На что направлена санитарная охрана территории рф
Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ в пункт 1 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 2 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.
2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3. Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 4 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.
4. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также таможенными органами в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.
ГАРАНТ:
См. МУ 3.4.1179-02 «Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 5 декабря 2002 г.
При осуществлении санитарно-карантинного контроля в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии товаров и грузов на территорию Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, утвержденную приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1996
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товаров и грузов должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров и грузов) определяется Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
4.1. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, на определенный период, а также порядок осуществления такого контроля.
По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:
о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;
о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в специально оборудованные и оснащенные места назначения (доставки) для завершения санитарно-карантинного контроля должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
о направлении товаров и грузов в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Информация об изменениях:
Положения пункта 4.2 применяются до 1 января 2022 г.
4.2. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, а также порядок осуществления такого контроля.
По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:
о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;
о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Информация об изменениях:
Положения пункта 4.3 применяются до 1 января 2022 г.
4.3. При осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 4 и 4.2 настоящей статьи, могут осуществлять между собой информационное взаимодействие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
5. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
На что направлена санитарная охрана территории рф
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
3.4. Санитарная охрана территории
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ростовским-на-Дону научно-исследовательским противочумным институтом Госкомсанэпиднадзора России (Г.М.Мединский, Б.Н.Мишанькин, Ю.Г.Киреев, В.И.Прометной, А.П.Данилкин);
Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им.Марциновского Госкомсанэпиднадзора России (А.М.Баранова);
Центральным институтом эпидемиологии Госкомсанэпиднадзора России (Б.Л.Черкасский);
Противочумным центром Госкомсанэпиднадзора России (Л.А.Калошина, К.С.Фонарева, А.А.Кюрегян);
Минздравмедпромом России (Ю.М.Федоров, Г.Ф.Лазикова);
Госкомсанэпиднадзором России (Г.Г.Онищенко, С.В.Семенов, А.А.Ясинский, Б.Г.Лыткин, О.А.Васильев).
2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1995 года N 13.
3. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН Правил по санитарной охране территории СССР, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 июля 1983 года N 858.
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Общие положения и область применения
В Санитарных правилах учтены требования Международных медико-санитарных правил, принятых на ХХII Всемирной ассамблее здравоохранения от 25 июля 1969 года, с изменениями и дополнениями, внесенными в 1973 и 1981 годах.
В случаях, не предусмотренных настоящими Санитарными правилами, следует руководствоваться Международными медико-санитарными правилами.
1.5. Перечень ввозимых потенциально опасных для здоровья населения товаров, на которые распространяется действие настоящих Санитарных правил, устанавливается Госкомсанэпиднадзором России с учетом требований международных договоров.
1.6. Санитарные правила применяются в отношении:
1.6.1. Болезней, на которые распространяются Правила:
при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
при проведении противоэпидемических мероприятий на территории Российской Федерации.
1.6.2. Ввозимых на территорию Российской Федерации товаров:
при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации;
при согласовании с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России контрактной (договорной) документации на поставку в Российскую Федерацию товаров из-за рубежа.
1.7. Санитарная охрана территории Российской Федерации обеспечивается:
осуществлением госсанэпиднадзора за выполнением требований санитарного законодательства Российской Федерации и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением требований настоящих Санитарных правил;
осуществлением санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в пунктах таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации;
осуществлением постоянного санитарно-эпидемиологического наблюдения за территориями эндемичных природных очагов чумы и других инфекционных заболеваний;
разработкой и введением в действие санитарно-гигиенических и противоэпидемических нормативных и методических документов, регламентирующих порядок организации и проведения мероприятий по санитарной охране территории, современных методов контроля, диагностики, лечения и профилактики Болезней, а также неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с пищевой продукцией или воздействием токсичных веществ;
введением в случае угрозы завоза и распространения Болезней в установленном законодательством Российской Федерации порядке, карантина или других ограничительных мероприятий, предусматривающих особые условия и режимы проживания населения, пересечения лицами и перемещения товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, ведения хозяйственной деятельности, реализации (использования, применения) товаров;
разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых программ и комплексных планов мероприятий по санитарной охране территории;
распространением информации Всемирной Организации Здравоохранения о заболеваемости Болезнями в мире;
распространением информации о наличии зараженных районов на территории Российской Федерации, случаях завоза на территорию Российской Федерации Болезней, а также потенциально опасных для населения товаров, о проводимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятиях;
обменом информацией по вопросам санитарной охраны территории с международными организациями и национальными органами здравоохранения.
1.8. Выполнение требований, определенных настоящими Санитарными правилами, обязательно для всех организаций и учреждений органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц независимо от подчиненности и форм собственности, а также физических лиц вне зависимости от подданства и гражданства (в том числе без подданства и гражданства).
1.9. В случаях несоблюдения требований настоящих Санитарных правил, а также при невыполнении постановлений или предписаний должностных лиц Госсанэпидслужбы России по вопросам санитарной охраны территории должностные лица организаций и учреждений органов государственной власти и местного самоуправления, юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, а также физические лица вне зависимости от подданства и гражданства (в том числе без подданства и гражданства) могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года*
2.4. Таможенный кодекс Российской Федерации, введен в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5223-1.
2.5. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625*
2.6. Международные медико-санитарные правила, принятые на XXII Всемирной ассамблее здравоохранения от 25 июля 1969 года с изменениями и дополнениями, внесенными на ХХVI и ХХХIV Всемирных ассамблеях здравоохранения от 23 мая 1973 года и 20 мая 1981 года (Женева, третье аннотированное издание 1985 года).
2.7. Международная классификация болезней, утвержденная XXIX Всемирной ассамблеей здравоохранения, 1976 год (Женева, 1980 год).
3. Термимы и определения
О внесении изменений в СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ»
13 апреля 2016 10:21 | эпидемиологический надзор
С 27 февраля 2016 года введены в действие изменения №2 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2016 №1 (зарегистрировано Минюстом России10.02.2016, регистрационный №41052).
1) Пункт 4.4. дополнить абзацем следующего содержания:
2) Пункт 4.8. дополнить абзацем следующего содержания:
«получают от диспетчеров (дежурных) аэропортов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов и автостанций, других транспортных организаций информацию о наличии на транспортных средствах больных с подозрением на Болезнь».
3) Пункт 4.12. изложить в следующей редакции:
«Ответственные члены экипажа транспортного средства заблаговременно информируют аэропорт, порт, железнодорожный вокзал, автовокзал, автостанцию прибытия о каждом случае болезни на борту, в поезде, автобусе по рекомендованным формам, а также о санитарном состоянии на транспортном средстве. Руководители транспортных организаций обеспечивают немедленную передачу полученной информации о случаях подозрения на болезнь администрации аэропорта, вокзала, порта, станции, а также должностным лицам, на которых возложено проведение санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через государственную границу.
Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции обеспечивает:
— прибытие непосредственно к транспортному средству бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными);
— прибытие транспорта для перевозки условно здоровых пассажиров, подвергшихся риску заражения, в медицинскую организацию для наблюдения в условиях изоляции. Определение и количество лиц для изоляции, а также её сроки устанавливает должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, о чем вносит соответствующие предложения представителям транспортной и медицинской организаций в виде предписаний.».
4) Пункт 5.1. изложить в следующей редакции:
«При выявлении больного (подозрительного) Болезнью на морском судне в рейсе проводятся следующие мероприятия:
— немедленная изоляция до прибытия в ближайший пункт назначения, где имеются условия для его госпитализации и лечения; место изоляции должно быть недоступно для комаров;
— немедленное информирование о больном порта приписки и близлежащих портов, через порт устанавливается связь с организациями эпидемиологического профиля для согласования действий в рамках проведения первичных противоэпидемических мероприятий;
— лица, бывшие в тесном контакте с больным, изолируются в каютах и других помещениях; за всеми лицами, общавшимися с больным, устанавливается медицинское наблюдение; лицам, общавшимся с больным, по показаниям проводится экстренная профилактика;
5) Пункт 5.4. изложить в следующей редакции:
«Иностранные граждане, подозрительные на заболевание, госпитализируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При несогласии оформляется письменный отказ от госпитализации в присутствии представителей пограничной службы при информировании (присутствии) представителя посольства или консульства. Указанный иностранный гражданин не допускается для въезда в страну и может быть временно помещен в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса о его возвращении в страну выезда».
6) Пункт 5.5. изложить в следующей редакции:
«По прибытии на территорию Российской Федерации транспортного средства, на котором имеются больные (подозрительные) Болезнью павшие грызуны, принимаются следующие меры:
5.5.1. Экипаж транспортного средства:
— до прибытия информирует диспетчеров (дежурных) портов, аэропортов, вокзалов о наличии больных;
— отводит транспортное средство по решению администрации (аэропорта, вокзала, порта, станции, пункта пропуска) к санитарному причалу, на санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик;
— приостанавливает выход членов экипажа и пассажиров, выгрузку багажа, грузов до получения разрешения должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль.
5.5.2. Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции:
— обеспечивает немедленное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль;
— обеспечивает готовность медицинского персонала транспортного узла к освидетельствованию больного, а также готовность изолятора медицинского пункта к приему больных;
— обеспечивает вызов бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) и её подъезд непосредственно к транспортному средству;
— обеспечивает вызов специализированной организации для проведения дезинфекции транспортного средства, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве;
— обеспечивает вызов транспортных средств для перевозки лиц, подвергшихся риску заражения и нуждающихся в изоляции на базе медицинской организации, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве.
5.5.3. Администрация пункта пропуска:
— организует охрану находящихся в транспортном средстве лиц до окончания проведения противоэпидемических мероприятий;
— приостанавливает проведение всех видов государственного контроля в пунктах пропуска (пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, миграционного).
5.5.4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, на территории которого зарегистрирован случай выявления больного на борту транспортного средства, обеспечивают:
— готовность бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) в постоянном режиме (в зависимости от расписания прибытия транспортных средств);
— готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве к приему инфекционных больных;
— готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве, к приему лиц, подвергшихся риску заражения;
— наличие и ведение соответствующей медицинской документации на всех этапах оказания медицинской помощи больному;
— осуществление медицинского наблюдения за пассажирами и членами экипажа (бригады) в течение инкубационного периода Болезни с момента прибытия или их изоляции и назначения экстренной профилактики по эпидемиологическим показаниям; изоляция и наблюдение могут быть отменены в случае снятия диагноза после получения результатов лабораторных исследований.
5.5.5. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе санитарно-карантинный контроль:
— поднимаются (входят) на транспортное средство вместе с врачом медицинского пункта или бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными), при подозрении на опасную инфекцию все специалисты работают в соответствующих средствах защиты;
— на транспортном средстве знакомятся с документами, проводят опрос и анкетирование контактных с больным лиц;
— принимают решение об ограничительных мероприятиях, в том числе количестве контактных лиц, подлежащих изоляции, на основании предварительного диагноза, выставленного врачом и внесенного в переданную сотрудникам санитарно-карантинного контроля форму «извещения о случае инфекционного заболевания»;
— на основании предварительного диагноза определяют перечень мер, необходимых для локализации и ликвидации эпидемического очага, которые вносят в форме предписания соответствующим юридическим и должностным лицам;
— проводят эпидемиологическое расследование эпидемического очага, запрашивают и получают необходимую дополнительную информацию у юридических и должностных лиц, осуществляют контроль за проведением противоэпидемических мероприятий на транспортном средстве и в транспортном узле, в том числе дезинфекционных мероприятий, изоляции и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения;