На что не распространяется гарантия на часы
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Все мы — покупатели, и время от времени нам приходится пользоваться гарантией на купленные товары. Правда, при обнаружении каких-либо недостатков, не всегда удается возвратить или обменять товар без проблем. Так что такое гарантия и как ею пользоваться? Есть ли «жизнь» после гарантии? Ведущие юристы и эксперты Product-test.ru отвечают на самые популярные вопросы о гарантии.
Что такое гарантийный срок, и кто его устанавливает?
Гарантийный срок товара — это период, в течение которого покупатель может предъявить требования производителю или продавцу по приобретенному им некачественного товара, а продавец обязан удовлетворить эти требования. Отсчет срока годности начинается со дня покупки товара, однако если день продажи товара неизвестен — точкой отсчета становится дата изготовления. «Гарантийный срок может устанавливать, как производитель, так и продавец — об этом говорится в статье 5 закона „О защите прав потребителей“, — объясняет руководитель „Юридического бюро Юрьева“ Родион Юрьев. — Однако продавец не может уменьшить срок гарантии, установленный изготовителем, — он может его только продлить. В случае, если гарантийный срок не установлен ни производителем, ни продавцом, он будет равен 2 годам со дня покупки (статья 477 Гражданского Кодекса РФ)».
Стоит отметить, что производитель также имеет право устанавливать условия предоставления гарантии. Покупатель обязан соблюдать правила эксплуатации и следовать инструкции товара. Например, владелец автомобиля должен регулярно проводить техническое обслуживание.
Что дает гарантия покупателю?
Ведущий юрисконсульт компании «Базальт» Марина Клепко отмечает, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества (за исключением технически сложных товаров), согласно 18 статье закона «О защите прав потребителя» вы можете потребовать:
Отдельно стоит сказать о технически сложных товарах. При обнаружении существенных дефектов вы также можете рассчитывать на возмещение полной стоимости товара и его обмен, однако такие требования можно предъявить только в течение 15 дней после покупки. По истечении этого срока возможен только ремонт.
Какие документы необходимы, чтобы воспользоваться гарантией?
Для того чтобы максимально облегчить процесс возврата товара в магазин, необходимо доказать, когда был куплен этот товар и в каком магазине. Именно поэтому нужно иметь при себе следующие документы:
Однако если документы по какой-либо причине отсутствуют — это не причина, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании. Согласно статье 18.5 закона «О защите прав потребителей», в качестве доказательства покупатель может предъявить показания свидетелей в устной или письменной форме.
Что делать, если наступил гарантийный случай?
При наступлении гарантийного случая нужно сделать следующие действия:
1. Проверьте список сервисных центров на гарантийном талоне.
2. Напишите претензию, в которой будут указаны ваши требования, описание недостатков товара, дата покупки и то, как вы хотите решить проблему, например, вернуть деньги или выполнить ремонт. Также приложите копию кассового чека и заполненного гарантийного талона.
3. Обратитесь в сервисный центр с претензией, не забудьте получить подпись продавца на копии документа.
Помните, что в зависимости от ваших требований, вы имеете право на:
4. Если эти сроки нарушаются, то по их истечении вы можете подать в суд. Также, согласно 23 статье закона «О защите прав потребителей», вам положен 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Помните, что продавец имеет право провести экспертизу, чтобы определить характер недостатков товара. Если дефект товара — вина покупателя, то в гарантийном обслуживании ему могут отказать.
Кроме того, вы вправе обратиться в «Общество защиты прав потребителей» или Роспотребнадзор — эти организации помогут урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.
Как работает гарантия, если товар куплен за границей?
Зарубежный производитель не обязан предоставлять гарантию на товар, однако может сделать это по доброй воле. Российские законы в таких ситуациях не действуют, и даже обратиться в суд — невозможно. Если существует российское представительство иностранной компании, туда стоит обратиться и, возможно, вам обменяют товар или предложат ремонт.
Может ли производитель отказать в предоставлении гарантии?
Производитель или продавец имеют право отказать в гарантии, если покупатель нарушил условия эксплуатации. Правда, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании, продавец должен доказать, что неисправности возникли уже после передачи товара, например, из-за нарушения пользования, хранения, транспортировки или действия третьих лиц — об этом говорится в статье 476 ГК РФ. Если это не будет доказано, то потребителю не имеют право отказать в гарантийном обслуживании.
Что делать, если гарантия истекла, а товар сломался?
Если гарантийный срок товара истек, то продавец имеет полное право отказать потребителю в обслуживании. Однако, существует такое понятие как срок службы — это период, в течение которого производитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, и обеспечивает возможность использования товара по назначению (статья 5.1 закона «О защите прав потребителей»). «Чтобы иметь право на гарантийное обслуживание в этом случае, покупатель должен доказать, что причина поломки не его вина, и дефекты возникли по вине производителя еще до передачи товара. Конечно, на практике это доказать очень сложно. К слову, если срок гарантии товара составляет менее двух лет, а дефекты товара обнаружились уже после истечения срока (но в пределах двух лет), вы имеете право на обслуживание, если докажете, что недостатки товара возникли до его покупки.
Гарантийные обязательства
В соответствии с Законом, гарантия вступает в силу с момента продажи часов покупателю и заполнения гарантийного талона.
В гарантийном талоне, оформляемом в момент покупки изделия, приводится список авторизованных сервисных центров, в которые нужно обращаться в случае обнаружения неисправности. Чтобы воспользоваться правом на гарантийное обслуживание, при обращении в сервисный центр покупатель должен иметь при себе правильно заполненный гарантийный талон. В талоне должны быть разборчиво указаны марка и референс изделия, дата покупки и данные магазина, продавшего изделие с печатью и подписью продавца. Также, в специальном поле должна стоять подпись покупателя под графой о том, что покупатель проверил изделие на предмет явных повреждений, что с инструкцией и правилами эксплуатации ознакомлен и согласен. При несоблюдении этих требований гарантийный талон считается недействительным.
Не является дефектом:
Обращаем Ваше внимание, что, хотя разрядка элемента питания не является дефектом, для его замены необходимо обращаться только в авторизованные сервисные центры из перечня в гарантийном талоне. Это исключит поломку часов в результате неквалифицированного вскрытия и лишения права на гарантийный ремонт в дальнейшем.
Гарантия не распространяется на:
Мы настоятельно рекомендуем внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации часов во избежание отказа в гарантийном ремонте.
Подробнее о случаях, являющихся основанием для отказа в гарантийном обслуживании, читайте в гарантийном талоне. При наличии повреждений, на которые не распространяется гарантия, часы не подлежат дальнейшему гарантийному обслуживанию.
Как вернуть часы по закону в 2021 году — подробный обзор и инструкция
Купили наручные часы, о которых давно мечтали. Но уже через несколько дней они начали показывать неточное время, а потом и вовсе остановились. В этой статье расскажу про возврат часов по закону о защите прав потребителей. Узнаете, какого алгоритма действий придерживаться, чтобы вернуть как качественные механизмы, так и изделия с дефектами.
Можно ли вернуть часы по закону о защите прав потребителей
Часы относятся к непродовольственным товарам. По Закону “О защите прав потребителей” (далее — ЗоЗПП) возврат часов регулируется, в частности, двумя основными нормами — ст. 18 и ст. 25. Они регламентируют возврат часов ненадлежащего качества и надлежащего качества соответственно.
Хронометры, которые были приобретены по акции или со скидкой, можно вернуть, даже если в торговом зале было объявление о том, что это запрещено. А изделия, купленные с уценкой, можно сдать в магазин, если в них был обнаружен брак, не оговоренный продавцом.
Ссылаться при возврате на причину уценки нельзя, если она была отражена в договоре купли-продажи или товарном/кассовом чеке. Приобретая такое изделие покупатель соглашается с дефектом, который стал причиной снижения стоимости.
При продаже товара продавцом должна быть предоставлена информация о его потребительских свойствах, гарантийном сроке, правилах эффективного и безопасного использования, а также об изготовителе/продавце — ст. 10 ЗоЗПП. Если такие сведения не были предоставлены, можно постараться вернуть покупку — п. 1 ст. 12 ЗоЗПП.
Можно ли вернуть качественные часы
Часто покупателей беспокоит, подлежат ли возврату наручные часы, если они надлежащего качества. Когда соблюдены требования, предъявляемые для обмена/возврата, клиент вправе — ст. 25 ЗоЗПП:
Однако, не на все хронометры, к качеству которых у потребителя нет претензий, распространяются такие права потребителя.
ППРФ от 31.12.2020 г. № 2463 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять. В соответствии с пунктом 11 указанного Перечня не подлежат обмену технически сложные товары бытового назначения. При условии, что гарантийный срок на такое изделие не меньше года.
ППРФ от 10.11.2011 г. № 924 утвержден Перечень технически сложных товаров. Согласно п. 13 в него включены наручные и карманные часы механические, электронные и электронно-механические, выполняющие 2 и более функций.
При этом нужно учитывать, что в перечнях не упоминаются часы наручные кварцевые и механические настенные, соответственно на них не распространяется запрет на обмен. А также, например, возможен возврат электронных хронометров, если гарантийный срок на них меньше года.
Теоретически, если купленное изделие, выполняет только одну функцию, оно уже не будет подпадать под действие перечня. Наличие, например, у наручных часов помимо стрелок еще окошка с указанием числа/дня недели/месяца/года, уже говорит о выполнении ими нескольких функций, а именно: показывать время и дату.
А также не подлежат обмену качественные хронометры, изготовленные из драгоценных металлов или украшенные драгоценными камнями, так как в этом случае они входят в п. 9 перечня невозвратных товаров.
Важно! Запрет на обмен не распространяется на изделия, указанные в перечнях, в случае обнаружения в них брака.
Какие условия предусмотрены для возврата качественных часов
Когда покупатель желает сдать в магазин качественные хронометры, необходимо соблюсти следующие требования:
Можно ли вернуть некачественные часы
Когда умные часы при заявленной водонепроницаемости отключились после погружения в воду, у покупателя возникает право требовать возврата бракованных часов. А также можно выделить следующие причины, по которым некачественные хронометры можно сдать в магазин:
Возврат товара ненадлежащего качества регулируется Законом “О защите прав потребителей”. Когда в технически сложном изделии выявлены недостатки, клиент вправе потребовать — ст. 18 ЗоЗПП:
От сроков обращения потребителя к продавцу/изготовителю зависит, какое из вышеуказанных требований клиент сможет предъявить (подробнее об этом ниже).
В случае несогласия продавца с причиной возникновения дефектов назначается экспертиза качества изделия. Если в ходе ее проведения будет выявлено, что дефект образовался по вине покупателя, рассчитывать на удовлетворение своих требований не стоит. В этом случае на клиента также возлагается обязанность вернуть продавцу деньги за проведение проверки качества товара.
Какой срок предусмотрен для возврата часов
Вернуть хронометры можно в течение:
Потребовать замены некачественных изделий или уплаченных денег за них по истечении 15 дней можно в случае — ст. 18 ЗоЗПП:
Например, если через год после покупки гражданин решит оформить возврат наручных часов, у которых села батарейка, ему, скорее всего, откажут. А вот требовать бесплатного ремонта, если срок гарантии не истек, в этом случае можно.
По общему правилу гарантийное обслуживание часов/срок службы начинают течь с момента передачи покупки клиенту. Либо со дня получения товара гражданином, когда имела место продажа по почте, по образцам, а также когда заключение договора купли-продажи и получение изделия покупателем произошли в разное время.
В каких случаях покупку нельзя вернуть
Вернуть часы надлежащего качества продавцу не получится, если:
Бракованные хронометры нельзя сдать в магазин, если:
Как вернуть часы надлежащего качества
Порядок возврата качественных часов можно представить в виде следующего алгоритма:
Возможны следующие варианты развития событий:
Как составить заявление на обмен или возврат покупки
При обмене/возврате товара необходимо юридически правильно составить заявление. В нем указываются:
В точках продаж нередко есть шаблоны обращения, которые заполняются на месте. В обоих случаях необходимо составить заявление в 2-х экземплярах и сохранить у себя документ с подписью сотрудника магазина о его принятии.
Сторонам лучше оформить акт приема-передачи покупки.
Образец заявления на возврат качественного товара
Как вернуть некачественные часы
Для возврата механизмов ненадлежащего качества гражданин может воспользоваться следующей инструкцией:
Претензия составляется в соответствии с вышеуказанными требованиями. Если продавец уклоняется от получения документа, можно отправить его заказным письмом с уведомлением.
Важны следующие нюансы:
Образец претензии при покупке некачественной вещи
В течение какого времени требования покупателя должны быть удовлетворены
Время, необходимое для удовлетворения претензии гражданина, зависит от того, какое именно требование им было заявлено. Законодательство содержит следующие сроки:
Законодательством об исполнительном производстве срок возврата регулируется в том случае, когда обязанность удовлетворить требования гражданина вытекает из судебного акта.
Можно ли отказаться от часов, купленных в интернет-магазине
Правила интернет-торговли регулируются, в частности, ст. 26.1 ЗоЗПП. Которая предусматривает как возврат качественных часов, даже если они входят в перечень невозвратных товаров, так и изделий, в которых выявлен брак.
Когда описание покупки не соответствует заявленному на сайте, ее также можно вернуть. Для того чтобы легче было доказать свою правоту, лучше сделать скриншоты интернет-страниц и заверить их у нотариуса.
А вот вернуть качественные хронометры, изготовленные на заказ или когда на них по просьбе покупателя была сделана определенная надпись или гравировка, нельзя.
Отказаться от качественных часов, купленных в интернет-магазине, можно:
Когда в изделии, приобретенном дистанционным путем, обнаружен дефект, то для его возврата действуют сроки, предусмотренные для возврата бракованных вещей. В подобных случаях расходы по возврату товара несет продавец.
Как вернуть часы, купленные дистанционно
Вернуть изделие, купленное в интернете, можно:
В первом случае покупателю следует написать заявление о возврате, а передачу товара продавцу оформить в виде двустороннего акта. Деньги за покупку должны быть возвращены в течение 10 дней с момента подписания вышеупомянутого акта.
Во втором случае заявление заполняется онлайн в соответствии с формой, имеющейся практически на любом интернет-ресурсе. После этого покупку следует отправить обратно с приложенными копиями документов (заявление, чек, накладная). Деньги должны быть возвращены в течение 10 дней.
Что делать, если продавец не выполняет требования покупателя
Когда права потребителя нарушены, он вправе подать иск в суд
Если покупателем были выполнены все вышеуказанные требования, а продавец устно или письменно отказался их выполнять, можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Клиент вправе также обратиться в суд за защитой своих гражданских прав — ст. 17 ЗоЗПП. Обращение в судебные органы также поможет взыскать моральный вред, штрафы и другие убытки.
Запомнить
Обратитесь ли к продавцу с требованием вернуть деньги за бракованные часы, если прошло больше 15 дней? Или потребуете бесплатного ремонта по гарантии?
Порядок и основания для возврата часов обратно в магазин
Возврат часов — сложная процедура, так как данный вид товара относится к невозвратным. Расскажем, что делать, если нужно отдать часы обратно в магазин, разберем особенности отдельных ситуаций и порядок действий при отказе продавца забирать товар.
В статье расскажем:
Часы — возврат по закону
Отношения между покупателем и продавцом регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее ЗоПП), согласно которому вы можете обменять или вернуть товар, который вам не подошел или не понравился.
Однако эта норма не относится к определенным позициям. Возврат такого товара как часы возможен только при наличии дефектов, так как он входит в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ №924 от 10.11.2011 г (п. 13). Для этой категории покупок действуют отдельные правила, которые нужно учитывать при инициировании спора с продавцом.
Подлежат ли возврату часы
Согласно п.3 ст. 18 ЗоПП, технически сложные товары можно вернуть в магазин при соблюдении следующих условий:
Далее возврат возможен только в том случае, если будет выявлен существенный недостаток. Согласно п.4 преамбулы ЗоПП, таковым признается неустранимый дефект, исправление которого требует времени и расходов, несоразмерных с ним, проявляется неоднократно либо повторно.
Другие основания для возврата часов, если прошло больше 15 дней:
Правила возврата
При возврате часов нужно учитывать, что в течение первых 15 дней вы можете требовать:
А если с момента покупки прошло больше, вы можете претендовать на бесплатный ремонт. Возврат денег или обмен возможен, только если дефект неустраним или появляется снова после восстановительных работ.
Право на бесплатный ремонт сохраняется в течение всего гарантийного периода или срока службы, если дефект признается существенным.
Особенности возврата в зависимости от типа часов
В Перечне технически сложных товаров указываются часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.
Это значит, что правила возврата распространяются также на:
Здесь нужно учесть, что часто при покупке продавцы говорят, что у вас есть 14 дней на проверку качества товара. Это вводит многих в заблуждение, они думают, что в первые две недели можно отдать покупку обратно, даже если просто передумал ее использовать. На самом дела при обращении за возвратом вы услышите, что у вас нет подобного права и слова консультанта о времени на проверку качества означали только возможность возврата исключительно при наличии дефекта.
Если часы куплены через интернет
Дистанционная покупка предполагает, что вы не можете ознакомиться с характеристиками товара так подробно, как при выборе в обычном магазине. Поэтому у данного способа приобретения свои особенности возврата.
Вы можете отказаться от часов в любой момент до их получения и в течение 7 дней после поучения посылки (ст. 26.1 ЗоПП).
При этом продавец обязан вложить памятку о правилах возврата в коробку с часами. Если письменного уведомления об особенностях отказа от покупки не будет, срок, в течение которого вы можете вернуть товар, увеличивается до 3-х месяцев.
Исключение — часы, имеющие индивидуально-определенные свойства. Это значит, что вы не можете отказаться от покупки, если оплатили часы с гравировкой или иными особенностями, делающими модель уникальной (п.3 ч.4 ст. 26.1 ЗоПП).
Еще один нюанс, который необходимо учитывать при покупке часов онлайн — возврат продавцу осуществляется за свой счет, а стоимости покупки возвращается за вычетом расходов на посылку. Поэтому отказ от товара может быть не таким выгодным, как кажется с первого взгляда.
Порядок возврата
Алгоритм возврата часов стандартный:
Рассмотрим все этапы подробно.
Оформление заявления
Любой возврат оформляется в письменной форме — заявлением, которым вы уведомляете продавца о своем намерении вернуть товар и указываете причины такого решения.
Документ составляется в свободной форме, но у многих крупных магазинов есть готовые шаблоны, которые просто распечатывают и отдают на подпись после уведомления о возврате. Это означает, что даже если продавец согласен принять часы обратно, наличие письменного заявления, подписанного вами обязательно.
Если вы хотите составить документ самостоятельно, указывайте:
Срок рассмотрения заявления — 10 дней (ст. 22 ЗоПП).
Заявление необходимо составить в 2-хэкземплярах, на своем — получить отметку о принятии (если подается лично). Также можно направить заявление заказным письмом. Это оптимальный вариант, если продавец отказывается принимать и регистрировать заявление.
Документы
Для оформления возврата часов нужно представить документы:
Экспертиза
Возврат технически сложного товара возможен только при наличии дефекта, в первые 15 дней любого, после истечения данного срока — существенного. Так как продавцу надо убедиться, что недостаток возник не по вашей вине, почти всегда при возврате часов назначается экспертиза за счет магазина (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП).
Вы имеете право присутствовать при процедуре, а в случае несогласия с результатами — оспорить их в судебном порядке. Но нужно быть готовым к тому, что если экспертиза докажет, что дефект возник вследствие неправильной эксплуатации, придется компенсировать продавцу стоимость товара.
Если продавец отказывается заказывать экспертизу, вы имеете право сделать это самостоятельно. Порядок проведения такой же: необходимо предупредить другую сторону о времени и месте, в случае несогласия с результатами — магазин может их оспорить, а если будет доказана его вина — возместит понесенные вами расходы.
Время проведения экспертизы включается в срок, отведенный для исполнения требований покупателя.
Сроки удовлетворения претензий
Они зависят от конкретной ситуации:
В последнем случае сроки могут быть увеличены по согласованию сторон.
Продавец обязан представить в безвозмездном порядке часы для использования на период ремонта по вашему требованию (ч.2 ст. 20 ЗоПП). Он обязан сделать это в течение 3-х дней после получения от вас соответствующего запроса. Здесь нужно обратить внимание, что подобная услуга не предоставляется автоматически, вы должны сами затребовать ее.
Если продавец отказывается принимать часы обратно
Если продавец отказывается оформлять возврат, вы можете:
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Жалоба в Роспотребнадзор
Составляется в свободной форме с соблюдением ном деловой переписки, указываются те же данные, что и в заявлении на возврат. Образец документа можно скачать здесь.
Срок рассмотрения обращения — 30 дней с момента получения. Важно учитывать, что жалобу надо направлять в местное отделение Роспотребнадзора. Если обращаться в центральное управление, обращение все равно будет перенаправлено по месту прописки, но увеличатся сроки ожидания ответа.
Жалоба в Роспотребнадзор позволит вернуть деньги, уплаченные за часы, а также инициировать внеплановую проверку магазина, которая может закончиться значительными штрафами. Подобное развитие событий продавцу невыгодно, поэтому спор о возврате часов может быть решен после предупреждения о планируемом обращении в надзорные органы.
Обращение в суд
Этот способ инициирования спора более длительный, но может быть выгоднее, потому что вы можете не только вернуть сумму, уплаченную за часы, но и получить выплату:
Также через суд можно получить компенсацию судебных издержек, расходов на экспертизу и юридические услуги.
Однако перед подачей искового заявления нужно соблюсти досудебный порядок решения конфликта и направить продавцу досудебную претензию с требованием забрать часы и вернуть деньги или обменять товар на качественный. Документ составляется в свободной форме, указываются те же данные, что и заявлении на возврат, но вносится предупреждение об обращении в суд при отсутствии ответа в установленный срок или несогласия исполнить требования.
Срок ее рассмотрения — 30 дней с момента получения продавцом.
Если магазин не отвечает на претензионное письмо или направляет отказ в исполнении требований, можно обращаться в суд. В исковом заявлении нужно подробно и с соблюдением хронологического порядка описать ситуацию и выставить свои требования.
К иску прилагается:
Судебная практика
Королевский городской суд Московской области рассмотрел дело №2-5715/2015 в котором истец требовал взыскать с ответчика стоимость товара, неустойку за несоблюдение сроков исполнения требований, компенсацию морального вреда и судебных расходов.
Согласно материалам дела, истец приобрел у ответчика наручные часы, и в течение непродолжительного времени после покупки обнаружил недостаток в виде отклонения среднесуточной точности хода часов около минуты в сутки. Истец заказал экспертизу, которая выявила отсутствие видимых повреждений и самостоятельного ремонта, а также подтвердил невозможность устранения данного недостатка.
Изучить все обстоятельства, суд постановил удовлетворить требования истца в полном объеме и взыскать в ответчика в его пользу:
Также ответчику вменяется требование о выплате госпошлины в федеральную казну.