На что обращать внимание при выборе туроператора
Как правильно выбирать турфирму, на что нужно обращать внимание?
Время отпусков и туризм тесно связаны, поэтому, важно знать, как выбрать хорошее турагенство, чтобы не попасть впросак с отдыхом.
Благодаря нашим советам, вы примите правильное решение и проведете свой отпуск максимально весело и увлекательно.
Сейчас стоит обратиться в любое туристическое агентство, и там будет предложен отдых на любой вкус и уровень доходов.
При выборе турфирмы необходимо иметь ввиду, что одним из критериев выбора турфирмы может быть опыт работы компании на рынке туристских услуг и квалификация ее сотрудников.
Туроператорская деятельность на территории Российской Федерации допускается исключительно при наличии финансового обеспечения в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение, вносятся в единый федеральный реестр reestr.russiatourism.ru. Если данных о выбранной вами компании там нет, она не имеет права работать в России.
Можно посмотреть регистрацию в Общероссийском генеральном реестре туристических агентств www.reestrta.ru. На данный момент в нем зарегистрировано более 9 700 компаний. Регистрация в реестре — дело добровольное, однако такой шаг тоже говорит об ответственности турфирмы.
Поищите информацию об опыте работы туроператора и о его репутации. Отзывы в интернете или рекомендации знакомых помогут вам подтвердить свой выбор.
Будет полезно поискать в Интернет новостях название туроператора. Там вы сможете найти статьи, определяющие его финансовую ситуацию. Часто крупному банкротству туроператора предшествует ряд инцидентов, например, не вылет небольшой группы людей, или скандал с партнером-авиакомпанией.
В соответствии с действующим законодательством турфирма обязана своевременно предоставить полную и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Потребитель имеет право на то, чтобы туристские услуги были безопасны для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вреда имуществу потребителя.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. реализация туристского продукта осуществляется исключительно на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Все существенные условия турпоездки должны быть отражены в договоре!
К существенным условиям законом относятся:
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
В целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, связанных с нахождением на территории иностранного государства в период совершения турпоездки, и возможности полноценно использовать весь набор правовых гарантий защиты собственных прав, установленных законодательством Российской Федерации, гражданам, делающим выбор в пользу выездного туризма, следует ответственно подходить не только к выбору туроператора (турагента) как стороны по соответствующему договору, но и к формированию самого туристского продукта.
Кроме того, поскольку на практике «заманчивые» предложения приобрести «дешево» ту или иную услугу, дополнительную по отношению к «турпакету», довольно часто исходят, в том числе, от представителей самих туроператоров за рубежом, следует учитывать, что любое «соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, оказывающего услуги, без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение услуги в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, который является самым важным на все случаи жизни — всегда внимательно читайте документы и договора, которые подписываете и вы сэкономите свои деньги в непредвиденных ситуациях.
Возникающие вопросы, уточняйте заранее. Полученная информация, поможет вам сохранить нервы и деньги, а от этого зависит ваше впечатление об отдыхе.
Пусть он будет великолепным и безоблачным – вы этого заслужили, потому, что отнеслись к подготовке поездки самым серьезным образом. Удачного отдыха!
Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»
Что за зверь — турагентство
Как купить тур, чтобы не остаться без денег и отпуска
Рома с друзьями собирался на Новый год в Доминикану.
В ноябре он оплатил тур, но менеджер агентства забыл вовремя перевести деньги туроператору. Об этом Роман узнал уже в Домодедово, когда его не пустили на рейс. Друзья улетели в отпуск, а он остался в аэропорту.
Через месяц Роман вернул деньги, но праздники были испорчены. Как избежать подобных ситуаций и на что обращать внимание в работе с турфирмами — расскажем в статье.
Чем занимается туроператор
Есть два вида турфирм: операторы и агенты.
Туроператор — как бы производитель путешествия. Он приходит в страну и смотрит, какие там есть отели, экскурсии, транспорт, развлечения и всё прочее, что может быть интересно туристам. Он договаривается со всеми этими поставщиками, проверяет их лицензии и сертификаты, заносит им предоплату, договаривается о каких-то квотах и скидках — в итоге получается туристический продукт, он же тур.
По популярным туристическим направлениям туроператоры собирают готовые наборы для отдыха: заранее договариваются с гостиницами и авиакомпаниями. Обычно в готовый тур входит перелет, медицинская страховка и наземное обслуживание: номер в отеле, питание, трансфер, экскурсии с гидом и развлечения. Туристу не надо тратить время и самому планировать поездку — он покупает готовый тур, берет загранпаспорт и отправляется в путешествие.
В «Яндекс-путешествиях» сравнили, когда выгоднее купить тур, а когда путешествовать самостоятельно
Такие наборы для путешествий называют пакетными турами. Операторы продают их самостоятельно или через посредников — туристические агентства.
Чем занимается турагентство
Если оператор — это производитель, то агентство — магазин готовых путешествий. Агентство покупает у оператора готовые туры и продает их туристам.
Задача агентства — помочь туристу выбрать и купить подходящий тур. Обычно это происходит так:
Если бы агентство и оператор были людьми, то выглядело бы это так:
Перед тем как забронировать и оплатить тур, турист и агентство подписывают договор об оказании туристических услуг. Как он выглядит и на что в договоре обращать внимание — разберем в следующей статье.
Как агентства вводят туристов в заблуждение
Допустим, в агентство приходит клиент и просит менеджера подобрать тур. Менеджер нигде не был, но, чтобы продать тур, говорит, что прекрасно представляет номер, пляж, бассейн и развлечения в округе. Получается, что менеджер вводит туриста в заблуждение.
Это самое противное: когда едешь в отель с одними ожиданиями, а получаешь номер с неработающим кондиционером или плесенью на стенах. Поэтому мы звонили и узнавали, всё ли туриста устроило; изучали описания отелей и экскурсий у туроператора; читали отзывы про отели у других.
Адекватный менеджер всегда в курсе про стройку рядом с отелем или давний ремонт в номерах и не будет откровенно врать. Главное — не впарить тур на один раз, а получить довольного туриста, который вернется и закажет тур снова.
Как купить тур дешевле
Лучше бронировать тур по сезону: заранее выбрать место и обратиться в агентство. За четыре-шесть месяцев до отпуска билеты и проживание стоят дешевле и будет много свободных номеров. Если брать тур за месяц или пару недель до поездки, придется выбирать из того, что осталось. Например, на цветение сакуры в Японии хорошие отели бронируют за шесть-семь месяцев до тура.
Отдыхайте в начале или конце сезона, чтобы сэкономить на проживании. Отели дают операторам скидки, чтобы заполнить номера до и после основного наплыва туристов, поэтому отдых в начале или конце сезона обычно стоит дешевле. Узнать подходящее время для поездки в разные страны можно на интерактивной карте.
Следите за акциями «Раннее бронирование». На старте продаж операторы хотят быстрее собрать деньги, чтобы расплатиться за выкупленные номера и чартерные рейсы. Поэтому привлекают туристов акциями и скидками.
Чартер — арендованный заранее самолет. Оператор и агентства продают туры специально под этот рейс, чтобы заполнить борт и окупить аренду. Часто билеты на чартер дешевле, но вылет могут перенести на другое время
Чартер — арендованный заранее самолет. Оператор и агентства продают туры специально под этот рейс, чтобы заполнить борт и окупить аренду. Часто билеты на чартер дешевле, но вылет могут перенести на другое время.
Обычно купить туры по раннему бронированию на летние курорты можно с января до апреля. На зимние — с июля до октября.
Проверьте отказные или горящие туры, если готовы сорваться в отпуск через несколько дней. Когда турист не может отправиться в путешествие, он пытается вернуть часть денег и перепродает тур со скидкой. Также операторы снижают цены на чартерные билеты за два-три дня до вылета, чтобы полностью заполнить борт.
На что нужно обращать внимание при выборе туроператора
В преддверии открытия нового туристического сезона Управление Роспотребнадзора по Тюменской области рекомендует при выборе туроператора/турагента обратить внимание на следующее.
Узнайте как можно больше об исполнителе, к которому предполагаете обратиться для заключения договора оказания туристских услуг и внимательно изучите сам договор.
Принятию наилучшего решения может способствовать изучение предложений нескольких туроператоров (турагентов), осуществляющих оказание туристских услуг. Полученная информация позволит Вам сравнить предложения по оказанию туристских услуг, а также их стоимость. Доведение необходимой и достоверной информации об услуге, оказываемой исполнителем, предполагает доведение её в письменном виде.
Для принятия решения о заключении договора следует получить от работников исчерпывающую информацию о туристском продукте, который включает в себя комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и других услуг).
— полное и сокращённое наименование, адрес (местонахождения), почтовый адрес туроператора (и турагента, если договор заключается между туристом и турагентом);
— размер финансового обеспечения, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
— общую цену туристского продукта в рублях;
— права, обязанности и ответственность сторон;
— условия изменения и расторжения договора;
— сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушений туроператором условий договора;
— сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения;
— информацию о потребительских свойствах туристского продукта;
— сведения о туристе.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, к которым относятся:
— ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путёвке;
— непредвиденный рост транспортных тарифов;
— невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
При изучении договора оказания туристских услуг обратите внимание на наличие пунктов, ущемляющих установленные законом права потребителя, не отвечающих требованиям законодательства и признающиеся недействительными. Например, включение в договор положений об удержании с потребителя при расторжении договора части денежной суммы, внесённой в счёт договора, в виде фиксированных сумм, или в процентном отношении к цене услуги.
Важно знать, что туроператор несёт, предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (ли) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе, за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Как не попасться «на удочку» мошенников-турагентов
Содержание
Недобросовестные «турагенты» чаще всего встречаются на онлайн-просторах. Это понятно: мелкие мошенники не будут снимать офис, нанимать персонал. Через интернет они продвигают свои «услуги», там же принимают оплату. После такой «сделки» покупатель обычно не может доказать, что купил тур, и юристам очень непросто помогать с возвратом денег.
«Мы только что открылись»
Если вы пришли в агентство, которое на днях открылось на соседней улице, и вам говорят: «У нас пока что нет своего сайта, так как он в разработке», если номер телефона не городской, а мобильный, если адрес почты заканчивается бесплатным доменом (@mail.ru, @yandex.ru и др.), то лучше сразу уйти. Нормальное агентство не откроется без подготовки.
Туроператор – организация, которая создает пакетные туры и реализует их через сеть турагентств. Агент не имеет права сам сформировать вам поездку, он может лишь предложить готовый вариант.
Сомневаетесь? Проверяйте документы
В первую очередь обратите внимание на ИНН агентства. Обычно он указан на сайте либо в документах, которые вы можете посмотреть в офисе.
Лучше обратить внимание на агентства и операторов, которые входят в крупные объединения или сотрудничают с их членами (такими как Российский союз туриндустрии, «Турпомощь» и др.).
Сезон имеет значение
Если агентство открылось в разгар сезона, то это тоже повод не доверять ему. Новые организации должны начинать работу где-то с зимы, чтобы успеть провести маркетинговую кампанию и найти клиентов к летнему сезону отпусков.
Хорошо, если у агентства есть страница в соцсетях, где в обсуждении участвуют обычные пользователи. Также существует множество сайтов-«отзовиков» или форумов, где туристы дают честную оценку. Понятно, что и там могут быть заказные тексты, но если оператор или агент недобросовестный, то найдутся возмущенные покупатели, которые опишут негативный опыт, и компания не сможет удалить пост. Кроме того, лучше начать планирование поездки с опроса знакомых, какими агентствами они пользовались и где им организовали комфортный отдых и обслужили по высшему разряду, а где нет.
Не спешите подписывать документ!
Если вам протянули договор, состоящий из одного листочка, не подписывайте эту бумагу! На самом деле описание всех основных условий и нюансов занимает около двенадцати страниц. Посмотрите и на чек. Турагентства должны иметь онлайн-кассу, то есть вам должны выдать обычный напечатанный чек, а не кассовый ордер, написанный от руки.
В пакете должна быть медицинская страховка. Она должна покрывать медицинские расходы на 30 тысяч долларов (2 миллиона рублей). Ее нельзя убрать из пакета, даже если клиент уже застрахован. Есть и страховка от невыезда, чтобы клиент спокойно вернул свои деньги, если вдруг в отпуск он по каким-то причинам не улетел (она не входит в пакет, но ее можно купить отдельно).
«Сколько, сколько. »
Есть средняя стоимость путевки в определенную страну и в отель определенного класса. Если вам предложили стоимость ниже, есть повод задуматься.
Агент получает определенную комиссию с продажи тура – это 7–8%. Если вам предлагают скидку в 10–50%, то, скорее всего, вас пытаются обмануть.
Что касается «горящих» путевок, то сегодня это уже устаревающее понятие. Обычно под ними подразумеваются просто недорогие туры. Конечно, бывают путевки, которые агентство уже выкупило, но не продало, и тогда в последний момент тур могут продать по сниженной цене, чтобы вернуть уже потраченные деньги. Но такое бывает не так часто, поскольку большая часть путевок раскуплена уже за несколько месяцев до поездки. Туристы стали прагматичнее и заранее планируют поездку. Бывают отказные туры – когда клиент изменил планы или заболел и не может поехать. Но обычно у агента уже есть постоянные, легкие на подъем заказчики, которым поездка будет предложена первым.
Самая выгодная путевка – купленная за несколько месяцев до поездки. Ради того, чтобы не простаивать в несезон, многие отельеры дают хорошие скидки на «горячий» сезон туроператорам при условии получения денежных средств заранее. Таким образом, у туроператора появляется возможность снизить цену на туристическую путевку за счет бронирования и оплаты в «низкий» сезон.
Как недобросовестное агентство может обмануть туриста?
Кроме того, что мошенники могут исчезнуть после получения оплаты, есть более аккуратная махинация. Выглядит она так.
Клиент приходит в агентство и говорит: «Везде эта путевка стоит 200 тысяч, а сколько у вас?» И ему отвечают: «120». Клиент радостно оплачивает сумму и ждет отпуска. За 1–2 дня перед вылетом агент сообщает ему, что выбранный отель вдруг перестал принимать туристов, и предлагает выбрать что-то из других вариантов. Человек расстроен, тур оплачен, деваться некуда, и он соглашается на альтернативу. В итоге оказывается не в пяти-, а в трехзвездочном отеле, который к тому же стоит меньше, чем внесенные деньги.
– В данном случае происходит то, что недобросовестное агентство обманывает вас с самого начала. Они говорят вам, что вы поедете в «ультра 5 звезд», «все включено» и так далее, но на самом деле для вас уже заранее определили отель с худшими условиями, – подытоживает Сергей Голов.
Нередко турист сам виноват. Он приходит и сразу начинает выпрашивать скидку – мошенники охотно работают именно с этой категорией, так как такие цепляющиеся за скидки клиенты менее бдительны.
Не нужно вестись на скидки. Добросовестные агентства если и делают их, то постоянным клиентам, и то не на весь тур, а на его часть, например на оформление визы. Во-первых, компании нужно оплачивать аренду, вносить коммунальные платежи и нести другие расходы. Продавать путевки с приятной скидкой всем желающим им невыгодно. Во-вторых, цена зависит от туроператора. Просить сделать скидку у агента – это как уговаривать кассира в супермаркете продать молоко подешевле. Туристу стоит смириться с тем фактом, что примерно похожий отдых везде будет стоить одинаково.
Туры-сюрпризы: выгода или развод?
Такие туры действительно чаще стоят дешевле, но прямого обмана в них нет.
Выглядит это так: клиент покупает тур, где указаны, например, страна, город, количество звезд отеля, но его название не уточняется. Это похоже на рулетку: бывают совершенно разные пятизвездочные отели. Случается, что гостиница только что открылась и ей нужно продвижение. Тогда отельеры предлагают оператору номера бесплатно, поэтому две трети стоимости такого тура составляют авиабилеты. Турист заранее не знает, попадет он в хороший, приятный отель, в который агентство не успело распродать все места (такое бывает редко), или в гостиницу, где пахнет краской. Не знает, будут выходить окна на море или на стройку (в принципе агент не может гарантировать определенный вид из окна). Не знает, как далеко придется добираться до моря или центра города. Такой опцией чаще пользуются молодые люди, которым не сильно важны условия и у которых нет большого бюджета.
Как агентства выбирают туроператора
Абсолютное большинство турагентов при выборе туроператора анализируют его продукт с точки зрения адекватности цен и предлагаемой агентской комиссии. Такие данные были получены АТОР в результате опроса почти 170 турагентств.
33% опрошенных турагентов отметили, что адекватное соотношение цена-комиссия является определяющим фактором при выборе туроператора. Таким образом, треть респондентов отказались от гонок за дополнительными надбавками, подходя к выбору партнера более осторожно. 19% респондентов признались, что бронируя тур, смотрят исключительно на цену: она должна быть самой низкой. При этом на самую высокую комиссию ставку делают лишь 2% опрошенных агентов.
Действительно, по итогам опроса стало понятно, что многие турагенты выбирают свои критерии надежности туроператора. Так, например, 13% респондентов отметили, что работают с туроператорами, сотрудников которых хорошо знают или находятся с ними в хороших отношениях. 16% делают ставку на технологичность – агенты работают с теми компаниями, сайты которых оснащены удобной системой on-line бронирования. 2% респондентов большое значение отдают раскрученности бренда туроператора, работая лишь с самыми известными и устоявшимися. И, наконец, 3% турагентов ответили, что выбирают туроператора – обладателя самого широкого ассортимента туров.
Интересно, что 11% опрошенных турагентов вообще туроператорские компании сами не выбирают. Туристы к ним приходят уже со сложившимся мнением о туристическом рынке¸ требуя забронировать тур только конкретного туроператора.
В условиях нестабильности туристического рынка и финансовой неустойчивости, а в некоторых случаях и краха, туроператорских компаний, вопрос о том, как выбрать надежного туроператора крайне актуален. Эксперты турбизнеса советуют в первую очередь обращать внимание на репутацию и опыт работы туроператора.