На что направлена финансовая политика государства
Финансовая политика государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «политика»
Мы часто можем встретить термин «политика». Он применяется в различных сочетаниях: «внешняя политика», «внутренняя политика», «социальная политика» и т.п. Этот термин имеет древнегреческие корни. Первичное его значение трактовалось следующим образом:
«Политика – есть искусство управления городом (полисом)».
Во времена Древней Греции города имели статус отдельного государства (город-государство). Поэтому под политикой подразумевали способ управления государством. В настоящее время данный термин имеет несколько близких вариантов толкования:
Ввиду многообразия задач, стоящих перед государством, обществом и даже перед конкретным предприятием, понятие «политика» делят на ряд составляющих. Это разделение позволяет конкретизировать применение отдельных инструментов для решения конкретного вопроса.
Понятие «финансовая политика»
Одной из важнейших сторон деятельности государства является решение хозяйственных вопросов.
Совокупность взаимоотношений между социальными группами и организациями, направленная на решение хозяйственных вопросов развития государства, общества, отдельного предприятия, называется экономической политикой.
Важной составляющей экономической политики является финансовая политика.
Финансовой политикой является часть экономической политики, направленная на создание (формирование) как можно большего объема финансовых ресурсов в качестве материальной основы для решения конкретных задач и поставленных целей.
Готовые работы на аналогичную тему
Зачастую финансовую политику рассматривают как самостоятельный вид политики, влияющий на всю остальную деятельность предприятия, общества, государства. Некоторые специалисты дают более общее определение термина «финансовая политика»:
«Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов применения финансовых ресурсов».
Содержание и задачи финансовой политики
Основой финансовой политики является обеспечение стратегического направления и перспективы использования финансовых ресурсов. Эти направления соответствуют целям, которые ставятся перед коллективом, предприятием, обществом или государством. С другой стороны они определяются экономическими возможностями той или иной социальной общности.
Содержанием финансовой политики являются следующие моменты: необходимость разработать общую концепцию финансовой политики; выделение наиболее важных направлений, целей и задач; формирование соответствующего финансового механизма; регулирование финансовой деятельности на всех уровнях хозяйствования.
Перед финансовой политикой стоят следующие задачи:
Ввиду важности финансовых вопросов для жизни различных уровней организации нашего общества выделяют несколько уровней финансовой политики. Мировой (международный) и региональный уровни решают вопросы финансовых отношений между государствами. Национальный (федеральный или государственный) уровень определяет особенности финансовой политики на уровне государства. Элементарным уровнем финансовой политики можно считать уровень отдельного домохозяйства или уровень отдельного предпринимателя.
Государственная финансовая политика
Динамичное развитие государства во многом определяется эффективностью его финансовой политики.
Финансовой политикой государства называется деятельность государства по мобилизации финансовых ресурсов, их рациональному распределению и использованию в соответствии со стратегическими государственными интересами и на основе действующего финансового законодательства.
Основу финансовой политики государства составляют отношения между государством (государственным аппаратом и органами государственной власти) и субъектами экономической деятельности по вопросам накопления финансов и их эффективного использования. Во внимание обязательно принимаются основные политически цели общества и необходимость решить некоторые социальные вопросы. С помощью финансовой политики осуществляется влияние на структуру экономики и ее изменения. Благодаря мерам финансовой политики происходят реконструирование предприятий и реорганизация отраслей. Финансовая политика государства помогает определить приоритетные направления развития страны и общества.
Ввиду выше сказанного, можно выразить, что важнейшими целями финансовой политики государства являются:
При формировании финансовой политики обязательно придерживаются научного подхода и учета конкретной исторической ситуации. Необходимо тщательно анализировать опыт мировой экономической деятельности и возможность многовариантности исторических и экономических процессов. При решении финансовых вопросов необходим комплексный подход и курс на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Discovered
О финансах и не только…
Финансовая политика государства
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Финансовая политика должна обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы государства и на этой основе — более эффективное выполнение государством социальных, экономических, экологических, оборонных, образовательных и иных функций.
Финансовая политика государства: понятие и сущность
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, уровень конкурентоспособности страны, инвестиционный климат и прочие факторы.
Финансовая политика государства — это совокупность мер страны по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию с целью достижения определенных экономических, социальных и международных целей, подчиненных реализации интересов общества.
Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов, и системой мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления относительно достижения поставленных целей. При этом меры в финансовой сфере и каждой из ее подсистем должны быть согласованы с теми, которые осуществляются в других сегментах социально-экономической политики — денежно-кредитном, ценовом, оплаты труда.
Важнейшая цель финансовой политики — увеличить объем финансовых ресурсов на основе экономического развития, наращивания государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
С учетом изложенного необходимо определить оптимальные объемы централизации финансовых ресурсов в сфере распределения государственных финансов, рационально распределять их и эффективно использовать, в частности для реализации целевых программ (общегосударственных, межрегиональных). Центром финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.
Финансовая политика содержит следующие аспекты:
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Она включает в себя три основных элемента:
Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Цели финансовой политики государства
Целями финансовой политики могут являться:
Задачи финансовой политики государства
Задачами финансовой политики являются:
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне: мировом, региональном, национальном, на уровне отдельных регионов внутри страны, на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта), отдельного предпринимателя, на уровне отдельного домохозяйства.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Таким образом, финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование. Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими
финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами —
Финансовый механизм
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.
Финансовый механизм — это совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Например, в бюджетно-финансовой сфере при помощи налогов (см. Налоги и налоговая система) как формы изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения реализуются основные финансовые отношения между ними и государством. Предоставляя субсидии для производства отдельных социально значимых товаров (продуктов питания, медицинских препаратов и т.п.), финансовую поддержку отдельным отраслям и предприятиям, государство тем самым реализует особый вид финансовых отношений в этой сфере.
Таким образом, в пределах производства общественного продукта, финансовый механизм выполняет функции:
В подсистеме финансов хозяйствующих субъектов финансовый механизм проявляется в соотношении отдельных форм денежных доходов и накоплений, распределении чистой прибыли, использовании средств из фондов предприятий.
В структуре финансового механизма выделяют мобильный блок элементов, состоящий из налоговых ставок, базы налогообложения, нормативов обязательного резервирования денежных средств, учетной ставки рефинансирования, уровня нормированных затрат. Эти элементы чаще, чем другие, корректируются с учетом интересов субъектов экономических отношений и особенностей экономики.
Финансовый механизм можно представить как применение определенных финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, предусмотренных законодательно-нормативными актами, с целью осуществления распределения и перераспределения ВВП.
В современных условиях усовершенствование финансового механизма происходит по следующим направлениям:
Процесс распределения и перераспределения произведенного в обществе валового внутреннего продукта обеспечивается с применением метода финансового планирования.
Финансовое планирование — это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом.
При выполнении финансовых планов возникает потребность в финансовом оперативном управлении как деятельности, связанной с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов. Во время составления и выполнения финансовых планов, а также по окончании определенных периодов осуществляется финансовый контроль, направленный на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, а также целевого расходования из соответствующих фондов.
Финансовый контроль является необходимым условием бесперебойного и постепенного развития экономики. Он может быть государственным и внутрихозяйственным, по времени — предварительным, текущим и дальнейшим и осуществляться разными методами (ревизия, проверка, обследование и т.п.) (более детально см. Государственный финансовый контроль).
Финансовое обеспечение — это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.
Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются следующие:
Финансовое регулирование — это метод финансового воздействия, связанный с регулированием экономических процессов.
Основными элементами финансового регулирования являются следующие:
Чтобы заинтересовать хозяйствующие субъекты в достижении лучших результатов, используются такие инструменты, как финансовые стимулы. К ним относятся:
Среди финансовых инструментов важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность хозяйствующих субъектов за выполнение взятых обязательств. В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Самыми распространенными из них являются штрафы и пени.
Реализация экономической политики государства
Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:
Разумеется, финансовая политика начинает прямо влиять на экономику только на третьем этапе, но такое влияние определяется содержанием двух предыдущих этапов.
Финансовую политику рассматривают преимущественно в определенном временном периоде: долгосрочном (перспективном) или краткосрочном (текущем).
Текущая финансовая политика связана с оперативным регулированием звеньев финансовой системы, их сбалансированием и поддержкой равновесия между ними.
Перспективная финансовая политика рассчитана на продолжительный период. Она должна обеспечить выполнение стратегических масштабных заданий, требующих больших затрат времени и капитала. Стратегические задания финансовой политики чаще всего связывают со структурными изменениями в финансовой системе и финансовом механизме в целом.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика – это краткосрочная политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.
В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства.
Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения форм организации финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Временной период финансовой политики определяет способы и методы ее реализации. Их регулирующее содержание связано с выбором одного из трех основных направлений финансовой политики: экономического развития, стабилизации или ограничения деловой активности. Указанные направления применяют в контексте конкретных социально-экономических условий страны. С каждым вариантом связаны определенные меры по реализации финансовой политики.
Под политикой экономического развития подразумевают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта (ВНП) и повышение уровня занятости населения.
Политика стабилизации — это система финансовых мер, направленных на поддержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне.
Политика ограничения деловой активности — это система сдерживающих финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реального объема ВВП по сравнению с достигнутыми. Правительство применяет такую политику в периоды экономического подъема для того, чтобы предотвратить кризис перепроизводства.
Виды финансовой политики государства
В составе финансовой политики выделяют два направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику.
Виды финансовой политики
Бюджетно-налоговая политика — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы. В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются:
Таким образом, целями бюджетно-налоговой политики являются:
Инструментами бюджетно-налоговой политики являются:
В рамках бюджетно-налоговой политики определяются виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов (см. Налоговая политика). Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности, причем как налоговой системы в целом, так и отдельного налога. Однако необходимо отметить, что к бюджетно-налоговой политике относятся только такие манипуляции государства с бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в национальном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы посредством регулирования деятельности банковской системы и др.
Главной целью денежно-кредитной политики является достижение устойчивого роста общественного производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах, а тактическая — в проведении последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
В последние годы все большее значение приобретает международная финансовая политика, проводимая международными финансовыми организациями и международными финансовыми институтами (МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонским клубом банков-кредиторов, Парижским клубом стран-кредиторов и др.). В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных финансов, оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Такая финансовая поддержка оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических и политических условий, несоблюдение которых грозит стране-нарушителю серьезными санкциями.
Типы финансовой политики государства
Выделяют следующие типы финансовой политики:
Типы финансовой политики
Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (см. Экономика свободной конкуренции).
Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные, с точки зрения взимания, прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).
Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.
В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.
В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход дает возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.
Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом.
Неоклассический тип. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.
Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.
Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной в середине 90-х годов ХХ века. Монетарная политика – это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определенные специфические механизмы работы, направлены на достижение определенных макроэкономических целей.
Основные цели и задания монетарной политики:
Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.
Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения ее принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.