоретические положения.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
В условиях общеобразовательного учреждения сформировать развивающую образовательную среду для одарённых детей, способствующую раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики ребенка
Изучение возможностей образовательной среды для развития одаренности детей
Индивидуальная траектория личностного продвижения одаренного ребенка
При специально организованной многоуровневой и многофункциональной среде возникает потребность для развития интеллектуального потенциала обучающегося
Повысить уровень компетентности педагогических работников и родителей в вопросах детской одаренности;
обновить содержание образования и технологическое обеспечение образовательного процесса;
создать систему социально-психологического сопровождения одарённых детей;
разработать комплекс мероприятий, способствующих развитию одарённых детей;
активизировать социальное партнёрство с учреждениями социума;
создать соответствующую материально-техническую инфраструктуру общеобразовательного учреждения.
Основные этапы исследования.
Подготовительный этап : февраль 2014- август 2014
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с
одаренными обучающимися в школе.
Изучение нормативной базы.
Планирование работы с одаренными обучающимися.
Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социального педагога и заместителя директора по УВР школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
творческое мышление, уровень самооценки, толерантность,
предпочтительные виды деятельности, доминирование правого или левого полушария, сила интуиции, лидерские качества, карта интересов, диагностика задатков и склонностей личности, поведенческие характеристики одаренных детей.
Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики социального педагога.
На основе анализа ситуации разрабатывается программа работы с одаренными детьми.
Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми. Работу необходимо проводить по трем ступеням:
1 ступень (1—4 класс) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом
этапе урочная и внеурочная деятельность организуется как единый процесс, направленный на развитие познавательных способностей. На этом этапе необходимо составить и реализовать совместный план работы с социальными партнерами, предложить обучающимся такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, интеллектуальные, физические и др. потребности. Выстраивание урочной и внеурочной деятельности так, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и Ш ступени.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно- практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система вне классной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает Й игра.
3 ступень. Старшая школа является особым образовательным
пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается
выполнение обществом его обязательной функции по формированию
социально-адаптированной личности, а, с другой стороны, реально
происходит создание условий для формирования комплекса компетенций,
которые рассматриваются как способности человека реализовать свои
замыслы в условиях многофакторного информационного
коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые
принципы и методология организации образовательного пространства в
школе:
выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
— четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
На всех ступенях обучения у обучающихся создается «портфолио», в котором отражается личностный рост.
Апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи:
-Диагностика склонностей учащихся.
-Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
-Повышение квалификации педагогов.
Ожидаемые результаты эксперимента.
совершенствование системы работы с одаренными детьми;
повышение профессионального уровня педагогических работников школы через внедрение инновационных форм работы;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
регулярные публикации в средствах массовой информации.