На что обратить внимание при работе с ребенком в школе
Рисунки на полях и дробные задачи: 7 приемов, которые помогают мне учиться с СДВГ
Я поняла, что не могу учиться как все, еще в раннем детстве — когда мама отвела меня в развивающий кружок.
Мои ручки и карандаши постоянно пропадали, я пропускала задания мимо ушей и потом восполняла прослушанное своими способами: спрашивала у других детей, подсматривала у соседей по парте или придумывала сама.
Когда я ходила в подготовительный класс, часто отвлекалась на узоры на обоях, забывала, какой урок следующий и кто его ведет, постоянно допускала ошибки по невнимательности. От злости на саму себя пыталась стереть неправильные записи в тетради пальцем. За это меня ругали перед мамой на родительском собрании.
Родители не придавали значения проблемам, так что я продолжала витать в облаках и гнаться за остальными ребятами.
Гораздо позже, уже в последних классах школы, я узнала от своей психологини, что у меня есть подозрение на синдром дефицита внимания. По этой и другим причинам она посоветовала консультацию у психиатра, который и поставил диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.
Я по-прежнему находилась в центре привычного учебного процесса, но уже смотрела на него иначе. Прошла несколько тестов и была в шоке: откуда обо мне знают все это? По разным статьям я начала изучать, как работает мозг с СДВГ, и впервые почувствовала, что меня кто-то понимает.
Из русскоязычных текстов мне больше всего понравилась история о типах непосед: она рассказывает, что чувствует человек с синдромом дефицита внимания, как реагирует на события, ведет себя в обществе, какие у него сильные и слабые стороны. Словом, я поняла, что СДВГ не случайный набор моих неудачных качеств, а изученное явление.
Два типа Непосед плюс варианты — глава из книги «СДВГ Лайф» Романа Савина
Почему с СДВГ сложно учиться
Одна из основных проблем синдрома — недостаток концентрации. Из-за нее детям и взрослым сложно заставить себя сесть за работу, пока дедлайн не становится катастрофически близким. А когда наконец удается начать, отвлечь может и колыхание занавески, и гудок с улицы, и воображаемая беседа с другом.
Из-за недостатка концентрации легко забываются поставленные задачи: тебе дают поручение, ты киваешь, но через секунду сказанное уже вылетело из головы.
Иногда СДВГ считают детской проблемой, но это не так: симптомы не всегда проходят с возрастом. Проверить себя можно с помощью теста по шкале ASRS — этот быстрый тест для диагностики СДВГ у взрослых разработали ВОЗ и исследователи из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Но окончательный диагноз ставит только врач: обратитесь за консультацией, если подозреваете у себя этот синдром.
Я долго приспосабливалась и смогла наладить учебу, судя по результатам: окончила школу с золотой медалью, самостоятельно подготовилась к ЗНО, украинскому аналогу ЕГЭ, и сдала экзамены на высокий балл. Благодаря самоорганизации я поступила в университет на специальность «маркетинг и PR», но отложила учебу на год и поступила в Академию лидерства. Это не стандартное обучение, а особая десятимесячная программа с лекциями, путешествиями, командными проектами и волонтерством, во время которой выпускники школ и студенты первых курсов не только узнают что-то новое, но и развивают эмоциональный интеллект, учатся проектному менеджменту и тренируют выносливость.
Поделюсь советами, которые помогают мне в учебе. Ими смогут воспользоваться и школьники, и взрослые люди.
Как победить выгорание
Запоминать через ассоциации
Проблема. Когда человеку с СДВГ поступает новая информация, особенно сплошным потоком, она не усваивается, а пролетает мимо. Это связано с тем, что мозгу сложно сосредоточиться на отдельных составляющих.
Как решить. Ассоциации помогают прикрепить новую информацию к чему-то уже известному и понятному. Есть много техник, которые помогают это сделать, — расскажу, какими пользуюсь я.
Во время прослушивания мне помогает концентрация на каком-то предмете. Если на уроке рассказывают о военном походе, а я смотрю на цветок в горшке, то на контрольной, увидев этот цветок, я вспомню и об историческом событии.
Еще я люблю рисовать фигуры на бумаге. Если слышу новое слово на английском и одновременно рисую желтый кружок, он четко отпечатывается в памяти в связке со словом.
Для запоминания слов мне очень пригодился совет преподавателя — придумать максимально карикатурный образ, созвучный с новым термином. Чем ярче образ, тем лучше он отпечатается в памяти: например, слово plumber — «сантехник» по-английски — мне было легко запомнить, когда я представила, как этот сантехник ест пломбир. Он одет в форму, одной рукой держит инструменты, а в другой у него тает мороженое, стекая на пол, — такое сложно забыть.
Совет. Если во время урока или лекции хочется рисовать картинки или даже абстрактные линии на полях, не прекращайте.
В школах СНГ детей часто ругают за бессмысленные каракули в конспектах: считается, что они отвлекают от усвоения материала. В то же время ученые обнаружили, что такие рисунки помогают лучше запоминать и обрабатывать информацию.
Польза каракуль — Harvard Health Publishing
В школе и на курсах я постоянно рисовала в тетрадях — на каждой странице было три четверти записей и четверть орнаментов, карикатур, абстрактных линий. Когда ручка водила по бумаге, услышанный материал усваивался лучше всего: зарисовки не давали отвлекаться ни на свои мысли, ни на внешние факторы.
Носить запасную канцелярию
Проблема. У меня часто бывает так: только что я писала конспект, а ручка уже пропала. Такая ситуация типична для людей с СДВГ и в учебе очень мешает: как только заставишь себя сесть за задание, нужных предметов нет под рукой, и пока ищешь их, концентрация снова уходит.
Как решить. Необходимые для занятий вещи носите в нескольких экземплярах. Если на уроках или лекциях нужна одна черная ручка, возьмите три. Если на экзамен просят взять две ручки, положите четыре. Скорее всего, они никуда не пропадут: вы найдете их позже в кармане брюк или на самом дне рюкзака, но такой подход успокаивает во время учебы и не дает отвлечься на поиски.
Хранить письменные принадлежности удобно в пеналах-раскладушках: в отличие от пеналов-косметичек, в них принадлежности не лежат в куче, а каждый предмет прикреплен отдельной резинкой.
Родителям надо быть готовым к тому, что ребенок вряд ли будет класть предметы по фиксированным местам: скорее всего, карандаши каждый раз будут разложены в разном порядке. Главное — их будет легко найти, когда они понадобятся.
Совет. Выбирая ручки, обратите внимание на чернила: лучше, чтобы они не смазывались при письме. Кляксы отвлекают, их хочется стереть: из-за этого можно отстать на уроке и не успеть написать диктант или сдать контрольную.
Стирающиеся ручки брать не советую: изобретение кажется удобным, но на деле они больше размазываются, чем стираются.
Обратите внимание и на карандаши. Твердые грифели глубоко въедаются в бумагу, а ластик не стирает надписи и рисунки до конца, поэтому я обычно покупаю мягкие карандаши с маркировками HB, B и 2B.
Делить длинные инструкции на конкретные задачи
Проблема. При перечислении пунктов инструкции мозг не может уделить внимание ни одному из них по отдельности. Это приводит к растерянности и нежеланию браться за задание.
Как решить. Разделить инструкцию на части и воспринимать каждый фрагмент как отдельную задачу: так прохождение каждого этапа будет считаться маленькой победой.
К примеру, приготовление торта для меня кажется непосильным, если я смотрю на целый рецепт. Но если сначала положить перед глазами рецепт крема, потом коржей, а затем инструкцию по сборке, все получается.
Чтобы мотивировать себя справляться с задачами, можно превратить инструкцию в игру. Например, объединить задачи по цветам: первые три желтые, следующие три красные и так далее. Это помогает не останавливаться после решения одного пункта, а доделывать до конца каждую группу.
Совет. Не забывайте хвалить себя после каждой завершенной части. Похвала мотивирует не бросать начатое и двигаться до конца.
Установить сроки для выполнения задач
Проблема. Людям с СДВГ бывает сложно осознать, сколько прошло времени с того момента, как они отвлеклись или решили передохнуть. Если предстоит непривлекательное дело, человек с СДВГ может отложить его на потом, уверенный, что времени еще много, а за час до дедлайна обнаружить, что задача требует минимум трех часов работы.
Не раз бывало, что я делала проект ночью в воскресенье, хотя задали его еще во вторник. Или судорожно учила стихотворение, когда первые ребята по списку уже его рассказывали. Я справлялась, но такой образ жизни, особенно постоянный, очень выматывает, а знания быстро улетучиваются.
Как решить. Если передо мной стоит сложная задача, я заранее составляю план ее решения: пока прописываю пункты, начинаю лучше понимать, что именно предстоит сделать.
Затем я объединяю несколько пунктов и ставлю сроки: к примеру, эту группу мне надо сделать сегодня, а ту завтра. Так наутро в голове не вертится страшная мысль о большой задаче, потому что я знаю, что запланировала посильную работу на день. План дает уверенность и мотивацию: я заранее знаю, чем займусь, и в конце дня смогу похвалить себя за закрытый этап, а не ругать за то, что не сделала все сразу.
Совет. Если вы начали работать над задачей и увидели, что пунктов в плане слишком много, лучше распределить их заново. Большие объемы не только не помогут выполнить задачу в срок, но и приведут к тревоге и самокритике.
Использовать разные тетради для разных предметов
Проблема. Когда ученик с СДВГ видит стопку одинаковых непримечательных тетрадей, он прилагает дополнительное усилие, чтобы найти нужную. Писать в «скучной» тетради тоже не хочется, поэтому легко попасть в ловушку самообмана: кажется, что в конспектах нет необходимости, все запомнится и так, но уже через минуту важная информация вылетает из головы.
Как решить. На разные предметы берите тетради, папки и блокноты, которые отличаются друг от друга. Я стараюсь покупать тетради, вызывающие вау-эффект: с захватывающим пейзажем, красивой иллюстрацией, милым щенком. Но строго по одной штуке каждого дизайна.
Совет. Если у вас строгое учебное заведение, которое против разнообразия расцветок, можно подписать тетради цветной ручкой, добавить наклейку или другой разрешенный опознавательный знак.
Внимательно выбирать преподавателей
Проблема. Забывчивость, подвижность и невнимательность — особенности, которые часто встречаются у людей с СДВГ. Учителя не всегда корректируют методику работы с учетом этих проблем, хотя это напрямую влияет на эффективность обучения.
Как решить. Если есть возможность выбрать преподавателя — например, репетитора, ведущего курсов или классного руководителя, воспользуйтесь ей.
В первую очередь я советую спросить преподавателя, как он относится к непривычным для него методам решения задач, ведения конспектов и структурирования материала. Дело в том, что человеку с СДВГ хочется изобретать, а не идти по протоптанному пути: если преподаватель будет навязывать свои схемы работы, ученик будет долго пытаться подстроиться и упускать из-за этого важную информацию или вовсе потеряет интерес к предмету.
При этом квалификация преподавателя не гарантирует гибкости методики. Например, мой школьный учитель математики писал учебники, несколько раз получал звание учителя года, но у меня часто не получалось найти с ним общий язык. Если я начинала писать у доски решение не в той форме, которую он нам давал, он начинал кричать, что я пишу ерунду, даже если ответ получался верным.
Другой важный параметр — готовность преподавателя хвалить ученика за его достижения. Ученику с СДВГ сложно долгое время изучать один и тот же предмет или работать над определенной темой: хочется немножко поучить, бросить, переключиться на что-то новое. Поговорка «тяжело в учении, легко в бою» не действует: ученик не видит связи между трудом сейчас и вознаграждением потом, поэтому важно хвалить и поддерживать его по ходу обучения.
Еще преподаватель должен быть настроен на творческий подход. Акцент на дисциплине, строгость, консервативность, серьезность не создадут для ребенка комфортного пространства. Да, неусидчивых детей нужно уметь успокоить и занять делом, но если им неинтересно, прогресса не будет.
Совет. Выбирая преподавателя, поговорите не только с ним, но и с его учениками: узнайте, за что он обычно хвалит, за что ругает, за что снижает оценки. Если вы ошиблись и учиться оказалось некомфортно, лучше сменить преподавателя как можно быстрее: это поможет не потерять интерес к предмету во время неприятных занятий.
Не бояться творчества
Проблема. Люди с СДВГ много отвлекаются, не воспринимают информацию линейно, а комбинируют ее сами. Из-за этого бывает сложно воспринимать на слух долгие лекции или следить за логикой в учебнике.
Как решить. Если хочется раскрасить обложку тетради, разрисовать конспект и разделить его наклейками на секции — не ограничивайте себя. От этого учеба не становится менее серьезной, а информация может лучше улечься в голове.
Совет. Помните, что творческие работы могут быть неидеальными: каляки-маляки так же полезны, как и аккуратные рисунки по контуру.
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Как найти хорошего репетитора
Который справится с проблемами ученика и не разорит родителей
Я начала работать репетитором еще в 2011 году: как только окончила школу.
Сначала за символическую плату помогала детям соседей и друзьям младшего брата с домашней работой, а когда появилась уверенность в своих силах — стала брать коммерческие заказы от незнакомых людей и готовить школьников к более серьезным испытаниям: ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам и вступительным сочинениям.
В этой статье я расскажу, как выбрать хорошего репетитора и не переплатить: качественное обучение далеко не всегда стоит дорого.
Зачем обычно ищут репетиторов
Часто родители ищут репетитора, отталкиваясь от своих представлений об идеальном учителе. Одним кажется, что лучше выбирать молодых — потому что они быстрее найдут общий язык с ребенком, другие предпочитают преподавателей в возрасте — чтобы во время занятий репетитор точно не отвлекался на обсуждение с ребенком последнего альбома Моргенштерна или успехов в «Фортнайте».
Бывает так, что преподаватель обладает несколькими компетенциями сразу, но обычно все-таки близкими друг к другу. Если репетитор профессионально помогает с поступлением в вуз всеми возможными способами — готовит к ЕГЭ и внутреннему вступительному экзамену, разбирается в перечне олимпиад и знает, как помочь школьнику выбрать подходящее соревнование, это еще не значит, что он справится с второклассником, которому просто лень делать домашку, или поможет освоить правила русского языка ученику с дисграфией.
Расскажу о популярных запросах родителей и репетиторах, которые помогут справиться с такими задачами.
Подготовиться к первому классу. Тесты для будущих первоклассников, в отличие от контрольных работ в школе, проверяют не знания детей, а их готовность к обучению: умеет ли ребенок находить закономерности, хорошо ли развита его память, сможет ли ученик держать себя в руках во время урока и не будет ли бояться отвечать на вопросы «незнакомого» учителя.
Нанимать репетитора для того, чтобы поступить в первый класс, не всегда необходимо: часто дети успевают всему научиться в детском саду или просто наблюдая за тем, как ведут себя в тех или иных ситуациях взрослые. Для того чтобы определиться, нужна ли помощь преподавателя, можно пройти бесплатный тест в интернете — например, в онлайн-школе «Фоксфорд» — или попросить пробный вариант в школе, в которую родители собираются подавать документы.
По результатам теста можно понять, каких именно умений недостает ребенку для того, чтобы успешно учиться в школе: именно их я советую указать в заявке для репетитора или озвучить преподавателю лично.
Лучше всего для решения таких задач подойдут репетиторы, в анкете которых указаны следующие ключевые слова: «педагог-психолог», «учитель начальных классов», «методист в детском саду».
Подготовиться к поступлению в престижную школу. Главное достоинство престижных школ в том, что там учат детей не так, как в обычных районных: причем в каждой школе с высоким рейтингом свой подход к образованию. Для родителей, которые ищут репетитора для подготовки к вступительным, в этом же заключается и основная сложность: преподавателей-универсалов, которые в деталях разбираются в требованиях каждой «особенной» школы, просто не существует.
Лучший вариант репетитора в такой ситуации — преподаватель, который работает в выбранной школе. Но далеко не во всех школах учителя считают этичным готовить учеников к вступительным экзаменам, которые сами составляют, или вовсе заниматься репетиторством.
Если репетитора из педсостава найти не удалось, рекомендую обратить внимание на выпускников школы, которые работают репетиторами, или попросить совета у родителей, чьи дети поступали в школу в прошлом году: люди, которые сами успешно справились с испытаниями, могут посоветовать проверенных преподавателей или методику самостоятельной подготовки.
В некоторых школах для абитуриентов профильных классов есть собственные подготовительные курсы, причем часто их проводят бесплатно: школы так же заинтересованы в талантливых учениках, как родители — в хорошем образовании для своих детей. Уточните, не проводят ли такие занятия в школе, которая вам приглянулась — это поможет сэкономить деньги и время на поиск квалифицированного репетитора.
Подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ. Преимущество государственных экзаменов в их предсказуемости: критерии оценки, пробные задания и перечень тем, которые могут встретиться в тестах, находятся в открытом доступе на сайте Федерального института педагогических измерений и обновляются каждый год. Набить руку на тестовых заданиях тоже можно совершенно бесплатно: например, с помощью сервисов «Яндекс-репетитор» или «Решу ЕГЭ».
Основная сложность — в заданиях с развернутым ответом: у них нет единственно верного решения, и какое количество баллов получит ученик за те или иные формулировки, в конечном итоге определяет конкретный проверяющий.
Лучше всего о том, как именно получить максимальный балл за часть С, знают преподаватели, которые непосредственно участвуют в проверке ЕГЭ: но занятия с ними стоят недешево, а договориться об удобном времени уроков может быть очень непросто.
Альтернативный вариант — репетиторы-студенты, которые сами недавно сдали ЕГЭ на высокий балл: скорее всего, они сами занимались с топовыми преподавателями и могут поделиться методикой подготовки, которая привела к успеху их самих.
В подготовке к ЕГЭ есть и другие тонкости: о том, как найти идеального преподавателя для учеников с разным уровнем подготовки, я уже рассказывала в статье «Сколько стоит подготовиться к ЕГЭ».
Подготовиться к творческому испытанию в вузе. Большинство вузов принимают студентов только по результатам ЕГЭ. Но не все: университеты с особым статусом — МГУ и СПбГУ — и факультеты, которые готовят специалистов с творческой направленностью, например архитекторов или режиссеров, могут проводить дополнительные вступительные испытания.
Подготовиться к олимпиаде. Олимпиада — это альтернативный способ поступить в университет: в зависимости от соревнования и типа диплома призеры могут рассчитывать или на поступление вовсе без экзаменов, или на получение 100 баллов по одному из предметов. Из-за таких преференций на олимпиадах в 11 классе особенно большая конкуренция: добиться хороших результатов без опыта успешных выступлений в прошлом или без занятий с профессионалом будет очень сложно.
В отличие от ЕГЭ задания на олимпиадах не стандартизированы: у каждого соревнования своя специфика, а типы заданий могут меняться год от года. Чтобы ученик получил как можно больше шансов на успех, преподаватель должен не просто хорошо разбираться в своем предмете, а ориентироваться в перечне олимпиад, знать, какое соревнование посоветовать школьнику с теми или иными сильными сторонами, и понимать, какие именно качества абитуриентов проверяют организаторы разных конкурсов.
Обычно такими компетенциями обладают преподаватели престижных школ, выпускники которых часто поступают в вузы по олимпиадам: в первую очередь я рекомендую искать репетитора среди них. Если приходится выбирать преподавателя по анкете на специальном сервисе, обратите внимание на тех, кто специализируется на подготовке к олимпиадам, а не предлагает эту услугу как дополнительную к занятиям по ЕГЭ или ОГЭ: это повысит шансы найти профессионального тренера.
Подтянуть успеваемость. Часто родители бросаются искать репетитора, когда у ребенка проседают оценки по тому или иному предмету. В такой ситуации прежде всего стоит понять макрозадачу, которую нужно решить семье: просто улучшить оценки, чтобы ребенок получил приличный аттестат, или разобраться с проблемой школьника более глубоко, чтобы помимо хороших оценок вернулся интерес к предмету или появилось глубокое его понимание.
Если основная задача — это именно оценки, идеальным репетитором будет школьный учитель с большим стажем, который работает по тем же учебникам и программам, что и основной учитель ребенка.
Другую задачу решить сложнее. Прежде чем искать преподавателя, я рекомендую обсудить с ребенком, из-за чего испортились оценки, если до этого с ними все было в порядке. Возможно, проблема не в предмете, а в отношениях с учителем, а школьнику поможет не репетитор, а откровенный разговор родителей с преподавателем о возникшей ситуации.
Изучить предмет углубленно. Бывает так, что ученику явно не хватает тех знаний и навыков, которым учат на уроках в школе, а у преподавателей просто нет ресурсов на углубленные занятия с сильными учениками. В этой ситуации нужен репетитор, который поможет не потерять заинтересованность в предмете и будет постоянно подстегивать отличника все более сложными заданиями.
Таких репетиторов я рекомендую искать среди учителей престижных школ и специалистов по подготовке к олимпиадам: студенты и преподаватели, которые долгие годы работают по одной и той же программе, с запросами сильных учеников могут не справиться.
Как составить заявку
Определившись с задачей, которую предстоит решать репетитору, важно сформулировать ее как можно более четко и подробно: это повысит шансы найти преподавателя с подходящим опытом.
Показываю на примерах.
Вот еще примеры формулировок для поиска репетитора
Не очень | Ну нормально | Отлично |
---|---|---|
Нужно подтянуть успеваемость второкласснику | Нужен преподаватель с опытом работы в школе, который разбирается в специфике самостоятельных работ для второго класса по программе «Школа России» | Второклассник тщательно выполняет всю домашнюю работу под присмотром родителей, но на самостоятельных и контрольных работах получает плохие оценки: нужен преподаватель, который сможет справиться с этой проблемой |
Нужно заинтересовать историей пятиклассника | У пятиклассника резко ухудшились оценки по истории, нужно подтянуть успеваемость | В пятом классе ребенок стал «забывать» делать домашнее задание по истории и начал получать плохие оценки. Нужно исправить ситуацию |
Нужно подготовить одиннадцатиклассника к олимпиаде по русскому языку | Нужно за две недели подготовить одиннадцатиклассника к отборочному туру «Покори Воробьевы горы» | Хотим, чтобы сын поступал в вуз по олимпиаде, а не по ЕГЭ: нужно сориентировать в графике олимпиад, разобраться, в каких стоит участвовать, пройти заочные этапы и набить руку для очного. До этого в олимпиадах никогда не участвовал |
Где искать репетитора
Все они работают по одному принципу: родители заполняют анкету или созваниваются с представителем сервиса, который помогает сформулировать требования к репетитору, а преподаватели видят список заказов от разных клиентов и выбирают понравившиеся.
У такого способа поиска репетитора много плюсов: чем подробнее будет составлена заявка, тем более релевантные отклики получат родители, а большую часть неподходящих кандидатов отсеет сам сервис. Еще можно указать именно ту цену за занятие, которая по карману семье: в анкетах репетиторы могут указывать одни ставки, но реально соглашаться работать и за меньшие деньги, если есть свободное время, а задача интересная.
Для родителей услуги таких сервисов обычно бесплатны: за подбор учеников платят сами репетиторы. Автоматически на заказ преподавателя не назначают: сервис показывает родителям анкеты кандидатов, предлагает созвониться со всеми, кто понравился, и провести тестовое занятие — если преподаватель не подойдет, можно будет продолжить поиски.
Отзывам на таких сайтах можно доверять: они проходят модерацию или вручную собираются сотрудниками сервиса — например, моим клиентам звонили из компании «Ваш репетитор», чтобы уточнить, были ли они довольны нашими занятиями. Правда, отрицательные отзывы стараются не публиковать: компания сообщает преподавателю о проблемах и надеется, что в будущем он примет меры для того, чтобы конфликтные ситуации не повторялись.
Но бывает и так, что автоматический поиск не приносит желаемых результатов. Тогда можно попробовать найти преподавателя самостоятельно — в этом помогут следующие способы.
Сарафанное радио. Многие талантливые учителя не пользуются специальными сервисами, потому что к ним и так стоит очередь из учеников. Узнать о таких репетиторах можно по рекомендации: поспрашивайте у родителей в классе, друзей или соседей, к кому можно обратиться за помощью в том или ином предмете.
Основное преимущество этого способа — честные отзывы из первых уст и возможность проверить результаты работы преподавателя: например, узнать у выпускников прошлого года, какие баллы за ЕГЭ они в итоге получили. А еще сарафанное радио позволяет найти репетитора в своем районе: это большой плюс для учеников, которые не приглашают учителя домой, а сами ездят к нему на занятия.
Доски объявлений. Репетиторы, которые ищут учеников, публикуют информацию о себе на сайтах объявлений вроде «Авито» или «Юлы» или даже по старинке развешивают бумажные листовки на дверях подъездов, столбах около школ и районных досках объявлений.
На мой взгляд, у такого способа искать репетитора больше минусов, чем плюсов: придется вручную обзванивать каждого преподавателя и проверять его на соответствие своим требованиям. Зато можно сэкономить: учителя, которые не платят комиссию специальному сервису и не следят за конкурентами, часто берут меньше денег за занятия.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
На какие критерии обратить внимание при выборе
Задача — это важный критерий для того, чтобы сформулировать запрос к репетитору и провести первичный отсев. Но чтобы выбрать конкретного специалиста из множества подходящих, я рекомендую смотреть еще на несколько пунктов.
Если сроки поджимают, узнайте заранее, чего именно репетитор планирует достичь за время занятий с ребенком. Это поможет скорректировать собственные ожидания и расставить приоритеты для преподавателя: идеально, если родители сразу могут обозначить сильные и слабые стороны ребенка и помочь репетитору не тратить время на тестирование или объяснение того, что ученик и так знает.
Ждать чудес от кратковременных занятий не стоит. Советую насторожиться, если репетитор обещает за две недели поднять результаты ЕГЭ с 20 до 100 баллов или гарантирует победу на Всероссийской олимпиаде школьников ученику, который никогда прежде в ней не участвовал — скорее всего, он неопытен, а значит, итоговый результат вас разочарует.
Например, школьная учительница литературы с тридцатилетним стажем может даже не представлять себе, как устроено вступительное сочинение на филфак МГУ и по каким критериям его оценивают. Зато первокурсница филфака МГУ имеет как минимум свой опыт успешного прохождения испытания, а еще наверняка успела разобраться в тонкостях подготовки и сравнить экзамен с сочинениями на ЕГЭ, олимпиадах и творческими заданиями в других вузах.
При этом студентке без опыта преподавания может быть сложно оценить уровень знаний ученика и составить для него подходящую программу. Идеально, если получится найти преподавателя со всеми необходимыми компетенциями: например, учителя литературы с опытом работы в школе, выпускники которого регулярно получают высокие баллы за внутреннее сочинение на филфаке МГУ.
В реальности так везет не всегда — в таком случае родителям нужно расставить приоритеты и понять, какие требования к репетитору первоочередные, а какие второстепенные. Если главная проблема подготовки к экзамену — отсутствие дисциплины, лучше обратиться к школьному учителю, а если недостаток знаний о том, как устроен экзамен, — к студентке, у которой еще свежи воспоминания о собственном опыте.
В первую очередь я рекомендую отталкиваться от своих финансовых возможностей: шансы найти хорошего преподавателя более-менее равны в любой ценовой категории. Для ориентира можете воспользоваться таблицей.
Минимальные цены на репетиторов в Москве
Очно в час | Дистанционно в час | В группах в час с ученика | |
---|---|---|---|
Студенты с небольшим опытом | 500—800 Р | 300—600 Р | — |
Школьные учителя | 1000—2000 Р | 800—1500 Р | 500—1000 Р |
Эксперты ЕГЭ | 1500—3000 Р | 1000—2000 Р | 700—1500 Р |
Профессора вузов | 1000—2500 Р | 800—1500 Р | 500—1000 Р |
Как снизить цену занятия
Если преподаватель подходит по всем параметрам, но занятия стоят слишком дорого, можно попросить о скидке. Вот основания, которые помогут репетитору согласиться.
Дистанционные занятия вместо очных. Репетитор не тратит время и деньги на то, чтобы добраться до ученика, поэтому даже со скидкой занятия по интернету будут для него выгоднее, чем личные встречи.
Групповые занятия вместо одиночных. Если репетитор не набирает группы, родители могут сами найти единомышленников и предложить преподавателю новый формат занятий. Скорее всего, репетитор немного увеличит стоимость занятия из-за возросшей нагрузки, но в перерасчете на каждую семью урок все равно выйдет дешевле, чем встречи один на один.
Занятия в удобное для преподавателя время. Если учитель не работает в школе, а занимается только репетиторством, у него могут быть свободные часы по утрам, на которые редко соглашаются клиенты. Для семей, в которых дети учатся во вторую смену или находятся на семейном обучении, это шанс заниматься с учителями по выгодному тарифу.
Какие вопросы задать репетитору
Прежде чем договориться с репетитором о тестовом занятии, я рекомендую подробно поговорить с преподавателем по телефону о том, как он представляет себе процесс обучения вашего ребенка. Вот на какие темы стоит поговорить и как оценить ответы учителя.
Был ли у преподавателя опыт работы с похожей задачей. Идеально — найти преподавателя, который точно знает, как работать с запросом семьи. Но если запрос непопулярный или экзотический для маленького города — например, готовить ученика к олимпиаде только по программе НИУ ВШЭ — такой преподаватель может просто не найтись.
В этом случае я рекомендую уточнить у репетитора, представляет ли он, с какими сложностями придется столкнуться и как он планирует их решать: гораздо лучше, если преподаватель не только опирается на длительный опыт педагогической практики, но и видит все подводные камни, которые связаны с задачей ученика.
Каких результатов достиг репетитор. Не стесняйтесь уточнять результаты работы: хороший преподаватель всегда рад похвастаться успехами подопечных. Но проверить их может быть сложно: не все учителя собирают отзывы у родителей или просят присылать дипломы за победы в олимпиадах и свидетельства о высоких баллах за экзамены.
Если преподаватель готовит к ЕГЭ, спросите, нет ли у него своих актуальных результатов: часто репетиторы проходят добровольное тестирование, чтобы подтвердить свою квалификацию для клиентов. В Москве тестирование проводит Московский центр качества образования, или МЦКО — та же организация, которая отвечает за настоящие ЕГЭ и ОГЭ.
Выбирая преподавателя для подготовки к олимпиадам, отдайте предпочтение тем, чьи ученики побеждали на серьезных конкурсах — Всероссийской олимпиаде школьников или олимпиадах из перечня Министерства науки и высшего образования.
Если преподаватель хвастается дипломами учеников в категории «Многоборье» на «Турнире Ломоносова» или победами в «Русском медвежонке» — скорее всего, он не разбирается в олимпиадах вообще или вводит неопытных родителей в заблуждение: такие награды регулярно получают школьники без всякой дополнительной подготовки, а их наличие не дает никаких бонусов при поступлении.
По какой программе будут проходить занятия. В зависимости от задачи и собственных представлений о предмете репетиторы могут заниматься с учениками как по готовым учебникам, так и по авторским программам: и тот и другой вариант могут принести хорошие результаты. А вот если преподаватель мнется в ответ на вопрос, это плохой знак: скорее всего, курс окажется «рваным», потому что преподаватель будет выдумывать его на ходу.
Как репетитор относится к домашке. У каждого репетитора свой подход к домашнему заданию: кто-то ожидает, что ученик будет много работать самостоятельно, а кто-то предпочитает успевать побольше во время личных встреч. Лучше уточнить это заранее: если ребенок еле-еле делает домашку и в школе, скорее всего, ему не подойдет учитель, который нагрузит его заданиями еще больше.
Зато если у ребенка все в порядке с мотивацией, но в сжатые сроки нужно успеть подготовиться к экзамену или олимпиаде, домашняя работа позволит ему освоить больше материала: лучше выбрать репетитора, который умеет делить информацию.
Как репетитор следит за успеваемостью. Чтобы обучение приносило результат, репетитору нужно отслеживать успехи ученика и вовремя корректировать программу занятий, если что-то идет не так. Я не советую доверять преподавателям, которые обходятся без этого, даже если их программа проверена годами: нет никакой гарантии, что она не даст сбой на конкретном ребенке, который останется без знаний, а родители без денег.
Покажу, как может выглядеть диалог с репетитором на примерах.
Родители: «Наш ребенок на семейном обучении, мы только что вернулись из Таиланда и хотим за неделю подготовиться к промежуточному тестированию. Вы уже работали в таких ситуациях?»
Так себе репетитор: «Нет, но у меня большой стаж работы со школьниками, и я уверен, что справлюсь с любой проблемой».
Репетитор получше: «Нет, но я знаю, какие типы заданий будут на экзамене и с какими трудностями обычно сталкиваются школьники, когда их решают».
Репетитор-отличник: «Да, специализируюсь на подготовке учеников на семейном обучении к тестированиям. Неделя — реальный срок, но заниматься придется каждый день».
Родители: «В вашей анкете указано, что уже пять лет вы готовите школьников к олимпиадам. Скажите, пожалуйста, среди ваших учеников были победители олимпиад, по которым можно поступить в вуз?»
Так себе репетитор: «Нет, но мои ученики регулярно получают дипломы “Турнира Ломоносова” и олимпиады “Музеи. Парки. Усадьбы”, а я сам доходил до городского этапа Всероссийской олимпиады школьников в 10 и 11 классе».
Репетитор получше: «Нет, но были призеры “Покори Воробьевы горы” и “Ломоносова”. Я сам каждый год проверяю школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, а поступил в вуз по “Шагу в будущее”».
Репетитор-отличник: «Да, имена моих учеников-победителей можно увидеть на официальных сайтах олимпиад и в списках зачисленных в вузы».
Родители: «Нам нужно подтянуть английский: летом сын поедет в США по программе Work & Travel. По какой программе вы будете заниматься?»
Так себе репетитор: «Ну тут так сразу и не скажешь: надо посмотреть на ученика, поговорить…»
Репетитор получше: «В любом случае ученику понадобится крепкая база, поэтому пользоваться будем учебниками с мировым признанием: в основном оксфордскими и кембриджскими».
Репетитор-отличник: «Все зависит от результатов входного тестирования: учебники подбираю индивидуально в зависимости от уровня владения языком и проблем, которые мы обнаружили. Но основное внимание будем уделять пониманию и тренировке разговорной речи: это то, что понадобится в США в первую очередь».
Родители: «А домашней работы будет много?»
Так себе репетитор: «Это как скажете, мне-то все равно, я и так и так умею работать».
Репетитор получше: «Да, я всегда задаю много домашней работы: сразу предупреждаю родителей, что к моим занятиям придется тщательно готовиться. Зато будет результат!»
Репетитор-отличник: «Все зависит от ученика: некоторым домашняя работа помогает освоить больше, а других только тяготит. Первое время я буду предлагать разные варианты, а потом мы вместе выберем тот формат, который поможет достичь лучших результатов».
Родители: «А как вы проверяете, насколько хорошо мой ребенок все понял? Переживаю, что при вас он будет все делать правильно, а на самостоятельных работах в школе провалится».
Так себе репетитор: «Такого точно не будет: я уже двадцать лет работаю по этой программе со школьниками и еще никто в такую ситуацию не попадал».
Репетитор получше: «Смотрю по ученику: если вижу, что он явно что-то недопонял, обязательно вернемся к предыдущей теме, чтобы не оставлять пробелов».
Репетитор-отличник: «После каждого тематического блока обязательно предусмотрено тестирование: это позволяет вовремя выявить все, что ребенок не понял, прежде чем идти дальше».
Как понять, что репетитора стоит сменить
Родители часто хотят присутствовать на первом занятии репетитора с учеником, чтобы увидеть учителя в деле. Но на мой взгляд, это не очень информативно: обучение — длительный процесс и по одному занятию сложно сделать какие-то выводы о качестве работы преподавателя. А еще на первом занятии многие преподаватели проводят тестирование, чтобы определить уровень знаний ученика и точку старта для последующих занятий — возможность услышать, как преподаватель объясняет материал или реагирует на ошибки, может не представиться.
Но чем дольше репетитор занимается с ребенком, тем больше у родителей возможностей заметить тревожные сигналы. Вот несколько причин, по которым я бы советовала сменить репетитора.
Репетитор не дает обратную связь. Задавать вопросы репетитору об успехах и неудачах ребенка — это нормально. Если преподаватель уходит от ответа или утаивает часть информации это родителей, это повод насторожиться. Возможно, репетитор просто сам не понимает, насколько хорошо ученик усваивает материал, а возможно, пытается скрыть собственные педагогические провалы — в любом случае это свидетельствует о его неопытности и плохой подготовке.
Репетитор отвлекается во время занятий. Ничего страшного, если репетитору пришлось ответить на звонок во время урока: бывает всякое. Но если каждый раз преподаватель значительную часть времени проводит в своих делах — проверяет работы других учеников, переписывается в «Вотсапе» или читает новости, — это признак его безразличия к ученику и занятию. Даже если ребенок в это время занят самостоятельной работой, хороший репетитор будет наблюдать за ходом его размышлений: это не менее важно, чем финальный результат теста.
Узнать о том, что происходит во время занятия, можно у самого ребенка или с помощью небольшой хитрости: если уроки проходят у вас дома, предложите в середине занятия преподавателю чашку чая — репетитору будет приятно, а родители смогут подглядеть за процессом обучения, не превращая его в открытый урок.
Обучение не приносит результата, а репетитор ничего не меняет. Если ученик занимается с репетитором уже достаточно долго, его успехи должны стать заметными. Например, могут улучшиться оценки по предмету в школе, повыситься результаты за пробные тесты, появиться успехи на олимпиадах или просто родители заметят, что ребенок стал больше интересоваться тем или иным предметом за рамками домашнего задания.
Отсутствие видимых результатов — это еще не причина увольнять репетитора, но точно повод обсудить с ним, почему так происходит. А вот если репетитор отмахивается от переживаний родителей и даже не задумывается, что мог бы как-то изменить подход к ребенку, чтобы результаты появились — это уже весомый аргумент для того, чтобы сменить преподавателя.
Если методика работы преподавателя вызывает непонимание или раздражение у родителей или ребенка, лучше не терять время, а как можно раньше начать искать другого специалиста: в комфортной обстановке учиться всегда проще.