На что направлено управление на транспорте
Особенности, принципы и методы управления на транспорте
Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, необходимо знать, какая роль отводится современному транспорту в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5-8%, на долю транспор- та приходится примерно пятая часть стоимости основных производственных фондов, капиталовложения в транспорт составляют 10-12% всех капиталовложений в мировое хозяйство. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства. Эти цифры говорят о том, что транспорт представляет собой дорогостоящий хозяйственный комплекс, тесно связанный с другими отраслями экономики.
Главным, а подчас и единственно возможным способом увеличения объёма и качества перевозок остаётся совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны. С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления ещё более возрастает.
Сложная система общественно – производственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделённого от него, и является предметом науки управления на транспорте.
Основными вещественными элементами этой системы являются:
— пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами и средствами;
— транспортные средства разных видов транспорта;
— погрузочно – разгрузочные машины и механизмы;
— материалы, топливо и электроэнергия;
— промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств.
Для приведения системы в действие нужны трудовые ресурсы.
Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов транспортного предприятия.
Транспорт структурно может быть представлен двумя подсистемами – управляющей и управляемой (рис.3.1.): первая – осуществляет интегративную «управленческую функцию», вторая – процесс транспортного производства ( «технологическую функцию»). Управляемая подсистема состоит из двух блоков: технический – постоянные устройства и подвижной состав, и технологический – совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок.
Необходимым условием транспортного производства является тесная связь и взаимодействие технической и технологической частей управляемой подсистемы. Процесс перемещения собственно и есть соединение технической и технологической частей в функционирующий комплекс посредством приложения физических усилий и знаний производственного персонала. Но чтобы процесс перемещения грузов стал целенаправленным, его надо скоординировать, т.е. подключить управляющую подсистему. Это и будет достаточным условием транспортного процесса.
Интегративная управленческая функция |
Технологи- ческая часть (уставы,пра- вила,про- цессы) |
Производст- венные коллективы |
Техническая часть (путь, транспортные средства, соо- ружения) |
подсистема Управляемая подсистема
Рис.3.1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем
Предметом науки управления на транспорте является управление как интегративная информационная функция, включающая в свой состав руководство, планирование, организацию, управление, регулирование и контроль.
Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, отраслевой и региональный.
Совокупность способов управления на транспорте можно представить состоящей из экономических, административных (организационно-распо-рядительных) и социально-психологических методов.
Один из возможных и наиболее надёжных методов решения задачи состоит в чёткой постановке заданий каждому производственному звену, стимулирование за качественное выполнение, материальные санкции за срыв задания. Такой подход к решению управленческой задачи относится к экономическим методам управления.
Ту же задачу можно решить по-другому: в случае срыва задания издать приказ о наказании виновных в нарушении технологии. Такой способ решения управленческой задачи можно отнести к административным методам.
Можно решить ту же задачу проведением массовой воспитательной работы. Такой подход к решению поставленной задачи может рассматриваться как одна из форм социально-психологических методов управления.
При решении управленческих задач на транспорте используются также экономико-математические методы, основанные на предварительном глубоком и всестороннем анализе существа решаемой задачи.
Система управления отдельным предприятием или их группой есть не что иное, как функционирующая организационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях.
Под организационной структурой понимается совокупность определённым образом взаимосвязанных и соподчинённых звеньев, выполняющих ту или иную функцию в рассматриваемой системе. Звено управления – это самостоятельное структурное подразделение (или должностное лицо), выполняющее определённую функцию. Звенья в организационной структуре распределяются по ступеням управления, или иерархическим уровням.
Организационные структуры управления, как и всякий производственный организм, развиваются в реальной социально-экономической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности структур управления: патриархальную, линейную, функциональную, линейно-штабную.
Патриархальная структура управления.Применялась на ранних стадиях развития транспортного производства, когда транспорт ещё не выделился в самостоятельную отрасль экономики, перевозки носили нерегулярный, случайный характер и выполнялись в небольших масштабах. Руководство такими перевозками осуществлял сам хозяин, владелец транспортных средств.
Линейная структура управления.При этой структуре работники разделяются на группы, и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство. Эффективность подобных структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства (пример-укрупнен-ные комплексные бригады докеров).
Функциональная структура управления.Основана на разделении труда по определённым функциям, которые передаются в ведение отделов, специализирующихся на выполнении той или иной функции.
На транспорте фактически приходится иметь дело с определёнными разновидностями линейно-штабных организационных структур с гибкой схемой функционирования. При этом часто сплетены в единое целое не только линейный и функциональный принципы управления по признакам техноло-гических особенностей производства, но в некоторых отношениях тесно связаны друг с другом отраслевой и территориальный подходы к управлению транспортом.
Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объёма и структуры перевозок, характера производственных функций предприятия, принятого порядка ра-боты, определяемого технологическим процессом, и других факторов. Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспортные организационные структуры:
— простота и определённость в назначении и соподчинении отдельных звеньев;
— гибкость и маневренность в звеньях, высокая надёжность, полнота управления и контроля за ходом производства;
— иерархичность, рациональная соподчинённость, связность(непрерывность), взаимозаменяемость звеньев при отсутствии дублирования.
Задачи управления транспортом
Принципы управления транспортом в современных условиях
Формирование грузопровозящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, является стратегической целью развития транспорта на современном этапе.
Для выполнения этой цели должны быть реализованы следующие задачи:
— формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия всех транспортных предприятий различных форм собственности;
— техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий;
Поскольку перечисленные выше задачи должны решаться з новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом в условиях рыночной экономики. Эти принципы формулируются так:
которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование влияет на экономическое развитие.
2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности. Равенство всех без исключения субъектов рынка при транспортном обслуживании.
Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах:
— организация рынка транспортных услуг и контроль допуска предприятий на рынок;
— регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление обязательного тарифа);
— налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие объектов транспорта, введение специальных региональных налогов);
— инвестиционное регулирование (участие государства в реализации наиболее капиталоемких проектов).
4. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. На уровень местных администраций делегируется решение следующих вопросов:
— распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов между предприятиями транспорта:
— контроль местных тарифов;
— выдача лицензий на местные виды транспортной деятельности;
— управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности;
— участие в управлении акционированными предприятиями от имени федеральных органов.
Реализация на практике этих принципов управления транспортом положило начало формированию современной транспортной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка.
Особенностями управления на транспорте являются:
— пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывный процесс работы многих из них (например, железных дорог);
— необходимость четкого выполнения технологических функций, связанных с безопасностью перевозок;
— единоначалие, дисциплинированность и диспетчеризация в управлении перевозочным процессом;
— тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех звеньев перевозочного конвейера.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организация перевозок и управление на транспорте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие сведения об организации перевозок
В логистике важное место занимают перевозки грузов, которыми обеспечивается движение материальных потоков. В связи с этим участникам логистической деятельности требуется иметь четко выстроенную систему организации перевозок.
Организация перевозок представляет собой комплекс мероприятий, которые осуществляются в целях обеспечения успешного физического перемещения грузов из пункта отправления (от грузоотправителя) в пункт назначения (грузополучателю). Организацию перевозок следует рассматривать в контексте последовательной смены ряда этапов, основные из которых заключаются в следующем:
Готовые работы на аналогичную тему
На организацию перевозок оказывает влияние множество факторов. Прежде всего, определяющее значение имеет вид транспорта, выбранный для непосредственной транспортировки груза. Напомним, что используют автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт. Если будет принято решение об использовании во время перевозки нескольких видов транспорта, то необходимо определиться с количеством компаний, с которыми грузоотправитель будет вести работу.
Указанные факторы во многом обуславливаются географией планируемой перевозки. Она может быть городской, пригородной, междугородней, региональной, международной.
Организация перевозки грузов является сложным процессом. Его реализация, как правило, сопровождается затратами большого количества ресурсов. От организаторов перевозки требуется наличие определенных знаний, навыков, опыта, а также выдержки и терпения. В связи с этим не все предприятия самостоятельно организуют и осуществляют перевозку своих грузов. Зачастую ими привлекаются профессиональные специализированные организации, которые за вознаграждения обязуются доставить груз в запрашиваемое место в сохранности и вовремя.
Общие сведения об управлении на транспорте
Управлением называется целенаправленное (т.е. обусловленное необходимостью достичь определенную цель) воздействие субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления может выступать практически любое явление окружающего мира. В том числе это утверждение касается и транспорта.
Если рассматривать транспорт в системе управления, то он окажется управляемым объектом. В этом качестве удобнее представить транспорт как подсистему, которая включается в себя следующее элементы:
Управлением на транспорте преимущественно занимаются уполномоченные органы и организации. В зависимости от сферы их управляющего воздействия субъектами управлениями могут быть как государственные органы, так и частные компании. Однако, несмотря на возможные различия в вопросах собственности и соподчиненности, организационная структура субъектов управления во многом является схожей.
В частности, управляющей организации должны функционировать:
Таким образом, управление является необходимым элементом системы функционирования транспорта. Оно осуществляется уполномоченными организациями путем целенаправленного и осознанного применения методов управления.
Особенности управления на транспорте
Особые условия выполнения производственного транспортного процесса выдвигают специальные требования к его управлению.
Под управлением понимают совокупность действий, выбранных на основе определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования процесса (объекта) в соответствии с целью его функционирования.
В нашей стране вопросы управления транспортом решаются в следующих ведомствах: Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации (МПС России) — для железнодорожного транспорта России и Межведомственной комиссии. Работа в области транспорта на территории СНГ регулируется Координационным транспортным совещанием.
Управление трубопроводным транспортом и транспортом энергии сосредоточено не в транспортном министерстве, а в соответствующих ведомствах — Министерстве природных ресурсов РФ и Российском акционерном обществе энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России»).
В Министерстве транспорта Российской Федерации созданы департаменты по каждому виду транспорта. Выделение самостоятельного министерства для управления железнодорожным транспортом обусловлено исторической традицией. Сеть железных дорог расположена таким образом, что связывает всю страну в единое целое.
Структура управления железными дорогами России отличается четырехуровневым построением: МПС— 17 железных дорог — отделение—линейное предприятие. На Транссибирской магистрали двухуровневое построение: МПС — железная дорога Транссиб. В Федеральной авиационной службе двухуровневое построение: центр — регионы.
Роль Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в рыночных условиях заключается в проведении государственной политики для полного транспортного обеспечения всех отраслей экономики и населения при снижении затрат на перевозки. Министерство транспорта Российской Федерации координирует работу разных видов транспорта и их взаимодействие.
Федеральная авиационная служба выделена из состава Министерства транспорта Российской Федерации в 1996 г. с целью контроля безопасности полетов, исполнения законодательных и других правовых актов, касающихся деятельности гражданской авиации. Служба лицензирует деятельность гражданской авиации, дает технико-экономическое обоснование проектов развития авиационных объектов, включая системы организации движения, формирует рынок перевозок, координирует выполнение обязательств по международным договорам в области гражданской авиации и др.
Межведомственная комиссия занимается вопросами организации и обеспечения рационального распределения воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, совершенствования методов управления движением, рассмотрением программ оснащения органов Единой системы управления движением техническими средствами мирного и военного времени.
Координационное транспортное совещание и Совет по железнодорожному транспорту, образованные после распада СССР, определяют единые принципы построения тарифов, координируют разработку нормативных документов по безопасности движения, способствуют повышению эффективности работы различных видов транспорта, проводят экономический анализ работы транспорта для стран СНГ.
В России все пути сообщения любого вида транспорта принадлежат государству. Во всем мире принято сосредоточивать вопросы транспорта в одном органе, как правило, транспортном министерстве, которое не занимается регулированием производственной деятельности частных предприятий.
Вопросы управления эксплуатационной деятельностью транспортных предприятий связаны напрямую с особенностями производственного процесса и продукции транспорта.
Управление транспортными системами: правила и особенности
В статье рассказывается:
Управление транспортными системами – это сложный процесс, затрагивающий различные сферы: от информационных технологий до экономики, от технических направлений до работы с персоналом. Немаловажная роль отводится государству с его регламентирующими законами и постановлениями.
Большую роль играют решения, необходимые для обеспечения работы транспортной инфраструктуры. В нашей статье мы расскажем о принципах и правилах управления системой, а также поговорим о современных направлениях развития данной сферы и инновационных технологиях в этой области.
Понятие и задачи транспортной системы
Субъектами управления транспортными системами выступают средства транспорта, оборудование, элементы инфраструктуры транспорта и грузоперевозок. Задача транспортной системы состоит в обеспечении безопасной и эффективной доставки грузов и перевозки пассажиров.
Компонентом такой системы является транспортная инфраструктура, фиксировано расположенная в пространстве и формирующая транспортную сеть, которая включает элементы связи (трубопроводы, дороги, магистрали) и узлы (транспортные терминалы и др.).
Понятие и задачи транспортной системы
Эффективное управление транспортными системами направлено не только на обеспечение оптимального прохождения всех процессов внутри таких систем. Основной задачей в этом случае выступает создание условий способных обеспечить мобильность населения и объемы перевозки грузов, которые будут удовлетворять задачам развития экономики.
Таким образом, степень эффективности транспортной системы можно определить исходя из ее способности обеспечивать баланс между экономическими требованиями и общественными запросами, которые часто противоречат друг другу. К примеру, пассажир хочет, чтобы как только он придет на остановку, туда сразу бы приезжал и автобус, а перевозчик стремится обеспечить интервал движения автобусов, при котором будет обеспечиваться полная загрузка транспорта и, соответственно, максимальная прибыль.
Понятно, что для грамотного управления интеллектуальными транспортными системами нужны соответствующие знания в транспортной сфере, в экономике, градостроительстве, экологии, строительстве, социологии, психологии и т.д.
Принципы управления транспортной системой
Задача управления транспортными системами состоит в максимально полном удовлетворении запросов в области услуг по перевозке грузов и пассажиров. Чтобы создать систему, которая будет соответствовать современным требованиям экономики и социальным запросам необходимо решить ряд вопросов:
Принципы управления транспортной системой
Организация управления транспортной системой осуществляется с учетом ряда принципов:
Особенности организации управления транспортной системой:
Принципы управления транспортной системой
Учитывая описанные выше особенности, для транспортных систем применяют административные, экономические и психологически-социальные управленческие методы. При этом организационно-распорядительные (административные) методы должны грамотно сочетаться с экономическими и социальными, которые отвечают за мотивацию и эффективность труда, корпоративную солидарность, инициативность и предприимчивость.
Уровни управления транспортными системами
С учетом степени сложности объектов и специфического характера задач эксперты разделяют системы управления транспортном на несколько уровней:
Макроуровень – представляет собой управление элементом государственной экономики, который направлен на обеспечение взаимодействия средств производства и производственных отношений для транспортировки людей и грузов.
Оценка такого сегмента экономики, как транспорт, проводится с применением следующих показателей: объемы перевозок; уровень расходов; валовой доход; прибыль; уровень использования транспорта и сотрудников; качество транспортировки доставки грузов и пассажиров.
Макрологистическая система – управления транспортом охватывает предприятия промышленности, снабжения, торговли и др.
Задача макрологистических систем управления состоит в создании условий для эффективного взаимодействия отдельных участников производственной и транспортной сфер, сбыта, распределения и обеспечения логистической системы, которое позволит получать наибольшую прибыль всем участникам логистической цепочки.
Микрологистическая система призвана обеспечивать взаимные корректировки действий снабженцев, производственников, сбытовиков и других подразделений предприятий.
В перечень задач микрологистической системы управления входит: контроль планов сбыта, создание условий, при которых выпускаемая продукции соответствует заказам, обеспечение транспортировки товаров, выполнение плана поставок согласно запросам производства.
Системы управления транспортными потоками работают с применением автоматизированных устройств для регулировки движения. В состав современных автоматизированных управляющих систем, обеспечивающих движение транспорта, входит широкий перечень объектов: информационное, вычислительное, навигационное оборудование, а также средства связи.
Уровни управления транспортными системами
Различают два вида информационных потоков в системах транспортного управления: входные и выходные данные. Входные сведения приходят в форме сообщений, которые приносят информацию о расположении объекта управления в пространстве, о направлении и скорости движения, а также о состоянии окружающей среды. Компьютерное оборудование производит обработку входящих данных и отправляют выходную информацию в форме дисплейных образов диспетчерам. На основании полученных данных диспетчер формирует управляющее решение, поступающее исполнителям.
Система управление отдельным транспортным объектом обеспечивает взаимодействие со средством транспортировки для решения задач по его передвижению в пространстве.
Нормативные проблемы управления транспортными системами
Следует отметить, что под влиянием кардинальных преобразований в разных сферах социальной жизни современное право, которое обеспечивает регулирование отношений в сегменте российского транспорта, перестало полностью соответствовать новым реалиям.
Результатом реформ, которые имели место в отечественной экономике за последние 10 лет, стала утрата принципов комплексного подхода у государственного регулирования транспортной системы. При этом, материальная, организационная и техническая база этого сектора экономики существенно устарела.
В ходе организации доставки грузов и транспортировки пассажиров постоянно проявляются юридические проблемы в работе специализированных органов и структур, занимающихся стратегическими разработками в области обеспечения безопасности наиболее значимых интересов человека и общества, включая транспортную безопасность.
Этот факт подтверждается большой численностью транспортных аварий, несчастных случаев и происшествий, которые приводят к травмам и гибели людей. По-прежнему, нет эффективного решения вопросов сертификации и лицензирования в транспортной системе, не сформирован бюджет для нормального обеспечения государственных и муниципальных предприятий транспорта.
Нормативные документы в области административного, гражданского, финансового и трудового права не раскрывают весь комплекс вопросов, которые появляются в след за возникновением новых форм перевозок. Несовершенство отечественного права тормозит процесс модернизации транспортной системы. Все это, в конечном итоге, отражается на безопасности и качественном уровне транспортных услуг.
Нормативные проблемы управления транспортными системами
Чтобы преодолеть отмеченные здесь негативные факторы необходимо совершенствовать процесс гос. регулирования транспортной отрасли, обеспечить четкую юридическую регламентацию процессов этой сферы, последовательно углублять и развивать демократические принципы, повышать эффективность деятельности государственных органов, которые напрямую имеют отношение к системе транспорта.
6 современных проектов в управлении транспортными системами
Министерство Транспорта России 23.06.21 выделило шесть проектов цифровизации региональной транспортной системы:
Актуальные решения в области управления транспортными системами
АО «ТРАССКОМ» — предприятие обеспечивающее системную интеграцию в сфере управления транспортом разработало инновационные решения, которые могут быть интегрированы в региональные транспортные сети. Кроме того, компания осуществляет подготовку квалифицированных кадров в сфере эксплуатации систем анализа и прогнозирования состояния транспортных магистралей.
Основные преимущества продуктов АО «ТРАССКОМ»:
В перечне инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» широкий список собственных разработок, не имеющих аналогов.
Революционным моментом в области мониторинга покрытий дорожных магистралей признано появление мобильного комплекса МДКМ «Иней-М». При небольших габаритах он быстро и легко монтируется на транспортное средство (это может быть машина куратора, рейсовый автобус, комбинированная дорожная техника и т.д.), в реальном времени осуществляет трансляцию в диспетчерский пункт информации о состоянии дорожного покрытия, а также точные координаты места проверки. Особенно зимой, с учетом российского климата, такой комплекс – очень ценный инструмент для контроля за состоянием дорог.
Внедрение инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» позволит повысить уровень безопасности движения на дорогах и принесет существенную экономическую выгоду. К примеру, в Свердловской области затраты на внедрение технологий управления транспортными системами окупились уже за первую зиму и каждый год дают ощутимые экономические дивиденды.
Сегодня целью разработчиков из АО «ТРАССКОМ» является внедрение инновационных продуктов и технологий, способных обеспечивать безопасность участников транспортного процесса, повышать эффективность транспортировки и комфорт перевозок. Мнения действующих сотрудников дорожных служб, которые можно услышать в различных регионах, подтверждают успешное достижение такой цели.