На что направлено социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос
Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Тамара Зименко
Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОСДО являются следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
— использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
— реализация общеобразовательной программы;
— обогащение предметно-пространственной среды.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
— Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
— Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
— Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
— Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
— Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
— Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
— Организация сюжетных игр;
— Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
— Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
— Игры с моделированием;
— Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
— Организация сюжетно-ролевых игр;
— Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
— Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
— Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
— Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
— Использование метода проектов.
— Использование метода коллекционирования.
— Использование театрализованной деятельности.
— Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
— Самостоятельная деятельность детей.
3.Инновационные формы работы с родителями:
— Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
— Вечера вопросов и ответов;
— Тренинги по запросам родителей;
— Клубы по интересам;
— Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
— Творческие выставки и фотовыставки;
— Тематические вечера и викторины;
— Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
— Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
— Совместное создание мини-музеев.
4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
— Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
— Обучение умению слушать и слышать другого;
— Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
— Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
— Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
— Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
— Формирование чувства симпатии между участниками общения;
— Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
— Обучение умению детей владеть собой;
— Развитие умения анализировать ситуацию;
— Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно.
Консультация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения в ФГОС до»
1. Информационная часть.
Эталон ребёнка в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь,направлены на достижение следующих целей:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.
Первой, возникающей в онтогенезе( 2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
Переход к дошкольномудетству знаменуется и переходом к новой форме общения: внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры: ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Обобщая вышесказанное,следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.
2. Практическая часть.
Психолого-педагогическое внимательное воздействие воспитателя облегчит малышу становление и развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а значит, и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нем.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе,снять эмоциональное напряжение детей такие игры: «Подари улыбочку», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики». Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Паучок» и другие.
На следующем этапе,чтобы развивать хорошие взаимоотношения между детьми, воспитывать желание говорить друг другу комплименты использую такие игры,как «Волшебные очки», «Добрый волшебник». Но больше всего детям нравится игра «Волшебные очки»суть которой заключается в следующем: дети садятся в круг и по очереди желающие, надевая «волшебные очки», рассказывают что-то хорошее о своих товарищах или своём друге, называя только положительные качества. Игра продолжается, пока есть желающие надеть «волшебные очки».
А как можно поднять настроение своим друзьям и близким? Правильно. Добрыми нежными словами и комплиментами. В результате, в группе исчезает эмоциональное напряжение, у детей поднимается настроение, в течение дня ребята стараются избегать конфликтных ситуаций, играют дружно.
• Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам;
• Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки;
• Стимулировать развитие морально- этических качеств ребенка, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.
Расскажу о работе с «Дубом добрых дел». У каждого ребенка группы на этом дереве есть свое место, где помещена его фотография. Постепенно на дереве возле фотографии вывешиваются плоды (желуди, символизирующие добрые дела ребенка. Периодически (2 раза в месяц) в зависимости от нравственной ситуации, сложившейся в группе, проводится обсуждение событий, произошедших за это время. Сигналом для начала разговора может послужить изменение цвета желудя (от желтого до коричневого) у того или иного ребенка, а также изменение настроения сказочного персонажа (игрушки). Он,то грустит, то радуется около «Дуба добрых дел», вызывая ответную реакцию детей.
Обсуждая различные нравственные ситуации, дети анализируют их, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности. Наблюдая негативные поступки, негативные проявления своих товарищей, подсказывают друг другу, как надо поступать.
«Дуб добрых дел» может также подать сигнал тревоги, еслидети отмечают у своего товарища регулярное непослушание, проявление жадности или какие-то другие негативные качества. Тогда на «Дубе» появляется червячок, который постепенно может «уничтожить» плод.
Используя это пособие, воспитатель в интересной для ребенка игровой форме может помочь ему научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности, переживать, совершив тот или иной проступок, помнить о нем, и стремиться быть лучше.
Вот это то, немногое, чем мне хотелось бы с вами сегодня поделиться.
Данная тема является темой моего самообразования,я нахожусь в постоянном поиске новых идей: методов, форм работы по развитию социально-коммуникативных качеств дошкольников и считаю, что это одно из самых важных качеств подрастающего поколения.
Заканчивая свое выступление,хочется сказать: «Дорогие педагоги! Любите своих воспитанников, окружайте их теплом и заботой, чтобы дети чувствовали вас, чаще дарите улыбки детям! Всего вам самого доброго и светлого!
Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.
Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС ДО» с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях.
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.
Педсовет «Система работы ДОУ по освоению детьми ОО «Социально-коммуникативное развитие» в рамках ФГОС ДО» Структурное подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад №4 «Радуга».
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.
Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности. Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня.
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Анализ игры. Анализ сюжетно – ролевой игры «Аптека» в старшей группе. В семье заболел ребенок, мама с выписанным рецептом идет в аптеку, заказывает лекарство,.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» Стимулирование социально-коммуникативного.
Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС Выступление – консультация на педагогическом совете по теме: «Нравственные ориентиры и развитие духовно – нравственной сферы личности ребенка.
ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач.
— воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
— воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
— уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
— формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
— знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
— расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
— формировать позицию гражданина своей страны;
— формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
— совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;
— поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
— обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
— создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
— создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
— обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
— удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
— предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
— знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов
— формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
— вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
— создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
— закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
— стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
— закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
— совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
— формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
— прививать знания основ безопасности;
— формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
— объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
— приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
— обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
— добиваться выполнения правил дорожного движения.
• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.