На что обращает работодатель при приеме на работу

На что работодатели обращают внимание в резюме: результаты опроса

Мы предложили работодателям оценить несколько ключевых параметров по оценке от 1 до 5, где 1 — совершенно незначимо, 5 — очень значимо, 0 — затрудняюсь ответить. Нужно было поставить высокую оценку параметрам, на которые работодатели обращают внимание в первую очередь (вне зависимости от вакантной должности), и меньшую значимость — менее существенным параметрам, а также тем, которые сильно зависят от конкретной позиции. Вот какие средние оценки получили предложенные параметры:

Также мы попросили работодателей написать, какие еще параметры резюме они оценивают, кроме тех, которые не были обозначены в предыдущем вопросе. Вот какие ответы мы получили:

Параллельно мы провели опрос среди 11 тысяч соискателей про их опыт поиска работы, и в числе прочего спросили о причинах, по которым им отказывали в работе. Из опрошенных 10% ответили, что не сталкивались с отказами со стороны работодателя, 31% ответили, что не знают причину отказа, а среди тех, кому причина была известна, самыми популярными ответами стали:

Как мы видим, ни у работодателей, ни у соискателей возрастной фактор не стал самым значимым при выборе подходящего кандидата и отказов неподходящим. Однако если рассмотреть те же ответы соискателей в зависимости от возрастных групп, к которым они относятся, то заметно, что чем старше возраст опрошенных, тем чаще они называли возраст причиной отказа.

На что обращает работодатель при приеме на работу. Смотреть фото На что обращает работодатель при приеме на работу. Смотреть картинку На что обращает работодатель при приеме на работу. Картинка про На что обращает работодатель при приеме на работу. Фото На что обращает работодатель при приеме на работу

Скоро мы представим подробное исследование об отношении, с которым сталкиваются соискатели и сотрудники старше 45 лет при поиске работы и на работе. Предыдущее аналогичное исследование мы проводили в сентябре 2018 года.

Источник

На что в резюме смотрит работодатель

На что обращает работодатель при приеме на работу. Смотреть фото На что обращает работодатель при приеме на работу. Смотреть картинку На что обращает работодатель при приеме на работу. Картинка про На что обращает работодатель при приеме на работу. Фото На что обращает работодатель при приеме на работу

Фотография: или серьезная, или никакая

Любая иллюстрация привлекает внимание, и к резюме это тоже относится. По фотографии рекрутер оценивает ваш вкус и принадлежность к корпоративной культуре, считает Екатерина Стародубцева, директор HURMA Recruitment. «Фотография, где вы в купальнике или сидите на шпагате, не лучший выбор, — продолжает она. — Выбирая фото, почитайте о компании, в которую планируете устроиться. Если отправляете резюме в отель, фотография в повседневной одежде точно будет неуместна».

Резюме с фотографией всегда лучше запоминается, но неудачно подобранные изображения могут навредить кандидатам. «Например, все фото в купальнике, снимки, сделанные в зеркало примерочной кабинки или общественного туалета, фотографии с бутылкой пива в руке, — добавляет Василий Подкопаев, менеджер по подбору персонала BDO Unicon Outsourcing. — Если других фото у вас нет, не ставьте в резюме никакое».

Некоторые уверены, что фотография кандидата важна только при поиске специалистов, чья работа предполагает общение с людьми. Но не все работодатели так считают. «Фото для IT-специалистов очень важно, — уверен коммерческий директор портала БИБОСС Альберт Хамзин. — По нему можно понять, на каком уровне у человека навык презентации самого себя. Кандидат должен хорошо заполнить свое резюме. Если вы не приложили фото, значит, либо забыли, то есть халатно отнеслись к ответственному шагу, либо просто не захотели этого делать — просто живете по принципу «и так сойдет». Нам такие кандидаты не нужны».

Количество мест работы: компании ждут стабильных

Оказалось, что на этот пункт смотрят все опрошенные нами работодатели без исключения. И чаще всего кандидаты с большим числом записей в трудовой за короткий срок не вызывают у них доверия.

Если человек ежегодно переходит из одной компании в другую, в большинстве случаев это значит, что он не привык терпеливо прокладывать свой путь вверх по карьерной лестнице, считает Виолетта Евдокимова, менеджер по привлечению и идентификации талантов Coca-Cola HBC Россия. «Мы заинтересованы в привлечении в команду сотрудников на долгосрочную перспективу, которые станут носителями культуры системы и будут планомерно повышать свой уровень профессионализма», — добавляет она.

Если у соискателя было много мест, где он работал по паре месяцев, это настораживает, считает Оксана Шевчук, HR-директор BogushTime: «Это может свидетельствовать о конфликтности, преследовании только личных интересов и неопределенности. И наоборот, если в резюме указано несколько мест работы, но долгосрочных, с карьерным ростом, перед вами, скорее всего, человек-трудяга, который ищет стабильность и готов стараться и расти по карьерной лестнице». Если это ваш случай, заранее подумайте, как объясните частую смену должностей работодателю.

Опыт работы: обязанности, должность и предыдущие работодатели

В каждой компании требования к опыту разные. Тем не менее соответствие опыта кандидата желаемой должности — главный «фильтр» почти для всех работодателей. «Вы удивитесь, как часто мы получаем резюме следующего содержания: «Я всю жизнь проектировал космические корабли, но мечтаю стать IT-аналитиком», — продолжает Татьяна Чулкова. — «Требуемого опыта нет, ничему новому не учился, надеюсь, вы меня всему научите, мне нравятся роботы», — вот так примерно выглядят резюме подобных соискателей».

Однако в некоторых компаниях готовы идти на компромисс. «Если навыки не соответствуют нашим требованиям, но кандидат настроен решительно, готов много учиться и работать, то у него есть шанс присоединиться к нашей команде, — рассказывает Екатерина Маранда, HR-специалист REG.ru. — Например, мы ищем Perl-программиста, однако рассматриваем и кандидатов, которые владеют другими языками программирования, но готовы перейти на Perl».

Интересно, что работодатели оценивают не только соответствие требований вакансии и обязанностей на прошлом месте. В некоторых случаях название компании — бывшего работодателя или сфера работы говорят сами за себя. «Есть определенные сферы бизнеса, оправиться от работы в которых очень сложно, — считает Татьяна Чулкова, руководитель коммерческого отдела компании «Конструктор документов FreshDoc.ru». — Это своеобразная профессиональная деформация, после которой нужна реабилитация. Например, автосалоны премиум-брендов с неохотой берут на работу бывших менеджеров по продажам отечественных авто и частных перекупщиков с огромным опытом перегона автомобилей из Европы».

Если соискатель претендует на высокую позицию, он должен иметь 5–10 лет практики, уверена основатель PR Inc. Ольга Дашевская: «Сейчас молодые специалисты замахиваются сразу на начальника отдела, имея за спиной два года опыта после института. Мы также обращаем внимание на перечень задач, выполняемых кандидатом. Даже если человек работал в крупной известной компании, но его обязанности в корне отличались от тех, с которыми ему придется справляться, он может рассчитывать только на начальную позицию».

Описать опыт правильно помогают эксперты «Готового резюме». Каждый из них оказывался по ту сторону баррикад — работал рекрутером — и знает, на что обращают внимание работодатели, когда ищут сотрудников. Вам нужен всего час для подробного интервью — и через 48 часов готовое резюме окажется в вашем личном кабинете.

Источник

Прием на работу: 15 ошибок, которые допускают работодатели

В процедуре приема на работу есть много важных моментов, которые работодателям не следует игнорировать. Ведь любая неточность может быть основанием для штрафных санкций.

Процедура оформления нового сотрудника затрагивает разные направления: работу с документами, внесение сведений в трудовую, представление нового отчета СЗВ-ТД, подготовку трудового договора.

В последнее время произошли изменения, которые так или иначе повлияли на процесс приема на работу. Например, с 1 сентября 2021 года произошли изменения в правилах ведения трудовой книжки. Кроме того, появились электронные трудовые и обязанность заполнять отчет СЗВ‑ТД.

Остановимся подробнее на тех вопросах, которые нередко упускают из виду.

1. Работодатель не проверяет бумажную трудовую новичка

Известно, что в России уже не первый год действуют электронные трудовые книжки. Тем сотрудникам, которые впервые трудоустраиваются в 2021 году, заводятся только такие книжки. При этом работодатель не обязан уведомлять новичка о том, что бумажная трудовая книжка на него не оформляется (Письмо Роструда от 15.09.2021 № ПГ/26715-6-1).

Все остальные в 2020 году должны были сделать выбор — оставить бумажный вариант трудовой или перейти на электронный.

При этом, даже если работник сделал выбор в пользу электронной трудовой, он должен сохранить свою бумажную книжку и предъявлять ее при новом трудоустройстве для подтверждения стажа до 2020 года.

Оформляя в 2021 году работника, проверяйте его бумажную трудовую. Отсутствие записи о ее закрытии свидетельствует о том, что работник остался с бумажной трудовой и, следовательно, вы должны продолжать ее вести. Отметка о выборе электронной трудовой будет означать, что вести нужно только электронную версию.

Для подтверждения трудового стажа сотрудника с электронной трудовой работодатель выдает ему справку СТД-Р.

2. Прием на работу без паспорта

Допустим, у работника нет при себе паспорта, так как он находится на переоформлении или вообще утерян. Значит ли это, что работодатель может принять человека на работу по справке от ФМС? Конечно, нет.

Справка — не документ, удостоверяющий личность. В этом случае от работника нужно требовать временное удостоверение личности.

3. Допуск определенной категории работников к исполнению трудовых обязанностей без обязательных медосмотров

Эти категории названы в ст. 213 ТК РФ. Кроме того, в Приказе Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29Н приводится Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Размер штрафа в случае допуска работников к исполнению трудовых обязанностей без медосмотров может достигать 130 000 руб., о чем предупреждается в п. 3 ст. 5.27.1 КоАП.

4. Подписание трудового договора до ознакомления работника с важными документами

Правила внутреннего трудового распорядка, локальные нормативные акты, коллективный договор — со всеми этими документами работник должен ознакомиться под подпись перед подписанием трудового договора (ст. 68 ТК РФ). Причем подпись он ставит под каждым документом.

5. Отсутствие обязательных сведений или условий в трудовом договоре

При составлении трудового договора необходимо ориентироваться на указания в ст. 57 ТК РФ. В случае отсутствия каких-то сведений необходимо внести дополнения прямо в текст трудового договора.

Недостающие условия дополняются приложением к трудовому договору или отдельным соглашением сторон, которое заключается в письменной форме.

Удобный учет сотрудников, расчет зарплаты, больничных, отпускных, налоги и взносы, расчет дивидендов.

6. Вместо обязательного условия — места работы — работодатель указывает в трудовом договоре дополнительное условие — рабочее место

В Трудовом кодексе, как это ни странно, не дается определение понятию «место работы». Зато кодекс помогает разобраться в том, что такое рабочее место (ст. 209 ТК РФ).

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Согласно ст. 57 ТК РФ, работодатель должен указывать обособленное структурное подразделение. При оформлении сотрудника вносите название организации и населенный пункт.

7. Отсутствие условий труда в трудовом договоре

Условия труда на рабочем месте обязательно включаются в трудовой договор. В Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ приводятся четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

8. Отсутствие в трудовом договоре таких условий, как характер работы и режим рабочего времени, в тех случаях, когда это необходимо

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного сотрудника отличается от общих правил, действующих у работодателя, то это должно быть указано в трудовом договоре.

Что касается характера работы, то его упоминание важно в том случае, если в компании работают, например, водители, курьеры, экспедиторы.

9. Работодатель путает дату заключения трудового договора с датой составления трудового договора

Разумеется, в трудовом договоре должна стоять именно дата заключения договора.

10. Работодатель заключает срочный трудовой, не имея на это право

Если срочный трудовой договор заключен в случае, не предусмотренном законодательством, то условия его срочности не имеют юридической силы. С этой точки зрения важно опираться на ст. 59 ТК РФ, правильно указать срок действия такого трудового договора — дату или срок наступления события, а также назвать причины обстоятельства для его заключения.

11. Работодатель допускает неточности в указании оплаты труда в трудовом договоре

Оплата труда является обязательным условием трудового договора. Поэтому в каждом трудовом договоре должен быть виден размер тарифной ставки или оклада. Необходимо указывать и доплаты, надбавки, если они есть.

12. Работодатель путает понятия «срок испытания» с понятием «испытательный срок»

Просто нужно помнить о том, что испытательный срок — термин из УИК РФ. А понятие «срок испытания» содержится в ст. 70 ТК РФ.

13. Содержание приказа о приеме на работу расходится с условиями трудового договора

О том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора, говорится в ст. 68 ТК РФ. Поэтому работодателям следует внимательно проверять в документе все детали. Сотрудник должен ознакомиться под подпись с приказом в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

14. Запись о приеме на работу вносится в трудовую книжку с указанием не той даты

В трудовую книжку запись о приеме на работу вносится именно с указанием даты приема на работу, которая уже стоит в приказе о приеме на работу и трудовом договоре.

15. Работодатель забывает о подаче отчета СЗВ-ТД

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как пройти собеседование

И как к нему подготовиться, чтобы не провалить

Я проходила собеседования раз 20 в своей жизни и не прошла больше половины из них.

В какой-то момент я взяла и разобралась в этом вопросе. Расскажу, как подготовиться ко встрече с работодателем и на что обращать внимание.

Собеседования проводят при приеме на работу, при поступлении в магистратуру, при получении визы и в некоторых других случаях. В статье я буду говорить про собеседования только при приеме на работу.

Что вы узнаете

Что такое собеседование

Собеседование при приеме на работу — беседа потенциального работодателя и соискателя — того, кто претендует на должность. Оно может проходить по телефону, Скайпу или в формате личной встречи.

Собеседование по телефону — предварительный этап отбора кандидатов, на котором обычно только приглашают соискателей на личную встречу. Но не всегда оно проходит так быстро. Бывает, что по телефону работодатель задает много вопросов, чтобы пригласить на встречу самых стойких.

У меня было несколько таких интервью. И мне запомнилось два из них: одно по телефону, второе по Скайпу. Расскажу, как это было.

После декрета я искала работу, нашла вакансию помощника руководителя и откликнулась. Сначала мне позвонил рекрутер компании — познакомиться и спросить, согласна ли я пообщаться по телефону с руководителем. Я согласилась, и мне позвонил руководитель. С ним и состоялось мое первое телефонное интервью.

Мы разговаривали минут 15. Он рассказал о компании и своей большой занятости. Это была основная причина, по которой он искал личного помощника. Я рассказала об образовании, опыте и знаниях. Но интервью резко закончилось, как только я сказала, что три года не работала из-за декрета. Руководитель прервал меня и сказал, что я ему не подхожу. Хорошо, что мы выяснили это во время телефонного разговора, а не на личной встрече — сэкономили время.

Второе интервью было по Скайпу. Я откликнулась на вакансию копирайтера в магазин детских товаров. Директор магазина предупредил, что впереди меня ждет серия испытаний. Первое — это беседа по Скайпу.

Мы созвонились. Директор рассказал о компании и попросил меня рассказать о себе в свободной форме. Мы общались около часа, и директор пригласил меня на личную встречу. Очное интервью он проводил на английском. В итоге я ему не подошла. Если бы узнала о требованиях по языку еще в Скайпе — могла бы сэкономить время и силы.

Со временем я поняла, что телефонное интервью перед встречей — это важно. По телефону можно задать работодателю вопросы и убедиться, что компания тебе подходит. Например, по телефону я всегда уточняю, как оформляют — официально или нет, а также график работы в компании. Для меня важно быть трудоустроенной официально и заканчивать работу не позже 18, чтобы успевать за ребенком в детский сад. И если по телефону работодатель говорит, что все в компании работают до 19 и сдвинуть график нельзя, я больше не рассматриваю эту вакансию.

На личной встрече работодатель и соискатель знакомятся, обсуждают условия работы и общаются, чтобы понять, подходят они друг другу или нет.

Виды собеседований

Собеседования бывают нескольких видов: личная встреча, общение с группой кандидатов или специальная комиссия.

Личная встреча. Работодатель и соискатель встречаются один на один. Собеседование в формате личной встречи делится на несколько подвидов. Расскажу подробнее о каждом.

При структурированном собеседовании работодатель задает кандидату спокойные и последовательные вопросы об образовании, опыте работы, причинах поиска новой работы, ожиданиях и карьерных планах. С него начинаются все встречи, и задача такого интервью — познакомиться с кандидатом и узнать его получше.

При проективном собеседовании работодатель просит кандидата оценить людей или поступок определенного персонажа. В его основе лежит представление, что человек переносит свой жизненный опыт на других людей и таким образом объясняет их поведение. Например, работодатель спрашивает, почему люди врут. На основе ответа кандидата делает вывод, почему обманывает именно он. Или задает вопрос, что мотивирует людей делать свою работу лучше, и слышит причины, которые важны для самого кандидата.

При собеседовании по компетенциям, или поведенческом интервью, работодатель просит соискателя рассказать о различных ситуациях, которые произошли с ним на прошлой работе. Например, в каких именно случаях пригодились качества кандидата из резюме — ответственность и исполнительность. Таким образом он оценивает компетенции — способности человека, которые помогают ему эффективно выполнять свою работу. И соотносит их с качествами, которые, по его мнению, будут нужны на этой должности.

При стресс-интервью работодатель создает напряженную для кандидата обстановку: задает провокационные вопросы и делает так, чтобы кандидат чувствовал себя неловко, злился и испытывал всю гамму чувств. Например, он может заявить, что не ждал кандидата, или заставить ждать встречи несколько часов, осуждать внешность, игнорировать во время беседы, задавать неудобные вопросы и кричать. Задача стресс-собеседования — выяснить, как соискатель реагирует и действует в нестандартных ситуациях.

Из опыта могу сказать, что компании, которые используют стресс-интервью, как правило, не заслуживают внимания кандидатов. Под стрессовыми методиками часто понимают, например, такие:

Это неэффективно и плохо влияет на HR-бренд компании — соискатели рассказывают о таких вещах в соцсетях и делятся с коллегами. Если это узкая сфера, весть о методах быстро разлетается среди потенциальных кандидатов. Сильные и успешные кандидаты вряд ли пойдут в такую компанию. Поэтому нормальные компании, которые заинтересованы в сильных сотрудниках, обычно не устраивают стресс-интервью.

Если вы пришли на собеседование в компанию, ведите себя так, чтобы не возникло «критических факторов», которые могут помешать работодателю сделать выбор в вашу пользу. Расскажу реальный случай из практики: соискательница на должность личного помощника вела себя сдержанно и профессионально, когда ее собеседовала я. Когда она встретилась с руководителем компании, то вдруг стала кокетничать, облизывать губы и призывно улыбаться. Ее не взяли.

Еще собеседование — повод рассказать о себе чуть больше, чем есть в резюме. Например, однажды мы искали человека на должность директора по развитию компании, чтобы он тесно работал с отделом маркетинга, продажами и отвечал за новые рынки. Кандидатов было несколько, и заказчик сомневался, кого выбрать.

На личном собеседовании выяснился интересный факт — один из соискателей участвовал в строительстве здания, в котором находился офис компании заказчика. И именно ему отдали предпочтение: заказчик почувствовал связь с кандидатом. Очень часто конечное решение принимается иррационально, особенно если все кандидаты достойные.

Работодатель может сочетать перечисленные выше виды собеседований и таким образом отсеивать кандидатов, которые не соответствуют его ожиданиям.

В целом задача личного интервью — познакомиться с кандидатом, понять уровень его знаний и компетенций, оценить квалификацию и заинтересованность в данной вакансии. Собеседование может проводиться в один или несколько этапов. Если этапов несколько, соискатель сначала встречается с менеджером по персоналу, затем — с заместителем руководителя или с непосредственным руководителем. Сколько именно будет встреч и в какой последовательности они пройдут — зависит от компании.

Я проходила все виды собеседований, кроме стресс-интервью. В интернете пользователи делятся историями, как работодатели им хамили, запирали в переговорной и даже курили в лицо.

Групповое интервью проводят в случае, когда желающих занять свободную должность много и работодателю нужно быстрее отобрать подходящих кандидатов из группы соискателей. Обычно таким образом отбирают соискателей на должности в сфере ритейла — продавцов, администраторов и тех, кто работает с покупателями или клиентами за пределами офиса. Еще — управленцев, промоутеров или когда нужны активные кандидаты.

Задача группового собеседования — отсеять неподходящих и сосредоточиться на тех, кто проявил себя и прошел первичный отбор. Здесь важно быть активным, инициативным и дружелюбным к другим соискателям. А если собеседование проходит в форме игры, важно стать главным в команде и показать, что вы умеете сотрудничать и подчинять других людей. Ведь именно таких соискателей приглашают на второй этап и потом берут на работу.

Пока училась в вузе, я подрабатывала промоутером. И примерно раз в два-три месяца проходила собеседование в формате групповой встречи для работы на новой акции. Однажды меня не взяли на работу, потому что я слишком тихо рассказала о себе. На следующих интервью я старалась быть громкой и активной — чтобы взяли.

Комиссия. Это формат собеседования, на котором присутствует несколько представителей компании и один кандидат. Комиссия задает кандидату вопросы и после встречи ставит ему оценки. В результате комиссия оценивает всех кандидатов и выбирает среди них лучшего, чтобы пригласить на работу. Интервью с комиссией обычно проводят при поступлении на госслужбу.

Этапы собеседования

Этапы собеседования различаются в зависимости от вида интервью и подхода компании к найму персонала. Сценарий индивидуальной встречи будет одним, а общения с группой кандидатов — другим.

Этапы индивидуального собеседования обычно такие:

Похожие этапы и у интервью с комиссией.

Последовательность этапов индивидуального собеседования может различаться. Работодатель может предложить выполнить тестовое задание до, во время или после встречи или не давать его вообще.

Тестовое задание позволяет оценить реальные навыки и умения кандидата. Обычно его дают людям творческих профессий или таких, для работы по которым требуются специальные навыки, например дизайнерам, редакторам, программистам. В качестве тестового задания дизайнеру предложат нарисовать баннер, редактору — привести текст в порядок, программисту — написать код.

Если кандидат справился с тестовым заданием и устраивает работодателя, его приглашают на повторную встречу, стажировку или сразу на работу. Личных встреч и заданий может быть несколько — это зависит от компании. Как правило, чем она крупнее и серьезнее, тем тщательнее проверяет кандидата перед приемом на работу.

Этапы общения с группой кандидатов такие:

Работодатель дает обратную связь в тот же день или через несколько дней после собеседования. Если работодатель не сказал о ней на встрече, уточните после встречи, когда ждать ответ.

Групповое интервью — обычно первичный этап отбора. Успешных кандидатов приглашают на второй этап собеседования — личное интервью. А оно обычно проходит по сценарию, который я описала выше.

Методы отбора кандидатов на собеседовании

Кандидатов на собеседовании могут отбирать разными способами. Расскажу о самых распространенных.

Анкетирование. На первом этапе большинство компаний предлагает соискателю заполнить анкету и рассказать в ней о себе. Это вспомогательный метод отбора, который позволяет получить о кандидате больше информации, чем есть в резюме. Например, в анкете могут быть вопросы о вашей семье и увлечениях. Заполнить анкету просят в больших компаниях для проверки кандидата службой безопасности.

Беседа с менеджером по персоналу строится таким образом, чтобы выяснить, подходит ли кандидат на должность и насколько он в ней заинтересован. Обычно рекрутер просит кандидата рассказать о себе и задает вопросы об образовании, опыте работы, спрашивает, чем заинтересовала вакансия и компания и чего он ожидает от работы. Специальные знания и навыки менеджер не проверяет, но может передать тестовое задание или запросить портфолио, чтобы показать его руководителю.

Собеседование со штатным психологом бывает двух видов: беседа и специальные тесты. В ходе беседы психолог оценивает поведение кандидата — его жесты, мимику и интонацию — и сопоставляет поведение с той работой, на которую претендует соискатель. Например, если это работа с людьми, психолог оценивает, насколько общителен и стрессоустойчив кандидат.

В качестве упражнений психолог может предложить различные тесты, например:

Тестирование. Если для работы нужны специальные знания и навыки, работодатель предложит соискателю тестовое задание. Так он убедится, что кандидат сможет справиться с должностными обязанностями.

Интервью на иностранном языке проводят, когда для работы нужен иностранный язык. Обычно работодатель просит рассказать о себе и задает простые вопросы, например, почему вы ушли с прошлой работы, какими достижениями гордитесь и чем увлекаетесь.

Проверка на полиграфе, изучение мимики, почерка и отпечатков пальцев кандидата — все это законные методы отбора.

Бояться подобных исследований не стоит. Наоборот, работодатель, который предлагает пройти довольно дорогостоящую процедуру, скорее всего, сильно заинтересован и еще раз хочет убедиться в вашей честности.

Я проходила через многие методы отбора кандидатов, кроме беседы с психологом и проверки на полиграфе и почерка. Чаще всего в компании использовали несколько методов отбора: анкетирование, беседу с рекрутером и тестирование. Интервью на английском я проходила всего два раза в жизни, но в работе язык мне так и не пригодился. А вот тестовые задания я делала часто. Последние полгода я работала интернет-маркетологом, и при найме на работу работодатели просили подтвердить специальные знания: собрать семантическое ядро, составить медиаплан и подготовить несколько рекламных объявлений.

Как подготовиться к собеседованию

Резюме не заменит личной встречи работодателя и соискателя. И к собеседованию важно подготовиться. Подготовка не гарантирует трудоустройство, но повышает шансы перед неподготовленными кандидатами.

Наберите номер работодателя, когда доберетесь до здания, в котором находится офис. Если работодатель встретит вас внизу, по дороге в офис обсудите нейтральную тему, например погоду или пробки. Это снимет напряжение и настроит на разговор.

Уточнение места и времени собеседования. Если вы потеряли записку с адресом и временем интервью, позвоните работодателю и все это уточните. Это лучше, чем если вы опоздаете на интервью или не придете на него вообще.

Сбор информации о компании. Загляните на сайт компании и убедитесь, что сфера ее деятельности вам интересна и вы разделяете ее ценности. Посмотрите на фотографии команды, карту с расположением офиса. Прочитайте отзывы бывших сотрудников о работе в компании. Моменты, которые смущают, запишите и обсудите на собеседовании.

Подготовка рассказа о ключевых моментах карьеры. На собеседовании работодатель будет спрашивать о прошлой работе: каких результатов на ней вы добились, с какими трудностями столкнулись, как видите свою карьеру дальше — и задавать другие подобные вопросы. Подготовьте примеры, которые покажут ваши знания, опыт, компетенцию.

Подготовка вопросов работодателю. На собеседовании вопросы задает не только работодатель, но и кандидат. Подготовьте вопросы об обязанностях, зарплате, перспективах работы в компании и организационных моментах.

О работе и обязанностях:

Об организационных моментах:

Задайте другие вопросы о компании, ответы на которые вам важно узнать.

Дресс-код для собеседования. Дресс-код в компании может быть строгим, демократичным или его может не быть вообще. Загляните на сайт компании и посмотрите фотографии ее сотрудников, чтобы понять, как принято одеваться в этом офисе. Если фотографий нет или на них непонятно, как одеваться, позвоните в компанию и уточните этот момент. Или соблюдайте одно правило: одежда и обувь должны быть сдержанными и удобными. Они не должны сковывать движений, быть откровенными или слишком яркими.

Подготовка в офисе перед собеседованием. Прежде чем зайти в офис, пройдите в уборную или посмотрите в зеркало и убедитесь, что выглядите опрятно. Позвоните работодателю и предупредите, что вы приехали. Он может за вами спуститься или предложить зайти в офис самостоятельно. В переговорной достаньте ручку и блокнот с подготовленными для работодателя вопросами.

Как вести себя на собеседовании

На собеседовании я всегда волнуюсь, хотя нужно вести себя уверенно. Поэтому я держу в голове три правила на тот случай, если буду сильно нервничать:

Установление контакта. Любая беседа начинается со зрительного контакта и приветствия. Поздоровайтесь, улыбнитесь и, если считаете уместным, начните разговор на нейтральную тему, например о погоде и пробках на дороге, если не сделали это в лифте или по пути в переговорную. Но много не болтайте — пусть работодатель уже начнет собеседование.

Рассказ об организации. Собеседование начинается с рассказа о компании: ее истории, результатах и планах. Даже если вам кажется, что рассказ затянулся, не перебивайте работодателя — пусть спокойно его закончит. После задайте несколько уточняющих вопросов о компании, если они появились. Задать пару вопросов желательно, чтобы работодатель не подумал, что вы его не слушали или не заинтересовались компанией.

Интервью. После монолога о компании начинается интервью. Сначала вопросы задает работодатель к соискателю, потом — наоборот. Какие именно вопросы вам будут задавать, заранее неизвестно. Но будьте готовы услышать провокационные или вопросы о личной жизни. Например, женщин спрашивают, собираются ли они в декрет. Если вы не хотите отвечать на вопрос, скажите об этом работодателю и добавьте причину, по которой не хотите этого делать.

Обратная связь. Спросите, в течение какого времени работодатель даст обратную связь и куда звонить или писать, если не получили ответа в установленное время. Спросите, как лучше связаться с работодателем, если у вас появятся вопросы.

Окончание встречи. Поблагодарите работодателя за интервью и попрощайтесь.

Вопросы и ответы на собеседовании

Есть вопросы, которые на собеседовании задают большинство работодателей. И ответы на них лучше продумать заранее, чтобы показать себя с лучшей стороны. Вот эти вопросы.

Кем вы видите себя в компании через пять лет. Задавая такой вопрос, работодатель хочет понять, соответствуют ли друг другу ваши планы и планы компании, сможете ли вы реализовать их на новом месте и чего хотите от карьеры.

В компании может быть определенный сценарий развития карьеры. Например, когда ассистент становится младшим специалистом, затем — просто специалистом, руководителем отдела и, наконец, директором. Градация может различаться в зависимости от компании. Здесь важно понять, она есть или нет. Сценария развития карьеры может не быть вообще: вот есть одна должность, и никуда с нее не деться, кроме как перейти в другой отдел или уволиться.

Чтобы ответить на вопрос, на какой из должностей вы бы хотели работать и через какое время, узнайте о численности и структуре компании: из каких отделов она состоит, какие должности есть в отделах. Если информации о структуре компании в открытом доступе вы не нашли, попросите работодателя рассказать об этом.

Причина увольнения с предыдущего места работы. Если вы опытный работник, с вероятностью 99,9% работодатель спросит вас о причинах увольнения с прошлых работ.

Причины для увольнения бывают такими:

Есть и другие причины. Но, какой бы она ни была, расскажите о ней честно.

Если вы добились высоких результатов на предыдущем месте и не видите на нем дальнейшего роста, так и скажите и перечислите прошлые достижения. Добавьте, что перед увольнением обсудили перспективы роста с прошлым начальником и не нашли решения, которое бы устроило обоих.

Если на прошлой работе не устраивала зарплата, не стесняйтесь об этом сказать. Но будьте готовы к вопросам о том, каких результатов вы добились, почему вас нужно было повысить и что вы для этого сделали.

Если вас уволили или сократили, расскажите рекрутеру о критериях увольнения или сокращения, чтобы стало понятно, что дело было не в вашей компетентности.

Почему должны выбрать именно вас. На одну позицию обычно претендует несколько кандидатов. И задавая такой вопрос, работодатель хочет услышать, какие преимущества есть у кандидата и как они помогут ему справиться с работой. Эффективный ответ — привести примеры своих профессиональных навыков и достоинств и сопоставить их с теми, которые требуются для этой работы.

Покажу, как это сделать, на примере вакансии бухгалтера:

ТребованиеВаш опыт
Среднее специальное или высшее экономическое образованиеВысшее образование по специальности «Финансы и кредит»
Опыт работы бухгалтером не менее двух летРаботаю бухгалтером 4 года
Опыт работы бухгалтером на участке «Расчеты с покупателями» и «Зарплата» от 1 годаРаботала на участке «Расчеты с покупателями» 1 год и на участке «Зарплата» — 2 года
Знание законодательства в рамках участков «Расчеты с покупателями», «Зарплата» и «Начисление налогов с ФОТ»Да, знаю. Умею работать в правовых базах и отслеживать изменения в законодательстве
Уверенное владение программами 1С 8.2, 8.3, ЗУП 8.3 и системой « Банк-клиент » не менее двух летРаботала в 1С 8.2, 8.3 в течение четырех лет, с « Банк-клиентом » — всего год

Если разложить по полочкам требования на должность и свой опыт, получится такая таблица. И на основе нее легко составить краткий и аргументированный ответ.

Почему хотите работать именно у нас. Чтобы ответить на вопрос, оцените предложения других компаний и выпишите, что отличает предложение этой компании от остальных. Расскажите работодателю, что в этой вакансии особенно вас привлекает: задачи, перспективы, политика и корпоративная культура, местоположение. При прочих равных условиях компании обращают внимание на лояльность соискателя к ней. И если вы уже знакомы с деятельностью компании, расскажите об этом и отметьте, что вам понравилось: например, что компания приняла участие в экологическом или другом важном проекте.

Что вы сделаете, если начальник окажется неправ и это может навредить компании. Ответьте так, как бы вы поступили на самом деле, и расскажите почему. Ваша задача — не понравиться работодателю, а найти компанию с похожими ценностями.

Почему так долго искали работу. Задача такого вопроса — понять причины, по которым вы до сих пор не устроились, и ваше отношение к этому. Отвечайте честно. Занимались профориентацией, повышали квалификацию, не искали работу по семейным причинам, и это первое собеседование за полгода — какой бы ни была причина, она всегда нормальная для поиска новой работы. Но только не называйте как причину, что вас никуда не берут.

Какими лучшими качествами вы обладаете. В ответе на вопрос расскажите о качествах, которые помогают вам работать продуктивнее. Если претендуете на должность аналитика, скажите об усидчивости, внимательности и ответственности. Если устраиваетесь журналистом или пиар-менеджером, скажите о своей общительности, креативности и настойчивости.

На какую зарплату рассчитываете. Приведите конкретные цифры или вилку, минимальная цена в которой вас устраивает. Посмотрите зарплаты специалистов вашего уровня и соотнесите желаемую зарплату с рыночной. Посчитайте, сколько вы тратите на нужды — аренду квартиры, коммунальные услуги, продукты, спорт. Добавьте сумму, которую хотите получать сверху, чтобы откладывать или тратить на более приятные вещи. Гораздо лучше не сойтись с работодателем в цене, чем выйти на работу с зарплатой, которая вас не устраивает.

Какие ошибки вы совершали на предыдущей работе. Не игнорируйте такой вопрос. Лучше подготовьте историю о неудаче и расскажите, какой урок вы вынесли из неудачного опыта.

Работодатели не ждут, что кандидат на открытую должность будет идеальным. Они хотят понять, умеете ли вы признавать свои ошибки и извлекать из них уроки. И что вы понимаете под ошибками.

При подготовке истории об ошибках рекрутеры советуют использовать технику STAR. Вот формула:

ситуация — задача — действие — результат (Situation — Task — Actions — Results).

Начните с предыстории: составьте краткий обзор ситуации, например, расскажите, кем вы работали и в каком именно проекте произошла неудача. После — подробности, что именно случилось и привело к провалу. Потом расскажите, как вы нашли выход из ситуации или справились с переживаниями и избавили от них коллег.

Если отказаться отвечать на вопрос, работодатель может решить, что вы скрываете серьезный провал, не идете на риск, не устанавливаете высокую планку и, соответственно, не терпите неудач или считаете себя слишком идеальным.

Когда вы приходите на собеседование, спросите себя честно, чем вы действительно хотите заниматься в своей трудовой деятельности. Есть и другие вопросы — в какой команде ваша работа будет более продуктивна или в какой компании вы действительно могли бы приносить пользу. Когда вы честно ответите на подобные вопросы, вы сможете точно определить, куда и для чего вы хотите пойти.

Я наблюдаю, что очень много людей плывет по течению. Они ходят на разные собеседования и хотят быстрее трудоустроиться. Отказ они воспринимают как поражение, что очень сильно влияет на самооценку. Поэтому они изучают информацию о компании, собирают обратную связь и выстраивают свой успешный «образ продажи». Зачастую получают желаемую должность и зарплату. Но потом им приходится отыгрывать образ, который они продали работодателю, каждый день. И часто этот образ не соответствует реальности. Наступает разочарование, а потом — профессиональное выгорание.

В моей практике было всего несколько случаев, когда кандидаты честно признались на собеседовании, что вакансия, на которую они откликнулись, оказалась нерелевантна их ожиданиям. Хотя описание подходило к их опыту на 100%.

Например, кандидат на позицию личного помощника генерального директора призналась после беседы, что ей интереснее сфера маркетинга. Образование и личные качества — внимательность, усидчивость и хорошие аналитические способности — позволяли ей попробоваться на такую вакансию. Мы нашли ей вакансию в этой сфере, и до сих пор она успешно работает там.

Еще есть другой важный момент. Каждая вакансия подразумевает под собой набор определенных компетенций — знаний и навыков, которые необходимы для данной работы, личностных особенностей, чтобы встроиться в корпоративную культуру, и внутренние неформальные правила компании. И если рекрутер наблюдает на собеседовании за человеком и по его поведению понимает, что он не сможет встроиться в эту культуру, он отказывает. Кандидаты принимают отказ близко к сердцу, так как не понимают причину отказа или вовсе ее не слышат.

Такие вещи, например внутренние правила, не всегда транслируются в открытую. Но рекрутер не будет их скрывать, если спросите. Лучше задавать больше вопросов, с какими сложностями придется столкнуться или почему в вакансии есть такое требование, как стрессоустойчивость или гибкость. Обычно это значит, что есть рабочие ситуации, в которых придется подстраиваться под существующие условия и постоянно проявлять эти качества. Если рекрутер спрашивает о конкретных ситуациях и вашем возможном поведении, в большинстве случаев на работе вам придется столкнуться именно с этим.

И последний, но серьезный момент. Наибольшее раздражение у всех рекрутеров вызывают заученные и шаблонные фразы из интернета. Готовиться важно, но будет замечательно, если на каждую заученную фразу или вашу характеристику вы приведете несколько подтверждающих примеров из жизни. Например, не просто скажете, что вы умеете проявлять гибкость, но и приведете примеры этого с прошлых работ.

Что делать после собеседования

После собеседования подождите решения и, если хотите, напишите благодарственное письмо.

Чтобы принять решение о найме, работодателю нужно время. Он оценивает кандидатов, сравнивает их друг с другом и делает предложение тому, кто, по его мнению, больше подходит компании. На время это нужно 7—10 дней или больше в зависимости от подхода компании к найму персонала. Если работодатель долго не отвечает, позвоните или напишите ему письмо и спросите о результате встречи. Если оказалось, что собеседование вы провалили, попросите дать обратную связь: чем вы понравились и что стало причиной отказа в приеме на работу.

Сразу после встречи можете поблагодарить работодателя за встречу и предоставленный шанс стать частью коллектива.

Ошибки соискателей на собеседовании

Соискатели совершают ошибки, которые мешают им устроиться на работу.

Страх или синдром «застенчивого студента». Неуверенное поведение портит впечатление о вас как специалисте и сводит шансы на прохождение собеседования к нулю. Даже если вы подходящий кандидат на эту должность и уверенный человек по жизни, не будьте робким на встрече. Перед встречей сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, попейте воды, расправьте плечи, улыбнитесь — все это снимает напряжение. Принимайте участие в беседе на встрече — так вы отвлечетесь от волнения.

На собеседованиях я ужасно стеснялась и боялась, что меня не возьмут на работу. Сразу после вуза я ушла в декрет и три года нигде не работала. На работу меня долго никто не брал. Тогда я просто хотела работать, неважно, где и кем. На интервью старалась угодить и понравиться работодателю — лишь бы меня взяли. После двух нелюбимых работ я поняла, что не надо стремиться понравиться. Надо разобраться, где и кем хочешь работать, и идти к работодателю.

Неподготовленность. Если вы не знаете, чем занимается компания, в нее вас, скорее всего, не возьмут. Еще вы попадете в неловкую ситуацию, если работодатель задаст вам вопрос об организации, а вы не сможете внятно на него ответить. Например, он может спросить, что вам известно о компании и ее успехах за последнее время.

Перевод интервью в беседу по душам. Собеседование строится по определенному сценарию, и в нем всегда есть место для вопросов кандидата к работодателю. Задавая вопросы, соискателю важно не перейти на личные темы и не начать изливать душу работодателю. Запретные темы на собеседовании: личная жизнь, религия, политика, музыкальные и кулинарные пристрастия, если они не связаны с должностью.

Если интервью в беседу по душам переводит рекрутер, вежливо спросите его, остались ли к вам другие вопросы и когда ждать обратную связь.

Подавленность и плохое самочувствие. Если вы почувствовали себя плохо, договоритесь перенести интервью и расскажите о причинах потенциальному работодателю. Если так произошло в офисе, предупредите, что вам плохо, и попросите воды. Ни один работодатель не захочет принимать на работу человека со слабым здоровьем. И если вы заболели, перенесите встречу и пройдите интервью в здоровом состоянии.

Когда вы подавлены или расстроены, перенесите встречу или откажитесь от нее, если работа вам не кажется привлекательной. Равнодушных кандидатов редко берут, и вы только потеряете собственное время и отнимете его у работодателя.

Вульгарное поведение не оценит ни один работодатель. Будьте доброжелательны и вежливы, адекватны в своем поведении. Если вас что-то разозлило на интервью, например некорректные вопросы от работодателя, откажитесь на них отвечать и спокойно мотивируйте свой отказ.

Вот еще распространенные ошибки соискателя:

Особенности собеседования на руководящую должность

Любая должность требует определенных знаний и навыков. И кандидаты на руководящую должность должны обладать определенным опытом и личностными качествами, которые позволяют им управлять подразделением и руководить людьми.

Собеседование на руководящую должность занимает больше времени, чем при найме рядового сотрудника. И всегда это не одно интервью, а несколько встреч с самыми разными лицами компании — от рекрутера до генерального директора.

Вопросы на таком интервью будут разными: об опыте работе, достижениях, провалах, ответственности, характере соискателя и его личных качествах, планах на будущей работе. Скорее всего, кандидата будут не только спрашивать, но и тестировать различными способами, чтобы проверить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *