На что обратить внимание при выборе графического планшета
Как выбрать графический планшет
Графический планшет – устройство не новое. Первые планшеты (их тогда называли дигитайзерами) появились еще в 80-е годы прошлого века вместе с первыми графическими редакторами и чертежными программами. Пользователи оценили устройство по достоинству: разумеется, чертить и рисовать привычным пером намного удобнее, чем мышью. Однако же массового распространения дигитайзеры не получили – сказалась и высокая цена первых устройств, и сложности с их подключением. Сегодня цена недорогого графического планшета сравнима с ценой игровой мыши, проблем с подключением нет никаких, а планшеты все равно остаются инструментом профессионалов.
Хотя графическими редакторами пользуются многие, на покупку графического планшета мало кто решается: «Это дорого. Это нужно только профессиональным художникам. У меня и мышкой неплохо получается, а к планшету еще привыкать нужно».
А во-вторых, возможности стилусов обычных планшетов намного уступают возможностям перьев планшетов графических. И точность позиционирования, и скорость отслеживания у графических планшетов выше. А чувствительности к степени нажатия у обычных стилусов вообще нет.
Поэтому, если слова «Корел», «Фотошоп» и «Иллюстратор» вам хорошо знакомы, то даже самый дешевый графический планшет предоставит вам новые возможности и намного упростит вашу работу. А там уже можно и решить – нужны вам дополнительные опции и топовые характеристики и стоит ли за них платить.
Характеристики графических планшетов
Размер рабочей области. Для графических планшетов размер рабочей области не так важен, как, например, для мониторов. Фактически, размеров самого маленького из графических планшетов вполне достаточно, чтобы уверенно позиционироваться на любом конкретном пикселе любого экрана (вспомните тачпады на ноутбуках – ведь даже их микроскопических размеров достаточно для управления компьютером).
С одной стороны, на большом планшете работать удобнее – не надо менять масштаб для работы над мелкими деталями.
С другой стороны, большие планшеты в разы дороже маленьких, при том, что нет ничего такого, что можно сделать на большом планшете, но нельзя на маленьком. А в некоторых случаях маленький планшет даже удобнее, например, тем, что его можно легко держать в руке во время рисования.
Хотя на планшетах размером намного меньше А6 (148х105 мм) рисовать неудобно – приходится слишком часто менять масштаб и двигать холст. Такие планшеты можно использовать как вспомогательные устройства для ретуши фотографий, рисования небольших графических элементов, оцифровки подписей.
Для рисования и ретуши фотографий минимальным рабочим размером принято считать А6 – с такими планшетами уже можно всерьез заниматься компьютерной живописью.
А5 (210 х 148 мм) – пожалуй, оптимальный вариант для художника на сегодняшний день по цене и возможностям.
А4 (297 х 210 мм, размер обычного листа бумаги) и больше используется в основном, для профессиональной деятельности – необходимость в таких форматах возникает, когда при работе над мелкими деталями надо держать перед глазами все изображение. Это бывает нужно для архитекторов, дизайнеров, конструкторов и т.д.
При выборе размера рабочей области обратите внимание на соотношение её сторон. В идеале оно должно быть таким же, как соотношение сторон вашего рабочего монитора – в этом случая рабочая область планшета будет использоваться наиболее эффективно.
Разрешениеопределяет чувствительность рабочей области планшета к передвижению пера. Разрешение измеряется в lpi (линиях на дюйм). Если вы знакомы с понятием «линатура растра» (также мерящимся в lpi), то эта единица измерения может вас запутать. На самом деле, никакой взаимосвязи здесь нет, lpi графического планшета по сути ближе к dpi (точки на дюйм) экрана.
Разрешение графического планшета принято измерять в lpi из-за его устройства – под защитным слоем рабочей области скрывается прямоугольная сетка, образованная наложением двух слоев, состоящих из тонких параллельных друг другу проводников.
Разрешение в 2000 lpi означает, что в один дюйм поверхности попадает 2000 проводников каждой сетки. Электроника планшета анализирует сигналы, идущие с проводников, и определяет, где находится перо. Можно условно считать, что на площади в 1 квадратный дюйм планшета с разрешением 2000 lpi находится 2000х2000=4000000 «датчиков», срабатывающих при приближении пера. И проведенная по рабочей области планшета тонкая линия длиной в дюйм (2,54 см) будет состоять из 2000 точек.
Из этого параметра легко можно посчитать фактическое разрешение графического планшета. Для этого надо перевести его размеры в дюймы и умножить на разрешение.
Так, совсем небольшой планшет размером 152х102 мм (6х4″) с минимальным для планшетов разрешением 2000 lpi имеет фактическое разрешение 12000х8000.
При любом разрешении монитора одному пикселю на его экране всегда соответствует множество точек на рабочей области планшета, что обеспечивает высокую точность позиционирования курсора.
Как видно из примера, даже 2000 lpi вполне достаточно для большинства «обычных» графических задач. Специально гнаться за большим разрешением смысла нет, тем более, что на точность рисования куда большее влияние имеют другой параметр – точность пера.
Она измеряется в миллиметрах и указывает погрешность, в пределах которой устройство различает отдельные касания пера к рабочей области. Дело в том, что при касании поверхности перо накрывает площадь, в которой находятся сотни, а то и тысячи «датчиков» – точек пересечения проводников. Точность определения центра этого пятна зависит от многих факторов – конструкции пера и самого планшета, программного обеспечения планшета, формы насадки и т.д.
Если, к примеру, точность пера равна 1 мм, то две параллельные линии, проведенные на расстоянии 0,5 мм друг от друга будут сливаться в одну. Для простоты понимания этот параметр можно назвать «остротой заточки карандаша». Чем меньше этот параметр, тем более тонкие отдельные линии можно прорисовывать на планшете без дополнительного увеличения. Точность пера особенно важна для маленьких планшетов, где и без того приходится часто пользоваться зумом.
Впрочем, малая точность становится заметна только при ее величинах в 0,5 мм и больше, что характерно для бюджетных планшетов.
Большинство современных планшетов имеет точность пера 0,25 мм и заметить её влияние можно, только если специально постараться.
Тип подключения.
Беспроводной планшет снабжен модулем Bluetooth и способен подключаться к компьютеру без проводов. Заряда аккумуляторной батареи у современных моделей хватает на 40-50 часов непрерывной работы, то есть, заряжать его чаще раза в неделю вряд ли потребуется.
На большинстве моделей для зарядки используется кабель USB, так что при неожиданном разряде аккумулятора планшета он просто на некоторое время становится проводным.
Беспроводной планшет намного удобнее при мобильной работе, когда он используется в связке с ноутбуком или если вам нравится работать с планшетом, держа его в руке.
При работе со стационарным компьютером особой разницы между проводным и беспроводным планшетом не ощущается.
Способ ввода.
Планшет с перьевым способом ввода определяет положение только пера.
Планшет с сенсорным/перьевым способом способен, кроме положения пера, определять также касания пальцев к рабочей области. Это увеличивает удобство работы с планшетом – особенно, если сенсор еще и отрабатывает множественные касания (мультитач). Тогда довольно частая для планшетов операция по смене масштаба делается чисто интуитивно «одной левой» и вообще не отвлекает от работы. Да и другие операции выполняются быстрее.
К сожалению, сенсорный ввод есть только у топовых моделей планшетов.
Максимальная высота считывания пера показывает, на каком расстоянии от рабочей области планшет еще «видит» перо и передвигает соответственно курсор. Для комфортной работы она должна быть не меньше 6-7 мм. На меньшей высоте уже есть риск коснуться рабочей области и нарисовать ненужную линию.
Перо – основной рабочий инструмент при работе с планшетом, поэтому к нему перед покупкой следует присмотреться.
Немаловажное значение имеют вес и эргономика пера – насколько удобно оно лежит в руке, легко ли нажимаются кнопки, возможны ли случайные нажатия. Лучше, если пластик пера шероховатый по большей части длины – тогда оно не выскользнет из пальцев, как бы вы его ни держали.
Обратите внимание на прочность пластика – хрупкое перо при активной эксплуатации может довольно быстро сломаться.
Очень желательно, чтобы в комплекте к перу шли сменные насадки (или вам следует убедиться, что их покупка для данной конкретной модели не является проблемой).
Обратите внимание также на следующие характеристики пера:
Тип пера.
С проводным пером все просто – оно соединено с планшетом кабелем, по которому получает питание для работы.
А вот беспроводных перьев существует два вида – с аккумулятором для питания и магниторезонансные – без аккумулятора. Магниторезонансные перья используют для питания электрический ток в резонансном контуре, наведенный электромагнитным полем планшета.
Беспроводное перо однозначно удобнее проводного, а магниторезонансное – удобнее аккумуляторного.
К сожалению, перья без аккумуляторов – самые дорогие и заметно повышают цену устройства. Но это того стоит – перо без аккумулятора намного компактнее, легче, да проблема разряженной батареи ему не грозит. А разряжается аккумуляторное перо при активной работе довольно быстро.
Чувствительность к нажатию показывает, сколько градаций нажатия может определить перо. Этот параметр используется для изменения толщины или прозрачности рабочего инструмента (кисти, карандаша и пр.) в зависимости от силы нажатия.
Современные планшеты предлагают чувствительность к нажатию от 1024 до 8192 уровней.
При привязке силы нажатия к толщине линии 1024 уровней вполне достаточно.
А при привязке к прозрачности лучше уже 2048 – тогда при плавном увеличении или ослаблении нажатия градиент получается сглаженный, без резких переходов. В принципе, 2048 уровней обычно хватает, но некоторые художники уверяют, что отлично чувствуют разницу между 2048 и 4096 (и, тем более, 8192) и 2048 – мало.
Наличие экрана, при сохранении всех остальных «фишек» графического планшета, несомненно, облегчает работу. Увы, на цену устройства наличие экрана влияет самым кардинальным образом.
Также не стоит забывать о том, что графический планшет с экраном остается периферийным устройством и не может работать в отрыве от компьютера. Фактически, это графический планшет и внешний монитор в одном корпусе.
Впрочем, если вы профессиональный художник архитектор или дизайнер, покупка такого устройства может быть оправдана – большинство их владельцев утверждают, что наличие экрана намного увеличивает эффективность работы и планшет окупается довольно быстро.
Варианты выбора графических планшетов.
Если вы часто работаете с графическими программами и хотите посмотреть, насколько графический планшет может упростить вам работу, попробуйте приобрести недорогой планшет небольшого размера. Пары недель работы будет достаточно, чтобы оценить его преимущества и понять, нужна вам более совершенная модель или нет.
Если вы работаете с изображениями и графическими документами большого размера, то графический планшет формата А4 или больше однозначно ускорит вашу работу и даст вам новые возможности.
Художникам, не любящим сидеть на одном месте, наверняка придутся по вкусу компактные беспроводные графические планшеты с беспроводным пером. Они мобильны, легки и позволяют быстро приступать к работе – сразу, как появится вдохновение.
Поскольку графический планшет является периферийным устройством, не забудьте про необходимость его поддержки вашей операционной системой. Владельцам техники Apple потребуется планшет с поддержкой Mac OS, а тем, кто работает с Windows – планшет с её поддержкой.
Если вы привыкли к сенсорным гаджетам и не хотите отказывать себе в возможности рисовать пальцами, выбирайте среди графических планшетов с сенсорным вводом.
Выбираем лучший графический планшет — инструмент всех графических дизайнеров
К сожалению, на geektimes совсем немного информации для графических дизайнеров, хоть эта профессия и является одной из самых популярных, объединяя в себе множество направлений от простой 2D графики до 3D моделирования ассетов к играм и фильмам.
В данной статье мы сравним графические планшеты — важнейший инструмент любого графического дизайнера, и определим какой из них лучший, и почему.
| Чем плоха мышь? Для чего нужен графический планшет
Для большинства направлений графического дизайна мышь настолько же удобна, на сколько и камень.
Ничего не имею против камней, они послужили отличным инструментом для наших пещерных предшественников, но технологии развиваются и появляются более удобные устройства для создания искусства. И графический планшет уже давно занял место мыши в работе графических дизайнеров, предоставляя намного больше контроля и точности действий. За счет чувствительного к нажиму пера становится удобнее писать, рисовать, управлять 3D камерой в более натуральной и привычной форме.
| Для тех, кому просто интересно узнать победителя, без погружения в детали
Они позволяют добиваться абсолютно идентичного результата, в сравнении с профессиональными моделям настольных планшетов и интерактивными дисплеями Wacom, но не включают в себя дополнительных узкоспециализированных возможностей, вроде 3D камеры для сканирования объектов (доступно в топовой модели планшетного ПК MobileStudio Pro) или возможности работать без компьютера. Это позволяет семейству Intuos иметь в несколько раз меньшую стоимость, имея только основные функции для профессиональной работы.
Почему мы рассматриваем бренд Wacom?
Практически все графические дизайнеры используют графические планшеты Wacom. Этот бренд настолько популярен, что слово Wacom стало синонимом слова графический планшет, так же, как и гугл уже стал синонимом для «поиска в интернете».
| Выбор критериев
Приняв во внимание личный опыт и, изучив сотни видео уроков/обзоров/статей по графическому дизайну различных направлений, от основ рисования и редактирования фото до моделирования объектов в 3D и создания анимации. Я выбрал несколько объективных критериев отбора, которые, для большинства дизайнеров, являются наиболее значимыми, при работе.
Если вы не согласны, что именно эти критерии являются объективными, при отборе оптимального графического планшета, буду рад увидеть ваши аргументы в комментариях и приму их во внимание, если ваш критерий оказывает реальное влияние на удобство работы или результат.
| Необходимые критерии оптимального планшета (имеющего все возможности для профессиональной работы):
1. Низкая цена — для большинства начинающих дизайнеров это самый важный критерий
2. Неограниченность — возможность работы в абсолютно любом направлении графического дизайна (от рисования до моделирования в 3D).
3. Погружение в работу — идеальная оптимизация и идеальное распознавание случайных касаний пальцев и ладони во время работы пером, для возможности беспрепятственно прислонять и поднимать ладонь в любой момент.
4. Скорость и удобство работы — наличие экспресс кнопок, с возможностью индивидуальной настройки функций для каждого приложения.
5. Мобильность — возможность работы не за основным рабочим местом.
6. Наличие дисплея на планшете (многим он не нужен, но некоторые дизайнеры предпочитают наличие дисплея)
7. Перо работающее по технологии электромагнитного резонанса (не требует зарядки), и имеющее низкий порог регистрации нажатия (Initial Activation Force).
| Что насчет более дорогих Pro моделей?
Большая стоимость Pro моделей планшетных ПК, таких как MobileStudio Pro, обосновывается наличием экрана и, встроенного в них, производительного железа, поэтому если у вас уже есть компьютер, смысла в покупке профессионального планшетного ПК с экраном и встроенным компьютером, мало. Хоть он и дает возможность работать за пределами рабочего места без отдельного компьютера, а его перо имеет больше уровней чувствительности, вы получите абсолютно идентичный результат с помощью Wacom Intuos и Intuos Pro.
Основные отличия Intuos Pro от Intuos:
— профессиональное перо, имеющее больше уровней чувствительности нажатия (2048 или 8192, вместо 1024, в зависимости от модели), и, имеющего чувствительность к наклону (не особо полезная фича для большинства дизайнеров).
— в 2 раза большее разрешение рабочей поверхности планшета (это дает лучшее позиционирование на 4К мониторах)
— большее количество экспресс кнопок на планшете и большее число сменных наконечников.
— возможность работы с перьями специфических свойств (Аэрографом Airbrush, чувствительным к вращению пером ArtPen и пр.).
— в комплекте идет модуль беспроводного подключения (у Intuos он поддерживается тоже, но приобретается отдельно)
Все эти дополнительные фичи иметь приятно, но не обязательно. Они не улучшат ваши работы сами по себе.
— встроенный компьютер (c Windows OS) и качественный дисплей с высокими параметрами разрешения, контрастности и цветопередачи (75% — 97% Adobe RGB, в зависимости от модели), что позволит работать без отдельного компьютера
— встроенный сканер отпечатка пальца
— 2 обычные камеры и 3D-камера Intel RealSense R200, позволяющая сканировать объекты и воссоздавать их 3D-модель.
| И так, почему же Wacom Intuos наиболее оптимальный вариант для большинства начинающих дизайнеров?
1. У семейства Intuos наибольшее количество плюсов при очень низкой цене.
2. У Intuos есть все основные возможности для полноценной профессиональной работы в любом из направлений графического дизайна.
Intuos, как и Intuos Pro, получает пол балла по 5 пункту за возможность работы не за основным рабочим местом, поскольку, если у вас есть ноутбук или планшетный компьютер с полноценной ОС и USB входом, вы также сможете работать где угодно, подключив к нему ваш Intuos / Intuos Pro.
| Что насчет уровней чувствительности? У Pro моделей их целых 2048 или 8192!
Выбирать планшет только по количеству уровней чувствительности пера не стоит, это не сделает ваш арт лучше.
Единственное, в чем 8192 уровней чувствительности (у перьев Wacom ProPen2) даст вам преимущество над 1024 уровнями, это улучшение чувствительности при рисовании очень тонких штрихов, или когда вы делаете штрихи с большим диапазоном изменения, т.е. если вы хотите иметь больше чувствительности при рисовании штриха с изменяемой шириной, к примеру, от 1px до 250px.
Но в реальности такой контроль над шириной штриха никогда не нужен, обычно ширина кисти меняется в диапазоне до 20px — 50px в каждый отдельный момент времени, и 1024 уровня чувствительности дает более чем достаточно контроля нажатия.
| Что насчет более дешевых NoName брендов планшетов?
Сэкономить 15%, но не иметь идеальной оптимизации на всех ОС и открывать для себя множество надоедливых недочетов, отбив себе всякое желание создавать арт уже через пару дней мучений. Это просто не имеет смысла.
Даже у ближайшего конкурента — Microsoft Surface pro, до появления 4 модели было несколько проблем с пером (видимый параллакс, высокий IAF, кривая линия при медленном начертании) и оптимизацией.
| Что насчет планшетных компьютеров iPad Pro, Surface Pro 4 и им подобных?
Я включил планшетные компьютеры iPad Pro и Surface Pro 4 в сравнение, потому что некоторым людям интересно насколько они сравнимы с Wacom.
Хоть iPad Pro и Surface Pro 4 не имеют возможности полноценной работы в направлениях 3D дизайна, для 2D дизайна/анимации они вполне подходят. (Surface Pro 4 слаб для полноценной работы в 3D, даже в самой дорогой комплектации, а iPad Pro не имеет полноценной ОС и программ для работы в 3D).
Для большинства дизайнеров, ни iPad Pro, ни Surface Pro 4 не может называться наиболее оптимальным графическим планшетом, поскольку они не по карману многим начинающим дизайнерам и не подходят для дизайнеров, работающих с 3D (моделирование, скульптинг, 3D анимация, риггинг, создание и тестирование материалов для ассетов игр/фильмов/рекламы/научных проектов и тд.)
К тому же, имеют несколько других минусов, касаемых удобства работы, вроде скользкой поверхности стекла (в отличии от устройств Wacom, где поверхность имеет текстуру, схожую с бумагой, что предпочитают большинство дизайнеров), и отсутствия индивидуально настраиваемых для каждого приложения, экспресс кнопок.
| Неужели рисовать без дисплея так же просто?
Да, рисовать без дисплея ничуть не сложнее. Многие профессиональные графические дизайнеры не видят необходимости в дисплее, а для тех, кто предпочитает работать на планшете с дисплеем, но уже имеют производительный компьютер, могут выбрать семейство интерактивных дисплеев Wacom Cintiq.
Wacom Cintiq имеют все преимущества Intuos Pro + качественный дисплей, но в отличии от MobileStudio Pro, они нуждаются в компьютере для работы (подключение через USB и HDMI).
| «Различия планшетов в семействе Wacom Intuos»
Если вы решили выбрать Wacom Intuos, сэкономлю вам время на сравнение.
Они идут в 2 размерах:
$99 малый (рабочая площадь 152 x 95 mm)
$199 средний (рабочая площадь 216 x 135 mm)
Каждый из них можно использовать для работы во всех существующих программах. Различие между ними, по-сути, только в приложенном бонусе — лицензии, позволяющей приобрести одну из программ бесплатно:
Wacom Intuos Draw: ArtRage Lite
Wacom Intuos 3D: ZbrushCore
Wacom Intuos Art: Corel Painter Essentials 5
Wacom Intuos Comic: Clip Studio Paint Pro и Anime Studio Debut 10
Wacom Intuos Photо: Corel PaintShop Pro X8 и Corel Aftershot Pro 2 для Windows, а также Macphun pro package (tonality pro, intensify pro, snapheal pro, noiseless pro) для Mac.
| Размер диагонали планшета
На самом деле большой разницы нет и все дело в предпочтении. Средний размер обычно удобен всем.
Если у вас огромный экран (более 27″), лучше не выбирать планшет малого размера, поскольку делать мелкие детали будет немного сложнее (соотношение планшета к диагонали экрана не должно быть слишком большим).
Надеюсь эта статья немного прояснит различия между графическими планшетами и хоть чем-то поможет начинающим дизайнерам.