На что обратить внимание учителей при работе
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
Дополнительная работа для учителя: право или обязанность?
Заключение трудового договора
При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.
Понятие трудового договора определено Трудовым кодексом Российской Федерации: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» (ТК РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора). Статья 61 определяет дату вступления трудового договора в силу: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу».
При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.
Согласно Ст. 67 ТК РФ «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя».
Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа. Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена. В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими. В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!
Согласно Ст. 68 ТК РФ «прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения)».
Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.
Так, в письме Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) от 24.11.2008 № 6234-ТЗ указано, что «если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе „Должностные обязанности“ трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.».
Дополнительная работа
Итак, изучив, согласившись и подписав необходимые бумаги, работник осознает, что входит в круг его обязанностей. Согласно Ст. 60 ТК РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Важно понимать, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить Трудовому кодексу РФ. Как бы директор школы ни желал требовать дополнительной (а еще лучше неоплачиваемой) работы от своих преподавателей, никаких отдельных законов, действующих только на территории школы и идущих «вразрез» с Трудовым кодексом, издавать он не вправе.
Однако работодатель может предложить дополнительную работу, которая заинтересует работника. В таком случае, согласно Ст. 60.1, «работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство)». Таким образом, заключение трудового договора о совместительстве является правом работника, а не обязанностью.
В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня».
Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника. Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования. Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).
Документальный «бонус»
Также вы можете обратиться к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“». Данный документ поможет разобраться со всем, что нужно знать о квалификационных характеристиках. «В разделе „Должностные обязанности“ содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе „Требования к квалификации“ определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы».
Информация по профессии «Учитель» находится в разделе «III. Должности педагогических работников». Изучив документ, вы сможете четко понять, противоречат ли требования вашего работодателя Единому квалификационному справочнику, и, в положительном случае, смело ссылаться на документ.
Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.
По материалам сайта «Педсовет»
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!