На что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком ответ
7 важных вопросов, которые следует задать первому учителю ребенка
Что включает в себя процесс обучения?
В первом классе учебный день состоит в основном из педагогических игр, бесед и обмена мнениями. Зачастую школы разрешают ребятам брать с собой в класс любимые игрушки, а на переменах – настольные игры, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно.
И обязательно узнайте о продленке и возможностях дополнительных занятий, если в них есть необходимость.
Как связаться с вами в экстренном случае?
Во многих учебных заведениях учителя уже на первом собрании дают родителям свои контактные данные. Сразу добавим: помните о правилах цифрового этикета. Звонки в вечернее время или во время занятий – это невежливо и очень нервирует. А раздраженный учитель – едва ли друг образовательному процессу и ребенку.
Тем не менее на случай форс-мажоров важно обговорить с преподавателем возможный алгоритм действий. Речь может идти о:
Здоровье ребенка (если он внезапно почувствовал недомогание, или вам нужно показаться врачу);
Внеплановых поездках (ребенок будет отсутствовать, или ему придется уйти пораньше);
Необходимости забрать малыша с урока заранее или, наоборот, оставить его на продленку.
Как быть, если у первоклассника имеются особенности здоровья?
Не все дети в состоянии выдерживать школьные нагрузки и резкую смену режима дня. В основном это связано с проблемами здоровья или определенными особенностями. Допустим, малыш, пребывая в состоянии стресса, часто просится в туалет. Чтобы не тратить время занятия впустую, ребенка лучше сразу отпустить, как только он поднимет руку. Или, например, высокий сахар вынуждает его кушать каждый час/полчаса. Следовательно, школьнику желательно позволить тихонечко перекусить, когда у него возникнет такая потребность.
Эти моменты родители обязаны оговаривать перед началом учебы. Так они помогут и преподавателю, и своему ребенку избежать лишних объяснений и недопонимания.
Как улучшить подготовку ребенка, если нет домашних заданий?
Этот вопрос родители задают очень часто, ведь традиционных заданий на дом в начальных классах не дают. Хотя это не совсем так. Домашние задания есть, но они скорее продолжение дошкольной подготовки учащегося. Педагог может попросить что-то прочитать, раскрасить, выучить с родителями стишок.
И все же следует обратиться к учителю за уточнением, если родные планируют усилить школьную программу. В любом случае специалист лучше знает, стоит добавлять малышу нагрузку или имеющейся программы для него достаточно.
Как я узнаю об успеваемости, если оценки отсутствуют?
Ответ здесь схож с предыдущим. Знания первоклашек и правда не принято оценивать по стандартной пятибалльной шкале. Более того, психологи уверены, что отметки негативно влияют на мотивацию и психику.
В первый год обучения учитель ограничивается словесным поощрением (хорошо, отлично, можно лучше), кто-то придерживается традиции награждать ребят специальными «солнышками» и другими наклейками.
И все же для родителей пятерки, четверки или двойки являются чуть ли не единственным критерием успеваемости.
Если, как уже было сказано, мамы с папами стремятся подтянуть школьника до словесного «отлично», им нужно прямо сказать об этом педагогу. Вполне вероятно, малыш и не нуждается в дополнительной нагрузке, а успехи придут к нему со временем. Как говорил Шекспир в одном из своих бессмертных произведений: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее».
Я беспокоюсь за своего ребенка: как избежать конфликтов в классе?
Каждый родитель страшится конфликтов в классе. Все люди разные, более того, все склонны к ксенофобии (в нашем случае определим это как «неприязнь других»).
К сожалению, не все дети эмпатичны. Кто-то любит спокойствие и одиночество, некоторые, наоборот, не в состоянии усидеть на месте и склонны задирать других. Встречаются и те, кто никогда не общался близко с детьми другой национальности, а кому-то в принципе непонятны культурные привычки.
Если вы опасаетесь, что ребенок окажется втянут в конфликт, следует заранее побеседовать с преподавателем. В ходе откровенного разговора вы непременно найдете оптимальное решение проблемы. Это может быть определенная рассадка детей в классе, активные игры с действиями, требующие вовлеченности, интересный рассказ о мировых культурах и языках, педагогические игры на эмоциональную децентрацию.
Кстати! Уже в сентябре этого года ГК «Просвещение» запустит специальный проект про создание эмоционально комфортной среды в школах. Эксперты поделятся советами и материалами, которые помогут родителям и педагогам избежать ксенофобии и агрессии в детском коллективе. Следите за обновлениями!
И не бойтесь обращаться за советом к школьному психологу. Вопреки стереотипам, умение просить о помощи – признак сильного человека.
Безопасна ли школа для первоклассника?
Еще один важный момент заключается в обеспечении безопасности школьников. Во избежание неприятных инцидентов, когда малыша в порядке исключения забирают не мама с папой, знакомые педагогу, а, допустим, дядя с тетей или бабушка, в большинстве городских школ была введена пропускная система. Взрослые пишут заявление, в котором указывают, кто и когда придет за учеником.
Если же речь идет о внеплановой ситуации, то допустимо уведомить учителя: сегодня ребенка заберет кто-то другой, назвав при этом его ФИО для пропуска.
Если у вас есть желание обсудить дополнительные меры безопасности, вплоть до охраны школы, то помните: с этим вопросом надо идти к директору организации, но никак не к педагогу.
Первый учитель – ваш помощник и союзник в непростом, но важном деле воспитания. Отнеситесь с пониманием к его работе и постарайтесь оставить ему максимум возможностей для общения с первоклассником. Выбирая между родительским чатом и полезной игрой, грамотный педагог всегда предпочтет детей.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Рекомендации и советы для педагогов
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценивания).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. (Выставляя двойки – мы ее обесцениваем)
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
1. Умейте слушать друг друга.
— Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что говорившим, прежде чем он приступит к изложению своих мыслей. Некоторые используют ключ, который держит говорящий. Ключ передается следующему выступающему, в то время как прочие хранят молчание.
2. Говорить должен кто-то один.
— Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить должен только один человек — это два правила, которые дополняют друг друга.
3. Говорить по существу.
— Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: «Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?» Это позволит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.
4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.
— Следует поощрять стремление учащихся поделиться своими мыслями. Дайте почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: «Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако, известно, что. » Таким образом ученик не будет поставлен в неловкое положение и будет избавлен от чувства смущения за неправильный ответ.
5. Необходимость щадить чувства других.
— К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуждать всех учащихся. Однако, ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему крайне неприятно.
6. Недопустимость умаления достоинства.
— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное замечание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
7. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
— Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:
Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Существуют пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
1. Умение слушать
— Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершенствовать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.
2. Воспроизведение сказанного
— Воспроизведение сказанного — это почти дословное повторение того, что сказал собеседник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убедиться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у учащегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное можно и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.
3. Умение разъяснять
— Разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания свежей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретацией. Разъяснение выходит за рамки простого воспроизведения сказанного учащимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении нескольких суждений ученика для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Поступая таким образом, руководитель может сказать: «Во время урока вы сказали следующее. Можно ли это понять как. » Таким образом у учащегося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (соглашаясь или не соглашаясь с ней).
4. Умение задавать вопросы
— При попытках учителя понять мысли, высказываемые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.
Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы:
а. Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. «Не скажите ли несколько подробнее?» «Каково ваше мнение?» «Не хотите ли еще что-либо сказать?»
б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.
в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повремените по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.
г. Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.
д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не обнаруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам помочь с ответом?»
е. Заканчивайте на положительной ноте.
Заканчивая вопросы и ответы, создавайте положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо поработали, отвечая на них.
5. Подбор примеров
— При попытках выразить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, «Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?», поможет учащемуся донести свою мысль.
Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ролевых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в процессе принятия решений.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ
Преодоление школьной тревожности
Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют
1. что могут решать задачи,
2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,
3. вносить свой особый вклад в классный коллектив
им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения.
Мы можем направленно повышать уровень “Я могу” с помощью следующих поддерживающих техник:
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».
Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»
2. Формируйте веру в успех.
Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако c такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед.
Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты можешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.
Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудными», его самоуважение здорово вырастает.
3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения. Чтобы содействовать продолжению успеха.
4. Признание достижений.
Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!»
Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.
1. Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.
2. Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.
3. Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
4. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.
5. Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.
6. Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.
7. Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.
8. Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.
9. Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.
10. Учить ребят анализировать прожитое время.
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:
Рекомендации для учителя
Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация».
Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.
Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности»?
Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.
Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия «Положительная мотивация».
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.
Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель — лидер» на атмосферу в классе.
Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:
1. Выявление учащихся «группы риска».
2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.
3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:
– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
– изменение условий семейного воспитания.
4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:
1. Незнание или слабое знание особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.
2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.
3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.
4. Неправильное отношение к учащимся.
5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.
6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).
7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.
8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.
9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.
10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся..
Педагог в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:
Индивидуальное беседы с учащимися.
Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.
Приглашение родителей, в учреждение образования с целью ознакомления с успеваемостью, поведением учащегося.
Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.
Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДИ (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),
Приглашать работников милиции для бесед с учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)
Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.
Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.
Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.
В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.
Памятка для педагогов
по организации профилактической деятельности в учреждении образования:
Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
Действовать только тактично.
Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.
Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.
Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.
10. Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
Профилактика конфликтов в ученическом коллективе
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо: