На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Как выбрать имя ребенку: полезные советы

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Выбор имени для ребенка после рождения для многих родителей кажется простой задачей инедоставляет проблем. Нонасамом делето, какое изних вырешите подобрать для своего малыша, вдальнейшем может отразиться наего судьбе. Поэтому, чтобы обеспечить счастливое будущее вашему ребенку, прочитайте важные советы иправила выбора.

Основные правила подбора имени

Чтобы правильно подобрать своему будущему ребенку имя, нужно обратить внимание нанекоторые тонкости.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуКак выбрать имя ребенку: основные правила подбора имени

Если ваши близкие спорят опроблеме выбора конкретного варианта, выдолжны отфильтровать родственников, которые навязывают свое мнение. После того, как высами для себя уже решите, как назовете чадо, беседа сродственниками может быть проведена, аихсоветы учтены.

Нестоит выслушивать мнение окружающих отом, как назвать малыша. Это только забота родителей. Раньше нарусской земле существовало 6правил, которыми руководствовались впроцессе выбора. Сейчасже таких рекомендаций значительно больше, икаждый родитель должен сам для себя решить, какими изних воспользоваться.

Называем ребенка, опираясь наотчество

Сложной задачей для родителей становится выбор имени для новорожденных сучетом имени отца. Ведь хочется, чтобы оно было нетолько красивым, ноихорошо сочеталось сотчеством вбудущем.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуКак выбрать имя ребенку: опирайтесь на отчество

Выбираем имя девочке поотчеству

Вот несколько полезных правил:

Выбираем мужское имя поотчеству

Не стоит называть мальчика также, как зовут его отца. Есть другие рекомендации для выбора имени:

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуКак выбрать имя мальчику или девочке: полезные советы

Как выбрать имя ребенку подате рождения

Очень часто нумерология ивремя года помогают родителям в поиске. Такой метод наделяет малыша энергетикой определенного сезона.

Как выбрать имя ребенку поцерковному календарю

Снова актуален подбор посвятцам или церковному календарю. Висламе ребенка называют поКорану. Выбрав имя по книге, младенцу его дают при крещении. Несмотря нато, что там предложено очень много устаревших видов, можно найти и достаточно интересные звучные версии.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуКак выбрать имя ребенку по церковному календарю

Чтобы подобрать правильное православное имя для своего ребенка покалендарю, нужно взять его дату рождения исреди списка тех, которые предложены вэтот день, выбрать подходящее. Если такого нет, томожно посмотреть нате, которые предложены накануне доили после дня рождения.

Источник

Как правильно выбрать имя ребенку

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуИмя ребенка может влиять на развитие личности и в какой-то мере определять судьбу. Поэтому подходить к выбору имени для ребенка нужно очень серьезно, и многие родителями месяцами размышляют: как правильно выбрать имя ребенку?

С раннего детства на протяжении всей жизни ни одно слово мы не слышим так часто, как собственное имя. Оно состоит из набора звуков различной высоты, которые приводят в возбуждение отдельные участки мозга, оказывая таким образом воздействие на своего носителя, а также на окружающих его людей.

Не стоит называть детей именами умерших родственников, особенно трагически погибших. Не надо давать имена в честь бабушек и дедушек. Ребенок получает в наследство некую долю характерных черт, а, как известно плохое передается легче.

Не называйте детей труднопроизносимыми именами или в честь каких-либо знаменательных событий и людей (Революция, Аврора, Сталина и т.д.), чтобы не затруднять их жизнь в дальнейшем.

В школе мальчику не давались литература и русский язык, и он стал объектом насмешек со стороны сверстников. В результате ребенок получил серьезную психологическую травму и прекратил ходить в школу. Родителям с трудом удалось исправить ситуацию, переведя его в другой класс.

К «нейтральным» отчествам больше подходят «мягкие» имена: Сергей, Михаил, Виктор, Алексей. К ним же можно давать и твердые имена, но только если дети родились весной или летом.

«Зимние» женщины чаще всего имеют мужской характер, тяготеют к точным или естественным наукам. Поэтому советуем давать зимним детям «мягкие» мелодичные имена, чтобы не усугублять некоторые черты характера, заложенные природой.

Весенние люди легкоуязвимы физически и морально. Они нерешительны, обидчивы, ветрены, эгоистичны. Многие из них очень талантливы, но не уверены в себе, поэтому не могут быть лидерами. Обладают тонким чувством юмора, имеют хорошую память и быстро все схватывают. Мартовские мужчины уделяют большое внимание своей внешности, часто смотрятся в зеркало.

«Летние» дети добры, но часто малодушны и бесхарактерны. Легко поддаются влиянию, эмоциональны и впечатлительны, любят риск, горды, настойчивы, отважны. Любят детей, бережно относятся к природе и животным, хорошо разбираются в искусстве. «Летним» детям нужно давать «твердые» имена, чтобы защитить от нежелательных невзгод.

«Осенние» люди универсальны. Они рассудительны, серьезны, всесторонне одарены, ценят накопленный опыт и никогда не повторяют ошибок. делают все неспешно и обдуманно, хорошие дипломаты, обладают ясным умом, легким характером. «Осенним» детям можно давать любые имена, так как ничто не может повлиять на их природный характер.

Зная природную окраску имени-отчества и дату рождения, можно правильно выбрать имя и успешно развить качества, которых вашему ребенку не хватало от рождения, или, наоборот, приглушить нежелательные.

Очень полезно учитывать характеристики имени при воспитании ребенка:

Если вы решили изменить имя ребенка и выбрали то, которое могло бы его защитить и изменить его характер к лучшему, делать это надо до пяти лет. Главное, чтобы имя соответствовало внутреннему состоянию человека, тогда исчезнет дискомфорт и постепенно установится полная гармония.

Если ребенок говорит, что ему не нравится его имя, это первый и очень важный сигнал о том, что он недоволен самим собой. Как только его самооценка изменится, ему начнет нравиться и собственное имя.

Выбирая имя, помните, что оно будет сопровождать ребенка всю жизнь. Человека может поменять фамилию, но имя в большинстве случаев остается с ним навсегда.

1 Совет. Выбирая имя, предусмотрите все возможные варианты. Как будет звучать оно в сочетании с отчеством, фамилией? Получаются ли легкие в произношении и звучные варианты имени для сверстников? Наконец легко ли самому малышу будет его произносить, ведь ему придется частенько это делать!

Чем больше будет разных вариантов имени, тем больше различных сторон личности смогут получить свое название. Так что, если вы хотите, чтобы ребенок был гибким, свободным в разных ситуациях и с разными людьми, выбирайте легко варьируемое имя. Если же вы, напротив, хотите поощрить его верность, устойчивость и постоянство, ищите, соответственно, имя трудноизменяемое.

2 Совет. По какому бы пути вы ни шли, обычно имя, которое вы дали своему малышу, ассоциируется у вас с каким-то человеком. И вы подсознательно примеряете своего малыша к нему, ждете от него похожих реакций, поступков, способностей. Это неплохо, это естественно и нормально, в этом и состоит механизм влияния, действия вашего родительского послания, сформулированного в имени.

Насторожиться стоит тогда, когда имя ребенка становится оправданием каких-то нежелательных черт, которые ему мешают (по принципу «ну что поделаешь, Петры все такие упрямые!») или когда вы начинаете обращать внимание на те недостатки малыша, которые огорчали вас в прототипе.

3 Совет. Отдавайте себе отчет в том, что, выбирая имя, вы тем самым, осознанно или нет, поощряете и поддерживаете определенные черты в своем сыне или дочери. Это ваше первое послание малышу по поводу того, каким вы хотите его видеть, какой судьбы ему желаете.

Источник

Как назвать ребенка? Выбираем самое красивое имя

Чем ближе срок наступления родов, тем с большим волнением будущие родители начинают размышлять, как назвать ребенка. Это действительно непростой и ответственный выбор, ведь малышу придется носить это имя долгие годы. В этой статье вы узнаете, на что обратить внимание и чем руководствоваться при выборе имени, а также как ни в коем случае нельзя называть ребенка.

Выбрать имя для ребенка по святцам

Некоторые родители выбирают имя ребенку по церковному календарю (святцам) – это давняя традиция, которая появилась на Руси после принятия православия. Правда, сделать это можно будет лишь после его рождения, поскольку хоть вы и знаете примерную дату родов, они все равно могут наступить позже или раньше.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

На каждый день приходится чаще всего по несколько имен для мальчиков и девочек, поэтому у вас будет возможность выбора. Например, ваш малыш появился на свет 1 января. Вы смотрите на то, какие именно святые поминаются в этот день, и выбираете то, которое вам больше всего нравится.

Причем можно выбирать имя для девочки в честь святого-мужчины, если такое возможно, поскольку мужских имен в святцах больше, нежели женских. Например, если на дату рождения приходится день памяти святого Александра или Виктора, девочку можно назвать Александрой или Викторией.

Считается, что человек, названный в честь святого, будет иметь со своим ангелом-хранителем тесную связь. При этом можно воспользоваться церковным календарем просто в качестве источника вдохновения, поскольку в нем находится более тысячи самых разных имен.

Назвать ребенка в честь родственника

Кто-то дает имя малышу в честь умершего родственника, например, в честь дедушки или прабабушки. Считается, что это помогает сохранить память о своих предках в семье. При этом ребенок, которому рассказывают подробности о человеке, в честь кого дали имя, может вырасти похожим на этого человека. Особенно если родители не скрывают свои ожидания от ребенка.

Однако стоит знать, что ребенка нельзя называть именем родственника со сложной несчастливой судьбой, трагически погибшего в молодые годы или скончавшегося в мучениях от тяжелой болезни. Также не следует давать малышу имя предыдущего ребенка, который по какой-либо причине умер. Это делается для того чтобы ребенок не повторил судьбу предшественника.

Называя ребенка именем отца или матери, можно ожидать повторения отцовской/материнской судьбы. Также не исключена возможность того, что Александр Александрович может стать соперником своему отцу, а не опорой и поддержкой.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Назвать ребенка в честь знаменитости

Есть родители, которые называют ребенка в честь известных людей: музыкантов, спортсменов, киноактеров, ученых, литературных героев и исторических личностей. Здесь важно соблюсти тонкую грань между тем, что имя будет соответствовать ребенку и его характеру, и тем, как оно звучит в родной для малыша культуре, как к этому имени будут относиться окружающие.

Например, одного мужчину, который родился в послевоенные годы, назвали Адольфом. Это же сколько нужно иметь его родителям мужества, чтобы дать такое имя своему отпрыску. Однако этот человек предпочитал называться другим именем при знакомстве с людьми.

Таким образом, называя ребенка именем, которое чуждо для нашего общества, учитывайте тот факт, что он может оказаться в некоторой социальной изоляции и даже стать изгоем среди сверстников, что может неблагоприятно сказаться на его судьбе.

Даже если вы фанатеете от творчества Бритни Спирс, это не повод назвать свою дочку в честь певицы, поскольку Бритни Иванова звучит очень странно и будет вызывать у окружающих лишь недоумение, а не восторг. Вспомните историю маленького Люцифера из Перми, который родился в семье сатанистов Меньшиковых. С молодыми родителями вступили конфронтацию не только соседи и коллеги, но даже их родители. Бабушки-дедушки были вынуждены даже тайно покрестить ребенка в церкви под нормальным именем.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Родители Люцифера из Перми

А мальчик из Москвы остался без свидетельства о рождении из-за того, что работники ЗАГСа отказались регистрировать его под именем БОЧ рВФ 260602, которое расшифровывается как «Биологический Объект Человека рода Ворониных-Фроловых» (цифры — дата рождения).

Любителям истории и славянских имен можно выбрать имя для своего ребенка в честь какого-нибудь русского князя. Например, Ярослав, Олег, Святослав, Всеволод. Или назвать ребенка именем героя или героини русской сказки – Василисой, Варварой, Святогором или Добрыней.

На что обратить внимание при выборе имени

Раздумывая над тем, как назвать своего ребенка, учитывайте следующее:

Совет: попросите кого-нибудь произнести те имена, которые вы выбрали для своего будущего ребенка. Может статься так, что они будут звучать не так приятно, как представляется вам.

Подобрать имя с учетом его значения

Кто-то из родителей предпочитает ориентироваться при своем выборе на значение имени, полагая, что оно отразится на характере ребенка и его судьбе. Например, имя Виктория означает «победа», а Виктор – «победитель». Поэтому родители считают, что эти сильные имена помогут детям в жизни.

Вот что означают некоторые имена:

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Самые редкие имена у россиян

Некоторые смелые родители дают своим детям имена, которые редко встретишь. В 2018 году в Москве появились на свет Адель-Иллария, Виктория Луна, Ия, Александра Джейн, Капитолина, Доминика, Джульетта, Семирамида, Ляля, Камелия, Ива, Весна и Муза. В список редких женских имен вошли также Авдотья, Гликерия, Златозара, Лукерья, Клавдия, Аграфена, Исидора и Добромира.

Самыми редкими именами мальчиков в прошлом году в московском регионе стали Дональд, Марсель, Форвард, Франклин, Уолтер, Лео, Яго. Кто-то назвал своего сына Пахомом, кто-то – Орфеем. Есть поклонники и старорусских имен – в Москве подрастают Добрыня, Ладомир, Велесвет, Святополк, Евстафий. Среди маленьких москвичей есть даже Арамис.

Российские звезды шоу-бизнеса называют своих детей как простыми именами, так и вычурными. Так, ведущая Лера Кудрявцева и актриса Анна Хилькевич назвали дочерей Мариями. Светлана Лобода назвала своих дочерей Евангелиной и Тильдой, у Филиппа Киркорова подрастают Мартин и Алла-Виктория, а Сергей Шнуров – отец Аполлона и Серафимы.

Лидером по двойным именам для детей является, пожалуй, Никита Джигурда. Лишь самый старший ребенок имел обычное имя – Владимир, остальных эпатажный артист назвал Артемий-Добровлад, Илья-Максимилиан, Эва-Влада и Мик-Анжель-Кристи.

Источник

При рождении малыша родители сталкиваются с выбором имени. Важность этого выбора неоценима. Ведь именно от имени будет зависеть судьба и характер маленького человечка в твоих руках.

В давние времена выбор имени ребенка не зависел от желания или нежелания родителей. Для новорожденного ребенка имя выбирал священник. В наше время семья получила право и в то же время ответственность за выбор имени собственного чада.

Какими же критериями пользуются современные родители при выборе имени для своего любимого малыша?

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенкуИмя как родовая традиция

В некоторых семьях существует определенная традиция по наречении новорожденных. Многие из нас могут носить имена в честь бабушки или дедушки, матери или отца.

Есть и другие родовые традиции, например, называть всех детей на определенную букву, с которой может начинаться фамилия или отчество.

Благозвучность и современность имени

Как правило, родители стараются выбрать наиболее благозвучное, модное и простое в произношении имя. Однако есть и такие, которые предпочитают назвать свое чадо необычным и уникальным именем, чтобы так его выделить, сделать непохожим на других.

Молодые родители ориентируются на приятность звучания имени, которая может рассматриваться как в сочетании с отчеством, так и отдельно.

Социологи утверждают, что периодически случаются вспышки особой популярности того или иного имени, но как и в остальных проявлениях мода переменчива.

Другие же, напротив, не хотят, что бы у их чада было много тезок в классе, институте, на работе. В таком случае можно воспользоваться статистикой загсов, которые учитывают частотность регистрируемых имен.

Смысловое значение имени

В настоящее время существует огромное количество литературы, в которой имеется полная информация о значении имени, характере человека с определенным именем. Так же много информации можно найти во Всемирной паутине.

Психологи и психолингвисты полностью согласны с мнением о том, что судьба и характер человека во многом зависит от имени, которое ему дали в детстве.

Имен существует огромное количество, изучать все не имеет смысла. Но прочитать описание тех имен, которыми Вы хотите бы назвать вашего любимого малыша просто необходимо.

На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Смотреть картинку На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Картинка про На что обратить внимание при выборе имени ребенку. Фото На что обратить внимание при выборе имени ребенку

Экзотичные имена

Некоторые родители стремятся придумать своему чаду уникальное имя, которого может даже не существовать до этого времени.

С одной стороны, уникальное имя не похоже на все другие, оно будет выделять Вашего ребенка. С другом стороны, задумайтесь, а захочет ли Ваш ребенок выделяться таким образом?

Комфортность от имени

Ребенок должен иметь то имя, с которым ему будет комфортно жить. Многие дети страдают от того, что им приходится терпеть в школе от других детей, всего лишь потому, что у них экзотичное имя, которое может даже вызывать нежелательные ассоциации у других детей.

Социальная среда, в которой будет существовать Ваш малыш, по-разному может воспринимать его имя. Кому-то оно может нравиться, а у кого-то, напротив, вызывать нежелательные ассоциации, желание обидеть или унизить ребенка.

Важно не то, насколько имя будет модным, а насколько комфортно с ним будет жить и уживаться.

Источник

Какое имя выбрать новорожденному

По бла­го­сло­ве­нию епи­скопа Сара­тов­ского и Воль­ского Лон­гина

Оглав­ле­ние

^ Сущ­ность имени

Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обра­ща­ются, наши имена реги­стри­ру­ются в доку­мен­тах, нако­нец, мы сами выби­раем и даем имена нашим детям. Но, выби­рая имя, заду­мы­ва­лись ли мы над тем: а что же это такое – имя? Попро­буем отве­тить на этот вопрос.

Изна­чаль­ный смысл имени, наиме­но­ва­ния заклю­ча­ется в том, чтобы одним точным словом или крат­кой фразой попы­таться схва­тить, обо­зна­чить глу­бин­ный смысл вещи, выявить ее суть, найти харак­тер­ную ее осо­бен­ность.

Именно так пони­ма­лось и пони­ма­ется имя в книгах Вет­хого Завета. Имя чело­века или назва­ние пред­мета тес­ней­шим обра­зом свя­зано с его сутью: «Создал Гос­подь Бог чело­века из праха зем­ного, и вдунул в лице его дыха­ние жизни» ( Быт. 2:7 ). Имя пер­вого чело­века – Адам – и озна­чает: чело­век.

«И создал Гос­подь Бог из ребра, взя­того у чело­века, жену, и привел ее к чело­веку. И сказал чело­век: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет назы­ваться женою, ибо взята от мужа своего» ( Быт. 2:22-23 ). «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала мате­рью всех живу­щих» ( Быт. 3:20 ). (Ева – пода­тель­ница жизни, жизнь.)

Здесь мы видим, как зна­че­ние имени отра­жало особую для свя­щен­ной исто­рии функ­цию его носи­теля.

Иногда имя изме­ня­лось. Изме­не­ние имени чело­века имело своей целью отме­тить новое его при­зва­ние:

«…и не будешь ты больше назы­ваться Авра­мом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом мно­же­ства наро­дов» ( Быт. 17:5 ). (Авраам – отец мно­же­ства наро­дов.)

А вот как полу­чил свое новое имя вет­хо­за­вет­ный пат­ри­арх Иаков (Иаков – «запи­на­тель» – близ­нец, родив­шийся вторым, держал своего пер­во­род­ного брата Исава за пятку; Изра­иль – боров­шийся с Богом):

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появ­ле­ния зари; и, увидев, что не одо­ле­вает его, кос­нулся состава бедра его и повре­дил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпу­сти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не бла­го­сло­вишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Изра­иль, ибо ты боролся с Богом, и чело­ве­ков одо­ле­вать будешь. Спро­сил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спра­ши­ва­ешь о имени Моем? оно чудно. И бла­го­сло­вил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, гово­рил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохра­ни­лась душа моя» ( Быт. 32:24-30 ).

Кроме того, имя имело и тесную вза­и­мо­за­ви­си­мость с каче­ствами самой лич­но­сти (иначе говоря: «по имени и житие»): «Пусть гос­по­дин мой не обра­щает вни­ма­ния на этого злого чело­века, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безу­мие его с ним» ( 1Цар. 25:25 ). Навал – значит безум­ный. Таким обра­зом, глу­бо­кий духов­ный смысл имени, наре­чен­ного чело­веку, пред­по­ла­гал таин­ствен­ную «обрат­ную связь» с его носи­те­лем.

Особое зна­че­ние в Ветхом Завете имеют имена Бога. Имен у Бога много, и каждое из них откры­вает для нас какое-либо из Его бес­чис­лен­ных свойств. Сам Гос­подь гово­рит Моисею:

«Я Гос­подь. Являлся Я Авра­аму, Исааку и Иакову с именем «Бог Все­мо­гу­щий», а с именем Моим «Гос­подь» не открылся им» ( Исх. 6:2 ).

Вот и в Новом Завете откры­ва­ются новые имена Божии: Отец Небес­ный, Любовь ( 1Ин. 4:16 ).

«Я открыл имя Твое чело­ве­кам, кото­рых Ты дал Мне от мира» ( Ин. 17:6 ). При этом Гос­подь Иисус Хри­стос ясно дает понять, что речь идет теперь о новом виде дела спа­се­ния, когда при­зы­вает уче­ни­ков обра­щаться к Богу как Отцу:

«Он сказал им: когда моли­тесь, гово­рите:

Отче наш, сущий на небе­сах! да свя­тится имя Твое; да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Лк. 11:2 ).

Сам Гос­подь был наре­чен через Ангела именем Иисус – Спа­си­тель:

«Иосиф, сын Дави­дов! не бойся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­еся в Ней есть от Духа Свя­таго; родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие про­изо­шло, да сбу­дется речен­ное Гос­по­дом через про­рока, кото­рый гово­рит: се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему Емма­нуил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:20-23 ).

Ранее Ангел явился Заха­рии, отцу Иоанна Кре­сти­теля, пред­ска­зы­вая ему о рож­де­нии сына и пору­чая дать ему имя Иоанн, что значит «бла­го­дать Божия»:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Заха­рия, ибо услы­шана молитва твоя, и жена твоя Ели­са­вета родит тебе сына, и наре­чешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и весе­лие, и многие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ются, ибо он будет велик пред Гос­по­дом» ( Лк. 1:13-15 ).

В этом мы видим про­дол­же­ние тех вет­хо­за­вет­ных тра­ди­ций, когда имя чело­века должно было выра­жать особое его отно­ше­ние к Богу.

Такое же отно­ше­ние к имени как выра­же­нию лич­но­сти имело место и в эпоху первых хри­стиан. Так, вмч. Пан­те­ле­и­мон пер­во­на­чально был назван роди­те­лями Пан­то­леон, что значит: во всем лев. Пред­по­ла­га­лось, что муже­ством он будет подо­бен льву. Но впо­след­ствии он был пере­име­но­ван в Пан­те­ле­и­мона, то есть все­ми­ло­сти­вого, ибо всем ока­зы­вал мило­сер­дие: бес­платно лечил боль­ных, раз­да­вал щедрую мило­стыню нищим.

Из ска­зан­ного необ­хо­димо сде­лать один важный вывод, каса­ю­щийся наре­че­ния имени.

Имена давали и дают люди: так, напри­мер, Адам и Ева сами наре­кали своих детей – так были названы Авель, Каин, Сиф ( Быт. 4; 1-2, 25 ) и др. Также и Гос­подь дает имя – как в Ветхом Завете Исааку ( Быт. 17:19 ) и др., так и в Новом Завете – Иоанну Кре­сти­телю ( Лк. 1:13 ) и Ему Самому ( Мф. 1:20-21 ) и неко­то­рым святым.

Таким обра­зом, само Свя­щен­ное Писа­ние, под­твер­ждая право роди­те­лей самим наре­кать имена своим детям и одно­вре­менно сви­де­тель­ствуя об уча­стии Бога в этом деле, пред­по­ла­гает тем самым прямое сотвор­че­ство Бога и чело­века в выборе имени.

Итак, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы пони­маем, как воз­никли первые имена. Мы видим, что они были нераз­рывно свя­заны с боже­ствен­ным пред­на­зна­че­нием чело­века в кон­тек­сте свя­щен­ной исто­рии и имели целью при­бли­зить чело­века к Богу.

С наступ­ле­нием эры хри­сти­ан­ства и появ­ле­нием хри­сти­ан­ских святых имена стали давать в их честь. Эти имена стали новыми про­вод­ни­ками, кото­рые свя­зали людей с истин­ным Богом – Хри­стом— союзом со свя­тыми угод­ни­ками Его, ибо, как гово­рит св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский, «Бог во святых почи­вает и в самом имени их».

С уста­нов­ле­нием без­бож­ной власти в России активно вытрав­лялся, выхо­ла­щи­вался духов­ный смысл имен. Они пре­вра­ща­лись в при­ми­тив­ный бук­вен­ный код – напо­до­бие поряд­ко­вого номера, кото­рый в соче­та­нии с отче­ством и. фами­лией должен был слу­жить целям госу­дар­ствен­ной инвен­та­ри­за­ции насе­ле­ния.

Однако чело­век, как образ Божий, своей лич­но­стью всегда оду­хо­тво­рял имя, несмотря на все попытки отсечь его боже­ствен­ный смысл. Насколько свят носи­тель, настолько он освя­щает свое имя. Хри­сти­ане святят имя Бога своей жизнью. Кон­крет­ный чело­век при­зван свя­тить свое личное имя. Жизнь без Бога, вне Церкви есть отсут­ствие свя­то­сти, при кото­рой имя не свя­тится, а пре­да­ется пору­га­нию, теряет свой боже­ствен­ный смысл. Только в живой связи с Цер­ко­вью – этим «сооб­ще­ством святых» – и имя полу­чает досто­ин­ство свя­того.

^ Обыч­ные сует­ные сооб­ра­же­ния при выборе имени. Мнимая «кра­сота» имен

Задолго до появ­ле­ния ребенка в семье начи­на­ются раз­мыш­ле­ния по поводу его буду­щего имени. В выбор активно вклю­ча­ются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослу­живцы и зна­ко­мые. В связи с этим в выбор имени, о важ­ней­шем духов­ном смысле кото­рого гово­ри­лось выше, при­вно­сится немало сует­ного и житей­ского.

Совер­шенно необъ­яс­нимо кате­го­рич­ное отно­ше­ние неко­то­рых людей к отдель­ным именам. При этом те, кто выска­зы­вает подоб­ные кате­го­рич­ные суж­де­ния, подчас не могут при­ве­сти сколько-нибудь веских дово­дов в их пользу: «Не люблю, не пере­ношу имени Глеб, не знаю почему», «Не люблю имени Иван, оно грубое», «Какое при­ят­ное имя – Иван. Оно звучит коротко и просто, близко нашему сердцу», «Люблю имена с удво­ен­ными соглас­ными», «Люблю имена на Э» – подоб­ные суж­де­ния можно слы­шать довольно часто.

Кра­соту имен, как и всякую кра­соту, люди вос­при­ни­мают по-раз­ному, неда­ром на этот счет сло­жены пого­ворки. Тут играют роль раз­но­об­раз­ные обсто­я­тель­ства: воз­раст выби­ра­ю­щего имя (в этом деле очень часто при­ни­мают уча­стие стар­шие члены семьи – дедушки и бабушки; как пра­вило, у людей разных поко­ле­ний вкусы не сов­па­дают), место житель­ства, начи­тан­ность, эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние и т. д.

Говоря о «кра­соте» имен, нельзя не вспом­нить о так назы­ва­е­мой моде на имена. Эта мода напо­ми­нает повет­рие в бук­валь­ном смысле этого слова (раз­но­сится по ветру, из уст в уста). Так, к при­меру, в начале 70‑х годов модное имя Елена давали всем девоч­кам подряд, невзи­рая на то, что в подъ­ез­дах домов было уже по 10—15 Лен!

С модой на одни имена неиз­бежно отвер­га­ются другие.

С горе­чью и доса­дой гово­рит один из чита­те­лей жур­нала «Рус­ская речь» Е. М. Анто­нов, пред­ста­ви­тель стар­шего поко­ле­ния, о своем имени, кото­рое неза­слу­женно поро­чили его зна­ко­мые: «Меня кре­стили в день прп. Ефрема Сирина (28 января ста­рого стиля), поэтому и при­сво­или имя этого свя­того… Лет до пят­на­дцати я не ощущал нелов­ко­сти за свое имя, ибо никто не напо­ми­нал мне о том, что оно некра­си­вое. В душе своей я до сих пор не считаю свое имя некра­си­вым. Живи я до сих пор в деревне, в родной кре­стьян­ской среде, не ощутил бы ни разу непри­ят­но­стей из-за имени. Но жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства рано при­вели меня в город. Здесь даже от людей одного со мной «низ­шего» ранга услы­шал, что так некра­сиво мое имя. При новых зна­ком­ствах из-за этого при­хо­дил в сму­ще­ние» (Рус­ская речь, 1969, № 6, с. 45–46).

Вывод из рас­сказа Е. М. Анто­нова, про­стого чело­века, сохра­нив­шего нор­маль­ное нрав­ствен­ное чув­ство в эпоху «науч­ного ате­изма», может быть только один: отри­ца­тель­ное мнение о его имени выска­зы­ва­лось людьми, совер­шенно ото­рван­ными от духов­ных тра­ди­ций своего народа. Имя это, есте­ственно, ничуть не хуже всех других рус­ских имен и, во всяком случае, по мнению многих, гораздо при­ят­нее для рус­ского слуха, чем, к при­меру, имя Эдуард.

Все знают, как наряду с отка­зом от при­выч­ных имен детям стали при­ду­мы­вать новые неле­пые имена.

Самое про­стое и бла­го­звуч­ное имя нари­ца­тель­ное про­зву­чит для нас дико, если мы вне­запно пре­вра­тим его в имя соб­ствен­ное. Но это как раз и про­ис­хо­дило в первые годы совет­ской власти, когда стали давать имена Трак­тор, Элек­три­фи­ка­ция, Энер­гий и т. п. Об этом явле­нии С. Я. Маршак так напи­сал впо­след­ствии в сти­хо­тво­ре­нии «В защиту детей»:

Если только ты умен,
Ты не дашь ребя­там
Столь затей­ли­вых имен,
Как Протон и Атом.
Удру­жить хотела мать
Дочке бело­ку­рой,
Вот и взду­мала назвать
Дочку Дик­та­ту­рой.
Хоть семья ее звала
Сокра­щенно Дита,
На роди­те­лей была
Девушка сер­дита.
Для другой искал отец
Имя похит­рее,
И назвал он, нако­нец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идей­кой,
А ребята со двора
стали звать Индей­кой.
А один ори­ги­нал,
Начи­нен газе­той,
Сына Спут­ни­ком назвал,
Дочь назвал Раке­той.
Пусть поймут отец и мать,
Что с про­зва­ньем этим
Век при­дется веко­вать
Зло­по­луч­ным детям.

Несмотря на это и позже про­дол­жают при­ду­мы­ваться такие имена как Фев­ра­лин, Мартий, Энглен, Вилор, Окто­мир и т. п. Рус­скую девочку, родив­шу­юся на борту само­лета Ил-18, назвали Илина, повто­рив в ее имени частицу ил из обо­зна­че­ния его марки.

Муж­ские имена дважды про­хо­дят свой путь в семье, служа отче­ствами при име­но­ва­нии сле­ду­ю­щего поко­ле­ния. Веро­ятно, это обсто­я­тель­ство совер­шенно не учи­ты­ва­лось теми, кто давал своим детям выше­пе­ре­чис­лен­ные имена. Можно только посо­чув­ство­вать тем, кото­рые теперь вынуж­дены стес­няться своих отчеств.

К сча­стью, самыми при­выч­ными на сего­дня все-таки оста­ются старые рус­ские кален­дар­ные имена, не вызы­ва­ю­щие пред­мет­ных или рево­лю­ци­он­ных ассо­ци­а­ций. Их много, и именно к ним прежде всего сове­туют при­бе­гать при выборе имени ново­рож­ден­ному раз­но­об­раз­ные спра­воч­ники. Основ­ная масса роди­те­лей счи­тает рус­ские имена един­ственно воз­мож­ными для своих детей, что и под­твер­жда­ется ста­ти­сти­кой.

Но и при этом не обхо­дится без самых неле­пых предубеж­де­ний. Неко­то­рые из них свя­заны со ста­рыми народ­ными пого­вор­ками и риф­мов­ками вроде: «мели, Емеля, твоя неделя», «куда Макар телят не гонял», «затвер­дила ворона Якова одно про вся­кого» и т. п. При­ни­мают также во вни­ма­ние то, как имя будет соче­таться с отче­ством и фами­лией. Одни счи­тают, что к длин­ному отче­ству надо под­би­рать корот­кое имя, и наобо­рот. Другие счи­тают кра­си­выми соче­та­ния, если имя и отче­ство имеют оди­на­ко­вые ини­ци­алы и т. д.

Однако сле­дует заме­тить один небезын­те­рес­ный факт: все эти фор­маль­ные под­ходы (весьма, впро­чем, сомни­тель­ные) пере­стают играть какую-либо роль, если имя дается в честь или в память о людях, достой­ных под­ра­жа­ния. Имя начи­нает казаться кра­си­вым, если оно напо­ми­нает чело­века кра­си­вого, умного, доб­рого, отзыв­чи­вого, – зна­ко­мого лично или по лите­ра­туре. Не потому ли так при­ятно звучат личные имена, при­над­ле­жав­шие заме­ча­тель­ным пред­кам и совре­мен­ни­кам? Не потому ли неко­то­рые пре­льща­ются име­нами лите­ра­тур­ных пер­со­на­жей?

Судьба чело­века может пре­об­ра­зить для нас и звук и смысл его имени. Сле­до­ва­тельно, так назы­ва­е­мая «кра­сота имени» вто­рична, она про­ис­те­кает из кра­соты самого чело­века.

^ Дей­ствие святых имен

Веро­ятно, многие не сознают, какое зна­че­ние имеет про­из­не­се­ние вслух или в уме какого-либо имени. Вот, напри­мер, я про­из­ношу имя близ­кого и доро­гого для меня чело­века. В мгно­ве­ние вре­мени в моих глазах встает его образ, в уме вос­про­из­во­дятся отли­чи­тель­ные черты его харак­тера и его жиз­нен­ной исто­рии, его отно­ше­ние ко мне и его миро­со­зер­ца­ние; в моем сердце про­сы­па­ются по отно­ше­нию к нему чув­ства любви, сим­па­тии, неж­но­сти, жало­сти, ува­же­ния и т.п. Словом, вос­по­ми­на­ние имени вос­про­из­вело в моей душе его образ во всей сово­куп­но­сти его физи­че­ской, душев­ной и духов­ной сущ­но­сти, и моя душа как бы запол­ни­лась этим обра­зом, сли­лась с ним. Это неви­ди­мое еди­не­ние меня с обра­зом друга совер­шенно реально и в силь­ней­шей сте­пени влияет на меня. Поло­жим, что друг, кото­рого я вспом­нил, отли­чался жиз­не­ра­дост­но­стью и всегда хорошо дей­ство­вал на мою душу. И хотя я до вос­по­ми­на­ния был рас­строен, его образ влил в меня струйку жиз­не­ра­дост­но­сти, и моя печаль заме­ни­лась бод­ро­стью. Как пишет св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский: «В имени чело­века душа чело­века, напри­мер, в имени Ивана – душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душа сознает себя в этом имени и откли­ка­ется на него».

Итак, имя вызы­вает образ, а образ в душе есть сопри­кос­но­ве­ние или даже еди­не­ние души с этим обра­зом. При этом первое или второе – т.е. сопри­кос­но­ве­ние или еди­не­ние – будет зави­сеть от нашего отно­ше­ния к этому образу. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вли­ва­ется в нашу душу, объ­еди­ня­ется с нами и влияет на наши чув­ства и ощу­ще­ния.

Про­из­не­се­ние имени ведет к обще­нию нас с обра­зом и отра­жа­ется в той или иной сте­пени на пере­жи­ва­ниях ума и сердца. Наиме­но­ва­ние для нашей души есть в какой-то сте­пени сама сущ­ность лич­но­сти. И отсюда к нему у нас и должно быть то же отно­ше­ние, как к самой лич­но­сти. Вот почему евреям была дана запо­ведь: «Не про­из­носи имени Гос­пода Бога твоего напрасно».

Как пишет св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский: «С край­ним бла­го­го­ве­нием про­из­носи имя Божие, помня, что Богом все при­ве­дено из небы­тия в бытие, и все суще­ству­ю­щее содер­жится в бла­го­бы­тии един­ственно по Его бла­го­сти, все­мо­гу­щею силою и пре­муд­ро­стью Его. С край­ним бла­го­го­ве­нием про­из­носи и имя Иисуса Христа Сына Божия, через Кото­рое все «начало быть» ( Ин. 1:3 ) и Кото­рым все управ­ля­ется… С бла­го­го­ве­нием про­из­носи и имя Пре­чи­стой Матери Гос­пода Иисуса Христа, Прис­но­девы Марии, поро­див­шей нам Его во спа­се­ние наше…

С бла­го­го­ве­нием про­из­носи имена апо­сто­лов Хри­сто­вых, само­вид­цев и слуг Его, про­нес­ших по всему миру Боже­ствен­ное учение Его, а также имена муче­ни­ков, пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков и всех святых».

Свет не есть само солнце. Но для нас свет ближе солнца: он нас осве­щает, согре­вает и питает энер­гией и рас­ти­тель­ный, и живот­ный мир. Имя – это как бы свет от сущ­но­сти образа. Имя же Бога имеет в духов­ном мире то же зна­че­ние, что свет в физи­че­ском мире для рас­те­ний и живот­ных. Так мы можем постиг­нуть освя­ща­ю­щую, про­све­ща­ю­щую и очи­ща­ю­щую силу святых имен, дей­ству­ю­щих на нашу душу, на наш разум и сердце и через это – на всю нашу жизнь.

Как пишет схи­ар­хи­манд­рит Софро­ний про старца Силу­ана: «Имя Духа Свя­того, как и имя – Гос­пода и другие имена Божии неиз­менно вызы­вали в его душе живой отклик – чув­ство радо­сти и любви».

Подобно дей­ствию имени Бога, Гос­пода Иисуса Христа, Св. Духа и Св. Троицы, будет дей­ствие имен и тех, в кого все­лился Св. Дух, в душе кото­рых «изоб­ра­зился Хри­стос» ( Гал. 4:19 ).

Как пишет св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский: «Бог во святых почи­вает и в самом имени их, в самом изоб­ра­же­нии их, только с верою надо упо­треб­лять их изоб­ра­же­ния, и они будут тво­рить чудеса».

Поэтому цели­тель­ный баль­зам изли­ва­ется на нашу душу и от бла­го­ухан­ного имени Божией Матери, Прис­но­девы Марии, и от имени бес­плот­ных слу­жи­те­лей Бога – Архан­гель­ских и Ангель­ских чинов, от имени всех святых. Все они воз­вы­шают душу хри­сти­а­нина и вводят его в оби­тель свя­то­сти и пра­вед­но­сти.

В дей­ствии на душу имен надо учи­ты­вать также еще сле­ду­ю­щую зако­но­мер­ность. Это закон «резо­нанса», т.е. отзыв­чи­во­сти души к опре­де­лен­ным именам и обра­зам на основе сим­па­тии и тяго­те­ния сердца чело­ве­че­ского к этим именам и обра­зам. Если тянется сердце к духов­ному свету, то все свет­лые имена и образы будут сильно дей­ство­вать на него, глу­боко вхо­дить в душу и долго в ней жить. Наобо­рот, все непри­ят­ное и несим­па­тич­ное сердцу не будет его затра­ги­вать, ни зани­мать ума и лишь сколь­зить в мыслях.

Вот почему образы и имена в молитве глу­боко вол­нуют и уми­ляют очи­щен­ное сердце и не зани­мают мыслей у чело­века, сердце кото­рого пора­бо­щено миром. Отсюда поток свет­лых обра­зов и имен, кото­рыми напол­нена молитва, будет про­свет­лять сердце лишь бла­го­го­вей­ного хри­сти­а­нина.

^ Почему нам даются имена святых

Обычай наре­кать хри­сти­а­нам имена святых, по сви­де­тель­ству свт. Иоанна Зла­то­уста, начал вхо­дить в упо­треб­ле­ние еще с первых веков хри­сти­ан­ской Церкви. Как отно­си­лись к именам святых во время самого Зла­то­уста, видно из того, что гово­рит он в похвалу свя­того Меле­тия Антио­хий­ского: «От имени свя­того Меле­тия, как бы от света, оза­рив­шего город, каждый воз­жи­гал для себя све­тиль­ник и вносил в дом свой имя бла­жен­ного, как некую сокро­вищ­ницу, испол­нен­ную бес­чис­лен­ными бла­гами». Уже в V веке, по сви­де­тель­ству бла­жен­ного Фео­до­рита, обра­ти­лось в повсе­мест­ный обычай наре­кать кре­ща­е­мым имена святых.

Зная подвиги святых, их жития, полу­чая по молитве помощь от них, хри­сти­ане имели искрен­нюю любовь к угод­ни­кам Божиим, доро­жили их име­нами и давали их своим детям.

Как ука­зы­ва­лось выше, и в обыч­ной жизни память о заме­ча­тель­ных людях, про­сла­вив­ших свое имя какими-либо подви­гами или заслу­гами на поприще житей­ской дея­тель­но­сти, дорога для нас. Тем более для хри­сти­а­нина дорога память тех, кто бла­го­уго­дил своей жизнью и делами Гос­поду, кто воз­лю­бил Его всем серд­цем.

Как имя «хри­сти­а­нин» зна­ме­нует наш союз со Хри­стом, так имена святых воз­ла­га­ются на нас в зна­ме­ние союза членов Церкви земной с чле­нами Церкви, тор­же­ству­ю­щей на небе­сах. Те и другие состав­ляют одно тело под единою Главою – Хри­стом и нахо­дятся в живом обще­нии между собой. Святые, оби­та­ю­щие на небе­сах, по любви к бра­тьям своим, живу­щим на земле, при­ни­мают живое уча­стие в их судьбе: раду­ются, если они ведут бого­угод­ную жизнь, скор­бят при виде их паде­ний, заблуж­де­ний и несча­стий, пред­ста­тель­ствуют за них в своих молит­вах пред пре­сто­лом Выш­него, неви­димо сопри­сут­ствуют при­бе­га­ю­щим к их помощи и ограж­дают их от иску­ше­ний и бед своим неви­ди­мым заступ­ле­нием и покро­вом, а жизнью своею пред­став­ляют нам пример для под­ра­жа­ния и руко­вод­ства в нашем стран­ство­ва­нии к Небес­ному Оте­че­ству. Такое непо­сред­ствен­ное и тро­га­тель­ное уча­стие святых в нашей судьбе воз­ла­гает и на нас обя­зан­ность бла­го­честно чтить и любить их, при­бе­гать к ним с молит­вами в нуждах и радо­вать их под­ра­жа­нием их подви­гам и совер­шен­ствам. Испол­нять эту обя­зан­ность мы должны в отно­ше­нии ко всем святым, живу­щим в небес­ной славе, но осо­бенно к тем, имена кото­рых носим, ибо с той целью и воз­ла­га­ются на нас их имена.

Святые, имена кото­рых мы носим, назы­ва­ются нашими анге­лами, и день именин – днем ангела. Мы назы­ваем их анге­лами потому, что они, со вре­мени наре­че­ния нам их имени, дела­ются осо­быми нашими покро­ви­те­лями, защит­ни­ками от неви­ди­мых и види­мых врагов, молит­вен­ни­ками за нас перед Богом и, таким обра­зом, после бес­плот­ных анге­лов-хра­ни­те­лей явля­ются нашими новыми анге­лами-хра­ни­те­лями. К их покро­ви­тель­ству мы должны при­бе­гать и быть уве­рены в их пред­ста­тель­стве за нас перед Богом.

Нако­нец, имена святых даются нам для того, чтобы ука­зать бли­жай­шие образцы, кото­рым мы должны под­ра­жать в бого­угод­ной жизни. Имя свя­того обя­зы­вает нас упо­доб­ляться ему в подви­гах и доб­ро­де­те­лях. И в обыч­ной жизни зна­ме­ни­тое, из рода в род пере­хо­дя­щее имя пред­ков заклю­чает в себе как бы обя­за­тель­ство для их потом­ков под­дер­жи­вать честь рода лич­ными заслу­гами и доб­ле­стями. Если же потомки не только не пока­зали заслуг и доб­ле­стей, но еще и запят­нали себя недо­стой­ными поступ­ками, то о них обычно гово­рят, что они обес­че­стили свой род и стали недо­стойны носи­мого имени. Подоб­ным обра­зом и нося­щие имена святых должны соот­вет­ство­вать своим именам делами святых через под­ра­жа­ние им.

Итак, имена святых, носи­мые нами, ука­зы­вают на нашу обя­зан­ность чтить и любить их, про­сить их молитв за нас и под­ра­жать при­меру их жизни.

Испол­нять же эти обя­зан­но­сти над­ле­жа­щим обра­зом можно не иначе, как хорошо зная их жизнь и подвиги. На чем же еще осно­вы­ва­ется ува­же­ние и сер­деч­ное рас­по­ло­же­ние к кому-либо, как не на знании его досто­инств? Если кто кого не знает или знает только пона­слышке, то не может над­ле­жа­щим обра­зом ува­жать и любить его, и тем более – быть близ­ким ему. Так же и в духов­ной жизни: кто не знает жизни и подви­гов свя­того, тот не может оце­нить его по досто­ин­ству и, сле­до­ва­тельно, не может над­ле­жа­щим обра­зом чтить и любить его.

Знание жизни и подви­гов святых помо­жет и в выборе имени. Поэтому роди­тели ново­рож­ден­ного через жития святых, опыт молит­вен­ного обра­ще­ния к ним должны ближе позна­ко­миться с теми, в честь кого пред­по­ла­гают назвать своего ребенка, – и тогда имя им под­ска­жет сердце.Тот же совет можно дать и взрос­лому хри­сти­а­нину, не зна­ю­щему, в честь какого именно свя­того его нарекли в дет­стве. Он должен вни­ма­тельно изу­чить жития святых, нося­щих его имя, помо­литься им и Богу, – и что Гос­подь поло­жит на сердце, то и при­нять, избрав таким обра­зом себе небес­ного покро­ви­теля, – и впо­след­ствии молиться ему уже как своему ангелу и отме­чать име­нины в день его празд­но­ва­ния.

^ Как выби­рать имя по-Божи­ему

В полной мере и к нашему вре­мени можно отне­сти слова свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника: «Имена у нас стали выби­рать не по-Божи­ему». Свя­ти­тель пояс­няет: «По-Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам: или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутки, или дня в три по кре­ще­нии. Тут дело будет без всяких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст: ибо дни рож­де­ния в руках Божиих» (Смол. Е. В. 1894, 14).

Даруя роди­те­лям ребенка и уста­нав­ли­вая день его рож­де­ния, Гос­подь уже тем самым ука­зы­вает на его имя. Опре­де­лить же Божию волю мы можем по Пра­во­слав­ному меся­це­слову, в кото­рый вклю­чены имена святых, про­слав­лен­ных Цер­ко­вью.

Наре­че­ние хри­сти­ан­ского имени, по уставу Церкви, совер­ша­ется до кре­ще­ния и состав­ляет одно из первых под­го­то­ви­тель­ных к нему дей­ствий. В старые вре­мена имя наре­кали задолго до дня кре­ще­ния ребенка 1. Теперь же наре­че­ние имени про­ис­хо­дит обычно в день кре­ще­ния, перед чином огла­ше­ния.

Согласно ука­за­нию Треб­ника (гл. 2), имена хри­сти­ан­ские должны быть наре­ка­емы мла­ден­цам в вось­мой день по рож­де­нии, по при­меру Спа­си­теля Христа, при­няв­шего имя Иисус в вось­мой день по Своем рож­де­нии ( Лк. 2:21 ), как тре­бо­вал того вет­хо­за­вет­ный закон обре­за­ния и наиме­но­ва­ния ( Быт. 17:4-15 ).

Впро­чем, наре­кать мла­денца именем свя­того, кото­рый вос­по­ми­на­ется в вось­мой день по рож­де­нии, не счи­та­лось в России непре­мен­ной тра­ди­цией. Часто имя наре­кали и в самый день рож­де­ния, по жела­нию роди­те­лей скорее видеть свое дитя запе­чат­лен­ным святым именем и крест­ным зна­ме­нием, кото­рым дитя при этом бла­го­слов­ля­ется. Рож­де­ние мла­денца – столь вели­кое и зна­ме­на­тель­ное собы­тие в нашей жизни, осо­бенно ввиду опас­но­сти самих родов, что оста­ется только бла­го­да­рить Бога за эту милость наре­че­нием ново­рож­ден­ному имени свя­того, под осе­не­нием кото­рого он родился.

Кроме того, также суще­ство­вал обычай назы­вать ребенка и в честь святых, память кото­рых при­хо­ди­лась на день кре­ще­ния. Это обос­но­вы­ва­лось тем, что по цер­ков­ному уставу наиме­но­ва­ние дитяти должно совер­шаться «во осмый день» по его рож­де­нии, а так как в этот день в древ­но­сти и было совер­ша­емо таин­ство кре­ще­ния, то и имя мла­денцу заим­ство­ва­лось от свя­того, празд­ну­е­мого в этот день.

Итак, чаще всего ребенка назы­вали в честь свя­того, память кото­рого при­хо­ди­лась на день рож­де­ния или день наре­че­ния имени, а также день кре­ще­ния. Для дево­чек допус­кался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.

При таком выборе день рож­де­ния и име­нины чаще всего сов­па­дали и в созна­нии сли­ва­лись воедино. До сих пор назы­вают име­нин­ни­ками тех, кто празд­нует день рож­де­ния, но хри­сти­ане празд­нуют име­нины в честь свя­того.

Были еще случаи, когда ребенка назы­вали по обету, в честь опре­де­лен­ного свя­того, кото­рого изби­рали зара­нее и моли­лись ему еще до появ­ле­ния чада. Тогда име­нины отме­ча­лись в день памяти этого угод­ника Божия, а если память празд­но­ва­лась несколько раз в году – то в день, бли­жай­ший ко дню рож­де­ния.

Таким обра­зом, чело­век полу­чал имя от Церкви, при Кре­ще­нии, и выби­ра­лось оно не про­из­вольно, а по одному из несколь­ких правил.

По ука­за­нию Еван­ге­лия в повест­во­ва­нии о наре­че­нии имени Спа­си­телю и Иоанну Кре­сти­телю ( Мф. 1:20-21 ; Лк. 1:30-31, 59-63 ), а также по цер­ков­ному пре­да­нию (св. Симеон Солун., гл. 59) и по обще­уста­но­вив­шейся цер­ков­ной прак­тике выбор имени ново­рож­ден­ному при­над­ле­жал роди­те­лям ребенка; взрос­лые же сами выби­рали себе имя 2. Только в том случае, если выбор имени мла­денца его роди­те­лями предо­став­лялся свя­щен­нику, послед­ний наре­кал его именем по соб­ствен­ному усмот­ре­нию, обычно изби­рая для этого имя свя­того, память кото­рого чтится в день чтения молитвы ново­рож­ден­ному или в вось­мой день по его рож­де­нии, а также в день рож­де­ния, в день кре­ще­ния или бли­жай­ший к тому день.

Теперь кре­ще­нию пред­ше­ствует граж­дан­ская реги­стра­ция ново­рож­ден­ного, и роди­тели всегда сами выби­рают имя ребенку, кото­рое впи­сы­ва­ется в сви­де­тель­ство о рож­де­нии. Если имя, под кото­рым ребе­нок заре­ги­стри­ро­ван, отсут­ствует в Пра­во­слав­ном меся­це­слове, это еще не значит, что сле­дует менять его при кре­ще­нии. Вполне воз­можно, что роди­тели по неосве­дом­лен­но­сти дали ребенку пра­во­слав­ное имя, но в запад­но­ев­ро­пей­ской или мест­ной его форме. В таком случае свя­щен­ник обычно пере­во­дит его в цер­ковно-сла­вян­скую форму и кре­стит под этим именем, пред­ва­ри­тельно сооб­щив его роди­те­лям кре­ща­е­мого или ему самому. Вот при­меры таких пере­во­дов: Анжела – Анге­лина; Жанна – Иоанна; Оксана, Акси­нья – Ксения; Агра­фена— Агрип­пина; Полина – Аппо­ли­на­рия; Луке­рия – Гли­ке­рия; Егор – Геор­гий; Ян – Иоанн; Денис – Дио­ни­сий; Свет­лана – Фотина или Фоти­ния; Марта – Марфа; Аким – Иоаким; Корней – Кор­не­лий; Леон – Лев; Томас – Фома.

В том случае, когда не уда­ется уста­но­вить подоб­ного соот­вет­ствия (напри­мер Эдуард, Эль­вира, Карл), свя­щен­ник реко­мен­дует роди­те­лям или самому кре­ща­е­мому выбрать пра­во­слав­ное имя (лучше близ­кое по зву­ча­нию), кото­рое впредь будет его цер­ков­ным именем.

В связи с тем, что в меся­це­слове неко­то­рые имена святых сов­па­дают и празд­ну­ются несколько раз в году, то празд­но­ва­ние одного опре­де­лен­ного дня Ангела ново­на­име­но­ван­ному хри­сти­а­нину назна­ча­ется свя­щен­ни­ком. Обычно это бли­жай­ший сле­ду­ю­щий за днем рож­де­ния день памяти свя­того.

Отно­си­тельно пере­мены имени уже кре­ще­ному чело­веку нет обще­цер­ков­ных правил, поэтому можно сослаться на резо­лю­цию мит­ро­по­лита мос­ков­ского Фила­рета (от 22 мая 1839 г.), согласно кото­рой сле­до­вало посту­пить так: «Велеть отроку при­го­то­виться к при­ня­тию Святых Таин и при испо­веди и при­ча­ще­нии Святых Таин нарещи ему имя, кото­рое, быв упо­треб­лено при таин­ствах, избу­дет для него твер­дым». Так же, по его мнению, сле­дует посту­пить и в случае пере­мены имени «поне­удо­бо­про­из­но­си­мо­сти».

Из бла­го­го­ве­ния перед именем Спа­си­теля в Пра­во­слав­ной Церкви не наре­кали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы отно­симся и к имени Его Пре­чи­стой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празд­ну­ется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

^ Молитва в озна­ме­но­ва­ние наре­че­ния ребенка именем, на вось­мой день по рож­де­нии

Если молитвы пер­вого дня сосре­до­то­чены прежде всего на матери, то в этом обряде основ­ное место зани­мают про­ше­ния о мла­денце. Кроме того, молит­вен­ное после­до­ва­ние вось­мого дня носит уже литур­ги­че­ский харак­тер. Свя­щен­ник в епи­тра­хили воз­гла­шает «Бла­го­сло­вен Бог наш…», затем чита­ется Три­свя­тое по «Отче наш»; после воз­гласа «Яко Твое есть Цар­ство…» про­из­но­сится отпу­сти­тель­ный тро­парь свя­того храма или теку­щего дня. Это пока­зы­вает, что мла­де­нец нахо­дится уже на пути к Церкви. Если в первых молит­вах звучит как бы первое при­вет­ствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь пре­вра­ща­ется в шествие к зем­ному храму, где должно совер­шиться спа­се­ние; свя­щен­ник читает первую молитву:

«Гос­поди Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да зна­ме­ну­ется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впер­вые про­из­но­сится имя, наре­ка­е­мое мла­денцу) и да зна­ме­ну­ется Крест Еди­но­род­наго Сына Твоего в сердце и в помыш­ле­ниях его, во еже бегати суеты мира, и от вся­каго лука­ваго навета вражия, после­до­вати же пове­ле­нием Твоим. (При этих словах свя­щен­ник осе­няет мла­денца крест­ным зна­ме­нием, «зна­ме­нует» его.) И даждь, Гос­поди, неот­ре­ченну пре­быти имени Твоему свя­тому на нем, сово­куп­ля­е­мом во время бла­го­по­требно святей Твоей Церкви и совер­ша­е­мом страш­ными тай­нами Христа Твоего: да по запо­ве­дем Твоим житель­ство­вав и сохра­нив печать неру­шиму, полу­чит бла­жен­ство избран­ных во Цар­ствии Твоем, бла­го­да­тию и чело­ве­ко­лю­бием Еди­но­род­наго Сына Твоего, с Нимже бла­го­сло­вен еси, с Пре­свя­тым и Благим и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По про­чте­нии молитвы свя­щен­ник берет в свои руки мла­денца и, кре­сто­об­разно под­ни­мая его перед ико­нами, читает или поет тро­парь Сре­те­нию: «Радуйся, Бла­го­дат­ная Бого­ро­дице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Хри­стос Бог наш, про­све­щаяй сущия во тьме. Весе­лися и ты, старче пра­вед­ный, при­е­мый во объ­я­тия Сво­бо­ди­теля душ наших, дару­ю­щаго нам вос­кре­се­ние».

Чте­нием этого тро­паря Цер­ковь напо­ми­нает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Гос­по­день был точно так же при­не­сен Богом­ла­де­нец Иисус, Дитя Прис­но­девы Марии, рож­де­нием Своим открыв­ший путь всем детям к неопи­су­е­мой радо­сти Цар­ства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как пра­вило, соеди­ня­ется с чином огла­ше­ния, свя­щен­ник, «воз­вра­тив мла­денца вос­при­ем­нику, воз­гла­шает: «Гос­поду помо­лимся» и поло­жен­ные молитвы. Если огла­ше­ние и Кре­ще­ние будут совер­шаться в другой день, то про­из­но­сится отпуст, ука­зан­ный в Треб­нике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упо­ва­ние наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (трижды). Бла­го­слови. Хри­стос истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матери, свя­таго … (именем кото­рого наре­чен мла­де­нец) и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец».

Обряд наре­че­ния имени может быть опущен лишь в том, случае, когда мла­денцу угро­жает смер­тель­ная опас­ность и Кре­ще­ние совер­ша­ется по сокра­щен­ному чину. Опус­кать этот чин во всех осталь­ных слу­чаях, а тем более при Кре­ще­нии взрос­лого, не допус­ка­ется, учи­ты­вая его глу­бо­кий духов­ный смысл.

^ Заклю­че­ние

Есть место в книге Откро­ве­ния, где тай­но­зри­тель Иоанн повест­вует нам, что когда придет время, то каждый из пре­бы­ва­ю­щих в Цар­стве Божием полу­чит имя таин­ствен­ное, кото­рое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его полу­чает. Это имя как бы содер­жит в себе всю тайну чело­века; этим именем ска­зано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и полу­ча­ю­щего его, потому что оно опре­де­ляет то един­ствен­ное, непо­вто­ри­мое соот­но­ше­ние, кото­рое суще­ствует между Богом и Его тварью – каждой, един­ствен­ной для Него тварью. Мы носим имена святых, кото­рые про­жили и осу­ще­ствили на земле свое при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны бы вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

Поучи­тельно вду­маться и в смысл наших имен. Вот что писал по этому поводу пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский, поздрав­ляя духов­ное чадо Ана­ста­сию с днем Ангела: «Сер­дечно желаю тебе жить сооб­разно твоему имени по ска­зан­ному: по имени и житие твое да будет. Ты немножко мара­ку­ешь по-гре­че­ски. Ана­ста­сия – значит вос­кре­шен­ная или вос­крес­шая. А люди вос­крес­шие уже не уми­рают, и грех ими уже не обла­дает. О, дабы и с нами было так. »

При­ме­ча­ния:

1 Воз­раст­ным наре­ка­ются имена всегда в первый день огла­ше­ния. В «Чине, како прии­мати воз­раст имущих, иже от иудей­ския веры, или от маго­ме­тан, или от идо­ло­по­клон­ник», гово­рится: в первый день огла­шает их свя­щен­но­слу­жи­тель, посем поучает я вере хри­сти­ан­ской и имена хри­сти­ан­ския им подает.
2 В помя­ну­том выше чине при­ня­тия в Цер­ковь воз­раст­ных иудеев, маго­ме­тан и языч­ни­ков сказано:«И абие гла­го­лет молитву сию, в ней же и имя ему (ищу­щему кре­ще­ния) нари­цает, во имя свя­таго, его же память при­лу­чи­тися имать по сем в осьмый день, или коего свя­таго изво­лит».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *