На что направлены прикладные умения и навыки
Статья:» Профессионально-прикладная физическая подготовка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)
Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. (Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 290 – 319)
к ускорению профессионального обучения;
к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;
ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладны ми видами спорта.
Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней с реды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.
К таким факторам относятся следующие:
1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;
2) условия и характер труда;
3) режим труда и отдыха;
4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.
Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.
Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях. ( Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003. – 123 – 130)
Прикладные знания, физические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки
Формы, условия и характер труда.
Основным, определяющими конкретное содержание ППФП студентов являются: условия и характер их труда и отдыха, особенности динамики работоспособности студентов в процессе труда, которые имеют прямую связь с особенностями утомления.
Формы (виды) труда являются одним из факторов, определяющих конкретное содержание ППФП студентов. На современном этапе общественного производства постоянно происходят качественные изменения, как в физическом, так и в умственном труде. Однако разделение на физический, умственный и смешенные формы труда в настоящее время достаточно условный характер.
Такое условное разделение по признаку преимущественного проявления определяемых функций в процессе труда облегчает изучение динамики работоспособности специалистов в течение рабочего дня, выявление причин производственного утомление, что обязательно учитывается при подборе средств ФК и спорта в целях ППФП студентов.
Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, напряжённость труда, комфортность производственной сферы. Все это определяет набор средств ФК, конкретное содержание ППФП.
Совершенствование условий труда осуществляется в двух направлениях: путем устранения неблагоприятных вредных факторов внешней среды и путем проведения мероприятий, позволяющих защитить работника от их влияния.
Характер труда во многом определяет ППФП студентов. Для правильного подбора и применения средств ППФП необходимы знания о степени физической эмоциональной нагрузки в процессе будущей работы специалиста. Характер труда специалиста одного и того же профиля может быть различен при выполнении разных служебных и должностных функций.
Формирование прикладных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств, всегда рассматривается в свете единства физической и психической деятельности обучающихся в определенных условиях внешней среды. При этом учитывается уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в овладении различными двигательными действиями. В процессе физического воспитания не должно быть разного разграничения и противопоставления ППФП и разносторонней физической подготовки, потому что это единый организованный процесс воспитания и психофизиологической готовности, будущих специалистов к высокопроизводительному труду в избранной профессиональной деятельности.
В процессе физического воспитания ППФП может производиться последовательно и параллельно с общей физической подготовки, так как средства ОФП могут быть и средствами ППФП, и наоборот.
ППФП может осуществляться по следующим направлениям:
— формирование у студентов знаний и навыков, применение средств ФК и спорта в режиме труда и отдыха с учётом изменяющихся условий труда, быта и возрастных особенностей;
— овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
— концентрированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особенно необходимых для высокопроизводительного труда в определённой профессии.
Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаний о рациональном использовании средств ФК и С в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий. Необходимо знать основные положения организации и проведения оздоровительной, физкультурной спортивно-массовой работы, необходимой будущему руководителю производственного коллектива.
Существенная часть прикладных знаний является специфичной для представителей той или иной профессии. Так, например, геодезистам, работающим в горах, необходимы прикладные знания о влиянии горной гипоксии на работоспособность, об использовании средств ФК и для повышения устойчивости к двигательной и горной гипоксии, об основных правилах передвижения, об организации быта в горах и т.д. Все эти знания могут быть приобретены студентами во время занятий туризмом и альпинизмом в процессе ППФП.
Воспитание прикладных физических, психических и специальных качеств может осуществляться не только на занятиях по ФК и С, но и в процессе трудовой деятельности. Однако такая роль самого труда проявляется на первых этапах профессиональной деятельности и то лишь до определённого уровня, что в некоторой степени ограничивает профессиональное совершенствование человека. Поэтому содержание ППФП тесно связано с развитием функций и качеств, которые соответствуют критериям пригодности человека определенным профессиям. Занятия различными физическими упражнениями и видами спорта предоставляют возможность моделировать те виды деятельности, которые требуют от человека проявления определённых специальных качеств. Это указывает на то, что специальные качества можно совершенствовать путём направленного подбора средств и методов ФК и спорта и их применения. Методика применение средств ФК и спорта в целях воспитания специальных прикладных качеств, всегда тесно связана с конкретными условиями и характером профессионального труда специалистов.
Прикладные умения и навыки студентами приобретаются не только на практических занятиях по ФК, но и в процессе самостоятельных занятий по ППФП, например, на массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в вузе, на занятиях прикладными видами спорта в секциях спортклуба, на спортивном отделении факультета общественных профессий (ФОП) и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек-машина». ППФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.
ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.
Общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Научно-теоретическое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):
— особенности информационного обеспечения деятельности;
— характер основных рабочих движений;
— особые внешние условия деятельности.
Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях.
Изучая указанные признаки, степень их выраженности (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.
Другим определяющим объективным фактором ППФП является характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. Многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обусловливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Поэтому выделяют понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности.
Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними ус ловиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений.
Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.
В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.
Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.
В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры. Дополнительные способности — существенные, но не обязательные, и они могут заменяться другими компонентами.
Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:
— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты воесприятия и др.);
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);
— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии, Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уронен профессионально-прикладной физической подготовленности.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 3278 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Формирование прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП
На основании психофизиологических требований к будущему специалисту в каждом вузе составляется программа ППФП студентов, предусматривающая овладения прикладными знаниями, умениями и формирование необходимых качеств.
^ Методические основы. Формирование прикладных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств всегда должно рассматриваться в свете единства физической и психологической деятельности обучающихся в определенных условиях внешней среды, при этом должен всемерно учитываться уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в овладении различными двигательными действиями. В процессе физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и разносторонней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у будущих специалистов психофизиологической готовности к длительному и высокопроизводительному труду в избранной профессиональной деятельности.
В процессе физического воспитания ППФП может проводиться последовательно и параллельно с общей физической подготовкой, так как средства последней могут быть одновременно и средствами ППФП, и наоборот.
Исходя из задач ППФП студентов, она в настоящее время осуществляется по следующим направлениям
— формирование у студентов знаний и навыков применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом изменяющихся условий труда, быта и возрастных особенностей;
— овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
— акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии.
Во многих случаях работа по указанным направлениям происходит параллельно. Подбор средств, методов и степень их использования в этих целях должны производиться с учетом возможного положительного и отрицательного переноса двигательных навыков (а также физических и специальных качеств) при занятиях различными видами спорта и физическими упражнениями.
^ Процесс формирования прикладных знани включает овладения студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий и др.
Существенная часть прикладных знаний является специфической для представителей той или иной профессии (а иногда и для специалистов одного профиля, но работающих в различных условиях). Так, например, геодезистам, работающим в горах, необходимы прикладные знания о влиянии горной гипоксии на работоспособность, об использовании средств физической культуры и спорта для повышения устойчивости к двигательной и горной гипоксии (и об их взаимодействии), об основных правилах передвижения, а также об организации быта в горах и др. Все эти знания могут быть приобретены студентами во время занятий горным туризмом в процессе ППФП. Будущие медики должны овладевать теоретическими знаниями по общим вопросам врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом, по физиологическим и гигиеническим основам физического воспитания, методики спортивного массажа и самомассажа, общим основам спортивной тренировки, по санитарным требованиям к местам занятий физической культурой и спортом и др. Подобные примеры особенностей прикладных знаний могут быть приведены практически по каждой специальности.
Прикладные знания имеют существенное значение в воспитании прикладных качеств, прежде всего как основа для понимания студентами значения, необходимости и целей этих качеств.
В спортивной тренировке, как и в трудовой деятельности, автоматизация движений имеет большое значение. Но при нерациональной методике тренировки автоматизированные движения из прошлого двигательного опыта могут явиться препятствием для изучения новых. Поэтому будущему специалисту целесообразнее овладеть большим числом умений, чем отрабатывать отдельные из них до уровня навыка.
Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного вида спорта, в то же время является и профессиональным навыком. Такая ситуация наблюдается при подготовке студентов по профессиям, в которых труд связан с постоянными перемещениями и экстремальными условиями: специалистов речного и морского флота, гражданской авиации, гидрологов, геологов, топографов, геодезистов и т.п.. В этих случаях навыки владения профессиональными действиями, обеспечивающие и безопасность специалиста, должны отличаться устойчивостью в процессе многократного повторения даже при больших физических напряжениях и некоторых изменениях условий их выполнения (изменение рельефа местности, характера опорной поверхности и т.д.).
Процесс ППФП предусматривает соответствие структуры разучиваемого действия физическим возможностям обучающегося, так как большая группа профессиональных действий, как и спортивных движений, требует наличия достаточно высокого уровня развития отдельных или нескольких физических качеств. Недостаток в подвижности отдельных звеньев двигательного аппарата, в развитии необходимых физических качеств и двигательного анализатора в целом может стать причиной неверного выполнения действий, исправление которого в дальнейшем будет затруднено. Чем богаче прежний двигательный опыт и представления человека, тем быстрее он осваивает новое для себя действие, так как может заблаговременно создавать в сознании предварительную модель любого двигательного акта и сразу же, «с места» воспроизводить ее.
В отдельных случаях процесс обучения прикладным умениям и навыкам должен приближаться к естественным условиям их применения. Так, будущих строителей можно легко обучить хождению по бревну (балке), лежащему на земле. Но мало кто из них сразу же пройдет по бревну, поднятому на высоту несколько метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность нарушат выработанный навык. Таким образом, обучение прикладным умениям и навыкам, приближенное к естественным условиям, психологически готовит будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях.
60. Значение физической культуры в подготовке студентов-экономистов к профессиональной деятельности
Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда.
Для характеристики труда экономиста чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности.
В профессии экономиста отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
Физическая культура в профессиональной подготовке будущего специалиста-экономиста играет важную роль, поскольку выполняет следующие задачи: воспитание психологических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности; умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений.
Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма с постепенным превышением уровня этих требованиям.
Принципиально модельное воспроизведение в процессе ППФП тех или иных требований профессиональной деятельности имеет тем большее значение, чем выше уровень мобилизации двигательных и других возможностей организма, необходимо для ее результативного осуществления. Если эти требования весьма высоки то первоначально их приходится моделировать с ограничениями, а затем постепенно увеличивать нагрузки в модельно-тренировочных упражнениях, в плоть до превышения уровня аналогичных профессиональных нагрузок, чтобы создать своего рода запас прочности по отношению к ним.
Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно не высока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.
62.63. Формы ППФП в высших учебных заведениях.
В высших учебных заведениях имеется несколько форм ППФП: специально организованные учебные заведения (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые могут избирательно использоваться в вузах и на факультетах различного профиля.
ППФП студентов на учебных занятиях проводиться в форме теоретических и практических занятиях. Программа и дополнительные зачетные требования, контрольные нормативы по этому разделу физического воспитания на каждом факультете для каждого семестра обычно разрабатываются в самом учебном заведении.
Цель теоретических занятий – вооружить будущих специалистов необходимыми прикладными знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки профессиональным видам труда. Теоретический материал излагается как на лекционных занятиях, так и в тематических беседах на практических занятиях.
В процессе практических занятий решаются все основные задачи ППФП. Главной целевой направленностью являются преимущественное и специальное воспитание прикладных физических, психических, личностных и специальных качеств, умений и навыков, особенно важных в профессиональной деятельности.
Кроме академических учебных занятий, ППФП под руководством преподавателей может проводиться в период учебных практик.
Самостоятельные и самодеятельные занятия – необходимая форма освоения обширного прикладного материала при подготовки к профессии. С этой целью в вузах практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспитания, требующих определенных прикладных знаний и способствующих воспитанию и формированию прикладных качеств, умений и навыков. К ним, например, относится самостоятельное составление, обоснование и проведение комплексов производственной гимнастике с группой, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и т.д. Самостоятельные занятия проводятся во внеурочное время, на практиках, при занятии прикладными видами спорта в секциях, в спортивно-оздоровительных лагерях.
Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутривузовских соревнований. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП будущих специалистов.
Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой направленности и содержания ППФП в этих учебных заведениях предполагает возможности выбора и использования различных форм и средств ППФП будущих специалистов
64. Факторы определяющие содержание ППФП студентов вузов.
Определение содержания ППФП студентов вузов всецело опирается на особенности будущей профессии их выпускников.
Непосредственным внешним проявлением любого трудового процесса является двигательная деятельность человека, его трудовая активность. В свою очередь в осуществлении, трудового акта определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координации движений, способность к концентрированному вниманию и к тому же устойчивому, реакция выбора и другие психофизические культурой и спортом можно моделировать (не копировать, а моделировать) трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, то есть путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направленно готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводилось на основе изучения целого ряда факторов.
Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:
Ø Формы (виды) труда специалистов данного профиля;
Ø Условия и характер труда;
Ø Режим труда и отдыха;
Ø Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемост
Дополнительными факторами являются: индивидуальные особенности, географо-климатическое своеобразие режима распределения выпускников данного вуза и др.
Формы (виды труда). Известно, что физический и умственный труд являются основными формами. Однако они редко проявляются в своем «чистом» виде. Здесь уместно говорить о смешанной форме труда, с преобладанием в ту или иную сторону.
Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе и наличии профессиональных вредностей и др. во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, влияют на конкретное содержание ППФП специалистов.
Характер труда в не меньшей степени определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика его зона передвижения и т.д.
Режим труда и отдыха так же оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.
Действенными мерами улучшения режима труда и отдыха являются: рациональное начало и конец рабочего времени, строго регламентированные перерывы в работе, целесообразный график сменности работы, отпуск, правильное использование пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.
Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором. Моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.
После определения содержания ППФП, важно подобрать адекватное средство, то есть прикладные упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста по каждой позиции.
В качестве дополнительных средств ППФП могут быть широко использованы оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, способствующее продуктивной работе в различных условия. Включение их в процесс психофизической подготовки поможет создать повышенную устойчивость организма не только к холоду, жаре, солнечной радиации, но и к разным их колебаниям.
В укреплении здоровья, повышении работоспособности и профилактике простудных заболеваний хорошим подспорьем является закаливание. В основе его лежит тренировка терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил, снижение чувствительности организма к вредным воздействиям раздражителей внешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость человека к таким погодным факторам, как холод, жара, сырость и др., которые при длительном влиянии могут привести к различным заболеваниям. Процесс закаливания является специфичным, т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а высокие температуры — к жаре.
Массаж для глаз
1) Кончиками указательных пальцев массируйте точки у внутренних уголков глаз. Продолжать массаж нужно до тех пор, пока под прикрытыми веками не появится ровное чёрное поле.
2) Все точки, отвечающие за зрение, находятся на мочке уха. Поэтому разминайте мочку большим и указательным пальцами в течение 10 секунд. Повторить массаж нужно не менее пяти раз с небольшими перерывами на несколько секунд. В паузы попробуйте подвигать ушами, хотя это получается не у каждого. Результат такого массажа незамедлителен: снимается усталость, возникает ощущение, что глаз начинает активно «дышать» и обильно омывается слезой. [2,10]
3) Очень эффективен приём массажа двумя пальцами – указательным и средним – в виде восьмиобразного движения. Делайте лёгкие движения по нижнему краю глаза и над бровями по направлению к носу. Повторите движение 8 – 16 раз. [6,95]
1) Вращение глазами, как по часовой стрелке, так и против неё;
2) Резкое переведение взгляда по горизонтали и вертикали;
3) Сведение зрачков к переносице;
5) Переведение взгляда с ближнего предмета на дальний. [2,10];
6) На оконное стекло наклейте чёрный квадратик размером с клеточку школьной тетради. Попросите ребёнка, прикрыв один глаз, 30 секунд смотреть на него с расстояния 30 см, а затем на 30 секунд переводить взгляд вдаль, за окно. Упражнения нужно повторять 2–3 раза в день по 4–5 минут каждым глазом. [7,95].
Гимнастика для снятия напряжения.
Глубоко вдохните и зажмурьте глаза, как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи и лица. На 2 – 3 секунды задержите дыхание. Потом быстро выдохните, при этом широко раскрыв глаза. Повторите упражнение 5 раз.
Закройте глаза. Круговыми движениями в направлении от носа к вискам массируйте области над бровями и под глазами. Повращайте глазами слева направо и наоборот. Повторите упражнения 10 раз.
Поставьте большой палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз. В течение 3 – 5 секунд смотрите на конец пальца. На 3 – 5 секунд закройте левый глаз. Снова смотрите двумя глазами. Затем закройте правый глаз. Повторите упражнение 10 раз.
Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. Быстро и легко моргните 10 раз. Закройте глаза и отдохните. Сделайте 2 – 3 глубоких вдоха. Повторите упражнение 3 раза. [7,95]
Гимнастика, основанная на чередовании света и тени.
Глазная гимнастика, основанная на чередовании света и тени, поможет сохранить хорошее зрение. Это отличная профилактика развития близорукости и косоглазия, так как упражнения активно укрепляют сетчатку и зрительный нерв. Их рекомендуется делать несколько раз в день и особенно на закате. Детям и родителям гимнастика одинакова полезна. [4,56].
1) Исходное положение – встать так, чтобы одна половина лица была освещена солнцем, а другая находилась в тени, отброшенной пляжным зонтиком, кроной дерева, стеной дома. Зажмуриться, сделать глубокий вдох. Медленно выдыхая, поворачивать голову влево и вправо, чтобы глаза оказывались попеременно в освещенной и затемненной зонах. Упражнения закончить, когда исчезнет дискомфорт при переходе от тени к свету.
2) Исходное положение – встать лицом к солнцу, закрыть глаза. Поворачивать голову влево и вправо 10 раз.
3) Исходное положение – встать лицом к солнцу, глаза открыты. Прикрыть левый глаз ладонью, а правым смотреть вниз, непрерывно, моргая. Спустя минуту поднять голову и смотреть на солнце, также непрерывно моргая. Затем прикрыть правый глаз. Повторить упражнение 10 раз.
4) Исходное положение – встать в тени с закрытыми глазами. Приложить основания ладоней к сомкнутым векам, а пальцы скрестить на лбу. В таком положении пробыть 3–5 минут. [5,49]
Гимнастика для глаз – специально для женщин.
Веки и кожа вокруг глаз выдают возраст женщины в первую очередь, так как из-за своей тонкости стареют и истончаются первыми. Для упорных и трудолюбивых женщин рекомендуется специальная гимнастика для век и глаз. Укреплённые мышцы способны поддерживать и кожу, не давая ей излишне растягиваться.
Закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2–3 раза.
Отведите глаза до отказа влево так, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаза к потолку, затем до отказа вправо. То есть поворачивайте глаза по часовой стрелке. Потом вниз и снова в исходное положение. После секунды отдыха повторите то же самое, но в обратном порядке.
Закройте глаза, а затем широко откройте. Смотрите вдаль. Указательными пальцами сделайте глубокие, давящие движения в области наружных уголков глаз. Медленно закройте правый глаз. Плотному смыканию века мешает сила пальцев, лежащих у наружного угла правого глаза. В момент открытия века правого глаза закройте левый глаз, затем правый и т.д. Повторите 6–8 раз.
Безымянный и указательный пальцы каждой руки положите на сомкнутые веки обоих глаз таким образом, чтобы указательный слегка надавливал на наружный угол глаза, безымянный – на внутренний, а средний пусть ляжет на середину брови. Сделайте попытку прищурить закрытые глаза, преодолевая давление пальцев. Повторите упражнение 3–4 раза.
Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Закрыв глаза, сделайте попытку нахмуриться, то есть свести брови к середине лба, в то время как нажим пальцев им противодействует. Достаточно повторить это 3 раза.
Методы мышечной релаксации
Перед началом каждого упражнения расположитесь поудобнее в позиции лежа на спине. Руки неподвижно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты. Лежите спокойно и медленно закрывайте глаза. Чем медленнее вы будете закрывать их, тем быстрее достигнете успокоения.
Перед разучиванием какой-либо релаксации следовало бы, конечно, «прочувствовать» разницу между мышечным напряжением и расслаблением.
68. Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем. Осанка зависит от положения головы, шеи, плеч, лопаток, формы позвоночника.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями осанки. Нарушения осанки в начальных стадиях не являются заболеваниями. Они проявляются чаще всего увеличением или уменьшением естественных изгибов позвоночника, ассиметрией в положении плечевого пояса, крыловидностью лопаток, положением головы. Эти изменения носят функциональный характер. Постепенно они приобретают форму привычек, образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение частей тела в пространстве. Навык правильной осанки утрачивается. Если нарушения со стороны осанки не исправляются, то они становятся стойкими (фиксированными) и постепенно приобретает характер деформации (искривления) [9].
Ограничение естественной потребности в движениях, связанное с нерациональным режимом, сочетающееся со значительной статической нагрузкой на позвоночный столб и мышцы туловища способствует закреплению нарушений осанки [10].