На что направлено практическое мышление
На что направлено практическое мышление
Вы когда-нибудь задумывались, что происходит в вашем мозге, когда вы генерируете идеи? При поиске идей — как индивидуальном, так и групповом — одновременно рождаются суждения, оценки и критика. Только люди могут пытаться выступать с новыми идеями, одновременно выдвигая убедительнейшие объяснения того, почему они не сработают. Это примерно как вести машину, давя одной ногой на газ, а другой — на тормоз. Ничто так быстро и в полной мере не иссушает творческий дух, как критическое, оценочное мышление.
Майкл Микалко в книге «Взлом креатива» говорит о том, что секрет продуктивной генерации идей заключается в том, что нужно разделить мышление на две стадии: конструктивное и практическое.
Как это работает
Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Выключите своего внутреннего критика, то есть часть сознания, постоянно объясняющую, почему нечто не сработает или неосуществимо. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и новаторских идей, и критика в это время неуместна.
Придумав побольше идей, измените стратегию. На авансцену должны выступить практическое мышление, оценка и суждение об идеях. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.
Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги
Количество
Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси хранит поразительную подборку сотен вариантов рожков фонографа разной формы, размера и материала. Есть круглые, квадратные, угловые, короткие, тонкие, плоские, а есть извивающиеся, достигающие двух метров в длину. Это собрание отвергнутых идей служит наглядной иллюстрацией мыслительной стратегии Эдисона, подразумевающей исследование всех мыслимых возможностей.
Количество переходит в качество
Увеличение производительности в плане идей требует сознательных усилий. Допустим, у вас есть всего три минуты на обдумывание альтернативных вариантов использования обычного кирпича. Конечно, кое-какие идеи обязательно придут в голову, но опыт подсказывает, что их будет немного: у среднего взрослого на этот счет рождается от трех до шести вариантов. Однако если вам предложить как можно быстрее перечислить 40 вариантов использования кирпича, вы довольно быстро сможете справиться с заданием.
Квота идей
Квота и временные ограничения концентрируют вашу энергию таким образом, что легкость и изобилие идей гарантированы. Квотирование не только более эффективный способ концентрации, но и более продуктивный метод создания альтернатив. Чтобы соответствовать квоте, вы перечисляете как все обычные варианты использования кирпича (постройка стены, камина, поддержка мангала балласт, устройство для закрепления газеты (чтобы не улетела), инструмент для разравнивания земли, материал для скульптуры, дверной доводчик и т. д.): воображение работает на то, чтобы соответствовать заданному количеству.
Томас Эдисон обеспечивал продуктивность мышления, назначая квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Так, он установил для себя квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное каждые полгода. Такая квота идей — хороший способ повысить продуктивность мышления: например, 40 идей, если вы обдумываете проблему в одиночку, или 120 теорий, если мозговой штурм проводит целая группа. Заставляя себя придумать 40 идей, вы приструниваете внутреннего критика и записываете все, что придет в голову, в том числе очевидные и слабые варианты.
Первую треть будут составлять все те же старые добрые идеи. Вторая треть окажется уже интереснее, а третья покажет все ваше вдохновение, способность к построению сложных конструкций и любопытство.
Вода из крана, чтобы стать кристально прозрачной, холодной и чистой, должна в течение некоторого времени стечь. Так и мысль должна разогнаться, прежде чем стать подлинно творческой.
Изначальные идеи обычно неверны. Почему именно так происходит, не вполне понятно, но одна из гипотез состоит в том, что знакомые и безопасные решения находятся ближе всего к поверхности, а следовательно, приходят в голову первыми. Творческое мышление зависит от того, насколько удается продлить поток идей, чтобы отсеять привычные малоинтересные и прийти к необычным, требующим воображения.
Упражнение
Ниже приводится список из пяти слов. Запишите первую ассоциацию на каждое слово. Повторите это еще пять раз, и каждый раз ассоциация должна отличаться от той, которую вы записали для этого слова в прошлый раз.
Вы заметите, что последние ассоциации гораздо более оригинальны и уникальны, чем первые. Собственно, вначале на ум приходят общепринятые ассоциации на каждое слово. Поставив себе задачу давать необычные, нечасто встречающиеся ответы, вы увидите, что оригинальность ассоциаций повысилась, а роль воображения возросла.
Когда вы хотите создать что-то новое или предложить творческое решение какой-то проблемы, часто необходимо дистанцироваться от первых мыслей. Если вы собираетесь удивить жену на День святого Валентина, смело отвергайте первую идею, пришедшую в голову. Вероятно, отказаться стоит и от второй, третьей и четвертой.
Чтобы получилось что-то творческое, нужно пойти дальше своих обычных реакций и осознанно создать что-то новое. Именно так работают конструктивное и практическое мышление. Сначала в действие вступает первое и только потом второе.
Практическое мышление.
Под этим разумеется мышление, которое, во-первых, неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования с вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. Понятие наглядно-действенного мышления — очень важное понятие. Крупнейшим приобретением материалистической психологии является установление того факта, что и в филогенезе, и в онтогенезе генетически первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление.
Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия; она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях.
Участие в мышлении восприятия и движения различно в разных конкретных видах деятельности, но степень участия никак не является признаком, отличающим практическое мышление от теоретического. Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен.
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.
Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.
И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах.
1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. с. 400
2. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 — 272 с.
Пути, способы и средства развития практического мышления
Главная > Реферат
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПУТИ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Общее представление о мышлении. 3
2. Природа практического мышления. 6
3. Особенности теоретического и практического мышления. 11
4. Способы развития практического мышления. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени.
Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, предметов. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления. Через раскрытие этих отношений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства. Таким образом, мышление позволяет глубже познать сущность окружающего мира, нежели с помощью чувств и ощущений.
Практическое мышление – это мышление администраторов, организаторов, руководителей. Оно часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Таким образом, практическое мышление в общем случае – это не только мышление, характеризующееся направленностью на преобразование. Это также мышление в деятельности, мышление опытного деятеля, мышление, преобразующее сложный, «комплексный» объект.
1. Общее представление о мышлении.
Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельности, которая требует глубокого и всестороннего знания предметов, явлений, с которыми приходится иметь дело. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности, человек постигает мышлением.
Если в нашем мышлении преобладают обыденные ассоциации по смежности, то мы обладаем прозаическим умом; если у данного лица часто непроизвольно возникают необыкновенные ассоциации по сходству и по смежности, мы называем его одаренным фантазией, поэтическим талантом, остроумием. Но содержание мысли обусловлено совокупностью всех звеньев в последовательной цепи образования. Если в этом умственном процессе играет роль отвлеченное свойство, то оно лишь на мгновение привлекает наше внимание, а затем сменяется чем-нибудь иным и никогда не отличается большой степенью абстракции.
Мышление это процесс целе- и планообразования, т.е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целесообразного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов, своей исторической сути. Мышление есть не что иное, как субъективная сторона той целеобразующей и целесообразной деятельности, которая практически изменяет объективные условия, средства и предметы человеческой жизни и тем самым самого субъекта и все его психические способности.
Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Таким образом, можно сделать вывод, что мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
2. Природа практического мышления.
Классики, разрабатывавшие проблему практического мышления, указывали на некоторые его существенные, отличительные признаки. Главное – практическое мышление непосредственно связано с практикой, в отличие от теоретического, которое связано с практикой опосредованно. Однако, само понимание «непосредственной» связи не разъяснялось или иллюстрировалось на очень простых примерах наглядно-действенного мышления.
Особенности этого типа мышления очень хорошо пояснил С.Л. Рубинштейн. Он в качестве особого вида выделяет так называемое практическое мышление. Под практическим мышлением обычно понимают мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности, направленного на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредственно связанных с практикой.
Особенно важно обратить внимание на отмечаемую им специфику практических задач, которые могут быть решены на основе тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. При такой характеристике не может быть специально опыта, а существуют только теоретические знания. Интересно и указание С.Л. Рубинштейна на специфическую мотивацию практического мышления, когда стимулом для мыслительного процесса служит «практическая действенная ситуация, непосредственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался». Эта особенность оказывается весьма существенной, отличающей практическое мышление от академического.
Это знание формируется благодаря речи, второму ряду стимулов, возникающему у ребёнка. Поведение ребёнка обретает относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации. Л.С. Выготский считает, что ребёнок вступает в отношения с ситуацией не непосредственно, но через другое лицо. Таким образом, критерий непосредственности связи с деятельностью несколько осложняется. Но зато укрепляется идея специфического опыта, который возникает не из теории, но при участии взрослого. Социальный фактор в формировании практического мышления признаётся, однако его природа только приблизительно намечается.
В работе раскрыта и сложность объекта практического мышления, которая формулируется сегодня как комплексность; и включенность в деятельность («мышление в контексте» – сегодня); и опытность эксперта. Показан целый ряд особенностей этого опыта: его «интуитивность», его действенное происхождение, его специфический «язык» действий и упорядовачивающих обобщений, на который умеют переводить практики знания теоретические. По своей эвристической заряженности работа Б.М. Теплова всё ещё не превзойдена даже современными исследованиями.
Тепловская неотрывность от реализации практического мышления имеет важные последствия. Этот тезис означает, что практик ищет решение, которое должно быть реализовано сразу же или должно отличаться реализуемостью не в принципе, а реально. Вот с таким пониманием непосредственной связи практического мышления с практикой можно работать.
Практическое мышление обеспечивает реализацию найденного решения и поэтому практическое мышление направлено, прежде всего, на деятельность, на реализацию, на преобразование объекта, отыскивает такое решение, которое бы обеспечивало это преобразование, эту деятельность.
Могут быть разные случаи проявления практического мышления; в одних случаях практическое, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится решать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Могут быть такие случаи, когда для решения задачи в ходе практической деятельности отвлеченное теоретическое мышление и не требуется.
Встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это элементарная форма практического мышления, направленная на разрешение элементарных практических задач.
Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая, деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневной жизни. Особенность этих практических задач – их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительная ограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и не краткие) отрезки времени – пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи.
Можно ли считать, что их решение имеет значение только для одного конкретного человека? Нет, продукты практического мышления могут не носить частного характера, опыт решения практических проблем обобщается, суммируется, передается другим, но не как чистое знание закономерностей бытия, а как знание способов адаптации человека в конкретных условиях жизни и деятельности. Это, впрочем, не исключает существования и сугубо частных, конкретных результатов действия практического мышления, имеющих значение для одного человека.
Значение практического мышления определяется тем, что оно является средством и условием выполнения практической деятельности. Оно непосредственно вплетено в практическую деятельность и объективируется в форме промышленной деятельности. Оно служит средством адаптации к конкретным условиям жизни. Поскольку результаты практического мышления часто выступают в форме преобразования внешней предметной и социальной действительности, то это и является проверкой правильности практического мышления. Это же является и причиной достаточно быстрой, а не отдаленной во времени проверки истинности практического мышления на практике.
3. Особенности теоретического и практического мышления.
Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении (решение задачи –глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление – первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет прямого отношения к вопросу об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в «двух разных интеллектах». Интеллект – один.
Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта и психологии начала XX века – что теоретический ум – высшая возможная форма проявления интеллекта. Все градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного.
И теоретическое и практическое мышление в конечном счете связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь.
Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. В последние годы проблема практического ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. XX века, когда термины «практическое мышление» и «практический интеллект» стали обычными в психологических исследованиях. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении.
Эти мыслительные операции требуют: более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям; предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение; требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.
Теоретическое мышление появилось с возникновением особой деятельности, подчиненной сознательной познавательной цели. Таким образом, разделение труда, видов деятельности человека на познавательную и практическую, духовную и материальную привело к возникновению собственно теоретического мышления, производящего идеальный духовный продукт. Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперь включаются все более и более длинные цепи внутренних процессов мысленного сопоставления, анализа и т.д., которые наконец приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности».
Есть ли различия в самом процессе, в способах осуществления теоретической и практической мыслительной деятельности? Прежде всего, следует отметить, что формой осуществления как теоретической, так и практической мыслительной деятельности могут быть и внешние, и внутренние процессы. Общим в них является и то, что отправным пунктом любого мышления является «чувственный компонент», т.е. образы восприятия, представления (выражение С.Л. Рубинштейна).
Одинаковы и существенные компоненты теоретического и практического мышления. Любая мыслительная деятельность регулируется и направляется целями, которых стремится достичь решающий задачу человек. Любая мыслительная деятельность состоит из действий и операций, имеет определенную стратегию. Решая любую задачу, человек как бы развертывает то, что дано в ее условиях и требованиях.
Однако на фоне этого сходства можно отметить в качестве специфической такую особенность практического мышления, как детальный анализ условий, примеривание к ним, разработка конкретных способов решения с учетом всех обстоятельств и конкретной ситуации. Это проявляется в такой характеристике практического интеллекта, как особая восприимчивость к информации и ограниченность результата реальными внешними условиями.
Поэтому психологи, изучавшие практический интеллект, считали, что основные действия практического мышления заключаются в планировании, т.е. в составлении конкретных планов на основе общих принципов с учетом конкретных условий.
4. Способы развития практического мышления.
Как развивать практическое мышление? Практическим мы будем называть мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это, однако, не значит, что при решении практических задач не нужно обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать умозаключения, определять понятия или выполнять теоретические логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения. Отнесение мышления к типу практического лишь означает, что у его обладателя действия с реальными материальными предметами или их заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами.
Упражнение 1. Это упражнение направлено на развитие умения правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
А. Двое людей среднего возраста (от 40 до 50 лет) случайно оказались сидящими друг против друга в одном купе поезда дальнего следования. Один из них был по профессии физик. Он задумчиво смотрел в окно, но вот его взгляд скользнул по купе и остановился на попутчике. У того в руках была книга, связанная с теми проблемами, которыми занимался наш физик. Задумчивость исчезла с его лица, и он исподволь, с любопытством стал рассматривать своего соседа.
Оцените эту ситуацию с точки зрения нового чувства, которое стал испытывать физик, обнаружив, что напротив него сидит человек, который также интересуется физикой.
Б. Один деловой человек, заинтересованный в том, чтобы решить свою проблему, пришел к партнеру за помощью. Однако тот поначалу не проявил особого интереса к посетителю. Тогда посетитель сделал следующее. Во-первых, высказал в адрес своего собеседника несколько добрых слов; во-вторых, пояснил, какую выгоду он может получить, оказав ему помощь; в-третьих, дал понять, что впредь своими действиями будет активно поддерживать собеседника.
Определите, к чему стремился в этой ситуации деловой человек, предпринимая подобные действия в отношении своего собеседника.
В. Двое незнакомых людей, юноша и девушка, случайно встретились друг с другом в ситуации, где им пришлось некоторое время быть рядом. Юноша время от времени взглядывал на девушку. То же самое делала и она, и когда их взгляды встречались, то они не сразу отводили глаза. Выражение лиц обоих в это время едва заметно изменялось, на них появлялись улыбки, которые или сохранялись, или исчезали тогда, когда они смотрели на других людей и вокруг себя. При этом и тот и другой поправляли свою одежду, старались выпрямиться, повернуться лицом друг к другу, стать или расположиться поближе друг к другу.
Скажите, какие чувства испытывали в данной ситуации эти молодые люди по отношению друг к другу.
Г. Один человек старается обратить на себя внимание другого, а тот не реагирует на действия первого. Первый смотрит на второго, довольно долго задерживая свой взгляд на его лице; второй же, чувствуя, что на него смотрят со стороны, также время от времени взглядывает на первого, но в его глазах и действиях не просматривается особого интереса; выражение лица, позы тела, движения рук при этом не меняются, а взгляд долго не задерживается на первом человеке.
Какие чувства испытывает второй человек по отношению к первому?
Д. Эта ситуация похожа на предыдущую. Первый человек ведет себя так же, но поведение второго меняется. Когда он смотрит на первого, выражение его лица меняется: улыбка исчезает, он отводит глаза в сторону, как только его взгляд встречается со взглядом собеседника; он старается отойти от него как можно дальше, а если вынужден находиться близко, то стоит по отношению к нему спиной или вполоборота.
Оцените по поведению второго человека его отношение к первому.
Е. В той же самой ситуации при сохранении неизменным поведения первого человека второй по отношению к нему ведет себя иначе. При встрече их взглядов на лице второго человека появляется улыбка, которая не сразу пропадает после того, как он перестает смотреть на первого. Беседуя с другими людьми, второй человек что-то весело им рассказывает и время от времени взглядывает на первого. То же самое делают и те, с кем он разговаривает, они также время от времени с улыбкой смотрят на первого. В ответ на вопросы и серьезные обращения к нему со стороны первого человека, второй отшучивается, ведет себя несерьезно.
Как по данному описанию вы оцените отношение второго человека к первому?
Наиболее вероятные интерпретации и оценки описанных ситуаций: А. Возникновение интереса одного человека к другому. Б. Стремление одного человека установить хорошие, деловые отношения с другим человеком. В. Взаимные симпатии, влечение людей друг к другу, желание установить друг с другом хорошие личные взаимоотношения. Г. Безразличное отношение данного человека к другому. Д. Недоброе отношение второго человека к первому. Е. Пренебрежительное отношение одного человека к другому.
Упражнение 2. Это упражнение на развитие умения сравнивать жизненные факты и делать из них правильные выводы.
А. Попробуйте осмыслить приведенные ниже утверждения и сделать правильные выводы:
а) вы убеждены, что в большинстве случаев жизни, общаясь с людьми, ведете себя правильно;
б) вы давно замечаете, что есть люди, которые почему-то вас не любят и относятся к вам недоброжелательно;
в) нередко вы замечаете, что окружающие не реагируют на ваши шутки или их реакция оказывается не настолько положительной, как вам хотелось бы;
г) время от времени вы узнаете, что о вас распространяют слухи, не соответствующие действительности, т.е. представляющие вас хуже, чем вы есть на самом деле;
д) когда вы смотрите на себя как бы со стороны или когда вы слышите собственный голос в магнитной записи или видите себя заснятым на видеопленку, вы себе определенно не нравитесь.
Б. Проанализируйте характеристики человека и дайте полезные советы, которые помогут ему изменить к лучшему отношение окружающих:
а) этот человек сравнительно высоко оценивает свою эрудицию и свой интеллект, в то время как окружающие оценивают его гораздо ниже;
б) этот человек всегда берется за решение самых сложных задач. При этом он нередко терпит неудачи, но объясняет их не отсутствием способностей, а другими причинами, например трудностью самой задачи, дефицитом времени, неясностью условий и т.п.;
в) неудачи и отрицательный опыт, приобретаемый данным человеком, мало влияют на его поведение, и в новых ситуациях он продолжает повторять прежние ошибки;
г) этот человек почти всегда недоволен своими оценками, он убежден, что окружающие его недооценивают и субъективно отрицательно относятся к нему.
В. А вот характеристики человека, отличного от предыдущего. Что можно порекомендовать ему, чтобы исправить сложившееся положение дел?
а) Ему кажется, что он соображает недостаточно быстро, но думать быстрее он не в состоянии;
б) разговаривая с людьми или выступая перед аудиторией, он часто оговаривается, не всегда точно и правильно подбирает слова, иногда заикается; во время чтения, особенно быстрого, обнаруживает, что плохо понимает текст;
в) мнения окружающих о темпераменте и характере этого человека не совпадают с его собственной оценкой;
г) при общении с людьми у него возникает внутренняя напряженность, чувство стеснения.
А. Ваше восприятие себя отличается от восприятия окружающих. В вашем поведении, по-видимому, есть что-то, что вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих людей.
Б. У этого человека, вероятно, завышенная самооценка. Для ее нормализации можно рекомендовать следующее: внимательно прислушиваться к оценкам, которые ему дают окружающие; попытаться определить уровень своего интеллектуального развития при помощи психологических тестов и сравнить полученные показатели с показателями других людей; сравнить свои успехи в учебной и других видах деятельности с успехами большинства других людей. Если в результате всего этого выяснится, что в большинстве случаев он не превосходит или же уступает другим людям, то необходимо пересмотреть свою самооценку и уровень притязаний.
В. Скорее всего, данный человек не вполне правильно оценивает себя. Ему можно рекомендовать обратиться за помощью к профессиональному психологу и протестировать собственные свойства темперамента и черты характера.
Упражнение 3. Выработка умения изменять образ действий с учетом обстоятельств.
А. Как вы поведете себя (будете действовать) в следующих ситуациях?
1. Вы договорились встретиться в определенном месте и в определенное время с человеком, но чувствуете, что опоздаете на встречу.
2. В ситуации 1 вы поменялись ролями. Теперь вы ждете человека, который опаздывает на встречу с вами, а ждать его вы уже не можете, необходимо уходить по срочному делу.
3. Вы долгое время пытаетесь что-то сделать, но у вас ничего не получается.
4. Вы наблюдаете за тем, как кто-то безуспешно пытается решить проблему, устал и нервничает, у вас возникло ощущение, что в таком состоянии он вряд ли справится с данной проблемой.
5. Вы долго пытаетесь убедить человека в чем-то, но это вам не удается.
Б. Что вы сделаете, если:
1. Оказались в незнакомом месте города, ищете нужный адрес, но не можете его отыскать.
2. К вам на улице пристает нетрезвый человек.
3. Кто-то над вами шутит, смеется.
4. Вы ожидали со стороны какого-то человека теплый прием, а встретили холодный.
5. Ваше поведение зависит от настроения. Нередко настроение бывает не самым лучшим, вследствие чего вы невольно начинаете придираться к окружающим и портите отношения с ними.
Возможные решения задач А и Б: А. 1. Каким-то образом постараюсь предупредить этого человека об опоздании и обязательно сообщу ему точно, в какое время меня ждать. Если предупредить невозможно, то обязательно, даже с опозданием, приду на встречу, чтобы удостовериться в том, что этот человек меня уже не ждет. Если он ушел, не дождавшись, то постараюсь как можно скорее после этого связаться с ним и извиниться за опоздание. Сделаю это, если застану его на месте. 2. Уйду, если оставаться дальше будет невозможно. Постараюсь сделать так, чтобы кто-нибудь на месте нашей запланированной встречи мог сказать данному человеку, что я его не дождался и вынужден был уйти по срочному делу, что я его потом найду.
Впоследствии я лично свяжусь с этим человеком и, не дожидаясь объяснений с его стороны, извинюсь за то, что не смог дождаться его. 3. Прекращу свои действия, попытаюсь проанализировать и понять, почему дело не идет так, как хотелось бы. Не приступлю к повторению попыток до тех пор, пока окончательно не пойму, в чем же дело. Если осознаю, что в данный момент времени бесполезно предпринимать дальнейшие попытки решить возникшую проблему, то на время оставлю их и займусь другим делом. 4. Постараюсь воспользоваться удобным для этого моментом и отвлечь его внимание от решения проблемы. Затем сделаю все возможное для того, чтобы человек успокоился. После этого посоветую ему сделать то же самое, что сказано выше относительно меня самого в п. 3. Прекращу попытки это делать. Сменю тему разговора. Затем, оставшись один, проанализирую, почему мне не удалось его убедить. Намечу план дальнейших действий и, вновь приступив к разговору с данным человеком, постараюсь строго следовать этому плану, не повторять прежние свои ошибки.
Б. 1. Возможные способы поведения: посмотреть, нет ли с собой чего-либо такого, что может помочь решить проблему; обратиться за помощью к прохожему; зайти в ближайший дом, в ближайшую квартиру, извиниться и спросить адрес; позвонить из телефона-автомата кому-либо, кто мог бы помочь; вернуться в то место, где можно было бы получить нужную информацию. 2. Отвечу серьезно на его вопросы, если они мне покажутся достаточно серьезными; молча постараюсь дать ему понять, что не хотел бы продолжать с ним разговор. Если это не помогает, то отойду от него подальше. Если он ведет себя оскорбительно и мешает окружающим, то приму соответствующие меры: от убеждения, обращения за помощью к стражам порядка, окружающим людям, до принуждения (в рамках существующих законов), если ничто другое не помогает. 3. Дам понять, что не обижаюсь, постараюсь шутить вместе с ним, похвалю его за чувство юмора. 4. Не обижусь и постараюсь понять, в чем дело. Может быть, дело в том, что мои ожидания были неправильными и я неправомерно решил, что данный человек хорошо относится ко мне. Может быть, в момент приема он сам был в плохом настроении и это сказалось на его поведении. Может быть, я сам своими действиями спровоцировал подобную реакцию с его стороны. Подумаю, проверю на практике правдоподобность подобных объяснений и не успокоюсь до тех пор, пока не найду удовлетворительный ответ на вопрос.
5. Заставляю себя по возможности сдерживаться. Постараюсь меньше разговаривать с людьми, когда у меня плохое настроение. Буду искать и сознательно применять различные приемы, рассчитанные на изменение своего поведения в лучшую сторону.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сделать вывод, что практическим называют мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это не значит, что при решении практических задач не нужно обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать умозаключения, определять понятия или выполнять теоретические логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения.
Так как практическое мышление больше, чем чисто теоретическое, связано со спецификой профессиональной деятельности человека и только в такой деятельности успешно развивается. Поэтому можно выбрать несколько практических задач, решение которых не предполагает наличия у человека глубоких профессиональных знаний и умений, и на примере решения этих задач построить серию упражнений, направленных на развитие практического мышления.
Таким образом, полноценное практическое мышление может развиваться лишь в занятиях соответствующим видом деятельности и быть тесно с ним связано. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л.С. Собр., соч.: В 6 т. – М.: 1982-1987.
Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1999.
Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Монография. – Ярославль, 2000. – 205 с.
Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Практическое мышление как высшая психическая функция // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль, 1997.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: 2000.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
Мышление практика и практическое мышление. Хрестоматия. – Ярославль, 2001. – 235 с.
Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская. – М., 2004.
Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с.
Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Дж. Стернберга. – СПб., 2002.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Из-во АН СССР, 1958.
Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т. П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.
1 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
2 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
3 Выготский Л.С. Собр., соч.: В 6 т. – М.: 1982-1987.
4 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: 2000.
5 Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т. П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.
6 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Из-во АН СССР, 1958.
7 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Из-во АН СССР, 1958.
8 Выготский Л.С. Собр., соч.: В 6 т. – М.: 1982-1987.
9 Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
10 Мышление практика и практическое мышление. Хрестоматия. – Ярославль, 2001. – 235 с.
11 Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Практическое мышление как высшая психическая функция // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль, 1997.
12 Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
13 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
14 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: 2000.
15 Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Монография. – Ярославль, 2000. – 205 с.
16 Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Дж. Стернберга. – СПб., 2002.
17 Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская. – М., 2004.