На что направлена информативная функция интервью
Информационное интервью: характеристика жанра, виды, технология работы над текстом.
Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал..
В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только «источник» — высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов. Главный предмет обсуждения — новые факты. Важно создать у читателя впечатление обоснованности выступления именно этого человека в качестве источника сведений, необходима и удостоверенность фактов. Диалог в данном случае — средство доступной подачи информации.
Второй вариант информативного интервью — опрос очевидцев и участников: Как это было? Чаще всего подается в виде интервью-репортажа, с фрагментами «картинки». Главный предмет обсуждения — впечатления. Важны вопросы, раскрывающие впечатления очевидца, уточняющие внезапные происшествия, воспоминания о поступках. Для сообщения важны обстоятельства беседы, наблюдение за поведением и реакциями собеседника и так называемая «личностная детализация» происходящего.
Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника.
Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты. Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.
Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний «скулеж». При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие. Так подтверждается известное определение жанра: интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом, представляющая общественный интерес и предназначенная для опубликования или передачи по радио и телевидению.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Информационное интервью: характеристика жанра, виды, технология работы над текстом.
Информационное интервью: характеристика жанра, виды, технология работы над текстом.
Информационное интервью: характеристика жанра, виды, технология работы над текстом.
Интервью как метод психодиагностики
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
Основные отличия интервью:
Ситуации, где эффективны интервью:
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:
Неблагоприятная обстановка характеризуется:
Виды интервью:
Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
Направленное интервью предполагает:
Достоинство направленной техники:
Недостатки направленной техники:
Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
Достоинства групповой техники:
Недостатки групповой техники:
В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.
Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.
По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:
Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.
Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.
По месту проведения интервью выделяют :
По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.
Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.
По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.
Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.
Интервью. Сущность понятия и функции
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
Основные отличия интервью:
· непосредственный,прямой контакт исследователя с испытуемым(в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
· устная форма этого контакта(в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
Ситуации, где эффективны интервью:
· зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
· пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
· в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
· непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
· большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
· возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
· позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
· ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
· личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
· возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
· устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
· личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
· повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
· возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
· в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
· более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
· при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.
Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Недостатки интервью:
· значительные временные затраты;
· обстановка интервью может не располагать к откровенности;
· необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
· трудность подготовки интервьюеров;
· требует специальной подготовки и солидного тренинга;
· разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
· невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
· нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
· эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
· семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.
Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:
· отсутствием посторонних лиц;
· созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
Неблагоприятная обстановка характеризуется:
· отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
· занятие информанта рабочими и домашними делами;
· прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
· прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
Виды интервью:
· открытые — закрытые и др.
Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
Стандартизированного интервью— интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.
Полустандартизированное интервью— вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.
Направленное интервью предполагает:
· четкий план интервью,
· использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
· «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.
Достоинство направленной техники:
· позволяет использовать не только специалистов,
· возможность последующей стандартизации ответов.
Недостатки направленной техники:
· возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
· некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.
Групповое интервьюиспользуется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
Достоинства групповой техники:
· присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;
· групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.
Недостатки групповой техники:
· участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
· большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
· особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
· необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.
В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.
Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
· фокусированное или направленное;
Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.
По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:
· индивидуальное, или личное;
Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.
Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.
По месту проведения интервью выделяют :
· по месту жительства;
По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.
Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.
По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.
Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.
На что направлена информативная функция интервью
Термин «интервью» дословно переводится как беседа. Исторически интервью возникло в форме диалога. Обратимся к этимологии слова. Диалог в переводе с французского означает процесс общения между двумя собеседниками. Следовательно, диалог проявляется в общении и можно говорить, что интервью – это не только беседа, но и диалог. Таким образом, интервью возникает как следствие человеческого общения [9, с. 1109].
Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость [3, с. 21]. Форма диалога берет свое начало с античности. Именно на основе диалога были построены философские трактаты Сократа и Платона. Платон в своих философских диалогах раскрывал свое мировосприятие. Тем не менее, нельзя говорить о возникновении интервью, как о времени возникновения речи.
Поэтому за основу появления диалога, а, соответственно, и интервью, следует считать время появления диалогического построения культурных текстов [14, с. 52]. Как диалогически построенный текст интервью существовал до XIX века. Начало этого столетия было ознаменовано появлением в печатных средствах массовой информации публикаций в форме «вопрос-ответ». Поэтому можно говорить о зарождении интервью как журналистского жанра именно в эту эпоху. В России окончательное формирование интервью как жара приходится на середину XX века – советский период. В то время типичным было увидеть журналиста с блокнотом, задающего вопросы на определение показателей выполнения плана работы. Тем не менее, нельзя говорить о жанре интервью как о распространенном в советской печати. Интервью указанного периода по своему содержанию мало привлекало аудиторию из-за сухости изложения и штамповых слов. Поэтому этот жанр был непопулярен на страницах советской публицистики.
Период «оттепели» в отечественной журналистике можно считать рассветом жанра интервью. Этот период ознаменован снижением давления на средства массовой информации со стороны правительства страны. Еще большую популярность жанр интервью приобретает в перестроечное время. В наши дни интервью становится во главе всех жанров журналистике во всех средствах массовой информации. Понятие «интервью» в современной науке трактуется весьма широко.
В широком смысле, интервью является формой сбора определенной информации журналистов в ходе беседы при помощи формы «вопрос-ответ». Исследователь С.Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» определяет интервью как акт коммуникации, который основан на диалоге интервьюера и интервьюируемого.
Основной целью интервью С.Н. Ильченко определяет получение информации, определенного мнения или суждения от респондента [11, с. 3]. Так, данное утверждения позволяет говорить о совпадении структуры жанра и интервью и интервью как метода сбора информации [1, с. 142]. В.В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника [6, с. 176].
Интервью как метод сбора информации основан на данных социологического исследования, проводимого в непосредственном контакте интервьюера и интервьюированного. Как метод сбора информации интервью применяется во многих науках: криминологии, медицине, социологии, журналистике, психологии и пр. [5, с. 215] В основе многих социологических исследованиях интервью как метод сбора информации ставят в один ряд с анкетированием. Тем не менее, анкетирование не предполагает наличие интервьюера, в то время как в интервью это условие необходимо, так как в основе любого интервью лежит диалог собеседников и получение ответов на заданные социологическим исследованием вопросы [2, с. 162]. Таким образом, метод интервью является уникальным методом исследования в социальном познании личности [10, с. 214]. В отличие от анкетирования метод интервью предъявляет определенные требования при подготовке, проведении, обработке полученных данных.
Это обусловлено тем, что вся полученная при подготовке к интервью информация должна быть уточнена в ходе беседы и окончательно сформирована на этапе обработки результатов. Метод интервью сочетает в себе методы опроса и наблюдения, что является его преимуществом над остальными методами исследования. Тем не менее, следует различать интервью как журналистский жанр и интервью как метод сбора информации. В отношении метода сбора информации интервью выступает в форме целенаправленной беседы, целью которой является получение ответов на вопросы, заложенных в программе исследования. В свою очередь интервью как жанр журналистики относится к группе информационных жанров.
В его основе лежит диалог журналиста и героя публикации, направленный на передачу актуальной социально-значимой информации. Как правило, интервью берется у интересных для потенциальной аудитории лиц [16, с. 47]. Тем не менее, неверным будет использование жанра интервью лишь для передачи слов собеседника. Интервью по своему целевому назначению должно быть актуальным для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер, интересным для целевой аудитории. Интервью может выступать как официальный политический документ в случаях, когда оно проводится с крупными политическими деятелями: глава правительства, президент, депутат. Официальное интервью направлено на отражение не индивидуального мнения, а на выражение точки зрения официальной власти [15, с. 113].
Интервью как информационный жанр журналистики должен отвечать на вопросы «что? где? когда?». При условии ответов на вопросы «почему? зачем? каким образом?» интервью переходит в жанр аналитической журналистики [17, с. 32]. В зависимости от тематического наполнения интервью происходит определение журналистом интервьюируемого [4, с. 325]. Процедура интервью является трудоемкой: от определения тематики, выбора места и времени проведения интервью до обработки результатов и публикации [8, с. 102].
Достоинствами интервью, в сравнении с остальными журналистскими жанрами, можно выделить: получение исчерпывающей и достоверной информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента в ходе непринужденной беседы; возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию; построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. Важным моментом в проведении интервью является возможность корректировки плана беседы.
Недостатками интервью являются: временные и материальные затраты трудоемкость в подготовке; привлечение компетентных специалистов для получения ответов на узкопрофильные темы; стилистическая и лексическая составляющая интервью также может быть барьером при общении собеседников; проблема анонимности респондента; низкая оперативность. Данные недостатки не могут являться серьезными препятствиями в работе интервьюера. Скорее они в большей степени ориентируют журналистов на оптимизацию и совершенствование процедуры интервью [13, с. 74].
Так, при грамотном проведении интервью следует опираться на приемы и методику его проведения: грамотно подходить к выбору объекта интервью; тщательно готовить опросный лист; выбирать место и время проведения интервью, способствующие непринужденной беседе; проводить интервью в соответствии с заготовленным опросным листом; обрабатывать данные и оформлять проведенное интервью [7, с. 63].
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению интервью, следует определить профессиональные качества интервьюера. К ним относятся инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. От личности журналиста-интервьюера зависит успех проведенного интервью [12, с. 326]. Интервьюеру не следует ограничивать время проведения интервью и не торопить собеседника с ответами на вопросы.
Темп интервью зависит от ряда позиций: специфика темы, социальный статус интервьюируемого, уровень образования, возраст. При проведении беседы интервьюер должен свободно ориентироваться в опросном листе, чтобы иметь возможность делать переходы в ходе интервью [1, с. 124]. В журналистском творчестве интервью выполняет свои функции, а именно получение информации посредством взаимодействия с респондентом; воздействие на респондента по отдельным вопросам в ходе ведения интервью.
Среди функций интервью выделяются информативная, идеологическая и воздействующая. Первая функция заключается в том, что для поддержания интереса аудитории в интервью должно состоять из актуальных вопросов интервьюера и обстоятельных ответов респондента. Вторая функция нацелена на пропаганду ценностных ориентиров, принятых в конкретную культурно-историческую эпоху. Основой воздействующей функции является вовлечение целевой аудитории в процесс выработки отношения к тому или иному явлению, рассматриваемому в интервью. Таким образом, анализ обозначенной проблематики позволяет сделать вывод, что и в русле журналистского жанра, и как метод исследования интервью в своей основе направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Соответственно главной особенностью интервью следует выделить актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы.
1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М., 1979.
3. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.
4. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.
5. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.
6. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. М.: КНОРУС, 2010.
7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
8. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Долгина Е.С., Веснина М.А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 1109–1111.
10. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Стилистика русского языка. Жанрокоммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.
11. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2003.
12. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / под ред. А.В. Западова. М.: Высшая школа, 1973.
13. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
14. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000.
15. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Аспект-Пресс, 2000.
16. Тепляшина А.Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. СПб: Логос, 1997.
17. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2002.