На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений

Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности»

На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть картинку На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Картинка про На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений ИРИНА ДЕРЗОВА
Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

• Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников;

• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

• Обобщение педагогического опыта овладения методикой нетрадиционных технологий в работе с детьми на занятиях по ФЭМП.

Формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей;

ХОД: 1.Вступительное слово ведущего:

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. На Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования отмечено, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная, моторная и другие.

Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных,систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

• обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);

• мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);

• развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);

формирование навыков и умений учебной деятельности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированиюи совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

С целью выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов, выявление более эффективных форм и методов работы для развития математических представлений у дошкольников проведем деловую игру «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Ведущий: Сегодня мы с вами вместе отправимся в страну математических знаний. Во время нашего путешествия вы можете активно проявить себя, а также узнаете много нового и полезного.

А отправимся мы на необычном транспортном средстве.

Называется это транспортное средство — умавоз. Итак, мы отправляемся в путь.

Тогда вставайте в круг, крепко беритесь за руки. Посмотрите на своего соседа слева,подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие?

А ответ начните со слов «Я беру тебя с собой, потому что ты…»

Игра «Я беру тебя с собой, потому что ты…»

Ведущий: Какая замечательная команда у нас собралась! Получайте билеты и занимайте места, согласно их эмблемы. Педагоги рассаживаются за столы в зависимости от эмблемы на билетах.

Ну вот и все готово. Садитесь поудобнее. Но чего-то не хватает. Что же еще нам нужно взять с собой в дорогу?

Педагоги: Ну, конечно, же, улыбку, хорошее настроение и т. д.

Ведущий: Наше путешествие начинается.

Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)

Каждой команде предлагается решить 2 задания.

Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т. е. макс 2 б.

1. Перечислите методы, приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

(словесные, наглядные, игровые, практические, упражнения, проблемные ситуации, моделирование, вопросы, описание, показ предметов и действий и. т. д).

2. Перечислите современные педагогические инновационные технологии? (Дьенеш, Кюизенер, палочки Фребеля, Мантесори, соты Кайе)

3. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? (ярким, красочным, доступным, безопасным)

4. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).

Командам предлагается несколько вариантов ответов. Игроки выбирают правильный ответ. Чья команда быстрей ответит, тому очко.

Оценка конкурса – 1б. за каждый правильный ответ (если 3 (4) задания – максимум –3 (4) балла

1. Воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует.

А. специальные педагогические ситуации

Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления

В. Развивающие упражнения.

Г. Экспериментирование и моделирование

Д. Дидактические игры с математическим содержанием.

2. Дидактические основы обучения дошкольников элементам математики.

1. Занятия по ФЭМП нацелены на.

А. Закрепление, применение и расширение знаний и умений

Б. Предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков

В. Устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка.

Г. Формирование интереса к математике, подведение итогов.

2.Инновационными средствами ФЭМП являются:

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка?

А. Сознательности и активности

В. Систематичности и последовательности.

4.К традиционным средствам ФЭМП относят:

А. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Б. Компьютерные программы, магнитные доски

Г. Демонстрацию, инструкцию, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста

1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников:

А. Формирование системы ФЭМП.

Б. Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитие конструктивной деятельности.

Г. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Д. Формирование сенсорных процессов и способностей.

2. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагога.

А. Создание предметно-развивающей среды, игровой и бытовой среды.

Б. Овладение вычислительной деятельностью.

В. Овладение культурой общения.

Г. Создание психологической комфортности в группе

Д. Умения пользоваться различными парциальными программами.

3. Математическое развитие менее всего связано с.

А. С формированием системы элементарных математических представлений

Б. Формированием предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитием двигательных способностей.

Г. Формирование сенсорных процессов и способностей

• Если все пункты выполнены правильно и должным образом – 5 б.

• Проявление творчества – 1б.

• Максимум за конкурс – 6 б.

Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.Оценка конкурса: максимум 2б.

Критерии: Точность и правильность ответа, полнота ответа.

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок и спрашивает детей: “Сколько у меня машин?”.Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину,затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

— Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

— Какие ошибки были допущены воспитателем?

— Как нужно правильно организовать это занятие?

Ведущий: Молодцы, вы справились с заданиями. А теперь нужно немного отдохнуть.

Музыкальная пауза (педагоги по очереди поют песни, в словах которых есть цифры)

Ведущий: После такого отдыха можно снова в путь.

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

I. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.

Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).

Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).

Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).

— Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).

Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).

1. Задание обеим командам предлагается отгадать,что находится в черном ящике: Этот предмет изобрел венгерский преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. (Эрне Рубик – венгерский скульптор, преподаватель архитектуры изобрел кубик – рубик) (Игрушка, он один, а граней много, квадратной формы, можно поворачивать грани, вернуть первоначальное состояние) Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться.

Оценка – за правильный ответ – 1 балл

Команды отгадывают «Математические загадки». (За каждую отгадку 1б)

1- Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

3- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

4- Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

А кто я в математике? (Минус).

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры).

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик. (Ноль).

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их часто получает,

Никогда не заскучает. (Пятёрка).

Хвост крючком.И не секрет:

Любит всех она лентяев,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня … (Квадрат).

Ведущий: Замечательно мы провели время, но нам пора возвращаться. Предлагаю взять круг кому понравилось наше путешествие, кому не понравилось возьмите овал. Какими будут ваши пожелания.

Ведущий: Наше путешествие закончилось, просим членов жюри подвести итоги.

Чтобы вы не забывали о нашем путешествии, я приготовила вот такие медальки.

Деловая игра для молодых воспитателей дошкольной образовательной организации «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников» Цель: повышение компетентности молодых педагогов в вопросах организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть картинку На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Картинка про На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представленийДидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.

На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть картинку На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Картинка про На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представленийМастер-класс для педагогов «Формирование математических представлений посредством дидактических игр» Цель: формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития Обучение детей элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой.

Источник

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности

На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть картинку На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Картинка про На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений Наталия Климова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности

Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениямипо основным разделам:

— ориентировка в пространстве;

— ориентировка во времени;

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности.

Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в полном объёме, необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.

В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятель- ности с целью закрепления у них математических знаний.

На занятиях по математике воспитатели используют методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)

Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в повседневной жизни? Все очень просто, надо разговаривать с ребенком, включать его в коммуникативную деятельность.Например: Наступило утро. Ребёнок проснулся,и любящие родители спешат сказать ему слова:

— С добрым утром, сынок!

— С добрым утром, мама и папа!

Пробуждение не может быть быстрым, должен быть переход от сна к деятельности, поэтому самое время использовать минуты для развития ребёнка.

Беседа «Что сначала, что потом»:

— Сколько дел мы насчитали?

— Когда нам надо сделать все эти дела?

— Конечно сегодня утром.

— А когда мы с тобой всё это уже делали?

— Когда мы снова будем всё это делать?

Еще пример: Мы сегодня рано встали,

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла …. (весна!

— Давай, ты будешь одеваться и внимательно слушать признаки весны,добавляя к ним слова порядковые числительные: первый, второй и т. д.

— Когда будешь заправлять кровать, называй, те признаки, которые запомнил, а я буду считать.

— Какие времена года соседи весны?

Так в простой беседе во время коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», время года, порядковый счёт,умение отвечать на вопрос: «Сколько?»

Ребёнок играет с игрушками, которые можно посчитать разными интересными способами. Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минуту-другую на них посмотреть. Трогать игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки.

В течение дня можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами. Воспитатель или Мама несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько.Еще игра: ребенок прячется,мама говорит: «Ку-ку» несколько раз, а малыш в ответ ей хлопает на один раз больше. Или вариант столько же. Или на один раз меньше.

Считаем «языком». Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик. Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили.

Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а воспитатель несколько раз дотрагивается до его плеча. Сколько раз? ребенок должен сосчитать.

Предложите девочке игру «гардероб». Играя, она будет подбирать кукле одежду для прогулки. Вместе посчитайте вещи её гардероба. Поинтересуйтесь, чего больше курток или сапог, брюк или кофточек.

На небольших карточках нарисуйте схематически лужи, проталины, первоцветы и добавьте их в игру мальчика «дорога». Пусть машинка объезжает их, а ребёнок считает, сколько луж он объехал, сколько встретил первоцветов на проталинках. Чего было больше, а чего меньше. Только не забываете у него спросить об этом, иногда включаясь в игру.

Играя, ребенок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности.

Надо сказать что во время игровой деятельности,ребенок может познакомится с цветом:

Цель. Учить устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов

— Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы;

— Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы.

2. Цель. Учить выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, сопоставлять предметы по цвету;

— Размещение двух заданных цветов при выборе из четырех.

Знакомство с величиной

Цель. Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету

— Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

— Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

2. Цель. Выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, знакомить с последовательностью размещения тонов в спектре

— Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложенных

— Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех

3. Цель. Обозначение с помощью цвета свойств предметов, чередование цвета

— Мозаика: «Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами»

— Нанизывание бус разного цвета, подбор пуговиц (ленточек, шариков, геометрических фигур) по цвету

— Игры: «Бегите ко мне», «Разноцветные ленточки», «Ищи свой домик», «Цветовое лото», «Прыг-скок».

Знакомство с формой

Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности. Если она организована вами в виде игры с вопросами и заданиями.

Например, мама хлопочет на кухне и предлагает ребёнку приготовить салат

— Возьми из холодильника 3 огурца и 2 помидора.

— Сколько всего овощей ты взял из холодильника?

— Посмотри и посчитай, сколько помидоров там осталось?

— Чего больше огурцов или помидоров у нас на столе?

— Сделай так, чтобы их стало поровну.

— Сколько всего овощей мы приготовили для салата?

— А теперь мы будем отделять листья у зелёного салата, а ты будешь их считать. Отрывай кусочки от каждого листочка, клади в тарелку и считай.

— Возьми из холодильника столько же перцев, сколько огурцов на столе.

— Пересчитай все овощи для салата.

— Сколько всего овощей ты насчитал?

В принципе так можно считать любые продукты, крупы, посуду, выполнять счётные действия, помогая маме на кухне, поливая цветы, убирая игрушки.

Улицы грязные и обувь требует постоянного ухода. Приведите в порядок обувь вместе с ребёнком,давая ему поручения:

— Расставь обувь, которую мы носим парами.

— Посчитай, сколько пар обуви чистых, а сколько грязных.

— Сколько сапог в одной паре?

— Сколько сапог в двух парах?

Разнообразьте двигательную деятельность ребёнка игровыми упражнениями. Спрячьте букет первоцветов и предложите ребёнку его найти. Вы даёте ребёнку инструкции, а он выполняет. 3 шага вправо, 4 шага вперёд, 2 шага влево, 1 шаг назад и т. д. Заодно ребенок выучит, где лево, а где право. Ура, ты нашёл букет! Назови и посчитай цветы в нём. Сколько всего цветов в букете? Не забудьте поменяться с ребёнком ролями: теперь вы ищете букет, причем постоянно ошибаетесь. Но оплошать вам не дадут, ребенок с удовольствием укажет на промахи и неточности. Можно нарисовать ребёнку схему-план с цифровым указанием количества шагов и тогда он сможет искать предметы самостоятельно. Использовать эту игру можно на прогулке, направляя ребёнка к проталинке или лужице, к лавочке или деревцу.

Самая простая, но увлекательная Игра «Встречные предметы».

Предметы бывают разные по форме. Убедимся в этом на примере луж.

— Давай рассмотрим лужи, которых много весной.

— Какие они по форме?

— Каких луж больше круглых или овальных?

Предметы бывают разные по размеру.

— Давай найдём большие и маленькие камешки и сравним их.

Предметы бывают разные по длине.

— на земле много сухих, опавших веток. Давай соберём 5 длинных веток и 5 коротких. Сравним количество длинных и коротких веток. Их поровну. Столько же, одинаково.

Предметы бывают разные по толщине.

Предметы бывают разные по высоте.

Обязательно по возможности сравнивайте высоту деревьев и кустов, домов, ширину мостов, проезжей части дороги и тротуара, длину скамеек и др.

Предметы бывают разные по ширине.

В парке есть много дорожек и тропинок. Можно предложить ребёнку пройтись сначала по узкой тропинке. А потом по широкой дорожке. Опять вернуться на узкую тропинку, а затем на широкую дорожку. Ребёнок научиться сравнивать дорожки по ширине на наглядном практическом примере.

Так в непринуждённой обстановке, играя, ребёнок без труда усвоит все сложные математические понятия

Вернувшись с прогулки, можно привлечь внимание малыша к продуктивной деятельности. Например в проекте «Кораблики». Предложите ребёнку сделать кораблики из бумаги вместе. Пусть это будут большой и маленький кораблики, которые ребёнок украсит разноцветными геометрическими фигурами и цифрами, а затем возьмёт их на следующую прогулку и будет пускать по ручейкам. По широкому ручейку пустите большой кораблик, а по узкому маленький.

Можно собрать на прогулке камешки и выложить из них дома ручейки или дорожки разные по длине и ширине. И поиграть с корабликами и ручейками дома.

Музыкально-художествення деятлельность. Рисовать можно в течение всей тематической недели, сохраняя рисунки.

Прервав ненадолго художественную деятельность ребёнка, предложите ему поиграть с пальчиками под весёлые музыкальные песенки Екатерины Железновой, которые представлены на серии компакт дисков «Музыка с мамой». На диске «5 поросят» и «10 мышек» можно найти мелодии с математическим содержанием.

Вечерами можно играть с нарисованными картинками. Разложите листочки с рисунками на столе и закрепите математические понятия с помощью заданий и вопросов.Задания и вопросы могут быть следующего содержания:

— Пересчитай картинки слева направо.

— Сколько всего картинок ты насчитал?

— Посчитай картинки в обратном порядке.

— Какая картинка вторая по счёту, а какая восьмая?

— Какие картинки соседи проталинки?

С помощью зрительного восприятия ребёнок хорошо усвоит признаки весны, а в процессе ответов на вопросы разовьёт математические навыки.

При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.

Методы и приёмы обучения в младшей группе

Занятия по развитию математических представлений детей проводится с сентября месяца в определенный день недели. Продолжительность занятия – 12 – 15 минут. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Внимание у детей 3 – 4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры,связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). Когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей, и нивелируются остальные.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой, обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей.Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции.

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Воспитатель дает образец ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.

Методы и приёмы обучения в средней группе

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность занятия – 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

На занятиях по математикеиспользуют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам, необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом действиям, к выполнению отдельных действий. Новые знания лишь постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл.

В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал. По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют на основе лишь словесных указаний. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляются в процессе действия с дидактическим материалом.

Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2—3 звеньев.

Методы и приёмы обучения в старшей группе

В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 – 25 минут, но заметно увеличивается объем знаний и темп работы.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Итак, подведем итог. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Смотреть картинку На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Картинка про На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представлений. Фото На что нацелены занятия по развитию элементарных математических представленийФормирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр в старшей группе «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-семицветика». Конспект НОД в старшей группе ель: Формирование нравственного воспитания детей.

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности Формирование элементарных математических представлений неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление.

Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте Формирование математических представлений для детей имеет наиболее важное значения в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия. Для.

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений» Ознакомлению дошкольников с элементарными математическими понятиями отводится определённое место. Это вызвано целым рядом причин: началом.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки Методическая разработка «Музыка и математика» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки.

Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Часть 2 Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Задачи Познавательная.

Проект Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности через игры и Планируемые результаты: Дети знают содержание первоначальных математических представлений и понятий (сформированы представления о количестве.

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» Цель:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *