На что направлена продуктивная деятельность дошкольников на воспитание познавательной активности
Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации
«Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации»
Панкратова Н. А., старший воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска,
Айтуганова Ольга Николаевна, воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.
В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенка дошкольноговозраста важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
В продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей дошкольного возраста повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала.
Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.
В дошкольном образовательном учреждении применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения,в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев.
Важно поддерживать интерес детей дошкольного возраста к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.
Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дошкольном образовательномучреждении применяют три вида лепки:
1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);
2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы,
3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).
Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).
Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям и по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры головоломки.
Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование, робототехника.
Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.
Дети дошкольного возраста учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.
В образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно.
Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.
2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М. : Просвещение, 2012.187с.
3. Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. №3. С. 844846.
4. Халезова Н. Б. и др.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. И доп. М. : Просвещение, 2012.88с.
«Педагог года дошкольной образовательной организации-2019» (видео) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.
Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.
Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.
LEGO-конструирование в дошкольной образовательной организации Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают.
Модель центра познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации В группе детского сада создан уголок безопасности дорожного движения. Для ознакомления детей с правилами ПДД я использую: • атрибуты дорожно-постовой.
Основные формы и виды коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей.
Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.
Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации Воспитание – одна из главных задач общества. Это общественно значимый процесс и одна из основных категорий педагогики. Актуальность темы.
Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.
Продуктивная деятельность в дошкольном образовании
Продуктивная деятельность в дошкольном образовании
Введение новых Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования
диктует обновление содержания и форм работы с детьми.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.
Актуальность проблемы
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлённы ми и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельнос ти. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей напрямую зависит от развития тонкой моторики пальцев рук. Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.
Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Виды продуктивной деятельности
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются:
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают:
Изобразительную деятельность составляют:
Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникацию, социализацию, безопасность, речевое развитие.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. В данном опыте, я не буду представлять традиционные техники изобразительной деятельности, а остановлюсь на таких техниках как:
— монотипия, по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении;
— граттаж еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов;
— пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.
Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества (устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности. Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.
Существуют следующие виды конструирования:
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести:
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Содержание продуктивной деятельности:
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии с родителями можно использовать следующие формы работы:
Вывод
Систематическая работа продуктивной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста способствует формированию у детей творческих способностей, улучшает психологическое самочувствие каждого ребенка в группе и позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе.
Продуктивная деятельность дошкольников
Содержание:
Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.
Что такое продуктивные виды деятельности?
Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:
Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.
Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?
Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.
Направления продуктивной деятельности
Есть несколько направлений продуктивной деятельности:
Проделанная работа даёт следующие результаты:
Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:
При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.
Особенности разных видов продуктивной деятельности
В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.
Изобразительное искусство
В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.
Рисование
Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.
Другие виды продуктивной деятельности
Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:
Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят – животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.
Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:
К бумаге есть лишь одно требование – быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка – манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании – так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:
Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами. Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.
Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:
Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.
Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в: