На что необходимо обратить внимание классному руководителю
18 советов классного руководителя, как общаться с родителями и вести себя с детьми
У каждого ребёнка был классный руководитель, а часто и не один. В каких-то школах он просто выполняет функции организатора, а для кого-то становится чуть ли не второй мамой. Редактор «Мела» Саша Шведченко сходила в свою школу и поговорила с учителем информатики с 20-летним стажем и классным руководителем Светланой Голосовой о том, как превратить класс в команду.
Об атмосфере в классе и знакомстве с детьми
1. За классным руководителем следят дети — маленькие и взрослые. И они, подобно лакмусовой бумажке, в два счёта считывают ложь и хитрость. Как только ты попытаешься от ребёнка что-то скрыть, он тут же это почувствует. Дальнейшие нормальные отношения с ним выстроить будет невозможно — рухнет всё и сразу.
2. Помимо того что классный руководитель учит детей и следит за успеваемостью в классе, он отвечает ещё и за микроклимат в коллективе. Причём это касается не только детей, но и родителей. Без них, кстати, не обойтись: если нет поддержки от мам и пап, атмосфера в классе будет не очень хорошей.
3. Подростковый возраст — как насморк. Его нужно просто пережить. Желательно, чтобы в этот период ребёнок был занят с утра до вечера. Вообще, классный руководитель должен отлично знать возрастные особенности каждого человека. Его роль в средней школе меняется с каждым годом, потому что дети взрослеют. Для того, чтобы каждому ребёнку было хорошо, придётся создать атмосферу семьи — и в пятом, и в одиннадцатом классе.
4. К первой встрече с детьми классный руководитель готовится как к обычному уроку. Чтобы не нервничать, нужно написать себе план встречи и быть хорошо подготовленным. Если в классе есть новенькие, нужно обязательно познакомить их с остальными ребятами. Следует помнить, что первое впечатление всегда запоминается, поэтому никаких негативных эмоций или даже звуков быть не должно.
5. Детей нужно любить. И они обязательно ответят тебе тем же. Про доброту и отзывчивость всё понятно: человек, который любит детей, не может быть злым. Также всё ясно про крики и унижения: это недопустимо.
Об отношениях с родителями
6. С родителями всегда сложнее, чем с детьми. Часто они думают, что их мнение — единственно правильное. Ещё они бывают намного старше классного руководителя. Но нужно помнить, что большинство из них всё-таки не работают в школе и не учились на педагогическом.
7. На родительском собрании я никогда не перехожу на личности. Легко сказать: «Вот Иванов, и у него двойки». Но бедный папа Иванова после этого больше на собрание не придёт. Если ты хочешь привлечь внимание родителя к проблеме, разговаривай с ним лично.
8. Хвалить прилюдно нужно: это всегда хорошо. Если фамилия ребёнка не прозвучала в каком-то списке, для родителей это повод задуматься и попытаться выяснить у ребёнка, почему же он в чём-то не поучаствовал.
9. Родители всегда негласно между собой соревнуются. Для них собственные дети — самые лучшие. Но важно объяснить им, что со всеобъемлющей заботой не стоит перегибать палку. Подчас они просто не дают ребёнку шанса.
10. Родительские собрания — это хорошо. Конечно, на них тратится колоссальное количество энергии, потому что перед тобой взрослые люди с собственным мнением. Я стараюсь сделать так, чтобы родители тоже понимали, что мы как семья. И если с Петей Ивановым что-то случилось, то мама Саши, скорее всего, будет за это переживать.
«Русичка на разогреве у математички»: почему собрания в школе бесполезны
11. Родители могут обращаться к классному руководителю с самыми разными проблемами. Помимо учёбы и успеваемости, например, они могут спросить, нравятся ли вам новые штаны ребёнка и подойдут ли они для мероприятия, на которое собрался класс. К этому нужно быть просто готовым: набраться терпения и принимать как данность. Чтобы их не обидеть, можно похвалить за активность, а потом аккуратно скорректировать их действия.
О детях с особенностями и травле
12. Классный руководитель должен знать об особенностях каждого ребёнка. Если школьник, к примеру, медлительный, классный руководитель должен объяснить другим педагогам, что этому ребёнку нужно больше времени.
13. Если ребёнок сталкивается с травлей, чаще всего он такую ситуацию пытается разрешить сам. Я же стараюсь объяснять, что первое и самое важное действие — обратиться к взрослому. Одна из обязанностей классного руководителя — чувствовать микроклимат в коллективе от и до, улавливать сигналы тревоги или обеспокоенности. Кстати, детям бывает трудно извиниться, и в таком случае классному руководителю приходится самому искать нужные слова, чтобы помирить детей.
14. В каждой школе есть свои правила, все они прописаны в уставе. Можно просто занудно зачитать его детям, а можно доходчиво объяснить правила в игровой форме. Будет здорово, если дети сами их сформулируют. Задайте им вопрос: «А что будет, если вы поступите так-то?» И они легко на этот вопрос ответят.
15. В каждом классе есть дети, которых никто не слышит и не видит, они никогда не поднимают руку. И у каждого из них совершенно точно есть скрытые таланты: ребёнок либо хорошо рисует, либо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. А может быть, он просто любит смотреть футбол. Эти таланты нужно обязательно найти и попытаться их реализовать в рамках школьной жизни. Хорошо играет на скрипке — пусть выступает на празднике. Главное — не заставлять ребёнка, а хорошо попросить: мол, без тебя никак не справимся. При таком подходе он через какое-то время точно почувствует свои сильные стороны и станет увереннее в себе.
О личном времени и уважении к свободному времени детей
16. Классный руководитель не работает круглосуточно. У него есть личное время, которое он имеет право потратить на себя и семью. Это не прихоть, это важный восстановительный период. Работать без передышки очень вредно, человек не успевает восстанавливаться, от этого у него падает результативность. Поэтому после 20:00 мы решаем только самые срочные и необходимые вопросы. К этому нужно приучить весь класс.
Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям
18. Детям нужно доверять. Поверьте, они очень ответственно относятся к своим обещаниям. А вот когда их что-то заставляют делать, этого они не любят. Если стыдить ребёнка перед всем классом и говорить, что он бессовестный, в следующий раз он просто ничего не сделает. Гораздо результативнее будет просто подбодрить и попросить кого-то из ребят помочь ему. Мои дети знают: я не имею права их подводить, а они не имеют права подводить меня.
13 советов начинающему классному руководителю
Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.
Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.
Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:
Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.
Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.
Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.
Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Начнём с правил:
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Теперь про алгоритмы:
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка
Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки
Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми
Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
11. Шутите!
Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.
12. Избегайте рутины
Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
13. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.
Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)
Рекомендации классным руководителям
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ. КАК РАБОТАТЬ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ.
1. Любому родителю неприятно слушать плохое об их детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте увидеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ребенке хорошие стороны.
2. Окажитесь от намерения ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок семьи должны быть всегда анонимными, без адреса.
3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения, Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.).
4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами.
5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу.
Помните:
Чтобы воспитывать других, надо самому быть грамотным и счастливым человеком.
1. Становление коллектива (если такого ещё нет).
2. Включение детей в коллективную деятельность.
3. Воздействие на личность ребенка индивидуально.
1. Рассказать классу о своих требованиях. Если даешь поручение или обещания, обязательно их проверять и выполнять.
2. Ввести элементы самоуправления. Дать ребёнку почувствовать его важность и нужность. «Я, Саша, не могу, поэтому поручаю тебе».
3. Чаше готовить творческие дела, которые требуют коллективной деятельности, участия, каждого в общем мероприятии.
4. Глубже знакомиться с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечениями, интересами.
Щуркова, автор книги «Вы стали классными руководителями» рекомендует:
1. Ежедневно утром приветствуйте детей (за минуту до звонка придите в класс, улыбнитесь им и скажите «Доброе утро!», выясните, все ли здоровы и все ли готовы к уроку);
2. Рассаживайте детей за партами с учётом их особенностей, симпатий и антипатий;
3. Любая работа должна быть оценена. Например, дежурный приходит за вами, и вы оцениваете качество его работы;
4. В конце четверти проведите анкеты «Мои впечатления о днях, проведенных в школе», по итогам опроса выпустите газету.
Немаловажным является и то, что с самых первых дней учебного года классный руководитель должен запомнить все имена и фамилии учеников своего класса. Ведь на этой почве могут возникать конфликты. Классный руководитель, не зная имени ученика, шутливо обратился к нему: «Вот ты, лохматенький!» Класс расхохотался, а мальчик ответил на такое обидное замечание дерзостью. Отношения с педагогом были испорчены.
Несколько советов от практиков:
1. Записывайте, кто и с кем сидит.
2. Попросите ребят написать на листочках некоторые сведения о себе (адрес, телефон, имя и место работы родителей).
1. Дайте детям возможность высказаться ;
2. Не позволяйте садиться на голову, учитель идёт на шаг впереди;
3. Дети должны знать, что учитель поможет, но и накажет;
4. Должен быть контакт с родителями;
5. Поручение – по желанию, но не оставляйте их без внимания.
Рекомендации
по организации деятельности классного руководителя
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, воспитательную работу с учениками класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.
Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).
Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).
Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70» из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.
Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».
Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.
С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.
Приведем примерный алгоритм деятельности классного руководителя в соответствии с инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования от 01.11.2012 года (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).
1.Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса.
Успешная реализация данных требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.
В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания обучающихся. Основными формами реализации задач индивидуального воспитания являются:
изучение документов, характеризующих обучающихся;
индивидуальные воспитательные беседы;
анализ итогов воспитательных мероприятий;
беседы с учителями-предметниками;
социально-психологические исследования и др.
Педагогическое наблюдение – это изучение индивидуальных качеств обучающихся, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в классном коллективе, уровня взаимоотношений с другими обучающимися, педагогами.
Изучение документов, характеризующих обучающихся – это ознакомление с документами, находящимися в личном деле обучающихся.
Индивидуальная воспитательная беседа – это разговор между классным руководителем и обучающимся по заранее запланированной теме, предполагающий обмен мнениями между ними. Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод. При проведении индивидуальной воспитательной беседы классный руководитель должен уважать национальные, религиозные чувства ученика, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия обучающегося могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений.
Анализ итогов воспитательных мероприятий – это изучение воспитательных мероприятий, степень участия обучающихся в них, результаты мероприятий, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в классном коллективе.
Беседы с учителями-предметниками – это изучение индивидуального мнения педагогических работников об учащемся: успеваемость, активность на уроках, необходимость помощи в учебной деятельности.
Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося, групповых особенностей классного коллектива поможет определять обучающимся задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями и прогнозировать их отношения и поведение в классном коллективе. Наряду с другими формами и методами необходимо широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым членом классного коллектива, активно использовать воспитательные возможности коллектива, постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей обучающихся и др. Все это будет способствовать совершенствованию воспитательного процесса.
2. Осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.
Осуществляя в классе идеологическую и воспитательную работу, следует помнить, что ее содержание для каждого возрастного этапа будет отличаться друг от друга. Так, для обучающихся I ступени обучения весь образовательный процесс будет построен больше на наглядности с использованием игровых моментов. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.
Для подростков важным становится общение со сверстниками, проявление потребности в самоутверждении и готовности действовать. В чем можно помочь им через организацию различных внеурочных мероприятий, где они могут проявить свои новые возможности через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т.д.
На III ступени обучения школьникам свойственно стремление к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Учет возрастных особенностей обучающихся, а так же организация воспитательного процесса с учетом целей и путей развития конкретного учреждения образования, особенностей и возможностей региона создает предпосылки для организации успешной воспитательной и идеологической работы в классе.
3. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы
В воспитании информационной культуры личности обучающихся информационные часы играют важную роль. Они проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы.
Их эффективность во многом зависит от активной позиции участников. Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания обучающихся. После чего можно провести обсуждение рассматриваемого вопроса, обменяться мнениями.
Информационные часы могут подразделяться на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Для подготовки тематического информационного часа определяется тема, которая должна быть актуальной для подрастающего поколения. Необходимо учитывать тематику единых дней информирования, преломляя предлагаемый материал в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
При проведении информационных часов рекомендуется использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч. при продолжительности информационного часа 20-30 минут, 1 ч – при продолжительности информационного часа 35-45 минут. Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия: