На что обратить внимание при выборе школы для ребенка
7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу
Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.
1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?
Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.
К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация
Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.
Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.
Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.
Признаки хорошей готовности к школе
2. Как выбрать хорошую начальную школу?
Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.
Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.
Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.
3. А на что в первую очередь обратить внимание?
Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.
Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально. В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».
Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.
8 главных проблем нашей начальной школы
Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.
4. Почему ребёнка могут не взять в школу?
По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.
5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?
Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.
6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?
Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.
Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.
Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе
7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?
Оставьте ребёнку свободное время
В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.
Помогите ему освоиться
Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.
Давайте ребёнку обратную связь
Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».
Проводите больше времени вместе
Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.
Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)
Мы расскажем о том, какие факторы нужно учитывать при подборе школы. И поможем подобрать учебное заведение, в которое вашему ребенку будет нравиться ходить.
Факторы, которые нужно учитывать при подборе школы для ребенка
Фактор #1: Местоположение
В каждом районе любого города России есть своя школа. Наверняка хотя бы одно учебное заведение расположено неподалеку от того места, в котором вы живете.
Отправьтесь в ближайшую к вашему дому школу. Проанализируйте профессионализм учителей. Интерьер. Программу обучения. А также наличие охраны.
Если все аспекты вас устроят, то можете отдавать ребенка в школу, находящуюся рядом с вашим домом.
Бывают ситуации, когда ребенку нужна не обычная общеобразовательная школа, а учебное заведение с каким-либо уклоном. Например, то, в котором, помимо традиционных уроков, есть факультативы по дизайну. Или дополнительные занятия по экономике, менеджменту.
Подобные школы зачастую находятся в отдаленных районах города. Вдалеке от вашего дома. При этом, в подобных школах представлена необходимая вам программу обучения.
Если ребенку нужна школа с конкретным уклоном, которая находится в другой части города, то можете отдавать его в нее. Даже если она находится далеко от вашего дома.
Когда речь идет о получении необходимых знаний, расстояние до учебного заведения не важно.
Фактор #2: Что думает общество по поводу конкретного образовательного учреждения?
Перед тем, как отдать ребенка в ту или иную школу, проанализируйте мнение общества по поводу нее. Поспрашивайте у своих знакомых, дети которых учатся в этом учебном заведении, что они думают по поводу него. Нравится ли им учиться. Хорошо ли к детям относятся учителя. Сильные ли знания дает школа.
Почитайте комментарии о школе в интернете.
Если в учебном заведении работают дружелюбные учителя, то об этом гарантированно напишут. И вы еще на этапе подбора сможете понять, стоит ли отдавать ребенка в конкретную школу.
Фактор #3: Какие результаты показывают выпускники школы на ЕГЭ? Высокие или низкие?
Посмотрите на средний балл учеников школы, сдавших ЕГЭ. Если он составляет 70, то отдавать ребенка в подобное учебное заведение можно. В нем дают сильную базу знаний. И эффективно готовят к Единому Государственному Экзамену.
Фактор #4: В каком формате проходит учеба?
Существуют школы с разными режимами дня. И с разным расписанием:
Не рекомендуем отдавать предпочтение школам, в которых уроки начинаются в 08:30. Ребенок действительно сможет немного дольше поспать утром. Однако, и уроки у него будут заканчиваться, к примеру, не в 14:30, а в 15:00. Это удобно далеко не для всех детей.
Существуют школы с разными типами обучения. Большинство общеобразовательных учреждений дают традиционную базу знаний. Однако, существуют и так называемые «сильные» школы.
В них детям дают более сильную базу знаний. И на уроках в них проходят более глубокие темы.
Например, в сильных школах ученикам задают очень много домашнего задания. Которое дети выполняют по 3-5 часов.
Рекомендуем отдавать ребенка в школу с традиционной программой обучения. В противном случае, он может быстро устать учиться. Потому, что чрезмерное количество домашнего задания сможет вытерпеть далеко не каждый.
Фактор #6: Стоимость обучения в школе
Существует два основных вида школ. Частные и государственные.
В государственных школах обучение абсолютно бесплатное. Если у вас и будут просить деньги, к примеру, на фонд учебного заведения, то небольшие. Максимум 1-2 тысячи рублей в год.
В частных школах обучение платное. Причем, стоит оно очень дорого. Год обучения в среднестатистической частной школе равен той сумме, которую придется отдать за двенадцать месяцев учебы в МГУ.
При выборе вида школы рекомендуем исходить из вашего текущего финансового состояния.
Фактор #7: Есть ли в школе группа продленного дня?
Преимуществом продленки является то, что в ней дети:
Фактор #8: Чистота территории
Перед тем, как отдать ребенка в школу, проверьте ее территорию. Посмотрите:
Если с вышеперечисленными аспектами все хорошо, то можете отдавать ребенка в эту школу. Она имеет безопасную территорию, на которую не попадают незнакомцы.
Фактор #9: Безопасность
Важно, чтобы в вашей школе была надежная охрана. Большинство учебных заведений России имеют свою систему безопасности. И даже пропускной режим.
Если система безопасности в учебном заведении хорошая, то можете смело отдавать в него ребенка.
Фактор #10: Питание
Рекомендуем отдавать ребенка в школы, в которых сбалансированное питание. То есть, в столовой которых продается не только пицца, но и здоровая еда. Салаты, супы, гречка и прочая пища.
Именно поэтому в столовой должна быть еда на любой вкус. Не только пирожки и различные виды фастфуда. Но и продукты, которыми можно действительно наесться. И подкрепиться.
Фактор #11: Атмосфера в школе
У каждого учебного заведения есть атмосфера. Хорошая или плохая.
Перед тем, как отдать ребенка в конкретную школу, пройдитесь по ней.
Понаблюдайте за тем, как ведут себя ученики. Не оскорбляют ли они друг друга. Не дерутся ли. Относятся ли друг к другу уважительно.
Если среди учеников в школе принято унижать друг друга, то коллектив в ней нездоровый. От подобного учебного заведения стоит отказаться.
Когда вы будете гулять по школе, наверняка какая-нибудь учительница будет разговаривать с учеником. Проследите за их диалогом. Посмотрите, как она ведет себя. Не повышает ли она голос. Не оскорбляет ли ученика. Не бьет ли она его.
Если же в школе дружелюбная атмосфера, то можете отдавать в нее ребенка. Ему в ней понравится. Он будет чувствовать себя комфортно во время занятий. И каждое утро будет с радостью идти в школу.
Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Хотелось бы немного поговорить о том, какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы. Они неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Среди них есть критерии, важные для ребенка и для взрослых. Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, стоит заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Эта «этнографическая экспедиция» позволит вам частично получить представление о том, как там устроена жизнь, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее. Во время таких визитов можно многое увидеть.
Детские критерии
Один возраст должен соответствовать одному уровню
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.
Важен гендерный состав класса
Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив. У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках. В начальной школе девочки и мальчики обычно мало пересекаются, но у них могут быть конфликты группа на группу.
Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников
В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной. Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Я ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым, потому что у какого-то народа, скажем, совершенно другая культура воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов. И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться. Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.
Обратите внимание на организацию школьного пространства
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.
Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь
Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Профили: за и против
Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.
Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.
Можно ли выбрать профиль в шесть-семь лет? Способности открываются и развиваются постепенно. Иногда о пятилетнем ребенке можно с большой натяжкой сказать: «Да, здесь явно вербальный, а здесь невербальный интеллект», «Он чистый гуманитарий» и «Он однозначно математик». Но это не значит, что нужно развивать область, которая сама бурно развивается. Я сторонник компенсирующего развития и не вижу смысла нажимать на математику, когда с ней и так все хорошо.
Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.
Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.
Дополнительное образование
Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью нарушит гармонию наполненности его расписания и лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу. Если постоянно есть самые лучшие продукты, но в чрезмерном количестве, в какой-то момент ваш желудок не справится с этим обилием прекрасного. Так и здесь. Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье. Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы.
Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?
Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
Родительские критерии
Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Расходы
Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. » Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.
Своя среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень участия в школьной жизни
Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Участие родителей в учебе
Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся». Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью. Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека. «Началка» увеличилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной.
В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
Текст — отрывок из книги «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».
Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.