На что направлена социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
Очень велика рецидивная преступность. Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным.
Специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях призван предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, таким образом, участвуя в снижении процента преступности в Российской Федерации.
В основе оказания индивидуальной помощи осужденному, находящемуся в трудной жизненной ситуации ( клиенту ), лежит определенный алгоритм действий специалиста по социальной работе, который включает в себя:
— получение социального заказа или выявление социальной проблемы, возникшей в результате неудовлетворенности у клиента той или иной социальной потребности;
— сбор, анализ, систематизация и осмысление социальной информации ;
— построение социальной модели решения проблемы;
— предположения итогов решения проблемы клиента от сверхоптимистического до сверхпессимистического значения;
— выбор наиболее приемлемого варианта модели решения проблемы;
— выработка оптимального социального управленческого решения;
— его практическая реализация т корректировка.
Таким образом, успех социальной адаптации освобождающего из ИУ определяется тем, насколько решены его жизненные проблемы. Использование разнообразных инструментов пенитенциарной социальной работы позволяет индивидуализировать воздействие на трудную жизненную ситуацию осужденного клиента, адресно и дифференцированно оказывать помощь и поддержку, активизируя как внутренние, так и социальные ресурсы. [4, с. 158]
Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптации или реадаптации в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
Использование разнообразных инструментов пенитенциарной социальной работы позволяет индивидуализировать воздействие на трудную жизненную ситуацию осужденного клиента, адресно и дифференцированно оказывать помощь и поддержку, активизируя как внутренние, так и социальные ресурсы.
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Функции и виды деятельности социального работника в исправительном учреждении с учетом специфичности контингента. Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе. Технология и нормативно-правовые аспекты социальной работы в тюрьмах и колониях.
Глава I. Пенитенциарная система. Генезис санкций и наказаний, социальная работа как направление ее деятельности
1.1 Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе
1.2 Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе
Глава II. Технология и нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе
2.2 Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Список использованной литературы
Рост преступности в России стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение.
Актуальность данной темы заключается в том, что правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
Основными задачами данной работы являются: рассмотрение социальной работы как специфического направления деятельности в пенитенциарной системе, ознакомление с генезисом санкций и наказаний и конечно же изучение нормативно-правовых аспектов и особенностей технологии социальной работы в пенитенциарной системе.
Глава I. Пенитенциарная система. Генезис санкций и наказаний, социальная работа как направление ее деятельности
1.1 Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе
Понятие «пенитенциарная система» происходит от латинского слова, означающего раскаяние, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.
Социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельное направление деятельности, которое не является средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. Рассмотрим основные критерии каждого из этих направлений (табл. 1).
На какие ценности опирается?
долг, безопасность, личный интерес
дисциплина, порядок, взыскание, поощрение
базовые ценности (семья, положение в обществе, материально-бытовые условия, возможности развития, степень защищенности и т.д.)
Достижение каких целей наказания обеспечивает?
частная и общая превенция
кара, исправление, частная превенция
перевоспитание, частная превенция, исправление
перевоспитание, частная и общая превенция, восстановление нарушенных социальных связей заключенного
На каком этапе работы ожидается результат?
в период отбывания наказания
в период отбывания наказания
на протяжении всей жизни субъекта социальной деятельности
Каков характер отношений наказуемого к сотруднику?
доверие, основанное на принуждении, убеждениях или интересе
как к непреодолимой или труднопреодолимой обезличенной силе
партнерские отношения, отношения специалист-клиент, реже патерналистические
В связи с перспективами развития исправительной системы для социальных работников открывается широкое поле деятельности на разных этапах работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории граждан.
В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.
Существуют определенные международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Европейских тюремных правилах (1987) и др.
В ст. 61 Минимальных стандартных правил ООН рассматриваются функции социального работника в исправительном учреждении:
§ поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
§ поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
§ защита гражданских интересов осужденных;
§ защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
Особенность профессиональной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе заключается в специфичности контингента. Это работа с условно осужденными, оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; с лицами, находящимися в местах лишения свободы; с лицами, отбывшими наказание, включая их ресоциализацию; с семьями заключенных и бывших заключенных.
Социальный работник в пенитенциарной системе при исполнении своих профессиональных функций занимается разнообразными видами деятельности, используя следующие подходы:
· воспитательный подход, когда социальный работник выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, использует ролевые игры как метод обучения;
· адвокатский подход. Социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника людей, которые выступают в роли адвокатов от собственного имени.
1.2 Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе
Позже развиваются и другие концепции наказания преступника: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и т.д. Например, Т. Гоббс считал, что устрашение преступника (реального или потенциального) позволит предупредить преступления.
В XIX в. представители германской школы пенологии утверждали, что наказание безнравственно по своей природе, но необходимо, т.к. государство стоит перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.
Как видим, мысль о ресоциализации, или исправлении преступника, не является находкой нашего времени. Напротив, попытки воздействовать на нарушителей закона с целью переориентации их на «позитивное» сотрудничество в общественной жизни существует уже давно, выступая в различных формах. Однако, овладевая на некоторое время вниманием общества, вновь оттесняются другими приходящими идеями или заменяются ими.
Следует обратить внимание на то, что наказание всегда выполняло и выполняет в обществе различные функции. Например, наказание могло выступать средством устрашения потенциального преступника, тем самым ограничивая распространение девиантного поведения. Однако современное понимание лишения свободы вряд ли связывает его с возможным духовным преображением, видя в нем лишь метод предотвращения преступления. Всевозможные штрафные санкции, направленные на защиту имущественных прав, прежде всего, на защиту собственности, существовали всегда, однако и по сей день остается не доказанным, имело ли какое-то влияние угроза лишения свободы или действительное ее лишение на предотвращение преступлений.
Деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем строится на основе общих философских принципов:
Возмездие. Согласно этой концепции, преступное деяние по своей природе неправомерно, и, следовательно, должно быть наказуемо. Таким образом, тюремное заключение не имеет иного утилитарного смысла, кроме наказания, и не предназначено для того, чтобы влиять на уровень преступности, защищать общество или перевоспитывать преступника.
Возмещение. Преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве, будь то физические повреждения или потеря имущества.
Общее устрашение. Наказание преступника используется в качестве примера, чтобы его страдания Удерживали других от преступлений.
Устрашение отдельного лица. Внимание сосредоточено прежде всего на том эффекте, который наказание произведет на конкретного преступника. Предполагается, что в будущем он станет избегать поступков, которые влекут за собой наказание.
Перевоспитание. Сторонники этой концепции полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их, даже помимо их воли, в разнообразные программы, имеющие целью перевоспитание преступников, обучение и возвращение их в общество.
Превентивные меры. Превентивное лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива. Проблемы, возникающее при использовании этого подхода:
а) вероятность лишения свободы и тех, кто не собирается возвращаться к преступной жизни;
б) высокая стоимость мероприятий;
в) возможность злоупотреблений;
г) направленность наказания против еще не совершенного преступления;
д) низкая эффективность, т. е. малое снижение уровня преступности при высоких расходах.
Воздаяние по заслугам. Справедливое возмездие предполагает вынесение четких единообразных приговоров в зависимости от тяжести конкретного преступления, совершенного индивидом. При этом значительно ограничиваются права судебных властей, а обвиняемый и общественность получают возможность глубже осознать последствия преступного поведения.
Необходимо отметить, что ни один из этих принципов не является адекватным и не ведет к радикальному снижению уровня преступности, т. к. на положение дел в пенитенциарной системе влияют и другие значительные факторы.
Далее представляется важным отметить, что система наказания является общественным явлением, которое не может быть в полной мере объяснено ни правовым аппаратом, ни этической стороной своих решений. По собственной значимости техника содержания в местах лишения свобод (контроль и исправление) представляет собой естественное продолжение методов исправления и опыта контроля, присущего юстиции в целом. Со всей уверенностью можно сказать, что существует определенное влияние между общественными системами, и, например, тенденции к институционализированию и бюрократизации можно найти и в других областях социального контроля (психиатрии, социального обслуживания) или обозначить их как структурные особенности, характерные для всего общества.
Глава II. Технология и нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе
исправительный пенитенциарный социальный работа
В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г., указываются три цели наказания:
¦ восстановление социальной справедливости;
¦ предупреждение совершения новых преступлений.
В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки. В СИЗО введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.
Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается отправление религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий.
Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой работы, духовно-просветительской деятельности, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.
В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:
· повышается их социальный статус;
· препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которым подвержены большинство попавших в заключение;
· открывает большие возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;
· помогает выработать адекватную самооценку и т. д.
В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании нет должности социального работника. Но социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается своими специфическими чертами:
· она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
· ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
· она проводится в обстановке противоборства противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;
· она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;
· однако она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т. к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;
· социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.
В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против возможного жестокого или унижающего достоинство человека обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране здоровья и т.д.
Основными же задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Также их обязанностью является работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.
Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.
Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются, прежде всего, в оказании помощи заключенным:
· в осознании необходимости изменения своей судьбы, установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;
· в анализе своих противоправных поступков и потребностей;
· в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;
· в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения;
· в решении административных и финансовых вопросов.
Социальная работа занимает свое особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются 5 основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:
· оперативная деятельность, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы.
2.2 Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях
В пенитенциарных учреждениях наиболее распространены и востребованы организационные, информационные и консультационные технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.
— между заключенными и администрацией, сотрудниками;
— заключенными и их родными и близкими;
— заключенными и общественными, государственными органами и организациями.
Организация групп заключенных. Поскольку коллективная деятельность усиливает воспитательное воздействие, в учреждениях пенитенциарной системы специально организуются общности заключенных для выполнения каких-либо задач. Они могут иметь разные направленности: образовательные, культурно-досуговые, трудовые, проблемные.
Социальные работники оценивают интересы и возможности заключенных, организуют группы самопомощи, группы родственников заключенных, группы содействия заключенным. Социальному работнику важно установить плодотворные и содержательные отношения с клиентом, он осуществляет диагностику причин криминального поведения, помогает осознать необходимость в изменении поведения.
Информирование и консультирование заключенных. В пенитенциарных учреждениях заключенных информируют об их правах; особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т.д.), о внешнем мире, куда они должны возвращаться.
В России это направление требует разработки с использованием зарубежного опыта. Например, в Англии в первые часы заключения человек получает «Информационный пакет заключенного» из 15 брошюр, в которых изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним, перечень предоставляемой социальной помощи и как ее можно получить.
В каждой тюрьме и колонии работают консультанты службы социального обеспечения. В их задачи входит:
— помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных;
— налаживание контактов с внешним миром, семьей;
— подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;
— подбор необходимой образовательной программы;
— организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме.
В России действуют правозащитные организации, которые предлагают разрабатывать нормативные акты, регулирующие порядок работы дежурного адвоката или защитников из состава правозащитных организаций в пенитенциарной системе. Например, в докладе уполномоченного по правам человека в РФ О.О.Миронова предлагается вручать задержанным карточки с указанием их прав.
Действия социального работника по информированию и консультированию:
1. помощь в оценке проблемы;
2. разъяснение последствий и различных альтернатив решения;
3. сообщение о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации), или способах ее получения;
4. обучение приемам, технологиям, необходимым заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении.
Индивидуальная реабилитация заключенных. Человек, оказавшийся в пенитенциарном учреждении, должен реалистично оценивать свое положение и неизбежное ограничение в действиях, включаться в субкультуру тюремной жизни. В социальной работе важное место занимает работа с отдельной личностью.
Во многих странах организуются специальные программы по реабилитации преступников. К примеру, в пенитенциарных учреждениях США такие программы включают: психиатрические услуги, получение образования (среднего и высшего), профессиональную подготовку, участие в религиозных группах, в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах.
В тюрьмах Германии социальные работники вместе с осужденными и руководителями тюрьмы составляют план обучения и работы на период лишения свободы, помогают осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом, организовать свободное время, рекомендуют виды обучения, поддерживают контакт между заключенными и их родственниками и др.
Индивидуальная работа ведется следующим образом:
1) помощь в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения);
2) помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта;
3) помощь в рассмотрении альтернатив и поиске правильного выбора решения, включая проблемы после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.);
4) поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т.д.;
5) социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи;
6) содействие в защите прав заключенного.
1. ведет поиск государственных и негосударственных заказчиков целевых программ занятости;
2. участвует в разработке программ занятости и оценке ее результативности;
3. устанавливает контакты с работодателями;
4. анализирует профессиональную подготовку и трудовой потенциал заключенных;
5. участвует в организации обучения профессиональным навыкам;
6. определяет общественные работы для заключенных;
7. стимулирует заключенных к трудовой занятости;
8. создает условия для работы и соблюдения трудовых гарантий и др.
Осужденные в колониях могут получать образование, как среднее, так и высшее. В детских колониях работают школы по подготовке к освобождению из воспитательной колонии, в которых рассматриваются вопросы жизни воспитанников на свободе.
В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход от карательно-репрессивного характера пенитенциарной системы к ее охранно-защитной концепции.
1) тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества;
2) тюрьмы являются средством наказания;
3) тюрьмы представляют собой дорогостоящее средство, и поэтому в них должны помещаться те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания;
4) тюрьмы должны находиться в той местности, откуда поступает их контингент;
5) поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости;
6) размеры тюрем должны быть ограничены;
7) в тюрьмах должен предоставляться набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных;
8) использование ресурсов и программы коррекции поведения должны быть нацелены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики;
9) система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих;
10) преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей;
11) необходимо находить, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы;
12) требуется большая исследовательская работа для оценки эффективности всех программ.
Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
Список использованной литературы
Подобные документы
Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.
реферат [21,3 K], добавлен 04.01.2009
Теоретические основы построения социальной работы в пенитенциарной системе Республики Казахстан. Анализ фактов членовредительства, совершаемых осужденными. Общие рекомендации по совершенствованию работы социального работника в пенитенциарной системе.
курсовая работа [69,4 K], добавлен 18.11.2010
Рассмотрение социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях и организация социальной работы с осужденными в лечебно-исправительном учреждении. Программа исследования проблем осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной колонии.
дипломная работа [204,8 K], добавлен 05.01.2011
Предпосылки становления христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Классификация деятельности по видам, сферам, охвату и каналам воздействия. Опыт социальной работы в пенитенциарной системе Российской Федерации.
дипломная работа [62,1 K], добавлен 31.03.2012
Сущность категорий пенитенциарной социальной работы. Лица, находящиеся в местах лишения свободы. Государственно-правовые основы социальной работы, работа с осужденными. Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы.
курсовая работа [645,6 K], добавлен 11.01.2011
Статус социального работника в пенитенциарной системе. Исторический опыт, принципы деятельности современной системы исправительных учреждений в России. Технологии активизации жизненного пространства в перевоспитании осужденного в местах заключения.
реферат [22,4 K], добавлен 15.05.2010
контрольная работа [26,4 K], добавлен 23.12.2013
Характеристика системы пенитенциарных учреждений России. Модели социальной работы в исправительных учреждениях. Нравственно-гуманистические принципы пенитенциарной работы. Правовая и психологическая поддержка. Методы деятельности социального работника.
реферат [25,4 K], добавлен 04.03.2010
Выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарной системе. Анализ основных направлений, целей, принципов, методов и технологий социальной работы в условиях исправительной колонии.
дипломная работа [119,5 K], добавлен 11.01.2011
Система социальной работы с осужденными, ее место в структуре учреждений исправления наказаний. Работа по подготовке осужденных к освобождению. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста и лицами, имеющими алкогольную/наркотическую зависимость.
дипломная работа [976,2 K], добавлен 11.01.2011