На что направлены корректирующие действия по вопросам безопасности движения
На что направлены корректирующие действия по вопросам безопасности движения
ГОСТ Р ИСО 39001-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)
ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use
Дата введения 2015-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в п.4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
По тексту стандарта введены дополнительные сноски, выделенные курсивом, в которых даются необходимые разъяснения отдельных положений стандарта с точки зрения нормативных документов, действующих в Российской Федерации.
В текст стандарта включено дополнительное справочное приложение ДА, в котором приводится сопоставление терминов, используемых в настоящем стандарте, и аналогичных терминов в соответствии с нормативными документами Российской Федерации.
Перевод с английского языка (еn).
6 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав.
Предисловие к ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Международные стандарты подготавливаются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами рассылаются организациям-членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется не менее 75% голосов организаций-членов.
ИСО 39001 был подготовлен создаваемым Техническим комитетом PC 241, Road Traffic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).
Введение ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Безопасность дорожного движения является глобальной проблемой. Приблизительно 1,3 млн человек погибают и от 20 до 50 млн человек получают телесные повреждения на дорогах всего мира каждый год и эти цифры возрастают [10]. Социально-экономическое воздействие аварийности и воздействие на жизнь и здоровье населения является весьма существенным.
Настоящий стандарт предоставляет инструмент, призванный помочь организациям уменьшить, и в пределе, избегать аварийности и риска смертельных случаев и случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Концентрация активности на этом направлении может иметь результатом также повышение экономической эффективности использования системы организации дорожного движения.
Настоящий стандарт идентифицирует элементы надлежащей практики, которые позволят организации достигнуть желаемых результатов в безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт применим к общественным и частным организациям, которые взаимодействуют с системами организации дорожного движения. Он может быть использован как внутренней, так и внешней сторонами, включая органы по сертификации для оценки возможности организации удовлетворять требованиям.
Мировой опыт показал, что существенное снижение случаев гибели людей и тяжких телесных повреждений может быть достигнуто принятием целостного подхода Безопасной Системы к безопасности дорожного движения. Он включает ясный и недвусмысленный акцент на результатах безопасности дорожного движения и действиях, основанных на фактах, подкрепленный соответствующими организационными возможностями [9], [11], [12].
Правительство не может достигнуть упомянутого снижения уровня аварийности самостоятельно. Важную роль будут играть организации любых типов и размеров, а также и индивидуальные пользователи дорожной сети. В результате принятия настоящего стандарта организации смогут достигнуть следующего:
— результатов безопасности дорожного движения на уровне, превышающем уровень, который можно достигнуть путем соответствия законодательству и стандартам,
— своих собственных целей и, в то же время внести вклад в достижение общественных целей.
Система менеджмента, представленная в настоящем стандарте нацеливает организацию на ее собственные цели и планы в безопасности дорожного движения и руководит планированием деятельности, направленной на реализацию этих целей посредством использования подхода «Безопасная система» в безопасности дорожного движения. В приложении В описаны категории результатов безопасности дорожного движения, подход «Безопасная система» и структура менеджмента надлежащей практики безопасности дорожного движения, а также показано, как они могут быть соотнесены с настоящим стандартом.
Приложение А содержит некоторые указания по руководству для внедрения настоящего стандарта.
Система менеджмента безопасности дорожного движения интегрирована или построена как совместимая с другими системами менеджмента (см. приложение С) и процессами внутри организации.
Настоящий стандарт способствует использованию принципа итерационных (повторяющихся) процессов (планируй, делай, проверяй, исправляй), который стимулирует организацию к достижению результатов безопасности дорожного движения.
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется к любой организации вне зависимости от ее типа, размера, а также поставляемых организацией продукции или услуг в том случае, если организация планирует:
a) повысить уровень БДД;
b) создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД;
c) обеспечить свое соответствие сформулированной политике в области БДД;
d) доказать соответствие требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для целей менеджмента БДД. Стандарт не имеет целью установление технических требований и требований качества к средствам транспортирования и транспортным услугам (например, дороги, дорожные знаки/светофоры, автомобили, трамваи, услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, службы спасения и скорой помощи).
Задачей настоящего стандарта не является установление единообразия в структуре менеджмента БДД или единообразие документации.
БДД является объектом совместной ответственности. Настоящий стандарт не имеет своей целью освобождение пользователей дорог от их обязанностей соблюдать законодательство и ответственного поведения. Стандарт может способствовать организации в усилиях по поощрению пользователей дорог к соблюдению законодательства.
Все требования настоящего стандарта не являются предметом патентного права.
В тех случаях, когда-какое либо из требований настоящего стандарта не могут быть применены по причине статуса организации, а также ее продукции или услуг, это требование может считаться исключением, при условии, что данное исключение и причины его документированы.
В том случае, если исключения сделаны, претензия на соответствие настоящему стандарту допустима только в том случае, когда они не влияют на способность организации успешно создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД.
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.27) получения свидетельств аудита (3.4) и объективного их оценивания с целью определения степени выполнения согласованных критериев (3.3) аудита.
Примечание 1- Аудит может быть внутренним аудитом (первой стороны) или внешним аудитом (второй или третьей стороны), а также комплексным аудитом (объединяющим две или более дисциплины).
3.2 аудитор (auditor): Лицо, обладающее продемонстрированными атрибутами и компетентностью (3.7) для проведения аудита (3.1).
3.3 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований, используемые, как база для оценки, с которой сравниваются свидетельства аудита (3.4).
3.4 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые относятся к критериям аудита (3.3) и могут быть проверенными.
3.5 наилучшая доступная информация (best available information): Информация, доступная организации, и которая учитывает любые известные ограничения в данных или используемых моделях, или вероятность расхождения мнений экспертов.
3.6 ориентация (commitment): Уровень действия и назначение, приданные системе менеджмента (3.16).
3.7 компетентность (competence): Способность применять знания и опыт для того, чтобы достигнуть намеченных результатов.
3.8 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.28).
3.9 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по повышению рабочих характеристик (3.23).
3.10 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.19).
3.11 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.19) и предотвращения его повторения.
3.12 гибель (death): Потеря человеческой жизни, как прямой результат автомобильной катастрофы (3.33).
* На территории Российской Федерации погибшими в результате ДТП признаются пострадавшие в нем лица, которые умирают в течение 30 дней с момента совершения ДТП.
3.13 документированная информация (documented information): Информация, которая требует управления и поддержания со стороны организации (3.21) и средства, в которых она воплощена.
Примечание 1- Документированная информация может быть в любом формате и в любом качестве, а также из любого источника.
— к системе менеджмента (3.16), включая связанные с ней процессы (3.27);
— к информации, создаваемой для функционирования организации (документация);
— к свидетельствам о достигнутых результатах (записи).
3.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.21), которые могут оказывать влияние или подвергаться влиянию или считать, что они подвержены влиянию действий или решений.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1327-ст)
Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use
ГАРАНТ:
Курсив в тексте не приводится
1 Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в п. 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1327-ст
По тексту стандарта введены дополнительные сноски, выделенные курсивом, в которых даются необходимые разъяснения отдельных положений стандарта с точки зрения нормативных документов, действующих в Российской Федерации.
В текст стандарта включено дополнительное справочное приложение ДА, в котором приводится сопоставление терминов, используемых в настоящем стандарте, и аналогичных терминов в соответствии с нормативными документами Российской Федерации.
Перевод с английского языка (en).
6 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав.
Предисловие к ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Международные стандарты подготавливаются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами рассылаются организациям-членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется не менее 75% голосов организаций-членов.
ИСО 39001 был подготовлен создаваемым Техническим комитетом PC 241, Road Traafic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).
Введение ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Безопасность дорожного движения является глобальной проблемой. Приблизительно 1,3 млн человек погибают и от 20 до 50 млн человек получают телесные повреждения на дорогах всего мира каждый год и эти цифры возрастают [10]. Социально-экономическое воздействие аварийности и воздействие на жизнь и здоровье населения является весьма существенным.
Настоящий стандарт предоставляет инструмент, призванный помочь организациям уменьшить, и в пределе, избегать аварийности и риска смертельных случаев и случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Концентрация активности на этом направлении может иметь результатом также повышение экономической эффективности использования системы организации дорожного движения.
Настоящий стандарт идентифицирует элементы надлежащей практики, которые позволят организации достигнуть желаемых результатов в безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт применим к общественным и частным организациям, которые взаимодействуют с системами организации дорожного движения. Он может быть использован как внутренней, так и внешней сторонами, включая органы по сертификации для оценки возможности организации удовлетворять требованиям.
Мировой опыт показал, что существенное снижение случаев гибели людей и тяжких телесных повреждений может быть достигнуто принятием целостного подхода Безопасной Системы к безопасности дорожного движения. Он включает ясный и недвусмысленный акцент на результатах безопасности дорожного движения и действиях, основанных на фактах, подкрепленный соответствующими организационными возможностями [9], [11], [12].
Правительство не может достигнуть упомянутого снижения уровня аварийности самостоятельно. Важную роль будут играть организации любых типов и размеров, а также и индивидуальные пользователи дорожной сети. В результате принятия настоящего стандарта организации смогут достигнуть следующего:
— результатов безопасности дорожного движения на уровне, превышающем уровень, который можно достигнуть путем соответствия законодательству и стандартам,
— своих собственных целей и, в то же время внести вклад в достижение общественных целей.
Система менеджмента, представленная в настоящем стандарте нацеливает организацию на ее собственные цели и планы в безопасности дорожного движения и руководит планированием деятельности, направленной на реализацию этих целей посредством использования подхода «Безопасная система» в безопасности дорожного движения. В приложении В описаны категории результатов безопасности дорожного движения, подход «Безопасная система» и структура менеджмента надлежащей практики безопасности дорожного движения, а также показано, как они могут быть соотнесены с настоящим стандартом.
Приложение А содержит некоторые указания по руководству для внедрения настоящего стандарта.
Система менеджмента безопасности дорожного движения интегрирована или построена как совместимая с другими системами менеджмента (см. приложение С) и процессами внутри организации.
Настоящий стандарт способствует использованию принципа итерационных (повторяющихся) процессов (планируй, делай, проверяй, исправляй), который стимулирует организацию к достижению результатов безопасности дорожного движения.
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется к любой организации вне зависимости от ее типа, размера, а также поставляемых организацией продукции или услуг в том случае, если организация планирует:
a) повысить уровень БДД;
b) создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД;
c) обеспечить свое соответствие сформулированной политике в области БДД;
d) доказать соответствие требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для целей менеджмента БДД. Стандарт не имеет целью установление технических требований и требований качества к средствам транспортирования и транспортным услугам (например, дороги, дорожные знаки/светофоры, автомобили, трамваи, услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, службы спасения и скорой помощи).
Задачей настоящего стандарта не является установление единообразия в структуре менеджмента БДД или единообразие документации.
БДД является объектом совместной ответственности. Настоящий стандарт не имеет своей целью освобождение пользователей дорог от их обязанностей соблюдать законодательство и ответственного поведения. Стандарт может способствовать организации в усилиях по поощрению пользователей дорог к соблюдению законодательства.
Все требования настоящего стандарта не являются предметом патентного права.
В тех случаях, когда какое либо из требований настоящего стандарта не могут быть применены по причине статуса организации, а также ее продукции или услуг, это требование может считаться исключением, при условии, что данное исключение и причины его документированы.
В том случае, если исключения сделаны, претензия на соответствие настоящему стандарту допустима только в том случае, когда они не влияют на способность организации успешно создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД.
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.27) получения свидетельств аудита (3.4) и объективного их оценивания с целью определения степени выполнения согласованных критериев (3.3) аудита.
3.2 аудитор (auditor): Лицо, обладающее продемонстрированными атрибутами и компетентностью (3.7) для проведения аудита (3.1).
3.3 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований, используемые, как база для оценки, с которой сравниваются свидетельства аудита (3.4).
3.4 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые относятся к критериям аудита (3.3) и могут быть проверенными.
3.5 наилучшая доступная информация (best available information): Информация, доступная организации, и которая учитывает любые известные ограничения в данных или используемых моделях, или вероятность расхождения мнений экспертов.
3.6 ориентация (commitment): Уровень действия и назначение, приданные системе менеджмента (3.16).
3.7 компетентность (competence): Способность применять знания и опыт для того, чтобы достигнуть намеченных результатов.
3.8 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.28).
3.9 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по повышению рабочих характеристик (3.23).
3.10 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.19).
3.11 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.19) и предотвращения его повторения.
3.12 гибель (death): Потеря человеческой жизни, как прямой результат автомобильной катастрофы (3.33).
3.13 документированная информация (documented information): Информация, которая требует управления и поддержания со стороны организации (3.21) и средства, в которых она воплощена.
— к системе менеджмента (3.16), включая связанные с ней процессы (3.27);
— к информации, создаваемой для функционирования организации (документация);
— к свидетельствам о достигнутых результатах (записи).
3.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.21), которые могут оказывать влияние или подвергаться влиянию или считать, что они подвержены влиянию действий или решений.
3.16 система менеджмента (management system): Набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации (3.21) для установления политики (3.24), целей (3.20) и процессов (3.27), направленных на достижение этих целей.
3.17 измерение (measurement): Процесс (3.27) определения значения величины.
3.18 мониторинг (monitoring): Определение текущего состояния системы, процесса (3.27) или действий.
3.19 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.28).
3.20 цель (objective): Результат, который должен был достигнут.
3.21 организация (organization): Лицо или группа работников, имеющих свои собственные функции и ответственность, полномочия и взаимоотношения для достижения целей (3.20) организации.
3.22 привлекать внешние ресурсы (outsource): Устраивать дело таким образом, чтобы внешняя организация (3.21) выполняла бы часть функции или процесса (3.27) организации.
3.23 рабочая характеристика (performance): Измеримый результат.
3.24 политика (policy): Намерения и направленность действий организации (3.21) в том виде, в котором они формально выражены администрацией (3.45).
3.25 предупреждающее действие (preventive action): Действие, направленное на то, чтобы устранить причину возможного несоответствия (3.19).
3.26 процедура (procedure): Регламентированный способ осуществления действия или процесса (3.27).
3.27 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и влияющих друг на друга действий, которые преобразуют входы в выходы
3.28 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое сформулировано, обычно подразумеваемое или обязательное.
3.29 риск (risk): Следствие неопределенности.
3.30 дорога (road): Поверхность, включая прилегающую зону, которую автомобили и люди используют для передвижения.
3.31 дорожная сеть (road network): Система дорог (3.30) в данном регионе.
3.32 дорожное движение (road traffic): Использование дороги (3.30) как моторизованными, так и немоторизованными участниками движения.
3.33 дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями (ДТП с тяжелыми последствиями) (road traffic crash): Столкновение или иное ударное воздействие на дороге (3.30), вызвавшее гибель (3.12), ранение или телесное повреждение.
3.34 дорожно-транспортный инцидент (ДТИ) (road traffic incident): Случай, вызванный нарушением в составляющей или внешним способствующим фактором системы дорожного движения (3.36).
3.36 система дорожного движения (road traffic system): Дорога (3.30), транспортные средства, система экстренной медицинской помощи**, пользователи дороги (3.37), а также их взаимодействие.
3.37 пользователь дороги (road user): Любое лицо, находящееся на дороге (3.30).
3.38 недостаточность БДД (RTS deficiency): Возникновение условий и факторов, относящихся к системе дорожного движения (3.36), установленных как причины ДТП с тяжелыми последствиями (3.33) и ДТИ (3.34), вызывающих или способных вызвать гибель и тяжкие телесные повреждения пользователей дороги (3.37).
3.39 корректирующее действие БДД (RTS corrective action): Действие, направленное на устранение причин ДТП с тяжелыми последствиями (3.33).
3.40 характеристики БДД (RTS performance): Измеримые результаты менеджмента организации (3.21) в ее содействии БДД (3.35).
3.41 фактор характеристики БДД (RTS performance factor): Измеримый фактор, элемент или критерий, содействующий БДД (3.35), на который организация может влиять и который позволяет организации (3.21) определить воздействия на БДД.
3.42 предупреждающее действие БДД (RTS preventive action): Действие направленное на уменьшение или устранение риска (3.29) ДТП с тяжелыми последствиями.
3.43 задача БДД (RTS target): Детальные характеристики (3.23), которые должны быть достигнуты, согласующиеся с политикой (3.24) и целями БДД (3.20), которые организация (3.21) применяет по отношению к себе самой вместе с заинтересованными сторонами (3.16).
3.44 тяжкое телесное повреждение (serious injury): Телесные повреждения с долговременными последствиями для здоровья или телесный ущерб или ущерб, связанный с функциональным расстройством, не являющийся незначительным, вызванные ДТП с тяжелыми последствиями (3.33).
3.45 администрация (top management): Лицо или группа людей, которые руководят и управляют организацией (3.21) на самом верхнем уровне.
4 Статус организации
4.1 Осознание организацией своего статуса
Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, относящиеся к ее целям и которые влияют на способность организации достигнуть намеченных выхода(ов) в своей системе менеджмента БДД.
— идентифицировать свою роль в системе дорожного движения;
— идентифицировать процессы, связанные с ними действия и функции организации, которые могут иметь влияние на БДД;
— определить последовательность и взаимодействие этих процессов, действий и функций.
4.2 Осознание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна определить:
— заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента БДД;
— требования этих заинтересованных сторон;
— законодательные и иные требования, относящиеся к БДД и которые распространяются на организацию.
4.3 Определение области применения системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)
Для установления области применения организация должна определить границы и применимость системы менеджмента БДД.
При определении области применения организация в частности должна принимать во внимание:
— внешние и внутренние проблемы, упомянутые в 4.1;
— требования, упомянутые в 4.2, и
— планируемые требования, упомянутые в разделе 6.
Организация должна определить намеченные выходы своей системы менеджмента БДД, которые должны включать снижение и, в конечном счете, исключение определенного количества случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений в дорожных катастрофах, на которые организация может повлиять.
Область применения должна быть представлена как документированная информация.
4.4 Система менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)
Организация должна создать, обеспечить выполнение, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента БДД, включая необходимые процессы и их взаимодействие в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5.1 Руководство и обязанности
Администрация должна демонстрировать руководство и обязанности по отношению системе менеджмента БДД посредством:
— обеспечения того, что политика в области БДД и цели БДД установлены и совместимы со стратегической направленностью организации;
— обеспечения интеграции требований системы менеджмента БДД в бизнес-процессы организации;
— обеспечения того, что ресурсы, необходимые для системы менеджмента БДД имеются в распоряжении;
— подтверждения исключения случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений в дорожных катастрофах в качестве долгосрочной цели, а также решения о достижении результатов БДД в обозримый период времени;
— работы в партнерстве и сотрудничестве с заинтересованными сторонами в создании вклада в систему безопасности дорожного движения для достижения установленной цели (целей) БДД;
— обеспечения того, что организация применяет процессный подход для достижения желаемых результатов БДД при условии, что эти процессы транспарентны и должным образом встроены на всех соответствующих уровнях организации;
— расстановки приоритетов в действиях и выбор специфических образов действия, основанных на наилучшей доступной информации для достижения намеченных выходов системы менеджмента БДД;
— демонстрации важности эффективного менеджмента БДД и соответствия требованиям системы менеджмента БДД;
— предоставление ресурсов для создания, обеспечения выполнения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента БДД;
— обеспечения того, что система менеджмента БДД достигает намеченных выходов путем сосредоточения на результатах БДД;
— обеспечения того, что важность соответствия законодательству, относящегося к достижению намеченного выхода системы менеджмента БДД доведена до сведения всего причастного персонала в рамках организации;
— направления и поощрения сотрудников для внесения вклада в повышение результативности системы менеджмента БДД;
— поддержания других причастных участников системы менеджмента в демонстрировании руководящих навыков в той мере, в которой это лежит в их сфере ответственности.
Администрация должна установить политику в области БДД, которая:
a) соответствует назначению организации;
b) создает основу для установки целей БДД и задач БДД;
c) включает обязательства удовлетворения соответствующих требований;
d) включает обязательства постоянного улучшения системы менеджмента БДД.
— доступной в виде документированной информации;
— доведенной до сведения организации;
— доступной соответствующим заинтересованным сторонам, при необходимости.
5.3 Организационные роли (должности), ответственность и полномочия
Администрация должна гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих ролей (должностей) установлена и объявлена в рамках организации.
Администрация должна установить ответственность и полномочия для:
а) обеспечения соответствие системы менеджмента БДД требованиям настоящего стандарта;
b) отчетности о результативности системы менеджмента БДД, включая предложения по улучшению в адрес администрации.
6.1 Общие положения
Организация должна осуществлять процесс, который обеспечивает постоянный анализ текущих характеристик БДД, определяет риски и перспективы, отбирает для проработки факторы реализации БДД, исследует, каких результатов можно достигнуть со временем и устанавливает соответствующие цели БДД, задачи БДД, а также планирует их достижение.
Анализ текущих характеристик БДД должен учитывать рабочую среду организации (см. раздел 4) и ее руководство (см. раздел 5), с особым отношением к процессам, ассоциированной деятельностью и функциям организации, которые могут иметь влияние на БДД. Текущие характеристики БДД должны быть при возможности определены количественно, а также должна быть проведена оценка вероятных будущих воздействий на них в соответствии с существенными факторами реализации БДД.
6.2 Действия по исследованию рисков и перспектив
При планировании в рамках системы менеджмента БДД организация должна учитывать вопросы, упомянутые в 4.1, и требования, упомянутые в 4.2, а также определять риски и перспективы, требующие исследования на предмет:
— гарантии того, что система менеджмента БДД в состоянии обеспечить намеченные выходы (выход);
— предотвращение или сведение к минимуму нежелательных результатов;
— достижения постоянного улучшения.
Организация должна планировать:
a) действия по исследованию упомянутых рисков и перспектив;
— включать и реализовывать эти действия в процессы системы менеджмента БДД;
— оценивать результативность этих действий.
6.3 Показатели результативности безопасности дорожного движения
Организация должна идентифицировать для использования показатели результативности БДД из приведенного ниже перечня факторов подверженности рискам, факторов итоговых выходов, касающихся безопасности и промежуточных выходов, касающихся безопасности в зависимости от рабочей среды (см. раздел 4) организации и от рисков и перспектив, идентифицированных ею.
a) Факторы подверженности рискам:
— общий пробег и объем перевозок с учетом транспортного средства и вида пользователя дороги, как зависящего, так и не зависящего от организации;
— объем продукции и/или услуг, произведенных организацией.
b) Факторы итоговых выходов, т.е. число погибших и получивших тяжкие телесные повреждения.
c) Факторы промежуточных выходов, касающихся безопасности: эти факторы выходов, касающихся безопасности, относятся к планированию мероприятий, направленных на повышение безопасности, к параметрам и использованию дорожной сети, а также к относящимся к предмету продукции и услугам, условиям приемки и выпуска этой продукции, услуг и пользователей, также как и восстановления здоровья и реабилитации пострадавших в ДТП с тяжелыми последствиями:
— конструкция дорог и безопасная скорость, в частности с учетом разделения (приближающийся транспорт и уязвимые пользователи дороги), придорожные полосы и конструкция пересечений;
— использование надлежащих дорог в зависимости от типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
— использование персональных защитных устройств, в особенности уделяя внимание ремням безопасности, детским удерживающим устройствам, велосипедным и мотоциклетным шлемам, а также средствам улучшения обзорности и видимости;
— выбор безопасной скорости движения, также с учетом типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
— планирование безопасности поездки, включая соображения необходимости поездки, протяженность и вид поездки, выбор маршрута, транспортного средства и водителя;
— безопасность транспортных средств, особенно принимая во внимание защиту водителя и пассажиров, защиту иных пользователей дороги (включая уязвимые категории пользователей, а также иных лиц в транспортном средстве), предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий, пригодность к эксплуатации, грузоподъемность транспортного средства, крепление груза внутри и снаружи транспортного средства;
— соответствующее водительское удостоверение для вождения/движения на транспортном средстве соответствующей категории;
— устранение неисправных транспортных средств, а также отстранение непригодных к управлению водителей и велосипедистов от движения по дорожной сети;
— послеаварийное реагирование и первая помощь, подготовленность к скорой помощи после ДТП, а также к послеаварийному восстановления здоровья и реабилитации пострадавших в ДТП.
Организация должна разработать дополнительные факторы рабочих характеристик БДД в тех случаях, когда указанные выше факторы рабочих характеристик БДД имеют несущественную значимость. Дополнительные факторы рабочих характеристик БДД должны быть разработаны по результатам исследований соответствующих дорожно-транспортных происшествий и идентификации недостатков в БДД.
На основе показателей результативности БДД организация должна установить элементы и детализированные критерии для определения, наблюдения и измерения целей БДД и задач БДД. Организация должна документировать эту информацию и постоянно ее актуализировать.
6.4 Цели безопасности дорожного движения (БДД) и планирование их достижения
Организация должна установить цели БДД в применении к соответствующим функциям и уровням.
— быть согласованы с политикой в области БДД;
— быть измеримы (в случае, если они практически осуществимы);
— учитывать применяемые требования;
— быть доведены до сведения заинтересованных лиц;
— обновляться в соответствующих случаях.
Организация должна сохранять документированную информацию, касающуюся целей БДД и задач БДД.
При установлении и анализе целей БДД и задач БДД организация должна принимать во внимание свои риски и перспективы, упомянутые в 6.2, свои факторы рабочих характеристик БДД, упомянутые в 6.3, элементы и критерии, упомянутые в 6.3, а также принять во внимание границы полномочий своего менеджмента. Организация должна также принимать во внимание свои технологические возможности, свои финансовые, операционные требования и требования бизнеса, а также точки зрения заинтересованных сторон.
При планировании способов достижения целей БДД и задач БДД организация должна определить:
— что должно быть сделано;
— какие ресурсы потребуются;
— кто будет ответственным;
— каким образом будут оценены результаты.
План действий должен быть документирован и при необходимости подвергнут анализу.
Организация должна осуществлять действия, согласованные с соответствующими уровнями и функциями организации (включая в общем случае вовлеченность сотрудников) и заинтересованных сторон для осуществления потенциальных, полезных эффектов от своей деятельности, относящейся к БДД. Она должна обеспечить проведение соответствующих внутренних и внешних консультаций и согласования своей деятельности, рассчитанной для достижения установленной цели (целей) и задач БДД.
Организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов и общую схему их распределения, необходимые для создания, реализации, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента БДД для достижения установленной цели (целей) и задач БДД.
— определить необходимую компетентность лица (лиц), выполняющих работу под ее (организации) управлением и оказывающую влияние на рабочие характеристики БДД;
— обеспечить, чтобы компетентность данных лиц основывалась на соответствующем обучении, тренировке или квалификации;
— там, где это применимо, предпринимать действия по приобретению необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых действий;
— сохранять соответствующую документированную информацию, как свидетельство компетентности.
Лица, которые выполняют работу под управлением организации, и которые в процессе своей деятельности находятся под влиянием или оказывают влияние на БДД, должны быть осведомлены:
— о политике в области БДД;
— об их вкладе в результативность системы менеджмента БДД, включая потенциальные полезные результаты от улучшения рабочих характеристик БДД;
— о вовлечении несоответствующих лиц в потребности системы менеджмента БДД;
— об информации и об усвоении опыта, касающегося серьезных дорожно-транспортных происшествий, относящихся к организации.
7.5 Обмен информацией
Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем процессе передачи информации, относящейся к системе менеджмента БДД, включая:
— на что этот процесс будет направлен;
— когда осуществлять процесс передачи информации;
— с кем взаимодействовать при передаче информации.
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процесс передачи информации, учитывающий различные уровни и функции организации и заинтересованных сторон.
Организация должна поддерживать постоянное улучшение рабочих характеристик БДД вовлечения и выдвижения заинтересованных лиц как внутри, так и в соответствующих случаях, извне организации, необходимость долговременного сосредоточения на результатах БДД и средствах их достижения.
7.6 Документированная информация
7.6.1 Общие положения
Система менеджмента БДД организации должна включать:
— документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
— документированную информацию, определяемую организацией как необходимую для результативности системы менеджмента БДД.
— размер организации и вид ее деятельности, процессов, продукции и услуг4 #
— сложность процессов и их взаимодействие;
7.6.2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответственно:
— идентификацию и описание (например, заголовок, дата, разработчик или ссылочный номер);
— формат (например, язык, версия программы, графика) и носитель (например, бумажная, электронная);
— обзор и одобрение устойчивости и адекватности.
7.6.3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая системой менеджмента БДД и настоящим стандартом должна управляться с целью обеспечения того, что:
— она имеется в наличии и пригодна для использования в любых случаях, когда в ней есть необходимость;
— она адекватно защищена (например, от потери конфиденциальности, от неправильного использования, от потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна сосредоточить свою деятельность на следующих направлениях:
— распределение, доступность, поиск и использование;
— хранение и защита, включая защиту распознаваемости;
— управление внесением изменений (например, управление версиями);
— срок хранения и списание.
Документированная информация из внешних источников, определенная организацией в качестве необходимой для планирования и деятельности в системе менеджмента БДД должна быть соответствующим образом идентифицирована и должным образом управляться.
8.1 Оперативное планирование и управление
Организация должна определять, планировать, осуществлять и управлять процессами с целью выполнения требований и осуществления действий, описанных в 6.2 для концентрации усилий на факторах рабочих характеристик, описанных в 6.3, а также целей БДД и задач БДД, описанных в 6.4 посредством:
— установления критериев для процессов;
— осуществления управления процессами в соответствие с критериями;
— поддержания документированной информации в объеме, необходимом для сохранения уверенности в том, что процессы протекают, так как запланировано.
Организация должна управлять запланированными изменениями и рассматривать результаты непредусмотренных изменений, предпринимая в необходимых случаях действия по смягчению любых неблагоприятных последствий.
Организация должна обеспечить также управление процессами, заказанными на стороне.
8.2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
Организация должна реагировать на текущие случаи гибели людей или получением ими тяжких телесных повреждений в результате ДТП, в которые организация была вовлечена и там, где это осуществимо, предотвращать или смягчать связанные с этим негативные воздействия на БДД.
Организация должна периодически анализировать и в случае необходимости пересматривать свою аварийную готовность в связи с гибелью людей и получением ими тяжких телесных повреждений, вызванных ДТП с тяжелыми последствиями или иными ДТИ, в которые организация была вовлечена, а также процедуры реагирования, в частности после случаев гибели или тяжких телесных повреждений.
Организация должна также, когда это осуществимо, периодически подвергать указанные процедуры проверке.
9 Оценка результативности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
По отношению к системе менеджмента БДД организация должна определить:
— что именно подлежит мониторингу и измерениям;
— методы мониторинга, измерений, анализа и оценки, которые можно использовать для получения обоснованных результатов;
— когда должны быть осуществлены мониторинг и измерения;
— когда результаты мониторинга и измерений должны быть подвергнуты анализу и оценке.
Организация должна сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство о результатах.
Организация должна оценивать рабочие характеристики БДД и результативности системы менеджмента БДД.
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процесс периодической оценки соответствия применимым нормативно-правовым требованиям БДД, на которые организация может влиять.
9.2 Расследование дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и других дорожно-транспортных инцидентов
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процедуру (процедуры) фиксации, расследования и анализа тех ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ, в которые она была вовлечена и которые привели или могли привести к гибели или к тяжким телесным повреждениям пользователям дорог, для того чтобы:
a) определить лежащие в основе факторы, которыми она может управлять и/или влиять на них и которые могут послужить причиной или способствовать возникновению данных происшествий;
b) идентифицировать необходимость в корректирующих действиях в области БДД;
c) определить возможность предупреждающих действий в области БДД.
При проведении расследований должен быть соблюден принцип своевременности.
Любая идентифицированная необходимость в корректирующем действии или возможность предупреждающего действия в области БДД должна быть приведена в соответствие с соответствующими пунктами раздела 10.
Результаты расследований ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ должны быть документированы и архивированы.
9.3 Внутренний аудит
Организация должна проводить внутренние аудиты с запланированными интервалами для получения информации о том, что система менеджмента БДД:
— собственным требованиям организации к ее системе менеджмента БДД;
— требованиям настоящего стандарта.
b) результативно реализуется и поддерживается.
— планировать, вводить в действие и поддерживать программу (программы) аудита, включая частоту проведения, методы, ответственность, плановые требования и отчетность. Программа (программы) аудита должны учитывать важность затрагиваемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
— определять критерии аудита и область распространения каждого аудита;
— подбирать аудиторов и проводить аудиты таким образом, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;
— обеспечить передачу отчетов по результатам аудитов соответствующим лицам в руководстве;
— сохранять документированную информацию в качестве свидетельства реализации программы аудита и результатов аудита.
9.4 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента БДД организации с запланированными интервалами для того чтобы обеспечить ее сохраняющееся соответствие, адекватность и результативность в достижении целей БДД и задач БДД. При создании своей системы менеджмента БДД или в процессе анализа своей системы менеджмента БДД организация должна идентифицировать и анализировать ключевые проблемы, требующие реакции со стороны системы менеджмента для того чтобы улучшить рабочие характеристики БДД организации в краткосрочный и долгосрочный периоды времени.
Анализ со стороны руководства должен включать в рассмотрение:
a) статус действий со времени предыдущих анализов со стороны руководства;
b) изменения во внешних и внутренних обстоятельствах, относящиеся к системе менеджмента БДД;
c) информацию о рабочих характеристиках БДД, включая тенденции в области:
— несоответствий и корректирующих действий,
— мониторинга, измерения, анализа и оценки результатов, в тех границах, в которых соблюдаются цели БДД и задачи БДД включая ограничения, которым должны удовлетворять цели БДД и задачи БДД,
— результатов аудита и оценки соответствия законодательным и иным требованиям, под которые подпадает организация;
d) возможности постоянного улучшения, включая рассмотрение новых технологий;
e) соответствующие случаю передачу и получение информации, включая претензии от заинтересованных сторон;
f) расследование ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать решения, относящиеся к возможностям постоянного улучшения, достижения результатов БДД и любые потребности в изменениях системы БДД.
Организация должна сохранять документированную информацию, в качестве подтверждения результатов анализа со стороны руководства.
10.1 Несоответствие и корректирующие действия
В том случае, когда имеет место несоответствие требованиям системы менеджмента БДД, организация должна:
a) реагировать на несоответствие и в подходящих случаях:
— предпринимать действия по управлению и корректировке несоответствий, а также:
b) оценивать необходимость в действиях, направленных на устранение причин несоответствия, с тем, чтобы предотвратить его повторение или его возникновение где-нибудь в другом месте и осуществляемых путем:
— определения причин несоответствия,
— определения того, существуют ли подобные несоответствия где-либо в другом месте или есть ли вероятность их возникновения;
c) осуществить любые необходимые действия;
d) рассматривать результативность любых предпринятых корректирующих действий;
e) в случае необходимости вводить изменения в систему менеджмента БДД.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям возникших несоответствий.
Организация должна сохранять документированную информацию, в качестве подтверждения:
— сущности несоответствий и любых предпринятых действий,
— результатов любых корректирующих действий.
10.2 Последовательное улучшение
Организация должна последовательно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента БДД.
* На территории Российской Федерации погибшими в результате ДТП признаются пострадавшие в нем лица, которые умирают в течение 30 дней с момента совершения ДТП.
** На территории Российской Федерации функции системы экстренной медицинской помощи выполняет служба скорой медицинской помощи во взаимодействии с аварийно-спасательной службой.
Руководство no аудитам систем менеджмента (Guidelines for auditing management)
Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, М. Peden, R. Scurfield, D. Sleet, D. Mohan, A.A. Hyder, E. Jarawan and С. Mathers, Женева, Всемирная Организация Здравоохранения, 2004 (World Report on Traffic Injury Prevention by M. Peden, R. Scurfield, D. Sleet, D. Mohan, A.A. Hyder, E. Jarawan and С. Mathers Geneva, World Health Organization, 2004)
Глобальный доклад о статусе безопасности дорожного движения: время действия. Женева, Всемирная Организация Здравоохранения, 2009 (Global status report on road safety: time for action. Geneva, World Health Organization, 2009)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1327-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2015 г.