На что обращают внимание органы опеки при осмотре жилищных условий ребенка
Что проверяет опека при осмотре квартиры
Редкий родитель или другой гражданин, воспитывающих детей, рад посещению специалистов отдела опеки. В большинстве случаев посещение воспринимается «в штыки». Это обусловлено непониманием граждан, для чего к ним приходят члены комиссии, проверяют холодильник и шкафы. Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов детей. Рассмотрим, что проверяет опека при осмотре квартиры.
Как опека проверяет жилищные условия ребенка?
Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.
Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:
Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверка осуществляется специалистом отдела опеки самостоятельно или в составе комиссии (представители школы, социальной защиты, КЦСОН, ПДН). Результатом обследования является оформление акта.
Что проверяют?
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4.
В процессе проверки специалисты должны установить:
Требования органов опеки к условиям проживания
Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.
Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.
№ п/п | Требования |
---|---|
1 | Условный порядок в доме |
2 | Наличие спального места для несовершеннолетнего |
3 | Наличие продуктов питания |
4 | Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером |
5 | Наличие приготовленной пищи |
6 | Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста) |
7 | Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол) |
Одним из вариантов обследования является приглашение специалистов отдела опеки для проверки приобретаемого жилья. Это возможно, если при покупке используются денежные средства несовершеннолетнего либо продают его долю в другой квартире.
Семьи опекуна
В соответствии с Постановлением Правительства от 2009 года № 423, специалисты отдела опеки обязаны посещать по месту проживания всех подопечных.
Документ предусматривает следующую периодичность посещения:
Проверки, которые указаны в нормативном акте, являются плановыми. Они устанавливаются заранее, на следующий календарный год.
Однако отдел опеки имеет право посетить дом опекуна в любое время при наличии сигнала о нарушении детских прав. В этом случае специалист обязан предъявить приказ о проведении внеплановой проверки.
Семьи усыновителей
Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.
Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):
По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.
Семьи с кровными детьми
Бытует мнение, что специалисты опеки посещают семьи, чтобы отобрать детей. Однако почти всегда кровные семьи готовы к посещению специалистами отдела опеки.
Родители прекрасно знают причины появления комиссии на пороге:
Зачастую внезапное посещение вызвано сигналом от соседей или третьих лиц. Не реже обследование провоцируют недовольные родственники.
Пример. В отдел опеки поступил сигнал от гражданки Д., что бывшая жена ее сына находится в состоянии алкогольного опьянения уже 3 дня, в доме нет еды, дети после школы приходят к ней. Забрать из дома чистую одежду для школы и учебники невозможно. С матерью находится новорожденная дочка. Специалисты отдела опеки выехали по сигналу. При посещении жилого помещения выяснилось, что информация не соответствует действительности. Женщина не имеет признаков алкогольного опьянения, жилье находится в порядке, продукты для детей в наличии. Как пояснила мать детей, они с супругом находятся в стадии развода. Свекровь желает, чтобы дети остались с отцом. Поэтому неоднократно делала такие сообщения в разные органы.
Образец акта обследования жилого помещения опекуна
Бланк акта установлен Приказом Министерства Просвещения РФ от 2019 № 4. Документ составляется в письменной форме. Акт оформляется в 2 экземплярах в течение 3 дней с момента обследования. Один из которых передается гражданам.
В случае, если гражданин не согласен со сведениями, которые указаны в акте, он имеет право обратиться в суд. Например, если специалисты предъявляют завышенные требования к жилому дому.
Документ должен включать следующие сведения:
Образец бланка акта ЖБУ, утвержденного Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4
Проведение обследования жилого помещения требуется с целью защиты детских прав. Поэтому принимающая сторона должна проявить участие и предоставить все условия для быстрого и качественного проведения обследования. В случае, если специалисты отдела опеки отражают в акте недостоверные сведения, родители имеют право обжаловать акт в суде. Для этого вам может понадобиться помощь юриста. Специалист нашего сайта окажет поддержку в режиме онлайн. Просто опишите ситуацию в форме связи.
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Что проверяет опека когда приходит в дом
Органы опеки занимаются защитой прав несовершеннолетних, данные службы посещают семьи, которые относятся к неблагополучным (алкоголики, наркоманы и т.д.). Появление на пороге органов попечительства, как правило, обусловлено рядом причин и зачастую распространяется только на лиц, стоящих на их контроле. Но наличие обстоятельств определенного характера может привести подобные службы и в полноценную семью. В каких же случаях проводится обследование жилого помещения органами опеки даже если семья не стоит на учете?
Повод для визита опеки
Посещение органами попечительства семей, может быть вызвано тем, что к ним поступила информация определенного характера, в данных случаях в ней должно быть сказано, что что-то угрожает здоровью ребенка либо препятствует его нормальному развитию и существованию. Подобные сведения могут быть получены, как в письменной, так и в устной форме, заявления могут поступить от отдельных граждан или от организации, например, школьных или дошкольных, где составлена характеристика. Подобным проверкам может подвергнуться любая семья. Итак, по каким же все-таки причинам органы опеки могут прийти:
Как правило подобные организации согласовывают вопрос своего посещения семьи, дабы не стоять под закрытой дверью, договариваются о конкретном времени своего визита.
Внимание: граждан часто интересует вопрос, могут ли органы опеки прийти без предупреждения, да на основании ст.77 СК, в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка. В подобных случаях совместно с органами опеки прибывают и сотрудники полиции, которые вправе незамедлительно забрать ребенка.
Нормы, регулирующие деятельность работников опеки проводящих обследование условий жизни ребенка
На основании определенных законодательных актов органы опеки осуществляют свои деятельность:
Контроль над данными организациями основывается на:
В случаях, когда работниками превышены их полномочия, граждане, которые пострадали от этого вправе обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру. Осмотр жилого объекта органами опеки и составления акта обследования жилищно-бытовых условий
Если сотрудники опеки попадают на территорию жилого помещения, то следует знать на что смотрят органы опеки при осмотре квартиры, дома:
Подобного рода проверки должны быть зафиксированы документально, то есть сотрудники должны составить акт комиссионного осмотра жилого помещения.
В каких случаях составляется акт проверки жилищных условий семьи
Соответствующее заключение в виде акта составляется с целью фиксации результатов проведенной проверки, поэтому он должен быть составлен во всех случаях, когда органы опеки заявляются с проверкой. В данном документе записываются выводы, которые были сделаны в ходе проверки, а также рекомендации по защите прав несовершеннолетнего лица. Документ составляется в двух экземплярах подписи законных представителей он не требует, но содержание документа должно быть доведено до родителей лица не достигшего возраста совершеннолетия.
Внимание: выводы, сделанные в ходе проверки и зафиксированные в акте могут быть отменены только по решению суда, то есть при несогласии с результатами акта родители вправе подать в суд.
Фотофиксация
Что кокается фотографирования в квартире или ином жилом помещении стороной, осуществляющей его осмотр, то это допускается, только при разрешении со стороны проверяемых граждан. А вот для родителей на чью территории пришли сотрудники так же законом предусмотрено проведение, как аудиозаписей, так и видео при проверке. Запрета на это нет так как данное действие будет проводиться в момент, когда работники находятся при исполнении.
Права семьи и родителей
При появлении на пороге органов опеки стоит помнить, что попасть в квартиру, дом они могут только:
Если документа нет, то данных работников можно не пускать, так как в соответствии с законом граждане имеют права:
Также перед тем как впустить в себе в дом работников подобной организации, граждане вправе проверить у них все документы, удостоверяющие как личность, так и подтверждающие место работы, а при наличии разрешения от прокуратуры на проведение данного обследования вправе с ним ознакомиться.
От посещения данными сотрудниками не застрахован никто, но не стоит паниковать, следует знать свои права и если у них нет на, то веских причин, то можно не впускать в квартиру вовсе. Но если это произошло, то стоит внимательно изучить все составленные документы, и в случаях несогласия с составленным актом проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан, можно подать в суд для пересмотра.
Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.
6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка:
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:
6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
На что обращают внимание органы опеки при осмотре жилищных условий ребенка
от 18 мая 2009 г. N 423
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРОВЕРКИ
УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, СОБЛЮДЕНИЯ
ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ
ИХ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНАМИ
ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93,
3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;
б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.
(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.
7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.
В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:
а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;
б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:
а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;
в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
(см. текст в предыдущей редакции)
Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.
12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.
13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:
а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;
б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);
в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
Процедура проверки жилья органами опеки
Когда в квартиру приходят представители органов опеки для проверки условий проживания ребёнка, родителей или опекунов такая ситуация не радует. Они беспокоятся о том, что после такой проверки на них могут наложить штрафные санкции или вовсе лишить родительских прав. Далее, в статье будет детально рассмотрена данная процедура, её причины и последствия.
Причины для проверки органами опеки
Если в органы опеки поступила жалоба о проблемах в семье, где проживают несовершеннолетние граждане, сотрудники данного учреждения обязаны отреагировать на такое заявление в течение трёх суток. Проверять могут не только семьи с приёмными детьми, но и те, где родители родные.
Причинами для проверки жилищных условий ребёнка могут стать следующие ситуации:
Чтобы получить информацию о семье и условиях проживания ребёнка, сотрудникам соответствующих органов необязательно посещать его дом. Они могут сделать следующее:
Процедура проверки жилищных условий
Органы опеки и попечительства не могут проводить проверки жилищных условий ребёнка по своей инициативе. Есть отдельные категории семей, которые необходимо держать на постоянном контроле. Проверка условий проживания детей возможна в таких случаях:
Основная цель посещения семей сотрудниками органов опеки заключается в проверке соблюдения прав и интересов ребёнка.
После проверки составляется документ, в котором будут прописаны результаты обследования жилищных условий несовершеннолетнего гражданина.
Такие проверки могут проводиться как сотрудниками органов опеки, так и специальной комиссией (представители учебного заведения ребёнка, социальной защиты и другие уполномоченные лица).
Акт обследования жилищных условий
В акте, который составляют по результатам проведения проверки жилищных условий, должны указать следующую информацию:
Полномочия проверяющих жилищные условия ребёнка
При проведении проверки условий проживания несовершеннолетнего ребёнка есть правила и полномочия для обеих сторон, которые они должны соблюдать. Родители или опекуны малыша не имеют права грубить или выставлять за дверь проверяющих, а те обязаны действовать исключительно в рамках своих полномочий.
Сотрудники органы опеки или комиссия при такой проверке имеют право на:
Проверяющим запрещено своими действиями ограничивать или нарушить свободное пространство домочадцев.
Что именно будут проверять?
В приказе Минобрнауки №334 регламентирован процесс обследования условий проживания ребенка. Сотрудники ООП или комиссия должны провести проверку по следующим пунктам:
Есть ряд условий, которые могут отнести к категории опасных для жизни, прав и здоровья ребёнка:
На что обратят внимание при проверке?
Если родители или опекуны ребёнка знают, что к ним придут с проверкой, всех домочадцев необходимо привести в опрятный вид. На это будут обращать внимание в первую очередь: состояние и чистота одежды, опрятность всех проживающих граждан в квартире.
Принимающей стороне не стоит лишний раз грубить членам комиссии и вступать с ними в споры.
Стоимость ремонта и вещей в помещении для проверки не будет иметь никакого значения. Им важно показать чистую квартиру, без следов погрома и с исправной бытовой техникой.
Общие требования к условиям проживания ребёнка выглядят следующим образом:
Принимающей стороне не нужно ссориться с сотрудниками ООП. Чтобы сложить о себе хорошее впечатление, представители ребёнка могут спокойно поинтересоваться о том, что именно стало причиной такой проверки. В процессе проверки стоит четко и спокойно отвечать на все поставленные вопросы, а также не препятствовать изучению продуктов питания для ребёнка и его вещей. Лучше самостоятельно всё дружелюбно представить членам комиссии.
Периодичность проведения проверок
Проверка условий проживания ребенка может проводиться как по сигналам от третьих лиц, так и планово. Во втором случае, есть периодичность, с которой совершают такие обследования. Обычно плановые проверки организовывают в семьях, где проживает приемный ребёнок.
Периодичность обследований условий жизни ребенка в опекунских семьях следующая:
Если в органы ООП поступил сигнал о нарушении прав и условий жизни ребенка, то сотрудники данного учреждения имеют право провести внеплановую проверку с наличием соответствующего приказа.
Семьи, где проживает усыновленный ребенок, также периодически проверяют, а именно:
Периодичность последующих проверок будет определятся индивидуальной для каждой семьи.
Почему проверяют семьи с родными детьми?
Обычно семьи, в которых проживает родной ребёнок, знают заранее о предстоящей проверке сотрудниками ООП. Причинами проведения данного обследования могут стать такие ситуации:
Чаще всего инициаторами проверки условий проживания ребенка являются сами родственники.
Могут ли забрать ребенка после проверки?
У сотрудников ООП нет таких полномочий, которые могли бы дать право отобрать ребёнка без наличия серьезных угроз его жизни и здоровью.
Забрать детей из семьи можно на основании соответствующего акта органов местного самоуправления. Акт о результатах обследования условий жизни ребенка является доказательством нарушения родительских обязанностей по отношении к ребенку, и не более этого. Такой документ может быть рассмотрен в суде вместе с иском о лишении родительских прав. У опекунов или родителей есть право оспорить данное заявление, предъявив в суде обратные доказательства.
Если в ходе проверки не будет выявлено угроз для ребенка, то сотрудники ООП могут провести воспитательную беседу с его представителями. Если такие меры не дадут своего результата, только после этого можно обращаться в суд с иском о лишении родительских прав.
На практике, родители, которые не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку, безразлично относятся к процедуре лишения родительских прав. В другом случае, они стараются сразу исправить ситуацию, чтобы к ним не возникало претензий.
Если в акте о результатах проверки условий проживания ребенка были указаны недостоверные факты, его представители могут оспорить такое заключение в суде.